IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

РОЛЬ ЛИЧНОСТЕЙ АЛЕКСАНДРА II И АВРААМА ЛИНКОЛЬНА В ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И США
Алесеев Д.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Вглядитесь в этого мученика!

Он был великим царем и был достоин лучшей судьбы…

Он не был блестящим умом, но он был великодушным,

благородным и прямым.

Он любил свой народ и питал бесконечную жалость

к униженным и оскорбленным…

Освободитель американских негров Линкольн был

также убит… Да, быть освободителем не безопасно!

Эжен Мелькиор де Вогюэ (1848–1910),

французский писатель и дипломат

В отношениях между странами и народами, огромное значение имеют судьбы отдельных людей, которые бывают порой, переплетены между собой самым невероятным образом. Яркий пример этому – судьбы лидеров двух могущественных государств: российского императора Александра II и президента США Авраама Линкольна, сумевших полтора столетия тому назад изменить ход истории.

Свою работу я посвящаю Александру II и Аврааму Линкольну - двум великим реформаторам, которые воплощают для меня лучшие человеческие качества, которые я хотел бы в себе развить. Посетив в 2011 году выставку «Царь и Президент: Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и Эмансипатор» я совершил личное открытие – я понял, насколько важное влияние на ход истории оказали судьбоносные решения этих людей. Для Александра II великие реформы были, безусловно, исключительно смелым поступком и величайшим испытанием. Глубочайшее чувство долга и ответственности перед своей страной, мужество, сострадание и доброта, блестящий интеллект и образованность, умение преодолеть свои слабости – те качества, которые позволили императору совершить правильный выбор. Свобода стала ценностью.

В американском президенте меня восхищает целеустремленность и любознательность, честность и желание служить обществу. Его слова отражают и мое мировоззрение: «Когда бы ни пришлось мне умереть, я хочу, чтобы люди, знавшие меня лучше других, сказали, что я всегда выпалывал чертополох и выращивал цветы везде, где, по моему разумению, цветы могли расти».

Меня интересуют параллели и связи между царём Александром II и другим выдающимся лидером, Авраамом Линкольном. Трудно себе представить людей столь разного происхождения: царь Александр, потомок старинной российской династии, и Авраам Линкольн, родившийся в глуши Кентукки, у которого за плечами было менее года школьного образования. Тем не менее, судьбе было угодно свести этих двух людей. Практически одновременно два выдающихся лидера решились избавить свои страны от позора рабовладения, что само по себе достойно внимания историков. Забота царя о выживании Союза между Россией и США — яркая страница истории, не описанная в наших учебниках.

В течение семидесяти четырёх лет холодной войны Россия и Америка, будучи противниками и приверженцами противоположных идеологических взглядов, нередко находились в состоянии конфронтации. Однако нельзя забывать, что с 1809 года, когда посол США Джон Адамс прибыл в Санкт-Петербург, до 1917 года наши страны поддерживали дружественные отношения, развивали двустороннюю торговлю, изучали друг друга и урегулировали разногласия мирным путём. Возможно, нам следует рассматривать девятнадцатый век как образец для наших отношений в двадцать первом веке.

Поэтому мы обратим внимание на этот период истории и кратко сравним ситуацию в России и США накануне отмены рабства, личности людей, проводивших эти реформы и их судьбы.

Проблемное поле исследовательской работы: по мнению Л.Г. Захаровой, доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова «об Александре II написано достаточно много в российской и в западной историографии. Но при этом остались малоизученными такие вопросы как понимание Александром II положения России в мире…его отношение к монархам и императорам Великих держав», а также, что для данного исследования особенно важно, к президенту Соединенных Штатов Америки — Аврааму Линкольну. «Среди вопросов, требующих внимания, — изучение жизни самих деятелей и реальных обстоятельств, в которых они творили…».

Таким образом, проблема данного исследования: влияние личностных качеств Александра II и Линкольна на дипломатические отношения между Россией и США в период1855—1881гг.

Аргументация актуальности:

  1. Сегодня предпринимаются поиски новых подходов к историческому исследованию, чтобы «повернуть историю лицом к человеку». По словам профессора Л.Г. Захаровой, в курсе лекций «Александр II и место России в мире»: «Государственные интересы России, ее международное положение и внутреннее развитие отражались в реальной политике лишь постольку, поскольку воспринимались и осознавались монархом, влиятельными лицами императорской фамилии и правящей бюрократией». Своеобразие и актуальность исследования состоит в его личностно-ориентированной направленности.

3. Формирование модели внешней политики России и США, ориентированной на плодотворное сотрудничество, существовавшее в XIX веке.

Чрезвычайный и Полномочный Посол США в РФ Джон Байерли, на международной конференции в РГГУ «Наследие А. Линкольна: уроки истории и современность», посвящённая 200-летию американского президента А. Линкольна, сравнил шестнадцатого американского президента с российским царем Александром II Освободителем. Он напомнил о давних дружественных связях между Россией и США.

Цель работы: определитьвлияние личных качеств царя Александра II и президента Линкольна и их взаимоотношений на дипломатические отношения между Россией и США.

Задачи:

  1. Изучение и анализ литературно-исторических источников по исследуемому вопросу;

  2. Сравнительно-исторический анализ черт характера двух реформаторов, Александра II и Авраама Линкольна, и условий их проявления (составление сопоставительных таблиц).

  3. Характеристика дипломатических отношений в период правления лидеров государств.

Объект исследования: дипломатические отношения между Россией и США в период1855—1881гг.

Предмет исследования – личности Александра II, императора Всероссийского, (1855—1881) из династии Романовых, и Авраама Линкольна, 16-го президента США (1861—1865) в условиях международного сотрудничества.

Хронологический период, в рамках которого проводится исследование: период 1855—1881гг.

Методы исследования:

  1. Метод сравнения (компаративный метод) - сравнение исторических фактов, портретов Александра II и Авраама Линкольна в контексте исторической действительности. Метод направлен на обнаружение аналогий (или их отсутствие) в историческом процессе.

  2. Ретроспективный метод - раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, последовательных изменений в исторической действительности в процессе развития на основе причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития.

В основу исследования положены труды российских и зарубежных историков: И.И. Куриллы, доктора исторических наук, профессора «Российско-американские отношения в эпоху Авраама Линкольна и Александра II», Джона Селлерса, доктора философии, историка, эксперта по истории США периода президента Линкольна, А.Д. Яновского, кандидата исторических наук, Л.Г. Захаровой, доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, Джеймса Х. Биллингтона, директора Библиотеки Конгресса США, Л. М. Ляшенко, писателя-историка, Иоффе А.Н., Алентьевой Т.В. и др.

