IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИНВАЛИДНОСТЬ – ПРИГОВОР ИЛИ. . .
Новикова К.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

ИНВАЛИДНОСТЬ – ПРИГОВОР ИЛИ…

Инвалидность, не приговор, а дополнительные препятствия в жизни.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь, и жить не устаем

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй, зима. Грозой, гроза, греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь.

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин «С нами вера, надежда и любовь»

Актуальность выбранной темы: по данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

Инвалиды относятся к наиболее социально-незащищенным категориям населения: их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. Инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. Актуальным сегодня представляется наличие мер в стране, направленных на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество.

Я считаю, что моя работа актуальна на сегодняшний день, поскольку проблема инвалидности на сегодня стоит очень остро, и нуждается в принятии мер на ее исправление.

Гипотеза исследования: если эффективная социальная реабилитация инвалидов будет возможна и всем доступна и в работе с семьей инвалида будет применяться комплексный подход и учитываться реальная оценка эффективности, то проблема адаптации инвалидов в обществе будет решена.

Цель: воспитание уважительного, внимательного и отзывчивого отношения к инвалидам (лицам с ограниченными возможностями здоровья) и признания их как полноценных членов общества.

Задачи:

  • оценить жизнь людей с ограниченными возможностями в современном обществе;

  • проанализировать отношение здоровых людей к людям с ограниченными возможностями;

  • изучить нормативно-правовую базу для людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • проследить динамику инвалидности в стране;

  • научиться адекватно, реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы по данной теме и обобщение собранной информации.

Эмпирические: анкетирование с целью выяснить, каково отношение обучающихся к детям-инвалидам.

Практическая значимость работы заключается в возможности доведения до обучающихся более подробной информации об инвалидах и оказании им посильной помощи. Работу можно применять на уроках обществознания, классных часах.

  1. Инвалидность - приговор или …

2.1.Положение инвалидов в современном обществе.

Инвалидность — острая проблема, напрямую влияющая на социальный и экономический потенциал любого государства.

В предстоящие годы инвалидность будет вызывать все бόльшую озабоченность, поскольку ее распространенность увеличивается. Это – результат старения населения, повышения риска инвалидности среди пожилых людей, а также глобального роста распространенности многих хронических заболеваний. По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, чем не инвалиды. Отчасти это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, таким как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация.

Инвалид – реальный человек, имеющий лицо и характер. Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, закат и рассвет, людей, деревья и цветы… - это здорово.

Рядом с нами живут люди, которые не могут элементарно выйти из дома, купить необходимые, как воздух, лекарства в близлежащей аптеке, не потому что им это нравится или не нравится, а потому что они - инвалиды.

Для того чтобы каждому из нас перешагнуть порог аптеки или магазина не надо прикладывать максимум усилий, да мы даже не задумываемся об этом. Мы можем одновременно разговаривать по телефону, заняв все руки пакетами с покупками… Для инвалидов простой невысокий порог становится непреодолимым препятствием и нужна помощь постороннего сильного человека, а иногда и двух, это простое препятствие преодолеть. А сколько этих порогов до ближайшего магазина или аптеки?

«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» - гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Жить даже в самых неприспособленных для этого условиях несозданных для них во многих городах.

ИНВАЛИД (от лат. invalidus - слабый, немощный) лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность...

  • Более одного миллиарда человек имеют какую-либо форму инвалидности.

  • Это соответствует примерно 15% населения мира.

  • От 110 до 190 миллионов человек имеют очень значительные трудности в функционировании.

  • Показатели инвалидности растут в связи со старением населения и глобальным ростом заболеваемости хроническими болезнями.

  • Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «люди с ограниченными возможностями здоровья», «люди с особыми нуждами», «люди с особыми потребностями», «слабовидящие», «незрячие», «слабослышащие», «человек, использующий в передвижении коляску».

Задумайтесь вот над такими фактами. Многие становятся инвалидами в течение жизни. Более того, это может случиться с каждым. Большинство людей, которые ломают себе спины, занимаясь экстремальными видами спорта – это молодые люди от 15 до 25 лет, а в результате дорожно-транспортных происшествий в инвалидных колясках оказывается 30-40 тысяч (!) человек в год.

  1.  
    1. Барьеры, связанные с инвалидностью.

