IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ДВОРОВОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Байрамова Д.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность темы заключается в том, что правильно устроенное дворовое пространство способствует укреплению социальных связей между соседями, повышению безопасности придомовой территории, а также улучшению настроения каждого отдельного человека. Эффективный двор - это двор, в пространстве которого хочется проводить время всем людям, не зависимо от их возрастных особенностей и интересов. Поэтому при проектировании дворовой территории учитываются интересы различных групп населения.

Цель исследования: рассмотреть особенноститерриториального общественного самоуправления и проведения проекта.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

1) Дать понятие двор и дворовое пространство.

  1. Рассмотреть организацию дворового самоуправления .

  2. Изучить двор и многоквартирный дом .

  3. Рассмотреть условия организации дворовой среды .

Объект исследованиядвор как среда жизнедеятельности.

Предмет исследованияусловия и формы деятельности по созданию дворового самоуправления .

Теоретическая значимостьсистематизировать материала по данной проблеме, полученные результаты можно использовать на уроках обществознания, классных часах, в качестве примеров, наглядного материала, фактических доказательств и т.д. Привлечь внимание общественности к проблемам дворового самоуправления.

Практическая значимость - выделенные в ходе исследования принципы построения дворового сообщества и механизмы их внедрения могут быть использованы в практике организации работы с населением по месту жительства, органами местной власти и любого коллектива потенциальных организаторов. Анализ типов построения дворовых самоуправлений позволяет определить наиболее приемлемый для того или иного двора, а также собранный материал поможет составить паспорт двора и проект-макет детской игровой и спортивной площадки.

Методы исследования:

  • изучение специальной литературы;

  • опрос;

  • анкетирование;

  • интервьюирование,

  • наблюдение.

Глава I.Двор как среда жизнедеятельности

I.1.Понятие двор и придомовая территория

В условиях современной жизни важно знать, какая роль отведена придомовой территории вашего дома, а также кто отвечает за поддержание порядка на ней. Интерес к этой теме совсем не праздный, так как содержание в нормальном виде земельного участка требует от собственников определенных расходов, но при умелом распоряжении этим ресурсом близлежащий участок может стать и хорошим источником доходов [8, 45].

Приобретая квартиру, каждый дольщик точно знает, что после завершения сделки он станет полноправным хозяином жилья. Но при этом далеко не каждый новосел задумывается о том, кому принадлежит прилегающая к дому территория. По простой логике она должна быть собственностью жильцов построенного на ней многоквартирного дома, ведь придомовой участок с его скверами, лавочками и детскими площадками изначально планировался для отдыха людей, проживающих в доме. На практике вместо жильцов близлежащую к дому территорию нередко используют все, кто угодно и на свое усмотрение. Вместо спортивной площадки вырастает магазин, а на месте сквера – еще одна новостройка [3, 23]. Могут ли жильцы стать полновластными хозяевами придомовой территории?

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля,

располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка. Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения. Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью.

Площадь, границы территории и другие ее параметры отображают в кадастровом паспорте. На основании этих данных управляющие компании проводят расчет расходов на уборку этого участка. Если нет соответствующего оформления придомового участка, то его содержание обеспечивает администрация муниципалитета [5, 67].

Придомовая территория многоквартирного дома состоит из:

  • участка земли, где возведено строение;

  • элементов озеленения и прочего благоустройства;

  • детских и спортивных площадок; сушилок для белья;

  • коллективных автостоянок; пожарных проездов;

  • трансформаторных подстанций;

  • тепловых пунктов;

  • других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома [2, 45].

I.2. Организация дворового самоуправления

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности [1,23].

В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления.

Органы ТОС избираются на собраниях (конференциях) граждан.

Структура и порядок формирования органов ТОС определяется Уставом ТОС.

ТОС имеют следующие полномочия:

· представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;

· организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

· содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

· участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

· выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

· осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

· принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

· выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

· кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

· участвуют в охране общественного порядка;

· принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

· взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);

· информируют население о своей работе;

· рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения [7, 12].

