IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: "ПАМЯТЬ"
Кузьминых М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение:

Память – это навык, который является жизненно необходимыми для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Многие великие люди, такие как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Николас Тесла, Теодор Рузвельт, Наполеон Бонапарт имели сверхчеловеческую память. Есть и более современные обладатели феноменальной памяти: Папа Иоанн Павел II, Ким Пик, Мерилу Хеннер, Билл Гейтс.

В наше время необходимо быть постоянно в курсе событий, быть образованным и многое знать. За все это отвечает наша память. Память нужна всем школьникам и студентам, но особенно она необходима для ребят, сдающих в этом году различного рода экзамены. Это и побудило меня к исследованию данной темы, так как сама являюсь ученицей 11 класса и в этом году буду сдавать ЕГЭ.

Проблема данной работы: можно ли с помощью различных тренировок обрести феноменальною память?

Объект исследования: память учащихся.

Предмет исследования: различные способы и методы тренировки памяти.

Актуальность: для того, чтобы стать успешным нужно иметь гибкий ум, который, кроме развитого мышления и хорошего внимания, включает в себя еще и память.

Гипотеза данной работы: с помощью труда и усилия, а также правильной методики запоминания, можно выработать превосходную память.

Цель: доказать, что с помощью различных методов можно улучшить свою память.

Задачи:

  1. Рассмотреть свойства и виды памяти.

  2. Узнать различные способы улучшения памяти.

  3. Познакомиться с людьми с феноменальной памятью.

  4. Узнать, какая методика запоминания подходит ученикам.

Глава1. Литературный обзор

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образование того, что когда-то произвело на нас впечатление.

  1.  
    1. Основные процессы памяти

В памяти выделяются ряд взаимосвязанных процессов, прежде всего это:

– запоминание;

– сохранение;

– воспроизведение;

– забывание.

Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержаться, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется - сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Хорошая память - это способности быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить.

  1.  
    1. Виды памяти

Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:

По характеру психической активности в деятельности память делят на:

— образную

— эмоциональную

— двигательную

— словесно-логическую

По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется:

— мгновенная (сенсорная)

— кратковременная

— долговременная

По характеру целей деятельности делят на:

— произвольную

— непроизвольную

1.2.1. По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.

Образный вид памяти

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную.

Эмоциональный вид памяти

Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.

Двигательный вид памяти

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки»

Словесно-логический вид памяти

Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.

1.2.2. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется сенсорная память, оперативная и долговременная.

Сенсорная память

Сенсорная память - это та память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна, и, если нет надобности запоминать увиденное или услышанное - сохраненное быстро замещается новой информацией. (если, например, долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, потом, глаз какое-то время будет «помнить» силуэт этого человека).

Кратковременная память, она же оперативная

Кратковременная память – это ограниченная память. Она наиболее загружена в течении дня. (Кстати именно поэтому все планы нужно писать на бумаге - во-первых они все равно забудутся, а во-вторых - не нужно лишний раз грузить занятую память). Кратковременная память запоминает материал примерно за 20-30 секунд. Затем запомненное подвергается фильтрации и нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией.

Долговременная память

Долговременная память - это архив. Алфавит, адрес и телефоны домашних, имена, иностранные языки - все это сохраняется в долговременной памяти. Долговременная память может помнить нужный материал от дня и до десятилетий.

1.2.3. По характеру целей деятельности делят на произвольную и на непроизвольную:

Hепроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда ставится цель – запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.

  1.  
    1. Как прокачать свою память.

Советы, которые помогут намного лучше запоминать различного рода информацию:

  1. Создавайте образы(рис1)

Практика создания ассоциаций – самая древняя из всех методов запоминания. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем достаточно вспомнить один из них, а память воспроизведет остальное.

  1. Произносите слова наоборот(рис.2)

Чтобы тренировать память в бытовых условиях, ученые советуют читать слова наоборот. Причем, не с вывески, а из головы. Начните с простого. Напишите на бумаге несколько слов, например, «картина», «потолок», «любовь». А потом, не смотря на записи, прочтите их наоборот. Примитивное, на первый взгляд, упражнение – отличный тренажер для зрительной памяти.

  1. Развивайте левую руку(рис.3)

Еще в 2001 году ученые доказали, что у левшей память лучше, нежели у правшей. Поэтому те, кто не любит засорять голову словами и образами, могут начать с развития левой руки. Чтобы упростить процесс – сделайте его частью своей жизни, например, мойте посуду только левой рукой или перестройте под нее компьютер.

  1. Вспоминайте, вспоминайте(рис.4)

Перед сном вспомните, что с вами произошло за прошедшие 12 часов. Постарайтесь не упустить ни одной детали, с какими мыслями вы проснулись, что видели с утра по дороге в офис или университет, о чем думали, с кем встречались, что вам запомнилось – красивое небо, странный человек на остановке, лениво спящая кошка на заборе. Шаг за шагом заново пройдитесь по ушедшему дню. Повторяйте это упражнение каждый день, и через четыре недели, по словам ученых, вы почувствуете результат(рис.5)

  1. Читайте книги. При чтении мозг автоматически запоминает новую информацию, он рисует яркие образы, включается воображение, пополняется словарный запас. Это отличная тренировка памяти.

1.4. Люди, обладающие феноменальной памятью.

Люди, которые обладают сверхчеловеческой памятью, создают свои различные методы по запоминанию чего-либо. Кому-то легче запоминать с помощью ассоциаций, кто-то запоминает с помощью многократных повторений, кто-то легче воспринимает информацию вслух, кто-то письменно. Далее я расскажу, какими методиками пользовались все известные люди, для того, чтобы как можно больше помнить.

1.4.1. Теодор Рузвельт (рис6) - американский политик, 25-й вице-президент США, 26-й президент США. В значительной мере уникальные возможности Рузвельта были обусловлены тем, что его впечатления были чрезвычайно глубокими и устойчивыми (эмоциональный вид памяти). Он упорно тренировался, обладал выдающейся силой воли и в результате научился концентрироваться в самых сложных ситуациях. Например, в 1912 году на улице около гостиницы, где он находился, собралось множество митингующих людей, которые выкрикивали лозунги в поддержку своего кандидата в президенты – Рузвельта. Рузвельт был совершенно спокоен. Он уселся в кресло-качалку и читал труды античного историка Геродота. В другой раз, путешествуя по бразильским джунглям, Рузвельт поражал своих спутников тем, что каждый вечер, добравшись до лагеря, доставал работу Гиббона, посвященную гибели Римской империи. Он читал настолько упоенно и сосредоточенно, что не обращал внимания на дождь, голоса людей, крики диких животных. Разумеется, Рузвельт досконально запоминал прочитанную информацию.

1.4.2. Наполеон (рис7) тоже имел свою методику запоминания. Секрет французского императора состоял в том, что он запоминал, как будут строиться его бойцы во время смотра. Он помнил, к примеру, как зовут пехотинца, который стоит вторым в третьем батальоне первой бригады. Виртуозно оперируя этими данными, Наполеон обеспечивал себе немыслимую популярность в своей армии.

1.4.3. Великий американский президент Линкольн (рис8) ходил в бедную деревенскую школу. В распоряжении класса был только один учебник, поэтому преподаватель читал детям вслух, а они хором повторяли услышанное. Разумеется, в школе постоянно стоял шум. В таких условиях будущий президент выработал умение, которое сохранил на всю последующую жизнь. То, что Линкольн считал необходимым запомнить, он прочитывал вслух. Будучи адвокатом, он начинал свой рабочий день так: входил в офис, брал утреннюю газету, укладывался на диване и принимался читать статьи вслух. Линкольн однажды сказал, что таким образом он заставляет работать сразу два органа чувств – зрение и слух, поэтому прочитанное лучше запоминается.

1.4.4. Марк Твен (рис9) часто выступал на публике и все время хотел отучиться говорить по бумажке. Он придумал свою собственный метод запоминания. За пару минут Твен набросал шесть зарисовок, которые заменили 11 предложений. Как только Марк нарисовал свои картинки, он тут же выкинул их, потому что понял, что может представить эти изображения и по ним восстановить текст лекции. Прошло 25 лет. Содержание лекции полностью стерлось из памяти Марка Твена, но он утверждал, что стоит ему закрыть глаза, и картинки восстанут из памяти, и по ним он сможет заново написать забытый старый текст.

Вот так, применив фантазию, многие известные люди изобретали свои способы запоминания.

Глава 2. Практическая часть.

В своей работе я провела эксперимент, который показал, насколько возможно иметь память, как у вышеперечисленных личностей. Для этого я использовала методику Авраама Линкольна, который читал вслух нужную информацию. Другую методику, которую я использовала, принадлежит Марку Твену, он сначала делал небольшие наброски и, не используя их, воспроизводил в своем уме текст.

В эксперименте участвовали ученики 11ых классов (48 человека). Заданием было запомнить китайские числа от 1 до 10. Учащиеся были разделены на две группы. Первая группа пыталась зрительно запомнить иероглифы и произносила их вслух. Вторая группа несколько раз переписывала эти иероглифы. Время на запоминание у обоих групп было одинаковое.

Методы исследования данной работы:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, книг;

2. эмпирический: проведение эксперимента, изучение результатов.

Эксперимент – активное влияние исследователя на психологический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условий.

2.1. Результаты:

1ая группа

Из 24 четырех человек (диаграмма№1):

8 человек – 34% - запомнили от 8 – 10 чисел

12 человек – 52% - запомнили от 5 – 7 чисел

3 человека – 10% - запомнили от 1 – 4 чисел

1 человек – 4% - не запомнил ничего

На следующий день я попросила вспомнить эти иероглифы, результаты следующие (диаграмма№2):

5 человек – 20,8% - вспомнили от 8 – 10 чисел

9 человек – 37,6% - вспомнили от 5 - 7 чисел

4 человека – 16, 6% - вспомнили от 1 - 4 чисел

6 человек – 25% - не вспомнили ничего

1ая группа понизила свои предыдущие результаты на 21%

2ая группа

Из 24 четырех человек(диаграмма№3):

2 человека – 8,3% - запомнили от 8 – 10 чисел

10 человек –41,7% - запомнили от 5 – 7 чисел

9 человек – 38% - запомнили от 1 – 4 чисел

3 человек – 12% - не запомнил ничего

На следующий день я попросила вспомнить эти иероглифы, результаты следующие(диаграмма№4):

2 человека – 8,3% - вспомнили от 8 – 10 чисел

9 человек – 38% - вспомнили от 5 - 7 чисел

9 человека – 38% - вспомнили от 1 - 4 чисел

4 человек – 15,7% - не вспомнили ничего

2ая группа понизила свои предыдущие результаты на 8,3%

2.2. Вывод, исходящий из результатов:

1ая группа слушала и пыталась зрительно запомнить (то есть работали слуховая память и зрительная память) информацию, запомнила она больше, чем 2ая группа. Но эта информация переместилась в кратковременную память, поэтому они понизили свои результаты на следующий день (на 21%).

Авраам Линкольн пользовался такой же техникой запоминания, однако нужную информацию он периодически вспоминал, поэтому она постепенно из кратковременной памяти переместилась в долговременную.

2ая группа несколько раз переписывала иероглифы (работали зрительная память и двигательная память), однако запомнила она меньше, чем первая. На следующий день 2ая группа показала результаты намного лучше, так как понизила свои показатели только на 8,3%.

Марк Твен делал наброски и с их помощью учил текст. Информация переносилась в сенсорную память, то есть с помощью органов чувств (он запоминал глазами и движениями), потом воспроизводил их в своем сознании. Дальше из сенсорной памяти информация переходила в долговременную.

Учителя в школах пытаются задействовать у учеников как можно больше видов памяти. Они рассказывают нам информацию (задействована слуховая память), пишут что-то на доске (зрительная память), мы пишем конспекты (двигательная память и зрительная память), заставляют отвечать на уроке, задают вопросы (словесно-логическая память). Таким образом с помощью таких вот операций информация перемещается в кратковременную или сенсорную память. Если мы не будем вспоминать то, что мы когда-то слышали, писали, читали, то со временем это попросту исчезнет из головы. Если же постоянно вспоминать, то будет другой эффект, информация переместится в долговременную и возможно мы ее никогда не забудем.

Выводы и рекомендации:

  1. Исходя из литературного обзора, можно сказать, что память очень важный элемент нашего сознания. Существует определенные процессы памяти, ее виды. Чем больше видов памяти задействовано, тем человек больше и лучше запоминает. Также необходимо периодически вспоминать различные вещи, иначе они просто пропадут, так как мозг посчитает, что вам это не нужно и просто освободит место для будущего. Нужно постоянно подкреплять нейронные связи новой информацией запоминанием различных вещей. Главное подобрать правильную методику запоминания, как это сделали Авраам Линкольн, Марк Твен, Теодор Рузвельт, Наполеон Бонапарт. Каждый запоминает по-разному, кому-то легче услышать, кому-то легче записывать, но это нужно делать постоянно, тогда только можно обрести феноменальную память.

  2. Исходя из практической части, можно сказать, что, прослушав информацию, мы можем запомнить больше, но очень быстро забыть. А если мы запишем информацию, мы запомним меньше, но надолго. Именно поэтому рекомендуется сначала послушать, а потом все записывать.

Подобным способом пользуются учителя, которые сначала рассказывают материал, а затем ученики конспектируют. Поэтому необходимо на уроках все записывать, конспектировать, делать различные рисунки и пометки.

Список литературы:

  1. https://4brain.ru

  2. https://hsl.guru/top-10-lyudej-s-fenomenalnoj-pamyatyu/

  3. http://konstryktorov.net/ogo-go/kak-razvit-pamyat/

  4. https://esoterics.wikireading.ru/59150

  5. http://osoznanie.org/2148-kak-zapominali-vydayuschiesya-lyudi-ili-kak-mozhno-izobresti-svoy-metod-zapominaniya.html

  6. http://www.fun4child.ru/9450-prostye-sovety-dlya-razvitiya-pamyati.html

  7. Искусство концентрации или Как улучшить память за 10 дней. Эберхард Хойль.

  8. Усовершенствуйте свою память. Тони Бьюзен.

  9. Память и уход за ней. Уильям Аткинсон

  10. Суперпамять для всех. Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев

  11. http://yourspeech.ru/training/memory/trenirovka-pamyati.html#i-2

  12. http://biboroda.livejournal.com/2877376.html

  13. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00170756_0.html

  14. http://chinese-language.ru/novye-slova/kitajskie-chisla.html

Приложение:

Иероглифы на запоминание.

Рисунки:

Рис.1 Рис.2

Рис.3 Рис.4

Рис5

Рис6. Рис7.

Рис8. Рис9.

Диаграмма№1:Диаграмма №2

Диаграмма№3

Диаграмма№4