IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 4 Г. КОТЛАСА
Деревянская В.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их отец.Жан де Лабрюйер

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.Вольтер

Актуальность исследования. Одним из важнейших условий достижения социальной стабильности является уважение граждан к существующим в обществе законам, развитость правосознания и активная гражданская позиция. Традиционно многочисленные исследователи определяют правовое сознание россиян как нигилистическое, подчеркивают тенденцию игнорирования законов, стремление к уклонению от их соблюдения и открытое нарушение правовых норм[1,6,3,8].

Активная трансформация современной действительности изменила отношение молодого поколения к праву как к жизненной ценности. Меняются взгляды и оценки правомерного и неправомерного поведения, социальной деятельности, а также формы и методы развития правосознания в молодежной среде. Как свидетельствуют статистические данные, динамика молодежной преступности имеет тенденции к возрастанию. В молодежной среде процветают неуважение к закону, праву, правовой нигилизм[9,12,13,14, 15].

Отсюда вытекает настоятельная необходимость целенаправленного формирования правосознания молодежи. Не менее важным представляется исследование реальных правовых установок молодежи, а также механизма его формирования в процессе обучения. Поэтому изучение правовых установок старшеклассников представляется нам особенно интересной как результат оценки эффективности правового воспитания и просвещения в школе с одной стороны, а с другой стороны старшеклассники имеет мало собственного социального опыта и склонны транслировать установки присущие их окружению.

Целью исследования проанализировать базовые правовые установки учащихся к законности и праву, исходя из этого задачами исследования являются:

- провести теоретический анализ феномена правосознание, его видов и форм, структуры и элементов;

- охарактеризовать специфику правосознания молодежи и роли правового образования в его развитии;

- провести эмпирическое исследование правовых установок учащихся на примере старшеклассников одной из школ города Котласа;

- обработать результаты эмпирического исследования правовых установок старшеклассников, провести сравнительный анализ результатов исследования правовых установок учащихся в 2010 и 2016году.

Предметом исследования является социологическая характеристика отношения учащихся к вопросу законности и права, толерантность их отношения к преступившим закон и самооценка готовности к совершению преступления.

Объектом исследования являются учащиеся МОУ СОШ № 4 города Котласа Архангельской области 9 «А, Б» и 11 классов в количестве 70 человек, возрастная группа 14- 18 лет.

При проведении исследования мы опирались на труды Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина в части понимания феномена правосознания, формирование правовой культуры и правосознания рассматривали через призму трудов были посвящены работы И.А.Ильин, С.С. Алексеева, Р.С. Байниязова, И.Л. Давитнидзе, Ю.Г. Волков, Н.М. Тапчанян., Н.Л. Гранат, Новгородцева П.И. , Г.Попова, О.В.Васильченко и др.

В части, посвященной анализу особенностей правосознания молодежи, были проанализированы работы О.И. Ананенко, О.Е. Томазовой, Копкаревой С.И., И.В. Староверовой и других. Однако, не смотря на множество работ посвященных изучению правосознанию молодежи, изучение правовых установок старшеклассников представляет собой неисследованную лакуну

Методы исследования. В процессе проведения исследования нами были использованы общенаучные методы - анализ и синтез и специальный метод – анкетирования, представляющий собой метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в возможности провести качественный анализ эффективности реализуемой в школе программы как центра правового образования, обучение учащегося алгоритму проведения анкетирования и обработки его результатов, в возможности использовать результаты исследования в подготовке лекционного материала для проведения занятий по дисциплине «Обществознания» в разделе «Право», а так же использование результатов в материалах конференции «Ломоносовские чтения для старшеклассников»

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Как и любое исследование социальных явлений и процессов наше состояло из следующих этапов:

  1. Постановка проблемы исследования, изучение научной литературы по тематике исследования

  2. Выбор объекта, метода и инструментария исследования.

  3. Проведение эмпирической части исследования, обработка и анализ его результатов.

Изучив научные источники, мы можем сделать вывод, что правосознание – это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание личности утверждает в молодом человеке социально-необходимые нормы[2].

Правосознание базируется на гражданственности и патриотизме, предполагает наличие правовых идей, знаний, убеждений, региональных оценок, чувств и эмоций. И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» писал: «Нет человека без правосознания, но есть множество людей пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными» [8, с.57].