Срок полномочий органов ТОС определяется его положением (уставом) и, как правило, соответствует сроку полномочий представительного органа местного самоуправления. Однако, общие собрания (сходы) или конференции жителей могут устанавливать и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления. Конкретный порядок формирования органов ТОС, их полномочия и правовой статус определяется на уровне муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в рамках регионального законодательства субъектов Федерации.

Органы территориального общественного самоуправления являются одним из важнейших элементов всей организации местного самоуправления, формой участия граждан в решении местных вопросов по месту жительства.

Органы ТОС представляют собой избранные населением органы, выполняющие представительные и исполнительные функции по решению вопросов местного значения, относящиеся к ведению территориального общественного самоуправления.

В настоящее время комитеты территориального общественного самоуправления, состоящие из уличных и домовых комитетов, старших по домам (улицам) стали самой массовой формой вовлечения граждан в решении проблем по месту жительства. Создание органов ТОС позволило создать эффективный механизм сотрудничества местных органов власти с населением, который помогает горожанам осознать себя ответственными за состояние дел в микрорайонах и поселках и способствует самостоятельному решению собственных инициатив в вопросах местного значения.

Так, основной функцией домовых (уличных) комитетов является совместно с жилищно-коммунальными службами организация содержания своего жилого фонда, благоустройство дворовых и уличных территорий. Как правило, домовые (уличные) комитеты не имеют статуса юридического лица. Комитеты и советы территориального общественного самоуправления обладают более разветвленной структурой и более широкими полномочиями в решении вопросов местного значения на своих территориях [4, 56].

Руководители комитетов (советов) ТОС наделяются собственными полномочиями и в ряде муниципальных образований получают за свою работу вознаграждение. В большинстве случаев комитеты (советы) ТОС наделяются правом получения статуса юридического лица, владенья обособленным имуществом собственными финансовыми ресурсами.

Выводы по главе I

Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

Ситуация незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

Глава II. Анализ форм организации дворового самоуправления

В рамках практической части исследования выделены следующие этапы:

  1. Описание системы территориального общественного самоуправления в г. Туймазы.

  2. Проведенное исследование территориального общественного самоуправления на примере дома №35 по улице Комарова.

  3. Интервьюирование председателя домового комитета Коробова А.А.

  4. Реализация проекта «из жителей в соседи»

II.1. Исследование дворовой действительности на примере дома №35 по улице Комарова

Двор - это важный фактор социализации личности. Он дает опыт неформального общения в условиях, когда дети более предоставлены себе, нежели в школе или детском саду, опыт коллективного взаимодействия, сопереживания. Организация жизнедеятельности в среде двора обуславливает процесс зарождения дворового (соседского сообщества).

Возникает необходимость исследования состояние среды современного двора, ее влияния на процесс социализации подрастающего поколения, определения условий необходимых для формирования соседских сообществ.

Противопоставление пространства двора как места реального взаимодействия «виртуальному миру» детей является значимой для дальнейшего развития общества проблемой.

С целью получения ответа на вопрос о деятельности структур власти по формированию дворовых сообществ, была изучена система работы на уровне г. Туймазы Туймазинского района. В результате, мы выяснили, что на уровне района:

- существует должность: инспектор по работе с населением по месту жительства (это 1 человек на 5-7 тысяч жителей работает при ЖЭКах),

- работают советы микрорайонов (куда входят представители школ, культурных учреждений, участковый, активисты: старосты подъездов, представители дом. комитетов)

- работает программа благоустройство дворовых территорий, реконструкция детских площадок

- система муниципальных грантов предусматривает рассмотрение и финансирование проектов, связанных с организацией ДС/

Деятельность властных структур в работе с населением по месту жительства имеет точечный характер. Работа субъектов, выделенных на уровне микрорайона, часто носит стихийный характер и не имеет стратегической линии развития, результаты работы данных субъектов не представлены населению.

Таким образом, задачу формирования дворовых (соседских) сообществ как организованного процесса не решает ни одна из описанных.

Ни в том, ни в другом типе нет четко выстроенного механизма построения дворового сообщества.

