IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИМИДЖ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
Нестерова О.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Актуальность темы

В современном российском обществе сложилась непростая демографическая ситуация.

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) - наука о составе населения и его изменениях. (Толковый словарь Ожегова)

В России, в течении последних десятилетий, смертность превышает уровень рождаемости. Ученые демографы считают, чтобы не допустить национального вымирания среднестатистическая семья в России должна иметь не менее четверых детей. Президент РФ В.В. Путин сказал: «…нормой в России должна стать семья с тремя детьми. Однако, этого показателя стоит еще достичь»1.

Многодетная семья – это семья, в которой воспитывается трое и более несовершеннолетних детей.

Какова же реальная ситуация с положением многодетной семьи в настоящее время? Что нужно сделать для того, чтоб нормой стала для общества «семья с тремя детьми»?

Ученые социологи говорят: «Основной целью должно стать создание условий для формирования социально-благополучной семьи, которая будет решать свои проблемы и выполнять свои функции».2.

Одним из важных условий создания многодетных семей является сформирование положительного имиджа такой семьи в обществе.

Имидж -(англ. image - от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации (Большой Энциклопедический словарь (БЭС).

Государство должно всесторонне поддерживать многодетную семью- экономически, юридически, социально и тогда у общества сформируется положительный имидж такой семьи. И мы сумеем преодолеть демографические, духовно-нравственные проблемы, которые для нашего государства становятся «глобальными»

«... Нужно… обеспечить баланс прав и взаимной ответственности институтов гражданского общества и семьи. Качество всей системы общественных отношений невозможно без прочной надежной семьи».3

Исходя из этого мной была определена цель исследования :

  • изучить условия формирования имиджа многодетной семьи у различных групп населения.

Круг задач исследования определила возникшая в социуме проблемная ситуация несогласованности между «значимостью многодетной семьи для России и ее имиджем - отношением к многодетной семье в обществе, ее положением и статусом».

Такая несогласованность может отрицательно влиять на желание иметь более двух детей у молодых супругов, что не позволит решить важную для России демографическую проблему.

В ходе исследования были поставлены задачи:

  1. Изучить опыт системы взаимоотношений между государством и многодетной семьёй

  2. Изучить нормативные документы, защищающие интересны многодетных семей в Российской Федерации

  3. Провести анкетирование среди различных групп населения по данной проблеме; проанализировать, сравнить и обобщить полученные данные.

Объект исследования: обучающиеся общеобразовательных учреждений Г.о. Балашиха в возрасте с 10 по 19 лет, их родители и прочие совершеннолетние граждане в возрасте от 20 до 60 лет.

Предмет исследования: совокупность представлений, сложившихся в обществе относительно многодетной семьи

Методы исследования:

- работа с научной литературой

- анализ и обобщение информации.

- анкетирование

- мониторинг, классификация и систематизация информации

Гипотеза:

Если в государстве созданы условия поддержки многодетной семьи, то это является главным фактором при формировании его положительного имиджа в современном обществе.

Основные этапы работы:

1 этап. Выбор темы, проблемы исследования, выработка гипотезы, определение методов научного исследования

2 этап. Сбор информации по теме исследования, проведение анкетирования, первичная обработка информации

3 этап. Обобщение полученных данных. Оформление результатов работы.

II. Основная часть.

  1. История многодетной семьи в России.

а). "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!"

"Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" так гласит русская народная поговорка. В дореволюционной России большинство семей было многодетными. Ведь Россия была страной в основном аграрной и «необходимым минимумом» было иметь трех наследников – работников. С точки зрения сегодняшнего законодательства - большинство семей в дореволюционной России были многодетными.