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий[4].

Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное. Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране [5, c.119]. «Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности» [5, c.121].

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал «ходячими формами мышления» [5, c.126]. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.[9,13,14].

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего [5, c.112]. Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.) [5, c.113].

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности. На формирование правосознания оказывают влияние следующие внешние факторы:

- условия микросреды окружения, отношение к закону и праву в ближайшем окружении транслируемые ими ценности;

-органы власти и должностные лица, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;

-образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения и просвещения в различных учебных заведениях;

- средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе[11].

К внутренним факторам, определяющим правосознание личности относится личные качества индивида, такие как склонность к риску, стремление к справедливости, агрессивности или наоборот мягкость характеру, отсутствие или наличие вредных привычек, зависимостей, собственный субъективный опыт правоотношений. На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и ценности, эмоциональные отношения к правовой действительности, установки[5, с.119]. Для нас как исследователей наибольший интерес представляют именно последние, поскольку именно через них происходит переход от ценности как идеала, ценности как основы действия личности[10, с.156]. Основными правовыми установками является отношение к преступившим закон, стремление к «сильной» власти, готовность к совершению преступления, осознание ответственности перед обществом за совершаемые деяния важность справедливости как личностного качества и именно они является центром нашего исследования.

В настоящее время исследователи говорят о существенном уровне искажения правового сознания у россиян, различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием[9, c.13]. Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы: правовое образование и создание позитивной правовой социальной среды. Последнее невозможно без развитого правосознания, что в свою очередь требует повсеместного внедрения правого образования.

Правовое образование - это совокупность правого воспитания и обучения, процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, соответственно эффективная реализация правового образования напрямую способствует росту правосознания общества. Для нас как исследователей это представляет особый интерес поскольку на базе нашего учебного заведения реализуется в течении последних лет программа «Школа как центр правого образования» и проводя изучение правовых установок выпускников мы этим самым можем отчасти оценить эффективность ее реализации.

ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В качестве формы проведения эмпирической части нашего исследования мы решили использовать анкетирование как способ получения достоверной статистической информации об общественном явлении. Как инструментарий нами была использована анкета, разработанная и апробированная кандидатом социологических наук Васильченко О.В, для изучения таких правовых установок как толерантность к осужденным и внутренняя готовность к совершению преступления(Приложение1). Нами была выбрана эта методика также из-за возможности провести сравнительный результат данных с результатом подобного же исследования проводимого в 2010году в этом же учреждении исследовательской группой в лице Завгороднего Д.А.(научный руководитель-учитель) и Юрьевой Ю.(ученицей 9 «Б» класса). Настоящее исследование проводилось в декабре 2016 года в МОУ СОШ № 4 города Котласа Архангельской области в 9 «А, Б»и 11 классах.

Функционально анкета состоит из 26 вопросов, открытых и закрытых по форме предоставления ответа. Все вопросы можно разделить на следующие большие группы:

- вопросы, касающиеся социального положения респондента, т.е вопросы паспортички (1-6),

- вопросы, характеризующие отношения к себе и миру(11, 13-17, 20-26)

- вопросы, характеризующие правовые установки учащихся(7-9,12,16,18,19), которые и являются для нас наиболее значимыми в данном исследовании.

Второй блок вопросов представлен фоновыми вопросами, не относящимися к сути нашего исследования, направлены на создание заинтересованности от респондентов. Начинается анкета с «паспортички», где предоставляются сведения о себе участники опроса. В нашем опросе приняли учащиеся МОУ СОШ № 4 города Котласа Архангельской области 9 «А, Б»и 11 классов в количестве 70 человек, возрастная группа 14- 18 лет, по гендерному составу: юноши-47.6%(34 чел), девушки -52.4%(36чел.), по этническому составу как русских себя определили -95.2%(68 человек) и как выходцев с Северного Кавказа-4.8%(2 человека).

Средний возраст учащихся принявших участие в опросе составил- 15.9 лет. Большинство из них выходцы из социально благополучных семей более 80%, проживают в благоустроенных квартирах, имеют свою комнату-58.8% опрошенных и в благоустроенных квартирах, но не имеют своей комнаты-19.6%, в частном доме-2.8%,в коммунальной квартире-9.6%, в общежитие 1.4%.