  • Неадекватные меры политики и стандарты. При разработке политики не всегда учитываются потребности инвалидов, или не применяются на практике существующие меры политики и стандарты. К числу наиболее распространенных недостатков в образовательной политике относятся отсутствие финансовых и других адресных стимулов для посещения школы детьми-инвалидами, а также дефицит услуг в области социальной защиты и поддержки детей-инвалидов и членов их семей.

  • Негативное отношение. Предубеждения и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости, медико-санитарной помощи и участию в социальной жизни.

  • Недостаток услуг. Инвалиды значительно более уязвимы перед дефицитом таких услуг, как медико-санитарное обслуживание, реабилитация, а также поддержка и помощь.

  • Проблемы с предоставлением услуг. Слабая координация услуг, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки персонала могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов.

  • Недостаточное финансирование. Ресурсы, выделяемые на осуществление мер политики или планов часто недостаточны. Дефицит финансирования является основной преградой для устойчивого предоставления услуг в странах и регионах, относящихся к различным группам по уровню дохода.

  • Отсутствие доступности. Многие здания (в том числе места общественного пользования) и транспортные системы и информация не являются доступными для всех. Отсутствие доступа к транспорту является для инвалидов распространенной причиной отказа от поисков работы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения.

  • Неадекватные информация и коммуникация. В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются.

  • Отсутствие консультирования и включенности в общественную жизнь. Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь.

  • Отсутствие данных и опыта. Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта осуществления эффективных программ может препятствовать пониманию проблем и практическим действиям. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам участвовать в общественной жизни.

  1.  
    1. Нормативно-правая базадля людей с ограниченными возможностями здоровья.

Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и закрепляющая основные права, и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью — первый всеобъемлющий договор в области прав человека XXI столетия. Конвенция знаменует собой «смену парадигмы» в том, что касается отношения и подходов к инвалидам. По состоянию на конец 2012 года Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе — Российская Федерация. 15 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Реализация положений Конвенции в Российской Федерации позволит улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями и членов их семей. Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать материальную среду для полноценной жизни инвалида – полноправного члена общества, развивать систему инклюзивного образования

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально — в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран - участниц отметки 80 расширен до 18 человек) — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств - участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами - участниками Протокола.

  1.  
    1. Законодательство о господдержке инвалидов

Основным документом, определяющим государственную политику России в отношении инвалидов, является федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последние изменения внесены 16 декабря 2016 г.). Документ закрепляет систему гарантированных государством мер, которые направлены на «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ».

В 2000-2005 и 2006-2010 гг. в России реализовывались федеральные целевые программы по социальной поддержке инвалидов.

В настоящее время действует государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 гг. (утверждена постановлением правительства РФ от 17 марта 2011 г.; последние изменения внесены 25 мая 2016 г.) с общим объемом финансирования 424 млрд 553 млн 039 тыс. руб.

С 1 января 2016 г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (подписан 1 декабря 2014 г.; Россия подписала конвенцию в 2008 г., ратифицировала в 2012 г.). Документом, который вносит изменения в 25 федеральных законов, закладывается основа антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

В России работают также порядка 70 крупных благотворительных фондов, помогающие инвалидам, в том числе детям. Крупнейшие из них – «Система», «Российский фонд помощи», «Подари жизнь», «Линия жизни» и другие.

Особенным и необходимым компонентом работы по этому направлению является накопление статистики инвалидности, которым нашей стране занимаются Росстат, Пенсионный фонд России, Министерство труда и т. д. Предоставляемая ими информация не всегда идентична, поскольку используемые методики различаются, а базы данных пересекаются. Тем не менее, очевидно, что общая численность инвалидов в России выросла лавинообразно и рост этот не останавливается (Приложение 1).

Численность и детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, в нашей стране остается стабильно высокой (Приложение 3). На динамике детской инвалидности отражаются не только сугубо медицинские факторы, но и, например, военные конфликты (по данным ООН, на каждого убитого в ходе военных действий ребенка приходится трое оставшихся инвалидами), особенности рациона, уровень токсических аддикций родителей (в 60–80% случаев инвалидность детей обусловлена патологией перинатальной и связана с родительскими девиациями).

2.5.Права инвалидов

Согласно Конституции РФ, государство гарантирует социальное обеспечение гражданину в случае инвалидности (статья 39).

