IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОЖЕРЕЛЬЕ ХРАМОВ И МЕЧЕТЕЙ ЗЕМЛИ МОРКИНСКОЙ
Гилимова Г.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I.Введение

Сегодня в мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям. Архитектура имеет богатый и своеобразный язык, без знания основ которого невозможно ее понять. Поэтому изучение архитектуры начинается с постижения ее языка.

Изучая вопрос религии, знакомясь с памятниками культуры, убеждаешься в том, что, сколько ума, души и таланта вкладывали люди в эту сферу в своей жизни.

Цель: исследование архитектурных особенностей православных храмов и мечетей Моркинского района, изучение истории объектов в сравнении.

Задачи:

  • проследить путь православия и ислама в нашем крае;

  • ознакомиться с архитектурой храмов и мечетей района;

  • сравнить этапы развития, особенности и архитектуры религиозных объектов в крае;

  • составить карту «Религиозные объекты Моркинского района»;

  • составить таблицу «Особенности храмов и мечетей земли Моркинской»;

  • встретиться со старожилами Морков;

Методы исследования:

Исследования проводились теоретическим и практическим путем, то есть первоначальное изучение книг, архивных источников, запись бесед при встречах с людьми, просмотр источников Интернет-сети, описание объектов, опираясь на архитектурный язык, а затем анализ собранного материала и обработка его (составление диаграммы, карты, таблицы и зарисовка объектов), подведение итогов и составление статьи исследовательской работы.

За поиск и исследование материала о мечетях района я взялась давно, так как мои родители из разных деревень, где есть мечети и мой папа помогает мулле. Но я посчитала, что мало знаю о вопросах православия и ислама в крае и пришла к выводу, что на сегодня материал изучен не в полной мере, в ходе исследования появляется что-то новое и интересное, то есть непочатый край работы.

Данная тема актуальна, так как в современном мире происходит некоторое искажение в истории. А архитектура- это та же самая книга, только в огромных размерах. Поэтому мы должны изучать и знать ее особенности в первозданном виде.

Новизна работы - изучение и исследование объектов дается в сравнении.

Объект исследования - особенности архитектурного развития в православии и исламе нашего края, предмет – храмы и мечети в Моркинском крае.

В написании работы была сделана опора на литературу по истории православия и ислама, документы архивов Республик Татарстан и Марий Эл, воспоминания старожилов, фотографии и чертежи храмов района. В своем исследовании опиралась на книгу Старикова С.В. и Левенштейна О.Г. «Православные храмы и монастыри Марийского края». В книге рассказывается о православных храмах и монастырях, расположенных на территории Марийского края, их строительстве и архитектуре, истории и современном состоянии. Для расширения своего кругозора просмотрела подписные журналы «Православные храмы» и книгу «Села Моркинского района», изучила сайты о мечетях Республики Марий Эл.

Я считаю, что велика значимость моего исследования, так как у человека обязательно должна быть вера во что-то и знать историю, во что он верит.

II. Родники веры

1. По пути православия и ислама на марийской земле

С 988года христианская вера на­чала свою поступь в древней Руси. С присоединением марийского края к Русскому государству в 16 веке постепенно, особенно в 18 веке, началось крещение марийского на­селения, которое проходило очень сложно. Подтверждение тому материал в книге Устрялова Н.Г. «Сказание князя Курбского», где отмечено, что во времена Ивана Грозного было переселение русских из Нижегородских земель, они селились рядом с марийским населением. В результате марийцы попали под влияние русского народа, и часть населения мари приняли православную веру. Исследованные архивные документы говорят о том, что православие входило в марийские селения трудно, порой были столкновения между православными людьми и язычниками. В 19 веке в Моркинском крае начинает играть роль ислам, так как в восточной части района появляются татарские селения, где строятся мечети. А затем наступил 20век, время атеизма, время безбожия в годы советской власти и как- будто религия замерла на целых 75лет.Но кто верил в Бога и Аллаха, он продолжал верить, вера была всегда в душе этого человека.Во все времена каждый из них и нас для общения с Всевышним шли и идут в храм, в мечеть.