По составу семьи, в полных проживают 70 % респондентов, а в не полных 27% респондента и 3% проживают с опекунами. По социальному статусу семьи респондентов делятся на следующие составляющие: рабочие – 23.8%,служащие -14%, работники социальной сферы-14%, работники сферы торговли и услуг-23.8%, индивидуальные предприниматели- 7%, сотрудники правоохранительных органов-7%, пенсионеры -10%.

При характеристике себя большинство респондентов определили себя как веселых, эмоциональных, добрых, общительных, честных и искренних-80%. Негативный отзыв о себе дали 4% опрошенных как ленивых, вспыльчивых, неуверенных в себе. Важными качествами для нашего исследования являются справедливость и ответственность, себя так охарактеризовали только 7%. Среди качеств которые нравиться опрошенным также указали те же качества через которые охарактеризовали себя честность, доброту, порядочность, преданность, целеустремленность, общительность- 70%. Качества которые не нравиться в себе и других- это эгоизм, ложь, измена, самоуверенность, злость-80%, дерзость, занудство, агрессивность, жадность- 20%. По психологическому типу к какому виду животного или птицы себя отнесли респонденты следующим образом лошадью себя считают – 6% респондентов; львом – 10%; волком - 60% респондентов; медведем – 20% респондентов и другое мнение о своем психологическом типе имеют –4% респондентов. Тогда как вороном считаю себя 2.2% респондентов; орлом 33.6% и совой 51.8 % респондентови другое мнение о своем психологическом типе имеют 14.4% респондентов.

Данные два вопроса отвечают за агрессивность, тревожность, работоспособность респондента. Наименее популярной характеристикой стала романтичная натурой (4.2%), агрессивной натурой себя считают 33.6% и самоуверенными 44.8% респондентов, по другому охарактеризовали свой тип личности 17.4% респондентов.

На вопрос кем вы мечтали, стать в детстве респонденты ответили следующим образом как: летчиком, врачом, актером, воспитателем, учителем, проводником, продавцом, водителем, полицейским, парикмахером, космонавтом. Любимым временем года назвали лето–46.2% опрошенных, зима-33.6%, осень-7.6% и весну-12.6 респондентов. Поскольку треть участвовавших назвали зиму любимым временем года можно говорить о их положительном настрое во время опроса.

Большинство опрошенных считают себя читающими (81,2%) из них предпочитают читать фантастику и литературу по школьной программе по 26,6%, историческую и зарубежную литературу по 7%, психологическую и художественную литературу по 14%, поэзию, детективы, приключенческие романы по 2.8%.

Отношение к политике среди опрошенных скорее нейтральное (56%), и одинаковое количество опрошенных определяли свое отношение как положительное (22%), и как отрицательное (22%). Тогда как отношение к образованию у большинства опрошенных позитивное (81.2%), нейтральное у 7% и негативное 11.8% опрошенных.

На вопрос о причинности совершения преступления мнение респондентов разделились на: только серьезные причины совершения преступления и очень серьезные причины совершения преступления – 21.6% и таких причин нет - считают 78.4% респондентов. Тогда как в 2010 году 5% респондентов сочла, что в качестве совершения преступлений могут выступать незначительные причины, очень серьезные причины совершения преступления – 33% и таких причин нет – думали 72% респондентов.

По вопросу об отношении к людям «по ту сторону колючки» (к лицам отбывающих наказание) мнение респондентов разделились на: проявляют сочувствие и понимание –21% респондентов (2010 году- 33%); нейтрально - 44.8% (2010 году- 0%);с осторожностью – 9% (2010 году- 0%); отрицательно, настороженно и враждебно настроено – 25.2% респондентов (2010 году- 67%).

На вопрос имеются ли в семье лица отбывающие наказание, большинство респондентов ответило нет(98.6%) и только менее процента имеют подобный негативный социальный опыт(1.4%)

Большинство респондентов (78.4%) оценивают себя как ответственных и сознательных людей, а остальные же признались, что способность быть ответственными зависит от внешних обстоятельств(21.6%). Однако, при определении личностных качеств сознательными, ответственными назвали себя только 7% опрошенных.