Пятиэтажный дом № 35 по улице Комарова был сдан в 2007 году, расположен в центре города в очень выгодном в коммерческом смысле месте (Приложение 1). Квартиры большие, престижные. В доме 4 подъезда по 12 квартир, проживает около 96 жильцов (по прописке), что облегчает коммуникацию и принятие решений. Уборка в подъездах осуществляется ежедневно. (Приложение 2).

К придомовой территории относится: стоянка для автомобилей на 12 машин - 75 кв. м., дворовая детская площадка, на которой имеется – песочница, детское игровое оборудование. Общая площадь детской площадки - 80кв. м., состояние удовлетворительное. (Приложение 3). Двор убирает дворник ежедневно. (Приложение 4). Вывоза мусора осуществляется компанией ООО «ЭКОЛАЙН». График вывоза соблюдается (Приложение 5).

В 2017 году в доме № 35 по улице Комарова инициативная группа жильцов во главе председателя домового комитета Коробовым А.А., вошла в жилищное самоуправление ООО"ЖилРемСервис" под руководством Рафикова Марата Фаязовича .

В немалой степени эффективность работы комитета территориального общественного самоуправления зависит от личности его руководителя. В большинстве председателями комитетов территориального общественного самоуправления были избраны инициативные, грамотные люди, желающие работать. Возникновение инициативной группы способствовало сплочению жителей. В доме существует постоянная коммуникация, по крайней мере, между активистами и жильцами. Это дает возможность при необходимости (если ресурсов лидера и его помощников будет не хватать) мобилизовать жителей на борьбу за свои права.

Провели интервьюирование с председателем домового управления (Приложение 6). Входе интервьюирования мы выяснили функции председателя домового комитета:

  • контроль своевременной и качественной уборки снега в зимние месяцы;

  • контроль качества капитального ремонта в доме;

  • пояснение жителям дома, в чем заключаются их обязанности и права в том, что касается пользования общими помещениями;

  • содействие представителям контролирующих органов в ходе проведения всевозможных плановых и внеплановых мероприятий (сотрудникам полиции, органам соцзащиты, санэпидемстанции и др.);

  • внесение предложений по организации хранения общего имущества собственников жилья;

Перечень прав. В него входят следующие возможности:

  • оценка качества работ, проведенных управляющей компанией;

  • содействие жильцам в решении вопросов, связанных с оплатой услуг ЖКХ;

  • участие в процессе контроля распределения финансов, собранных на

нужды домового хозяйства;

  • отправка предложений о проведении капремонта общих помещений в управляющие компании;

  • внесение предложений касательно улучшения условий использования и содержания общих помещений;

  • требование об исправлении нарушений со стороны управляющих компаний;

  • созыв жильцов для участия в общем собрании;

  • принятие необходимых мер в отношении собственников и арендаторов жилья, которые нарушают те или иные правила эксплуатации помещений.

Средства расходуются, прежде всего, на решение наиболее насущных проблем дома – замену коммуникаций, ремонт крыши и т.д. Имеет место долгосрочное планирование.

Среди жильцов дома был проведен опрос: какие проблемы существуют во дворе и в подъезде? Проанализировав ответы, были выведены следующие проблемы отсутствие игрового детского оборудования отвечающие сегодняшним стандартам и гостам. С этими вопросами мы направились к домкому и попросили ответить.

Опрос среди жителей показал, что их в целом устраивает деятельность лидера домкома, которая организовала переход к частной управляющей компании, так как повышение платежей их не пугает, а улучшение состояния дома ими одобряется.

II. 2. Организация дворовой среды

Одним из важных условий нормального взросления является свободное, нерегламентированное общение, возможность проявления инициативы, совершения авторского действия.

Мкр. Солнечный район достаточно «молодой» (5-10 лет с момента начала застройки). В данном районе находятся градообразующие предприятия ОАО Урал Технострой-Туймазы Химмаш, ФНМ, ныне не действующий. В данном районе нет специализированных спортивных, развлекательных учреждений, скверов. 40 % построек - жилая зона (Приложение 7).

В культурно-досуговую среду мкр. Солнечный также можно включить кафе «Пандора», ТРК «Иремель».

Но все эти учреждения в силу различных особенностей: особого временного графика, сезонной работы, не являются постоянными элементами среды, поэтому детальному анализу не подвергаются.

Анализируя данные можно сделать следующие выводы:

  1. Спектр видов досуговой деятельности необширен и не может удовлетворяет интересам всех возрастных групп.

При учете современной действительности, духа экстремизма присутствующего в подростковой среде ни в одном учреждении не учат socks, граффити, скейтбордингу, брейкдансу; нет ни одного фитнесс центра и соответственно - аэробики, столь модного занятия в среде девочек подростков.

  1. Нельзя выделить особо какую-то одну возрастную группу, для которой среда досуга наиболее полно представлена.

  2. Низкая степень представленности населению различных досуговых возможностей (на улицах обилие яркой рекламы и объявления как основной способ информирования жителей малоэффективны).

  3. Прецеденты совместных детско-взрослых досуговых объединений единичны. В основном объединения такого рода для родителей с детьми дошкольного возраста. Включенность родителей как организатора и участника досуговой деятельности, появляется лишь в ситуации особого мероприятия - праздника (конкурс талантов, ярмарка поделок).

В процессе теоретического осмысления проблемы организации пространства двора, как обеспечивающего условия «нормального взросления» нами были выделены следующие необходимые компоненты:

  • пространство двора должно включать необходимые для развития детей архитектурные формы.

  • пространство двора должно быть местом игровой деятельности (групповой игры)

В процессе исследования нами был разработан проект «Из жителей в соседи». С целью улучшения пространства двора для игровой деятельности. В данном направлении нами был выполнен проект детской дворовой площадки, которая выражала бы интересы не только детей до 6 летнего возраста, но и подростков. Данный проект был представлен домкому, который не отрицает значения данного замысла, но полностью его осуществить не может. За основу взял спортивные снаряды для занятия Воркаутом.

  • пространство развития межпоколенных связей;

  • местом особых форм взаимодействия жителей, выражающихся в организации обще дворовых событий (праздников).

По данной инициативе жителей и местного дворового самоуправления был проведен праздник «День соседей», посвященный Международному дню соседей, мы надеемся он станет хорошей традицией.

Открыл мероприятие директор ООО «ЖилРемСервис», Рафиков Марат Фаязович Прозвучали поздравления с замечательным праздником и пожелания, чтобы данное мероприятие стало доброй традицией нашего микрорайона.

Праздничную программу продолжил народный артист Республики Башкортостан, Нурислам Яхин. Далее выступление продолжил неподрожаемый и знаменитый Клоун «Клепа».

Для всех участников праздника ООО «ЖилРемСервис организовал бесплатное чаепитие. Жильцы многоквартирных домов принесли сладости. Праздник вызвал массу положительных впечатлений, и хочется верить, что он станет доброй традицией нашего микрорайона. Знакомьтесь со своими соседями, общайтесь и разделяйте веселье вместе!

ООО «ЖилРемСервис» выражает благодарность в организации данного мероприятия Детскому клубу «Толленто», Клоуну «Клепе», народному артисту РБ Нурисламу Яхину, и жильцам многоквартирных домов мкр. Солнечный. Совместно с ребятами дома №35 провели акцию «чистый двор» (Приложение 8).

Мы выделили принципы построения социализирующего пространства в среде двора:

  1. Событийность (самореализация, самопонимание, авторское действие)

  2. Гуманизация (особые нормы взаимоотношений: общения,

взаимодействия)

  1. Совместность: деятельностная, игровая, организационная (как в среде ровесников, так и на межпоколенном уровне)

  2. Социальное партнерство (социальная включенность различных гражданских институтов находящихся в пространстве микрорайона)

Выводы по главе II

Вовлечение всех жителей (или даже 80-90%) в решение проблем дома, скорее всего, является невозможным – в силу разной степени заинтересованности и отсутствия/наличия ресурсов. Такая массовая мобилизация возможна только в ситуации обострения проблемы. Хорошим вариантом является тот случай, когда в самоуправление вовлечен хотя бы значительный процент жильцов (10-20%) – уже это позволяет жителям отстаивать свои права.

Возникновению инициативной группы жителей, домкома способствует решения многих проблем, важных для всех или большинства жителей, и наличие среди жителей потенциальных активистов – людей, обладающих ресурсом времени и сил, с одной стороны, и настойчивостью, организаторскими способностями, с другой.