Поддержка инвалидам гарантировано, оказывается, по ряду направлений:

  • получение квалифицированной медицинской помощи;

  • право на получение необходимой информации (в частности, выпуск литературы для инвалидов по зрению является обязательством государства);

  • создание условий инвалидам, включая инвалидов- колясочников и сопровождаемых собаками-проводниками, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

  • бесплатное выделение на каждой автостоянке не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;

  • предоставление жилья по договору социального найма (для инвалидов некоторых категорий), дети-сироты по достижении 18-летнего возраста обеспечиваются жильем вне очереди;

  • компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%;

  • гарантия трудовой занятости, для чего установлены квоты для приема на работу;

  • предоставление работающим инвалидам ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней;

  • установление для инвалидов I и II групп сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;

  • выплата пенсий, пособий, различных страховых денежных сумм.

Практически во всех странах мира инвалиды пользуются поддержкой со стороны государства. О них заботится, как правило, несколько министерств и ведомств. Для людей с инвалидностью разрабатываются специальные программы для их обеспечения и трудоустройства. На многих предприятиях создаются специальные рабочие места для людей с разными группами инвалидности. Главное для человека, который попал в подобную ситуацию, не приговорить самого себя, так как инвалидность – это не приговор. В современном мире существует множество возможностей для людей с ограниченными возможностями. Ведь мир настолько велик, что для каждого в нём предусмотрено место. И даже человек с инвалидностью может жить в нём, не испытывая проблем и ощущать себя не брошенным на произвол судьбы.

А это ощущение для таких людей, пожалуй, намного важнее, чем деньги или слава. Ведь и здоровому человеку очень важно ощущать себя нужным в этом мире, а если человек имеет какие-либо отклонения в развитии и здоровье, для его этот момент – особенно важен.

III. Заключение.

В заключение своего исследования я могу сделать следующие выводы:

  • проанализировав отношение здоровых людей к людям с ограниченными возможностями я выяснила, что большинство опрошенных относятся к инвалидам доброжелательно, достаточно большое количество учащихся – с жалостью и сочувствием, что вполне понятно;

  • изучив нормативно-правовую базу, для людей с ограниченными возможностями здоровья я узнала, что в нашей стране инвалиды пользуются поддержкой со стороны государства. О них заботится несколько министерств и ведомств. Для людей с инвалидностью разрабатываются специальные программы для их обеспечения и трудоустройства. На многих предприятиях создаются специальные рабочие места для людей с разными группами инвалидности;

  • проследив динамику инвалидности в стране, я выяснила, что показатели инвалидности растут в связи со старением населения и глобальным ростом заболеваемости хроническими болезнями;

  • я узнала, что в моей школе обучаются … инвалидов, наша школа работает по программе «Доступная среда». Поэтому развитие инклюзивного образования поможет сформировать у детей более гуманное и нравственное понимание инвалидности;

  • я провела беседу и классный час по данной теме в своей школе. При анкетировании были ученики, которые мало знают об инвалидности. А также выступила со своей исследовательской работой на ежегодной школьной конференции «Старт в науку». Это мой вклад в воспитание уважительного, внимательного и отзывчивого отношения к инвалидам (лицам с ограниченными возможностями здоровья) и признания их как полноценных членов общества.

Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других. От инвалидности не застрахован никто. НО хочется еще раз сказать, что и инвалидность - это не приговор. Это диагноз... заболевание. А душа у нас остается прежней. И не смотрите на реакцию некоторых людей, которые относятся к инвалидам как к прокаженным. Такие люди всегда были и будут. Не стоит на этом зацикливаться. Главное понять, что в мире существует больше отзывчивых, добрых людей, которые выслушают и поймут. Инвалидность – это не приговор, это вызов для человека, который он должен принять, а, приняв, победить!

