IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СТРЕСС – В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Речистер Д.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Сегодня, в нашей жизни я считаю актуальной проблемой, борьбы человека со стрессом. Мало кто понимает, что - либо о стрессе. Живым примером для меня, стали друзья, которые чувствуя ухудшение здоровья, посчитали это моментом стрессовой ситуации, чётко заявив, что стресс, является явлением не нужным, и отрицательным. Не подразумевая, что вообще такое стресс? И какого его значение? На сегодняшний день, множество человек задаётся этим вопросом. Но ответа на него не находит. Я решил помочь разобраться тем людям, которые не понимают, что же собой представляет стресс, и каково его значение в нашей повседневной жизни.

Цель исследовательской работы я определил так: исследование проблемы стресса в нашей жизни и апробация методов борьбы с ним.

Задачи исследовательской работы:

  • Определить объект, предмет и методы исследования.

  • Выявить определение и факторы стресса.

  • Выявить влияние стресса на организм человека.

  • Проанализировать процесс приспособления человека к стрессу.

  • Провести социологический опрос.

  • Изготовить брошюры – «Стресс в повседневной жизни» и «Сами создаём, сами решаем».

  • Сделать вывод.

Мной определены объект, предмет, и методы исследования.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: человеческие стрессоры и влияние внешних раздражителей.

Методы исследования: общенаучные (обобщение), социологические (опрос).

В своей работе я определил гипотезу, которую попытаюсь подтвердить или опровергнуть: стресс является неотъемлемой частью жизни человека.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что мы можем, ещё раз удостоверится в важности стресса в нашей повседневной жизни, и практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №10 г. Павлово, и на территории других учебных заведений. Применительно на уроках обществознания и психологии, подготовил выпускников и сдал ГИА.

Теория стресса.

2.1 Определение и представления о стрессе.

Создателем теории стресса был канадский физиолог, доктор медицины Ганс Селье, который впервые ввёл это понятие в 1936 г. В своих трудах Г. Селье нередко отходил от собственно медицины и переходил в область жизненной философии.

Слово «стресс» давно существует в нашей разговорной речи, однако бывает, что им злоупотребляют. Ещё более полувека тому назад Селье обращал внимание на то, что стресс не означает боль, усталость, терпение, страх, унижение, внезапное изменение нашей жизни или же неожиданный профессиональный успех. Конечно, каждое из этих явлений может быть причиной или компонентом стресса, как и многие другие факторы, но сами по себе они стрессом не являются.

Классическим же определением стресса, данным самим создателем теории.

  • Стресс – неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование.

Но что же такое неспецифическая реакция? Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, и кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. В жару мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Таким образом, все раздражители помимо специфического эффекта требуют от нас осуществления приспособления к ним, чтобы восстановить исходное состояние. Это и есть неспецифическая реакция организма на раздражители. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Важна лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Процитирую фрагмент из лекции Г. Селье, который поможет нам лучше разобраться в этом непростом вопросе.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершено различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, с одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине». Факторов, вызывающих стресс много, но что это за факторы?

2.2 Факторы, вызывающие стресс.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. Они различны, но вызывают одинаковую по существу биологическую стрессовую реакцию человека.

Разграничение понятий «стресс» и «стрессоры» было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления. Возможно, трудно представить, что организм человека даёт совершенно одинаковые реакции на различные раздражители, т. е. реакции не зависят от вида стрессора1. Это можно сравнить с часами, работа которых не зависит от цвета, формы и температуры корпуса. Так же и стрессор требует от организма готовности в любой момент отреагировать на раздражитель, независимо от его качества, а уже позже приспособиться с учётом его особенностей.

Современные реакции человека формировались миллионы лет. За это время неимоверно усложнились способы реагирования, однако не изменились их психофизиологические основы. Это и объясняет то, что на стресс, вызываемый различными стрессорами, мы реагируем одинаково:

Что же представляет собой стресс?

  • Стресс – это один из видов нервного напряжения.

  • Стресс не является следствием исключительно неприятных или опасных стрессоров.

  • Даже значительный стресс может закончиться без неприятных последствий или вреда.

2.3 Важность стресса для нашего организма.

  • Стресс является неотъемлемой частью существования каждого организма.

