Фронтовые письма как источник сведений о Великой Отечественной войне

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фронтовые письма как источник сведений о Великой Отечественной войне

Дубинина Н.О. 1Чихунова П.Д. 1
1МБОУ "ЦО-СШ №22" г. Старый Оскол
Агафонова Г.Н. 1Базарова Л.П. 1
1МБОУ "ЦО-СШ №22" г. Старый Оскол
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

А письма

В треугольничках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

Г. Серебряков

В зале боевой славы школьного музея «Осколье» создана мини – выставка «Военная корреспонденция», на полках - фронтовые письма. Экспонаты выставки различны по цвету, размеру, форме. Одни письма написаны чернилами, другие простым карандашом, но все с трудом подаются прочтению, так как выцвели от времени. Нам интересно узнать, кому принадлежали, как попали в школьный музей? А главное - что рассказали солдатские треугольники адресатам, а значит, и нам?

Мы провели исследование на тему «Фронтовые письма как источник сведений о Великой Отечественной войне»

Цель исследования: комплексный анализ фронтовых писем и определение их ценности как исторического источника.

Задачи исследования:

Раскрыть значение военно-полевой почты в годы Великой Отечественной войны.

Проанализировать особенности внешней формы писем с фронта.

Определить информационные возможности фронтовых писем как исторического источника

Объект исследования: фронтовые письма

Предмет исследования: информационный потенциал фронтовых писем.

Гипотеза: возможно фронтовые письма помогут нам воссоздать более полную историю Великой Отечественной войны, так как отражают психологию человека на войне, показывают его переживания, заботы, радости и огорчения.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; изучение фронтовых писем, находящихся в школьном музее; описание; сравнение; обобщение.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для проведения музейных уроков, классных часов, посвящённых Великой Отечественной войне, они могут активизировать поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Хронологические рамки исследования: 1941-1945гг.

Изученная и использованная литература составляет 6 источников. В книге «Письма с фронта как источник истории повседневности в годы Великой Отечественной войны» Т.А. Булыгина достаточно обстоятельно рассматривает сюжеты военной повседневности, отражённые во фронтовых письмах. Кроме того, автор отмечает, что долгое время в нашей стране не была определена ценность фронтовых писем как источника, необходимого для воссоздания более полной истории Великой Отечественной войны, для понимания психологии человека на войне. В связи с этим фронтовые письма оказались не до конца изученными и востребованными.

В сборнике «Говорят погибшие герои» представлены письма и записки военнослужащих, партизан и членов подпольных организаций. Структура каждого раздела включала в себя письмо, а также биографию и описание подвига написавшего его человека. Все письма принадлежали только официально признанным героям – комсомольцам и коммунистам, командирам отрядов. И, даже если сама предсмертная записка не содержала каких-либо лозунгов и не указывала на исключительность момента, биография автора, рассказанная в комментариях к письму, предельно героизирована.

В статье Татьяны Ворониной «Как читать письма с фронта» речь идёт о том, как используются письма с фронта для презентации темы Второй мировой войны в современном российском обществе и об особенностях советских писем с фронта.

Кроме того, нами изучены фронтовые письма наших земляков, которые хранятся в музее «Осколье» МБОУ «ЦО-СШ №22».

Основная часть

Глава I

Солдатское письмо – исторический документ времён Великой Отечественной войны

В настоящее время письма с фронта перестали быть просто письмами (то есть средством коммуникации между людьми), они становятся символом чего-то важного и требуют к себе особого отношения. Как и всякие другие, письма с фронта относятся к категории источников личного происхождения, наряду с мемуарами и воспоминаниями. Их объединяет то, что они отражают личный опыт человека, причём, в отличие от дневника, это отражение не носит регулярного характера. Личные письма военнослужащего не предполагали публичного прочтения (по крайней мере, за пределами семьи), они содержат частные детали жизни, подробности, значимые исключительно для близких. До 1960 года письма не рассматривались как ценный источник сведений о войне. Их хранили в семьях, и они представляли интерес только для тех, кому были адресованы. Лишь с 60-х годов XX века фронтовые письма стали подробно изучаться, так как оказались способны пролить свет на настроение воевавших солдат. Они стали зеркалом жизни военного поколения, характеристикой общества, воспитавшего героев.

В начале Великой Отечественной войны страна пришла в движение, 5 миллионов военнослужащих было перемещено к западным границам СССР. Из прифронтовых районов происходила эвакуация мирного населения в тыл, за Уральские горы. Тысячи семей оказались разделёнными, и только письма помогали им поддерживать связь, не потеряться. Поддержать почтовое обеспечение было задачей государственного комитета обороны, потому что именно письма были важным фактором для сохранения боевого духа солдат на фронте, гражданского населения в тылу.

Организация военно-полевой почты рассматривалось правительством СССР как дело государственной важности. "Каждое письмо, посылка.... вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги", особо подчеркивалось в передовице газеты "Правда" в августе 1941 г. В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты, непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС). Важность задачи: наладить нормальное функционирование почты в период войны доказывает тот факт, что Государственный комитет обороны принял несколько специальных решений, для улучшения движения военной корреспонденции. В частности, запрещалось использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ, а почтовые вагоны предписывалось цеплять ко всем поездам, даже к военным эшелонам. На все почтовые пакеты и мешки с военной почтой крепился ярлык «Воинский», и эти мешки отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции, её потеря, или засылка не по адресу приравнивались к должностному преступлению, и наказывались по всей строгости законов военного времени. Шесть миллиардов писем было написано в годы войны, ежемесячно только в действующую армию доставлялось 70 млн. писем. Пересылка корреспонденции с фронта и на фронт (кроме посылок) была бесплатной.

Для фронтовой корреспонденции выпускались конверты, открытки и секретки. Письма секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии и иллюстрация. Большинство почтовой продукции сопровождались текстами: "Смерть немецким оккупантам", "Воинское", иногда "Письмо с фронта". Иллюстрации подбирались на темы героического прошлого наших предков, боевых действий Красной Армии, самоотверженного труда наших соотечественников в тылу. Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья.

Однако самое большое распространение получили письма, складывавшиеся простым треугольником. Письмо треугольник - обычный тетрадный прямоугольный лист бумаги, сначала загнутый диагонально справа налево, потом слева на право. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура. Цензура была установлена 6 июля 1941 года, чтобы не дать возможности врагу по содержанию личной переписки получить сведения о дислокации частей, их вооружении и т.д. Строчки с важной информацией, военными данными вымарывались чёрной краской. Ставился штамп: "Проверено военной цензурой" или "Просмотрено военной цензурой".

Важными историческими источниками являются письма фронтовиков, написанные в период с 22 июня 1941г. до середины июля 1941г., когда ещё не была налажена цензура. Одним из таких примеров, письмо рядового М.И. Неструева, написанное 13 июля 1941 года: «… Я тебе писал раньше, что мы стояли на границе в 6 километрах, а теперь отошли назад, так как немец занял уже город Опочку и теперь движется по направлению к Новоржеву, и мы от Опочки сейчас находимся в 40 километрах. Так вот, видишь, как будто дело не ахти важное – у них очень хорошо работает артиллерия и авиация, а мы на фронте своих самолётов совсем не видим, людей оставляем на поле боя» (1, 46).

В данном письме указаны сведения, которые в последующие периоды войны военная цензура замазывала чёрной краской. Такие подробности были военной тайной. С этого времени начала действовать и авторская самоцензура, предвидевшая официальную цензуру, она не позволяла быть авторам откровенными в описании увиденного и в своих размышлениях об увиденном и пережитом: «нельзя всё описывать» - эта формула рефреном проходит через фронтовую корреспонденцию. Но, несмотря на это, фронтовые письма остаются документами особыми. Тот, кто писал их для своих близких, выплёскивал самое сокровенное. Под свист пуль и осколков, грохот канонады, разрывы бомб, спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка фронтового треугольника искренна, здесь нет фальши. За каждой строкой стоит человек.

Глава II

Фронтовые письма нашего земляка – Гнитеева Якова Александровича.

«Фронтовые письма», представленные на выставке школьного музея, разные и очень похожие. В них отражаются судьбы людей, их мысли и чувства. Сегодня они стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Сейчас они безмолвно лежат на полке. Чьи же они? Кто их хозяин? О чём он пытался рассказать адресату, а значит и нам, сегодняшнему поколению?

Большинство писем адресованы в село Орлик Чернянского района, Курской области (ныне Белгородская область). Данные письма хранятся в музее с 1999 года и были переданы в дар музею Щукиным Алексеем Васильевичем, бывшим директором школы.

Гнитеев Яков Александрович - автор писем - ушёл на фронт, а дома его ждали родные: мать, отец, братья и сёстры. Им и адресованы его бесхитростные послания. Яков Александрович не принадлежал к числу канонизированных властью героев войны. Он не имел каких-либо знаков отличия, не был членом партии или комсомольцем.

Пожелтевшие от времени, письма написаны чернилами, а чаще простым карандашом, на бумаге, из школьных тетрадей, на специальных бланках. На некоторых бланках имеются иллюстрации на патриотическую тему, сопровождающиеся крылатыми выражениями, такими как «Смерть немецким оккупантам», «Истребляйте танки врага» (Приложение 1), «Казак на запад держит путь, казак не хочет отдохнуть» (Приложение 2), словами Главнокомандующего Сталина «… Истекший год показал, что Красная Армия так же хорошо может наступать летом, как и зимой» (Приложение 3). Одни письма сложены треугольником (Приложение 4), другие вложены в конверты. Поскольку пересылка почты с фронта и на фронт была бесплатной, почтовые отправления, франкированные марками, попадаются очень редко. Но среди писем Гнитеева Якова Александровича мы видим и такие (Приложение 5).

В целях сохранения тайны дислокации войск вместо обратного адреса на письмах мы видим номер полевой почты, т.е. неповторяющееся пятизначное число. Каждое письмо проверено военной цензурой, это видно по штампам с чёткой надписью «Просмотрено военной цензурой». В письмах Гнитеева Якова Александровича нет сведений, на каких фронтах, в составе каких частях он воевал, где располагались эти части.

О чём же думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял весточку домой? Он спешил поделиться своими радостями и горем, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своём житье: «Привет из госпиталя от сына Яши. Здравствуйте дорогие мои родители. В первых строках моего маленького письма сообщаю, что я пока жив и здоров, того и вам желаю в вашей наилучшей жизни.

Во - вторых, что я ранен и нахожусь в госпитале в городе Калинине. Папа, ранен я 10 марта в левую руку двумя пулями. Папа я вам посылаю денег 600 рублей. Если получите, то напишите. Когда получу ответ, напишу больше. А пока до свидания. Мой адрес П.П. 10931 У. Гнитеев Я. А.»

Данное письмо, очень короткое по содержанию, было получено адресатом 15.04. 1944г.

«Привет из госпиталя. Здравствуйте, дорогие мои родители: папа, мама, Паша, Маруся, Коля, Надя, Нина, Шура и Вася. Разрешите вам передать свой чистосердечный красноармейский привет, и пожелаю вам хороших успехов в вашей будущей жизни. В первых строках моего письма сообщаю, что жив и здоров, как кирпич. Папа, рана моя стала заживать, так что скоро пойду на фронт добивать немецких гадов. Папа, я имел именную снайперскую винтовку, награждение командира армии, с которой я уничтожил 45 фрицев. Документы у меня есть на неё, но винтовки нет. Я её в связи с ранением передал товарищу, чтобы он бил немцев, как я. Папа, вам на дом должны прийти документы о награждении. Только не знаю, какая награда. Наградили меня за отражение контратак немцев …так прошу сберечь мои документы, пока я остаюсь на месте…» (Из письма 1944 г.)

«Пишу письмо 26 января 1944 г. Здравствуйте, дорогие мои родители. В первых строках моего маленького письма хочу сообщить, что я пока жив и здоров, как кирпич, и посылаю вам свой пламенный красноармейский привет. Папа, я находился на излечении в госпитале, и теперь я выздоровел и еду на фронт. Папа, я уже вступаю 5-й раз в бой. 4 раза я был ранен, а один раз я вышел из боя не ранен. Пробыл я этот раз на фронте 3 месяца. Мне порвало осколками и пулями шинель, гимнастёрку, оторвало воротник в гимнастёрке и в шинели, ну я вернулся невредим на отдых. Папа, я сейчас вступаю в бой и клянусь перед своей семьёй и перед своей Родиной, что буду драться до последней капли крови, до полного истребления немцев. Папа, пока всё, писать больше нечего, так как я от вас не получаю писем. Не обижайтесь, что мало написал. Папа и вся моя семья, до свидания. Вступаю в бой. Передавайте привет всем знакомым и любимым и всей родне. До свидания, остаюсь жив, ваш сын Яша. Целую всю семью воздушным поцелуем 10 000 000 раз». (Из письма от 26 января 1944 г)

Главная забота солдата – успокоить близких, сообщить, что жив, здоров, воюет, бьёт врага и заверить, что вернётся с победой. Главные лейтмотив переписки – стремление защитить свою родину, изгнать врага с родной земли.

В письме Гнитеева Якова Александровича, адресованном сестре Марусе, мы читаем обращение к адресату в поэтической форме, а также видно желание узнать о судьбе близких людей, друзей:

«Пущено письмо от брата Яши сестре Марусе. Здравствуй, моя дорогая сестра Маруся. Пишу письмо в весёлый час и жду ответа в скорейший час. В первых строках моего письма я сообщаю, что пока жив и здоров, того и вам желаю в вашей молодой жизни и передаю свой пламенный привет. Маруся, я Вас буду просить, чтобы вы после этого письма описали, где находится Борзилова Маруся, где находится Митя Голивкин, а также все мои товарищи и девчата, а то я писал им письма, но ответа не получал. Маруся, ответ на это письмо будешь писать, когда я буду на новом месте, когда пришлю адрес, а то я скоро пойду на фронт добивать немецких гадов. … А пока до свидания, остаюсь жив. Передавай привет всем знакомым и любимым. Остаюсь жив, брат Яша». (Из письма 1944г)

Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено промежутками между боёв или в госпитале их автору. Как и другие фронтовые письма, послания Гнитеева Якова Александровича на Родину имели устойчивый формуляр. Почти всегда, хотя с разной последовательностью они включали

-обращение к индивидуальному или коллективному адресату, часто в очень торжественной, степенной, основательной форме, иногда в поэтической форме

- сообщение о состоянии автора письма (жив, здоров, ранен, находится на лечении в госпитале, готовится к бою, закончил бой и т.д.);

- приветы односельчанам, родственникам, знакомым;

- бытовые просьбы (например, прислать что-либо) и предложения от себя (перевод денег, отправка фотографий и др.);

- пожелания получения ответа и продолжения переписки;

- сознательная или бессознательная передача фактов фронтовой повседневности;

-просьба сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых;

- простая или распространённая подпись автора письма;

- своеобразные экзотерические размышления автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фронтовые письма как исторические документы имеют ряд особенностей:

1. Фронтовые письма короткие, сдержанные, их писали в перерывах между боями, накануне сражений, из госпиталя.

2. Боец, отправлявший письмо, не думал о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать посторонние люди, поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.

3. Письма с фронта чаще всего приходили без конвертов, Листок бумаги сворачивался в треугольник, на нём писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась. (Иногда письма писали на специальных канцелярских бланках и отправлялись в конвертах).

4. Письма просматривались военной цензурой. Строки, содержащие важную информацию, военные данные, зачёркивались, закрашивались чёрной тушью. На фронтовом письме ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».

5. Определить местонахождение солдата было невозможно: в обратном адресе указывался № полевой почты.

6. Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своём письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма с фронта полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.

7. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый сам был рядом со смертью. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, буднично.

8. В каждой строчке фронтового письма видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, к Родине, которая находится в опасности и ждёт победы над врагом.

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Само время определило их судьбу – быть исторической памятью. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны. С годами не забываются уроки той войны – горькие и победные. И в стенах музея «Осколье» как-то по-особому звучат слова «Подвиг народа бессмертен».

Список использованных источников и литературы:

Источники:

1. Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.

2. Письма с фронта. Школьный комплексный музей.- КП. № 16- 228

3. Последние письма с фронта. Том 1, 2. М.: Воениздат, 1991.

Литература:

4. Булыгина Т.А. Письма с фронта как источник истории повседневности в годы Великой Отечественной войны // Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. – Ставрополь, 2005

5. Воронина Т. Как читать письма с фронта. Журнальный клуб «Интерлос» / Неприкосновенный запас, №3 , 2011

6. Кондратьев. В.А. Говорят погибшие герои / В. А. Кондратьев, З. И. Политов. – М.: Политиздат, 1975.

7. Скоропышева Е.Л. К вашим услугам почта/ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова. М.:Радио и связь, 1990.

Интернет ресурс: http://www.obd-memorial.ru

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

 

Просмотров работы: 86