IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОДА НА ИМЕНА
Сидоренко М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

…Прекраснее имени нет на Руси!

И ты его с честью по жизни неси!

Александр Иоффе

Слово является нашим спутником на протяжении всей жизни. Среди бесчисленного количества слов особую роль занимают слова, обозначающие имена людей.

Проблема:

Выполняя задание учебника по теме «Большая буква в именах», мы всем классом не сразу определили полную форму имени Алеша (были варианты: Александр, Олег), потом одна из одноклассниц вспомнила, что у нее папа Алеша, то есть Алексей. Оказалось, что еще несколько ребят носят отчество Алексеевичи и Алексеевны. Получается, что среди наших пап есть тезки.

В нашем классе тоже есть тезки: 3 Дарьи, 2 Сергея, 2 Виктории, 2 Егора, 2 Ирины, 2 Ангелины, но есть и редкие, на наш взгляд имена, Рафаиль, Субхан, Макар.

Никто не справился с олимпиадным заданием: «Почему имя Тоня в словаре будет стоять раньше, чем Маша?». При проверке учительница объяснила, что полное имя Тони – Антонина.

Получается, что какие-то имена популярны, и мы хорошо их знаем, но многие имена стали сейчас редкими, и мы их знаем плохо.

Актуальность работы:

Знакомясь, мы называем свое имя и спрашиваем: «А как тебя (Вас) зовут?». Иногда удивляемся необычному имени, с которым столкнулись впервые, или радуемся: «А у меня так маму (папу, сестру….) зовут!» Часто можно встретить тезку?

На уроках русского языка изучаем имена собственные, а чтобы написать имя с заглавной буквы, надо понимать, что это имя. Сталкиваясь с необычными именами, можно сразу этого и не сообразить. Как распознать имя, если встретил его впервые?

Меня зовут Маргарита, люблю, когда меня называют Маргошей, но не Ритой. Моя мама – Людмила, ей нравится, когда ее называют Милой, но не Людой. Моя подруга Александра просит называть ее Сашей, но не Шурой.

Значит, какие-то формы имени предпочтительнее, любимее, чем другие?

Возникает необходимость в исследовании имен и их популярности, чтобы получить ответы на эти вопросы

Объект: антропонимы (имена людей)

Предмет: имена учащихся ГБОУ СОШ №1 г.о. Чапаевск, родившихся в период с 1970 по 1980 год и с 2000 по 2007год ( по результатам опроса, из архивных материалов)

Цель: сравнение популярности имен школьников (на примере ГБОУ СОШ №1) за периоды с 1970 по 1980 год и с 2000 по 2007 год

Задачи:

  1. Определить круг понятий, связанных с темой

  2. Сопоставить полные и краткие формы имен по материалам анкетирования

  3. Рассмотреть вопрос выбора имени на основе сочинений одноклассников

  4. Создать словарь предпочитаемых имен учащихся ГБОУ СОШ №1

Гипотеза: Мы предполагаем, что существует мода на имена. У нашего поколения популярны одни имена, а у поколения наших родителей – другие.

Методы исследования:

Общенаучные: анализ, классификация, наблюдение, метод гипотез

Диалектические: субъект-объект, причина-следствие

Специальные: информационный анализ

Экономико-математические: статистический анализ

Социологические: опрос, презентация

Краткий обзор литературы:

Об именах писали ученые, прозаики, поэты. Существуют различные словари имен ( Н.М. Тупиков «Словарь древнерусских собственных имен», А.В. Суперанская «Словарь народных форм русских имен») и энциклопедии ( Л.Орлова «Полная энциклопедия имен», Б.Ю.Хигир «Энциклопедия восточных имен»).

У Самуила Яковлевича Маршака есть стихотворение «В защиту детей» для родителей, которые выбирают имя своему ребенку.

О моде на имена в разных странах можно прочесть в книге В. Круковера «Самые популярные имена мира»

Хочу отметить, что интерес к личным именам порождает сейчас создание книг справочного характера, в которых дается описание характера человека в зависимости от имени, от отчества, от знака зодиака. Борис Юзикович Хигир – профессор психологии написал много подобных книг: «Имя ребенка», «Тайна мужского имени», «Тайна женского имени», «Имя и болезни» и другие.