Обычно мы отождествляем стресс, с чрезмерным, длительным, прежде всего неприятным личным опытом. Аналогичную ошибку мы совершаем, когда говорим, что у ребёнка температура, в то время как на самом деле у него просто здоровый румянец.

Стресс является сигналом того, что ситуация требует адаптации и, повышая уровень активности организма, обеспечивает его необходимой для этого энергией. Желая остаться «целыми и невредимыми», мы должны непрерывно искать всё новые и новые способы адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Ведь даже во время сна наши внутренние органы чётко функционируют. Наш бедный мозг продолжает работать в ночную смену, измученное сердце перекачивает кровь, лёгкие обеспечивают газообмен, желудок переваривает съеденный ужин…

Мы привыкли считать: «Стресс опасен, вредит нам, ранит…». Но не все так считают. Многие психологи оценивают данное явление как проявление жизни, непрерывного приспособления к ней, стремления выжить. Однако мы должны понимать, что следует различать стресс и дистресс – психическую травму, «рану», которая, хотя и заживает, но оставляет после себя шрамы.

Поэтому то, что мы обычно называем стрессом, на самом деле является дистрессом.

  • Ведь полная свобода от стресса означает смерть.

Это утверждение только на первый взгляд вызывает удивления. Ведь для полноценной жизни каждому из нас необходимы разнообразные раздражители, которые побуждают к действиям. Однако для того, чтобы возникла ответная реакция, раздражитель должен быть определённой силы. Сила и количество требуемых раздражителей определяются уровнем развития потребности и стимулировании, а также порогом чувствительности, который является не постоянным и может меняться. Поэтому как отсутствие раздражителей, так и чрезмерное их количество вызывает усиление стресса – иногда ещё до того, как он станет дистрессом, который, если не исчезнет, становится серьёзной угрозой для здоровья и даже жизни организма. Как же приспособиться к стрессу (дистрессу)?

2.4 Процесс приспособления к стрессу.

В литературе постоянно появляются новые определения стресса, но я думаю, что для уточнения этого понятия стоит, прежде всего, подробнее рассмотреть основные стадии приспособления (возникновения и развития стресса).

Процесс приспособления состоит из трёх стадий:

  • Реакция тревоги

Возникает первая ответная реакция организма на воздействие стрессора. Сопротивляемость снижена, и, если стрессор является достаточно сильным, не исключены даже самые трагические последствия.

  • Стадия сопротивления и адаптации

Наступает активизация и сопротивление организма, а длительное воздействие стрессора обеспечивает приспособление к нему. В отличие от реакции тревоги сопротивляемость организма на этой стадии значительно превышает норму.

  • Стадия истощения

Вследствие продолжительного воздействия стрессора, к которому приспособился организм, необходимая для этого энергия, в конце концов, исчерпывается. Появляются повторные признаки стадии тревоги, однако на этот раз организм не может справиться со стрессором, способность к адаптации утрачивается, индивид становится бессильным что-либо сделать и погибает.

Эти три стадии в упрощённом виде соответствуют трём периодам человеческой жизни. Детству – с небольшой сопротивляемостью и чрезмерным реагированием на раздражители любого рода, зрелости – когда мы готовы к сопротивлению и в максимальной степени способны к адаптации, и старости – когда мы теряем способность приспосабливаться и в конце концов умираем.

В итоге, мы можем с уверенностью сказать, что:

  • Стресс представляет собой состояние, в котором находится организм, а не фактором, который его вызывает.

Стресс, включает в себя несколько стадий. При сильном стрессе в организме появляются расстройства органической природы. Повторение стресса может вызвать тяжёлые болезненные состояния, называемые психосоматическими2.

Каждый стрессор требует от нас изменения способа приспособления, т.е. реадаптации. Биологическая реакция нашего организма является одинаковой, независимого от характера стрессора. Она связана с действием различных гормонов и проходит три вышеуказанные стадии. Кроме этого, стресс имеет обширный диапазон.