2. И церкви, как белые свечи…

На моркинских землях появляются первые деревянные храмы в селах Арино и Морки.

В архивных документах «Ведомость Царевококшайского уезда села Морков Богоявленской церкви» за 1810год я обнаружила, что оба храма были построены в 1752году. Далее я прочитала «…Богоявленская, в селе Морках, трехпрестольная, построенная в 1819году, в замен ветхой, деревянной, основанной в1752году»1.

Возведение религиозных объектов на моркинской земле происходило поэтапно:

1этап: 18 век- храмы Богоявления Господне (Морки) и Рождества Христова (Арино) (приложение 1).

2 этап: начало 19века.В эти годы в селах Моркинской волости появляются церкви в селах Петровский, в Шиньша, в Мушерань.

3этап: вторая половина 19века На моркинской земле были построены еще шесть храмов: в Русский Уртем, в Кужерах, в Семи-Сола, в Уньжа, в Изи-Кугунур, в Керебеляк.

В конце 19века появляются не только храмы, но и мечети в деревнях Тат-Чодраял, Кульбаш (1886г.), Алмаметьево (1899г.) (приложение 1).

В 19 веке происходило увеличение строительства храмов в два раза, в сравнение с республикой - составляло одну десятую часть из шестидесяти храмов. Чем же, объясняется подъем в строительстве храмов? Это исторический фактор: подъем настроения людей в победе в Отечественной войне 1812 года, проведение реформ в 60-е годы, активизация общественного движения.

4этап: 20век. В начале 20 века продолжается строительство храмов, были построены еще два храма в Кютюк-Кинер и в Кинер.

Советская власть, установленная в октябре 1917года, все изменила в жизни людей. Наступило время разрушения святынь людьми. Такая участь постигла почти все храмы и мечети в районе. Из беседы со своими родителями, узнала, что в мечетях и храмах открывали сельские клубы. В 1932 году церковь Богоявления Господне в Морках была закрыта, затем там разместился дом культуры, далее- кинотеатр «Спутник» (приложение 2).

Лишь в конце 20 века начался новый этап в жизни церковного зодчества. Люди потянулись к своим истокам. Заслуга в этом - подвижников веры, они, сплачивая вокруг себя людей, начали поднимать из руин храмы и мечети, реконструировать их. Так, в Морках благодаря религиозной общине в 1992году здание церкви было передано верующим.

Сегодня, из 13 церквей района действуют только три храма, в поселке Морки, в селах Арино, Шиньша.

В конце 20 века силами членов мусульманской религиозной организации «Маххалля» были построены мечети в поселках Морки и Октябрьском.

В ходе изучения истории храмов района, я составила диаграмму «Жизнь храмов Моркинской земли» (приложение 3), из нее следует, что пик существования храмов приходится на конец 19века и начало 20 века. Здания рождаются, переживают свой звездный час, стареют, превращаются в прах. Благодаря взаимодействию людей и архитектуре снова появляются храмы и мечети. А архитектура - летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания… Сегодня, думаю, всем миром будут восстановлены религиозные объекты в нашем крае.

Таким образом, рукотворное ожерелье храмов и мечетей - это духовный и культурный капитал страны, это труд и талант людей, которым нет цены. К ним тянутся людские потоки, стремясь обрести благодать и покой.

3. Храмы и мечети, где благодать и покой

Храмы стремились всячески украсить, для чего нанимали лучших людей-зодчих, живописцев, кузнецов, ювелиров, а те давали слово строить «по пригожеству», «как мера и красота скажут». Для русских умельцев мера и красота были синонимами святости, что превращало возводимые ими храмы в радужный сплав архитектуры, живописи, музыки и света. Так совершалось чудо: дерево, камень, в коих вложили душу, в ответ - великолепие храмов. Мастера строили храмы там, где они могли скрыться в густой зелени, это северо-восточная часть района или гордо возвышающиеся над селом- в Морках и на юге моркинской земли. Но воздвигнутые они словно играли светом и тенью. Храмы строили на средства прихожан, на средства купцов.