Наиболее исчерпывающую информацию по вопросам дипломатических отношений между Россией и Америкой в период правления Александра II и Линкольна нам удалось почерпнуть из следующих источников: работы Павловской А.В. «Россия и Америка. Проблемы общения культур». Проработав большое количество материалов, исследовательница пришла к заключению, что именно на середину XIX в. пришлось активное формирование образа России в американском обществе, в эпоху правления Александра II, которая у американских современников получила название «сердечного согласия». Важным источником в вопросе о взаимоотношениях Александра II и Линкольна стала книга «Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор. (Каталог выставки)». М.: Индрик, 2011. В книге представлены статьи ведущих экспертов по интересующему нас вопросу, таких как И.И. Курилла, Л.Г. Захарова, Джеймс Саймингтон. Ценнейшим дополнением к "опубликованным и архивным официальным дипломатическим документам стали материалы американской прессы. Доступ к архивам американских газет есть в сети Интернет. http://www.sonofthesouth.net

Глава 1. Влияние дружественных отношений Александра II и Авраама Линкольна на дипломатические отношения России и США в период их правления.

«... две страны, расположенные на концах двух миров, в предшествующий период их развития были, как бы призваны к естественной солидарности интересов

и симпатий, чему они уже давали взаимные доказательства…»

Из депеши министра иностранных дел А.М. Горчакова посланнику России в США Э.А. Стеклю о позиции России по вопросу гражданской войны в США.

Царь оставил на документе помету: «Быть по сему».

Вы русские и мы американцы! Наши страны так далеки, на первый взгляд так непохожи – такая громадная разница в социальных и политических условиях... и тем не менее, в каких-то чертах, в наиболее важных, столь близки друг к другу”.

Из предисловия Уитмена к первому изданию «Листьев травы» в русском переводе

1.1. Переписка императора и президента

«Ваш добрый приятель Александр» - «Ваш преданный друг Авраам Линкольн»

Американские историки называют дружбу Александра и Авраама вершиной российско-американских отношений. Они никогда не встречались, только писали друг другу письма, и внешне были совсем несхожи. Изысканный и элегантный Александр II, которого еще в пеленках сделали шефом элитного лейб-гвардии Гусарского полка, и долговязый, если не сказать, сермяжного вида выходец из низов Авраам Линкольн - воплощение "американской мечты".

В интервью обозревателю «Известий» Наталье Осс историк и публицист Николай Сванидзе так комментирует отношения между лидерами двух стран:

«…Чувство внутреннего родства имело место. История, разведя двух великих реформаторов по разным континентам, не дав возможности увидеться друг с другом, тем не менее, обеспечила им схожую судьбу. Каждый из них освободил значительную часть своего народа. Александр освободил крестьян. Линкольн освободил черное население Америки, уничтожив рабство…Линкольн не допустил раскола страны. Он не только президент-освободитель, но и президент-объединитель. Победив южан в гражданской войне, он обеспечил единство Америки».

Они обменивались письмами — и оба прекрасно владели искусством дипломатической риторики. В национальных архивах Соединенных Штатов сохранились шесть писем Александра II, адресованных президенту Линкольну. Каждое из них написано на двух языках, русском и французском, традиционном языке дипломатии в XIX в., но особое внимание привлекает то, как они подписаны: «Ваш добрый приятель, Александр». Там же, в национальных архивах США, хранятся и копии ответных посланий Авраама Линкольна, а также один рукописный черновик, с поправками, свидетельствующими о том, что президент тщательно редактировал текст. Ответные послания также подписаны: «Ваш преданный друг, А. Линкольн». Послания, которыми обменивались оба лидера своих наций, великолепны по стилю. Их разделяли тысячи миль, но и Линкольн, Александр II видели друг в друге гуманистов.

Николай Сванидзе считает, что в 60 годы XIX века эти фигуры объединяли две наши страны - «старую европейскую державу и молодые североамериканские штаты. Огромные страны с колоссальной территорией, растущим населением».

В предисловии к книге «Царь и Президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и Эмансипатор» Джеймс У. Саймингтон, председатель Фонда Американо-Российского культурного сотрудничества, праправнук секретаря Линкольна Джона Хея пишет о том, что Россия и Соединенные Штаты находятся в уникальном положении и способны вместе делать великие дела в мире. Он также отмечает, что российский император Александр II и американский президент Авраам Линкольн оказались на одной странице истории, освободив рабов и отменив крепостное право.

1.2 Дипломатические отношения между Россией и США в период с 1850 по 1865 гг.

И.И. Курилла в статье «Российско-американские отношения в эпоху Авраама Линкольна и Александра II» сообщает, что в середине 1850-х гг. российско-американские отношения находились на подъеме.1 Американские инженеры помогали русским в строительстве и эксплуатации Петербург-Московской железной дороги; «в командировку за океан группами отправлялись специалисты по транспорту и вооружениям, чтобы на месте изучить пароходное сообщение на Миссисипи и систему защиты портов, заказать в Нью-Йорке скоростной пароход для Балтийского флота и новинку землеройной техники — только что изобретенный паровой Excavator…Крымская война, однако, показала, что технические новшества, внедренные Николаем I, не спасли Россию от поражения».

В статье «Царь и президент: встреча по дипломатическим каналам» искусствовед Мэрилин П. Свизи утверждает, что новая фаза в отношениях между Россией и США началась в 1855 г., когда Александр II унаследовал своему отцу и взошел на престол как император и самодержец всероссийский.2 Одним из ключевых кадровых решений в начале правления Александра II было назначение князя Александра Горчакова на должность канцлера и министра иностранных дел. Горчаков был видным государственным деятелем и глубоким знатоком истории, к тому же относившимся к Соединенным штатам с глубоким уважением. «Американский союз, — утверждал Горчаков, — продемонстрировал миру зрелище благосостояния, которому нет равных в анналах истории». Горчаков стал правой рукой царя в вопросах иностранных дел и проявил себя весьма действенно в установлении политики Российской империи в отношении Соединенных Штатов.

В годы, последовавшие за Крымской войной, пишет И.И. Курилла, состояние, как русского, так и американского обществ характеризовалось высокой степенью политического возбуждения. В России это был результат недавнего поражения и надежды на реформы с началом нового царствования, в США же все глубже становился кризис, приведший вскоре к Гражданской войне.

Избрание Авраама Линкольна президентом США в ноябре 1860 г. стало сигналом о переходе нараставшего в стране конфликта в острую стадию. Российская дипломатия предприняла попытки примирить Север и Юг.

