IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Алиева З.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Рост роли мировой политики и отношений между странами ,

взаимосвязьи масштабность между мировыми процессами в экономической,политической, социальной и культурной жизни. А также включение в международнуюжизнь и общение все больших масс населения являются объективнымипредпосылками для появления глобальных, всемирных проблем.На самом деле это проблема является, действительно актуальной в последнее время.На данный момент человечество всерьез столкнулось с очень серьезными проблемами, охватывающими весь мир, к тому же угрожающими цивилизации и даже самой жизни людей на этой земле.

Начиная с 70-80х годов 20 века в обществе отчетливо вырисовывается система проблем, связанных с ростом производств, политическими и социально-культурными процессами, происходящими в разных странах, регионах и в мире в целом. Данные проблемы, получившие во второй половине 20 века наименование глобальных, в той или иной мере сопутствовали становлению и развитию современной цивилизации.

Проблемы мирового развития характеризуются чрезвычайным разнообразием, обусловленным региональными и локальными особенностями, социокультурной спецификой.

Исследования глобальных проблем в нашей стране были развернуты с известным запозданием в период их значительного обострения, значительно позже чем аналогичные исследования на Западе.

В настоящее время человеческие усилия направлены на предотвращение мировой военной катастрофы и прекращения гонки вооружений; создание предпосылок для эффективного развития мирового хозяйства и ликвидации социально-экономической отсталости; рационализацию природопользования, предотвращений изменений естественной среды обитания человека и улучшение биосферы; проведение активной демографической политики и решение энерго-сырьевой и продовольственной проблем; эффективное использование достижений науки и развитие международного сотрудничества. Расширение исследований в области освоения космического пространства и Мирового океана; ликвидацию наиболее опасных и распространенных заболеваний.

1 Понятие о глобальной проблемы

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и серьезных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких важнейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.Для того ,чтобы объединенить различные подходы к глобальным проблемам, для осознания полученных результатов, возникла необходимость в новой науке– теорииглобальных проблем, или глобалистике. Она предназначена выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Эффективные рекомендации должны учитывать множество социальных, экономических и политических факторов

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, всего человечества, затрагивающиеотношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности, взаимоотношения между странами мирового сообщества. Углобальных проблем нет границ. Ни одна страна и не одногосударство, не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы. Лишь с помощью совместного маштабного, международного сотрудничества возможно их решение. Очень важно осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижение на первый план задач общества.Это позволит предотвратить социальные и экономические катастрофы. Глобальные проблемы различнымежду собой по своим характеристикам.

Из всех совокупностей проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

1)проблемы, затрагивают интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

2) выступают объективным фактором дальнейшего развития мира, существования современной цивилизации;

3) для их решения требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

4)нерешеие глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям для всего человечества и каждого отдельного человека.

Таким образом, качественный и количественный факторы в их единстве и взаимосвязи позволяют вычленить те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).

Обострение традиционных проблем (продовольственных, энергетических, сырьевых, демографических, экологических и т.п.) возникших в разное время и у разных народов ныне формирует новый общественный феномен- совокупность глобальных проблем современности.

В общем виде к глобальным принято относить общественные проблемы. Которые затрагивая жизненные интересы человечества, требуют для своего разрешения усилий всего мирового сообщества.

При этом можно выделить глобальные, универсальные, и региональные проблемы.

Глобальные проблемы, стоящие перед обществом моно сгруппировать следующим образом: 1) те, которые могут обостриться, и требуются соответствующие действия. Чтобы этого не произошло; 2) те, которые с случаи отсутствия решения могут уже сейчас привести к катастрофе; 3) те, остроту которых удалось снять, но они требуют постоянного контроля

1.2Причины глобальных проблем

Ученые и философы выдвинули гипотезы о связи деятельности человека с состоянием биосферы . Русский ученый В.И. Вернандский в 1944 году высказался о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Что породило глобальные проблемы? К этим причинам можно отнести и резкое возрастания численности человечества, и научно-техническую революцию, и использование космоса, и возникновение единой мировой информационной системы, и многие другие.

