IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВСЁ О МЯЧЕ И ИГРАХ С НИМ
Терновский Д.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С.А.Шмаков

Введение

Мяч– это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств учащихся. Веселые и простые движения способствуют развитию меткости, ловкости, координации движений, скорости. Игра с мячом учит контролировать свое внимание, наблюдательности, она вызывают положительные эмоции.

В результате возникновения мяча появились различные интересные виды спорта, использующие мяч. Сейчас трудно представить, если бы в современном мире не было бы футбола, баскетбола, волейбола, да и просто подвижных игр с мячом. Какими скудными и неинтересными были бы уроки физической культуры без мяча.

Актуальность проекта объясняется тем, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и бабушки и дедушки. Игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Современная молодежь погружена в компьютер, компьютерные игры и очень мало знакома с подвижными играми на улице.

Цель: Познакомиться с историей создания мяча, узнать о его разновидностях и играх с мячом.

Задачи:

  1. Изучить историю мяча.

  2. Рассказать об играх с мячом - футбол и баскетбол.

  3. Провести анкетирование одноклассников.

  4. Изготовить 2 вида мячей из ткани и японский мяч тэмари.

Гипотеза. Предположим, что человечество придумало игру в мяч в наши дни.

Объект исследования: мяч.

Предмет исследования: игры с мячом

Методы исследования: изучение литературы по теме проекта, анкетирование, наблюдение, сравнение и обобщение полученной информации.

Сроки: декабрь-апрель 2017 года.

  1. Описание работы

  1.  
    1. История развития мяча

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом, известно лишь одно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Археологи повсеместно находят предметы, отдаленно напоминающие мяч.

Изучив, литературные источники, мы узнали, что мячи у разных народов были сделаны из разнообразных материалов и использовались по-разному.

В гробницах египетских фараонов, нередко обнаруживали среди многочисленных предметов и мячи. Сделаны они были из кожи и набиты соломой. Дети фараонов играли мячами и устраивали «футбольные» турниры. Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев. Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу» — «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию. Игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом.

В Древней Японии любили командные игры, состав команды до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками. Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами. В игре тщательно следили за временем. Каждый гол должен был быть забит не позднее отмерянного песочными часами времени. [5]

До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту». В Японии, например, есть любимая игрушка — маленький пестрый мячик «тэмари». Дети играют ими с наступлением весны, приветствуя первые солнечные деньки — память о том, что когда-то мяч был символом солнца. Мячик «тэмари» выточен из дерева и оплетен разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.

В Древней Греции, имеющий форму солнечного диска, мяч считался идеальным предметом, и по представлению греков должен был обладать магической силой. Здесь мячи делали из кожи, оболочку набивали перьями или мхом. Например, спартанцы увлекались соревнованиями по перебрасыванию мяча с помощью рук и ног.

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар.

На Руси популярной была игра в лапту. Игроки, разделенные на две команды, бегали по игровому полю, перебрасывались мячом и «пятнали» им соперников.

Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая — круглая.

Из книги Абсалямова Г.Ш. «Национальные виды спорта ненецкого народа» мы узнали, что у народов ханты мячи для игр изготавливали из березового нароста (гриба), шили из оленьей кожи и набивали тряпками. А также плели из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). [1]

Интересно, что у народов ханты было достаточно много игр с мячом. Сведения о существовании таких игр в древние времена доносят до нас и хантыйские сказки. Мы подробно изучили эти игры, чтобы познакомить с ними одноклассников. Правила игры записали в приложении.

Шло время, мячи менялись, становились ярче, удобнее. Мячи стали более упругими, что позволяет им отскакивать от пола, стены придавая интерес игре, возможна регулировка упругости мяча.

1.2 Баскетбол-игра миллионов

Баскетбол – это очень старая игра. В игру, похожую на баскетбол, играли древние майя. Две команды пытались забросить каучуковый мяч в каменное кольцо, высеченное прямо в стене. Правда играть можно было ногами, локтями, головой и запрещалось – руками. Победившую команду – ждала награда – всех приносили в жертву богам (это считалось очень почетным).

Родиной баскетбола является Америка. До Октябрьской революции 1917 г. эта игра была только в столице России – Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Первый баскетбольный мяч был сшит из нескольких кусков кожи (внутри мяча размещалась камера) и имел трогательную шнуровку, на манеру той, которая используется сейчас в мячах для американского футбола.

Я, то же играю в баскетбол и у меня отличный тренер ГаврияновГеннадий Сергеевич. Он многому научил меня.

1.3 Футбол-моя любимая игра

Футбол (от англ. foot — ступня, ball — мяч) — самый популярный командный вид спорта в мире, целью в котором является забить мяч в ворота соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Мяч в ворота можно забивать ногами или любыми другими частями тела (кроме рук). Точной даты возникновения футбола не известно, но можно с уверенностью сказать, что история футбола насчитывает не одно столетие и затронула немало стран. Игры с мячом были популярны на всех континентах, об этом говорят повсеместные находки археологов. В Древнем Китае существовала игра, известная как «Цуцзюй», упоминаниям более 2000 лет.

В Японии подобная игра носила название «Кемари». Первое упоминание о Кемари встречается 1400 лет назад. В Древнем Риме тоже есть упоминание о игре похожей на футбол. Правила футбола - это один из старых сборников правил, которые зародились еще в 19 веке. Родиной первого свода правил стала Англия. Англия по праву является родиной всего, что олицетворяет футбол. Футбол –самый популярный в мире вид спорта. В него играют миллионы, т. е каждый 25-й житель Земли.

Я играю в футбол в нашем футбольном клубе «Ямал», как и мой папа.

В нашем городе детский футбольный клуб «Ямал» появился в 1995 году. Организаторами ДФК «Ямал», были Беленко Анатолий Иванович и тренер по футболу Ивченко Александр Анатольевич. Официальным открытием клуба является апрель 2001 года.

За этот период школьники, занимающиеся в ДФК, не раз становились призёрами соревнований, ездили в разные города страны, принимали участие в разных фестивалях, побывали в Испании. Эти победы – результат тренировок, силы воли и твердого характера. Девиз нашей команды «НИКОГО ВПЕРЕДИ!» Мой тренер тоже воспитанник футбольного клуба «Ямал». Три, человека, профессионально играют в футбол за разные команды. Мой папа вратарь футбольной команды и лучший вратарь города. Я, то же хочу быть таким как он. Я хотел бы сказать большое спасибо моему тренеру Леониду Сергеевичу Завадскому и моему папе, за то что, они научили меня играть в футбол.

2. Практическая часть

2.1 Результаты анкетирования

В ходе моей работы, был проведен опрос среди одноклассников, с целью выяснения играют ли они в мяч: В анкетирование приняли участие 20 ученик моего класса.

Вопросы анкеты:

  1. Имеется ли у Вас дома мяч?

  2. Играете ли Вы в мяч с родителями?

  3. Играете ли Вы в мяч во дворе с друзьями?

  4. Играете ли Вы в мяч на тренировках?

  5. Какие игры с мячом Вы знаете?

На первый вопрос все мои друзья ответил - ДА/ 100%

На второй вопрос ответы поделились ровно поровну 50% ответили –ДА, 50%-ответили –НЕТ.

На третий вопрос ДА ответили -80% уч-ся, НЕТ ответили – 20%.

На четвертый вопрос ДА ответили -35%, НЕТ-ответили – 65%

Ответ на пятый вопрос показал разные знания от 1 до 6 игр.

Проведя опрос, выяснили, что дети любят играть в мяч.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что самые известные игры среди современных подростков это футбол, волейбол, баскетбол, пионербол.

А какие игры с мячом были в детстве у моих родителей, бабушки, дедушки. Побеседовав с ними, узнал, что они игр знают больше, чем мы. Например, мама рассказала, что она с подружками играла в «Съедобное несъедобное», «Пионербол», «Картошка», «Стенка», «Классики с мячом», «Я знаю», «В козла».

Изучая историю мяча меня, заинтересовали мячи, сделанные из ткани и ниток. Мы решили изготовить самостоятельно мячи, а также найти им применение в наше время.

Эти мячи можно применять на уроках физкультуры для метания вдаль, цель, а также для разнообразных подвижных игр.

2.2. Изготовление мяча из ткани

Сшить мягкий мячик можно из любых обрезков ткани. Один мячик мы сшили из джинсовой ткани, другой из лоскутков разного цвета.

Для мяча из джинсовой ткани мы приготовили выкройку в виде лепестка. Мелом на ткани обвели шаблон лепестка 6 раз, затем вырезали детали. Сшивали «лепестки» попарно «лицом» друг к другу, а потом эти пары между собой. Последний шов довели не до конца, чтобы можно было засыпать крупу. Через полученное отверстие вывернули мячик и с помощью леечки насыпали в него гречку. Затем зашили отверстие вручную.

По точно такой же технологии мы сшили второй мячик, только лоскутки ткани были цветные, и мы их чередовали. Этот мяч мы наполнили рисом. Такой мячик можно бросать, забрасывать в какую-нибудь цель, например, в ведерко. Мы приспособили данные мячи для подготовки к спортивной игре «По кадетской тропе» и тренируемся с ребятами на переменах попадать в цель.

2.3 Изготовление мяча тэмари

Темари — это традиционный вид японского рукоделия, декоративный шар, расшитый орнаментальным узором. Само слово «темари» с японского переводится как «мяч принцессы», а история этих мячей начинается в восьмом веке. Тогда из Китая в Японию пришла игра «кемари» — «ножной мяч». В этой игре нужно было подбрасывать ногами небольшой кожаный мячик, а играли в нее исключительно аристократы. Постепенно игра перешла к знатным дамам, а они предпочитали не пинать мячик ногами, а перекидывать из рук в руки. Так как с мячиками теперь обращались гораздо более бережно, их начали украшать богатой шелковой вышивкой. Это стало традиционным женским рукоделием — аристократки соревновались в изготовлении темари, придумывая самые замысловатые узоры. Таким образом, игра дала начало декоративному искусству, и темари превратились в украшение, предмет роскоши, дорогой подарок и талисман.

` Самый доступный материал для изготовления мячиков – старые капроновые колготки. Кроме их доступности они имеют еще одно достоинство – мячики получаются прыгучими, почти как резиновые. Основу из колготок обматывают катушечными нитками и уже по нитяной обмотке делается вышивка.

Мы использовали для изготовления темари специальные пенопластовый шарик. Затем мы намотали на пенопластовый шарик слой ниток, который в дальнейшем служит основой для рисунка. Конец нитки спрятали вовнутрь и закрепили стежком при помощи иглы. Следующий этап это разметка шара. В верхнюю точку шара вкололи перпендикулярно иглу. Делается разметка вышитого шара темари по принципу глобуса. То есть любой шар должен иметь северный и южный полюса, а также экватор.

Делаем разметку.

  1. Мы взяли заготовленную полоску бумаги и приложили один ее конец к шару. Закрепили полоску на шаре, проткнув ее булавкой. Прокол должен находиться за 0,5 см от края. В этом месте будет находиться северный полюс;

  2. Обернули шар полоской, и в том месте, где она встретится с «северной» булавкой, сделали на ней изгиб;

  3. Далее определили, где будет находиться южный полюс и экватор. Для этого, взяли отрезок бумаги, которым мы обернули шар и согнули его пополам. Для определения экватора получившийся отрезок сгибаем еще два раза пополам;

  4. На месте сгибов сделали небольшие насечки;

  5. Теперь снова обернули полоску вокруг шара, и булавку воткнули в южный полюс;

  6. Сняли полоску бумаги с северного полюса и обвернули ее вокруг экватора. В местах насечек также вставили булавки.

  7. Теперь сделали разметку нитью. Мы взяли нить мулине контрастного к основе цвета. Эту нить натянули между всеми булавками, закрепляя ее на каждой из них.

Вышиваем узор

  1. Вводим иглу очень близко к пересечению линий разметки и делаем небольшой стежок. Делаем такие же на каждом углу разметки. Вышиваем стежки по часовой стрелке. Схема представлена в приложении. Красным обозначено линии пересечения разметки, а синим – ход выполнения стежков;

  2. Делая стежки один за другим по кругу, мы видим, что они постепенно увеличивается. Для того чтобы узор не просвечивался необходимо вводить иглу очень близко к началу предыдущего стежка;

  3. Когда сторона квадратика будет равна 1 см, меняем цвет нити и делаем еще 6 -7 рядов. Для того, чтобы начать вышивать нитью другого цвета, закрепив предыдущую нить. На конце нити снова делаем узел и продолжаем вышивать.

  4. Сделали один ряд стежков нитью первого цвета;

  5. Снова 6 -7 рядов другой нитью и так далее, пока вершина квадрата не стала находиться на середине линии разметки;

У нас получился мячик-тэмари, который мы выполнили своими руками.

В наше время темари выполняет исключительно декоративную функцию, они считаются драгоценным подарком. Дарящий такое произведение искусства желает его будущему владельцу счастья и успехов в делах. Их подвешивают в виде гирлянд, украшают кисточками и колокольчиками, надевают на палочки и ставят в вазы вместо цветов, вешают на новогоднюю елку. Но самая главная особенность этих милых украшений – это уникальность. Вряд ли у кого-либо получится сделать два одинаковых шара.

Заключение

В ходе работы над проектом мы выяснили, что мячи появились ещё в древности. У разных народов они были сделаны из разнообразных материалов: деревянные или сшитые из кожи и набитые соломой, или просто тряпичные, или плетенные из лыковых и берестяных, но во все времена мяч оставался любимой игрушкой детей. Наша предположение, что мячи появились в наши дни не подтвердилось.