2.5 Диапазон стресса

Диапазон стресса включает различные состояния возбуждения, в том числе известные под названием «состояния эффекта». В существующей психологической литературе одним из распространённых подходов к стрессу является интерактивный подход, согласно которому источники стресса не находятся ни в индивиде, ни в окружающей среде, а возникают в результате их взаимодействия. Наше поведение определяется непрерывным взаимодействием между нами и окружением. Лишь столкновение ситуации и конкретного индивида, находящегося в определённом положении, характеризующегося определённой индивидуальностью и определённым способом действия, может нарушить существовавшие до сих пор равновесие и привести к появлению стресса.

Мы являемся «механизмами», которые стремятся к соответствию определённым нормам и сохранению стабильности в нашей внутренней среде.

Существуют два способа борьбы с неизбежно происходящими в жизни изменениями: обратная отрицательная связь и обратная положительная связь. Оба механизма приводят к сохранению гомеостаза. Кстати о механизме, а именно о саморегуляции.

2.6 Механизм саморегуляции

Именно саморегуляция людей и животных обеспечивает равновесие между ними и внешней средой в соответствии с определёнными нормами. Однако между нормами биологическими и общественными существуют различия. Чувство собственного достоинства, одобрение социальной группы, широкое признание обществом, благополучие родных или, например, религиозные ценности никак не связаны с биологическими потребностями. Однако люди стремятся к достижению социальных ценностей, иногда даже ограничивая удовлетворение своих биологических потребностей.

Так в определённых ситуациях мы можем переносить голод, жажду и даже боль. Пример, можно привести поведение людей под пытками, когда верность идее и преданность своей группе помогали человеку справиться с биологическими потребностями организма.

С другой стороны, мы нередко наблюдаем независимость человека от требований, предъявляемых ему социальным окружением. Запреты, поощрения, соблазны – мы не всегда им уступаем и подчиняемся… Достаточно вспомнить непослушного трёхлетнего малыша или возражающего подростка, которые не реагируют на требования родителей.

В результате воспитания и самовоспитания формируются и развиваются убеждения, жизненные ценности, с позиций которых личность воспринимает существующие в обществе нормы.

Механизмы саморегуляции, позволяющие нам сохранить гомеостаз, можно разделить на:

  • Центральные – они являются функцией центральной нервной системы и управляют поведением человека в окружающей среде;

  • Соматические – их работой управляет нервная система, которая делится на симпатическую и парасимпатическую части. Она отвечает за работу внутренних органов.

Существование отдельно биологической и социальной саморегуляции означает, что система разработанных нами жизненных ценностей является относительно стабильной и устойчивой. В изменяющихся внешних и внутренних условиях мы поступаем так, чтобы сохранить именно нашу собственную систему существующих норм.

Теоретики говорят, что мы стремимся сохранить свою «психологическую гемостазу». Но при этом они признают, что не может быть его абсолютной стабильности, поскольку невозможно быть полностью независимым ни от биологических, ни от общественных влияний.

Наша биология, социальные требования и, в дополнение, внутреннее психологическое равновесие. Восприятие и понимание этих сложных взаимосвязей требует от нас определённого напряжения, например, эмоционального.

2.7 Адаптация и толерантность к психическому стрессу

Адаптация к стрессу может быть выработана в процессе целенаправленного обучения. Ведь на стадии сопротивляемости, когда стрессор воздействует длительное время или периодически повторяется, организм к нему приспосабливается. Место дезорганизованного поведения занимают выработанные реакции, позволяющие предусмотреть трудности, обойти возможные препятствия и т. п.

Проявления такой адаптации наблюдались в исследованиях, проводимых на животных. Когда крысы запоминали, что могут избежать наказания, они не проявляли признаков страха и вели себя спокойно, точно выполняя действия, предотвращающие наказание. Человек может усвоить разные типы реагирования на стрессоры. Мы можем научиться, например, отказываться от нереальных целей или даже переносить физическую боль при хроническом заболевании.

К сожалению, адаптация к стрессору может принимать и «неправильные» формы, неприемлемые с общественной точки зрения. Как это происходит?

Определённое поведение, не соответствующее этническим нормам или ценностям данного общества, привело к устранению стрессора или, по крайней мере, к уменьшению эмоционального напряжения. Несмотря на то что реакция является неприемлемой даже недопустимой, она всё равно закрепляется в памяти и опыте человека как эффективная, помогающая. Тогда в ответ на опять появляющийся стрессор эта реакция срабатывает автоматически.

Таким же образом могут закрепляться и защитные механизмы, так появляются патологические расстройства поведения, формируются невротические реакции3.

В жизни мы наблюдаем значительную индивидуальную разницу в реагировании на появляющиеся трудности. Есть люди, которые легко «выходят из себя», «теряют голову», и, наоборот, те, кто в любой ситуации сохраняет спокойствие и проявляет хладнокровие. Так проявляется толерантность к стрессорам, а не толерантность к стрессу вообще.

Толерантность к стрессорам – это способность переносить влияние стрессоров, т.е. сохранять спокойствие даже в трудных ситуациях. Такой толерантностью обладают, прежде всего, лица с низкой чувствительностью. Они спокойны, поскольку в этот момент не воспринимают, не чувствует ничего особенного, что вызвало бы у них напряжение, т.е. они не находятся в состоянии психического стресса.

Толерантность к стрессу – это сохранение человеком способности к организованным действиям, самоконтролю, несмотря на наличие сильного раздражителя. Толерантность позволяет человеку поступать рационально, принимать правильные решения, отдавая себе отчёт в последствиях своих действий, даже в состоянии сильного эмоционального возбуждения или переживания сильного чувства.

Сопротивляемость стрессу зависит от Определённых физиологических, врождённых и приобретённых особенностей нервной системы. Мы опираемся на накопленные обществом знания и опыт в этой сфере. Мы используем собственный жизненный опыт, касающийся того, как справляться с напряжением. Мы располагаем запасом разнообразных стрессов, которые испытали и с которыми мы более или менее справились.

Безусловно, большое значение имеют особенности нервной системы: врождённые нарушения, травмы или хронические болезни приводят к её ослаблению, что неоднократно подтверждали лабораторные исследования и сама жизнь. Давайте попробуем вызвать этот стресс через практическое упражнение, ведь как оговорится: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».

2.8 Социологический опрос

Для подтверждения актуальности своей работы и выработки дальнейшего вектора исследования, я провел социологический опрос на базе социальной сети «ВКонтакте». В опросе приняло участие 115 человек разного возраста. База опроса – стрессовые факторы, воспринимаемые пятью анализаторами: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые.

Результаты опроса

Слуховые ощущения - с такими вариантами пробуждения как: звонок будильника, особый голос, уличное движение, отзвуки чьих-то движений, голоса животных, другие звуки.

По итогам данного опроса, я определил, что из 115 (100%) проголосовавших человек, большинство просыпается под звуки будильника, 75 человек (65,2%).

Наименее стрессирующий звук - уличное движение, где из 115 (100%) человек, за него проголосовал 1 человек (0,9%). (Приложение №1).

Зрительные ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: естественное освещение, искусственное освещение, элементы движения, ваша постель, предметы - прочие.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 73 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается при виде естественного освещения, 26 человек (35,6%). Наименьшим показателем при пробуждении стали элементы движения, за которые проголосовало 5 человек (6,8%). (Приложение №2)

Осязательные ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: ваша одежды для сна, любимая мягкая игрушка, постельное бельё, домашний питомец, другое.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 74 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается, чувствуя постельное бельё, 39 человек (52,7%). Наименьшим показателем при пробуждении, стала одежда для сна, за которую проголосовало 6 человек (8,1%). (Приложение 3)

Обонятельные ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: запахи доносящиеся из кухни, запахи из открытого окна, запах духов, прочие.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 77 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается, с чувством запаха, доносящегося с кухни, 31 человек (40,3%). Наименьшим показателем при пробуждении, стал запах духов в квартире (доме), за который проголосовало 10 человек (13%). (Приложение 4)

Вкусовые ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: «отголоски» вчерашней еды, другие.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 76 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается с непонятными для них привкусами во рту (другие), 59 человек (77,6%). Наименьшим при пробуждении привкусом во рту, стали "отголоски вчерашней еды, за которые проголосовало 17 человек (22,4%). (Приложение 5)

Вывод: подтверждена актуальность моего исследования, определено наличие стрессирующих факторов, воспринимаемых органами чувств.

Метод борьбы со стрессом

3.1 Выявление стресса

«Мини – эксперимент: моделирование искусственного стресса»

Каждый человек на земле, хоть раз в жизни, испытывал стресс и дисстресс. У каждого человека свои стрессовые ситуации и достаточно сложно провести исследование по каждой из них. Но есть ситуация, при которой все люди нашей планеты Земля испытывали дисстресс, а именно пробуждение после сна.

Ход упражнения

Сядьте, примите удобное положение, закройте глаза. Представьте себе обычное утро в своём доме. Постарайтесь подробно вспомнить все мелочи повседневной ситуации пробуждения и соответствующие им эмоции. Было бы хорошо, если бы вы действительно выполнили это упражнение после пробуждения. После минуты размышлений попытайтесь заполнить нижеприведенный лист наблюдений.

В момент, когда вы просыпаетесь, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы:

Слуховые ощущения: Звонок будильника, уличное движение, голоса животных, особый голос, отзвуки движений, другие звуки;

Зрительные образы: Естественное освещение, элементы движения, предметы, искусственное освещение, ваша постель, прочие;

Осязательные ощущения: одежда для сна, постельное бельё, прочие;

Обонятельные ощущения:запахи, доносящиеся из кухни, запах духов в квартире (дома);

Вкусовые ощущения: "отголоски" вчерашней еды, прочие.

Попытайтесь определить, к какой категории относится каждое из ваших ощущений. А теперь задумайтесь, как вами воспринимаются эти образы и ощущения? Как воздействуют на вас все эти раздражители? Какие из них вами осознаются, а какие остались без внимания? Какие вызывают у вас приятные воспоминания, а какие неприятные? Определите для себя два способа пробуждения: без стресса и со стрессом. Необходимо определить качественные характеристики данных раздражителей путём перечисления их различных свойств. Например, зрительный раздражитель – свет яркий утренний, дневной, естественный, приглушённый шторами, сумерки. Заполните таблицу (Приложение №6)

Вывод: Участники данного упражнения могут задуматься над тем, что с самого утра, есть возможность получить как заряд положительных стрессовых ситуаций, так и отрицательных стрессоров.

По итогам упражнения участники могут определить все факторы, вызывающие у людей дисстресс при пробуждении. Определив эти факторы, мы можем начинать работать над вопросом, как решить проблему их возникновения или адаптироваться к ним.

  1.  
    1. Методы борьбы со стрессом

Но если мы узнали, как можно «обзавестись» дисстресом, то и должны знать, как бороться с ним? Конечно! В таких случаях известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите. Вот некоторые рекомендации, которые помогут сделать ваш сон лучше.

  • Очень помогают для нормального сна регулярные физические упражнения. Желательно их проводить на свежем воздухе за пару часов до сна.

  • Перед тем, как лечь спать, можно принять теплую ванну, послушать негромкую спокойную музыку. Если есть возможность, совместите прием ванны с прослушиванием музыки. Старайтесь делать это каждый день.

  • В вашей спальне не должно быть душно, шумно и светло: всё это не способствует спокойному сну.

Существуют народные способы борьбы со стрессом. Хорошим средством считается ромашка аптечная. Её отвар помогает справиться с головной болью, бессонницей, обладает успокаивающим действием. Эффективным расслабляющим свойством обладают также трава душицы и масло шалфея мускатного. Отличным средством от переутомления является мелисса. Её используют, чтобы снять напряжение, беспокойство, она может помочь даже при сильных стрессах. Чаи из мелиссы хороши при бессоннице и депрессии4.

Вывод к работе

В результате своей работы, я подвёл итог исследования проблемы стресса в нашей жизни. И могу с уверенностью сказать, что человеку без стресса в своей жизни невозможно существовать. В ходе работы мы выяснили, что у понятия стресс, нет одного, определённого определения. Так же можно с уверенностью сказать, что наши представления о стрессе, как о явлении отрицательном, ошибочны. Стресс можно понимать, как неотъемлемую часть человеческого организма, но при этом нужно уметь различать стресс и дисстресс, который всё-таки будет являться отрицательным компонентом, приносящим нам психические травмы. Приспосабливаться к дисстрессу, - это единственный возможный вариант в борьбе с ним. Диапазон, которого, состоит из различных возбуждённых состояний.

Следующим этапом моих исследований стал механизм саморегуляции, который помогает нам в воспитании и самовоспитании, тем самым учась справляться со стрессом и дисстрессом в целом. Если же у нас не получается совладать со стрессом (дисстрессом), то в итоге появляется эмоциональное напряжение. Оно возникает в результате и взаимодействии физиологических систем и механизмов, во избежание таких последствий, нужно применять интерактивную модель стресса, которая поможет понять нам уровень стресса в данный момент, и даст возможность дать оценку этому стрессу, который в частых случаях, мы сами себе создаём. Так, через социологический опрос, мы можем говорить о том, что возникновению дисстреса в нашем организме, способствует пять органов чувств. У каждого человека свои возбудители, но, в независимости от этого, пути решений, у всех одинаковые.

Определённо, можно адаптироваться к психическому стрессу, через целенаправленное обучение. Но также нужно понимать, что такая адаптация, может принять и неправильную форму, неприемлемую с точки зрения общества. Как ни странно, есть люди, которые проявляют хладнокровие к любой ситуации, тем самым вызывая толерантность к стрессорам, но не к стрессу. Она позволяет принимать человеку правильные решения, поступать рационально. Кроме целенаправленного обучения адаптации к стрессу, с ним можно бороться с помощью народных средств.

Так получается, что у каждого человека своя нервная система, и у каждого из нас свой запас стрессоров, с которым мы должен уметь справляться собственноручно.

Литературные источники:

  1. http://russia.tv/ - Сайт телеканала «Россия 1»

  2. http://www.1tv.ru/ - Сайт телеканала «Первый»

  3. http://www.escc.ru/katalog/products/psihologija-i-pedagogika/prakticheskaja-psihologija - Шилаева Г.А. Практическая психология – учебное пособие

  4. http://www.science-tv.ru/ - Сайт телеканала «Scientific TV»

  5. http://www.tv-stream.ru/tv/psikhologiya-21 - Сайт телеканала «Психология 21»

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F – Сетевая энциклопедия «Википедия»

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81 – Сетевая энциклопедия «Википедия»

  8. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу.: диссертация на соискание ученой степени к.психолог.н. Москва. гос. университет, Москва, 2007.

  9. Голикова Ж.В. Психофизиологические особенности экзаменационного стресса.: диссертация на соискание ученой степени к.биол.н. Моксва, РАН, Москва, 2003

  10. Миниахметова А.Г. Физиологическое обоснование использования сочетанного метода адаптивного биоуправления психоэмоциональным состоянием человека.: диссертация на соискание ученой степени к.м.н. Волгоград. гос.университет, Волгоград, 2004.

Список вопросов для социологического опроса

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Слуховые ощущения - с такими вариантами пробуждения как: звонок будильника, особый голос, уличное движение, отзвуки чьих-то движений, голоса животных, другие звуки.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Зрительные ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: естественное освещение, искусственное освещение, элементы движения, ваша постель, предметы - прочие.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Осязательные ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: ваша одежды для сна, любимая мягкая игрушка, постельное бельё, домашний питомец, другое.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Обонятельные ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: запахи доносящиеся из кухни, запахи из открытого окна, запах духов, прочие.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Вкусовые ощущения - с такими вариантами пробуждения, как: «отголоски» вчерашней еды, другие.

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

«Мини – эксперимент: моделирование искусственного стресса»

ДАТА: _____________

Ваша схема пробуждения в стрессовой ситуации: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

(типы раздражителей и их качества)

Ваша схема пробуждения в нормальной обстановке:

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

(типы раздражителей и их качества)

1Голикова Ж.В. Психофизиологические особенности экзаменационного стресса.: диссертация на соискание ученой степени к.биол.н. Моксва, РАН, Москва, 2003

2 Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу.: диссертация на соискание ученой степени к.психолог.н. Москва. гос. университет, Москва, 2007.

3 Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу.: диссертация на соискание ученой степени к.психолог.н. Москва. гос. университет, Москва, 2007.

4http://www.escc.ru/katalog/products/psihologija-i-pedagogika/prakticheskaja-psihologija - Шилаева Г.А. Практическая психология – учебное пособие