Промышленный переворот XVIII-XIX веков, межгосударственные противоречия, НТР середины ХХ века, интеграция усугубила ситуацию. Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человечества по пути прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локальных проблем в глобальные.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. С одной стороны, - это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, - это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

Итак, можно назвать причины появления глобальных проблем:

глобализация мира;

катастрофические последствия человеческой деятельности, неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.

1.3 Основные глобальные проблемы современности

Исследователи предлагают несколько вариантов классификации глобальных проблем. Задачи, которые стоят перед человечеством на современном этапе развития, относятся как к технической, так и к нравственной сфере.

Наиболее актуальные глобальные проблемы можно разделить на три группы:

1.Демографическая проблема;

2.Продовольственная проблема;

3.Дефицит энергетических и сырьевых ресурсов.

Демографическая проблема.

В последние 30 лет в мире произошел беспрецедентный демографический взрыв. При сохранении высокой рождаемости и в результате снижения уровня смертности значительно увеличились темпы прироста населения. Однако мировая демографическая ситуация в области народонаселения носит отнюдь не однозначный характер. Если в 1800 г в мире насчитывалось до 1млрд. человек, в 1930г. – уже 2млрд; в 70-х годах 20 столетия численность мирового населения приблизилось к величине 3млрд., а вначале 80-х годов она составляла около 4,7млрд. человек. К концу 90-хгодов численность населения мира составляла более 5млрд. человек. Если для подавляющего большинства стран характерны сравнительно высоки темпы прироста населения, то для России и некоторых других стран демографические тенденции носят иной характер. Так, на лицо демографический кризис в бывшем социалистическом мире.

В одних странах наблюдается абсолютное уменьшение численности населения; в других характерны достаточно высокие темпы прироста населения одной из особенностей социально-демографической ситуации в странах постсоветского пространства является сохранение в большинстве их сравнительно высоких показателей смертности, особенно детской. Сначала 80-х годов мире в целом наблюдается снижение коэффициента рождаемости. Например, если в середине 70 годов ежегодно на каждой 1000 человек рождалось 32 ребенка, то в начале 80 -90 годов- 29. В конце 90 годов соответствующие процессы имеют тенденцию к сохранению.

Изменения показателей рождаемости и смертности оказывает влияние не только на темпы роста народонаселения, его структуру, включая и половой состав. Так в середине 80 годов в западных странах на 100 женщин приходилось 94 мужчина, при этом в различных регионах соотношение мужского и женского населения отнюдь не одинаково. К примеру, в Америке половое соотношение население примерно равное. В Азии мужчина несколько больше по сравнению со средними показателями; в Африке больше женщин.

По мере старения половые диспропорция изменяется в пользу женского населения. Дело в том, что средняя продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин. В европейских странах средняя продолжительность жизни около 70 лет, а женщин -78 наибольшая продолжительность жизни женщин в Японии, Швейцарии и Исландии (более 80 лет). Мужчины живут дольше в Японии (около 75 лет).

Прирост детских и молодежных возрастов населения с одной стороны, увеличение средней продолжительности жизни и сокращение рождаемости с другой, обуславливают тенденцию старения населения, то есть увеличением его структуре доли лиц пожилого возраста от 60 лет и старше. В начале 90-х годов в эту категорию входило до 10% населения мира. В настоящее время данный показатель равен 16%.

Продовольственная проблема.

Для решения наиболее острых глобальных проблем, возникающих во взаимодействии общества и природы, необходимы коллективные действия всего мирового сообщества. Именно такой проблемой является обостряющиеся в мире глобальная продовольственная ситуация.

По некоторым оценкам общая численность страдавших от голода на начало 80-х годов составляла 400 млн., а в 90-х полмиллиарда. Эта цифра колебалась между 700 и 800млн, человек. Наиболее остро продовольственная проблема стоит перед азиатскими африканскими странами, для которых первоочередная является задача ликвидации голода. По имеющимся данным, свыше 450 млн. человек в этих странах страдают от голода, недоедания или неполноценного питания. На обострение продовольственной проблемы не может не сказываться разрушение в результате современного экономического развития важнейших природных систем жизнеобеспечения: океанической фауны, лесов, возделываемых земель. Влияние на продовольственное обеспечение населения нашей планеты оказывают: энергетическая проблема, характер и особенности климатических условий; хроническая нехватка продовольствия и нищета в некоторых регионах мира, нестабильность производства и распределения продовольствия; колебания мировых цен, необеспеченность поставок продовольствия в беднейшие страны из за рубежа, низкая продуктивность сельскохозяйственного производства.

Дефицит энергетических и сырьевых ресурсов.

Широко распространено мнение, что современная цивилизация уже использовала значительную, если не большую часть своих энергетических и сырьевых ресурсов. В течение долгого времени энергетическое обеспечение планеты базировалось на использовании преимущественно живой энергии, то есть энергетических ресурсов человека и животных. Если следовать прогнозам оптимистом, то мировых запасов нефти хватит на 2 - 3 столетия. Пессимисты же утверждают, что имеющиеся запасы нефти могут обеспечить потребности цивилизации еще только на несколько десятков лет. Такие расчеты не учитывают однако, существующих открытий новых залежей сырья, а также новых возможностей обнаружения альтернативных источников энергии.Где то похожи оценки делаются и по другим традиционным видам ископаемого топлива. Данные цифры носят достаточно условный характер, но ясно одно: масштабы использования промышленных энергоустановок прямых ресурсов приобретают такой характер, что следует учитывать их ограниченность, обусловленную уровнем развития науки, техники и технологии, необходимостью сохранения динамического равновесия экосистем. В этом случае, если не произойдет никаких неожиданностей, есть, видимо, все основания утверждать: прогнозируемом будущем для нужд человечества должно хватить промышленных, энергетических и сырьевых ресурсов.

Также необходимо учитывать высокую степень вероятности, открытие новых источников энергосырьевых ресурсов.

2. Пути решения глобальных проблем

Решение глобальных проблем - задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия могут спасти общество, а также его природную среду.

Условия для решения современных глобальных проблем:

  1. Активизируется усилия государств, направленные на решение крупных и социально значимых проблем.

  2. Создаются и развиваются новые технологические процессы, основанные на принципах рационального использования природных материалов. Экономии энергетических и сырьевых ресурсов, применение вторичного сырья и ресурсосберегающих технологий.

  3. Всеохватывающим становится прогресс научных технологий в том числа развитие биотехнологий, основанной на эффективном использовании химических, биологических и микробиологических процессов.

  4. Преобладает ориентация на комплексный подход в развитии фундаментальных и прикладных разработок, производства и науки.

Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности :

- изменение характера производственной деятельности - создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т.п.);

- создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

- признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества;

-отказ от войны как средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.

Только сообща человечество может решить проблему преодоления экологического кризиса.

Одна из наиболее популярных точек зрения решения данной проблемы - привить людям новые нравственно-этические ценности. Так в одном из докладов Римскому клубу, написано, что новое этическое воспитание должно быть направлено на:

1) развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;

2) формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов;

3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;

4) воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что глобальная проблема есть результат огромной человеческой деятельности, которая приводит к изменению образа жизни людей, общества и сущности природы.

Глобальные проблемы угрожают всему человечеству.

И соответственно, без определенных человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем.

Будем надеяться, что немаловажной функцией всех стран в XXI веке будет сохранение ресурсов природы и культурно-образовательного уровеня людей. Потому что ,внстоящее время мы наблюдаем значительные пробелы в этих сферах. Может быть и такое, что формирование нового - информационного - мирового сообщества, имеющего гуманные цели, станет тем нужным звеном развития человечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальных проблем.

Список используемой литературы

1.Обществознание - учебник для 10 класса - профильный уровень - Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М.Обществоведение, 11 класс, Вишневский М.И., 2010

2.Обществознание - Учебник - 11 класс - Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г. – 2008

3.Обществознание. Клименко А.В., РумынинаВ.В.Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы