IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КУПИНО В ЧИСЛАХ И ЗАДАЧАХ
Оноприенко М.Ф.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I. Аннотация

Данный проект предназначен для выявления взаимосвязи между математикой и ее практическим приложением через составление текстовых задач, исторического содержания.

Проблема. Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением и культурой ?

Цель: Изучение текстовых задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека, историей, географией и другими учебными дисциплинами.

Задачи:

  • Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;

  • Рассмотреть виды текстовых задач и правила их составления

  • Разработать памятку для составления текстовых задач

  • Изучить историю возникновения города Камышлова, его внешний вид и географическое положение

  • Составить банк текстовых задач с использованием исторических и географических сведений о городе Купино.

Гипотеза. Составление и решение авторских задач способствует формированию умения решать текстовые задачи.

Объект исследования. Текстовые задачи

Предмет исследования. Текстовые задачи, способствующие изучению истории, культуры и других смежных дисциплин

II. План исследовательской работы

Этап

Направление работы

Сроки

Планируемый результат

1

Подготовительный

Выбор проблемы, источников литературы, составление плана

Сентябрь 2016 год

Определение поля деятельности и структуры работы.

2

Деятельностный

Формулирование гипотезы, составление анкеты,

Изучение материалов по заявленной теме, исследование русского фольклора на предмет использования единиц измерения

Сентябрь 2016 год – декабрь2016 год

Научное обоснование темы заявленного проекта и глубины освещения исследуемого вопроса.

3

Ход исследования

Работа с литературой и другими источниками

Сентябрь 2016 год – январь 2017 год

Подготовка теоретических выкладок и материала, предназначенного для анкет

4

Рефлексивный

Обработка полученных данных

Ноябрь

2016 год

Окончательное определение содержательной и практической составляющих проекта

5

Аналитический

Анализ результатов, формулирование выводов

январьь 2017 год

Формулировка заключения и практических выкладок по проекту

6

Презентационный

Мультимедийная подготовка

январь 2017 год

 

III. Теоретическая часть

3.1.ВВЕДЕНИЕ.

Основополагающим понятием всего проекта является понятие «задача». С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна. Научиться решать математические задачи очень важно, т. к., зная подходы к решению математических задач, люди обучаются взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще.

Актуальность.

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и использовать навыки устного счета, умение выполнять действия с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при изучении математики большое внимание уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике . Однако, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем лучше результат. Это правильно. Но есть ли способ вызвать интерес к решению практических задач? Отсюда возникла гипотеза.

Гипотеза. Составление и решение авторских задач способствует ли формированию умения решать текстовые задач.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет.

Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний.

Проблема: Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением и культурой ?

Всё это в процессе работы определило приоритетность решаемых задач, записанных ранее.

3.2. ЗАДАЧИ. ВИДЫ ЗАДАЧ.

3.2.1 Математическая задача

Под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и решения человеком. Задачи, все объекты которых математические, называют математическими задачами.

Существует несколько классификаций видов задач в математике. 1) Виды задач классифицируют по содержанию, сюда входят следующие виды задач: вычислительные, задачи на доказательство, задачи на построение, комбинированные задачи. Особое место при изучении задач занимает такой вид, как текстовые задачи, которые можно подразделить на традиционные и нетрадиционные (проблемные). Традиционные текстовые задачи – это задачи на движение, работу, сплавы и смеси. Проблемные текстовые задачи – это и есть нестандартные задачи.

2) Виды задач классифицируют по функциям: дидактические, развивающие, познавательные и контролирующие задачи. Дидактические задачи опережающего характера могут быть и познавательными, и развивающими. Функции задач можно определить как глобально, так и локально. Вышеперечисленные функции являются глобальными. Локальные функции учитываются при подготовке к конкретному уроку. Дидактические задачи предусматривают и используют на этапе закрепления. Познавательные задачи несут в себе то, новое, что предусматривается в целях обучения на данном этапе. Развивающие задачи – это новые незнакомые проблемные задачи.

3) Виды задач классифицируют по обучающей роли в изучении школьного курса: задачи на усвоение, задачи на овладение математической символикой, задачи на обучение доказательству, задачи на формирование математических умений и навыков, задачи развивающего характера.Любую дидактическую или обучающую задачу можно преобразовать, усилив развивающую функцию, этого можно достичь различными путями: частичным изменением условия задач, рассмотрение ее частных или предельных случаев, постановкой дополнительных вопросов, решение задачи более рациональным способом.

4) В зависимости от числа известных ученику компонентов выделяют следующие виды задач:

тренировочные упражнения (шаблонные задачи), в них известны и цель, и способ решения, и ответ. К первому виду задач относят учебные задачи, где известны цель и условие задачи, они занимают наибольшее содержание учебника;

нестандартные задачи – в таких задачах известно только условие;

задачи-проблемы – известна только цель. Данные задачи встречаются в быту и производстве, где четко определена только цель, необходимые условия пути и средства решения ученик должен определить самостоятельно.

3.2.2 Текстовые задачи

Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми.

Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явлений, события, процесса. В текстовой задаче описывается не всё событие или явление, а лишь его количественные характеристики.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи.

В каждой задаче можно выделить:

числовые значения величин, которые называются данными, или известными;

систему зависимостейв неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой (словесный материал, указывающий на характер связей между данными и искомыми); требование или вопрос, на который надо найти ответ.

Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т. е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными.

Требования могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме, их так же может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин - искомыми, или неизвестными.

Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами, выполнить действия над данными задачи, и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.

В каждой текстовой задаче числовой материал должен соответствовать действительности, числовые значения величин данных и искомых должны быть реальными.

Множество задач, в которых имеется одинаковая зависимость между величинами, входящими в эти задачи, при возможном различии их числовых данных образуют определенный вид задач. Задачи одного вида имеют одну и ту же алгебраическую модель. Положив в основание классификации ведущий вид деятельности, описанный в задаче, можно выделить такие группы задач:

  • задачи на нахождение неизвестных по результатам действий;

  • задачи на движение;

  • задачи на работу;

  • задачи на проценты

  • задачи на части, смеси и сплавы и т.д.

3.2.3. Составление авторских задач

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач изучаются дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.

План составления авторских задач

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем :

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики , так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

3.3. Любимый город Купино

3.3.1. Купино. Географическая справка

Город Купино располагается в юго – западной части Кулундинской зоны Новосибирской области, находиться в 450 км к юго-западу от г. Новосибирска.

Купинский район в составе Новосибирской области с 1924 года, в современных границах с 1965 года.

На юге район граничит с Казахстаном, а на остальном протяжении с Чистоозерным, Чановским, Барабинским, Здвинским и Баганским районами. Площадь района составляет 5,8 тыс. кв. км (3,3% площади области). Сельскохозяйственных угодий 400 тыс. га (пашня 209,9 тыс. га, сенокосы 71,3 и пастбища 118,9 тыс. га. Растительность района - мелколиственный лес из берёзы повислой и осины. Общая площадь лесного фонда – 35,6 тыс. га, в том числе лесная 31,3, лесистость – 5,1%,. Лесной фонд отнесён к I группе лесов, категория защитности степные колки. Породный состав лесов беден. Более 85% покрытой лесом площади занято берёзой, около 10% осиной. На долю других пород и кустарников приходится не менее 5%, в том числе сосны и лиственницы – 0,1%. Район, как и большинство других низовых административных районов области, не обладает значительными минерально-сырьевыми ресурсами, но некоторые виды их в границах района имеются.Пески строительные, Купинское месторождение с запасами 396 тыс. м куб. Суглинки кирпичные, месторождения с запасами 3673 тыс. м куб. в т. ч.: Купинское – 2160, Медяковское – 220; Советское – 137, Лягушинское – 117, Сибирское – 110, Стеклянское – 929. Глины керамзитовые, Алексеевское месторождение с запасами 11838 тыс. м куб.

Район находится в зоне резко-континентального климата, характеризующегося значительными колебаниями сезонных, а также дневных и ночных температур. Среднесуточная температура января -23 СО, среднесуточная температура июля +17,7СО. Безморозный период длится от 115 до 120 дней.

