IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, Г. О. НАЛЬЧИК)
Озова Д.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Люди с ограниченными возможностями здоровья есть практически в каждом уголке земного шара. То отношение, которое государство и общество проявляет к ним, характеризует страну и нацию в целом. Лица с ограниченными возможностями здоровья – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По дан­ным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нару­шенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти деся­тую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Орга­низации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения.

В России численность людей с ОВЗ на 1.01.2017г. составила 12,2млн.человек, из них 587тыс. это молодые люди от 18 до 30 лет.

Цель данной работы – изучение отношения подростков к людям с ограниченными возможностями работы. Для достижения это цели были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть цели и задачи государственной политики в отношении лиц с ОВЗ;

  2. изучить основные законы и программы в отношении лиц с ОВЗ;

  3. провести анкетирование среди подростков об их отношении к людям с ОВЗ;

  4. проанализировать полученные результаты.

Глава I. Государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
  1.  
    1. Цели, задачи и принципы государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Государственная политика в отношении лиц с ОВЗ представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной их социализации.

Наиболее актуальные цели и задачи, стоящие перед государственной политикой при реализации работы по данному направлению:

  • воспитание гуманизма, готовности в любой момент прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку;

  • расширение круга общения людей с инвалидностью за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе;

  • включение людей с ограниченными возможностями в иную, новую для них социальную среду, способствующую овладению комплексом социальных ролей, форм и правил поведения;

  • создание благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении со сверстниками;

  • включение людей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей;

  • оздоровление, приобщение к активному образу жизни, физической культуре, спорту;

  • воспитание целеустремленности, способности преодолевать трудности.

Государственная политика основывается не только на целях и задачах, но и на основных принципах в сфере обслуживания людей с ОВЗ:

  • соблюдение прав человека и гражданина;

  • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

  • преемственность всех видов социального обслуживания;

  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

  • приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов.

  1.  
    1. Основные законы и программы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Права людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, а также гарантируются нормами гражданского, административного, уголовного и международного права.

Первым нормативным документом является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1].

Другим немаловажным нормативным документом в отношении людей с ограниченными возможностями является Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17 июля1999 г. № 178-ФЗ. В настоящем Федеральном законе определяются и гарантируются льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения, а также по транспортному обслуживанию [2]. Таким образом, данный нормативно-правовой акт регламентирует работу по поддержке людей с ограниченными возможностями в области социально-бытовой сферы.

Для решения проблем инвалидов осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ. Первой из них была Президентская программа «Дети России на 1996-1997 гг.», в состав которой вошла Федеральная целевая программа «Дети инвалиды». Программа «Дети-инвалиды» была направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни [4].

Продолжением этой программы стала Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы, которая также включала в себя подпрограмму «Дети-инвалиды». Целью подпрограммы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.

Следующей Федеральной целевой программой является «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Программа является продолжением федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. В результате реализации указанной программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности [5].

В 2011 году была разработана и принята Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Однако было решено продлить срок реализации программных мероприятий до 2020 года. Так, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011−2020 годы.

В госпрограмму включены три подпрограммы:

  1. «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

  2. «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов»;

  3. «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Основные задачи:

  • формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации инвалидов;

  • совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы.

Реализация госпрограммы будет проходить в два этапа: 2016–2018 годы и 2019–2020 годы [6].

Глава II. Исследование отношения подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Организация и методы исследования

Люди с ограниченными возможностями здоровья встречают множество проблем на своем пути, одна из которых, пренебрежительное отношение общества к ним. Для того чтобы вести полноценный образ жизни им необходима поддержка и понимание окружающих. Но, к сожалению, многие дети даже не знают о существовании людей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья (на примере обучающихся Дворца творчества детей и молодежи г.о. Нальчик). В анкетном опросе приняли участие 60 человек, в возрасте от 10 до 15 лет. Анкета состоит из 12 закрытых вопросов.

2.2. Результаты исследования.

На первый вопрос «Как часто в своей повседневной жизни Вы встречаете людей с ОВЗ?» ответы распределились следующим образом: 10 человек – довольно часто, 23 – иногда, 25 – редко и 2 – ни разу не встречал. Это свидетельствуют о том, что подростки редко контактируют с людьми с ОВЗ.

На вопрос о том, какие чувства испытывают подростки к лицам с ограниченными возможностями здоровья, большинство подростков отметили жалость (35) и сочувствие(21).

На следующий вопрос анкеты «Как Вы считаете – как относятся люди с ОВЗ к здоровым людям?» 25 подростков ответили, что доброжелательно, а 15 опрошенных считают, что с обидой и 16 – настороженно. Это говорит о том, что подростки не имеют четкого представления о людях с ОВЗ.

Далее, мы попытались выяснить, как подростки отнесутся к тому, что с ними будут учиться люди с ограниченными возможностями здоровья. Большинство опрошенных, ответили, что воспримут это вполне нормально и постараются с ними подружиться.

На следующий вопрос анкеты «Если человек с ограниченными возможностями здоровья попросит у Вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможете ему?» почти все опрошенные ответили, что конечно помогут, лишь 5 подростков указали, что сперва подумают, а 3 затруднились ответить.

На вопрос о том, как Вы поступите, если вашим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске, 36 респондентов ответили, что помогут при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи; 18 подростков указали, что помогут, если только он попросит об этом; 4 - поменяют свое место; 2 опрошенных постараются не замечать его трудностей, так как это их не касается.

К сожалению, почти у всех опрошенных нет друзей с ограниченными возможностями здоровья.

Далее мы попытались выяснить, как подростки оценивают степень возникновения у них дружеских отношений с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ответы на этот вопрос нас приятно удивили: 53 опрошенных заявили, что вполне вероятно, все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья; 7 респондентов считают, что, скорее всего, у них не возникнет дружеских чувств в отношении человека с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что ни один из подростков не ответил, что совершенно определенно не сможет испытать дружеские чувства к лицу, имеющему ограниченными возможности здоровья.

На следующий вопрос «Знаете ли Вы о жизни людей с ОВЗ?» ответы распределились следующим образом: 37 подростков имеют смутное представление об их жизни и о том, что им нужно; 14 опрошенных заявили, что знают, как им приходится нелегко, а 9 человек вообще ничего не знают об их жизни.

На вопрос «Как Вы относитесь к защите прав людей с ОВЗ?» 57 респондентов ответили, что положительно, их права надо защищать. Лишь 3 подростков указали, что безразлично.

Затем мы попросили подростков указать, что можно сделать в интересах людей с ОВЗ. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 20 подростков полагают, что необходимо пересмотреть свое отношение к ним, 21 опрошенных не знают как им помочь, а 19 респондентов считают, что помощь людям с ОВЗ – это забота государства.

На последний вопрос нашей анкеты «Какой из ниже перечисленных позиций, касающихся отношения общества к людям с ОВЗ, Вы придерживаетесь?» ответы распределились следующим образом:

Людям с ОВЗ лучше придерживаться специально созданных для них

стационаров (Дома-интернаты, спец.предприятия для инвалидов и др.).

2

Людям с ОВЗ следует предоставить возможность самим решать,

интегрироваться ли в общество или вести замкнутый образ жизни.

10

Людям с ОВЗ нужно предоставить возможность наравне со всем

здоровым большинством участвовать в общественной жизни.

48

Тот факт, что большинство подростков придерживаются позиции о предоставлении инвалидам возможности наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни, свидетельствуют об их толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Изучив государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что государство защищает их права посредством законов и федеральных программ. Планируется к 2020 году завершить программу «Доступная среда», которая должна обеспечить всем людям с ОВЗ беспрепятственное участие в общественной жизни. Мы очень надеемся, что все задачи и цели этой программы воплотятся в жизнь. Но как много законов государство бы не издавало, еще одним немаловажным фактором является отношение и готовность общества к принятию людей с ОВЗ. Поэтому мы провели опрос об отношении подростков к людям с ОВЗ.

Анализ результатов анкетного опроса позволил нам сформулировать следующие выводы:

  1. подростки довольно редко видят людей с ОВЗ и имеют достаточно смутное представление об их жизни;

  2. большая часть опрошенных не испытывает к людям с ограниченными возможностями здоровья неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации;

  3. почти все подростки отмечают готовность обучаться вместе с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

  4. к сожалению, у большинства подростков нет друзей с ОВЗ, но отмечается готовность к дружбе с ними, большая часть опрошенных полагают, что все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья;

  5. почти все респонденты считают, что нужно защищать права людей с ОВЗ;

  6. большинство подростков не знают, как помочь людям с ОВЗ, поэтому многие полагают, что этим должно заниматься государство.

  7. тот факт, что большинство подростков придерживаются позиции о предоставлении инвалидам возможности наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни, свидетельствуют об их толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные результаты говорят о том, что подростки очень мало знают о людях с ОВЗ. Поэтому мы считаем, что необходимо проводить классные часы с приглашением людей с ОВЗ, устраивать совместные конкурсы и праздники, проводить литературные вечера с их участием. Все это будет способствовать возникновению дружеских отношений.

Список использованной литературы
  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.01.99 №5-ФЗ)//Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ г. Москва "О государственной социальной помощи" (в последней редакции от 12.03.2014 г.) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1999/07/23/socpomosch-dok.html (дата обращения: 2.05.2014).

  4. Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 «О президентской программе «Дети России» // Информационно-правовой портал BestPravo [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-akty/ c6w.htm (дата обращения: 12.05.2014).

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 832 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/901964132.

  6. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 (ред. от 11.09.2012) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» // КонсультантПлюс.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые ребята!

Мы проводим опрос, цель которого — выявить отношение подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья. Ценность нашего исследования во многом будет зависеть от степени искренности Ваших ответов. Пожалуйста, отметьте галочкой выбранный Вами вариант ответа. Все данные опроса будут использованы в обобщенном виде в научных целях.

  1. Как часто в своей повседневной жизни Вы встречаете людей с ОВЗ?

 Довольно часто

 Иногда

 Редко

 Ни разу не встречал

 Свой вариант

  1. Какие чувства Вы испытываете к людям с ограниченными возможностями здоровья?

 Сочувствие.

 Жалость

 Безразличие

 Раздражение

 Возмущение

 Другое (укажите, что именно)_________________________________

  1. Как Вы считаете - как относятся люди с ОВЗ к здоровым людям?

 С неприязнью, с обидой

 Безразлично

 Настороженно

 Доброжелательно

 Свой вариант

  1. Как бы Вы отнеслись, если бы с вами учились люди с ограниченными возможностями?

 Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться

 Настороженно, надо будет присмотреться

 Отрицательно

 Свой вариант

  1. Если инвалид попросит у Вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможете ему?

 Да, конечно

 Сперва подумаю

 Нет

 Затрудняюсь ответить

 Свой вариант

  1. Как Вы поступите, если вашим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске?

 Постараюсь поменять своё место

 Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается

 Буду помогать ему, если только он попросит меня об этом

 Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи

 Свой вариант

  1. У Вас есть друзья с ограниченными возможностями?

 Да

 Нет

  1. Оцените степень вероятности для Вас возникновения дружеских отношений с лицом с ограниченными возможностями здоровья.

 Вполне вероятно, все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья.

 Скорее всего, у меня не возникнет дружеских чувств в

отношении человека с ограниченными возможностями здоровья.

 Совершенно определенно, что дружеское чувство к лицу,

имеющему инвалидность, я испытать не смогу.

 Буду агрессивно протестовать.

  1. Знаете ли вы о жизни людей с ОВЗ?

 Да, знаю, что им приходится нелегко

 Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно

 Ничего не знаю об их жизни и не интересуюсь этой темой

 Свой вариант

  1. Как Вы относитесь к защите прав людей с ОВЗ?

 Положительно, их права надо защищать

 Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт

 Отрицательно, пускай сами себя защищают

 Свой вариант

  1. Что можно сделать в интересах людей с ОВЗ?

 Главное, пересмотреть своё отношение к ним

 Даже не знаю, чем мы можем им помочь

 Помощь людям с ОВЗ – забота государства

 Свой вариант

  1. Какой из ниже перечисленных позиций, касающихся отношения общества к людям с ОВЗ, Вы придерживаетесь?

 Людям с ОВЗ лучше придерживаться специально созданных для них

стационаров (Дома-интернаты, спец. предприятия для инвалидов и др.).

 Людям с ОВЗ следует предоставить возможность самим решать,

интегрироваться ли в общество или вести замкнутый образ жизни.

 Людям с ОВЗ нужно предоставить возможность наравне со всем

здоровым большинством участвовать в общественной жизни.

  1. Ваш пол?

 Мужской

 Женский

  1. Ваш возраст?

 10-12

 13-15