IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СКОЛЬКО ВЕСИТ ПОРТФЕЛЬ ПЕРВОКЛАССНИКА?
Тимошенко В.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

ВВЕДЕНИЕ

Знание - сила. Но не только. Это ёще и тяжесть. Я - первоклассник. Впервые примерил на себя тяжёлую ношу – школьный портфель. Как видите, я первоклассник не маленький, но даже я сгибаюсь под этой тяжестью. А ведь в моем классе много детей гораздо меньше меня. Я стал беспокоиться о них, об их осанке и здоровье. Как они справляются со своей ношей? Можно ли что-то предпринять, чтобы сделать портфель легче? И вообще меня очень заинтересовал вопрос, а каким должен быть правильный портфель, чтобы не портить здоровье школьника?

Вот почему я считаю тему исследования «Сколько весит портфель первоклассника?» актуальной и заслуживающей внимания.

Цель работы:

Выяснить, сколько весит портфель первоклассника и можно ли снизить его вес.

Задачи:

1. Узнать о влиянии тяжелых портфелей на здоровье школьника.

2. Изучить, каким должен быть правильный портфель.

3. Измерить вес пустых и полных портфелей, учебников, установить соответствие санитарным нормам для школьников (на примере 1 «А» класса).

4. Провести эксперимент по снижению веса портфеля.

5. Провести опрос первоклассников и их родителей.

6. Исследовать рынок предлагаемых портфелей в нашем городе.

7. Разработать рекомендации для первоклассников, родителей, педагогов и продавцов портфелей.

Объект исследования: портфель ученика 1 класса

Предмет исследования: соответствие веса портфеля весу ученика.

Гипотеза: предположим, что вес портфелей моих одноклассников слишком тяжёлый и вредит их здоровью.

Основными методами исследования являются: сбор информации из интернета, книг; социологический опрос; измерение; сравнение; эксперимент; анализ данных.

На сегодняшний день существуют работы о тяжести школьного портфеля. Но мы решили изучить эту тему на примере своего класса, чтобы вовремя позаботиться о здоровье первоклассников, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Кроме этого, мы создали экспериментальную группу из учеников с «опасным» весом портфеля и доказали, что можно снизить его вес!

А также новизна заключается в том, что мы исследовали рынок портфелей в нашем городе, составили рекомендации для тех, кто их продаёт.

Глава 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

1.1. Влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника

Правильная осанка не дается человеку с рождения, а формируется в первые годы жизни. А наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.

Нам удалось найти важные выводы экспериментов учёных. (7)

Эксперимент 1. Ученые в ходе эксперимента поместили на лямки ранцев специальные датчики и контролировали учеников, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20%, давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Эксперимент 2. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в 4 кг равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу 15-20 кг.

Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста. (2)

Я узнал, что тяжёлый портфель влияет на позвоночный столб и внутренние органы, нарушает кровообращение. Это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку. Тяжелый портфель утомляет ребёнка физически, а утомление плохо сказывается на работоспособности: усталый ученик не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Так сколько же должен весить правильный портфель школьника?

1.2. Выбор правильного портфеля с учетом санитарных норм и правил, регламентирующих вес школьного портфеля

Сегодня родители могут выбрать для своих учеников портфели, ранцы, рюкзаки.

Ученический портфель, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. Именно из-за этого ортопеды и не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником.

Разница между ранцем и рюкзаком в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково.

Конечно, ранец для первоклассника предпочтительнее портфеля и рюкзака. Выбирая школьный ранец, родители должны знать, что на здоровье влияет наличие ортопедической спинки и вес ранца.

Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка.

Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом.

Согласно СанПиНам от 29 декабря 2010 г.:

1. Вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 600-700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса (пункт 10.33.)

2. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностейне должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг (пункт 10.32.)

3. Госсанэпиднадзор России установил нормы на школьный учебник: не более 300 г.

4. Специалисты Института возрастной физиологии РАО называют самые главные нормы, на которые мы опирались: вес школьного портфеля не должен превышать 1/10 части от веса школьника.

Слово «портфель» пришло к нам из французского языка и означает в переводе «носить листы».Если бы можно было носить только листы, то портфель был бы лёгким!

А как на самом деле?.. Мы проверили на примере первоклассников нашего класса.

Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Соответствие фактического веса портфелей весу учеников

В 1 «А» классе обучаются 25 человек, в том числе 12 мальчиков и 13 девочек. Возраст учеников 7-8 лет. Мы провели следующие измерения:

1. Измерение и анализ веса учебных пособий

Почти все учебники соответствовали гигиеническим нормам - 300 г. «Нарушителями» являются только «Математика» (320г) и «Азбука» (320г) с незначительным превышением нормы, возможно из-за погрешности весов. Зато учебник «Литературное чтение» весит всего 190 г.