69 детей – вот рекорд рожденных детей установленный русской крестьянкой более двухсот лет назад и «побить» этот рекорд не удалось ни одной женщине в мире., «Первая, из двух жен крестьянина Шуйского уезда Федора Васильева (1707-1782),рожала 27 раз: 16 раз приносила двойняшек -близнецов , 7 раз тройняшек и 4 раза по 4 ребенка. Выжило 67 детей. Причем, большинство из них дожило до взрослого возраста. Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 года в Москву из Никольского монастыря была прислана ведомость. Сама Екатерина II отметила сей феномен деторождения. А сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннеса 2.»4

Все рекорды рождаемости, занесенные в Книгу рекордов Гиннеса, принадлежат нашим соотечественникам.

«Самым многодетным отцом в истории нашей страны считается крестьянин села Введенское Яков Кириллов, который в 1755 году в связи с этим был представлен ко двору (ему было тогда от роду 60 лет). Первая жена крестьянина родила 57 детей, вторая - 15. Таким образом, от двух жен Яков Кириллов имел 72 детей».5

Примером традиционной многодетной семьи –были купеческие дворянские семьи. « У царя Алексея Михайловича — 14,у Петра Первого было 11 детей, у Льва Толстого — 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева».6

Самая многодетная семья в мире сегодня проживает в России, в поселке Масловском Воронежской области. Из 20 родившихся у Александра и Елены Шишкиных детей, с ними сегодня проживают под одной крышей 19. Первенец уже сам обзавелся семьей из трех детей и живет отдельно от родителей.

б). Награды многодетным семьям России: прошлое и настоящее

После огромных потерь нашего народа в Великой Отечественной войне, государство впервые начало отмечать многодетных матерей. В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были одновременно учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и «Медаль материнства». После распада СССР эти государственные награды были упразднены в России, однако они еще существуют в ряде стран СНГ.

"Медаль материнства" I-й и II-й степени

Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Положение о медали и ее описание утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года. В Положение о медали вносились изменения и дополнения Указами Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1973 года и от 18 июля 1980 года.

Медалью "Медаль материнства" награждались матери, родившие и воспитавшие пятерых и шестерых детей. Медаль состояла из двух степеней: I и II степени. Высшей степенью медали являлась I степень.

Награждение медалью "Медаль материнства" производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР указами Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик.

Матери, родившие и воспитавшие пятерых детей, награждались медалью II степени; матери, родившие и воспитавшие шестерых, – медалью I степени. Награждение медалью соответствующей степени производилось при достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.

Орден "Материнская слава"

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Статут ордена утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года. В Статут ордена были внесены изменения и дополнения Указами Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 года, от 28 мая 1973 года и от 28 мая 1980 года.

Орденом "Материнская слава" награждались матери, родившие и воспитавшие семь, восемь и девять детей.

Награждение орденом производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР указами Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик.

Орден "Материнская слава" состоял из трех степеней: I, II, и III степени. Высшей степенью ордена являлась I степень. Матери, родившие и воспитавшие семерых детей, награждались орденом III степени; матери, родившие и воспитавшие восемь детей, – орденом II степени; матери, родившие и воспитавшие девять детей, – орденом I степени.

Орден "Материнская слава" носился на левой стороне груди и при наличии у награжденной других орденов и медалей размещался над ними. Звание "Мать–героиня"

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года было установлено, что матери, родившей и воспитавшей десять детей, присваивается высшая степень отличия - звание "Мать–героиня". Положение о почетном звании "Мать–героиня" и орден "Мать–героиня" были утверждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года.

Присвоение звания "Мать–героиня" производилось по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.

Матерям, которым присвоено звание "Мать–героиня", вручался орден "Мать–героиня" и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.Орден "Мать–героиня" носился награжденными на левой стороне груди и при наличии у награжденной других орденов и медалей размещался над ними.

При награждении медалью "Медаль материнства", орденом "Материнская слава", присвоении звания "Мать–героиня" учитывались также дети:

1. Усыновленные матерью в установленном законом порядке.2. Погибшие или пропавшие без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина СССР по спасению человеческой жизни, по охране социалистической собственности и социалистического правопорядка, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Орден «Родительская слава»

Сегодня семейные подвиги награждаются другими званиями и орденами.

Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава». Новый орден возобновляет не только советские, но и дореволюционные традиции награждения за заслуги в деле воспитания детей. Орденом «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали четверых и более детей — граждан Российской Федерации, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни.

Медаль ордена «Родительская слава» (с 2010 года)

обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей.1При награждении орденом «Родительская слава» выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 рублей. Медалью ордена «Родительская слава» награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 4-7 детей;

Орден «Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии»

Орден «Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев» (с 2007 года) имеет три степени. В каждую степень входит шесть номинаций: за гражданский подвиг в укреплении института семьи, за воинский подвиг во спасение жизни и семьи, за родительский подвиг, за подвиг в ознаменование семейного долголетия, за творческий подвиг в укреплении института семьи и за подвиг материального вклада в укрепление института семьи. Орденом первой степени награжден Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

в) Государственная поддержка многодетных семей в России.

В большинстве европейских стран, в том числе и в России, многодетные семьи получают государственную поддержку. Это связано с тем, что в этих странах уровень естественного прироста населения крайне низок, а порой даже отрицательный. Сокращение численности населения вредит социальной стабильности в обществе и развитию экономики, поэтому государство оказывает поддержку многодетным семьям.

Впервые пенсионные льготы для многодетных матерей в нашей стране были введены Законом СССР «О государственных пенсиях» в 1956 году. Сегодня в России статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются

1) Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей",

2) Федеральным законом от 19.05.1995 N 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года,

3) Федеральным законом от 17.12.2006 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основные льготы для многодетных семей во всех субъектах РФ:

  • скидка в размере не ниже 30 процентов за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией;

  • бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

  • бесплатный проезд на внутригородском транспорте;

  • 50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;

  • первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного типа, оздоровительных лагерях;

  • бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

  • бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой для посещения занятий; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха;

  • помощь желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства; льготы по взиманию земельного налога и арендной платы;

  • предоставление беспроцентной ссуды на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

  • выделение садово-огородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;

  • предоставление льготных кредитов на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

  • первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей по специальностям, востребованным экономикой региона;

  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

  • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей;

  • многодетная мать имеет право на режим неполного рабочего времени в сочетании с неполной рабочей неделей.

Ознакомившись с перечнем основных льгот, для многодетных семей, предусмотренных на федеральном уровне мы пришли к выводу, что данная система льгот не решает основные социально-экономические проблемы многодетных семей.

  1. Социальная защита многодетной семьи в зарубежных странах.

В Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними, ‑ это 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро ‑ на каждого последующего.

Во Франции существует государственная программа «Большая семья», которая адресована многодетным семьям. Эта программа существует с 1921 года в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости и предлагает многодетным семьям субсидирование и налоговые льготы. Каждый следующий рожденный ребенок уменьшает налогооблагаемую базу так ,что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан, вне зависимости от достатка, даже на миллионеров.

В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст её выхода на пенсию В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка.

В Польше введен специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчете менее 125 евро в месяц. Если же в семье есть ребенок‑инвалид и один из родителей не работает, это пособие увеличивается вдвое.

В Финляндии многодетным семьям выдаются различные пособия. Например, так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем рожающим в Финляндии женщинам, независимо от их гражданства. Этот «пакет» содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого «пакета» ‑ несколько сот евро8.

  1. Условия формирования имиджа многодетной семьи у различных групп населения. ( Результаты исследования)

Изучив на глубоком теоретическом уровне систему социальной защиты государством многодетной российской семьи, мы приступили к изучению условий формирования имиджа многодетной семьи у различных групп населения.

Используя следующие методы исследования: раздаточное анкетирование, нестандартное интервью, традиционный метод анализа документов, мониторинг, классификация и систематизация информации мы предложили респондентам анкетные листы (см. Приложение 1,2).

Объектом исследования стали обучающиеся общеобразовательных учреждений городского округа Балашиха Московской области (МАОУ «СОШ № 26», «МБОУ «Школа№30») в возрасте с 12 по 18 лет, их родители и прочие совершеннолетние граждане в возрасте от 20 до 54 лет.

Респондентов - обучающихся было 317 человек, респондентов – прочих граждан- 94. Выборка стихийная, ею охвачено 413 человек. Исследование проводилось с августа 2016г. по февраль 2017г.

На втором этапе по теме исследования проведено анкетирования и первичная обработка информации

Респондентам было дано задание, определивший дальнейшее направление исследования «Укажите слагаемые имиджа многодетной семьи».

Данные, полученные в результате обработки ответов скорректировали нашу дальнейшую работу.

Для определения такого имиджесоставляющего фактора, как «Экономическое положение семьи» мы задали вопрос: «С какими трудностями сталкиваются многодетные семьи?».

Наибольшее количество респондентов (68%) указали, что в многодетных семьях ощущается нехватка денег; мы думаем из этого «вытекают» следующие проблемы –не хватает внимания родителей каждому ребенку (приходиться много работать, чтоб накормить, обстирать, обшить детей), маме не хватает времени, чтоб ухаживать за собой, из семьи уходит папа (он уходит не выдержав трудностей!)

Государственная поддержка многодетной семьи очень важный фактор не только формирования имиджа, но и существования таких семей. Мы провели анкетирование и задали вопрос «Кто может помочь решить проблемы, возникшие в многодетной семье?»

Большинство опрошенных(63%) уверены, что многодетная семья может надеяться на государство. Можно сделать вывод, что государственная политика поддержки многодетной семьи эффективна и одобряется обществом.

Большой процент респондентов (24,5%) ответили, что не знают, кто может помочь решить проблемы, возникшие в многодетной семье. Это говорит о том информация о поддержке государством многодетной семьи не получает необходимого освещения.

Респондентам был задан вопрос: «Какие льготы предоставляет государство многодетным семьям?» анкетирование проводилось по группам :

Респонденты10-19 лет из малодетных семей; респонденты 20-50 лет из малодетных семей; респонденты 10-19 лет из многодетных семей; респонденты 20-50 лет из многодетных семей. Деление на группы проводилось по принципу пользующиеся льготами предоставляемыми государством многодетным семьям и не пользующиеся.

Данные опроса показали, что все категории респондентов знают о предоставляемых льготах, но наиболее полная информация у членов многодетных семей, так как они этими льготами пользуются.

Мы взяли интервью у респондентов 20-50 лет, которые являются родителями 3-5 детей и задали им вопрос «Можно ли полностью реализовать льготы для многодетных семей в настоящее время?». Большая часть респондентов ответила - 73,5% ответила, что да, но для этого иногда «стоит приложить усилия», 21% респондентов указали «Нам не удалось полностью воспользоваться льготами, из за чиновничьей волокиты». На вопрос «Как Вы думаете, что мешает реализации льгот?» респонденты отвечали: финансовое состояние государства(63,2%), несогласованность законов (19%), чиновники (25, 8%), незнание о предоставляемой льготе(5%).

Эффективность формирования такого имиджесоставляющего фактора, как «Воспитанность и трудолюбие детей» и «Отношение к многодетной семье» мы рассматривали на трех уровнях ( по методике Д.Г. Мелиховой, кандидата социологических наук ) на трех уровнях:

  • на уровне массового сознания (представления и установки по отношению к многодетной семье господствующие в средствах массовой информации);

  • на уровне групповых установок (семейная установка на выбор вида семьи);

  • на уровне личных установок (подсознательный выбор модели семьи и функций родителей и детей).

Респондентам были предложены анкеты, направленные на изучение условий формирования имиджа многодетной семьи у различных групп населения.

Проанализируем полученные результаты:

  • Эффективность формирования имиджа многодетной семьи на уровне массового сознания (представления и установки по отношению к многодетной семье господствующие в обществе и средствах массовой информации);

Респондентам был предложен вопрос «Есть ли среди Ваших знакомых дети/подростки из многодетных семей?», большинство опрошенных – 87,4% ответили «Да». Но 12,6 % респондентов отрицательно ответили на этот вопрос, что указывает на незначительные и абстрактно-теоретические сведения о многодетной семье у этой группы респондентов.