Важную роль в российско-американском сближении этого периода сыграли дипломаты двух стран. Линкольн и Александр общались друг с другом при посредничестве посланников в столицах друг друга. На протяжении всей Гражданской войны Россию в Вашингтоне представлял посланник Эдуард Стекль, опытный профессиональный дипломат. Администрацию же Линкольна представляли в Санкт-Петербурге посланники Кассиус Клей и Саймон Кэмерон.

И.И. Курилла считает необходимым отметить тот факт, что Манифест об отмене крепостного права, подписанный 19 февраля 1861 г., изменил образ Российской империи, бытовавший в США, и дал дополнительный аргумент сторонникам немедленной отмены рабства.

1.3. Сердечный союз («entente cordiale»)

Между Российской монархией и американской демократией установился истинно сердечный союз («entente cordiale») — взаимовыгодные отношения, основанные на обоюдной поддержке, которую оказывали друг другу царь и президент — Александр II и Авраам Линкольн. Этот союз продолжался в течение всего срока президентства Линкольна и несколько лет после гибели президента.3

Джеймс Саймингтон подчеркивает важность того, что именно тогда Россия поддержала формировавшийся хрупкий американский союз в сложное для него время. Он замечает, что роль России в гражданской войне, которая в тот момент шла в США, была действительно важной. Канцлер Горчаков передал через российского представителя в Вашингтоне послание Линкольну, в котором говорилось о том, что российский царь надеется на выживание великого эксперимента в Соединенных штатах Америки, где за столь короткий период времени было достигнуто так много в плане распространения закона и свободы.

Малоизвестен тот факт, что две российские эскадры в самый разгар гражданской войны вошли в американские гавани в Сан-Франциско и Нью-Йорка в 1863 году и были встречены с огромным энтузиазмом. Это было сделано по многим причинам, но, конечно, одна из них заключалась в том, чтобы удержать Францию и Англию от вступления в войну против коалиции северных штатов под руководством Линкольна.

Оба визита были встречены с восторгом и энтузиазмом, который был усилен отвагой русских моряков при тушении гигантского пожара, вспыхнувшего в Сан-Франциско. Пламя уже охватило город, истощив ресурсы пожарной команды, когда, по словам газетчиков: «Моряки из русской эскадры под командованием адмирала Попова роем вылетели с кораблей, взялись за насосы, оттеснив изнуренных городских пожарных, и потушили огонь».

Русско-американские связи 1860-х, однако, не исчерпывались дипломатическими и военными маневрами, связанными с Гражданской войной. Целый ряд проектов был нацелен на будущее сотрудничество двух стран. Самым крупным из них была постройка трансконтинентального телеграфа из Америки в Европу через территорию Русской Америки, Чукотки и Сибири (с пересечением Берингова пролива).

Уровень отношений России и Америки в середине XIX века весьма наглядно демонстрирует встреча делегации американских граждан, среди которых был известный писатель Марк Твен с императором Александром II в Ливадии 26 августа 1867 года. Тогда российскому самодержцу было передано следующее послание: "Америка многим обязана России - является её должником во многих отношениях, и в первую очередь за непоколебимость её дружбы в годы суровых испытаний. Мы молим Бога с упованием о том, чтобы эта дружба продолжалась и в будущем; мы знаем с уверенностью, что Америка благодарна и всегда будет благодарна России и её Государю".

Никогда уже отношения между Россией и США не достигнут той степени искренности, как в годы Гражданской войны. Взаимная симпатия двух стран шла по нисходящей вплоть до гибели российского императора от рук народовольцев в 1881 г., после чего под «эпохой дружбы» была подведена итоговая черта. После отмены крепостного права в России и рабства негров в Соединенных Штатах две страны перестали играть роль взаимных зеркал. Страны стали ближе к Европе и дальше друг от друга. Сближавшие их институты исчезли, а разделявшие принципы упрочились, что и стало важнейшим фактором отдаления стран друг от друга в последней трети XIX — начале XX века.

Глава II. Личности реформаторов: сходства и различия

Попытка понять человека ушедшей эпохи

заслуживает всяческого уважения.

Постойте. Понять человека?

Но здесь-то и начинаются главные трудности.

Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств.

О капитан! Мой капитан! Рейс трудный завершен,

Все бури выдержал корабль, увенчан славой он.

Уж близок порт, я слышу звон, народ глядит, ликуя,

Как неуклонно наш корабль взрезает килем струи.

Но сердце! Сердце! Сердце!

Как кровь течет ручьем

На палубе, где капитан

Уснул последним сном!

У.Уитман

памяти президента Соединенных Штатов Авраама Линкольна

2.1 Трагическое сходство судеб

Удивительным образом одновременно похожими и очень различными были личности главных реформаторов – императора Александра Николаевича Романова и президента США Авраама Линкольна. Два лидера никогда не встречались, но судьбы их оказались трагически схожими (см. приложение 2).

Одно из этих государств было автократичной абсолютной монархией, другое — демократической республикой, которую возглавлял избранный народом президент. Даже внешность лидеров контрастировала, и, если бы их поставить рядом, картина получилась бы неординарная: царь Александр II был воплощением элегантности, а президент Авраам Линкольн был долговязым и, по мнению современников, сермяжным.

Меня поразили некоторые факты совпадений мистического характера. Практически все американцы знают, что Линкольн был 16-м президентом США, но при этом мало кто обращает внимание на тот факт, что Александр II стал 16-м представителем династии Романовых на российском престоле (если считать малоизвестных правителей Ивана V и Ивана VI Антоновича).

Инаугурационная речь американского президента состоялась 4 марта 1861 г., а указ об отмене крепостного права объявлен в России на один день позже – 5 марта 1861 г. (хотя официальной датой Манифеста об отмене крепостного права считается 19 февраля).

«В шести с половиной тысячах километров от того места, где новоизбранный президент Авраам Линкольн отсчитывал последние часы до своей инаугурации, лидер совсем другой страны готовился к самому важному дню своего правления. Царь Александр II поднялся до рассвета, и надев свой любимый халат вишнево-красного цвета, стоял задумчиво у окна, глядя, как занимается бледный рассвет на площади возле Зимнего дворца. Этим утром он даст свободу 23 миллионам своих подданных».4

Оба правления начинались на фоне сложной внутриполитической ситуации в стране (прил. 1). Александр II вступил на российский престол в период, когда кризисная ситуация в России стала более явной в связи с ее поражением в Крымской войне (1853–1856), обнажив и несовершенство российской экономики, и недостатки армии. Умирая, Николай I сказал своему преемнику: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот».5

20 февраля / 4 марта 1861 г. вступил в должность новый президент Североамериканского Союза Авраам Линкольн. Его инаугурационная речь по времени почти совпала с историческим для России событием — 19 февраля / 3 марта Александр II подписал законодательный акт, отменивший крепостное право в России «сверху», мирно. Линкольн начал свое правление с твердой решимости противостоять сепаратистской борьбе южных рабовладельческих штатов и отстоять единство Союза.

Таким образом, обострение внутриполитической ситуации сопровождало действия лидеров двух стран.

Обстановка, сложившаяся в Соединенных Штатах и Российской империи в начале 1860-х гг., поставила и Александра II, и Авраама Линкольна перед необходимостью проведения радикальных социальных и управленческих реформ, продиктованных во многом результатами войн, в которые наши страны были вовлечены против их воли. Россия потерпела унизительное поражение в Крымской войне с Англией и Францией, в то время как Американский союз буквально разваливался на части и сползал к гражданской войне.

Интересы единства государства пронизывали не только всю политику американского президента, но и действия российского императора. В подтверждение приведем пример отрывка из разговора Александра с предводителем звенигородского дворянства Голохвастовым в 1859 г., помещенный в книге Л.М. Ляшенко «Александр II, или история трех одиночеств»: «Теперь вы, конечно, уверены, что я из мелкого тщеславия не хочу поступиться своими правами! Я даю тебе слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски. А ведь этого и вы не хотите».6

Оба лидера подписали директивы по расширению сети железных дорог вглубь их собственных стран. Александр II, взойдя на престол, провел целую череду либеральных реформ, приведших к усилению местного самоуправления, созданию института суда присяжных, большей автономии для Польши и ослаблению цензуры.

2.2. Различия между личностными качествами лидеров двух стран

Имелись существенные различия между двумя лидерами (см. прил. 1).В первую очередь - разница властных амбиций двух реформаторов. Александр жалел, что родился великим князем и не скрывал своей склонности к жизни частного человека.

А. Линкольн, наоборот, изначально имел склонность к участию во властных структурах. Он не скрывал, что конечной его целью является управление страной. Один из помощников министра Ч. Дана так описывал Линкольна: «Даже в минуты полной расслабленности в нем всегда ощущалось присутствие воли и сила интеллекта, утверждавшие доминирующее положение президента».

Можно говорить о совершенно различных уровнях образования – если Александр считался одним из самых образованных людей своего времени, то Линкольна часто обвиняли в неграмотной речи и неотесанности, что не мешало ему быть обаятельным и завоевывать симпатии людей в непосредственном общении.

Значительно отличался и возраст реформаторов – Линкольн был на 8 лет старше, начал свои реформы в более зрелом возрасте, а погиб значительно раньше (на 16 лет), не доведя многое из задуманного до завершения.

Современный российский историк Эдвард Радзинский, являющийся почитателем Александра, называет его российским реформатором нового типа – двуликим Янусом, одна голова которого смотрит вперед, а вторая с тоской оглядывается назад. Он мог бы сравнить Александра с Линкольном. Подобно императору, президент оглядывался назад (глядя на основополагающие принципы Америки), а также смотрел вперед (на рождение новой свободы). Он использовал радикальные методы (освобождение рабов) для достижения консервативных целей (сохранение Союза).

Правление Александра II было куда более длительным. Оно началось в 1855 г., и трагически завершилось в результате террористического акта в 1881 г. Перемены, произошедшие в эти годы — поддержка, оказанная царем силам Севера в американской Гражданской войне, визит русского военного флота в 1863 г., приезд делегации Фокса в Россию в 1866 г., продажа Аляски в 1867 и визит великого князя Алексея Александровича, сына Александра II в Соединенные Штаты в 1871 - 72 гг. — оказали долговременное воздействие на исторический путь обоих народов.

Реформы Александра II привели к незапланированному результату: вместо проявлений благодарности народа, царь столкнулся с неким вариантом гражданской войны, подобной той, которую вел в США Линкольн. Россия первой в современной истории столкнулась с политическим терроризмом как формой войны. Этот террор был организован радикально настроенными группами молодежи, аппетиты которых росли куда быстрее, чем способность правительства пойти навстречу их требованиям. Террористические акты против российских чиновников всех уровней представляли собой беспрецедентную и непрекращающуюся кампанию, проводившуюся немногочисленным меньшинством с целью дестабилизации и ослабления государственного аппарата.

Терроризм в России привел к куда меньшему числу потерянных жизней, чем Гражданская война в США, ставшая самым кровавым конфликтом исторического периода между наполеоновскими войнами и Первой мировой войной.

Трагедия России заключалась и в том, что террор был направлен против самого последовательного реформатора, когда-либо занимавшего царский престол. Известно, что Александр II планировал значительно расширить роль выборных должностных лиц в правительстве России и обсуждал вопрос публикации этого плана утром 1/13 марта 1881 г., в день своей гибели. Как и Линкольн, он был наделен государственным умом и недюжинным мужеством.

России не суждено было развиться по пути, проложенному реформами Александра II. В отличие от царской России, линкольновская Америка не только сумела пережить куда более кровопролитную Гражданскую войну, но и сумела сохранить институты народовластия, обрести вдохновение в единой национальной идеологии и подняться выше риторики взаимных обвинений, что привело к возрождению гражданских свобод.

Сегодня царь и президент, избавившие свои народы от пережитков прошлого, стоят плечом к плечу в истории, как освободители, а их трагические судьбы являются напоминанием о персональном бремени, которое всегда несут великие реформаторы.

Заключение

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты и сформулированы выводы.

  1. Был проведен сравнительно-исторический анализ общего и особенного в личностях двух реформаторов Александра II и Авраама Линкольна и составлены сопоставительные таблицы (см. приложения 1-3).

Для сравнения были выделены следующие параметры:

Таблица 1. Различия между Александром II и Авраамом Линкольном (Приложение 1)

  • Государственный строй в возглавляемой стране

  • Происхождение

  • Внешность

  • Властные амбиции

  • Образование

  • Путь к власти

  • Убийства и мифология вокруг этих событий

Таблица 2. Личные качества царя и президента – сходства и различия (Приложение 2)

Таблица 3. Итоги правления, основные реформы (Приложение 3)

Выводы:

  • Выявлены существенные различия в государственном строе управляемых стран, происхождении лидеров, образовании, внешности и властных амбициях.