В практической части работы был проведен опрос среди одноклассников, с целью выяснения играют ли они в мяч. Результаты показали, что мяч имеется у всех обучающихся класса. Однако игр с мячом они знают очень мало. Самой распространённой игрой является футбол. Я выяснил, что мои бабушки знали игр с мячом намного больше, чем мы, и они играли в эти игры. Мои же сверстники, выяснилось, играют только в футбол.

До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту».

В практической части работы мы сделали несколько видов мячей из ткани, а также японский мячик тэмари. Свои мячики из ткани, мы наполнили различными крупами, что послужит развитию мелкой моторики. Приспособили их для подготовки к школьной военизированной эстафете «По кадетской тропе» для метания в цель.

А также изучили методику изготовления японских мячиков тэмари и сделали такой мяч.

В ходе данной работы подробно познакомился с историей зарождения футбола и баскетбола, так как занимаюсь этими видами спорта в детском клубе «Ямал».

Материалы данной работы могут быть использованы на классных часах, внеклассных мероприятиях с учащимися.

Список литературы

1. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа Москва 1962.

  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. /Издательство «Академия», 2009.

  2. Кузницов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. М. Олимпия Человек, 2010г.

  3. Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. /Издательство Учитель, 2008г.

  4. Сайт интернета: http//www.ntennis-tatar.narod/ru/interes/ interes4.htm и др.

Приложение 1.

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Да

Нет

  1. Имеется ли у Вас дома мяч

20

 
  1. Играете ли Вы в мяч с родителями?

10

10

  1. Играете ли Вы в мяч во дворе с друзьями?

16

4

  1. Играете ли Вы в мяч на тренировках?

7

13

  1. Сколько игр с мячом Вы знаете?

от 1 до 6 игр

Результаты анкетирования

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 3.

Игра «Ловкий оленевод»

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 — 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя. Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом — это олени. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Охота на волка

Охотник встает в 4 — 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Игра с мячом “Пуксэл”

Играли в нее только мальчики в летнее время на дороге или на поляне. Количество игроков не ограничивалось. Для игры требовался мяч, который сплетали из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). Мяч обычно имел диаметр 10–15 см, и у него был небольшой хвостик (15–20 см).

Игроки метали мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий брался рукой за хвостик мяча и с замаха старался бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком, и каждый игрок запоминал свою отметку. Тот, у кого мяч пролетал большее расстояние, и становился победителем.

Игра “Поиграем в ямки” (“Вонкь сохит ентэхли”)

В этой игре участвовали мальчики и девочки. Играли в любое время года, на ровных площадках, которые не имели определенных границ.

Для игры изготавливали мяч из березового нароста (гриба) диаметром примерно 6–7 см. Перед игрой в песке или в снегу пяткой или палкой каждый играющий делал небольшую лунку глубиной 3–4 см, чтобы катящийся мяч мог в ней остановиться. Лунки располагались в один ряд, количество их зависело от числа играющих, расстояние между лунками было равно примерно 5–6 см, и между собой они соединялись желобком, глубина которого была примерно 1 см.

Все игроки вставали рядом со своими лунками. Любой игрок по желанию становился галящим. Он брал мяч в руку и посылал его броском строго по лункам так, чтобы мяч мог остановиться в одной из них. Когда мяч оказывался в лунке, все игроки разбегались в стороны от лунки по игровой площадке. Хозяин же лунки, в которой оказался мяч, быстро его хватал и старался попасть им в кого-либо из убегающих игроков. Игрок, в которого попали мячом, подбирал его, быстро возвращался к своей лунке и от нее старался попасть мячом в кого-либо из игроков. В том случае, когда бросок оказывался неудачным, бросавший клал в свою лунку небольшую палочку, которая бы не мешала заново прокатывающемуся мячу, а все игроки возвращались к своим лункам, и игра начиналась вновь. Когда в лунке одного из игроков набиралось четыре палочки, к нему подходили остальные игроки и несильно хлопали ладонями по его голове, произнося при этом: «Коша питан кош муват вали явтын». Затем кто-нибудь из игроков клал мяч этому игроку в подол рубахи, и все игроки разбегались в стороны. После этого наказания игра возобновлялась. Лучшим признавался игрок, в лунке которого не оказывалось палочек или их было меньше, чем у остальных. Запрещалось выбегать за пределы игровой площадки и хватать мяч раньше, чем он попадал в лунку.

Игра “Метание шишек” (“Пэв юхант”).

Игра с метанием шишек была популярна в пос. Тром-Еган (сургутские ханты). Она называлась “Метание шишек” (“Пэв юхант”). Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно.

Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.