IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ НА ОБУЧЕНИЕ ЛЕВШИ-ПЕРВОКЛАШКИ
Митрофанов С.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Когда я пошёл в первый класс, то сразу же столкнулся с некоторыми проблемами, связанными с моей леворукостью. Причём, я был такой не один, в нашем классе нас пятеро. А это 15 % от общего числа моих одноклассников. Это объясняет актуальность выбранной нами исследовательской работы «Левша – первоклассник».

Цель работы – исследование влияния условий обучения на качество обучения первоклассников – левшей.

Задачи работы можно сформулировать следующим образом: изучить научно-популярную литературу по данной теме; проанализировать результаты своих экспериментов с канцтоварами для левшей и сделать выводы об их удобстве и пользе для первоклашек-левшей; подготовить образцы прописей для левшей и предложить их для использования в школе.

Так как подавляющее большинство людей праворукие, то практически все инструменты и механизмы, многие школьные принадлежности созданы для них и не удобны для левшей. Новизна нашего исследования в том, чтобы предложить свои модели прописей для левшей и проверить опытным путём улучшит ли это качество обучения детей.

Предмет настоящей работы - левша.

Объект: левша, пришедший в 1 класс.

Изучая влияние условий учебной деятельности на жизнь первоклашки - левши, мы можем предположить, что изменение этих условий может в лучшую сторону повлиять на обучение левшей в школе, особенно в первом классе. В этом мы видим практическую значимость наших исследований.

Гипотеза исследования: если создать специальные условия для левшей в первом классе, то результат обучения таких детей будет выше.

Всё это объясняет структуру работы. Глава I «Не такой как все» содержит данные о том, как формировалось отношение к левшам на разных этапах исторического развития и в разных странах, о знаменитых людях левшах. Глава II «Неудобный мир» рассказывает нам о неудобствах, которые испытывают левши в мире правшей и, в частности, в школе. Глава III «Влияние условий на обучение левши-первоклашки» включает в себя описание исследовательского проекта и посвящена анализу экспериментов, доказывающих, что канцтовары для левшей - полезное изобретение, которое повышает уровень обучения: скорость письма, вырезания; уменьшение количества ошибок при написании слов, соединении букв.

В ходе работы были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования; социологический опрос и построение диагностических диаграмм, наблюдение и сравнение результатов, моделирование.

1. «Не такой как все»

А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша,

Швырнул снежок не той рукой. Смеются все: левша.

У Пети левая рука желает быть главней,

Он с ней не справится никак, никак не сладит с ней.

Агния Барто «Вовка-добрая душа»

Человека, владеющего левой рукой лучше, чем правой называют левшой. [6] К таким людям на протяжении многих веков отношение было неоднозначным

Начнем с Древнего Рима. Левша на латыни переводится как "зло", а правша - добро, умение.[13, 15] В Древней Греции, наоборот считали, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же думали и некоторые индусы. Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами.

На Руси к левшам относились подозрительно. Император Пётр I даже не разрешал левшам давать показания в суде. Слово «левый» имело схожее значение со словами «зловещий», «разбитый». Вот на левшей всегда и смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм.

Во времена советской власти левшей с детства старались переучивать. [7, 10, 12, 14]

Современные учёные считают, что левши обычные люди, которые часто обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом. [6]

Интересно, что среди гениальных людей велик процент левшей. В науке это Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, профессор Пирогов, физиолог Павлов. В политике это Наполеон Бонапарт, Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский. В музыке это Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Прокофьев. В искусстве это Леонардо да Винчи, Рафаэль. В литературе – Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Ганс Христиан Андерсен.

Один из авторов книги «Леворукий ребёнок» Марьян Михайловна Безруких утверждает, что: - «Леворукий ребёнокнуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, чтокаждый ребёнок уникален и неповторим» [2]

2. «Неудобный мир»

Большинство используемой техники, приспособлений и других предметов созданы для людей с ведущей правой рукой, а левшам ими пользоваться бывает очень неудобно. К таким вещам относятся: швейная машинка, клавиатура и мышь, ножницы, линейки, овощечистки, двери, слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели и перфораторы – особенно электрические),

видеокамеры, фотоаппараты, гитары, наручные часы. Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям. [9]

Существуют профессии, не предназначенные для левшей. Например, лётное дело не слишком им подходит по техническим причинам. Бортовые приборы настроены на правый глаз и правую руку, летчик-левша в таких условиях быстро утомляется и теряет бдительность.

Но есть и плюсы: человеку, у которого ведущая рука - правая, не нужно заботиться о развитии второй руки, так как все инструменты и механизмы сделаны для их удобства. А когда этими предметами приходится пользоваться левшам, они вынуждены брать их правой рукой. Попробуйте-ка резать ножницами левой рукой. Ужасно неудобно! Вот левши поневоле развивают и правую руку. Развивая двигательные навыки правой руки левши тренируют левое полушарие мозга. В результате у левшей развитие происходит более гармонично.

Однако уже давно в Европе, США и других развитых странах производятся различные товары для левшей. А с недавних пор некоторые из таких товаров можно приобрести и в России (правда, цены на них зачастую выше, чем на обычные):

- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, линейки, точилки и даже треугольные ластики, которые удобнее держать левой рукой) Особое место занимают ножницы. Обычными левше резать неудобно, потому что лезвия закрывают место разреза. У «леворуких» ножниц лезвия перевёрнуты, а ручки отлиты под левую руку; (ПРИЛОЖЕНИЕ I)

- кухонные приборы (ножи, овощечистки, открывалки и т. п.);

- анатомические мыши для ПК;

- наручные часы на правую руку (с механизмом управления с левой стороны и даже с циферблатом, расположенным в обратном направлении). [11]

13 августа 1984 года ЮНЕСКО официально зарегистрировало Международный день левшей. Одной из целей этого праздника является стремление левшей всего мира привлечь внимание товаропроизводителей к своим проблемам, убедить их в необходимости учитывать интересы леворуких людей при производстве тех или иных товаров.

3. «Влияние условий на обучение левши – первоклассника»

Первоклассники пришли в школу с красивыми учебниками, прописями, пеналами, в которых всё готово к занятиям. Многие вещи в портфеле левшей имеют отличия. Мы решили исследовать их.

3.1. «Удобство канцтоваров для левшей»

Цельисследования: проверить, какими канцтоварами для левшей удобно и комфортно пользоваться. Место наблюдения: школьный класс. Участники исследования: 5 учеников – левшей. Оборудование: канцтовары для левшей (ручки, линейки, ластики, карандаши, точилки, ножницы) и анкета.

Мы разработали анкету «Линейка комфортности школьных принадлежностей для левшей» и предложили первоклассникам протестировать ручки, карандаши, линейки, ластик, точилки и ножницы. (ПРИЛОЖЕНИЕ II) Полученные данные мы систематизировали и представили на круговых диаграммах.

Удобство канцтоваров для левшей

     
     
  • Ручки для левшей получили наивысшую оценку. Они имеют трёхгранную форму с выемками для правильного расположения пальцев, чернила в таких ручках быстросохнущие. Это необходимо для того, чтобы они не размазывались во время письма.

  • Карандаши скорее комфортны в использовании, чем неудобны. Они отличаются от обычных наличием выемок для расположения пальцев по всей длине карандаша.

  • Линейки для левшей показались большинству детей скорее неудобными, чем комфортными для применения. Числовые деления в таких линейках расположены справа налево.

  • При тестировании ластиков и точилок более половины опрашиваемых отмечали удобство в использовании.

  • Наивысшую оценку получили ножницы. Лезвия в них перевёрнуты в зеркальном отображении к обычным. Благодаря этому они легко режут и не мнут бумагу. Гибкие гнущиеся кольца обеспечивают комфорт для пальцев даже при длительной работе.

Вывод: большинство канцтоваров для левшей очень удобны в использовании.

Для дальнейшего тестирования мы выбрали ножницы, потому что они имеют много важных отличий по сравнению с обычными.

3.2. «Тестирование ножниц для левшей»

Цельисследования: сравнение ножниц для левшей и обычных. Место наблюдения: жилая комната. Участники исследования: 1 человек - левша. Оборудование: ножницы (для левшей и обыкновенные), образцы для вырезания (рыбка, кот, звёздочки, ёлочки, машинка, цветок), секундомер, таблица для фиксирования результатов.

Мы вырезали выбранные образцы разными ножницами и сравнили результаты по времени и качеству. (ПРИЛОЖЕНИЕ III)

Тестирование ножниц для левшей

№ пробы

Проба № 1

Проба № 2

Проба № 3

Проба № 4

Проба № 5

Вид ножниц

Время,

мин

Качество, + -

Время,

мин

Качество, + -

Время,

мин

Качество, + -

Вре-мя,

мин

Качество, + -

Вре-мя,

мин

Качество, + -

для левшей

5

+

3

+

4

+

3

+

5

+

Обычные

6

-

3

-

4,5

-

4,5

-

5,3

-

Вывод: ножницы для левшей улучшают скорость и качество вырезания.

3. 3. «Прописи для левшей»

Первые уроки письма. Левша вновь сталкивается с трудностями: рука закрывает образец!

3.3.1. «Анализ существующих авторских прописей»

Изучив авторские прописи, мы выяснили, что для левшей есть специальные прописи, но они предназначены для занятий дома в свободное время или для дополнительного образования. Это прописи таких авторов, как Т. В. Шклярова, Ника Дубровская, М. М. Безруких и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ IV)

Ника Дубровская в игровой и даже немного в хулиганской форме предлагает свои образцы для обведения и списывания. Все авторы размещают образцы букв и слов справа – в этом главное отличие таких прописей от обыкновенных. Татьяна Васильевна Шклярова предлагает изменить наклон тетради и в связи с этим поменять наклон букв в левую сторону. Если тренироваться по таким прописям, то заметно меняется почерк – не всем это нравится.

Мы проанализировали авторские прописи и сравнили их с обыкновенными:

Отличия

Прописи для правшей

Прописи для левшей

Образец букв и слов

слева

справа

Наклон букв

вправо

вправо или влево

Образцы предложений

сверху

сверху

Содержание

разное

Мы поработали со страницами из прописей для левшей и отметили плюсы и минусы введённых отличий:

плюсы

минусы

Образцы букв - справа

Образцы слов и предложений - сверху

Изменяя наклон тетради вправо, мы изменяем наклон букв влево – удобно писать

Не всем хочется, чтобы почерк отличался от остальных, особенно от образца учителя

Вывод: идеального образца не найдено.

3.3.2. «Моделирование прописей для левшей»

Мы решили смоделировать свою страницу прописей для левшей, учитывая все минусы:

  • наклон тетради и письма мы оставили прежним;

  • образцы букв и слов разместили справа;

  • предложения написали снизу. При таком способе ребёнок, пишущий левой рукой, не загораживает образец.

Вывод: у нас получилась страница прописей для левшей. (ПРИЛОЖЕНИЕ V)

3.3.3. «Тестирование прописей»

Цель исследования: проверить, в каких образцах прописей дети быстрее выполняют задания. Место наблюдения: школьный класс. Участники исследования: 5 учеников – левшей, 5 учеников – правшей. Оборудование: образцы прописей для левшей и стандартные, секундомер.

Мы выбрали 10 участников: 5 левшей и 5 правшей. Предложили им выполнить одинаковые задания в двух экземплярах: одно – в прописях для левшей, а другое – в обыкновенной форме. Ребята свои задания делали на время, и мы сравнивали результаты двух проб и у левшей, и у правшей. В большинстве случаев левши быстрее и качественнее справлялись с первым образцом, у правшей, наоборот, с этим образцом дела обстояли хуже. Рассмотрим данные результаты в таблицах.

Таблица результативности работы первоклассников-левшей

Первоклассники - левши

участник №1

участник №2

участник № 3

участник №4

участник №5

Время, мин

Время, мин

Время, мин

Время, мин

Время, мин

Проба № 1

9

7

7

10

8

Проба № 2

11

10

9

12

9

Вывод: результат у первоклассников-левшей оказался выше в ходе работы по разработанным прописям.

Таблица результативности работы первоклассников-правшей

Первоклассники - правши

участник №1

участник №2

участник № 3

участник №4

участник №5

Время, мин

Время, мин

Время, мин

Время, мин

Время, мин

Проба № 1

9

14

15

12

11

Проба № 2

7

9

8

8

9

Вывод: результат у первоклассников-правшей оказался выше в ходе работы по стандартным прописям.

Проанализировав результаты двух исследований, мы можем сформулировать общий вывод: если прописи разработаны под главную руку, то результат обучения по таким тетрадям будет на порядок выше.

4. Заключение

Изучая научно-популярную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что леворукий ребёнок не отличается от других детей, но в то же время он особенный, потому что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Но в отличии от правшей, левши сталкиваются с трудностями: большинство используемой техники, приспособлений и других предметов созданы для людей с ведущей правой рукой, а левшам ими пользоваться бывает очень неудобно.

В ходе проведённой работы мы убедились в том, что канцтовары для левшей – полезное изобретение: они достаточно комфортны и удобны в применении. Особенно отметим ножницы и ручки.

Для левши – первоклассника пропись – это основа будущей грамотности, каллиграфии. Мы не нашли идеального образца, поэтому попытались разработать страницу своей прописи, которая в ходе эксперимента показала свою эффективность.

Мы хотели бы порекомендовать авторам прописей составить эти важные для первоклассника тетради так, чтобы права левшей и правшей были реализованы полностью.

5. Список литературы:

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предматеми. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.

  2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с.

  3. Безруких М.М., ред. С. Е. Сапожникова. Леворукий ребенок в школе и дома / - Екатеринбург : У-Фактория, 2003. - 304 с.

  4. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму. - Спб.: Издательский дом «Литера», 2011.- 80 с.

  5. Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. - СПб.: Питер, 2006.

  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.

  7. Струнгис И.Г. Готовимся к обучению письму. Пишем левой рукой: пособие для детей 6-7 лет. (Скоро в школу) - М.: Просвещение, 2010. - 47 с.

  8. Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

  9. В мире праворуких людей : левши постоянно испытывают массу неудобств, но у них есть и некоторые преимущества перед правшами / М. Филонов // За семью печатями. - 2007. - N 3. - С. 62-63.

  10. Карандаш в левой руке / Баркан А. // Будь здоров.-2006.-№6. - С.72-75.

  11. Левша в мире праворуких / И. Кутепова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8-11. - С. 60-74.

  12. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / Шумкина М. А.//Начальная школа. -2006.-№2.– с.11-15.

  13. Люди наоборот / О. Балла // Знание-сила. - 2006. - N 12. - С. 115. - Рец. на кн.: Бертран П. Зеркальные люди: история левшей.- М.: НЛО, 2005.- 304 с.

  14. Не переучивайте левшу! / Шорох-Троцкая М. Н.//Наука и жизнь.-2002.-№8.-с. 65-72.

  15. Посланники дьявола или дети богов? / И. Винокурова // Техника-молодежи. - 2006. - N 11. - С. 38-40

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Канцтовары для левшей

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Анкета для определения

удобства школьных принадлежностей для левшей

Задание: оцени удобство школьных принадлежностей и отметь значком «х» на линейке комфортности.

 

 

- очень неудобно

- скорее неудобно, чем комфортно

- скорее комфортно, чем неудобно

- очень удобно

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Тестирование ножниц для левшей

Ножницы для левшей

Обычные ножницы

проба № 1 проба № 2

проба № 1 проба № 2

проба № 3 проба № 4

проба № 3 проба № 4

проба № 5

проба № 5

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Образцы прописей для левшей

   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ V

Моделирование страницы прописи для левшей