В основном церкви строили в стиле классицизма, в виде корабля. Об этом свидетельствуют чертежи храмов 19века (приложение 4).

Таковым стал храм Богоявления Господне в Морках (приложение 5).

Храм был главным украшением любого населенного пункта. Наш храм виден издалека при въезде в Морки. Тропинки к ней, как протянутые руки, тянутся со всех сторон. Он возвышается над поселком. Интересно, храм построен на природной возвышенности или это рукотворное чудо? Никто и не скажет об этом. Хотя в журнале «Известия Казанской Епархии, №4 за 1900год» написано «Село по занимаемому месту, делится на 2 части - нагорную и подгорную. На горе, обнесенной высокой каменной оградой, красуется Божий храм» 2. Отсюда, можно предположить, что это природная возвышенность. Но точно знаю из документа «Клировая ведомость Богоявленской церкви села Морков Царевококшайского уезда Казанской Епархии за 1910год», что храм Богоявления был построен на самом высоком месте у деревни Пончоял. Первоначальный его вид - деревянная церковь, возведенная на средства прихожан. Вся территория церкви была обнесена высоким забором. В 1819 году из-за ветхости деревянной церкви был построен каменный храм. Храм был в одной связи с каменной трехъярусной колокольней и напоминал корабль. Такое здание одно из типов русских храмов, храмы – «корабли». Это кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». «Это архитектурная метафора: храм-корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю»3. Первоначальное каменное здание храма в Морках было построено в стиле классицизма. Увидеть его изображение можно на старой фотографии (приложение 5).

Очень благоприятно храм вписывается в окружающий, ее ландшафтно-архитектурный ансамбль: расположен в пятьсот метрах от первой марийской крепости «Кошары» и от храма исходят лучами улицы. Словно по архитектурному правилу: организующим началом являлся кремль, а доминантной формирующейся градостроительной композиции - храмы и монастыри.

Храм высотой 32метра и трехъярусная колокольня высотой 40 м, возвышающаяся над главным порталом. Полюбуйтесь им. Это очень красивый храм, со своим шармом, приобретенным за долгие годы. Всмотритесь в белизну его стен, серебро купола храма и шпиль колокольни с крестами. Из-за ее белизны во все времена года храм выглядит по -разному, но всегда красив и горд и всегда он манит к себе. Неверующий человек ради любопытства или в ходе экскурсии поразится красотой и притихнет строгостью внутреннего храма. Действительно это так, при входе в храм, что-то происходит в душе человека.

Славен храм не только внешним, но и своим внутренним благолепием.

Интерьер храма отображает традиционное убранство православной церкви. Войдя в храм, минуя притвор, мы окажемся в огромном зале, разделяющий на две части. Первый зал, когда-то два теплых престола, второй-главный, с трехъярусным иконостасом, отделяющий алтарь. Иконы иконостаса сегодня обновляются. В храме много икон.

Сегодня внутреннее убранство храма отличается от храма 19века. В архивных документах отмечено, что первоначальный храм был трехпрестольный. По данным на 1916год интерьер храма украшала живопись, но из-за сырости многие картины были попорчены и облупились. Сохранились записи о живописи на стенах и куполах храма,я попыталась создать картину по этой записи «Живопись храма Богоявления Господне в 19 веке» (приложение 6).

Ранее первый зал храма отапливался дровами, было две печи скорой постройки (кладки), находящиеся в подвальном помещении, от них были протянуты меж окнами трубы, с которых исходило тепло. На сегодняшний день трубы замурованы в стенах. Архитекторы Марийской Епархии пытаются найти такую схему печи, но тщетно.

Сегодня храм по внешнему виду не отличается от храма 19века. Храм имеет современный и привлекательный вид (приложение 7).

Кроме того, внимание привлекают к себе туристов и гостей нашего поселка мечеть и буддистская ступа.