  • Объединяют царя и президента, прежде всего реформаторская деятельность, в частности Акт об освобождении крестьян и Прокламация об освобождении рабов, дружба и переписка (насчитывается 21 письмо, сохранившееся в архивах обеих стран), разделяемые гуманистические идеи, трагический конец жизни (смерть от рук террористов).

  • К числу личных качеств, которые являются общими для Линкольна и Александра II Линкольну и, которые содействовали проведению реформ, следует отнести: упорство, волю и твердость в претворении решений в жизнь, доброту, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, честность и открытость, практическую мудрость, социальную мобильность, глубокое чувство долга и ответственности, мужество, стойкость перед лицом опасностей и лишений. В тоже время обоих политиков объединяет способность к состраданию и склонность к меланхолии.

  • Линкольн является идеальным образцом воплощения «американской мечты»: перепробовав профессии землемера, кладовщика, лесоруба, почтового служащего, он добился самого высокого поста в американском государстве – поста президента.

  • Популярности Авраама Линкольна во многом способствовали его человеческие качества: простота, обаяние и скромность, сочетавшиеся с незаурядным интеллектом и знаниями, необходимыми государственному деятелю. В отношении с людьми он был мягок и тактичен, в трудных ситуациях предпочитал «вызывать огонь на себя», но не перекладывать ответственность на других и не вступать в конфликты даже с теми политиками, которые ему особенно досаждали. Терпение и выдержка, трезвый расчёт, умение выслушивать, убеждать, а не «громить» собеседника дополняли портрет этого человека, ставшего для американцев эталоном политического лидера. Линкольн верил в общечеловеческие ценности и идеалы, оставаясь приверженцем демократического порядка и законности. Это был демократ, лишённый черт популиста, революционера или «вождя», идущего к власти через разжигание страстей, смуту и потрясения. Пожалуй, эти особенности Линкольна-политика и человека - имели существенное значение для дальнейших судеб американской демократии.

  • В ряду российских монархов-реформаторов одной из наиболее ярких и противоречивых фигур, безусловно, является Александр II. Александр Николаевич был добр и сентиментален, обладал ярко выраженным чувством долга, искренне любил родных. Повинуясь государственному долгу Александр не знал никаких послаблений, душевного покоя и комфорта, занимаясь жестоким самоконтролем в дополнение к контролю со стороны окружающих. Император был вынужден постоянно заботиться о славе, чести, репутации как своей, так и страны в целом. Тяготясь этим тяжелым бременем, Александр II попытался совместить трудно совместимые вещи: остаться самодержцем, но вести существование зажиточного обывателя.


    •  
      • В отличие от Линкольна Александр действовал методом проб и ошибок, импульсивно, проявлял волю самодержца не только там, где это было необходимо, но и там, где следовало бы избрать путь долгих уговоров и обстоятельных объяснений.

  • Для него существовала постоянная связь между историческим прошлым страны и будущим, он умел выстроить подлинно преемственную политику государства.

  • Дружба Александра и Авраама Линкольна стала вершиной российско-американских отношений. Дипломатические отношения между Россией и США в период 1855 -1881 гг., можно оценить как плодотворное сотрудничество, «эпоху дружбы», «сердечный союз», пик сближения между странами. «Нет более яркого примера дружбы и духа прагматизма, чем личная история президента Авраама Линкольна и царя Александра II» [Джон Байерли, чрезвычайный и полномочный посол США в РФ].

  • Итоги деятельности:

При жизни ни Линкольн, ни Александр не удостоились благодарности. Но Линкольна убили его враги, южане, которые не могли ему простить его роли в освобождении рабов и Гражданской войне. А Александра убили фактически единомышленники - народники, сторонники освобождения крестьян, революционеры за то, что сочли его действия недостаточно последовательными. В этом трагедия этого периода истории и Александра II.

После освобождения от рабства и крепостничества Россия и США могли пойти рука об руку к великому будущему. Но через сто лет, в 60 годы XX века уже был разгар холодной войны. США пошли по пути развития либеральной тенденции – свободный рынок, неприкосновенность личности, частная собственность. А в России после нескольких великих десятилетий, произошли страшные трагедии, начиная с 14 года. Гражданская война, террор, репрессии, голод. «США наращивали свою мощь и стали к концу XX века единственной сверхдержавой. А Россия, как сказал Солженицын, драматически проиграла XX век. Но это было потом, ни Александр, ни Линкольн предвидеть этого не могли. Каждый из них сделал лучшее, что мог сделать – освободить свой народ и заслужить блистательное место в истории» (Н. Сванидзе).

Библиографический список
  1. Александр II. Трагедия реформатора: Люди в судьбах реформ, реформы в судьбых людей: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Лапин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. — 296 с., 600 экз.

  2. Алентьева Т.В. Проблема конструирования предвыборного имиджа кандидата в президенты США на примере Авраама Линкольна // Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». 2009. №6.

  3. Адам Гудхарт. Другая прокламация об освобождении//The New York Times, США

  4. Захарова Л. Г. Александр Второй. — В кн.: Российские самодержцы. — М., 1994.

  5. Захарова Л. Г. Александр II и Авраам Линкольн: реформы и внешняя политика / Л. Г. Захарова // Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор. (Каталог выставки). - М.: Индрик, 2011. - С. 99-118.

  6. Курилла И.И. Российско-американские отношения в эпоху Авраама Линкольна и Александра II // Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор. (Каталог выставки). М.: Индрик, 2011. (Министерство культуры РФ. Федеральное архивное агентство). С. 31-48.

  7. Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. — М.: Владос, 1994. — 240 с.

  8. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002. — (ЖЗЛ).

  9. Масси С. Великокняжеский визит. Путешествие великого князя Алексея Александровича по Соединенным Штатам Америки / С. Масси // Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор. (Каталог выставки). - М.: Индрик, 2011. - С. 153- 162.

  10. Павловская А. В. «Александр II как реформатор в англо-американской историографии». «Вестник МГУ», серия 8, история, 1994 г. №6, с.40

  11. Николаев Вс. Александр Второй. Биография. М., 2005.

  12. Радзинский Э.С. Александр II. Жизнь и смерть. М., 2007.

  13. Свизи М. Царь и Президент: Встреча по дипломатическим каналам /- М.: Индрик, 2011. - С. 25- 30.

  14. Стернталь С. Странное «Сердечное согласие». Авраам Линкольн и Александр II / С. Стернталь // Родина. - 2012. – №5. – С. 73-76.

