IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СБОРНИК ЗАДАЧ ПО КОМБИНАТОРИКЕ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Курбангулов Е.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Высшее назначение математики…состоит в том,

чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.

Н.Винер

Комбинаторика и теория вероятности возникла только в XVI веке в связи с запросами привилегированных слоев населения, так как в их жизни большое место занимали азартные игры (карты, кости). Поэтому долгие годы не имела широкого распространения из-за своей узкой направленности. Ситуация кардинально стала менять в конце XX века.

И только лишь в 2011 году раздел теория вероятности прочно основался в курсе обучения математики и был включен в контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации. Проанализировав отчеты о результатах выполнения данного задания на итоговой аттестации учащихся, пришли к выводу, что с каждым годом процент учащихся выполняемых правильно данное задание колеблется, и в большей части увеличивается, но по сравнению с другими текстовыми задачами остается намного ниже.

По наблюдению педагогов, чаще всего данная ситуация связана с тем, что задачи представленные в учебно-методических комплексах, основаны на сюжетах, связанными с азартными играми, что не вызывает интереса у обучающихся, так как далека от их реальной жизни,.

Гипотеза. Качество усвоения учащимися комбинаторики и теории вероятности улучшится, если задачи данного раздела приблизить к их реальной жизни.

Для подтверждения данной гипотезы нами была выдвинута идея создать собственный сборник задач по комбинаторике и теории вероятности, применяя школьные ситуации, и использовать данный сборник на уроках математики в 5-6 классах Курайской школы.

Цель. Создать «Сборник задач по комбинаторики и теории вероятности в школьной жизни», способствующий улучшению успеваемости учащихся по данной теме.

Задачи :

  1. Выделить проблему. Выдвинуть гипотезу и поставить цели.

  2. Изучить различные виды источников, включая Интернет - ресурс по комбинаторике и теории вероятности.

  3. Определить сферы школьной деятельности и составить задачи. Классифицировать полученные задачи.

  4. Оформить задачи в сборник с иллюстрациями.

  5. Провести занятие в 5-6 классах по заданной теме.

  6. Провести исследование, подтвердив или опровергнув гипотезу.

Объект исследованиякомбинаторика и теория вероятности.

Предмет исследования: применение комбинаторики и теории вероятности в реальной жизни.

Методы исследования:1) анализ,2) синтез, 3) сбор информации, 4) работа с печатными материалами, 5) анкетирование, 6) эксперимент.

§1. Развитие комбинаторики и теории вероятности

1.1. Происхождение задач по комбинаторики и теории вероятности

Одним из первых занялся подсчетом числа различных комбинаций при игре в кости итальянский математик Тарталья в XVI веке. Он составил таблицы (числа способов выпадения k очков на r костях). Однако он не учел, одна и та же сумма очков может выпасть различными способами, поэтому его таблицы содержали большое количество ошибок.

Теоретическое исследование вопросов комбинаторики предприняли в XVII веке французские математики Блез Паскаль и Ферма. Исходным пунктом их исследований были так же проблемы азартных игр.

Дальнейшее развитие комбинаторики и теории вероятности связаны с именами Я. Бернулли, Г. Лейбница, Л. Эйлера. Однако, и в их работах основную роль играли приложения к различным играм.

На сегодняшний день вероятностные методы глубоко проникли в современную науку, широко используются в физике, технике, экономке, биологии и медицине. В современном мире автоматизированного производства теория вероятности специалистам необходима для решения задач, связанных с выявлением возможного хода процессов, на которые влияют случайные факторы (например: сколько бракованных изделий будет изготовлено). Для изучения физических явлений производят наблюдения или опыты, определяют риски в производстве.

1. 2. Задачи по комбинаторике и способы их решения

Комбинаторикараздел математики, изучающая задачи выбора элементов из исходного множества и расположения их в некотором порядке.

Исходное множество чаще считается конечным, извлеченные элементы из множества составляют выборку.

Если изначальное множество состоит из mэлементов, то при следующем выборе извлекая из него новый элемент, отличный от других – это выбор без повторений.