На вопрос «С кем, по Вашему мнению, хотят общаться дети/подростки из многодетной семьи в большей степени?», респонденты указывают, что они общаются со всеми без различий - 86,4%(средний показатель). Предпочтения по отношению к детям из многодетной семьи, указывают - 11,2 %респондентов. С детьми из малодетной семьи-2,4%

Результаты опроса, полученные на вопрос «Как Вы считаете, должно ли быть особенным отношение окружающих к детям из многодетной семьи?», респонденты не выделяют данную категорию детей из своего окружения (нет - 84%)

В ходе анкетирования респондентам был предложен вопрос « Приходилось ли Вам наблюдать, недоброжелательное отношение окружающих к многодетным семьям?» 64% респондентов ответили «нет», затруднения испытали 21,3% опрашиваемых.

Отмечается следующая тенденция: чем старше респонденты, тем больше количество опрашиваемых, не желающих выделять из своего окружения членов многодетных семей.

Имидж многодетной семьи у современной молодежи формируется под влиянием прямой или косвенной информации, предоставленной в СМИ.

Респондентам был задан вопрос: « Как Вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны средств массовой информации?» и были предложены следующие варианты ответов: «их балуют вниманием»,» «уделяют мало внимания», «равнодушное отношение», «затрудняюсь ответить». Опрошенные большинстве своем выбрали второй(41,5%) и третий варианты ответов(32,8%) .

В ходе исследования мы проводили интервьюирование и задавали тот же вопрос: «Как Вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны СМИ?» на который предполагался собственный ответ. Респонденты отвечали, «…ТВ-Шоу, газетные статьи, Интернет транслируют противоречивую информацию о многодетной семье: в ТВ –Шоу, Интернет зачастую рассказывают о бедственном положении членов семьи, о аморальном поведении родителей, о правонарушениях детей, о недостатке внимания детям в таких семья…» (Малышева Т.М., учитель русского языка и литературы).

Так общество получает «знание, полученное до … «собственного»…опыта и независимое от него», т.е. заранее предложенное как правильное (Априо́рное знание)9.

СМИ предлагают информацию, опирающуюся на опыт, основанный на знании фактов (Апостериорное знание)9, позволяют наблюдать за деятельностью многодетной семьи, их традициями, семейными праздниками, увлечением.

Так СМИ формируют «позитивный» и «негативный» имидж многодетной семьи.

Позитивный имидж:

- акцентируя личностные качества членов семьи;

- личностное оценочное восприятие многодетной семьи окружающими.

Негативный имидж:

– отражая некоторые качества многодетной семьи, находящейся в зависимости от семейной политики государства;

- адекватность особенностей семейной ситуации;

- экономический потенциала многодетной семьи.

Можно сделать вывод, что имидж многодетной семьи зависит от степени объективности предлагаемой информации. Следует рассказывать о особенности многодетной семьи, как об оптимальном условии развития и самореализации человека.

  • Эффективность формирования имиджа многодетной семьи на уровне групповых установок (семейная установка на выбор вида семьи).

Нами было проведено выборочное исследование репродуктивных планов молодежи г.о. Балашиха Московской области (по методике О.В. Устиновой). Это позволило нам выяснить, что рождение третьего ребенка у респондентов обоего пола занимает последнюю позицию 13, уступая место желанию интересно проводить досуг, много общаться с друзьями, сделать карьеру.

