IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН: АКТ-ПОПРАВКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мельник О.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность темы. В теории государства и права, по значимости и месту в системе законодательства законы подразделяются на1:

1. Конституцию;

2. Конституционные законы;

3. Обычные (текущие) законы;

4. Обеспечительные (оперативные) законы.

С учётом содержания каждого закона, данная классификация, представлена нам в виде иерархии, выстроенной по юридической силе. Данная иерархия по настоящее время применяется многими государствами для построения устойчивой правой системы. К таким государствам относится и Российская Федерация (далее - РФ).

В РФ классификация законов выглядит следующим образом2:

  1. Конституция;

  2. Федеральные конституционные законы;

  3. Федеральные законы;

  4. Подзаконные акты;

  5. Законы субъектов федерации;

Как мы заметим, классификация идентична классификации приведённой выше. Однако, в законодательстве РФ под конституционным законом (федеральным конституционным законом) понимают нормативно-правовые акты, которые регулируют небольшой круг конституционных отношений, в том числе отношения власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами.

Следовательно, актуальность темы заключается в коллизионном толковании конституционного закона на территории РФ.

Цель исследования: раскрытие общей характеристики конституционного закона и разрешение вопроса о его толковании и применение на территории Российской Федерации.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и основные признаки закона как нормативно-правового акта в системе нормативно-правовых актов;

- проанализировать классификацию законов;

- раскрыть понятие и содержание конституционного закона;

- разрешить коллизионные вопросы толкования и применения конституционного закона в РФ.

Говоря о степени разработанности, проблема выбранного исследования является достаточно новой, в связи с этим основной текст сочетает в себе гипотезы и личные мысли автора по разрешению проблемы, исходя из юридических познаний.

В качестве источников применялись учебники по теории государства и права таких авторов как Васильев А.В., Венгеров А.Б. и Малько А.В., а также учебники по Конституционному праву Нудненко Л.А. и Баглая М.В. и конституционному праву зарубежных стран Мишина А.А.

1 Закон как нормативно-правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов

В теории государства и права, под законом следует понимать нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирующий определённый круг общественных отношений, обеспечивающий возможность применения мер государственного принуждения1.

В качестве признаков закона можно выделить:

1) принимаются специально уполномоченными госу­дарством органами — органами законодательной власти или народом на референдуме;

2) принимаются в особом процессуальном порядке;

3) регулируют наиболее важные общественные отно­шения;

4) общеобязательны;

5) выражает волю народа;

6) обладает высшей юридической силой.

Классификация законов может производиться по различным основаниям2:

  1. По юридической силе:

  • Конституция;

  • Федеральный конституционный закон;

  • Федеральный закон;

  • Законы субъектов федерации.

  1. По субъектам законотворчества:

  • принятие в результате референдума;

  • принятие уполномоченным органом, соответствующей государственной власти.

  1. По сфере действия:

  • федеральные;

  • субъектов федерации.

  1. По отраслевой принадлежности:

  • содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.

  1. По внешней форме выражения:

  • Конституция;

  • Кодекс;

  • Постановление;

  • Положение и т.п.

  1. По значимости и месту в системе законодательства законы подразделяются на1:

  • Конституции;

  • Конституционные законы;

  • Обычные (текущие) законы;

  • Обеспечительные (оперативные) законы.

7. По сроку действия:

  • постоянные;

  • временные.

8. По кругу лиц:

  • общие;

  • специальные.

2 Коллизионные вопросы толкования и применения конституционного закона на территории Российской Федерации

В законодательстве РФ под конституционным законом, или федеральным конституционным законом (далее – ФКЗ) понимают небольшой круг конституционных отношений, в том числе отношений власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами. Этот вид закона имеет особую природу и, даже исходя из своего названия, органически связан с конституцией. Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъекты властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава.

В теоретическом аспекте, под конституционным законом (далее - КЗ) понимают законы, которые вносят изменения или дополнения в действующую конституцию (например, Конституция Молдовы ст. 143 «Парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию …»1).

Из выше сказанного заметим, что ФКЗ - это органический закон, так как регулирует отношения, вытекающие из основ Конституции РФ. Следовательно, на территории РФ отсутствует закон, который бы вносил поправки или изменения в Конституцию РФ.