Если изначальное множество состоит из элементов m типов, при этом в каждом новом типе элементы можно различить, то при следующем выборе извлекаем из него, либо новый элемент, либо который уже встречался в предыдущих типах – это выбор с повторениями.

В данном пособии приведем решение задач тремя основными способами школьного курса средней школы.

Схема 1. Способы решения задач по комбинаторике

Каждая задача, по комбинаторики может решаться любым из данных способов. Приведем несколько задач из сборника, решаемые различными способами.

  • Задача, решаемая перебором вариантов.

Пример 1. В магазине «Теремок» осталось только три разные тетради в клетку. Дима и Рома покупают себе по одной тетради. Сколько существуют способов покупок для этих парней? Перечислите.

Решение. Пронумеруем для удобства данные тетради 1,2,3.

И переберем все варианты 1-2, 2-1, 2-3, 3-2, 1-3, 3-1.

Ответ 6.

  • Задача, решенная деревом вариантов.

Пример 2. У Насти в гардеробе имеется водолазка, пуловер и рубашка. Сколько возможных вариантов можно составить школьной формы с юбкой и брюками?

  1. Решение. Представим результаты деревом вариантов

Схема 2. Дерево вариантов

Ответ. 6 способов.

В тоже время способ «дерево вариантов» может иметь различные виды, для сравнения представим другой пример.

Пример 3. В столовой Курайской школы на обед готовят три вида первого блюда: щи, рассольник и солянка, а также четыре вида второго блюда: печень тушеная, котлета, сарделька отварная, рыба запеченная. Какое количество обедов из первого и второго может составить повар для меню?

Решение.Представим результаты в виде таблицы.

 

Печень тушеная

Котлета

Сарделька отварная

Рыба запеченная

Щи

Щи +Печень

Щи +Котлета

Щи +Сарделька

Щи +Рыба

Рассольник

Рассольник +Печень

Рассольник +Котлета

Рассольник +Сарделька

Рассольник +Рыба

Солянка

Солянка +Печень

Солянка +Котлета

Солянка +Сарделька

Солянка +Рыба

Ответ. 12 способов.

  • Задача, решаемая по правилу произведения.

Пример 4. В 5 классе по плану 3 урока английского языка в неделю, сколькими способами их можно расставить в расписании на неделю?

Решение. Так как порядок уроков не имеет значение, воспользуемся правилом произведения. Первый урок можно выбрать из пяти дней недели, второй урок из четырех, а третий из оставшихся трех. 5*4*3=60 способов.

Ответ. 60.

Другие задачи с решениям представлены в сборнике (приложение).

1.3. Задачи по теории вероятности, их классификация

Существует множество различных определений понятия вероятности, предлагаем определение создателя аксиоматической теории вероятности А.Н. Колмагорова [5] «вероятность – это числовая характеристика степени возможности появления, какого – либо определенного события в тех или иных условиях»

Предметом теории вероятностей является изучение вероятностных закономерностей массовых однородных случайных событий.

Приведем некоторый теоретический материал, необходимый для решения задач.

Случайное событие - это событие, которое при осуществлении условий S может либо произойти, либо не произойти.

Достоверное событие - это событие, которое обязательно произойдет, если будет осуществлена определенная совокупность условий S.

Невозможное событие - это событие, которое заведомо не произойдет, если будет осуществлена совокупность условий.

Противоположное событие к событию А – это событие, которое не происходит, если А происходит, или наоборот.

События называются несовместными, если появление одного из них исключает появление других событий в одном и том же испытании.

События называются равновозможными, если есть основание считать, что ни одно из них не является более возможным, чем другое.

Вероятностью случайного события А называется отношение числа благоприятных случаев к общему числу всевозможных, равновозможных и единственно-возможных случаев (обозначается Р(А)).

Свойство 1: Вероятность достоверного события равна 1.

Свойство 2: Вероятность невозможного события равна 0.

Свойство 3: Вероятность случайного события есть положительно число, заключенное между 0 и 1.