Мечеть - это богослужебное здание мусульман (приложение 8). На сайте Интернет-сети я просмотрела, что в переводе с арабского который означает «место поклонения». Они строятся по определённым правилам. Одним из таких является то, что это здание должно быть строго ориентировано на восток, то есть на святое для всех мусульман место - Мекку. В Коране Аллах о мечетях говорит следующее: «Пусть ваши дома будут большими и красивыми, а мои мечети - чистыми и скромными». Поэтому архитектура здания мечети является скромным, но, несмотря на это, она имеет отличительные особенности, какими являются купол, наличие двора. Кроме того, обязательными элементами являются минарет и михраб. Но архитектурное исполнение мечети может быть также продиктовано климатом местности и региональными особенностями. Многие мусульманские мечети имеют двор, в котором по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовения, так как согласно мусульманским обычаям входить грязным в мечеть нельзя. Крыша мечети обычно представляет собой купол, на конце который оканчивается луной. Луной, потому что у мусульман праздники проводятся по лунному календарю. Отличительной чертой мечети является минарет- башня с конической крышей, которая пристраивается к основному зданию мечети. Число минаретов не может быть больше 9, для небольших мечетей допускается и один единственный. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционным синим и красным цветом. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого. Внутри же здание (приложение 8) делится на 2 половины - мужскую и женскую. В стене любой мечети выделяется михраб, так называемая ниша, которая указывает направление киблу, то есть Каабу в Мекке. Правоверные мусульмане при совершении намаза - моления, обязаны повернуться к михрабу лицом. Михраб - обязательный элемент мечети, также как и трибуна, имеющая форму лестницы, называемая минбар. Он состоит из трёх ступенек. На первой читает намаз имам. На втором совершает намаз муфти, который считается старше имама. А вот на третей ступени - сам Аллах, поэтому ни муфти, ни имам не имеет право совершать молитву на третей ступени. Это говорит о том, что нет никого старше и важнее самого Всевышнего. Полы в мечети укрыты ковром, потому что в исламе запрещено заходить в это здание в грязной обуви. И стены, и ковры расписаны арабеской, а также арабскими буквами строки из Корана. Можно сказать, что эти украшения являются практически фоном, который полностью закрывает поверхность стен и потолков мечети. Цветовое решение арабески обычно очень яркое и состоят из насыщенных цветов и оттенков. Любые изображения людей и животных в исламе запрещены, так как в мечети ничего не должно отвлекать прихожан от молитвы, обращенной к Аллаху.

Мечети по своей функциональности подразделяются на квартальные, Джума- мечети и намазгох. Квартальные мечети предназначены для небольших общин мусульман, и в них проводятся пять ежедневных намазов. Джума- мечети вмещает большее количество прихожан и предназначены для проведения праздничных намазов. А намазгох - особо крупная мечеть, которая строится вне города и предназначена для важнейшего праздника для - Карбан байрам. Такие мечети строятся как открытое место, так как именно там происходит заклание жертвенных животных. В разные времена мечети выполняли не только функции мест для богослужения, но и являлись религиозными школами, а также приютом паломников и странников.

В моей работе были затронуты потаенные струнки души человеческой, и я с охотой и воодушевлением изучала родники православия и мечети на земле, где я живу.

III. Заключение

Используя различные формы работы, мое исследование дало результаты.

Во -первых, я много узнала о пути христианизации в нашем крае, что она проходила в ожесточенной форме, в борьбе между язычниками и православными людьми и для многих был труден путь выбора. Пути распространения ислама проходили безболезненно.

Во-вторых, православие и ислам пришли на нашу моркинскую землю, и в короткий срок было построено 13 храмов, на строительство которых деньги отдавали не только прихожане, но и купцы.

В-третьих, составила картину «Живопись Храма Богоявления Господне в 19веке».