Данным вопросом заинтересовался Конституционный Суд РФ. Так 31 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел на судебном заседании дело о толковании статьи 136 Конституции РФ, где вынес Постановление от 31 октября 1995 г. N 12-П1 о том, что поправки к гл. 3-8 вносятся в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ в порядке, установленном в ст. 108 Конституции РФ.

Однако, все поправки всё также вносятся не особым правовом актом, а ФКЗ, что, анализируя выше сказанное – недопустимо.

Таким образом, видится целесообразным в РФ создать такой вид закона, который бы вносил поправки и/или изменения в Конституцию РФ, и только в Конституцию.

Мы предлагаем следующее, будет уместным, если данный закон будет наименован как «Конституционный закон». Конституционный закон - это правой акт равный по юридической силе Конституции и вносящий корректировки в неё, он не может противоречить ей, вытекать из неё, он – часть, которая заменяет устаревший механизм на новый, для совершенствования и поддержания стабильности.

Анализируя зарубежный опыт, в Конституциях Македонии, Сербии, Словении, Румынии и иных странах содержатся нормы, которые определяют конституционный закон, как нормативно-правовой акт, принимаемый парламентом для введения в действие конституции и установления порядка её изменения и дополнения. Например, в ст. 72 п. 2 Конституции Молдовии есть чёткое определение понятию «конституционный закон»: «Конституционные законы - это законы по пересмотру Конституции»2.

В ст. 9 п. 1 Конституции Чехии 1992 года, сказано, что дополнения и изменение Конституции осуществляется лишь конституционными законами3.

Конституция Румынии пересматривается аналогичным образом, путем принятия конституционного закона.

Ещё пример, в ст. 133 Конституции Македонии записано: «Для проведения в жизнь Конституции будет принят большинством голосов от числа депутатов Собрания (парламента) конституционный закон. Он провозглашается Собранием и вступает в силу одновременно с провозглашением Конституции Республики Македония»1.

Такие же нормы имеются в Основном законе Германии, Португалии, Италии и других странах.

Конституция Азербайджана понимает под конституционными законами понимает лишь законы о дополнении Конституции: «ст. 156. Порядок принятия дополнений в Конституцию Азербайджанской Республики2:

I. Дополнения в Конституцию Азербайджанской Республики принимаются в виде Конституционных законов в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики большинством в 95 голосов.

II. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики ставятся на голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики дважды. Второе голосование проводится через 6 месяцев после первого голосования.

III. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики представляются на подписание Президенту Азербайджанской Республики в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией для законов, как после первого, так и после второго голосования.

IV. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики вступают в силу по подписании их Президентом Азербайджанской Республики после второго голосования.

V. Конституционные законы являются неотъемлемой частью Конституции Азербайджанской Республики и не должны противоречить основному тексту Конституции Азербайджанской Республики.

Говоря о правовом статусе, КЗ обладают высшей юридической силой. Объясняется это тем, что поправки, вносимые в Конституцию, инкорпорируются в её текст или даются в приложении. В этой связи КЗ обладает такой же юридическая силой, как и сами Конституции.

Проанализировав зарубежный опыт и изучив внутригосударственные особенности, процедура принятия КЗ, должна соответствовать гл. 9 Конституции РФ1:

1) в случае пересмотра гл. 1, 2 и 9: инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1) подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается; 2) разработать проект новой Конституции РФ. Если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями: 1) при наличии квалифицированного большинства в 2/3 от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

2) в случае внесения поправок в гл. 3-8: Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты Президент РФ; Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Следует принять нормативно-правовой акт (Федеральный конституционный закон), который бы раскрывал сущность, понятие, основные признаки и процедуру принятия КЗ.

Как например, Федеральный конституционный закон «О пересмотре, изменение и внесение поправок Конституции Российской Федерации» который будет раскрывать смысл и значение принятия КЗ: понятие (например, «Конституционный закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый представительными (законодательными) органами государственной власти, главной целью которого является внесение поправок, изменение и дополнение Конституции РФ»), признаки, основные принципы (например, демократизм, законность, гуманизм, равноправие и государственное единство); процедуру принятия и органы, уполномоченные на принятие КЗ, а также возможность участия граждан в принятие КЗ.

В последствии создания КЗ иерархия законодательства в РФ будет выглядеть следующим образом:

1. Конституция;

2. Конституционный закон;

3. Федеральный конституционный закон;

4. Федеральный закон;

5. Подзаконные акты;

6. Законы субъектов.