Литература:

[1]об инвалидности.http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/summary_ru.pdf

[2] Источник: Демьянова, А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России https://www.hse.ru/data/2015/10/19/1076582141/

WP3_2015_09.pdf

[3] http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/3/sociology/golikov.pdf

[4] http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/319

[5] http://www.pravmir.ru/mediko-sotsialnaya-ekspertiza-pyitka-dlya-invalidov/

[6] https://www.miloserdie.ru/article/mintrud-pereotsenil-invalidov-eksperty-o-novyh-kriteriyah-otsenki-invalidnosti/

[7]Росстат. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/IssWWW.exe/Stg/d020/i020580r.htm

Ресурсы:

  1. Сайт для инвалидов «Дверь в мир» http://doorinworld.ru/stati/863-invalidnost--ne-prigovor

  2. http://ortolife3.ucoz.ru/publ/invalidy_i_obshhestvo/invalidnost_ne_prigovor_esli_sam_sebja_ne_prigovoril/1-1-0-434

  3. Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/vne-deyat/klassnye-chasy/2789-klassnyj-chas-k-mezhdunarodnomu-dnyu-invalidov-sostradanie-pravo-na-luchshuyu-zhizn-8-9-e-klassy

  4. https://www.miloserdie.ru/article/sensatsiya-golosa-dva-orla-daniila-pluzhnikova

  5. http://www.perm.kp.ru/daily/26503.7/3372225/

  6. http://images.ua.prom.st/138005314_w640_h2048_1.jpg?PIMAGE_ID=138005314

  7. http://ofigenka.ru/images_art/alfavit_gestami_palcev.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Узнай на ощупь».

Смысл задания в том, что участник сам оказывается в роли человека с инвалидностью. Ему завязывают глаза, предлагают взять из коробки овощ или фрукт и на ощупь определить, что это. Это позволяет почувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается человек, лишенный такой важной функции, как зрение, и понять, что он при этом ощущает. Этот наглядный пример становится поводом для обсуждения положения людей с инвалидностью, их трудностей, и того, как их можно преодолеть.

Рефлексия. Что испытывает человек при выполнении этого задания? Хотелось ли ему снять повязку и открыть глаза?

Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из нас понимает, что незрячие и слабовидящие люди себе такого позволить не могут. А как же незрячие люди могут читать и писать? Для этого был придуман специальный язык – азбука Брайля. (демонстрация книги, написанной языком Брайля, раздаточный материал.)

Шрифт Брайля (англ. Braille) — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за начавшегося воспаления глаз мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте, и имел один недостаток: из-за размера символов на страницу помещалось мало текста. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для её распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками — 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали.

Европейский союз законодательно обязывает внедрять надписи для незрячих с использованием шрифта Брайля во всех пассажирских лифтах, а также маркировать им всю производимую фармацевтическую продукцию.

«Передай информацию»

Необходимо жестами передать информацию, которая написана на листе бумаги, всем участникам.

Рефлексия.

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Как вы думаете, как общаются люди, которые не могут слышать и разговаривать? Для этого существует жестовый язык.

Язык жестов - это невербальный способ коммуникации глухих и слабослышащих с помощью комбинаций жестов рук, а также сочетания мимики лица, формы глаз, губ и телодвижений. Но для чего нам, слышащим, язык глухих? Всю жизнь глухие люди чувствуют себя отрезанными от мира, как за стеклянной стеной. Хоть на минутку представьте себе: вы видите человека, но не можете понять, что он говорит, не можете ответить ему, полноценно общаться - кроме как при помощи жестов. А если это что-то жизненно важное, а никто вокруг не понимает вашей жестикуляции? В такие моменты глухим приходит горькое чувство отверженности. Вы же, просто начав говорить на языке жестов, уже их заверите, что они нужны людям! (В качестве наглядной информации представлен мини-видеоролик со сказкой на жестовом языке).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

В средствах массовой информации часто появляются истории о людях с ограниченными возможностями, которым нужна помощь. Чаще всего бытует мнение, что это несчастные, убогие, нуждающиеся в посторонней помощи, вызывающие чувство жалости и сострадания люди.

Но, оказывается, есть и другие истории… Их герои смогли не только преодолеть свою болезнь, но и добиться больших успехов. Примеров много как у нас в стране, так и во всём мире.

Это и ОЛЕГ АККУРАТОВ, незрячий талантливый музыкант из г.Ейска, который в четыре года проявил свои музыкальные способности, наигрывая на фортепиано услышанные мелодии. Сейчас Олег - Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Он обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, феноменальной музыкальной памятью, исключительным чувством ритма. Его игру отличают высокое исполнительское мастерство и эмоциональность.