Все водные объекты представлены озерами, которые занимают более 5 % территории. На территории района насчитывается более 130 озер с площадью водного зеркала от 2 га до 2200 км2 (оз. Чаны), большая часть из них - солёные. Об этом говорят и их названия: на карте масштаба 1:200000 указано 11 озер с названием Соленое и 5 – Горькое. Только сравнительно крупных (более 1 км2) насчитывается 10. Крупными озерами являются: Чаны, Малые Чаны, Яркуль, Тухлое, Красновишневое, Соленое (2), Горькое (2). Главным природным богатством района является плодороднейшая земля. Господствующим типом почв являются черноземы с подтипами: черноземы обыкновенные, черноземы выщелоченные, черноземы солонцеватые, солонцы, солончаки, черноземы осолоделые, черноземно-луговые солонцеватые почвы и др.

3.3.2. История города Купино

Купинский район находится в Кулундинской степи, ее коренными жителями были казахи и сибирские татары. Само название «Кулунда» восходит к казахским словам «кулунд» - жеребенок и «дала» - степь. В XVII-XVIII веках этот регион начали активно осваивать русские переселенцы, причем для названия деревень они часто использовали местные топологические понятия и существующие обозначения географических объектов.

Переселенцы шли в Сибирь, чтобы обрести личную свободу и осваивать вольные земли, с 1907 по 1911 годы на территории этого района ими были освоены более 60 сел (Зятьковка, Копкуль, Киргинцево, Вишневка, Киевка, Метелево, Березовка, Рождественка и другие). При этом село Купино (основанное в 1886 году) становится одним из крупных переселенческих пунктов. Город основан в на берегу озера Мохового выходцами из села Купино и Нового Оскола Курской губернии. Основателями Купино были семьи: Купина Стефана, Селютина Ильи, Семенякина Петра, Овчинниковых Ивана и Филиппа. Зажиточный крестьянин Русаков, хозяин заимки на озере Моховом уговорил остаться их здесь жить. Основным направлением сельскохозяйственной деятельности в эту пору является животноводство и производство масла.

В 1911 году Купино стало административным центром Новой Купинской волости. Через два года волость была одной из наиболее экономически развитых и густонаселенных в Томской губернии.. На её территории работало «Товарищество по производству и сбыту масла». В этом же году строится одно из самых известных зданий района: его архитектурная достопримечательность здание Купинской больницы, которая и в настоящее время является памятником истории и архитектуры Новосибирской области. На территории Купинской волости работало 12 церковно-приходских школ и 5 школ начальной грамоты. В 1914 году появилось первое почтовое отделение.

В 1915 году железная дорога соединила села Купино и Татарское. Железная дорога способствовала быстрому росту и развитию района. С этого времени Кулундинская степь превратилась в крупного поставщика зерна для европейских районов России.

Участок дороги, соединивший Купино и Татарск, через который уже шла Транссибирская магистраль, был запущен в 1915 году. Этот факт послужил началом промышленного освоения будущего города. Население стало увеличиваться за счет оседавших местных степняков и переселенцев из центра и западных окраин России. В 1936 году село получает статус рабочего поселка, а уже в 1944 — города районного значения.

В период 1941—1945 г.г труженики района сдали государству: 7 млн пудов хлеба, 288 тыс. пудов мяса, 1260 тыс. пудов молока, 424 ц. шерсти. Если перевести всю сданную шерсть на валенную обувь, то район обул в валенки 15 дивизий . По решению правительства в августе 1944 года за успехи в проведении весеннего сева труженикам Купинского района было вручено переходящее Красное знамя. В годы войны продолжается социально-экономическое развитие города и района: введен в эксплуатацию механизированный рыбзавод, райтоп, Районный пищевой комбинат, внесшие немалый вклад в развитие экономики Новосибирской области.

Целинное освоение Кулунды сформировало аграрно-промышленное лицо этого края Западной Сибири, где одно из ключевых мест заняло Купино.

В 1954 году принял первое зерно новый элеватор, к 70-м годам ставшим одним из крупнейших в своем роде сельхозпредприятием, принимающим до 130 000 тонн зерна. Другим неофициальным рекордом является высота рабочей башни — 75 метров! По данным, имеющимся у сотрудников зернохранилища, это самой высокий элеватор у нас в стране и второй по высоте в мире, самый высокий где-то в Канаде…Надо заметить, что проект нового элеватора начал реализовываться еще в 50-м году, и поскольку в сталинские времена всё делалось осмысленно и с расчетом на будущее, можно предположить, что для Купина предполагалась какая-то особая роль. Но вероятно многие проекты в последствии были свернуты и остались для нас неизвестными.