Оценка (по пятибалльной системе) важности личных жизненных целей

(по методике О.В. Устиновой)

Жизненные цели

Девушки

Юноши

Материальное благополучие моей семьи

4,9

4,8

Собственное хорошее жилье

4,8

4,8

Воспитать одного ребенка

4,8

4,6

Много работать, но и получать высокую заработную плату за свою работу

4,7

4,6

Жить в зарегистрированном браке со своим супругом, своей семьей

4,3

4,1

Вырастить двоих детей

4,1

4

Получить образование, постоянно повышать квалификацию

3,7

3,6

Интересно проводить досуг

3,6

3,7

Карьерный рост

3,5

3,4

Много общаться с друзьями

3,3

3,4

Иметь собственное семейное дело, чтоб работать только в нем, вкладывать в него средства и силы, жить на полученный от него доход

4,1

3,9

Иметь троих детей

2,5

2,5

Быть свободным, независимым, делать то, что хочу

2,6

2,9

При интервьировании респондентов 20-30 лет мы познакомили их с результатами данного исследования и задали вопрос «Почему молодые люди не готовы к созданию многодетной семьи и больше предпочитают «… интересно проводить досуг, много общаться с друзьями, делать карьеру»?

Мы получили следующие ответы: «Недостаточная поддержка социально-экономических стимулов к рождению третьего ребенка»(53%), «Отсутствие дополнительных льгот или социально-психологических преимуществ»(32,5%) , «Дети из многодетных семей часто подвергаются насмешкам, осуждением, «показной жалости»(14,5%)

Слабые социальные мотивы общества на создание многодетной семьи, зачастую, определены тем, что рождение третьего ребенка часто воспринимается вопреки нормам, стандартам и стереотипам малодетной семьи, которых больше в современной России (8% многодетных семей – 92% малодетных)

  • Эффективность формирования имиджа многодетной семьи на уровне личных

установок (подсознательный выбор модели семьи и функций родителей и детей).

Важным фактором формирования имиджа многодетной семьи на личностном уровне является индивидуальное (личное) отношение к данной модели семьи. Это отношение слагается:

  • из личностных установок (например: бескорыстии, заботе о благополучии других, самоотверженности);

  • от модели семьи, в которой выросли сами индивиды, где они получили личный опыт.

Личностные установки респондентов мы определяли при помощи анкетирования по методике О.В. Устиновой и интервьюирования.

Мы по ы провели опрос по теме: «Что для вас семья?», в котором были предложены и варианты ответов, и возможность предложить свои варианты.

Полученные данные указывают, что все опрошенные планируют создать семью (100%), главными составляющими которой будут понимание, любовь, поддержка (90%). Похвально, что большая часть (90%) наших респондентов планируют иметь детей и понимают, что семьи и рождение детей влекут за собой возникновение обязанностей. Согласно методике О.В. Устиновой варианты ответов «Семья – это самопожертвование ради семьи» (35%), «Вынужденная необходимость жить ради блага семьи» (36%), высокий процентный показатель необходимости иметь детей (97%), родственников (85%), обязанности в семье (90%) указывает, что 38% респондентов готовы к созданию многодетной семьи.

Наши респондентам, которые были поделены на группы (дети из многодетных семей и дети из малодетных семей) был задан вопрос: «Какую модель семьи вы выбрали для себя?»

  • Ответы респондентов подтвердили утверждение социологов Пивоваровой И.В., Мелковой Е.Ю, Устиновой О.В. что эффективность формирования имиджа многодетной семьи происходит на уровне личных установок. У детей из многодетных семей происходит подсознательный выбор модели семьи который формируется в модели семьи, в которой выросли сами индивиды, где они получили личный опыт.

III. Заключение.

В ходе исследования мы ставили перед собой следующую цель: изучить условия формирования имиджа многодетной семьи у различных групп населения. Поставленные нами задачи исследования были решены .

Выдвинутая гипотеза, подтверждена нами частично.

В ходе исследования мы убедились в том, что государство заботилось и заботится о многодетных семьях. Однако, по мнению наших респондентов, оказываемая им помощь недостаточна,

Эффективность формирования имиджа многодетной семьи зависит от степени объективного освещения сущности семьи, на основе массового сознания, групповых, личностных установок.

Мы пришли к следующим выводам:

1. Наибольшая часть респондентов знакома с многодетными семьями и с большей долей вероятности могут судить об их положении и проблемах.