В- четвертых, православие и ислам в нашем крае имеют ряд особенностей. При исследовании материала по архивным документам Национального архива Республики Татарстан и Государственного архива Республики Марий Эл я выделила эти особенности (приложение 10):

  • первая - схожие черты: религиозные объекты предназначены для моления; мужчины и женщины во время службы находятся в разных местах; роскошь внутреннего убранства; изменения в здании от первоначального вида к современному; кроме службы при религиозных объектах работают школы (воскресная при церкви, медресе при мечети); во главе объектов - настоятели (священник и мулла);

  • вторая - отличительные черты: местонахождение объекта: архитектурные стили; типы объекта; наличие утвари; наличие одежды; посещаемость прихожан (служба, школа для взрослых, воскресная школа для детей, паломнические поездки, лагеря);

В -пятых, сделала вывод, что вера в Бога и Аллаха, встречи со священнослужителями делают людей добрее, заботливыми к ближнему и внимательными к окружающим их людям.

В-шестых, изучая историю распространения православия и ислдама в крае и архитектуру объектов, выяснила путь к жизненным ценностям: вера, любовь, понимание, жить по заповедям Всевышнего.

Велик вклад церкви в изменение образа жизни людей. А храм - это источник добра, культуры, образования, красоты.Он завораживает и радует глаз людей. Но есть на земле храмы, которые продолжают стоять в развалинах как укор и назидание ныне живущих. Мы обязаны беречь эти чудесные шедевры русского церковного зодчества, это наше богатство. В Конституции Российской Федерации отмечено «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Приближается юбилей, 200-летие храма Богоявления Господне. Перед нами, учениками стали задачи: создать сборник «Житие священнослужителей храма Богоявления Господне», а по просьбе настоятеля храма Богоявления Господне отца Леонтия - найти места захоронения священнослужителей. Хотелось бы, чтобы главная часть храма приняла первоначальный вид с росписью на стенах, куполе. О мечети - узнать подробно ее историю. В итоге, религиозные объекты - это водоворот: люди – храм и мечети - красота - покой - люди. Возвращаясь к формуле Витрувия: прочность, польза и красота, эти три понятия, взятые вместе, и составляют сущность архитектуры.

Список литературы и источников

  • Анашкевич М.А. Храмы России/М.А. Анашкевич.-АСТ: Астрель, 2008.-487, [1]с.:ил.

  • Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской иконописи. - М.: Белый город.-416с.: ил.

  • Материалы к истории населенных мест марийского края. Вып.1. Списки селений Царевококшайского уезда 1723-1921гг./Мар. гос. ун-т; МарНИИ. - Йошкар-Ола. - 2001.-196с.

  • Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.-560стр.: ил.

  • Составитель Б.Проказов. Святая Русь. Религиозное издание. Белорусский экзархат. 2007.

  • Стариков С.В., Левенштейн О.Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. Йошкар-Ола. Издательство «Периодика Марий Эл», 2001

  • Тэнк, Анри. Религия мира. Иллюстрированная энциклопедия/ Пер. с франц. Е.В.Нетесовой -М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 384с., ил.

  • Устрялов Н.Г. Сказание князя Курбского. Издательство: Тип. Императорской Академии наук. СПб. 1868, стр.11

Архивные документы Национального архива Республики Татарстан:

  • Ведомость Царевококшайского уезда Села Морков Богоявленской церкви за 1810год. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 4, опись 42,д.6, лист 41.

  • Рапорт Благочиннического Совета 2 округа Краснококшайского кантона Марийской области Казанской Епархии.5апр.1924г. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 1172, опись 3,д.844, лист 1.

  • Протокол собрания …Богоявленской церкви села Морков об утверждении священника Алексия Митрофанова Благочинской церкви с Арино 2 округа Краснококшайского кантона Марийской области Казанской Епархии. №129 от 2 ноября 1022г. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 1172, опись 3, д.249, лист 1.

  • Известия Казанской Епархии. Год 1900. 34 год издания. №4 5 февраля, с.40.Казань. Типография Императорского Университета.

  • Клировая ведомость Богоявленской церкви села Морков Царевококшайского уезда Казанской губернии за 1900год. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 4, опись 142, д.92, лист 150.

  • Ведомость о церкви села Морков Царевококшайского уезда Казанской губернии, во имя Богоявления Господня, за 1906год. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 4, опись 138, д.25, лист 601.

