IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ
Помазкова Д.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность исследования. У каждого человека существуют способности к выполнению определенного вида деятельности. В детском саду можно увидеть, что один ребенок больше любит рисовать, другой – петь, а третий постоянно что-то мастерит. Уже в этом возрасте можно заметить определенную направленность к какому-то виду деятельности. А вот придя школу, в жизни каждого ученика появляются учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, технология. Учителя стараются, чтобы все ученики получили качественные знания по всем предметам. Ученики, конечно, тоже очень стараются, только один предмет у кого-то получается лучше изучать, а другой дается с большим трудом. А почему? Потому что кому-то больше нравиться математика, а кому-то чтение, а кто-то вообще предпочитает больше шить или мастерить. А значит, необходимо уже на уровне начального общего образования выявлять способности учеников и продолжать развивать их интерес, склонности к определенным наукам, а в будущем, наверняка, и более предметно выраженные способности. Начинать выявлять склонности, к изучению определенной области знаний необходимо с начальной школы (Колмогоров А.Н., Савенков А.П., Крутецкий В.А., Богомолова Е.А. и др.). Именно поэтому, так важно, что бы в процессе учения по результатам деятельности ученика можно было выявить не только интерес учащегося к определенной области наук, но и его природную направленность мысли. Это значит, выявить то направление деятельности, которой ученик как бы считает своей, при выполнении которой меньше тратиться энергии и напряжения, а вот результат получается замечательным. В работе рассматриваются результаты анализа сочинений учащихся, модифицированный авторами метод «незаконченных предложений», только ученики пишут не отдельные предложения, а целое сочинение, но начальные строчки этого сочинения уже существуют и предоставляются ученикам. Обучаясь в школе, школьники пишут сочинения в достаточном объеме в рамках школьной программы, и направленность, своеобразие текстов может раскрыть потенциал ученика начальной школы к определенной области знаний и помочь учителям найти пути повышения качества обучения учащихся с учетом направленности ума каждого школьника к определенной области наук.

Цель исследования: выявить индивидуальные умственные предпочтения учащихся начальной школы к различным учебным предметам по результатам сочинений.

Объект исследования: умственная направленность учащихся начальной школы 3-4 класса.

Предмет исследования: показатели умственных предпочтений учащихся начальной школы к учебным предметам.

Гипотеза исследования: умственные предпочтения к изучению определенной предметной области могут проявиться в результате самостоятельной работы над сочинениями (c текстовой информацией).

Задачи исследования:

1. Провести теоретическое знакомство с видами умственной направленности и их взаимосвязь с учебными предметами в школе.

2. Провести опытно-экспериментальную работу: беседу с учителем начальных классов, учениками класса и анализ сочинений сверстников по заранее выбранной теме и с начальной информацией по данной теме.

3. Сделать необходимые выводы и представить результаты о взаимосвязи учебных предметов и умственных предпочтений учеников.

Методы исследования: наблюдение, анализ текста (сочинений), беседа с учителем и учениками, авторская комбинация исходного текста (приложение 1).

Срок проведения исследования: 2016-2017 г. (3 кл, 4кл.)

В исследовании участвовала одна и та же группа учащихся, которая в 2016/2017 уч. году обучалась в 3 классе, а в 2017/2018 уч. году в 4 классе.

Новизна и практическая значимость: результаты исследования могут служить основанием для определения склонностей ученика к определенному виду деятельности и использованы в работе учителя для планирования мероприятий с целью развития способностей каждого учащегося начальной школы.

Основная часть

1. Теоретические положения и обзор литературы

Учащиеся общеобразовательной школы достигают далеко не одинаковых результатов в освоении школьных предметов, один и тот же предметный материал воспринимается учащимися по-разному, в зависимости от индивидуальных интересов, легкости в изучении данного предмета, имеющегося творческого опыта по данному направлению.

В своей работе мы подробно изучили исследования некоторых автором по способностям человека к литературному творчеству, к изучению природных явлений, математически и прикладных (ручной труд) способностей.

Обширные исследования А.Н. Колмогорова, посвященные изучению математических способностей школьников, и они указывают на основные характеристики по определению математических способностей, среди них:

- умение работать с таблицами, графиками, схемами;

- легкость в изучении математического материала, интерес работы с цифрами;

- желание при доказательстве увидеть логику рассуждения и др.

Литературные способности очень связаны с индивидуальным, особенным представлением об окружающей действительности (В.П. Ягункова) и они отличаются:

- желание работать с текстовой информацией;

- умения выражать мысли в собственных сочинениях;

- умение оригинально и красочно излагать свои мысли и др.

Изучение способностей в области учебных предметов окружающего мира (А.П. Савенков) носят комплексный характер, сочетающий в себе несколько предметных направлений:

- желание проводить опыты и эксперименты самостоятельно;

- внимательно относиться и замечать явления природы, на первый взгляд не заметные;

- уделять внимание вопросам загрязнения окружающей природы и др.

Обращаясь к исследованиям Г.В. Резапкиной можно заметить основные характеристики технических (практических) способностей, среди них:

- желание что-то мастерить самому;

- желание изучать учебный материал через практическое задание;

- практическая зоркость и наблюдательность в обычной жизни и др.

Результаты теоретического изучения основных показателей, которые могут свидетельствовать об определенных умственных предпочтениях и склонностях к виду деятельности определенной направленности мы использовали при анализе сочинений сверстников с целью определения умственных предпочтений (направленность ума) учащихся начальной школы.

