IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАЛОГИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Джанхуватова З.Б.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Налогиэто обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти различных уровней с предприятий и физических лиц для целей финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Развитие экономики регулируется финансовыми методами посредством применения разработанной системы сбора налогов, маневрирования ссудным капиталом и ставками, направления из государственного бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Важнейшую роль в этой совокупности финансово-экономических методов играют налоги.

Система сбора налогов, которая существует в нашей стране, требует дальнейшего усовершенствования основных принципов, заложенных в законодательство о налогах и сборах. Это позволит обеспечить поступательное развитие экономики РФ. В основном это зависит от выбора правильной стратегии и тактики в сфере налогообложения, умения предвидеть даже самые отдаленные социально-экономические и политические последствия, вызывающие какие-либо отклонения, а также от способности быстро реагировать на эти отклонения и корректировать их путем внесения необходимых поправок в предварительные расчеты.

Актуальность исследования заключена в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики.

Целью настоящей работы являетсяисследование места и роли налогов в рыночной системе государства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. исследовать экономическую сущность налогов, понятие и структуру налоговой системы;

  2. изучить принципы построения налоговой системы;

  3. определить порядок взимания и исчисления налогов;

  4. выявить особенности налоговой системы Российской Федерации;

  5. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;

  6. проанализировать поступления налогов в бюджетную систему (на основе деятельности ФНС РФ);

  7. рассмотреть проблемные вопросы исчисления и взимания налогов;

  8. сформулировать предложения по решению проблем;

  9. проанализировать опыт зарубежных стран по исчислению и взиманию налогов.

Объектом дипломной работы выступает налоговая система Российской Федерации.

Предметом дипломной работы является развитие и современное состояние налогообложения в Российской Федерации, и ее влияние на развитие экономики в нашей стране на современном этапе развития.

Информационной базой послужили отчетные данные УФНС РФ по Республике Дагестан, данные аналитической записки Счетной палаты Республики Дагестан, а также аналитические данные Министерства финансов Республики Дагестан.

Системы налогообложения большинства стран мира сформировывались столетиями. На них воздействовала система политических, экономических, а также социальных условий.

Налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом.

В ходе исследования:

  • рассмотрена экономическая сущность налогов, понятие и структура налоговой системы;

  • определен порядок взимания и исчисления налогов;

  • выявлены особенности налоговой системы Российской Федерации;

  • рассмотрены проблемные вопросы исчисления и взимания налогов;

  • проанализирован опыт зарубежных стран по исчислению и взиманию налогов.

Необходимо отметить, что система сбора налогов, которая существует в нашей стране, требует дальнейшего усовершенствования основных принципов, заложенных в законодательство о налогах и сборах, что позволит обеспечить поступательное развитие экономики РФ. В основном это зависит от выбора правильной стратегии и тактики в сфере налогообложения, умения предвидеть даже самые отдаленные социально-экономические и политические последствия, вызывающие какие-либо отклонения, а также от способности быстро реагировать на эти отклонения и корректировать их путем внесения необходимых поправок в предварительные расчеты.

Анализ структуры и направлений налоговой политики РФ . свидетельствует о положительной динамике поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ.

Установлено, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 22,7%, налога на доходы физических лиц - 22,1%, налога на прибыль организаций - 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,5%.

Кроме того, при поступлении в консолидированный бюджет Российской Федерации доля федеральных налогов и сборов составила 89,1% от общей суммы налоговых доходов, доля региональных - 6,4%, местных - 1,6%, налогов со специальным налоговым режимом - 2,9%.

Следует признать удовлетворительной работу госорганов в части реализации мер налогового стимулирования по следующим направлениям:

  • Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.

  • Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

  • Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

  • Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

  • Налогообложение добычи полезных ископаемых.

Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы РФ, реализованы по следующим направлениям:

  • Налогообложение добычи углеводородного сырья.

  • Акцизное налогообложение.

  • Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц.

  • Налогообложение престижного потребления.

  • Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам.

  • Совершенствование налога на прибыль организаций.

  • Совершенствование налогового администрирования.

5. Как показал анализ, к настоящему времени в РФ в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Таким образом, необходимо реформирование налоговой системы, выработка принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.

Экономика республики в последние годы демонстрирует высокую динамику, рост составляет – 8-10% по всем показателям. У этих показателей существует потенциал роста до 20-25%. Однако на деле выходит так, что налоговые сборы не только не растут, но и не выполняются плановые назначения. В этом случае страдает бюджет, невозможно в полной мере реализовать социальные обязательства. Причиной является, прежде всего, недостаточно эффективная деятельность налоговых органов, отсутствие реального взаимодействия налоговых органов и других администраторов доходов с органами государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что кардинальные изменения в налоговом законодательстве стали бы губительны для развития экономики. Необходимой является конкретная последовательность осуществляемых изменений по совершенствованию системы налогообложения, которая сможет привести к поставленным целям без существенных потерь имеющегося опыта и уровня экономического развития. Реформирование налоговой системы всегда было и остается важным вопросом для большинства государств. Однако в течение последних лет, когда мир накрыла волна рецессии, и доходы бюджетов большинства стран резко и значительно снизились, вопрос реформирования налоговой системы стал особенно острым. Антикризисные меры, принимаемые большинством государств в период кризиса, были направлены как на стимулирование выхода экономики из рецессивного состояния – снижение ставок налогов, упрощение налогового законодательства, так и на поддержание уровня государственных доходов – расширение налоговой базы.

Список использованной литературы

  •  
    1. Налоговый кодекс РФ / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.:АБАК, 2013.

    2. Аналитическая записка о формировании и исполнении доходной части консолидированного бюджета РД в 2011 году, составленная на основании данных Минфина РД.

    3. Антикризисные налоговые меры: страны европейского союза и России. Н.Н. Тютюрюков, В.Н. Тютюрюков, Г.Б. Тернопольская / Финансы и кредит,№41, 2009.

    4. Гончаров А.И., Землянская И.С. Прямые и косвенные налоги: поиск оптимальной модели для России // Налоги №6, 2007.

    5. Крохина. Ю.А. Налоговое право России. Учебник для Вузов., М.: ИНФРА-М, 2012-с.719.

    6. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2008- с.509.