IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ И ЗАБОТУ
Фарамазян А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В стране, которая находится

сейчас в условиях демографического

кризиса, главным богатством

является не газ, не нефть,

не природные ресурсы.

Главное богатство – это ее дети.

Я. Корчак

Введение

Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяют убить ребенка.

В Средние века рыбаки вылавливают их рек неводом тела утопленных младенцев. В XVІІ в. в Париже детей постарше продают нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздают даром. Это еще совсем недавно! И по сей день ребенка бросают, когда он помеха.

В настоящее время растет число детей оставшихся без попечения родителей. Из них только 5% дети-сироты, все остальные имеют родите­лей, которые по тем или иным причинам (лишены родительских прав, хронические алкоголики, нар­команы, отбывают сроки наказания, безвестно от­сутствуют, уклоняются от родительских обязан­ностей и др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут исполнять свои родительские обязанности. В последние годы соци­альное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей оказываются на улице и становятся бомжами, беспризор­ными.

Право ребенка на то, чтобы его уникальная и единственная жизнь прошла как можно лучше, является, на мой взгляд, одним из ба­зовых прав человека. Оно неделимо и не должно быть разменяно на какие-то другие соображения - политические, экономические и пр. Если исходить из принципа, что жизнь человека - это Божий дар, то к нему надо относиться с приоритетным вниманием.

У нас очень много проблем, каждая из них заслуживает самого серьезного рассмотрения - и со стороны органов государственной власти, и со стороны общественных орга­низаций, и со стороны гражданского общества.

Всем хорошо известно, что в стране сложилась крайне сложная демографическая ситуация. При этом количество детей, которые оставлены без попечения родителей и нахо­дятся в сиротских учреждениях, растет, прямо скажем, угро­жающими темпами — на 4-6 тыс. в год. Я обратился к статистке, которая была 20 — 25 лет назад, и увидела, что данная проблема не сто­яла так остро перед нашим обществом.

Выбор данной темы не был случайным. Меня никогда не оставляло равнодушным положение детей в семьях, где родители не занимаются воспитанием своих детей. Неужели ребенок, родившийся в неблагополучной семье, обречен? Я решил найти ответы на эти вопросы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть и проанализировать различные формы устройства детей

2. Исследовать все стороны проживания детей в приемных семьях, проблемы и их решения.

План работы:

1. Проведение сравнительного анализа форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследование условий проживания детей в приемных семьях.

3. Составление анкет и проведение опроса

4. Анализ опроса, составление сравнительных диаграмм по различным аспектам исследования.

Актуальность: Моя тема на сегодняшний день является актуальной. Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту.

І Часть Исследование

В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации Ребенок имеет право: на семью; на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

Далее я обратился к Семейному Кодексу РФ где говорится, что:

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.

3. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

4. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

В настоящее время в России существует феномен социального сиротства. 90 % детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т. е. дети-сироты при живых родителях. Жизнь показывает, что учреждение не является оптимальным способом воспи­тания и развития детей, ухода за ними. Государство вы­нуждено наращивать количество отпускаемых средств на содержание таких детей примерно на 1 млрд. руб. в год. При этом семейное устройство детей-сирот развивается медленно, не получая соот­ветствующей поддержки руководителей регионов, а также органов опеки и попечительства. Разу­меется, хотелось бы, чтобы дети, которые являются беспризорными или социальными сиротами, усы­новлялись в нашей стране, но это идет не так быстро. Одной из причин является бедность значительного числа населения нашей страны, другой - сложность существующего российского законодательства, ко­торое, по сути своей, препятствует российским усыновите­лям взять ребенка на воспитание. Зачастую российский усыновитель просто не в состоянии пройти все бюрократи­ческие и судебные препоны на пути реализации своего же­лания усыновить. Принятие Закона о Государственном банке данных и Правил пользования им сделали процедуру усыновления, по-моему, еще более формализованной и оторванной от реалий сегодняшней жизни.

Из материалов СМИ я выяснил, что в луч­шем случае 14 - 15 тыс. детей в год усыновляется и 170 тыс. ждет семью.

Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье - элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий.

Но ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере заменить семью в сфере социальной защиты ребенка. Наибольшими возможностями социальной защиты ребенка обладает полная семья, т.е. когда ребенок живет вместе с обоими родителями, а еще лучше, когда в семье имеются бабушка и дедушка, братья и сестры: практически каждый член семьи в той или иной степени участвует в социальной защите каждого ребенка, делая это бескорыстно, в силу семейной привязанности, и в том числе - биологического семейного инстинкта.

Я обратился в отдел опекии попечительства администрации муниципального образования «Лиманский район», здесь я узнал, что на территории Лиманского района опекаемых семей – 82 (в них воспитываются 96 детей), приемных-70 семей (в них воспитываются 173 ребенка) Количество таких семей растет на сегодняшний день в Лиманском районе 187 семей. Пока не уменьшается количество семей, в которых родители уклоняются от воспитания и содержания своих детей, не исполняют свои обязанности.

В 2017 с целью защиты прав и интересов детей, было лишено родительских прав 17 родителей, в отношении 24 детей; ограничено в родительских правах 4 родителя в отношении 7 детей.

Ежегодно увеличивается число опекаемых и подопечных, полных и социальных сирот, детей воспитывающихся в неблагополучных семьях и семьях «группы риска».

Бывают случаи, когда из приемных семей дети возвращаются в кровные семьи, в случаях восстановления в родительских правах родителей в 2017г. 2 родителей (мамы) в отношении 8 детей.

К сожалению бывают случаи когда опекуны отказываются от детей .

Я узнал также о льготах и выплатах, которые получают опекуны и приемные семьи. По закону детям сиротам государство должно предоставить жилплощадь, но, к сожалению, в нашем районе пока это не предоставляется возможным.

Я узнал, что уже не первый год в районе действует школа приемных родителей. На занятиях родители делятся опытом, знакомятся с новыми семьями, отчитываются о своей работе, получают консультации различных специалистов.

Вопрос о детях, оставшихся без попечения родителей, широко освещается в СМИ. Нередко в статьях описывают случаи жестокого обращения с детьми, которые были взяты под опеку или в приемную семью.Последнее время в СМИ появляются следующие сообщения:В Краснодарском крае перестали существовать 20, в Нижегородской области за последнее время исчезли 16, в Калужской области было 20, сейчас осталось два, в Саратове теперь вообще только один. Оказывается, детские дома ликвидируются повсюду от Москвы до Сахалина: с 2011 года закрылись уже около 120 учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем 60 только за один год! Означает ли это, что страна «решила проблему» с сиротами? Вовсе нет. Статистика свидетельствует о том, что у нас 654 тысячи детей, от которых отказались или у которых нет родителей. Законодательно было указано количество таких учреждений сократить. Сначала этого требовала «Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года». А теперь количество детей-сирот в регионе — один из показателей, по которым измеряется эффективность работы губернаторов. Этот закон вышел день в день с «законом Димы Яковлева» и вступил в силу в 2013 году. Вообще «закон Димы Яковлева» внезапным образом заставил власть задуматься о сиротах. Если мы другим не даем усыновлять, то у нас самих должно быть рекордное усыновление. В прессе появляется немало статей о том, чем плохи большие детские дома. Многие считают, что они больше похожи на конвейер по выпуску не приспособленных к жизни людей. В результате больше 30 процентов выпускников не доживают до 25 лет. Они спиваются, становятся наркоманами, кончают с собой. Человек не умеет воспринимать себя индивидуально — он всегда был частью коллектива и жил по распорядку. Его никогда не спрашивали, что хочет именно он. Такие дети не способны принимать решения, не способны бороться с трудностями, не способны даже сами себе готовить, стирать, не знают, сколько стоит хлеб и как ездить на общественном транспорте.

Работа отдела опеки и попечительства нашего района постоянно освещается на страницах районной газеты «Лиманский вестник» (см. приложение)

В приложении также представлены отчеты о работе органа опеки и попечительства за 2016 год.

Далее я направился в социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних с. Зензели Лиманского района. Реабилитационный центр открылся в марте 2007 года. Я узнал, что здесь проходят реабилитацию дети от 3 до 17 лет. Количество детей на данный момент 30, 5 из них на государственном обеспечении. Некоторые дети проходят временную реабилитацию, а затем вновь возвращаются в семью.

Специалисты по социальной работе занимаются приемом детей, а непосредственно с детьми работают: психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, музыкальный руководитель.

За время работы центра немало детей было отдано под опеку и в приемную семью. В приложение предоставлено фото-исследование по реабилитационному центру.

Я являюсь воспитанником Школы социального успеха «Юность» и один из модулей предлагаемых для занятий по выбору- «Азбука семейной жизни». Проанализировав журналы педагога по составу воспитанников за последние три года, я выяснил, что данный курс наиболее востребован учащимися 11 классов, в процентном составе это выражается следующим образом 69% девушки и 31% юноши. Назанятиях в «Юности» поднимаются вопросы семьи, брака, а также воспитании детей. Я считаю это положительной тенденцией, ведь если у ребят будет позитивное отношение к браку и правильное понимание не только прав, но и обязанностей в семье возможно счастливых семей станет больше!

Мною было проведено анкетирование среди воспитанников, результаты представлены в приложении. Также мною было проведено анкетирование среди учащихся 9-классов.

Выводы:В результате анализа анкет было установлено, что большинство респондентов считают, что главными в семье являются оба родителя. Оба родителя должны, по их мнению, и обеспечивать материально семью.

Большинство опрошенных считают, что родителям необходимы «родительские университеты, дающие багаж знаний о семье и браке.

Большинство считают, что семейные конфликты оказывают отрицательное влияние на развитие детей. 20% опрошенных считают что ребенку, выросшему в приемной семье, труднее самому создать устойчивую семью, 70% считают, что это только иногда вызывает трудность.

На вопрос «Отличаются ли ребята из приемных семей от своих сверстников?»

а) да-ответили 10 % б) нет – 30 % в) иногда- 60 %

На вопрос « Нужно ли готовить себя к браку» Большинство ответили, что, конечно же, да.

Я являюсь членом совета старшеклассников в школе. На одном из заседаний, мы с членами совета, рассмотрели вопрос о проблеме детей оставшихся без попечения родителей. Мы решили делать подарки детям из опекаемых семей на Новый год, на день защиты детей, а приемным мамам опекаемых подарки на день матери. Выпустили буклеты с призывом к будущим родителям и отдали их в отделение ЗАГСа, чтобы их раздавали всем молодоженам.