Практическая значимость: результаты работы могут послужить основой для дальнейших сопоставительных исследований и использоваться для создания справочных материалов, в качестве рекомендаций по выбору имени. Учителя и школьники могут использовать материалы исследования на уроках русского языка при изучении темы «Имена собственные», на уроках окружающего мира и истории, на классных часах.

Глава 1.

Теоретическое обоснование темы

  1.  
    1. Что такое антропонимика и другие понятия темы

Выделим ключевые слова темы. На наш взгляд, это имя, мода, антропонимика.

Имя – личное название человека, даваемое при рождении (2, 221)

Мода – совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время (2, 315)

Там, где много людей, там много повторений, в том числе и в именах. Ведь список имен ограничен. Повторы неизбеж­ны. Одни имена будут повторяться чаще, а другие реже. Мода на имена – продукт общества, отражающий события нашей жизни.

Наука, которая изучает имена людей, называется АНТРОПОНИМИКА (с греч. обозначает человек + имя).

Антропонимы – имена людей

  1.  
    1. Выбор имени

В древности было принято давать имена природные: Малинка, Иголка, Паук. Потом родители стали называть младенцев по осо­бым приметам: Беляй, Чернуха, За­бава, Пискун. После Крещения Руси имена стали давать в честь святого, в день памяти которого ребенок родился или крещен. В церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз. Пото­му и все наши сказки — про Ивана.

В советское время родители часто называли ребенка именем выдающегося человека. В честь летчика В.Чкалова многие мальчики в 30-ые годы 20 века получили имя Валерий. В 60-ые годы популярным стало имя Юрий, ведь так звали первого космонавта. После выхода в свет книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» мальчиков стали чаще называть Тимурами, а девочек Женями. Песня группы «Песняры» в СССР так понравилась слушателям, что в моду надолго вошло имя Олеся (белорусский уменьшительный вариант имени Александра).

О важности выбора имени пишет С.Я. Маршак:

«Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом» (4, 935)

После того, как стали появляться имена Принц, Царица, Диван, Жужа, Россия, Салат Латук и подобные, даже депутаты решили вмешаться в дело выбора имени ребенка. 14.04.17 принят законопроект, запрещающий присваивать детям странные и неблагозвучные имена, в имени нельзя будет использовать цифры, буквенно-цифровые обозначения, числительные, символы и знаки за исключением дефиса, а также бранные слова, указания на ранги, должности и титулы.

1.3. Формы имен

Личные собственные имена отличаются своеобразием и обилием форм, богатством оттенков.

Из многочисленных форм русских личных имен можно выделить несколько групп:

  • официальные имена (мы употребляем их в официальных документах)

Например, Александр, Мария

  • неофициальные или бытовые имена (чаще встречаются в разговорной речи)

Например, Саша, Шура, Маруся, Маша.

К ним относятся

  • ласкательные имена (передают отношения ласки, любви, дружбы). Например, Сашенька, Шурик, Маняша, Машенька,

  • эмоциональные имена (выражают недоброжелательность, временную раздраженность). Например, Сашка, Машка.

Глава 2

Практическая часть

2.1 Описание исследования

В ходе работы нами было проведено исследование, с целью опровергнуть или подтвердить гипотезу. Мы определили для исследования отрезки времени 1970-1980 годы – это примерные годы рождения наших родителей, и 2000-2007 годы – это примерные годы рождения тех, кто учится в школе сейчас.

Исследование состоит в том, чтобы выявить повторяющиеся (то есть популярные, модные) имена.

Учащимся 2-4 классов (всего 93 человека) и 9-11 классов (75 человек) было предложено заполнить анкету. (Приложение 1)

Цель опроса – определить:

  1. какие официальные имена носят учащиеся этих классов,

  2. какие краткие формы своего имени они знают и предпочитают,

  3. какие имена им нравятся

Для того чтобы получить более подробную информацию об именах школьников, особенно в период с 1970 по 1980 год, мы изучили архивные материалы ГБОУ СОШ №1, а именно «Алфавитную книгу записи обучающихся», которая была начата в 1969 году. (Приложение 2)

Материалом для исследования того, как было выбрано имя для ребенка, послужили доклады моих одноклассников, а также сбор информации по данному вопросу в семье. (Приложение 3)

2.2 Анализ результатов исследования

В настоящее время родители дают своим детям имена:

  • по имени родителей и близких родственников (Например, мой одноклассник Анатолий Анатольевич носит имя отца),

  • по святцам, (Например, мой двоюродный братишка Макар родился 4 февраля, это день памяти Святого преподобного Макария),

  • по имени героев книг и фильмов (Одному из одноклассников имя выбрал старший брат – фанат мультфильма «Черепашки-ниндзя», но мама немного изменила имя героя мультика, и мальчика назвали не Рафаэль, а Рафаиль),

  • просто потому, что имя нравится, благозвучно, сочетается с отчеством (Например, Александра Владимировна, Софья Алексеевна, Артем Илдарович)

Частота, с которой то или иное имя было представлено в «Алфавитной книге», отражена в таблице

 

1970-1980

2000-2007

Светлана

30 чел

1 чел

Наталья

28 чел

6 чел

Елена

25 чел

3 чел

Ольга

14 чел

6 чел

Алевтина, Алина, Анжела, Вероника, Галина, Клавдия, Мария,

Александра

По 1 чел

0 чел

10 чел

1 чел

Дарья

0 чел

25 чел

Юлия

12 чел

11 чел

Алексей

24 чел

3 чел

Дмитрий

20 чел

21 чел

Сергей

21чел

17 чел

Александр

19 чел

18 чел

Андрей

18 чел

9 чел

Антон, Артем, Василий, Григорий, Иван, Илья, Руслан, Эдуард

По 1 чел

Артем – 7 чел

Иван -10 чел

Максим

0 чел

8 чел

Вывод: при сравнении двух временных периодов видно, что некоторые наиболее популярные имена прошлых лет вышли из моды (Светлана, Елена, Алексей), другие –набирают популярность (Дарья, Максим, Мария, Иван). Есть имена, которые сохраняют свои позиции на прежнем уровне (Сергей, Дмитрий, Александр). Можно предположить, что мужские имена чуть меньше подвержены моде.

По итогам анализа анкет были сделаны следующие выводы:

не все ребята знают или указывают краткие формы своих имен

большинство опрошенных предпочитают какую-то определенную краткую форму своего имени (Приложение 4), у тезок часто предпочитаемые бытовые формы имени не совпадают

в начальной школе учащиеся указали значительно меньше предпочитаемых имен, чем в старшей. (Приложение 5)

Заключение

Мы рассмотрели тему «Мода на имена». В процессе работы значительно обогатили свое знание имен, как официальных, так и неофициальных.

Нами были определены понятия, связанные с темой, мы сопоставили полные и краткие имена учащихся ГБОУ СОШ №1 (на примере 2б класса), проследили, почему родители выбирают те или другие имена для своих детей, составили словарик предпочитаемых имен

Мы достигли цели – сравнили популярность имен в разные годы и можем подтвердить гипотезу о том, что существует мода на имена. В нашей школе наиболее популярными именами в 70-ые годы были Алексей и Светлана, а в 2000-ые – Дмитрий и Дарья.

Вне зависимости от того, модно имя или нет, оно обязательно должно нравиться человеку. 100% учащихся 2б класса довольны своим именем и благодарны родителям за этот выбор.

Прикоснувшись к науке антропонимике, мы поняли, что имя – не просто слово, обозначающее друга, учителя, одноклассника, соседа, знакомого. Это слово, выбранное именно для него среди множества других. Наверное, ощутив важность имени человека, меняешь и само отношение к людям.

Выдающийся психолог Дейл Карнеги сказал: «Помните, имячеловека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (1,7)

Список литературы

  1. Карнеги Дейл "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей" Ростов-на-Дону, «Молот»,1990 год

  2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», Москва «Русский язык», 1983 год

  3. Суперанская А.В., Суслова А.В. «О русских именах», Лениздат, 1985 год

  4. «Самые популярные имена России», Москва, «Астрель», 2007 год

  5. http://studopedia.ru/12_169852_moda-na-imena.html

  6. http://www.happy-giraffe.ru/community/3/forum/post/216612/

  7. http://www.gosduma.net/news/273/1901182/

Приложение 1

Анкета

Дорогой друг!

Просим Вас ответить на несколько вопросов

1.Запишите Ваше полное имя__________________________________________

2. Запишите все краткие формы Вашего имени, которые знаете______________

____________________________________________________________________

3. Подчеркните в №2 то краткое имя, которое Вам больше всего нравится

4. Запишите примеры женских и мужских имен (1-2), которые Вам больше всего нравятся_____________________________________________________________

Спасибо за потраченное время!

Работа с анкетами

Приложение 2

Работа с Алфавитной книгой записи обучающихся

Приложение 3

Анализ сочинений об имени учащихся 2б класса ГБОУ СОШ №1

Приложение 4

Таблица имен учащихся 2б класса ГБОУ СОШ №1

Официальная форма

Неофициальная форма

Предпочитаемая форма

Александра

Саша, Шура, Сашенька, Алексаша, Сашуня

Саша

Анатолий

Толя, Толик, Толян

Толя

Ангелина

Лина, Геля

Ангелина

Андрей

Андюша, Андрейка, Андрюха

Андрюха

Артем

Тема, Темик, Артемка, Темочка, Темыч

Темик

Артур

Арт, Арти, Артурчик

Арти

Виктория

Вика, Викуля, Викуся

Викуля

Даниил

Данил, Даня

Данил

Дарья

Даша, Дашуня, Дашенька, Дашуля, Дашута

Дашенька

Денис

Деник, Дениска, Дэн

Денис

Диана

Дианочка, Ди, Ана

Дианочка

Евгения

Женя, Женечка

Женя

Егор

Егорка, Гора, Гоша, Жора

Егор

Екатерина

Катя, Катюша, Катенька, Катюня

Катюша

Ирина

Ира, Ирочка, Иринка, Иришка, Ируня

Ира

Камила

Мила

Мила

Кирилл

Кир, Кирюша

Кирилл

Макар

Макар

Макар

Матвей

Матвейка, Матюша

Матвей

Мария

Маша, Маруся, Машенька, Машуня, Маня

Маруся

Рафаиль

Раф

Рафаиль

Сергей

Сережа, Сергуня, Серый, Серега, Сереженька

Сережа

Софья

Соня, Сонечка, Софа

Соня

Субхан

Сюбхан

Сюбхан

Приложение 5

Имена, предпочитаемые учениками начальной школы

(по итогам анкетирования)

Артём

Денис (3 выбора)

Наталья

Алекс

Дмитрий

Олеся

Александр

Егор

Саша (3 выбора)

Алексей (2 выбора)

Захар

Света

Алина

Илья

Сергей

Альбина

Ирина

Соня

Анастасия

Катя

Стёпа (3 выбора)

Анна

Кирилл

Стэфания

Вадим

Ксюшка

Юлия

Ваня (3 выбора)

Лера (2 выбора)

Юрий

Вика (2 выбора)

Лилия

Яна

Данил

Маша

Ярик

Имена, предпочитаемые учениками старших классов

Аврора(2 выбора)

Виктор

Максим (3 выбора)

Агнес

Виктория (2 выбора)

Маргарита (4 выбора)

Адам

Владимир (3 выбора)

Марина (2 выбора)

Азиз

Владислав

Мария

Азиза

Всеволод

Марк

Александр (7 выборов)

Галина

Матвей

Александра (3 выбора)

Геннадий

Милана(2 выбора)

Алексей (2 выбора)

Григорий (3 выбора)

Милана

Алина (4 выбора)

Даниил

Мирослава

Андрей (2 выбора)

Дарья

Надежда

Андрей

Дмитрий (5 выборов)

Настенька

Анна (2 выбора)

Ева

Ольга (3 выбора)

Антон (2 выбора)

Евгений (3 выбора)

Орнэлла

Арина

Егор (2 выбора)

Павел ( 2 выбора)

Аркадий

Екатерина (3 выбора)

Родион

Арсений

Елена (6 выборов)

Санечка

Артём (2 выбора)

Елизавета(3 выбора)

Саша

Валерия (2 выбора)

Женя (2 выбора)

София

Варвара (2 выбора)

Илья ( 2 выбора)

Стас

Варвара

Иннокентий

Степан

Василиса( 3 выбора)

Ирина

Татьяна

Венера

Катя

Юлия (4 выбора)

Вероника

Кира (2 выбора)

Ярослав(2 выбора)

Вика

Леня

Ярослава