Это и ЖЕНЯ ШИРКИНА, она рисует правой ногой, потому что родилась без рук. Начала рисовать с двух с половиной лет. Эта удивительная девочка лепит из глины, рисует красками по ткани, пишет гуашью, акварелью, масляной пастелью, акриловыми красками, занимается фотографией, участвует в конкурсах и фотосессиях.

Это и ЭЙМИ МАЛЛИНЗ, девушка с необычайно красивой внешностью, у которой с детства отсутствуют ноги. Но она не отчаивалась и нарисовала эскизы искусственных ног, по которым ей изготовили ноги для разнообразных жизненных ситуаций. Интересно, что искусственные ноги имеют регулирующуюся длину, что позволяет Эйми менять свой рост. На светских приемах многие посетители и не догадываются, что Эйми ходит с помощью протезов — настолько настоящими они кажутся. Протезы изготовлены с высочайшей точностью — на них даже видны вены.Удивительная сила воли позволила этой девушке добиться в жизни такого, о чем не мечтают даже и здоровые люди.

А совсем недавно вся страна узнала имя еще одного человека с ограниченными возможностями. Это ДАНИИЛ ПЛУЖНИКОВ, победитель телешоу «Голос. Дети» 2016. Юный житель Сочи выиграл вокальный конкурс. Победу 13-летнему Даниилу, мальчику ростом 110 сантиметров, присудили зрители по итогам SMS-голосования.

Даня Плужников не может нормально двигаться, у него сложный диагноз, ходит Даня на специальных костылях. А все внутренние органы и мозг работают отлично. Он учится в двух школах: общеобразовательной и музыкальной – по классу синтезатора.

Даня профессионально занимается вокалом три года. Недавно начал ездить на музыкальные конкурсы: за первый год получил 11 наград. Теперь у него 21 медаль лауреата первой степени и 7 — второй. А петь начал в полтора года. Он лауреат множества российских и международных конкурсов по вокальному мастерству. Играет на синтезаторе. Любит танцевать. Перед слепыми прослушиваниями Даниил рассказал: «Я веселый, общительный, добрый и скромный. Мой маленький рост мне совершенно не мешает в повседневной жизни. Я осознал и начал спокойно относиться к тому, что болею такой болезнью. Бывает, что окружающие смеются, обсуждают меня, есть и такие, кто относится негативно, но мне все равно, я такой, какой есть».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

АНКЕТА

  1. Кого можно считать инвалидом, и кто для вас инвалид?

  • Человек с ограниченными возможностями

  • Просто несчастный человек

  • Человек, которому требуется помощь

  • Обычный человек, такой же, как и я

  1. Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов?

  • Довольно часто

  • Иногда

  • Редко

  • Ни разу не встречал

  1. Ваше отношение к инвалидам?

  • С жалостью, сочувствием

  • С неприязнью

  • Безразлично

  • Доброжелательно

  • Другое

  1. Как по вашему мнению сами инвалиды относятся к здоровым людям?

  • С неприязнью, с обидой

  • Безразлично

  • Настороженно

  • Доброжелательно

  • Другое –

  1. Как вы отнесетесь к тому, что вместе с вами будут учиться инвалиды?

  • Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться

  • Настороженно, надо будет присмотреться

  • Отрицательно, постараюсь покинуть класс

  1. Знаете ли вы о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

  • Да, знаю, что им приходится несладко

  • Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно

  • Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой

  1. Что хорошего и полезного, по вашему мнению, делается в нашей стране, в нашем городе для инвалидов?

  • Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными

  • Кое-что делается – устанавливаются пандусы, звуковые светофоры и др.

  • Не делается практически ничего

Результаты анкетирования.

Каково отношение учащихся МАОУ «Гимназия №1 г. Руза» к людям, имеющим ограничения по здоровью?

Анкета исследования состояла из 7 вопросов. Был опрошен 138 человек. Средний возраст опрошенных составил 12-14 лет, это вполне сознательные люди, которые могут иметь личное мнение и изложить его в доступной форме. Несмотря на непростую тему для обсуждения, не было ни одного уклонившегося от ответа и проигнорировавшего вопрос. На вопрос, кого можно считать инвалидом, и кто для них инвалид, ребята ответили следующим образом:

  • Человек с ограниченными возможностями – 99 чел.

  • Просто несчастный человек – 4 чел.

  • Человек, которому требуется помощь – 15 чел.