2. Методика проведения исследования

1. В своей работе при проведении экспериментальной части мы старались переговорить с учителем, ведущим в данном классе и выяснить его мнение о способностях конкретного ученика к учебным предметам, которые он изучает в школе.

2. Затем мы выяснили мнение самих учеников об их предпочтениях в изучении учебных предметов и почему данный предмет им нравится.

3. Попросили каждого ученика, участвующего в эксперименте написать сочинение. Сочинение имело своеобразный характер, применился подход «незаконченного предложения», т.е. каждому ученику было дано исходное начало сочинения, при этом, материал в начале сочинения содержал немного информации из математики, немного их природоведения, немного их литературы и практического применения в жизни некоторой информации. Исходный (начальный) вариант текста имел комплексный характер, т.е. содержал понемногу информации из каждого учебного предмета и был смоделирован в ходе подготовки исследования авторами эксперимента.

Задание сверстникам заключалось в том, чтобы продолжить исходный текст (приложение 1) своим собственным сочинением, при этом, ученик пишет так, как ему захочется, уделяя больше внимание тем вопросам, которые он считает нужным, используя информацию из любого учебного предмета или из жизненного опыта (из практики).

4. В результате, проводился анализ сочинений учащихся с выделением особенностей продолжения текста в соответствии с показателями склонностей к определенным учебным предметам (п.1), с учетом преобладания материала из определенного учебного предмета или практического опыта.

3. Результаты исследования

В результатах исследования участвовала группа сверстников, которые в 2016/2017 уч. году обучались в 3 классе, а в 2017/2018 уч. году в 4 классе. По результатам исследования были выстроены диаграммы индивидуальных предпочтений школьникам к учебным предметам, которые проявились в своеобразии их деятельности при написании сочинения при продолжении исходного текста.

Результаты исследования показывают, как меняются предпочтения и интерес учащихся в выборе учебных предметов, при произвольном продолжении исходного текста во время сочинения. Заметно вырос интерес к учебным предметам: математика и русский язык. Уменьшилось число учащихся, которые объясняют явления только с практической точки зрения и незначительно увеличилось по направлению окружающего мира.

4. Заключение (выводы).

Представленные результаты групп (индивидуальные показатели проанализированы, но не представлены из-за конфиденциальности данных) показывают основные направления дальнейшего развития каждого ученика по выявленным умственным предпочтениям и интересам к учебным предметам:

1. В результате исследования выделена группа учащихся, которые заметно проявляют интерес к предметам: математика и литература. Данные представлены педагогам школы с целью дальнейшего развития у учеников интереса к предмету и их способностей.

2. Существует небольшая группа учащихся, у которых пока нет ярко выраженных предметных предпочтений и за ними необходимо наблюдать в дальнейшем, при выполнении разных типов деятельности. Это объясняется еще и возрастными особенностями школьников.

3. Небольшой рост по предмету «Окружающий мир» показывают учащиеся из-за не полного понимания определенных тем данного предмета (из дополнительных бесед с учащимися). Им не всегда понятны (в силу возраста) некоторые темы учебного предмета, а вот другие предметы, такие как биология, химия из данной направленности предметов в начальной школе еще не изучаются.

4. Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась: умственные предпочтения к предметам определенного цикла можно выявить по результатам самостоятельной работы с текстовой информацией. Необходимо более внимательно относиться к результатам деятельности учеников, чтобы определить их склонности и интересы. Требуется комплексный подход к результатам деятельности учеников в разных сферах их проявления с целью повышения качества образования.

Литература

  1. Воронцова И.А., Богомолова Е.А. Изучение предметных способностей школьников. Психологические задания к педагогической практике: Методическое пособие/ Под.ред. Е.А. Богомоловой.- Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011.

  2. Колмогоров А. Н. О профессии математика. 3-е изд., доп. – М.: Изд-во МГУ, 1960 – с. 5-6.

  3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000 – с. 143-155.

  4. Ягункова В. П. Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей. Сб. Способности и интересы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 – с. 128-131.

  5. http://fb.ru/article/268949/matematika-v-prirode-primeryi

Приложение 1.

Примеры исходного текста для написания (продолжения) сочинения

Для учащихся 3 класса

Как ни часто мы задумываемся над явлениями природы, которые мы порой встречаем и довольно часто. На улице идет снег или дождь, выглянуло солнышко или грянул гром - привычное состояние меняющейся погоды. А какая красота бывает, когда мы видим на небе разноцветную радугу. Радуга в небе - удивительное явление природы, сопровождающееся видимым только человеческому глазу спектром всех цветов. Это случается за счёт прохождения лучей солнца через уходящую тучу. Каждая дождинка служит призмой, которая обладает оптическими свойствами. Можно сказать, что любая капля является маленькой радугой. Как правило, радуга простираются на высоте 8-10 километров угол, под которым радуга покажет себя во всей красе, должен быть более 58 градусов.

Для учащихся 4 класса

Порой кажется, что наш мир прост и понятен. На самом деле это великая загадка Вселенной, сотворившей такую совершенную планету. Если посмотреть на некоторые явления природы, то можно заметить много необычного и порой совсем необъяснимого. Так, например, одна маковая головка содержит 3000 зернышек. А это значит, что если эти зернышки созреют и упадут на землю, то в следующем году уже будет в 3000 раз больше таких цветков. А сколько их будет лет через пять и что для этого нужно, чтобы они проросли все? Да разве можно назвать или собрать все необычные явления в природе, все неожиданности!