Суммой случайных событий А и В называется событие А+В, состоящее как из исходов, благоприятствующих событию А, так и из исходов, благоприятствующих событию В. (Исходы, благоприятствующие событиям А и В одновременно, считаются только один раз.)

Свойство 4. Если случайные события А и В несовместны, то Р(А+В)=Р(А)+Р(В).

Случайное событие А называется независимым от события В, если вероятность наступления события А не зависит от того, произошло событие В или нет.

Свойство 5. Вероятность произведения двух независимых случайных событий равна произведению вероятностей этих событий. P(AB)=P(A) P(B)

Нами было выделено три типа задач по теории вероятности, решаемых в курсе 5-6 классов.

I тип задач. Виды событий.

Пример 1.Для каждого из событий определите его вид: невозможное, достоверное или случайное. Учащиеся 6 класса 2016 - 2017 учебного года родились: 1) 2004 году; 2) 2016; 3) до 2016 года.

Решение.

  1.  
    1. Событие, что учащиеся 6 класса родились в 2004 году - случайное, оно может быть, а может и не быть, все завит от месяца рождения в течение года.

    2. Событие невозможное, так как с рождения не берут в школу.

    3. Событие достоверное, так как если учащиеся учатся в 6 классе в 2016-2017, значит, родились до 2016.

Пример 2. Назовите событие, для которого противоположным является такое событие:

1) на контрольной работе по русскому языку меньше половины класса получили пятерки,

2) в 5 классе все умные и усидчивые,

3) учитель биологии вызвал к доске девочку,

4) во время каникул все учащиеся покатались на коньках.

Решение.

  1. на контрольной работе по русскому языку не меньше половины класса получили пятерки,

  2. в 5 классе есть хотя бы один не умный и не усидчивый,

  3. учитель биологии вызвал к доске мальчика,

  4. во время каникул хотя бы один человек покатался на коньках.

II тип задач. Классическое определение вероятности.

Пример 3. Для зачета по биологии Ольга Викторовна под­го­то­ви­ли 5 классу вопросы на отдельных листах с но­ме­ра­ми от 1 до 20. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что на­у­гад взя­тый Никитой вопрос имеет од­но­знач­ный номер?

Ре­ше­ние. Всего подготовлено 20 вопросов. Однозначными будут вопросы от 1 до 9. Таким об­ра­зом, ве­ро­ят­ность того, что на­у­гад взя­тый вопрос имеет одно­знач­ный номер равна 9:20=0,45.

Ответ: 0,45.

III тип задач. Задачи повышенного уровня.

Пример 4. Во время проведения дня здоровья «Зимние забавы» на станции «Дартс» каждый участник команды имеет три попытки. Ве­ро­ят­ность по­па­да­ния в ми­шень равна 0,8. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что участник пер­вые два раза попал в ми­ше­нь, а по­след­ний - про­мах­нул­ся.

Ре­ше­ние. По­сколь­ку участник команды по­па­да­ет в ми­ше­ни с ве­ро­ят­но­стью 0,8, он про­ма­хи­ва­ет­ся с ве­ро­ят­но­стью 1 − 0,8 = 0,2. Cобы­тие по­пасть или про­мах­нуть­ся не­за­ви­си­мы, ве­ро­ят­ность про­из­ве­де­ния не­за­ви­си­мых со­бы­тий равна про­из­ве­де­нию их ве­ро­ят­но­стей. Тем самым, ве­ро­ят­ность со­бы­тия «попал, попал, про­мах­нул­ся» равна 0,80,80,2=0,128.

Ответ:0.128.

§ 2. Применение сборника задач по комбинаторики и теории вероятности на уроках в 5-6 классах

2.1. Анкетирование

Анкетирование проводилось среди учащихся 5-6 классов Курайской школы (25 человек) до проведения занятий по задачам из сборника, чтобы определить нуждаются ли учащиеся в дополнительной работе по данной теме.

Учащимся необходимо было ответить на вопросы однозначно: Да – Нет.

1. Возникали ли у тебя трудности во время решения задач по теме комбинаторика (теория вероятности)?

2. Считает ли вы данный темы интересными?