Самый большой вес имеют подставки для учебников, папки для ИЗО и технологии, наборы счетного материала для уроков математики и спортивная форма для уроков физкультуры.

Таким образом, анализируя вес учебных пособий, можно сделать вывод, что даже в те учебные дни, когда в портфеле лежат и «Математика», и «Азбука» превышение нормы из-за учебников будет только на 40 г. Учебники в тяжести наших портфелей не виноваты!

2. Измерение веса пустых портфелей

Может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам портфель слишком тяжел? Для этого мы и производили замер пустых ранцев. Только у 10 учащихся 1а класса – правильный пустой портфель. У большинства моих одноклассников (15ч.) за плечами пустой портфель уже тяжёлый. Самый тяжёлый портфель у Ксении К. Он весит 1кг 600 г, то есть превышает нормы в 2 раза. Нашёлся и победитель – легковес: это рюкзак весом 400г у Виктории К.

Вывод: Одна из причин тяжести ученической ноши в том, что сам пустой портфель очень тяжелый.

3. Исследование фактического веса полных портфелей

Понаблюдав в течение недели за весом полных ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает у большинства учеников (19 ч.) - во вторник. Рекордный вес – 4кг 500г у Татьяны М. и Ксении К. Самым лёгким ранец оказался в понедельник и среду. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3кг 700г, т.е. даже в «лёгкие» дни вес портфеля не соответствовал нормам.

4. Вес правильного портфеля

Узнал, что по нормативам, представленным Институтом физиологии РАО, вес школьного портфеля с принадлежностями должен быть менее 1/10 части от веса ученика. Выяснил, соответствуют ли наши портфели этим нормам. Для этого произвели взвешивание учеников нашего класса с помощью медицинского работника. С помощью учителя и калькулятора рассчитал индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика класса и сравнил с максимальным весом полного портфеля для каждого.

Вывод: вес портфеля с полным комплектом учебных принадлежностейсоответствует весу ученика только у 6 учащихся 1 «А» класса. У 19 моих одноклассников за плечами портфель с «опасным» весом, из них у 11 учеников портфель очень тяжёлый (превышает больше, чем на 1 кг).

После всех проведенных измерений мы подвели итоги:

Самый легкий пустой портфель

400г – 1 чел.

Самый тяжелый пустой портфель

1 кг 600г – 1чел.

Самый легкий портфель с учебным комплектом

2кг – 2 чел.

Самый тяжелый портфель с учебным комплектом

4 кг 500г – 2 чел.

Самый тяжелый учебник – «нарушитель»

320 г

Самый лёгкий учебник

190г

Самый «тяжелый» учебный день

вторник

Самый «легкий» учебный день

понедельник и среда

Правильный пустой портфель

10 чел.

Пустой портфель – «нарушитель» нормы

15 чел

«Безопасный» портфель с учебным комплектом

6 чел.

«Опасный» портфель с учебным комплектом

19 чел.

Неужели 15 родителям придется покупать другой портфель в середине учебного года? Можно ли снизить вес полного портфеля первоклассника?

2.2. Эксперимент по снижению веса портфелей

Мы определили экспериментальную группу, включив в неё только учеников с «опасным» весом портфеля. Взвешивали их портфели повторно после проверки их содержимого в течение следующей учебной недели. В качестве примера взяли снова самый «тяжёлый» день – вторник.

Результаты взвешивания портфелей экспериментальной группы

№№

ФИ ученика

Первое взвешивание

Количество лишних предметов

Повторное взвешивание

Снижение веса портфеля

1.

Кирилл Д.

4кг 200г

5

3кг 800г

на 400г

2.

Ксения Д.

3кг 300г

4

3кг 200г

на 100г

3.

Дмитрий И.

3кг 200г

0

3кг 200г

норма

4.

Ксения К.

3кг 500г

7

3кг 100г

на 400г

5.

Виктория К.

3кг 200г

15

2кг

на 1кг 200г

6.

Татьяна М.

3кг 300г

7

3кг 100г

на 200г

7.

Карина С.

2кг 800г

1

2кг 700г

на 100г

8.

Ангелина С.

3кг 200г

6

3кг

на 200г

9.

Валерия Р.

2кг 800г

0

2кг 800г

норма

10.

Никита С.

2кг 700г

5

2кг 400г

на 300г

11.