2. Третья часть опрошенных граждан не испытывает затруднений, представляя себя на месте одного из членов многодетной семьи, что дает нам возможность предположить наличие достаточно высокого уровня осведомленности о статусе и месте данной семьи в современном обществе.

3. Государственная политика поддержки многодетной семьи, одобряется обществом, но система поддержки многодетной семьи требует дополнений.

4. Имидж многодетной семьи, зависит от степени объективности информации предлагаемой СМИ.

5. Информация, о поддержке многодетной семьи не освещается на должном уровне. В некоторых случаях возникают проблемы с реализацией льгот.

6. Эффективность формирования имиджа многодетной семьи происходит на уровне на уровне массового сознания (представления и установки по отношению к многодетной семье господствующие в средствах массовой информации); групповых установок (семейная установка на выбор вида семьи); личных установок (подсознательный выбор модели семьи и функций родителей и детей).

Перспективные направления работы:

  • планируем провести анкетирование членов многодетных семей и изучить как на практике реализуются государственные программы поддержки со стороны местных властей и государства;

  • планируем изучить мнение представителей местной власти и работников социальной сферы по данной проблеме.

Практическое применение нашего исследования мы видим в следующем:

Материал может быть использованы обучающимися, студентами колледжей при изучении демографической ситуации в стране и направлений социальной политики государства;

  • надеемся, что материалы исследования привлекут внимание общественности, местных властей, институтов гражданского общества к проблемам многодетных семей;

  • выступаем с инициативой - проводить Дни многодетной семьи в общеобразовательных учебных учреждениях с целью формирования положительного имиджа у подростков и молодежи..

Используемая литература:

1. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. http://kremlin.ru/news/17118 (дата обращения 21.01.2013)

2. Кузьмина А. В. «Ячейка общества» нуждается в поддержке и внимании / А. Кузьмина // Российская Федерация сегодня . — 2010. — № 10.

3. Кузьмина А. В. «Ячейка общества» нуждается в поддержке и внимании / А. Кузьмина // Российская Федерация сегодня . — 2010. — № 10.

4.Официальный сайт "Книги рекордов России" .

5. Официальный сайт "Книги рекордов России"

6. Официальный сайт "Книги рекордов России"

7 Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава»».

8 Толерантность: [Электронный ресурс]//Электрон.ст.режим доступа к ст.:http://www.g-tolerance.ru/.

9.Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

__________________________________________________________________________

  1. Лебедь О. Л. Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики. Фамилистические исследования. Т.2. Миллион мнений о семье и о себе. – М.: КДУ, 2016. – С. 350-356

  2. Ответы многодетных матерей на открытый вопрос: Если вы почувствовали изменение отношения к вашей семье в зависимости от количества детей, то с чьей стороны и как это проявилось? // Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: Предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.

  3. Михайлец Г.П. Практическая имиджелогия. Управляй своей репутацией!/ Г. П. Михайлец Москва: Вершина, 2015 . С. 70-75

Анкетный лист №1

«Многодетная семья – это….»

  1. Ваш возраст:

10-14 лет

15-19 лет

  1. Знаете ли, какие семьи называют многодетными?

Многодетная семья -это____________________________________________________________________

  1. Есть ли среди Ваших знакомых дети/подростки из многодетных семей?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

  1. По каким признакам у Вас складывается отношение к многодетным семьям?

По внешним признакам (ухоженность).

По самостоятельности действий.

По взаимоотношению с окружающими.

  1. Какие эпитеты вы могли бы использовать для характеристики образа многодетной семьи

                       
                       
  2. Как вы считаете, ребенку комфортнее живется в семье, где….

  • 1-2 ребенка

  • 3-5 детей

  • 5 детей и более

  1. Существуют ли, по вашему мнению, в многодетной семье проблемы?

  • Да

  • Нет

  1. Если вы считаете, что проблемы в многодетной семье присутствуют, то в чем они заключаются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Известны ли Вам случаи, когда ущемляли права многодетных семей и её членов?

Да

Нет

  1. Кто может помочь решить проблемы, возникшие в многодетной семье?