  • Обычный человек, такой же, как и я – 20 чел.

Таким образом, мнения разделились: большинство считают инвалидов людьми с ограниченными возможностями, другие – людьми, которым требуется помощь окружающих. Незначительная часть опрошенных выбрала другой вариант (Просто несчастный человек). Официально инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Каждый десятый житель России – инвалид.

Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов, ребята поделились при ответах на следующий вопрос:

  • Довольно часто – 18 чел.

  • Иногда – 79 чел.

  • Редко – 41 чел.

  • Ни разу не встречал – 0 чел.

Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида. Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство – редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется помощь.

Отношение к инвалидам – важный показатель морального здоровья общества. Респонденты относятся к инвалидам:

  • С жалостью, сочувствием – 47 чел.

  • С неприязнью – 0 чел.

  • Безразлично – 1 чел.

  • Доброжелательно – 64 чел.

  • Другое – 10 чел.

Большинство опрошенных относятся к инвалидам доброжелательно, достаточно большое количество учащихся – с жалостью и сочувствием, что вполне понятно. С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид – такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу простым людям.

Интересно мнение опрошенных и том, как, по их мнению, сами инвалиды относятся к здоровым людям?

  • С неприязнью, с обидой – 10 чел.

  • Безразлично – 8 чел.

  • Настороженно – 21 чел.

  • Доброжелательно – 76 чел.

  • Другое – 23 чел.

Большинство респондентов считают, что инвалиды относятся к физически здоровым людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных нами учеников думает, что инвалиды настороженно относятся к другим людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду.

Поскольку мы опрашивали школьников, то спросили, как они отнесутся к тому, что вместе с ними будут учиться инвалиды. Вот их ответы:

  • Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться – 124 чел.

  • Настороженно, надо будет присмотреться – 14 чел.

  • Отрицательно, постараюсь покинуть класс – 0 чел.

Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий, проблем и пр. Совсем небольшая часть опрошенных отнесется к появлению в своем классе инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Радует, что никто из опрошенных не ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно.

На вопрос, о том, знают ли опрошенные о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях, респонденты отвечали следующим образом:

  • Да, знаю, что им приходится не сладко – 83 чел.

  • Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно – 50 чел.

  • Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой – 4 чел.

Большинство опрошенных в целом имеют неплохое представление о жизни и трудностях инвалидов, о тех барьерах, с которыми приходится сталкиваться этим людям. Часть опрошенных имеет на этот счет весьма смутное представление, четыре человека и вовсе ничего об этом не знают. Недостаточная информированность порождает у части общества искаженное представление о людях с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными и далекими от активной общественной жизни. Изменить эту ситуацию можно, в первую очередь, при устранении барьеров во взаимопонимании между людьми. Не нужно отгораживаться от инвалидов как от людей другого сорта и не нужно забывать о том, что инвалидами мы можем стать в любой момент.

На вопрос о том, что хорошего и полезного, по их мнению, делается в нашей стране, в нашем городе для инвалидов, респонденты отметили:

  • Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными – 26 чел.

  • Кое-что делается – устанавливаются пандусы, звуковые светофоры и др. – 104 чел.

  • Не делается практически ничего – 8 чел.

Восемь человек считают, что в стране и городе почти ничего не делается для инвалидов, другие считают, что происходят определенные сдвиги (большая часть), или что делается всё необходимое для инвалидов (меньшая часть). Наверное, истина где-то посередине: кое-что действительно делается, но качественных сдвигов и пристального внимания к проблемам инвалидов со стороны власти не наблюдается. К сожалению, российские инвалиды слабо включены в социальное пространство города, страны.

Выводы и рекомендации

Таким образом, анализ результатов анкетного опроса учащихся по проблемам инвалидности позволил нам сформулировать следующие выводы: большая часть опрошенных не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые респонденты высказывали определенные опасения во взаимодействии с инвалидами, некую настороженность и опаску, которая проявляется к ним. По отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость. Учащиеся имеют в целом неплохое представление о численности инвалидов, их проблемах, возможностях, которые им предоставляет государство.

Проведенное исследование доказывает актуальность изучения особенностей восприятия детьми людей, имеющих инвалидность, а также необходимость реализации системы мероприятий по формированию позитивного общественного мнения по отношению к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции