Металлы. Какие они?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Металлы. Какие они?

Деликатный Д.С. 1
1МБОУ гимназия №6
Курчаткина Н.Ю. 1
1МБОУ гимназия №6

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Я решил узнать, какие бывают металлы и какими свойствами они обладают. Изучив литературу, рассмотрев и сравнив металлические предметы на даче, я это выяснил. Опытным путем я доказал, что есть металлы, которые плавятся даже в обычной печи. После изучения металлов и их свойств я поделился своими знаниями с одноклассниками.

Введение

Однажды мы с мамой прочитали сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». В конце сказки оловянный солдатик, попав в огонь, расплавился и превратился в маленький кусочек олова. Я спросил у мамы, что такое олово? Она ответила, что это металл. Я удивился. Ведь я думал, что металл – это только железо. И я не ожидал, что твердый металл так легко плавится.

Мне стало интересно, какими же свойствами обладают металлы.

Цель: узнать, какими бывают металлы и какими свойствами они обладают

Задачи:

1.Изучить литературу

2. Исследовать металлические предметы на даче.

3. Опытным путем проверить, может ли металл расплавиться в обычной печи.

4. Сделать выводы

Основная часть

Из своих книг я узнал, как добывают металлы. Узнал, что есть металлы тяжелые (например, медь, свинец, олово) и лёгкие (алюминий, титан); твёрдые (хром) и мягкие (олово, алюминий); тугоплавкие (молибден, вольфрам) и те, которые плавятся на обычной электрической или газовой плите (олово, свинец); чёрные (железо) и цветные (олово, алюминий, медь свинец), благородные (золото, серебро, платина). (Приложение 1)

На уроке окружающего мира Наталья Юрьевна рассказала нам, что металлы извлекают из руд (магнитный, бурый, красный железняк, боксит, медный колчедан, свинцовый блеск, цинковая обманка), показала нам разные горные породы.

Я решил исследовать металлические предметы, которые есть у нас на даче.

Есть несколько старых ванн, они приспособлены для сбора воды. Я решил поднять одну из них. Мне это с легкостью удалось (эта ванна сделана из тонкой стали). Другая ванна оказалась очень тяжёлой (она сделана из чугуна). Поднять я её не смог. (Приложение 2)

Мама сказала, что есть такая таблица – таблица Менделеева. В ней можно прочитать названия металлов. (Приложение 3)

Я поискал в таблице названия «сталь» и «чугун». Но не нашёл. Родители рассказали мне, что сталь и чугун - это сплавы, полученные людьми, чтобы улучшить свойства металлов.

Папа предложил мне согнуть два прута из алюминия и железа. Алюминиевый прут я согнул с легкостью, а вот железный мне не поддался. Я убедился, что металлы могут быть твёрдыми и мягкими. (Приложение 4)

Я нашел ржавые металлические предметы. Это под воздействием воды началась коррозия и металл стал разрушаться. (Приложение 5)

Папа предложил мне попробовать выплавить из свинца какую-нибудь игрушку. У нас на даче был старый автомобильный аккумулятор. Мы взяли его, слили из него кислоту. Папа достал из аккумулятора содержавшиеся в нем пластины (железные сетки, внутри которых расположены кусочки свинца). (Приложение 6)

Далее мы приступили к подготовке формы для выплавки. Мы накопали глины, развели ее в воде и жидким глиняным раствором залили формочку.

Затем мы подождали, пока глина немного затвердеет и сделали в ней отпечаток от игрушечного пластикового самолетика, монетки и груза-отвеса. (Приложение 7)

Форму с отпечатками мы запекли в духовке. Теперь можно было приступать к процессу выплавки металла.

Мы растопили печь, свинцовые кусочки сложили в старый алюминиевый половник с длинной ручкой. И стали нагревать их в огне. Нам было интересно, что раньше расплавится: алюминиевый половник или свинец в нем. (Приложение 8)

Нам повезло: свинец очень скоро из твердых кусочков стал переходить в жидкое состояние, плавиться. И действительно, потом родители прочитали мне о том, что температура плавления алюминия выше, чем температура плавления свинца. 660градусов против 328. Итак, свинец превратился в жидкость. Папа быстро залил жидким металлом формочки. (Приложение 9)

Через несколько секунд металл опять застыл. У меня получились самолетик, монетка и пирамидка.

Выводы

Итак, я узнал, что есть разные металлы, а не только железо. Узнал, что металлы обладают разными свойствами: бывают легкие и тяжелые, твердые и мягкие, тугоплавкие и те, которые плавятся при небольшой температуре. А ещё металлы могут разрушаться, например, под воздействием воды, кислорода. Это называется коррозия.

Заключение

Изучив литературу, рассмотрев и сравнив металлические предметы на даче, я выяснил свойства металлов. Опытным путем я доказал, что есть металлы, которые плавятся даже в обычной печи.

Своими знаниями и исследованиями я поделился с одноклассниками на уроке окружающего мира.

Список использованной литературы

1. Ульева Е. "Энциклопедия для малышей в сказках. Продолжение: все, что ребенок должен узнать до школы" / Е. Ульева - Ростов н/Д : Феникс, 2016. 

2. Кошевар, Дмитрий Васильевич "Планета Земля" / Д.В. Кошевар, В.В. Ликсо, А.А. Спектор, А.И. Третьякова. - Москва : Издательство АСТ, 2020.

3. Вахрушев А.А. и др. "Мир и человек: Человек: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк."/А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Дрофа, 2000.

Приложение 1 «Мои книги»

Приложение 2 «Что тяжелее?»

Приложение 3 «Таблица Менделеева»

Приложение 4 «Металлы бывают твёрдые и мягкие»

Приложение 5 «Коррозия»

Приложение 6 «Извлекаем свинец»

Приложение 7 «Готовим формы»

Приложение 8 «Плавим свинец»

Приложение 9 «Заливаем формы»

Приложение 10 «Вот что получилось»

Просмотров работы: 72