Я решил узнать, чем занимается инспектор по опеке в школе Григорова Ольга Федоровна, и взяла у нее интервью. Узнал, что она следит за успеваемостью в школе, изучает личностные особенности опекаемого ребенка, социально-бытовые условия его жизни, проблем социального и личностного развития. Социальный педагог старается оградить опекаемых детей от негативных влияний социальной среды.

Я обратился в отделение социальной помощи семье и детям «Радуга», провела мини-фото-исследование по отделению. Взял интервью у заведующей. Узнал, что в отделении есть все условия для детей, здесь проводятся занятия разного типа: беседы, прогулки и др. Количество детей на данный момент посещающих отделение 32 ребенка.

Решил узнать у приемных родителей, какова сама процедура принятия ребенка в семью. Взял интервью у приемной семьи Марковых.

(см. приложение)

В Интернет ресурсах я нашел информацию из истории о том, как в нашей стране детям, оставшимся без родителей оказывалась помощь. Первые меры советской власти по борьбе с детской беспризорностью относятся к началу 1920-х годов. Тогда начали создаваться трудовые колонии — воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Одной из известнейших стала колония им. М. Горького, которой с 1920 по 1928 год руководил педагог Антон Макаренко. В 1921 году была основана комиссия по улучшению жизни детей при Всероссийском центральном исполнительном комитете. Она отвечала за помощь учреждениям, занимающимся заботой о детях, в первую очередь беспризорных. В 1924 году постановлением президиума ЦИК СССР был создан общесоюзный фонд им. В.И. Ленина и аналогичные местные фонды для организации помощи беспризорным детям. Размер общесоюзного фонда составлял 100 млн. рублей, средства поступали как из бюджета, так и из добровольных отчислений общественных организаций и профсоюзов, а также из сборов от спектаклей, концертов, лотерей. В 1926 году принят ряд положений по борьбе с детской беспризорностью. Меры включали в себя передачу беспризорных на попечение в семьи трудящихся с их согласия, в детские учреждения различных типов или трудовые колонии. Организации, занимавшиеся заботой о беспризорниках, освобождались от налогов. Кроме того, была введена «целевая надбавка к акцизу с пива, портера и эля внутреннего производства» на нужды борьбы с детской беспризорностью.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 и 1943 годах были приняты постановления об устройстве детей, оставшихся без родителей, и о мерах по борьбе с детской беспризорностью и хулиганством. Согласно документам, государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях. Оставшиеся без родителей дети от 1 года до 15 лет направлялись в приемники-распределители, откуда попадали либо на патронирование, либо на работу в промышленности или сельском хозяйстве. А в системе НКВД создавались воспитательные колонии для беспризорников.

В 1956 году было законодательно введено пребывание детей в детдомах до 18-летия, окончившие среднюю школу воспитанники направлялись в техникумы, строительные школы, вузы или на работу в народное хозяйство. В середине 1950-х годов в СССР организованы школы-интернаты. В 1988 году были созданы детские дома семейного типа, ставшие принципиально новой формой воспитания детей-сирот. Дома финансировались из госбюджета с учетом зарплаты родителям-воспитателям.В середине 1990-х годов был принят ряд законов, касающихся общих принципов работы с сиротами, а также основных прав ребенка в России. В 2007 году правительство приняло ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы. Задачами программы, в числе прочих, стали профилактика социального неблагополучия семей с детьми и безнадзорности. Объем финансирования составил 48 млрд. рублей.

В 2008 году по инициативе Минздравсоцразвития России был создан фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2012 году принят так называемый «закон Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять детей из России. Детский омбудсмен Павел Астахов назвал закон «основанием для прекращения иностранного усыновления и сосредоточивания всех усилий на российской ситуации». В 2013 году принят ряд законов, касающихся упрощения бюрократических процедур усыновления в России, а также увеличения размера максимальной материальной поддержки усыновителям до 100 тысяч рублей. Последние годы продолжается поддержка данного направления, хотя как свидетельствуют материалы СМИ, появилось много новых проблем.

Далее я изучил, какие формы семейного воспитания развиты в нашей стране. Любой ребенок имеет потребность в семье. К сожалению, не все дети могут эту потребность удовлетворить, так как находятся в социальных учреждениях для размещения детей, оставшихся без попечения родителей. Наше государство обеспечивает социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. В настоящее время предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление, опека и приемная семья. Я решил более подробно познакомиться со всеми формами.

ІІ Часть Усыновление

Дети должны сами почувствовать,

что значит иметь заботливых и

любящих родителей, что значит

всей семьей радоваться труду,

любить свою землю,

знать свою историю.

Я. Корчак

Сегодня, конечно, я понимаю, усыновить ребенка — это очень большая ответственность. Порядок усыновление или удочерения детей является, в соответствии со ст. 124 Семейного кодекса РФ, приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для установления усыновления ребёнка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребёнка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребёнком.

Я узнал, усыновителями, в соответствии со ст. 127 Семейного кодекса РФ, могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишённых по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребёнку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

- лиц, не имеющих постоянного места жительства;

- лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

- лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

При этом в некоторых случаях суд с учётом интересов усыновляемого ребёнка и заслуживающих внимания обстоятельств может отступить от некоторых установленных ограничений.

Также не могут быть усыновителями одного и того же ребёнка лица, не состоящие между собой в браке. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребёнка, преимущественное право предоставляется родственникам ребёнка при условии обязательного соблюдения законодательных ограничений в отношении лиц, могущих быть усыновителями и интересов усыновляемого ребёнка.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. То есть получается, что иностранцам в основном позволяют усыновлять детей-инвалидов! Говоря терминами статистики, можно отметить уменьшение числа детей, усыновленных иностранцами, начиная с 2012г. Современная Россия повысила требования к правилам усыновления, введя ограничение для стран, где разрешены официальные браки между людьми одного пола. Чаще всего российские дети усыновляются итальянцами, испанцами, французами, немцами. Ранее до принятия «Закона Димы Яковлева», российские дети усыновлялись гражданами Америки. Парламентариями РФ было внесено на рассмотрение предложение в закон об усыновлении, о смягчении некоторых его пунктов, но поддержки этого предложения не получило.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком должна быть не менее шестнадцати лет. В то же время по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Установленная разница в возрасте не имеет значения в случае усыновления ребёнка отчимом (мачехой).

Также я выяснил, что после усыновления ребёнка за ним сохраняются его имя, отчество и фамилия. В то же время по просьбе усыновителя усыновлённому ребёнку может быть присвоена фамилия усыновителя, а также указанное им имя.

Защищая права ребёнка, законодатель указывает, что ребёнок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Завершая на этом рассмотрение порядка усыновления, я бы хотел отметить, что в некоторых случаях возможна отмена усыновления ребёнка. Отмена усыновления ребёнка производится в судебном порядке. При этом дело об отмене усыновления ребёнка рассматривается с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Основанием для отмены могут быть случаи, когда усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновлённым ребёнком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Кроме перечисленных оснований суд вправе отменить усыновление ребёнка и по другим основаниям, исходя из интересов ребёнка и с учётом мнения ребёнка.

Правом требовать отмены усыновления ребёнка, в соответствии со ст. 142 Семейного кодекса РФ, обладают его родители, усыновители ребёнка, усыновлённый ребёнок, достигший возраста четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор.

ІІІ Часть Опека и попечительство, приемные семьи

Ребенок – это мотылек над бурной

рекой жизни. Что надо сделать,

чтобы он летел безопасно?

Ему нужно помочь, чтобы у него

отросли крепкие, упругие крылья.

Без погожего детства вся жизнь

человека будет искалеченной.

Я. Корчак.

Изучив, гражданский и семейный кодексы РФ, хочу отметить, что они содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.

Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 Семейного Кодекса РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:

1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;

2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских правах;

4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;

5) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Так как за лицами, над которыми были установлены опека либо попечительство, сохраняется право на получение различных пенсий, алиментов и других пособий, опекуны (попечители) обязаны следить за своевременным их получением.

При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними, опекун (попечитель) получает также право на выплату ежемесячного пособия.

Порядок его получения определен в Положении о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), которое было разработано на основе постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 16 февраля 1993 года». В соответствии с этим положением местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для подопечных, исходя из установленных норм по фактическим ценам данного региона. При выплате данного пособия не учитываются размеры пенсий алиментов и т.д., получаемых на ребенка. Выплаты продолжаются до достижения ребенком 16 лет (18 лет, если он является учащимся образовательных учреждений), включая месяц рождения.

Некоторые дети берутся не только под опеку, но и в приемные семьи. Различие между ними в том, что в приемной семье родители получают, заработную плату и плюс опекунское пособие.

Приемная семья способна воспитать ребенка в соответствии с современными реалиями, может помочь ему стать более подготовленным к жизни.

Я узнал в результате исследования, что опекунское пособие на детей, которые получают приемные семьи, уже много лет выплачивается строго в срок, без задержки и индексируется два раза в год.

Приемная семья – это форма воспитания ребенка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребенку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например, для воспитания в одной семье 2-3 и более детей (братьев, сестер). Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до девяти детей. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того приемному родителю платится зарплата и засчитывается в трудовой стаж (Статья 145, 146 «Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей»). Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замершая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни. Цель приемной семьи – создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основе договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным. Прежде чем создать приемную семью, взрослому обязательно необходима психологическая подготовка. Это даст возможность подготовиться к периоду адаптации детей к новым условиям, которая может протекать очень бурно. Это совершенно другой опыт, и он может разительно отличаться от того, что был во взаимодействии с собственными детьми. Иногда яркие проявления адаптации приемных детей могут начаться с задержкой в несколько недель, и приемных родителей это может застать врасплох. В этом случае может сложиться впечатление неуправляемости приемных детей или даже их дефектности, хотя для этого нет никаких оснований. По статистике именно в этот период наиболее часты возвраты детей. Здесь нужно понимать, что тяжело это не только приемным родителям, но и ребенку. В этот момент происходит усвоение норм поведения в семье, которые вполне могут отличаться от тех норм, которые были усвоены ранее. В перспективе взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В приемной семье легче, чем в социальных учреждениях, можно сформировать у детей конструктивные навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи.

Далее я нашел информацию о мерах материальной поддержки для замещающих родителей в 2017 году в Астраханской области .

Ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье.