Соблюдение демократических, самоуправленческих процедур, отстаивание интересов тех или иных групп жителей зависит, прежде всего, от лидера и активистов – от их мировоззренческих установок, социального положения и т.д. К сожалению, в России навыки самоуправления у людей развиты очень слабо, они готовы передать все полномочия лидеру или инициативной группе, не позаботившись ни о каких процедурах контроля.

В ситуации сложности законодательства и самой системы обслуживания многоквартирных домов у лидера и активистов есть возможность манипулировать остальными при решении проблем дома. Эта возможность ограничена только широким представительством активистов, массовой включенностью жителей в самоуправление и моральными качествами лидера и других людей, активно вовлеченных в процесс.

Практически любые совместные действия жителей приносят тот или иной положительный результат. Как минимум, выстраиваются сети коммуникаций, возникает доверие – это способствуют быстрой мобилизации жильцов в случае обострения той или иной проблемы. Доверие развивается в процессе коллективных действий и регулярного общения. Поэтому, инициативным группам необходимо уделять время проведению собраний, субботников, детских праздников и других форм совместных действий

Заключение

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля,

располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Органы территориального общественного самоуправления являются одним из важнейших элементов всей организации местного самоуправления, формой участия граждан в решении местных вопросов по месту жительства.

Двор - это важный фактор социализации личности. Противопоставление пространства двора как места реального взаимодействия «виртуальному миру» детей является значимой для дальнейшего развития общества проблемой.

Одним из важных условий нормального взросления является свободное, нерегламентированное общение, возможность проявления инициативы, совершения авторского действия.

Все прекрасно осознают важность вопроса эстетического оформления дворовой территории. Мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты с раннего детства, если мы видим, что нас окружает прекрасное, у нас активно развивается креативное мышление.

Главное, чего мы хотели добиться своей работой - это привлечение внимания детей и родителей к благоустройству дворовых территорий. А также поддержку творческих инициатив дворового самоуправления, направленных на развитие дворовой инфраструктуры, содержание в чистоте дворовых территорий, и их бережной эксплуатации

В ходе выполнения исследовательской работы был разработан и выполнен проект-макет двора нового типа, организованно дворовое сообщество «Из жителей в соседи». В работе проанализированы основные формы организации дворовых сообществ, существующие в городе Туймазы. Организация правильного и активного дворового самоуправления позволяет поддерживать и развивать среду жизнедеятельности не только детей младшего возраста, но и подростков и их родителей.

По итогам исследования был проведен классный час с учащимися 7-х классов с целью привлечения их внимания к бережному отношению к игровым площадкам, зелёным насаждениям двора(Приложение 9). Также был составлен план проведения праздников дворового самоуправления «дня соседей» в многоквартирных домах учащихся.

Считаю, что цель и задачи, поставленные мною в исследовательской работе достигнуты.

Список литературы

  1. Конституция РФ 1993 года.

  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ

  3. Устав Кулебакского муниципального района от 29.06.2005 №56 (в ред. решений Земского собрания Кулебакского района от 30.11.2012 №87, от 05.07.2013 №43

  4. Решение городской Думы от 29.12.2011 года №72 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Кулебаки»

  5. Решение городской Думы от 24.02.2012 года №12 «Об установлении границ территориального общественного самоуправления»

  6. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М.,

2005

  1. Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. Екатеринбург, 2003.

  2. Калинин В.Д. Из истории городского самосохранения в России (XIX - начало ХХ вв.). Институт экономики РАН. Л., 2004.

  3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2008.

  4. Сиддиков Р. Территориальное общественное самоуправление // Человек и политика. 2011. №8.

  5. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. Новосибирск, 2007

Туймазинский район город Туймазы, улица Комарова, 35

Обустройство подъезда

Детская площадка

Стоянка для машин, подъездной путь

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОЛАЙН"

452750, республика Башкортостан, Туймазинский район, город Туймазы, улица 70 лет Октября, 28 Д

Интервьюирование с председателем домового управления

Карта мкр. Солнечный г. Туймазы

Организация праздника «День соседей»

Проведение классного часа с учащимися 7-х классов