  15. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Т. 1-2. СПб., 1911. 2-е изд.; то же: М., 1996

  16. Талья А. Ю. "Роман" в письмах императора России и президента США, или послесловие к публикации документов по истории внешней политики Российской империи в начале XIX века / А. Ю. Талья, В. А. Ушаков // Империи и империализм нового и новейшего времени. - Санкт-Петербург : Изд-во исторического фак-та С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - С. 336- 339.

Веб-ссылки

  1. http://www.sonofthesouth.net/leefoundation/civil-war/1863/alexander-nevski.htm

  2. http://www.bibliorossica.com

  3. http://inosmi.ru/history

  4. http://militera.lib.ru/bio/lyashenko

  5. http://www.fulbright.ru

  6. http://www.segodnya.ua

  7. http://vestarchive.ru/1/1335-lcar-i-prezident-aleksandr-ii-i-avraam-linkoln-osvoboditel-i-emansipatorr

Приложения

Приложение 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика Александра II и Авраама Линкольна

Параметры сравнения

Различия

Государственный строй в возглавляемой стране

Российская империя - абсолютная монархия

(с тысячелетней историей)

США - демократическая республика, которую возглавлял избранный народом президент (не преодолен рубеж столетия)

Происхождение

Линкольн родился 12 февраля 1809 года в семье необразованных фермеров — Томаса Линкольна и Нэнси Хэнкс, живших в маленькой бревенчатой хижине в округе Гардин, штат Кентукки.

Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения Александрой Федоровной.

Поскольку у старших братьев Николая Павловича сыновей не было, младенец уже тогда воспринимался как потенциальный престолонаследник

Внешность

Авраам Линкольн был старше Александра на девять лет, тощий и неуклюжий, и, по собственному признанию, далеко не красавец. Линкольн был долговязым и, по мнению современников, «сермяжным».

В романе «Полет шмеля» В. Пикуль описывает президета так: «Авраам Линкольн - рост 193 см, тело страшной худобы, лицо словно вырублено из дерева, руки и ноги длины непомерной. Юмористы писали, что президент является отпрыском счастливого брака портового крана со старой ветряной мельницей; впрочем, как отмечалось в газетах, он здорово похорошел после того, как переболел оспой».

Черты лица Линкольна были резко очерчены, в глаза бросались высокие скулы и впалые щеки, крупный нос и глубоко посаженные глаза. У него была густая черная шевелюра, своеволие которой приводило в отчаяние парикмахеров. Линкольн позволял себе вольности не только в прическе, но и в одежде. Современники отмечали, что она сидела на нем, как на вешалке, жилет морщился, брюки имели мешковатый вид. Однако костюмы Линкольна всегда отличалась безукоризненной чистотой.

Александру было 37 лет, когда он взошел на трон. Тогдашний американский посланник в Санкт-Петербурге описывал царя как «рослого и очень привлекательно, с серыми глазами и каштановыми волосами».

Александр II был воплощением элегантности. Он всегда очень внимательно следил за своей внешностью. У него были пропорциональная фигура, высокий рост и правильные черты лица. Он был безупречно воспитан. К ношению военной формы Александр II приучался с детства, она сидела на нем «как влитая». Он знал об этом и искренне любил военную форму, умея ее носить. Современники единодушно отмечали, что «мундир сидел на нем как-то особенно щеголевато, грудь выделялась, талия стройно перетянута по-николаевски».

Именно Александр II ввел в 1860-х гг. новый стандарт прически, включавшей сложную конструкцию из ухоженных усов с подусниками и роскошных бакенбард. Вся эта «конструкция» на лице органично сочеталась с тщательно уложенными волосами. При этом Александр II никогда не носил бороды.

(Игорь Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.)

Властные амбиции

А. Линкольн изначально имел склонность к участию во властных структурах. Он не скрывал, что конечной его целью является президентство.

Один из помощников министра Ч. Дана так описывал Линкольна: «Даже в минуты полной расслабленности в нем всегда ощущалось присутствие воли и сила интеллекта, утверждавшие доминирующее положение президента».

Александр II жалел, что родился великим князем и не скрывал своей склонности к жизни частного человека.

«…чем дальше, тем жестче он отделял свою должность от личности, выполнение им государственных обязанностей от своей частной жизни».

«Когда мы говорили о нем, как о «мещанине во монаршестве», мы не имели в виду ничего унижающего или возвышающего Александра II. Это определение лишь подчеркивает, что он попытался совместить трудно совместимое: остаться самодержцем, но вести существование зажиточного обывателя, то есть превратить пост монарха в некую чиновничью должность, отправляемую человеком ежедневно, скажем, с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед. Оставшееся время суток император, по мнению Александра Николаевича, имел право проводить так, как ему хотелось». (Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002)

Образование

Линкольн был «самоучкой». Из-за тяжёлого материального положения семьи посещал школу не более года, но сумел выучиться грамоте и полюбил книги. Деннис, друг его детства, впоследствии писал: «После того, как Эйбу исполнилось 12 лет, не было случая, когда бы я его видел без книги в руках…По ночам в хижине он опрокидывал стул, заслонял им свет, усаживался на ребро и читал. Это было просто странно, чтобы парень мог столько читать».

В детстве Линкольном были прочитаны Библия, «Робинзон Крузо», «История Джорджа Вашингтона», басни Эзопа. Кроме того, он помогал соседям писать письма, оттачивая, таким образом, грамматику и стилистику. Иногда он даже ходил за 30 миль в суд для того, чтобы послушать выступления адвокатов.

Став совершеннолетним, начал самостоятельную жизнь, занимался самообразованием, сдал экзамены и получил разрешение на адвокатскую практику. Его часто обвиняли в неграмотной речи и неотесанности, что не мешало ему быть обаятельным и завоевывать симпатии людей в непосредственном общении.

Александр II к началу 1837 г. получил блестящее образование, равноценное, по мнению знающих иностранцев, подготовке к защите докторской диссертации в лучших европейских университетах. Он говорил на четырех языках, в том числе и английском, и с самого рождения воспитывался для того, чтобы принять «бремя власти» в стране, считавшей себя наследницей Византийской империи.

Получил домашнее образование под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание.

В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку военному - капитану Мердеру. Это был боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем. Современники отзывались о нем, как о человеке высоконравственном, добром, обладавшем ясным и любознательным умом и твердой волей. Сделавшись императором, Николай озаботился общим образованием наследника и избрал ему в наставники Жуковского. Программа, по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным. Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации. Два раза в год наследнику устраивались экзамены. Император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына. Уже в 11 лет Александр командовал ротой, в 14 - в первый раз за офицера руководил взводом во время учений 1-го кадетского корпуса. С 1833 года ему стали читать курс фортификации и артиллерии. Через год преподавание военных предметов было еще усилено в ущерб другим дисциплинам.