3. Пригодится тебе в твоей жизни комбинаторика (теория вероятности)?

Из всей выборки учащихся получили следующие результаты:

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся

 

Да

Нет

Вопрос 1

15 (60%)

10 (40%)

Вопрос 2

7 (28%)

18 (72%)

Вопрос 3

13 (52%)

12 (48%)

Опрос показал, что учащиеся не полностью разобрались в данной теме и не увидели ее применение их повседневной жизни.

2.2. Эксперимент

Эксперимент проводился на выборке тех же учащихся.

За входной контроль были взяты результаты проверочной работы, проводимые учителем в рамках учебной программы по математике.

Результат входного контроля 5 класса по решению задач комбинаторики имеет вид:

Диаграмма 1. Результаты входного контроля учащихся 5 класса.

Средний балл – 3,54.

Результаты входного контроля 6 класса по теории вероятности представлен на диаграмме

Диаграмма 2. Результаты входного контроля учащихся 6 класса.

Средний балл – 3,58.

В дальнейшем нами были приведены занятия во внеурочное время по решению задач из составленного нами сборника.

К итоговому контролю были представлены задачи.

Пример карточки.

  1. Для каждого из событий определите его вид: невозможное, достоверное или случайное. При измерении роста учащихся 5 класса получили результаты: 1) 156 см, 2) 11 см, 3) меньше 200 см, 4) 254 см, 5) 161 см.

  2. В 6 классе Курайской школы 14 учеников, среди них 2 друга – Егор и Максим. На уроке физкультуры класс случайным образом разбивают на 2 равные команды для игры в «Снайпер». Найдите вероятность того, что Максим и Егор попали в одну команду.

  3. У Даши было пять одинаковых карточек на которых была напечатана одна из следующих букв «а", "м", "р", "т", "ю". Ариша тщательно перемешала все эти карточки. Какова вероятность, что из этих карточек Даша вытянет те карты, из которых будет составлено слово ЮРТА.

  4. Ве­ро­ят­ность того, что в тесте по истории Иван верно решит боль­ше 11 заданий, равна 0,6. Ве­ро­ят­ность того, что Иван верно решит боль­ше 10 заданий, равна 0,7. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что Иван верно решит ровно 11 заданий.

На данных диаграммах приведена сравнительная динамика изменений.

Диаграмма 3. Результаты 5 класс.

Средний балл повысился до 4,15

Диаграмма 4. Результаты 6 класса

Средний балл повысился до 4,25

Данный эксперимент показывает, что применение в задачах жизненных ситуаций более интересны учащимся и мотивирует их к плодотворной работе.

Заключение

В результате проделанной нами работы, добились реализации поставленных перед собой задач:

1) создан сборник задач по комбинаторики и теории вероятности из ситуаций реальной жизни школьников 5-6 классов

2) проведены занятия в 5 и 6 классах Курайской школы по применению данного сборника на практике.

3) проведен эксперимент, в результате которого была подтверждена наша гипотеза, о том, что реальные жизненные ситуации в задачах вызывают интерес у учащихся.

После получения результатов, пришли к выводу, что цель работы достигнута в полном объеме.

В дальнейшем планируется расширение области задач с их усложнением.

Список использованных источников и литературы

  1. Краснов, М.Л. Вся высшая математика. Т. 5. Теория вероятностей. Математическая статистика. Теория игр: Учебник / М.Л. Краснов, А.И. Киселев, Г.И. Макаренко [и др.]. - М.: ЛКИ, 2013. - 296 c.

  2. История математики с дрвнейших времён до начала XIX столетия / Под ред. А.Н. Колмогорова, А.П. Юшкевича. М: Наука, 1970-1972. T.1-3.

  3. Макарычев Ю.Н. Алгебра. 9 класс. Учебник. ФГОСАвтор: , Год: 2016 издатель: "Просвещение",

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка:.М.:Рус.яз.,1989.

  5. Студенецкая В.Н. Решение задч по статистике, комбинаторике и теории вероятности – Волгоград: Учитль, 2009. – 428 с.

  6. Холл. М. Комбинаторика. М.: Мир, 1970.