Подтверждением стратегического значения этого места для страны является разворачивание под городом военной части: 849-го истребительного авиационного полка. 849-й ИАП был дислоцирован с 1962 года, расформирован в конце 1990-х, сильно повлияв на жизнь сельского городка шумом реактивных двигателей и чудесами высшего пилотажа в небе.

Но время идет, и город оставил в прошлом тяжелые годы постсоветского развала и перешел от выживания к развитию. Действительно, Купино уже не такое, как 20 или 30 лет назад…С 1936 по 1944 год имел статус посёлка городского типа. 1944- Город районного подчинения (Купинский р-н, Новосибирская область) 3.3.4Внешний облик Купино

Есть места затерянные на большой карте и в большой истории. Из их числа город Купино, чья история начинается в конце XIX-го века, как небольшой деревни в Кулундинской степи.

Современное Купино - центр сельскохозяйственного района с предприятиями по переработке с/х сырья (комбинаты - молочно-консервный и мясной; рыбозавод и др.). Протяжённость Купина с юга на север составляет 6,8 километра, с запада на восток — 6,2 км. Площадь -32 км2.

В городе находится шесть школ и два средних специальных учебных заведения. Для детей дошкольного возраста открыты и работают шесть детских садов. В некоторых средних общеобразовательных учебных заведениях школьники имеют возможность изучать отдельные предметы более углублённо. Дополнительное образование дети могут получить в Музыкальной школе.

В Купино работает Купинский районный краеведческий музеи, который хранит в себе очень важные и ценные реликвии,музей «Глиняной игрушки» на бозе МКОУ СОШ№105,киноконцертный зал «Сибирь», библиотеки (детская и взрослая), детская школа искусств. Регулярно проводятся различные праздничные творческие мероприятия, фестивали, смотры, конкурсы. Районный Дворц культуры, стал базовым центром культуры, координатором и связующим звеном всех учреждений культуры района. После длительного перерыва, открыт киноконцертный зал «Сибирь» , в котором возобновился показ кинофильмов. В 2014 году открылся многофункциональный центр (МФЦ) - Представление государственных и муниципальных услуг населению.

Вокзал –это первое, что видят приезжающие к нам гости, и он является лицом города. Здание нашего железнодорожного вокзала перестроили в 2002 году. Теперь оно двухэтажное, и состоит из большого количества мрамора и зеркал. На перроне каждый может увидеть паровоз, стоящий на постаменте. Он символ ушедшей эпохи. Именно этот паровоз впервые прибыл в Купино 6 августа 1915 года по новой железнодорожной ветке Татарск - Малиновое озеро, построенной акционерным обществом Нехорошева. Первый состав состоял из 6 вагонов: двух пассажирских и четырех товарных. Поезд встречали жители Купино и окрестных сел, специально прибывшие посмотреть, как бегает «чугунка».

В городе девяносто четыре улицы. Центральная улица города – ул. Советов.

Ее протяженность около семи километров. Это самая длинная и самая зеленая улица, она делит весь город пополам. Именно на ней расположены административные здания, три школы, дворец культуры с телестудией, военный комиссариат, полицейский участок и т.д. Каждый, кто приезжает в наш город, проходит мимо застывших навечно воинов и женщины, олицетворяющих защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Позади памятника расположена стела с именами погибших на войне жителей Купинского района. Мемориальный комплекс «Героям фронта и тыла» был открыт 7 ноября 1978 года. С 2015 года монумент дополняет монументальная боевая техника на службе военно-патриотического воспитания. В 2014 году открыт Центральный парк, где поставлен памятник святым Петру и Февронии Муромским. В канун Нового 2014 года, в юбилейный для района год, жители получили замечательный подарок – каток , современное спортивное сооружение, общей площадью 1800м2. В декабре 2015 года был открыт бассейн , который имеет четыре плавательные дорожки длиной 25 метров и способен за одну смену принять 120 посетителей.