Путь к власти

В 1846 году Линкольн был избран членом Палаты представителей Конгресса в (1847—1849) от партии вигов.

В 1849 назначен секретарём территории Орегон.

В 1856 примкнул к созданной в 1854 году Республиканской партии, выступавшей против рабовладения, и в 1858 году был выдвинут кандидатом на место в Сенате США.

Восхождение Линкольна к президентскому титулу сквозь хаос американской избирательной системы того времени было необычным и знаменательным феноменом. Казалось, он появился из ниоткуда. И вправду, многие среди вашингтонской политической и социальной элиты, включая тогдашнего посланника Российской империи барона Эдуарда де Стекля, имели сомнения относительно «провинциального юриста из штата Иллинойс».

По достижении совершеннолетия 5 мая 1834 (день принесения им присяги) наследник-цесаревич был введён своим отцом в состав основных государственных институтов империи: в 1834 в Сенат, в 1835 введён в состав Святейшего Правительствующего Синода, с 1841 член Государственного совета, в 1842 — Комитета министров.

В 1836 году он уже стал генерал-майором, с 1844 года полный генерал, командовал гвардейской пехотой. С 1849 года Александр — начальник военно-учебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848 годов. Во время Крымской войны 1853—1856 годов с объявлением Петербургской губернии на военном положении командовал всеми войсками столицы.

Обстоятельства смерти и мифология событий

«Рассказывают, что последняя фотография президента была таинственным образом перечеркнута черной линией в районе шеи, а негатив разрушился сразу же после того, как была отпечатана первая и единственная копия (та самая, на которой наблюдается зловещая черта). Также существует рассказ о том, что незадолго до смерти Аврааму Линкольну приснился сон – он шел по Белому дому и слышал плач, на вопрос о причине горя слуги ответили, что умер президент США». (Иоффе А.Н. 19 век: реформаторы и их судьбы) Через пять дней после окончания войны, в день Страстной пятницы, 14 апреля 1865 года, на спектакле «Мой американский кузен» (в театре Форда) сторонник южан актёр Джон Уилкс Бут проник в президентскую ложу и выстрелил Линкольну в голову. Утром следующего дня, не приходя в сознание, Авраам Линкольн скончался. Миллионы американцев, белых и чёрных, пришли отдать последний долг своему президенту во время длившегося две с половиной недели путешествия траурного поезда из Вашингтона в Спрингфилд. Поезд вёз два гроба: большой гроб с телом Авраама Линкольна и маленький — с телом его сына Уильяма, умершего за три года до этого, во время президентского срока Линкольна. Авраам и Уильям Линкольны были похоронены в Спрингфилде на кладбище Оук-Ридж. Трагическая смерть Линкольна способствовала созданию вокруг его имени ореола мученика, отдавшего свою жизнь ради воссоединения страны и освобождения чернокожих рабов.

«Недобрые предзнаменования начались с момента коронации императора Александра II, когда стоявший с «державой» М.Д. Горчаков неожиданно потерял сознание и упал, выронив при этом символ власти. Шар покатился по каменному полу и многие посчитали это нехорошим началом для царствования, хотя сам Александр утешал придворного словами: «Не беда, что свалился. Главное, что стоял твердо на полях сражений». (Иоффе А.Н. 19 век: реформаторы и их судьбы).

«Между тем вокруг монарха не только сжималось кольцо "охотников", но и сгущались полумистические тучи примет и предзнаменований. Недели за две до своей гибели Александр Николаевич стал каждое утро находить на подоконнике спальни убитых и растерзанных голубей. Выяснилось, что огромная хищная птица поселилась на крыше Зимнего дворца, но все попытки ее поймать оказались тщетными. Наконец, поставили капкан. Совладать с ним в полете птица все же не сумела и рухнула на Дворцовую площадь. Хищником оказался коршун таких исполинских размеров, что чучело его было помещено в Кунсткамеру. Позже об эпопее с хищником вспомнят, как о мрачном и последнем предзнаменовании александровского царствования, но все это будет позже...» (Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002)

Однажды гадалка предсказала Александру II, что у него будет трудная жизнь, полная смертельных опасностей. Она поведала ещё и о том, что он умрёт от седьмого покушения, произведённого на его жизнь.

1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, Александр II скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким; погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже, с «чая» (второго завтрака) в Михайловском дворце у великой княгини Екатерины Михайловны; на чае присутствовал также великий князь Михаил Николаевич, который отбыл несколько позднее, услышав взрыв, и прибыл вскоре после второго взрыва, отдавал распоряжения и приказания на месте происшествия.

4 марта его тело было перенесено в Придворный собор Зимнего дворца; 7 марта торжественно перенесено в Петропавловский собор в Петербурге. Отпевание 15 марта возглавил митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в сослужении прочих членов Святейшего Синода и сонма духовенства.

Приложение 2

Таблица 2. Личные качества царя и президента – сходства и различия

Личные качества, черты характера

1.Об упорстве Линкольна нам говорит то, что он не сдавался и не отступал от назначенной цели во что бы то ни стало: по истечении четырех сроков в Палате Представителей своего штата, дважды потерпев неудачу в 1843 и 1844 годах на выборах в Конгресс, он все-таки был избран членом палаты от вигов в 1846 году, и пробыл им 3 года.

2.Авраам Линкольн всегда был честен и открыт, стремился к дружбе и братству, не хотел войны, но хотел сохранения Союза. В своей второй инаугурационной речи Линкольн призывал отказаться от мщения, поставил задачи реконструкции Юга, построения гармоничного Союза:

«Не питая ни к кому злобы, преисполненные милосердия, твёрдые в истине, американцы должны перевязать стране её раны … сделать всё возможное, чтобы завоевать и сохранить справедливый и длительный мир в своём доме и со всеми народами мира».

3.Линкольн придерживался политики компромиссов, благодаря чему сумел предотвратить раскол партии. Он был убеждён, что даже в военное время в стране должен осуществляться политический процесс. Это позволило на всём протяжении Гражданской войны сохранить свободу слова, избежать серьёзных ограничений гражданских свобод и кризиса двухпартийной системы. В президентство Линкольна проходили выборы, граждане участвовали в управлении государством.

4.«Чувство долга заложено в каждом из нас. Настойчиво идти к своей цели - наш святой долг. Этот долг стал моим призванием».

Авраам Линкольн

5. Склонность к меланхолии, сострадание.

1.Свои намерения Александр II претворял в дела. Воля и твёрдость монарха являлись в период подготовки крестьянской реформы главным гарантом её осуществления.

2.«… свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. А.Ф. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса».

3.Император не обладал способностью видеть политическую ситуацию всесторонне и оценивать её трезво, принимать нетрадиционные решения. Ни в молодости, ни в зрелые годы он не придерживался какой-либо определённой теории (Захарова Л. Г. Царь-освободитель)

Для мировосприятия Александра как монарха и человека характерно убеждение в необходимости руководствоваться практической мудростью «для того, чтобы примирить историю – этот незыблемый завет прошедшего – с прогрессом, законом настоящего и будущего». (Письмо Александра II Наполеону III от 6/18 ноября 1863 г. // Воспоминания генерал-фельдмаршала Дмитрия Алексеевича Милютина. 1863–1864. М., 2003).

4. Говоря об особенностях характера Александра II, следует отметить его чувство долга и ответственности, что было характерно для всех Романовых в XIX столетии. Так, присутствуя на театре военных действий, Александр II выполнял преимущественно инспекторско-представительские задачи, посещая, в числе прочих, многочисленные госпиталя, при этом царь «заходил в палаты тифозных и горячечных».

5. Мягкость характера, меланхоличность, сентиментальность и даже слезливость. Современники отмечают, что «ему был дан редкий для царей дар — он умел сострадать. Он плакал, когда видел убитых и раненых солдат при обороне Севастополя и безуспешных атаках Плевны, он плакал у смертного одра отца и жены, он горько рыдал, когда хоронил своих детей - Александру и Николая».

"Перед лицом настоящей опасности Александр II проявлял полное самообладание и спокойное мужество, и между тем он постоянно жил в страхе опасностей, существовавших только в его воображении", - вспоминал Петр Кропоткин.

Личность Линкольна ассоциировалась у американцев с трудолюбием, честностью, социальной мобильностью. Выходец из народа, он был человеком, который «сделал сам себя».

Красноречие и харизма этого выдающегося политического деятеля стали залогом его успеха, он одерживал политические победы одну за другой. Он всегда говорил убедительно, четко и ясно, сохраняя адвокатскую логику и уверенность в победе и в политике.

Многие современники Александра II отмечали космополитичность и некоторую вялость характера царя. Оценивая характер Александра II, фрейлина А.Ф. Тютчева отмечала, что. по ее мнению, «он не был государем, популярным в истинном смысле слова; народ не чувствовал притяжения к нему, потому что в нем самом совершенно отсутствовала национальная и народная струна…» По воспитанию, манерам и поведению Александр II являлся скорее европейским монархом, совершенно не обладая «национальной спецификой».

Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования». (Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4).

Привычка первенствовать развила в нем обидчивость, ревность к чужим успехам… Он не очень любил и умел выслушивать справедливые упреки или здравое несогласие со своей точкой зрения даже в разговорах с глазу на глаз. (Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств — М.: Молодая гвардия, 2003)

Даже симпатизировавшие императору современники, отдавая ему должное, считали его слабым. Слабым человеком и слабым, подверженным влияниям самодержцем.

Мердер в своих «Записках воспитателя» отмечает: «В великом князе совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было… Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние…».

Амплитуда колебаний его внутриполитического курса была значительна, от либеральных реформ 1860-х гг. до «закручивания гаек» в 1870-х гг. Это также отражение его характера. При этом Александр II очень ревностно относился к власти. Своих старших сыновей он приобщал к власти, следуя традиции и здравому смыслу, но делал это с некоторой оглядкой. Граф С.Д. Шереметев отмечал: «В основе характера государя таилось мелочное чувство, и то была ревность. Она проявлялась в нем не раз и по отношению к самым близким ему людям. Такое чувство испытывал он по отношению к императрице и даже к цесаревичу Николаю Александровичу».

Князь П.А. Кропоткин отмечал что «ни в вопросах политики, ни в личных симпатиях он не был человеком, на которого можно было положиться, и вдобавок отличался мстительностью. Сомневаюсь, чтобы он искренно был привязан к кому-нибудь».

Приложение 3

Таблица 3. Итоги правления, основные реформы

Итоги правления,

основные реформы

  • Предотвращение распада США

  • Отмена рабства

  • Образовательная реформа

(По решению Конгресса США в 1862 были выделены федеральные земли для постройки университетов для преподавания сельскохозяйственных, военных и механических знаний. Этот проект, называющийся Актом Морила, был подписан Авраамом Линкольном).

  • Аграрная реформа (акт о Гомстеде в 1862 году. По этому акту, каждый гражданин США, достигший 21 года и не участвовавший в гражданской войне на стороне Конфедерации, мог получить земельный участок размером до 65 га, а через пять лет после освоения земельного участка приобретал право собственности на землю).

  • Создание новой банковской системы

  • Проложена трансконтинентальная железная дорога к Тихому океану

  • Экономика Соединённых Штатов надолго стала наиболее динамично развивающейся экономикой мира.

В летопись русской истории император Александр II вошёл, прежде всего, как Царь-Освободитель, осуществивший отмену крепостного права, освободивший многомиллионное крестьянское население России от крепостной зависимости.

Царь-Реформатор - при поддержке Александра II были приняты Земское положение (1864),

Городовое положение (1870),

Судебные уставы (1864),

ряд военных реформ (1860-1870-ые годы),

реформы народного образования, цензуры,

отмена телесных наказаний.

Он даже решился дать ход Конституционному проекту, сказав: «Я не скрываю от себя, что мы идём по пути Конституции». Однако эта великая реформа осталась незавершённой.

Царь-Геополитик - при Александре II завершилось присоединение Кавказа (1864), затем в состав России вошли Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, а также Курильские острова в обмен на южную часть Сахалина, и были чётко обозначены границы с Китаем и Японией (1865-1881). Продал США Аляску и Алеутские острова (1867).

1 Курилла И.И. Российско-американские отношения в эпоху Авраама Линкольна и Александра II // Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор. М.: Индрик, 2011. С. 31-48.

2 Свизи М. Царь и Президент: Встреча по дипломатическим каналам /- М.: Индрик, 2011. - С. 25- 30.

3 Свизи М. Царь и Президент: Встреча по дипломатическим каналам - С. 25- 30

4 "The New York Times", США, Адам Гудхарт, «Другая прокламация об освобождении»

5 Татищев С.С. Император Александр Второй. Его жизнь и царствование. М., 1996.

6 Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002.