  7. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006

  8. http://www.studfiles.ru/preview/6014092/

  9. https://sites.google.com/site/teoriaveroyatnosti/teoria/elementy-kombinatoriki

  10. http://mognovse.ru/scl-kombinatorika-i-teoriya-veroyatnosti-1-kombinatorika.html

Приложение 1. «Сборник задач по комбинаторике и теории вероятности в школьной жизни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курайская средняя школа

Сборник задач по комбинаторике

и теории вероятности в школьной жизни

Составитель: Курбангулов Егор

С. Курай 2017

Содержание

1. Комбинаторные задачи

2. Задачи по теории вероятности

2.1. Виды событий

2.2. Классическое определение

2.3. Задачи повышенного уровня

3. Решение задач по комбинаторики

4. Решение задач по теории вероятности

1. Комбинаторные задачи

  1. В магазине «Теремок» осталось только три разные тетради в клетку. Дима и Рома покупают себе по одной тетради. Сколько существуют способов покупок для этих парней? Перечислите.

  2. Во время товарищеского матча по мини - футболу между командами Курай и Н-Танай участники соревнования обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? (в команде 6 человек)

  3. В Курайская школа имеет 5 входов, из них три запасных. Запишите все возможные случаи, какими ученик школы может войти в центральный вход, а выйти через любой. Сколько таких способов?

  4. В январе 2017 года в Дзержинском районе в соревнованиях по волейболу среди девушек 2003- 2005 участвовала 5 команд. Каждая команда провела с каждой из остальных по одной игре. Сколько всего игр было сыграно?

  5. В магазине «Водолей» продается 7 видов мороженного (не в одном количестве). Егор и Дима покупают по одному. Сколько существует вариантов такой покупки?

  6. Во время школы «Лидер» Даша участвовала в группе из 4 человек. В конце встречи они добавились друг другу в друзья в VK. Сколько всего было добавлено друзей?

  7. Учащиеся 6 класса Курайской школы решили обменяться фотографиями. Сколько фотографий для этого потребуется, если в классе 14 человек?

  8. В столовой Курайской школы на обед готовят три вида первого блюда: щи, рассольник и солянка, а также четыре вида второго блюда: печень тушеная, котлета, сарделька отварная, рыба запеченная. Какое количество обедов из первого и второго может составить повар для меню?

  9. У Насти в гардеробе имеется водолазка, пуловер и рубашка. Сколько возможных вариантов можно составить школьной формы с юбкой и брюками?

  10. В 5 классе по плану 3 урока английского языка в неделю, сколькими способами их можно расставить в расписании на неделю?

  11. У Даши из 5 класса 4 подруги: Катя, Вика, Алина, Полина. Она решила двух из них пригласить на каток. Укажите все возможные варианты выбора подруг. Сколько таких вариантов?

  12. В 6 классе Курайской школы при участии в «Математической лиге» выделились 5 лидеров. Сколькими способами учитель может выбрать 2 учащихся для участия в финале?

  13. В Курайскую школу каждый учебный день приходит два школьных автобуса, в автотранспортном предприятии всего 15 школьных автобусов. Сколько существует вариантов отправки в Курайскую школу каждый раз разный состав автобусов?

  14. В кабинете информатики работают 7 стационарных компьютеров. Сколькими способами, возможно, рассадить 7 учащихся 9 класса при практической работе?

2. Задачи по теории вероятности

2.1. Виды событий

  1. Для каждого из событий определите его вид: невозможное, достоверное или случайное. Учащиеся 6 класса 2016 - 2017 учебного года родились: 1) 2004 году; 2) 2016; 3) до 2016 года.

  2. Для каждого из событий определите его вид: невозможное, достоверное или случайное. При измерении роста учащихся 5 класса получили результаты: 1) 156 см, 2) 11 см, 3) меньше 200 см, 4) 254 см, 5) 161 см.

  3. Охарактеризуйте событие, о котором идет речь, как достоверное, невозможное или случайное. Оцените его понятиями «вероятность 100%», «нулевая вероятность», «маловероятно», «достаточно вероятно».