Заключение

Проанализировав выше сказанное, сделаем вывод, что под законом следует понимать нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирующий определённый круг общественных отношений, обеспечивающий возможность применения мер государственного принуждения.

По значимости и месту в системе законодательства законы подразделяются на:

  • Конституции;

  • Конституционные законы;

  • Обычные (текущие) законы;

  • Обеспечительные (оперативные) законы.

Под конституционным законом (далее - КЗ) понимают законы, которые вносят изменения или дополнения в действующую конституцию.

На территории РФ отсутствует закон, который бы вносил поправки или изменения в Конституцию РФ.

Таким образом, рассмотрев зарубежный опыт и изучив внутригосударственные особенности видится целесообразным в РФ создать такой вид закона, который бы вносил поправки и/или изменения в Конституцию РФ, и только в Конституцию. Информацию о таковом законе следует раскрыть в нормативно-правовом акте (Федеральном конституционном законе), который бы раскрывал сущность, понятие, основные признаки и процедуру принятия КЗ.

Как например, Федеральный конституционный закон «О пересмотре, изменение и внесение поправок в Конституцию Российской Федерации» который будет раскрывать смысл и значение принятия КЗ: понятие (например, «Конституционный закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый представительными (законодательными) органами государственной власти, главной целью которого является внесение поправок, изменение и дополнение Конституции РФ»), признаки, основные принципы (например, демократизм, законность, гуманизм, равноправие и государственное единство); процедуру принятия и органы, уполномоченные на принятие КЗ, а также возможность участия граждан в принятие КЗ.

В последствии создания КЗ иерархия законодательства в РФ будет выглядеть следующим образом:

1. Конституция;

2. Конституционный закон;

3. Федеральный конституционный закон;

4. Федеральный закон;

5. Подзаконные акты;

6. Законы субъектов.

Создание Конституционного закона на территории Российской Федерации будет уместным, в связи с упорядочением и совершенствованием законодательства.

Нормативно-правовая база

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. – 1995. - № 45 - ст. 4408.

Список литературы

1. Конституция Республики Молдова (с учетом поправок, внесенных Законами Республики Молдовы о поправках к Конституции ЗП185-XVI от 29.06.06, ЗП344 от 25.07.03, ЗП1471 от 21.11.02, ЗП1470 от 21.11.02, ЗП1469 от 21.11.02, ЗП351 от 12.07.01, ЗП1115-XIV от 05.07.00, ЗП957-XIII от 19.07.96) // Monitorul Oficial Nr. - № 140. – ст. 78.

2. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года № 00 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2003 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 25.11.2017 г.)

3. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, - 2017. – 441 с.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник/А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, - 2017. – 669 с.

5. Нудненко Л. А. Конституционное право: учебник для бакалавров/Л. А. Нудненко. – М.: Юрайт, - 2016. – 474 с.

6. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. – 240 с.

7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / А. А. Мишин. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.

1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник/А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, - 2017. -С. 325.

2 Нудненко Л. А. Конституционное право: учебник для бакалавров/Л. А. Нудненко. -М.: Юрайт, - 2016. -С. 221.

1 Васильев А.В. Теория права и государства: учебник [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, - 2017. -С. 196.

2 Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. -С. 65.

1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник/А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, - 2017. -С. 325.

1 Конституция Республики Молдова (с учетом поправок, внесенных Законами Республики Молдовы о поправках к Конституции ЗП185-XVI от 29.06.06, ЗП344 от 25.07.03, ЗП1471 от 21.11.02, ЗП1470 от 21.11.02, ЗП1469 от 21.11.02, ЗП351 от 12.07.01, ЗП1115-XIV от 05.07.00, ЗП957-XIII от 19.07.96) // Monitorul Oficial Nr. 78 статья № 140.

1 По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. -1995. - № 45 - ст. 4408.

2 Конституция Республики Молдова (с учетом поправок, внесенных Законами Республики Молдовы о поправках к Конституции ЗП185-XVI от 29.06.06, ЗП344 от 25.07.03, ЗП1471 от 21.11.02, ЗП1470 от 21.11.02, ЗП1469 от 21.11.02, ЗП351 от 12.07.01, ЗП1115-XIV от 05.07.00, ЗП957-XIII от 19.07.96) // Monitorul Oficial Nr. 78 статья № 140.

3 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / А. А. Мишин. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 261.

1 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / А. А. Мишин. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 265.

2 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года № 00 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2003 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 25.11.2017 г.)

1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.