Есть в нашем городе и своя Красная площадь, расположенная в Старом центре. Теперь ее все чаще называют кольцевой. Именно здесь в 1909 году староста Стефан Купин на сходе крестьян предложил переименовать Моховое в Купино чтобы сохранить память о далекой родной деревне Купино, Купинской волости, Корочинского уезда Курской губернии. Любопытно, что село, из которого пришли первые переселенцы, сохранилось до сих пор, и сейчас входит в состав Белгородской области. И вот, наконец, на кольцевой перед нашим взглядом вырастает величественная, светлая, с золотыми куполами церковь. Она грандиозно выделяется среди окружающих ее современных зданий. Купола храма стали не просто несравненным нарядом нашего города, они напоминают о вечном, как будто говорят каждому из нас: не суетись, делай добро, твори красоту. Весь Купинский район располагает развитой социальной и культурной инфраструктурой. В нем имеется 16 дошкольных учреждений, 33 школы, детская школа искусств, две школы-интерната, 27 библиотек, 19 учреждений культурно-досугового типа, 100 спортивных сооружений.

Заключение

В процессе изучения литературы по данному вопросу, было рассмотрено понятие «Задача», рассмотрены виды задач по различным признакам, выявлено определение текстовой задачи. Проведена классификация текстовых задач, и определены их виды. Рассмотрен вид задач, создаваемых учащимися, так называемые «Авторские задач». Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач можно получить дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.

Это позволяет быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой необходимо найти сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Придумывая собственную задачу, удается глубже вникнуть в ее математическую суть, проанализировать и сравнить известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес вызвало составление задач на материале краеведения. После изучения истории родного Края и его географического положения были составлены математические задачи, решая которые, можно не только сформировать навык решения текстовых задач, но так же и познакомиться с историей города Купино, его особенностями и географическим положением.

Цели и задачи работы достигнуты полностью. В перспективе планируется заинтересовать составлением исторических задач всех учащихся моего класса и совместно с одноклассниками разработать сборник задач «Город Купино в числах и задачах» для среднего звена.

Приложение №1

Памятка составления текстовых задач с использованием исторического материала

1) Сбор фактических данных.

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи.

3) Формулировка условия задачи.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Приложение №2

Тест по истории развития города Купино

1.В каком году был основан город Купино?

а) В 1668 году

б) В 1886 году

в) В 1911 году

2.Возле какого озера был основан Купино?

а) возле озера Чаны

б) возле озера Моховое

в) возле озера Горькое

3.В каком году Купино стало центром Новой Купинской волости?

а) В 1907 году

б) В 1687 году

в) В 1911году

г) В 1914 году

4.Сколько лет Купино?

а)129 лет

б) 131 лет

в) 130 лет

5. Сколько островов на озере Чаны?

а) 70

б) 67

в) 90

6.В каком году в Купино появилось первое почтовое отделение.

а) В 1904году

б) В 1914 году

В) В 1941 году

7.В каком году году железная дорога соединила села Купино и Татарское?

а) 1911г.

б) 1915г.

в)1945г.

8.В каком году через Камышлов прошла железная дорога?

а) В 2000 г.

б) В 1895 г.

в) В 1885 г.

9.В каком году село получает статус рабочего поселка?

а) 1934

б) 1954

в) 1936

10.На какой улице находится городская студия телевидения?

а) На ул. Советов

б) На ул. Степная

в) На ул. Свердлова

11. В каком году Купино получает статус города районного значения. ?

а) 1945

б) 1944

в) 1943

12. Сколько на территории Купинской волости работало церковно-приходских школ?

а) 13

б) 17

в) 12

13.В каком году за успехи в проведении весеннего сев,а труженикам Купинского района было вручено переходящее Красное знамя?

а) 1948

б) 1944

в) 1945

14. В каком году принял первое зерно новый элеватор?

а) 1954

б) 1944

в) 1945

15. Какую площадь занимают город Купино?

а) 32км2

б) 60км2

в) 45км2

16. Сколько музеев в городе Купино?

а) 3

б) 2

в) 0

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Список используемой литературы (источников информации)

  • wikipedia.org/wiki

  • samtehnsk.com

  • delivery/img/novosibirsk.jpg

  • tdbastion.ru