  • Православные храмы. Путешествие по святым местам. Еженедельное издание. ООО «Де Агостини», Россия, Москва, 2012-2013.

Приложение

Карта «Ожерелье храмов и мечетей Моркинского района»;

Чертежи храмов Моркинского района:

Таблицы:

  • Храмы Моркинского района;

  • Мечети Моркинского района;

  • Особенности храмов и мечетей Моркинского района

Фотографии:

  • Мечеть в Морках;

  • Храм Богоявления Господня в Морках в 19 веке, в 20 веке;

Приложение

Приложение 1

Храмы Моркинского района

Рождества Христова (Христорождественская)

Арино

   

Церковь Богоявления Господне (Богоявленская)

Морки

 

Домовая церковь во имя св. Петра митрополита Московского (Петровская)

Петровское /Воскресенское

 

Казанская Богородицкая церковь

Шиньша

 

Церковь во имя Живоначальной Троицы (Троицкая)

Мушерань

 

Домовая церковь святого апостола Анисима (Анисимовская)

Кужеры. Стекольная фабрика бр. Хохряковых

 

Церковь святой Троицы (Троицкая)

Русский Уртем

 

Церковь святого Иоана Многострадального

Семисола

 

Св.влм.Пантелеймона и равноапп.князя Владимира Пантелеймоно-Владимирская

Уньжа

 

церковь Николая Чудотворца (Никольская)

Изи-Кугунур

 

Церковь святых апостолов Петра и Павла (Петропавловская)

Керебеляк

 

Казанско-Богродицкая

Кютюк-Кинер

 

Михаило-Архангельская

Кинер

 

Мечети Моркинского района

д.Алмаметьево

мечеть

д.Кульбаш

мечеть

п.Морки

мечеть

п.Октябрьский

мечеть

д.Тат-Чодраял

мечеть

Таблицы составлены Гилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в июле 2017г.

Приложение 2

Кинотеатр «Спутник». п.Морки, 20 век

Ксерокопия фото сделана Гилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в октябре 2017г.

Фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 3

Жизнь храмов Моркинской земли

Диаграмма составлена членами кружка «Музей и дети» МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл в 2016г.

Приложение 4

Чертежи храмов Моркинского района

Отсканировано Гилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в октябре 2017г.

Чертежи находятся в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 5

Храм Богоявления Господне, с.Морки, 19век

Ксерокопия фото сделана Гилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в сентябре 2017г.

Фото находится в музее истории школы МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 6

             
             
             

Внутренний вид храма Богоявления Господне в 19веке. Живопись

Картина составлена членами кружка «Музей и дети» МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл в 2016г.

Приложение 7

Храм Богоявления Господне в Морках сегодня

Отсканировано Гилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в августе 2017г.

Приложение 8

Внешний и внутренний вид мечети

Фото: мечеть в Морках

Картина: мечеть в Малайзии, взята из Интернет-сети

Создано Гилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в августе

Приложение 9

схожие черты

религиозные объекты предназначены для моления; мужчины и женщины во время службы находятся в разных местах; роскошь внутреннего убранства; изменения в здании от первоначального вида к современному; кроме службы при религиозных объектах работают школы (воскресная при церкви, медресе при мечети); во главе объектов - настоятели (священник и мулла);

отличительные черты

местонахождение объекта: архитектурные стили; типы объекта; наличие утвари; наличие одежды; посещаемость прихожан (служба, школа для взрослых, воскресная школа для детей, паломнические поездки, лагеря);

Особенности храмов и мечетей земли Моркинской

Таблица составленаГилимовой Гузалией Рафиковной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, в ноябре 2017г.

1 Ведомость Царевококшайского уезда Села Морков Богоявленской церкви за 1810год. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 4, опись 42,д.6, лист 41.

2  Известия Казанской Епархии. Год 1900. 34 год издания. №4 5 февраля, с.40.Казань. Типография Императорского Университета.

3  Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.-560стр.: ил.