Граждане, принявшие ребенка под опеку (попечительство) на безвозмездных и возмездных условиях (приемная семья)

Закон Астраханской области от 04.06.2009 № 40/2009-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством»

1) не достигшего 10-летнего возраста – c 01.01.2017 в размере 7857,64 рубля;

2) достигшего 10-летнего возраста – c 01.01.2017 в размере 9429,16 рублей;

3) с ограниченными возможностями здоровья c 01.01.2017 в размере 9429,16 рублей.

Ежемесячное денежное вознаграждение приемным родителям за каждого взятого ребенка на воспитание с учетом возраста ребенка

Закон Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области

Выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям, в следующих размерах:

а) на каждого не достигшего 10-летнего возраста воспитываемого приемного ребенка 03.01.2017 в размере в размере 7296 рублей;

б) на каждого достигшего 10-летнего возраста воспитываемого приемного ребенка с 03.01.2017 в размере 8756 рублей;

в) на каждого воспитываемого приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья с 03.01.2017 в размере 8756 рублей.

Доплата за каждого последующего ребенка, взятого на воспитание сверх четырех. Выплата дополнительного вознаграждения приемным родителям за каждого последующего ребенка, принятого на воспитание сверх четырех детей, с 03.01.2016 в размере 1459 рублей.

Единовременное денежное пособие при всех формах устройства ребенка в семью

Граждане, принявшие на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, при всех формах семейного устройства

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

При усыновлении детей инвалидов, детей старше 7 лет, а также братьев и сестёр, с 01.02.2017 предусмотрена единовременная выплата в размере 124929,83 рублей рубля (до 01.02.2016 – 118529,25 рублей).

В иных случаях передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства единовременная выплата с 01.02.2017 составляет 16350,33 рубля (до 01.02.2016 – 15512,65 рублей).

Ежемесячное денежное пособие при усыновлении

Граждане, усыновившие ребенка

Закон Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» 2 000 руб.

Меры государственной поддержки при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) в соответствии Законом Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области»

1) ежегодная денежная компенсация на каждого из детей, находящихся под опекой (попечительством), обучающихся в общеобразовательных организациях (но не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей (далее в настоящей статье - компенсация на школьные принадлежности) в размере 1175 рублей.

Компенсация на школьные принадлежности предоставляется опекунам (попечителям), не состоящим в браке;

2) ежемесячная компенсация опекуну (попечителю), детям, находящимся под его опекой (попечительством), расходов на оплату коммунальных услуг в размере 253 рублей на каждого из указанных лиц;

3) бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам, выданным государственными медицинскими организациями Астраханской области, детей, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до шести лет, находящихся на амбулаторном лечении;

4) обеспечение бесплатным питанием детей, находящихся под опекой (попечительством), обучающихся за счет средств бюджета Астраханской области в общеобразовательных организациях, а также по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения;

5) один день в месяц - бесплатное посещение детьми, находящимися под опекой (попечительством), определенных Правительством Астраханской области государственных музеев, организаций культуры, находящихся в ведении Астраханской области, государственных образовательных организаций Астраханской области, а также выставок, проводимых исполнительными органами государственной власти Астраханской области или областными государственными учреждениями.

Вывод. В ходе исследовательской работы выявлено, что наиболее привлекательной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеих сторон, является приемная семья, в которой воспитанием занимаются оба родителя, прививая детям (и кровным, и приемным) культуру семейных отношений, традиций, совместного отдыха, трудовые навыки и т. д.

Дети, воспитывающиеся в приемных семьях, более активны, самостоятельны, коммуникабельны, менее агрессивны, активнее идут на контакт, проявляют заботу о младших, выполняют посильную работу по самообслуживанию, имеют большие успехи в учебе и общественной работе.

Для приемных родителей создание таких семей – это еще и решение проблемы трудовой занятости. Увеличение приемных семей в какой0-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения.

Большинство опрошенных сошлись в положительном отношении к созданию приемных семей, но одной из основных причин, не позволяющих взять на воспитание более двух, трех детей (при возможных пяти), является ограничение жилищных условий для проживания многодетных приемных семей.

Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек.

Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.

Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.

Заключение

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также орга­нами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы Гражданским Кодексом.

Наряду с этими общими гражданско-правовыми нормами в Семейном Кодексе имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершен­нолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установле­нию опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возмож­ность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Проводя свое исследование, у меня возникла мысль, а ведь не только в добрых целях могут взять опеку над ребенком! Может кто-то просто пользуется всеми льготами, которые ему дадут, если он будет опекуном? К сожалению, на этот вопрос я не смогла найти ответ, но я считаю, что это вполне возможно, но конечно не во всех случаях опеки. Зарплаты на селе не­высокие, работа находится не для всех. Стать приемными родителями - это и помощь сиротам, и укрепление ста­бильности, в том числе финансовой, самой семьи.

В результате проведенного исследования я узнал о том, что государство интересуют вопросы, которые я исследовала. И как доказательство этому явный пример, что с целью стимулирования рождаемости Госдума приняла законопроект о материнском капитале, который будут выплачивать женщинам за рождение (усыновление) второго (и последующего) ребенка. Принят также законопроект о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Согласно этому документу, минимальный размер пособия на первого ребенка (до достижения им возраста 1,5 лет) составляет 1500 руб. (для неработающих женщин). Работающие женщины будут получать пособия в размере 240 % от своей зарплаты (но не более 6 тыс. руб.). За второго ребенка размер минимального пособия составляет 3 тыс.руб., максимального – 6. Как выяснилось, правительство выделило на эти цели более 44 млрд. руб.