_________________________________________________________________________________________

Анкетный лист №2

«Государство и многодетная семья»

  1. Ваш возраст:

10-14 лет

15-19 лет

  1. Известны ли Вам случаи, когда возникали проблемы у многодетных семей и её членов?

Да

Нет

  1. Какой социальный институт должен первым прийти на помощь многодетной семье?

  • Государство

  • Образование

  • Церковь

  • Другое

  1. Каким образом, на Ваш взгляд, государство и общественность должны помогать многодетным семьям?

_______________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете заботу государства о многодетных семьях?

Заботятся, но этого недостаточно.

Забота государства очевидна.

Не задумываются об этом.

  1. Какие социальные институты формируют духовно-нравственные ценности у пропаганды семейного образа?

Государство

Образование

Семья

Религия

Производство

Другое

  1. Помогает ли государство многодетным семьям решить социальные проблемы?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

  1. Помогает ли государство многодетным семьям решить экономические проблемы?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить

  1. Продолжи фразу:

«Положительный имидж многодетной семьи формируется, если государство….

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Анкетный лист для опроса учащихся

  1. Как вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны средств массовой информации?

Равнодушно.

Уделяют мало внимания.

Их вниманием «балуют».

Затрудняюсь ответить.

  1. Как вы считаете, какой образ многодетной семьи создан СМИ сегодня?

Многострадальные семьи

Брошенные государством на произвол судьбы.

Идеальная семья.

Дружная семья.

  1. Как вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны общественности?

Доброжелательно

Нейтрально.

Недоброжелательно.

Затрудняюсь ответить.

  1. Как Вы оцениваете отношение к таким семьям со стороны?

Наименование

Очень доброжелательное

Скорее доброжелательное

Нейтральное

Скорее недоброжелательное

Совсем недоброжелательное

Затрудняюсь ответить

1.

Общественности

           

2.

Средств массовой информации

           

3.

Государства

           
  1. Могли бы Вы стать ( в будущем) главой многодетной семьи?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

  1. Есть ли у Вас желание помогать многодетным семьям?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

  1. Ваш возраст:

10-14 лет

15-19 лет

Анкетный лист для опроса граждан.

  1. С кем, по вашему мнению, хотят общаться члены многодетной семьи в большей степени?

Как правило, с многодетными семьями.

Количество детей в семье не является определяющим фактором.

Только с членами своей семьи.

  1. Известны ли Вам случаи, когда ущемляли права многодетных семей и её членов?

Да

Нет

  1. Есть ли среди Ваших знакомых представители многодетных семей?

Да

Нет

  1. Как вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны средств массовой информации?

Равнодушно.

Уделяют мало внимания.

Их вниманием «балуют».

  1. С кем, по вашему мнению, хотят общаться члены многодетной семьи в большей степени?

Как правило, с многодетными семьями.

Количество детей в семье не является определяющим фактором.

Только с членами своей семьи.

  1. Есть ли у Вас желание помогать многодетным семьям?

Да

Нет

  1. Как вы считаете, какой образ многодетной семьи создан СМИ сегодня?

Многострадальные семьи

Брошенные государством на произвол судьбы.

Идеальная семья.

Дружная семья.

  1. Как вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны средств общественности ?

Доброжелательно

Нейтрально.

Недоброжелательно.

  1. Как Вы оцениваете заботу государства о многодетных семьях?

Заботятся, но этого недостаточно.

Забота государства очевидна.

Не задумываются об этом.

  1. Как Вы оцениваете отношение к таким семьям со стороны?

Наименование

Очень доброжелательное

Скорее доброжелательное

Нейтральное

Скорее недоброжелательное

Совсем недоброжелательное

1.

Общественности

         

2.

Средств массовой информации

         

3.

Государства

         

11.Помогает ли государство многодетным семьям решить социальные проблемы?

Да.

Нет.

  1. Помогает ли государство многодетным семьям решить экономические проблемы?

Да.

Нет.

  1. Ваш возраст:

20-30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51 и старше