К сожалению, для большинства опрошенных равноправие в семье носит несколько утилитарный характер. Это прежде всего равные права и когда никто не командует (86.8%), свобода мнений в семье (7%), уважение к друг другу выбрало только 7% опрошенных.

Тяготения к сильной власти опрос у респондентов не выявил поскольку только 7% хотела бы жить при Сталине и столько же при Петре I,50%- при Брежневе, 14% при Хрущеве и 14% при Ленине, 7% нравиться жить в настоящем и 7% опрошенных ни при ком из указанных.

91% опрошенных смогли представить себя в роли Президента РФ и 9% не смогли. В качестве первого своего приказа 70% отменили или бы упростили ЕГЭ и ОГЕ, повысили размер заработной платы, пенсий, пособий-25.2%, модернизировали систему образования-7%, сделали бесплатным высшее образование -14%, разрешили бы получение водительских прав с 16 лет-7% и др.

Последним этапом нашего исследования стало сравнение полученных результатов с результатами 2010 года, для определения эффективности реализации программы «Школа как центр правового образования. Как мы видим увеличилось количество респондентов, не представляющих причин которые бы заставили их нарушить закон, только треть опрошенных считает, что только серьезные обстоятельства могут привести их к совершению преступления (Приложение 2). Сравнивая результаты исследований 2010 и 2016 года мы видим, что толерантность выпускников школы по отношению к осужденным стала значительно выше, чем была в 2010 году (Приложение 3).На вопрос, касающейся равноправия респонденты помимо положительной оценки определи равноправие как равенство прав, но не обязанностей. Таким образом, мы можем сделать об эффективности программы развития «Школа как центр правового образования», реализуемой в МОУ СОШ № 4 г. Котласа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правосознание определяют как совокупность оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Сравнительный анализ показал значительный рост толерантности среди учащихся, большинство из которых считают, что некогда не нарушат закон. Инфантильность правового сознания учащихся проявляется в фиксированности на правах, а не обязанностях. На наш взгляд этому способствовало реализации программ правого образования и создание позитивной правовой социальной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. - М., 2011, 279 с.

  2. Ананенко О.И. Правовая культура современной молодежи: философский анализ. Автореферат дис.канд.философ.наук.- Ставрополь, 2007.Точка доступа:

http://www.dissercat.com/content/pravovaya-kultura-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi-filosofskii-analiz#ixzz4WBMyMCzP

  1. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение- 2000 - № 1,с34-42.

  2. Васильченко О.В. Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы в условиях современной пенитенциарной системы российского общества. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009.-126 с.

  3. Волков Ю.Г., Тапчанян Н.М. Правосознание и правовое поведение: сущность, структура, связь.- М.: НОРМА-М, 2014. - 467 с.

  4. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура //Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Т. 2. Теория права.- М., 2014, 358 с.

  5. Давитнидзе И.Л., Жеругов Р.Т. Правовая социализация как фактор формирования жизнеспособного поколения / И.Л. Давитнидзе, Р.Т. Жеругов. - М.: Наука, 2006. - 534 с.

  6. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: АСТ, 2013. - 230 с.

  7. Ильин О.Ю. Правосознание: постклассическоеправопонимание и личностная проекция. Автореферат дис.канд.философ.наук.- Тверь, 2011, 24с.

  8. Копкарева С.И. Особенности формирования правовых ценностей студенческой молодежи: социологический анализ:Автореферат дис.канд.социолог.наук.- Москва, 2008.-23 с.

  9. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология / В.Н. Кудрявцев. - М.: Право, 2012. - 364 с.

  10. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания.- СПб., 2010,356с.

  11. Попов Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния / Г. Попов // Социс. - 2011. - № 5. - С.12-27.

  12. Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе социального старта. Автореферат дис.канд.социолог.наук.- Москва, 2010.-28 с.

  13. Томазова О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Автореферат дис.канд.юрид. наук.- Ростов-на-Дону,2003.-22 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уважаемые участники опроса!

За последние годы изменилась не только наша страна, но и мы сами, наши привычки и взгляды. Даже самые обычные обстоятельства жизни сегодня понимаются немного по – другому, чем раньше. Важнее остаются отношения между людьми, место человека в обществе и то, насколько ожидания и оценки каждого из нас совпадают с тем порядком и теми законами, которое устанавливает государство. Индивидуальное мнение не разглашается, поэтому фамилию и имя писать не надо. Номер ответов, который совпадает с вашим мнением, обведите кружком. Если ни один из ответов вам не подходит, предложите свой вариант в графе «Другое мнение». В тех вопросах, где ответы не предусмотренные, напишите свое мнение в свободной форме.

Расскажите немного о себе

  1. Ваш пол? а) женский б) мужской

  2. Сколько вам лет? __________________________________

  3. В каком году вы родились? __________________________

  4. В каком классе вы учитесь? _________________________

  5. Ваша национальная принадлежность?

а) русский б) другие славянские народы (украинцы, белорусы)

в) народы Кавказа г) народы Поволжья и Приуралья (татары, башкиры)

д) народы Центральной Азии е) народы Сибири и Крайнего Севера

ж) евреи и) другие _____________________

  1. Кем работают ваши родители?

Мать _______________________________________

Отец _______________________________________

Родителей нет(данный ответ подчеркните)

  1. Какие причины смогут пробудить Вас совершить преступление?

а) не значительные б) серьезные

в) очень серьезные г) таких причин нет

  1. Ваше отношение к людям «по ту сторону колючки»? _______________________

  2. В вашей семье отбывают ли родственники уголовное наказание _____________

  3. В каких условиях вы живете?

а) в коммунальной квартире б) в отдельной квартире, но своей комнаты не имею

в) в отдельной квартире, имел свою комнату г) в общежитии

д) другое. Что именно? ________________

Вопросы, касающиеся Ваших интересов и черт характера

  1. Вы эмоциональный человек?

а) Да б) Нет

в) Наверное, человек настроения г) другое мнение___________________________

  1. Чувствуете ли вы ответственность за свои поступки?

а) Все зависит от обстоятельств б) Каждый должен быть сознательным

в) другое мнение ____________________________________

  1. Какие игры вы предпочитаете?

а) Где играют в команде б) Где каждый играет сам за себя

  1. Какую литературу вы читаете? ________________________

  2. Охарактеризуйте свою личность пятью прилагательными

__________________________________________________________________________

  1. Равноправие в семье – это _______________________________________________

  2. Как вы относитесь к образованию ________________________________________

  3. Представьте себе, что «колесо истории» повернуло вспять. В каком времени вы бы остановили его, имея в виду благо не только свое, но и большинства наших сограждан?

а) при Брежневе б) при Хрущеве

в) при Сталине г) при Ленине

д) другое мнение ____________________________________

  1. Представьте себе, что вы проснулись президентом России. Какой первый указ вы бы издали?__________________________________________________________

  2. Какое время года вам нравится? _____________________________

  3. Ваше отношение к политике? _______________________________________

  4. По психологическому типу, к какому виду животного вы бы себя отнесли?

а) лошадь б) лев

в) волк г) медведь

д) другое мнение ____________________________________

  1. К какому типу личности вы себя отнесете?

а) агрессивный б) романтический

в) самоуверенный г) другое мнение ___________________________

  1. По психологическому типу, к какому виду птиц вы бы себя отнесли?

а) ворон б) орел

в) сова г) стервятник

д) другое мнение ____________________________________

  1. Что вам нравится в людях? И не нравится?

__________________________________________________________________________

  1. Кем вы мечтали стать в детстве?

_________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты анкетирования учащихся 2010 г.

Таблица данных результатов анкетирования учащихся 2010г.

Вопросы

9 «А» класс

9 «Б» класс

11 класс

Какие причины смогут побудить Вас совершить преступление?

а)не значительные – 0%

б) серьезные -5%

в) очень серьезные -68%

г) таких причин нет – 26%

а)не значительные – 0%

б) серьезные- 5%

в) очень серьезные -16%

г) таких причин нет – 79%

а)не значительные – 3%

б) серьезные- 0%

в) очень серьезные -33%

г) таких причин нет – 72%

Ваше отношение к людям «по ту сторону колючки»?

а)проявляют сочувствие и понимание –53%

б)отрицательно, настороженно и враждебно настроено -47%

а)проявляют сочувствие и понимание – 73%

б)отрицательно, настороженно и враждебно настроено -27%

а)проявляют сочувствие и понимание – 33%

б)отрицательно, настороженно и враждебно настроено -67%

Чувствуете ли вы ответственность за свои поступки?

а) Всё зависит от обстоятельств – 47%

б) Каждый должен быть сознательным – 32%

в) я ответственный человек – 21%

а) Всё зависит от обстоятельств – 62%

б) Каждый должен быть сознательным – 22%

в) я ответственный человек – 16%

а) Всё зависит от обстоятельств – 27%

б) Каждый должен быть сознательным – 27%

в) я ответственный человек – 29%

г)другое мнение – 16%

Какие игры вы предпочитаете?

а) Где играют в команде - 68%

б) Где каждый играет сам за себя -32%

а) Где играют в команде -66%

б) Где каждый играет сам за себя -34%

а) Где играют в команде - 34%

б) Где каждый играет сам за себя – 66%

Какую литературу вы читаете?

а) считают себя начитанными – 68%

б) не читают вообще – 32%.

а) считают себя начитанными –55 %

б) не читают вообще –33 %.

в) нет ответа – 22 %

а) считают себя начитанными – 78 %

б) не читают вообще –22 %.

Равноправие в семье - это?

а) за равноправие – 68%

б) за главенствующую роль 1 из супругов – 32%.

а) за равноправие – 78%

б) за главенствующую роль 1 из супругов – 6%.

в) нет ответа – 16 %

а) за равноправие – 94%

б) за главенствующую роль 1 из супругов – 3%.

в) нет ответа – 3%

Как вы относитесь к образованию?

а) за образование – 58%

б) против– 42%.

в) нет ответа – 0 %

а) за образование – 66%

б) против– 6%.

в) нет ответа – 28 %

а) за образование – 88%

б) против– 5%.

в) нет ответа – 5 %

Представьте себе, что «колесо истории» повернуло вспять. В каком времени вы бы остановили его, имея в виду благо не только свое, но и большинства наших сограждан?

а) при Брежневе – 16%

б) при Хрущеве – 6%

в) при Сталине – 10%

г) при Ленине – 21%

д) в дореволюционной России – 10%

е) другое мнение (Путин) – 37%

а) при Брежневе – 6%

б) при Хрущеве – 12%

в) при Сталине -16%

г) при Ленине - 6%

д) в дореволюционной России – 16%

е) другое мнение (Путин) – 16%

ж) нет ответа – 22%

а) при Брежневе – 5 %

б) при Хрущеве – 2%

в) при Сталине -0%

г) при Ленине -0%

д) в дореволюционной России – 27%

е) другое мнение – 66%

Представьте себе, что вы проснулись президентом России.

а)представили себя президентом –51%

б)не представили -49%

а)представили себя президентом –50%

б)не представили -50%

а)представили себя президентом –6%

б)не представили -94%

Какой первый указ вы бы издали?

- отмена ЕГЭ – 21%;

- социальная поддержка не защищенных слоев населения – 10% ;

- «Россия для русских» - 5% ;

- отмена на запрет курения в общественных местах – 5% ;

- равноправие всех слоев населения – 5% ;

- улучшение уровня экологии в России – 5%;

- отмена ЕГЭ – 18 %;

-социальная поддержка не защищенных слоев населения – 11 % ;

-увеличить заработную плату - 11 % ;

- запрет курения в общественных местах – 5 % ;

- равноправие всех слоев населения – 5% ;

- улучшение уровня экологии в России – 5% .

- отмена ЕГЭ – 1%;

- время на образование и бесплатное образование – 2 %;

- восстановление дорог – 1 %;

- повысить заработную плату – 2 %

Ваше отношение к политике?

а)интересуются политикой –10%

б)не интересуются политикой- 90%

в) нет ответов – 0%

а)интересуются политикой –44%

б)не интересуются политикой- 28%

в) нет ответов – 28%

а)интересуются политикой –17%

б)не интересуются политикой-57%

в) нет ответов – 26%

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица. Правовые установки: сравнительный анализ

Правовая установка

2010 г. (%)

2016 г.(%)

Отношение к осужденным

Сочувственное, доброжелательное отношение

33

21

Нейтральное отношение

0

44.8

Относятся с осторожностью

0

9

Отрицательное отношение

67

25.2

Причиной совершения преступления

Незначительные причины

5

0

Очень серьезные причины

33

21.6

Нет таких причин

72

78.6