Родителям должны компенсировать часть платы за детские сады.

Увеличилась в 2 раза стоимость родовых сертификатов – с 3 до 6 тыс.руб.

В нашем районе данный вопрос также не оставлен без внимания. Растет количество приемных и опекаемых детей, организованы службы социальной помощи и реабилитации для детей. Школы и дополнительное образование занимаются воспитанием качеств будущих семьянинов. Орган опеки и попечительства в районе ведет активную работу в оказании помощи детям и семьям, взявшим на воспитание детей.

От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение наших прав сегодня, как мы ими воспользуемся, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия.

Я получил огромное удовольствие, занимаясь исследовательской работой, так как, поставив перед собой цель – изучить права ребёнка, международные и российские документы по правам ребёнка.

На мой взгляд, поставленная цель достигнута. Это было нелегко, но в то же время интересно, т.к. узнал много нового и полезного, а заявленная тема оказалась, по-моему, раскрытой.

Для достижения намеченной цели по ходу работы были выполнены следующие задачи: изучены Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка; проведены анкетирование и опросы, сделаны выводы на основе полученных данных.

А если мы хорошо владеем знаниями своих прав и обязанностей, то мы сможем многое изменить в этом мире.

Для того чтобы большее количество детей воспитывалось в семьях нужно:

- Устранить все бюрократические пре­пятствия для российского усыновителя

- Сделать доступной информацию о детях любых возрас­тов, нуждающихся в семье.

- Большое значение имеет пропаганда по­ложительных примеров усыновления.

- Необходимо создание нормативной основы для ведения профилактической работы в области семейного неблагополучия.

- Требуется определение правовых оснований для признания семьи неблагополучной и вмешательства в брачно-семейные отношения ее субъектов, т.к. основная масса неблагополучных семей не попадает в число объектов профилактики.

- Больше внимания уделять школе и системе дополнительного образования воспитанию будущего семьянина.

Список использованных источников и литературы

1. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.

2. Семейный Кодекс РФ.

3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. - М., 2007.

4. В Антонов. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.

5. Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. - М., Вита-пресс,

6. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.

7. http://tvoiyapravda.ru/for-deti/opeka/kakie-lgoty.html

8. http://vashilgoty.ru/deti/lgoty-dlya-naxodyashhixsya-pod-opekoj.html

9. https://creditnyi.ru/semeinye-ligoty/ligoty-opekunam-nesovershennoletnih-detei-297/

10. https://www.pnp.ru/social/2017/04/03/dlya-sotrudnikov-organov-opeki-napishut-novye-pravila.html

Приложение

  1. Кто для Вас является более важным:

а) отец;

б) мать;

в) оба родителя.

2. Кто должен материально обеспечивать семью:

а) отец;

б) мать;

в) оба родителя.

3. Считаете ли Вы, что родителям необходимы «родительскиеуниверситеты, дающие багаж знаний о семье и браке?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

4. Влияют ли семейные конфликты на развитие детей;

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Считаете ли Вы, что ребенку, выросшему в приемной семье, труднеесамому создать устойчивую семью?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

6. Отличаются ли ребята из приемных семей от своих сверстников?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

7.Нужно ли готовить себя к браку?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

Вопросы

Ответы

1) Какова цель вашего отделения?

Оказание социальной помощи детям.

2) Количество детей посещающих «Радугу» на данный момент?

Среднее количество детей каждый месяц примерно 30 человек. За этот месяц 32 человека.

3) Сколько лет существует ваше отделение?

Отделение «Радуга» было образовано еще в 1997 году.

4) Какие дети посещают «Радугу»?

Это районное отделение, поэтому дети со всего района. Все кто нуждается в нашей помощи, могут посещать, те дети, которым дома не хватает тепла и ласки!

5) Каков возраст детей?

От 7 до 14 лет, но бывают и исключения, по каким либо причинам.

6) Какая помощь оказывается детям в вашем отделении?

Медицинская помощь, витаминизирование круглый год, улучшенное питание. Есть все условия для детей. С детьми работает психолог.

7) Чем занимаются у вас дети?

Проводятся занятия разного типа, развлечения; беседы; прогулки; купание в бассейне; поездки в Астрахань на экскурсии; в фазанарий ездили мы с ребятами и др.

Интервью с Рожковой Натальей Владимировной – начальником отдела по работе с семьей, опекой и попечительством (ГКУАО ЦСПН Лиманского района)

Вопрос: Сколько на территории нашего района приемных и опекаемых семей?

Ответ: На территории Лиманского района опекаемых семей – 82 (в них воспитываются 96 детей), приемных-70 семей (в них воспитываются 173 ребенка)

Вопрос: Количество таких семей растет или есть тенденция падения?

Ответ: Количество семей растет на сегодняшний день в Лиманском районе 187 семей.

Вопрос: Бывают случаи возвращения детей в свои семьи?

Ответ: Из приемных семей дети возвращаются в кровные семьи, в случаях восстановления в родительских правах родителей в 2017г. 2 родителей (мамы) в отношении 8 детей.

Вопрос: Были ли случаи, когда детей возвращали назад приемные семьи или опекуны или когда вы сами забирали таких детей?

Ответ: К сожалению, такие случаи бывают, конечно, не часто, но были.

Вопрос: Какие льготы детям из приемных и опекаемых семей введены и получают ли они жилую площадь?

Ответ: По состоянию на 2017 год детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения в Лиманском районе предоставлены не были.

Меры социальной поддержки включают в себя следующие виды: выплата ежегодной денежной компенсации на каждого из детей, находящихся под опекой (попечительством), обучающихся в общеобразовательных организациях (но не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей в размере рублей; ежемесячная компенсация опекуну (попечителю), детям, находящимся под его опекой (попечительством), расходов на оплату коммунальных услуг на каждого из указанных лиц; бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам, выданными государственными медицинскими организациями Астраханской области, детей, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до шести лет, находящихся на амбулаторном лечении; обеспечение бесплатным питанием детей, находящихся под опекой (попечительством), обучающихся за счёт средств бюджета Астраханской области в общеобразовательных организациях, а также по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения; один день в месяц - бесплатное посещение детьми, находящимися под опекой (попечительством), определенным Правительством Астраханской области государственных музеев, организаций культуры, находящихся в ведении Астраханской области, государственных образовательных организаций Астраханской области, а также выставок, проводимых исполнительными органами государственной власти Астраханской области или областными государственными учреждениями.

Вопрос:Кого больше усыновляют, берут под опеку девочек или мальчиков?

Ответ: Больше девочек, приблизительно 60% процентов усыновляемых

Вопрос:Какого возраста детей чаще усыновляют, берут под опеку?

Ответ:В основном детей младшего возраста, до семи лет.

Вопрос: Были случаи, когда детей забирали из семей опекаемых или приемных или отказы опекунов от детей?

Ответ: Да, к сожалению такие случаи редко, но бывает,что детей возвращали.

Вопросы

Ответы

1)Сколько в школе опекаемых детей?

В 2017-2018 учебном году опекаемых детей в школе 11

2) Сколько детей из приемных семей учится в школе?

В 2017-2018 учебном году детей из приемных семей в школе 3

1) Какая работа проводится с детьми из опекаемых семей?

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь опекаемым или находящимся в приемных семьях детям, выполняет следующие функции:

1)Диагностическая функция в работе с опекаемыми детьми при организации индивидуальной работы с детьми. Изучаются личностные особенности опекаемого ребенка, социально-бытовые условия его жизни, проблем социального и личностного развития. Коррекционная функция социального педагога в работе с опекаемыми детьми заключается в том, что он:- старается оградить опекаемых детей от негативных влияний социальной среды;

осуществляет коррекцию самооценки опекаемых детей и помогает им избавиться от вредных привычек; заботе о душевном равновесии ребенка; - оказание помощи в решении межличностных конфликтов;

2) Что контролируется в школе в отношении опекаемых детей?

В школе осуществляется контроль за успеваемостью, посещение учебных занятий , внеурочная занятость детей

3) Какую работу вы проводите с опекунами и педагогами?

Выступление на м/о классных руководителей, встречи с директором, родительским комитетом, с целью оказания помощи детям и их семьям в случае необходимости.

Вопросы

Ответы

1) Изменился ли ребенок по вашему мнению за время прибывания у вас дома?

Да, свершилось чудо, Ирочка стала чаще улыбаться. Сначала она многого боялась, сейчас уже к нам привыкла.

2) Тяжела ли процедура принятия ребенка в приемную семью?

Безумно трудно, очень много всяких бумаг нужно собрать, долго времени ждали.

3) Как ваш собственый ребенок относится к приемному?

Саши с Ирочкой очень хорошо ладят, как родные брат с сестрой.

4) Как вы решились на такой поступок, взять ребенка под опеку?

Я давно хотела дочку, вот теперь она у меня есть.

Информация

отдела опеки и попечительства

администрации МО «Лиманский район»

о проделанной работе за 2016 год

За отчетный период отделом опеки и попечительства проделана большая плодотворная работа по устройству в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охране прав детства, защите жилищных и имущественных интересов несовершеннолетних, а также по защите прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан и совершеннолетних граждан, которые, по разным причинам, нуждаются в наложении попечительства.

С 1 января по настоящее время остались без попечения родителей 59 несовершеннолетних: из них 50-переданы в семьи наших земляков под опеку, 1 ребенок устроен в приемную семью, 6-находятся в реабилитационном центре, т.к. еще не определен официальный статус детей, 1 ребенок возвращен родителям, 1-определен в детский дом (т.к. ему необходимо обучение в специальной коррекционной школе, которой нет на территории нашего района).

7 детишек жители Лиманского района взяли под опеку из детских домов г. Астрахани, 2-из Ставропольского края.

За отчетный период в районе образовано 7 приемных семей, которые приняли на воспитание 11 ребятишек из детских домов г.Астрахани.

Наши земляки усыновили 5 обездоленных детей, которые воспитывались в Домах ребенка г.Астрахани, возраст этих детей от 6 месяцев до 1 года.

Таким образом, в настоящее время на территории района воспитывается 215 опекаемых детей, наш район занимает лидирующую позицию в области по приемным семьям: их сейчас 28, в них детей-58; 48 детей, усыновленных посторонними гражданами и 30-мачехами и отчимами.

8 настоящее время при передаче детей на воспитание в семьи выплачено 27 единовременных пособий.

Ежемесячно, за счет средств областного бюджета, граждане получают пособие на содержание: -134 опекаемых детей; -48 усыновленных детей; -58 приемных детей.

За отчетный период - учреждена опека над 4 недееспособными и попечительство над 13 гражданами, нуждающимися в попечительстве. Отдел опеки и попечительства ведет активную работу по защите имущественных и иных прав вышеуказанной категории граждан. Проведены обследования условий жизни и воспитания 180 опекаемых, 6 усыновленных и 26 приемных детей.

Анализ показывает, что материальное положение семей (50%) оставляет желать лучшего, поскольку чаще всего опекунами детей становятся дедушки, бабушки или ближайшие родственники, проживающие в сельской местности, не имеющие постоянных заработков.

3 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникам детских домов, были выданы предметы первой необходимости (постельное белье, посуда, мягкий инвентарь), 2 из них приобретено жилье.

Летом 2016 года опекаемые и приемные дети отдыхали: наоздоровительных площадках более 100 чел., в спортивном лагере-3 чел., в реабилитационном центре-31 чел., отделении помощи семье и детям «Радуга»-23 чел., за пределами района-27 чел..

Не уменьшается количество семей, в которых родители уклоняются от воспитания и содержания своих детей, не исполняют свои обязанности.

В 2016 году, с целью защиты прав и интересов детей, было:

  • лишено родительских прав 17 родителей, в отношении 24 детей;

  • ограничено в родительских правах 4 родителей в отношении 7 детей.

Есть и положительные примеры: одной маме возвращены родительские права, она исправилась, очень хорошо заботится о дочери, однако второй ребенок, в отношении которого она была лишена родительских прав, уже усыновлен и для нее потерян.

68 гражданам даны консультации по порядку общения с отдельно проживающими детьми.

Были защищены жилищные права 37 несовершеннолетних при отчуждении жилья и в судебных заседаниях. Защищены имущественные права 26 несовершеннолетних. Отдел опеки предоставляет сведения Управлению ПФР в Лиманском районе о наличии фактов лишения родительских прав, отказа от детей при сборе документов для получения сертификата на материнский капитал. Из 124 обратившихся, только одна мама еще в 1996 году отказалась от своего ребенка, оставив его в родильном отделении.

Специалисты отдела опеки и попечительства приняли участие в 139 судебных заседаниях и в 120 следственных действиях.

Ежегодно увеличивается число опекаемых и подопечных, полных и социальных сирот, детей воспитывающихся в неблагополучных семьях и семьях «группы риска».

В 2016 году в отдел опеки и попечительства обратилось более 40 граждан, готовых отдать своих детей родственникам под опеку с целью получения пособия. Таким гражданам разъясняются их обязанности по воспитанию и содержанию детей.

Работа отдела опеки и попечительства постоянно освещается на страницах газеты «Лиманский вестник», таким образом, постоянно пропагандируется необходимость воспитания детей в семьях.

В июне 2016 года сотрудники отдела подготовили праздничный прием Главой района приемных семей (27 семей, 56 детей), что стало высокой оценкой труда приемных родителей и определило важность этой социальной акции.

Уже седьмой год в районе действует школа приемных родителей. На занятиях родители делятся опытом, знакомятся с новыми семьями, отчитываются о своей работе, получают консультации различных специалистов. Около двух лет на базе Лиманской ЦБС действует клуб приемных родителей «Ника», такой же клуб

Отдел опеки и попечительства ведет активную переписку с родственниками (проживающими в других регионах и странах СНГ) детей, оставшихся без попечения родителей, для возможной передачи детей на воспитание в их семьи.

Отдел опеки и попечительства принимает несовершеннолетних граждан, которые обращаются для получения разрешения на снижение брачного возраста, таких обратилось 10 человек. Мы делаем эту работу, чтобы дети рождались в полных семьях, а их мамы не носили статус «одинокая мать».

Сотрудники отдела опеки за отчетный период проконсультировали по различным вопросам опеки и попечительства несовершеннолетних и совершеннолетних граждан, усыновления, охраны и защиты прав детства около 2500 человек.

Президент России четко определил позиции по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: они должны воспитываться в замещающих семьях. Наш отдел опеки и попечительства справляется с поставленной Президентом задачей, так как более 95% детей, оставшихся без попечения родителей на территории Лиманского района, передаются на воспитание в семьи.

Это стало возможным благодаря поддержке Главой района всех начинаний отдела, тесному сотрудничеству с Главами сельских администраций, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, центральной районной больницей, ОЗАГС, Лиманским филиалом областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Анкетирование учащихся 9-х классов

1. Кто для Вас является более важным:

а) отец; б) мать; в) оба родителя.

2. Кто должен материально обеспечивать семью:

а) отец; б) мать; в) оба родителя.

3.Считаете ли Вы, что родителям необходимы «родительскиеуниверситеты, дающие багаж знаний о семье и браке?

а) да; б) нет; в) иногда.

4.Влияют ли семейные конфликты на развитие детей;

а) да; б) нет; в) иногда.

5.Считаете ли Вы, что ребенку, выросшему в приемной семье, труднеесамому создать устойчивую семью?

а) да; б) нет; в) иногда.

6.Отличаются ли ребята из приемных семей от своих сверстников?

а) да; б) нет в)иногда.

7. Нужно ли готовить себя к браку?

а) да; б) нет в) иногда.