Евгений Т.

3кг 300г

9

2кг 800г

на 500г

Результаты: эксперимент показал, что только у двух учеников в портфеле нет ничего лишнего – это Валерия Р. и Дмитрий И. Максимальное количество лишних предметов (15!) у Виктории К. Вес её портфеля получилось снизить на 1кг 200г!Среди лишних предметов у учеников мы обнаружили: учебники и тетради, физкультурную форму, которых нет по расписанию, игрушки, блокноты, сладости, мусор.

Выводы: если в портфеле не будет лишних предметов, его вес точно снижается! А значит, первоклассников надо приучать следить за содержимым портфеля!Также, можно облегчить портфель ученика, выполняя наши рекомендации (Приложение 2)

2.3. Исследование рынка портфелей в городе, опрос учащихся, родителей

Следующим этапом исследования был социологический опрос. В опросе принимали участие 25 родителей и 25 учащихся 1 «А» класса. Вопросы Анкет помещены в Приложении 1.

Нравятся ли опрошенным ребятам их школьные портфели? Большинству опрошенных школьников нравятся их портфели, которые они выбирали вместе с родителями или получили в подарок.

Как добросовестно первоклассники носят в школу все школьные принадлежности? Может можно носить не все, чтобы портфель стал легче? По ответам детей можно сделать вывод, что первоклассники добросовестно носят в школу все необходимые школьные принадлежности. Только 8 человек иногда забывали что-то.

Считают ли мои одноклассники свой портфель тяжёлым?Большинство первоклассников считает, что их портфель тяжёлый и даже очень тяжёлый. Только для 4 учеников портфель кажется лёгким.

Затем мы провели опрос среди наших родителей.

Таким образом, мы узнали, что большинство родителей (21ч.) при покупке в первую очередь думали о том, чтобы портфель был удобный.О его весе задумывались только 6ч. Лишь 11 родителей отметили соответствие полного ранца возрасту и весу ребенка. Половина родителей (13ч.) не знает нормы веса пустого и полного портфеля. Большинство родителей (15ч.) не интересовались у продавца перед покупкой весом пустого портфеля.

Получив тревожные результаты всех измерений и опроса, мы с мамой отправились исследовать рынок портфелей в нашем городе. Посетили 3 магазина. Проверили на вес весь предлагаемый ассортимент. Только на этикетке одного портфеля вес был написан: 900г -1кг 200г. Что означают эти цифры, остается загадкой!?

В результате опроса продавцов выяснилось, что нормы веса пустого портфеля для разных возрастных категорий школьников по СанПиНам работники магазина не знают. Цели закупать и продавать только соответствующий этим нормам товар - не имеют. Родители интересуются весом пустого портфеля перед покупкой очень редко. Указывают на следующие проблемы, которые мешают продавать только «правильные» портфели:

- производители не всех фирм указывают вес рюкзака;

- рюкзак, соответствующий нормам СанПиНа будет дороже, а значит, недоступен большинству покупателей;

- современные дети выбирают рюкзак не по весу, а по яркому дизайну.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой исследования, я убедился, что тяжёлый портфель нарушает осанку и вредит здоровью первоклассника. Я узнал, каким должен быть правильный портфель. Познакомился с санитарно- гигиеническими нормами. Особенно важно, чтобы вес полного портфеля соответствовал весу ученика. Для первоклассника - ранец предпочтительнее портфеля и рюкзака.

Моя гипотеза подтвердилась. Только у 10 учащихся 1 «А» класса – правильный пустой портфель. У 15 моих одноклассников тяжёлый пустой портфель. Вес портфеля с полным комплектом учебных принадлежностей соответствует весу ученика только у 6 учащихся 1 «А» класса. У 19 моих одноклассников за плечами портфель с «опасным» весом.

Этот «опасный» вес создаётся не учебниками, а тяжестью пустого портфеля, лишними предметами и некоторыми тяжёлыми школьными принадлежностями.

Повторное взвешивание портфелей учеников экспериментальной группы показало, что если в портфеле не будет лишних предметов, его вес точно снижается! А значит, первоклассников надо приучать следить за содержимым портфеля! А также портфель можно сделать легче, выполняя наши рекомендации.

Опрос первоклассников показал, что большинство первоклассников считает свой портфель тяжёлым и даже очень тяжёлым.

Опрос родителей показал, что при покупке портфеля о его весе задумывались немногие.Половина родителей не знает нормы веса пустого и полного портфеля.

В результате исследования магазинов нашего города, специализирующиеся на продаже портфелей, выяснилось, что нормы веса пустого портфеля для разных возрастных категорий школьников по СанПиНам работники магазина не знают. На портфелях в большинстве случаев вес не указан.

Результаты нашего исследования имеют практическую значимость. Они в первую очередь оказались полезны нам. Все ученики класса и их родители с нетерпением ждали наших выводов. Уже сейчас учитель предложил оставлять в классе наиболее тяжёлые школьные принадлежности.

Мы обратились к администрации школы с предложением обеспечить учеников с недостаточным весом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата двумя комплектами учебников: один для школы, другой - для дома.

С выводами познакомили родителей и работников магазинов, которые участвовали в нашем исследовании, преподнесли им буклеты с рекомендациями. Также эта информация может быть интересна родителям, ученикам и учителям других классов, особенно будущих первоклассников, которым только предстоит выбор первого в жизни портфеля.

Начало формы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, 2011г., с. 17

  2. А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2010г.

  3. Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

  4. «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.

  5. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2011г. – 51с.

  6. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2012.

  7. С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся

1. Ты считаешь, что твой портфель:

тяжёлый лёгкий очень тяжёлый нормальный

2. Ты всегда носишь в школу все необходимые принадлежности?

да нет иногда

3 Тебе нравится твой портфель?

да нет

4. Как облегчить школьный портфель? Твои предложения.

Анкета для родителей

1.Какой портфель Вы покупаете своему ребёнку?

- недорогой - красивый - вместительный - удобный - легкий

- какой нравится ребенку, такой и купим

2.Как Вы думаете, соответствует ли вес портфеля с принадлежностями возрасту и весу Вашего ребенка?

да нет не знаю

3. Знаете ли Вы нормы веса пустого портфеля и портфеля со школьными принадлежностями?

да нет

4. Интересовались ли Вы у продавца перед покупкой весом портфеля?

да нет

Анкета для продавцов портфелей

1. Знаете ли Вы нормы веса пустого портфеля для разных возрастных категорий школьников (по СанПиНу)?

2. Ставите ли Вы себе цель закупать и продавать только соответствующий этим нормам товар?

3. Удается ли Вам это?

4. Почему? Какие причины мешают это сделать?

5. Интересуются ли родители перед покупкой весом пустого портфеля?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации первоклассникам

1. Не носите лишнего в портфелях.

2. Проверяйте ранцы ежедневно и не забывайте убирать ненужные учебники и принадлежности.

3. Не надо носить ранец по школе без необходимости.

4. Сменную обувь носите в отдельной сумке.

5. Укладывайте вещи в портфель так, чтобы тяжёлые вещи были ближе к спине.

6. Помогите своему здоровью, укрепляя мышцы спины ежедневной зарядкой.

7. Носите ранец правильно, регулируя лямки!

Рекомендации родителям

1. Помните, что по гигиеническим нормам пустой портфель должен весить не более 700 г. При покупке можно даже взвесить портфель. Выбирайте лёгкий ранец или рюкзак! Ведь для правильной осанки достаточно, чтобы была формоустойчивая (ортопедическая) спинка, а не форма огромного короба.

2. Помните о весе, выбирая и другие школьные принадлежности. Ведь есть тяжелые и лёгкие пеналы, папки. Спортивная и сменная обувь также по весу бывает разная. Даже подставка для учебников может быть не металлическая, а пластиковая.

3. Не покупайте своим детям портфели больших размеров, потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов.

4. Ежедневно проверяйте содержимое портфеля, убирайте всё лишнее и приучайте к этому вашего школьника.

5. Обсудите с учителем, что из содержимого портфеля можно оставлять в классе, чтобы снизить ежедневный вес портфеля.

Рекомендации педагогам

1. Выбирайте для нас только те учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу.

2. Организуйте в школе хранение сменной обуви, папки для уроков труда и изобразительного искусства. Можно предложить также оставлять в школе подставку для учебников, наборы счетного материала для уроков математики, «вееры» с цифрами, буквами и пенал.

3. Для учеников с недостаточным весом или с заболеваниями опорно-двигательного аппарата неплохо бы иметь два комплекта учебников: один для школы, другой - для дома.

Рекомендации продавцам портфелей

1. Изучите документы, регламентирующие вес школьного портфеля (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г.)

В пункте 2.8. «Гигиенические требования к портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям для детей» сказано, что «вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки».

2. Предлагайте для продажи только ранцы, рюкзаки, соответствующие этим нормам.

3. Разъясняйте неосведомлённым родителям важность веса портфеля для здоровья их детей.

4. Помните, что от вас зависит здоровье школьников!