1) на уроке музыки учащиеся делали физические упражнения;

2) на уроке математики учащиеся решали задачи;

3) на уроке физической культуры учащиеся решали задачи;

4) учащиеся вышли с летних каникул – 1 сентября;

5) день рождение ученика Курайской школы – 29 февраля;

  1. Назовите событие, для которого противоположным является такое событие:

1) на контрольной работе по русскому языку меньше половины класса получили пятерки,

2) в 5 классе все умные и усидчивые,

3) учитель биологии вызвал к доске девочку,

4) во время каникул все учащиеся покатались на коньках.

  1. Из событий:

1) «сегодня 11 классе отучился 7 уроков»

2) «сегодня 1 января»

3) «сегодня температура воздуха -40 градусов»

4) «сегодня все учащиеся не учатся»

5) «сегодня наступило утро»

Составить всевозможные пары совместных и несовместных событий.

2.2. Классическое определение вероятности

  1. В 6 классе 8 девочек, среди них две подруги – Яна и Арина. Учитель физкультуры наугад разбивает девчонок в две команды для участия в играх «А ну-ка, девушки». Найдите вероятность того, что Яна и Арина окажутся в одной команде.

  2. В 6 классе Курайской школы 14 учеников, среди них 2 друга – Егор и Максим. На уроке физкультуры класс случайным образом разбивают на 2 равные команды для игры в «Снайпер». Найдите вероятность того, что Максим и Егор попали в одну команду.

  3. Иван забыл последние 2 цифры пароля от социальной сети VK, но помнит, что они различны и образуют двузначное число, меньшее 30. С учетом этого он набирает наугад 2 цифры. Найти вероятность того, что это будут нужные цифры.

  4. Для зачета по биологии Ольга Викторовна под­го­то­ви­ли 5 классу вопросы на отдельных листах с но­ме­ра­ми от 1 до 20. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что на­у­гад взя­тый Никитой вопрос имеет од­но­знач­ный номер?

  5. Нина имеет в социальной сети «Одноклассники» пароль из 5 букв: Ш, О, К, А, Л. Какова вероятность того, что Нина наберет в пароль слово "школа"?

  6. Ангелина на урок географии выучила только 10 вопросов из 15 необходимых в домашнем задании. Какова вероятность, что Александр Викторович спросит Ангелину невыученный вопрос?

  7. При дежурстве по школе учащиеся распределяются на семь постов, так как в 6 классе 14 человек, значит на каждом посту по два человека. Какова вероятность, что Настя и Даша окажутся дежурными на одном посту.

2.3. Задачи повышенного уровня

  1. Вероятность того, что на контрольной работе по математике Рома верно решит больше 4 задач, равна 0,75. Вероятность того, что Рома верно решит больше 3 задач, равна 0,87. Найдите вероятность того, что Рома верно решит ровно 4 задачу.

  2. Ве­ро­ят­ность того, что в тесте по истории Алина верно решит боль­ше 11 заданий, равна 0,6. Ве­ро­ят­ность того, Алина верно решит боль­ше 10 заданий, равна 0,7. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что Алина верно решит ровно 11 заданий.

  3. Во время проведения дня здоровья «Зимние забавы» на станции «Дартс» каждый участник команды имеет три попытки. Ве­ро­ят­ность по­па­да­ния в ми­шень равна 0,8. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что участник пер­вые два раза попал в ми­ше­нь, а по­след­ний - про­мах­нул­ся.

  4. В трех ма­га­зи­нах с. Курай независимо друг от друга продаются карты для пополнения денежных средств на телефон. Вероятность, что их нет в наличии 0,2. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что хотя бы в одном магазине можно купить карту.

3. Решение задач по комбинаторике

  1. Решение. Пронумеруем для удобства данные тетради 1,2,3. И переберем все варианты1-2, 2-1, 2-3, 3-2, 1-3, 3-1.

Ответ 6.

  1. Решение. В данной ситуации порядок не имеет значения: если первый участник команды Курай пожимает руку первому участнику Н-Танай, то одновременно и первый участник Н-Танай жмет руку первому участнику Курай, поэтому всего будет рукопожатий.

Ответ. 36

  1. Решение. В данной ситуации порядок входа имеет значение. Если запасных 3 выхода, то центральных - 2, то дерево вариантов будет выглядеть

Ответ 10.

  1. Решение. В данном случае порядок не имеет значение. 45/2=10 игр.

Ответ 10.

  1. Решение. Для решения данной задачи порядок не имеет значение, поэтому Егор может выбрать любое из семи и Дима любое из семи. По правилу произведения 77=49.

Ответ 49.

  1. Решение. Порядок выбора не имеет значения: если всего 4 человек, то каждому необходимо добавить по 3 друга. 34=12.

Ответ. 12.

  1. Решение. Порядок выбора не имеет значения: если всего 14 человек, то каждому необходимо отдать по 13 фотографий. 1314=182.

Ответ. 182.

  1. Решение.Представим результаты ввиде таблицы.

 

Печень тушеная

Котлета

Сарделька отварная

Рыба запеченная

Щи

Щи +Печень

Щи +Котлета

Щи +Сарделька

Щи +Рыба

Рассольник

Рассольник +Печень

Рассольник +Котлета

Рассольник +Сарделька

Рассольник +Рыба

Солянка

Солянка +Печень

Солянка +Котлета

Солянка +Сарделька

Солянка +Рыба

Ответ. 12 способов.

  1. Решение. Представим результаты деревом вариантов

Ответ. 6 способов.

  1. Решение. Так как порядок уроков не имеет значение, воспользуемся правилом произведения. Первый урок можно выбрать из пяти дней недели, второй урок из четырех, а третий из оставшихся трех. 543=60 способов.

Ответ. 60.

  1. Решение. Представим решение в виде таблицы

 

Катя

Вика

Алина

Полина

Катя

 

К-В

К-А

К-П

Вика

В-К

 

В-А

В-П

Алина

А-К

А-В

 

А-П

Полина

П-К

П-В

П-А

 

Так как порядок выбора подруг не имеет значение, значит, считаем только варианты над закрашенными ячейками.

Ответ. 6.

  1. Решение. В данной задаче порядок имеет значение, если первый участник выбирается из 5, то второй из четырех. 4*5=20 случаев.

Ответ. 20.

  1. Решение. В данной ситуации порядок автобусов имеет значение, так как набор должен быть разным. Получаем по правилу произведения если певый автобус можно выбрать 15 – ю вариантами, то второго 14 – ю вариантами. Всего способов

Ответ. 6.

  1. Решение. Воспользуемся правилом произведения. Если на первом компьютере можно посадить любого ученика из семи, то на второй любого из оставшихся 6 и т. д. 7654321=5040 способов.

Ответ. 5040.

4. Решение задач по теории вероятности


    1. Событие, что учащиеся 6 класса родились в 2004 году - случайное, оно может быть, а может и не быть, все завит от месяца рождения в течение года.

    2. Событие невозможное, так как с рождения не берут в школу.

    3. Событие достоверное, так как если учащиеся учатся в 6 классе в 2016-2017, значит, родились до 2016.

  1. Решение.


    1. случайное;

    2. невозможное;

    3. достоверное;

    4. невозможное;

    5. случайное.

  2. Ответ.


    1. случайное событие, но при этом маловероятно.

    2. достоверное событие, вероятность 100%.

    3. невозможное событие, нулевая вероятность.

    4. случайное событие, достаточно вероятно

    5. случайное событие, маловероятно.

  3. Решение.


    1. на контрольной работе по русскому языку не меньше половины класса получили пятерки,

    2. в 5 классе есть хотя бы один не умный и не усидчивый,

    3. учитель биологии вызвал к доске мальчика,

    4. во время каникул хотя бы один человек покатался на коньках.

  4. Решение.

  5. Решение.

Совместные события.

  1.  
    1. «сегодня 11 классе отучился 7 уроков» и «сегодня наступило утро»

    2. «сегодня 1 января» и «сегодня все учащиеся не учатся»

    3. «сегодня наступило утро» и «сегодня 1 января»

    4. «сегодня все учащиеся не учатся» и «сегодня температура воздуха -40 градусов»

    5. «сегодня наступило утро» и «сегодня 11 классе отучился 7 уроков»

    6. «сегодня наступило утро» и «сегодня все учащиеся не учатся»

    7. «сегодня наступило утро» и «сегодня температура воздуха -40 градусов»

Несовместные события

  1.  
    1. «сегодня 11 классе отучился 7 уроков» и «сегодня 1 января»

    2. «сегодня температура воздуха -40 градусов» и «сегодня 11 классе отучился 7 уроков»

  2. Решение. Если Яне первой досталось некоторое место, то Арине остаётся 7 мест. Из них 3 — в той же команде, где и Яна. Искомая вероятность равна 3/7.

Ответ:3/7.

  1. Ответ 6 : 13.

  2. Решение. Используем определение вероятности, рассчитаем количество всех возможных двузначных чисел с разными цифрами, меньшее 30, которые может набрать абонент:

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

23

24

25

26

27

28

29

Таких чисел 18 штук. Тогда искомая вероятность P=1/18. Ответ: 1/18.

  1. Ре­ше­ние. Всего подготовлено 20 вопросов. Однозначными будут вопросы от 1 до 9. Таким об­ра­зом, ве­ро­ят­ность того, что на­у­гад взя­тый вопрос имеет одно­знач­ный номер равна 9:20=0,45.

Ответ: 0,45.

  1. Решение: Число различных перестановок из букв равно

54321=120, из них только одна соответствует слову "школа", поэтому по вероятность того, что Нина наберет пароль слово "школа" равна P=1/120.

Ответ. 1/120.

  1. Решение. Всего 15 вопросов. Невыученных 15-10=5. Таким об­ра­зом, ве­ро­ят­ность того, что на­у­гад заданный вопрос – невыученный 5:15=1/3.

Ответ: 1/3.

  1. Решение. Если Насте первой досталось некоторый пост, то Даше остаётся 13 мест. Из них 1 — на том же посту, где и Настя. Искомая вероятность равна 1/13.

Ответ. 1/13

  1. Решение. Вероятность решить несколько задач складывается из суммы вероятностей решить каждую из этих задач. Больше 4: решить 5-ю

Больше 3: решить 4-ю, 5-ю. Вероятность решить 4-ю = 0,87-0,75=0,12.

Ответ:0.12

  1. Ре­ше­ние. Вероятность решить несколько заданий складывается из суммы вероятностей решить каждое из этих заданий. Больше 11: решить 12-е. Больше 10: решить 11-е, 12-е. Вероятность решить 11-е = 0,7-0,6=0,1.Ответ:0.1

  2. Ре­ше­ние. По­сколь­ку участник команды по­па­да­ет в ми­ше­ни с ве­ро­ят­но­стью 0,8, он про­ма­хи­ва­ет­ся с ве­ро­ят­но­стью 1 − 0,8 = 0,2. Cобы­тие по­пасть или про­мах­нуть­ся не­за­ви­си­мы, ве­ро­ят­ность про­из­ве­де­ния не­за­ви­си­мых со­бы­тий равна про­из­ве­де­нию их ве­ро­ят­но­стей. Тем самым, ве­ро­ят­ность со­бы­тия «попал, попал, про­мах­нул­ся» равна 0,80,80,2=0,128.

Ответ:0.128.

  1. Ре­ше­ние. Най­дем ве­ро­ят­ность того, что во всех магазинах нет карт. Эти со­бы­тия не­за­ви­си­мые, ве­ро­ят­ность их про­из­ве­де­ния равна про­из­ве­де­нию ве­ро­ят­но­стей этих со­бы­тий: 0,2 · 0,2 0,2= 0,008. Со­бы­тие, со­сто­я­щее в том, что хотя в одном магазине есть карты, про­ти­во­по­лож­ное. Сле­до­ва­тель­но, его ве­ро­ят­ность равна 1 − 0,008 = 0,992.

Ответ: 0,992.Ответ: 0,997