Назначение поэта и поэзии: традиции 19 века и современность (на материале лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и повести Ю.Линде «Литеродура»)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Назначение поэта и поэзии: традиции 19 века и современность (на материале лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и повести Ю.Линде «Литеродура»)

Власова С.П. 1Горячева Ж.Р. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г.о.Жуковский
Верина Н.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г.о.Жуковский
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Материалом для данной исследовательской работы послужил художественный текст повести Юлии Линде «Литеродура», лирика А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а также  материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.

Цель работы заключается в определении традиционного восприятия назначения поэта и поэзии в 19 веке и назначения поэта и поэзии в 21 веке.

При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: в современном мире назначение поэта и поэзии изменилось по сравнению с «золотым веком русской поэзии», с 19 веком, поэтому тех, кто хочет стать поэтом считают «белыми воронами»

Для достижения цели служит постановка следующих задач:

собрать материал о детстве и отрочестве А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова и проанализировать лирику о назначении поэта и поэзии в 19 веке (на материале лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова).

изучить и проанализировать собранный материал;

выявить особенности создания образа юного поэта 21 века в повести Ю.Линде «Литеродура»

доказать или опровергнуть рабочую гипотезу.

Объектом исследования явились повесть Ю.Линде «Литеродура», некоторые стихотворения А.С. Пушкина и МЮ. Лермонтова, а также различные научно-популярные статьи по теме исследования

Предметом исследования в работе выступает каждое произведение  в отдельности.

Цель и задачи исследовательской работы определяют основные методы исследования:

метод сплошной выборки;

наблюдения;

аналитический;

описательный;

сравнительно-сопоставительный;

интерпретации художественного текста.

обобщение;

систематизация.

Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Ю.Линде, справочные материалы  научно-популярных статей и Интернета.

Актуальность исследования определяется отсутствием в отечественной науке специальных работ, посвященных новейшим современным повестям для подростков в сравнении с поэзией 19 века. Научная новизна работы в сопоставлении данных произведений и в выявлении роли художественной литературы в жизни подрастающего поколения.

Нам показалось интересным сравнить и сопоставить современную повесть о девочке, которая пишет стихи и считается белой вороной, с лирикой известных поэтов 19 века, размышлявших о назначении поэта и поэзии.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как рождаются поэты?

Что самое главное для поэта? Вдохновение, думаете вы. Безусловно, без него практически невозможно создать ни один поэтический шедевр, но однако одного вдохновения будет мало для рождения стихотворной картины.

Поэт словно художник. Только вместо кисти у него перо, а краски - это его мысли, а цветовые оттенкиэто слова придающие словесной картине некую загадочность, таинственность и одновременно неземную красоту.

Поэту нужно немногое: вдохновение, муза, которая пробуждает в душе потребность создавать нечто из слов и, конечно же, бурная фантазия, или как говорят сегодня, нестандартное мышление.

Такой человек, совсем по-другому видит этот мир. Даже в самых обычных и примитивных вещах, поэты разглядывают что-то необычное. То, что нам кажется серым, тусклым и скучным, поэты видят иначе, ярче и красочнее.

Всем известно, что детство А.С. Пушкина прошло под знаком двух любящих его женщин: бабушки и няни. В отрочестве личность поэта формировалась в атмосфере Царскосельского Лицея в окружении верных друзей и под влиянием замечательных учителей, всячески поощрявших творчество своих воспитанников.

Юный поэт Михаил Лермонтов развивался под влиянием бабушки, поддерживавшей любые начинания внука, затем была Школа гвардейских прапорщиков, где поэту ненавистна была атмосфера муштры и где тоже рождались стихи. У каждого поэта свой путь к осознанию своего предназначения.

Вот и героиня современной повести «Литеродура» не совсем обычный ребенок. Ей с рождения Бог даровал способность видеть этот мир иначе, не так как все. Это и отличает её от других детей.

С самого детства Женя любила придумывать различные, интересные истории. Со стороны они могут показаться странными, даже где-то и пугающими, но вы только вслушайтесь в строки шедевров ее фантазии.

«Однажды осенью я бродила в одиночестве вдоль чёрной высокой ограды сада. Мои одногруппники играли в догонялки – самую дурацкую игру на свете. Беготню я ненавижу. Поэтому я вообразила себя печальной феей Листопадой. Меня заперли за этим забором завистливые древние свинксы. Я Листопада, мои слёзы превращаются в спелые каштаны и жёлуди, когда я грущу, начинается дождь, налетает ветер и срывает листья с деревьев. Но, если мне удастся выбраться из плена, во всём мире сразу начнётся весна, я превращусь в фею Цветению».[ Ю.Линде «Литеродура», М., Детская литература, 2019 стр.15-16]

Читая эти строки, мы удивляемся тому, насколько ребенок необычен. Даже складывается ощущение, что она с другой планеты, не отсюда, а из параллельного мира. Уже тогда в её речи возникают удивительные сравнения и метафоры: « Мои слезы это спелые желуди и каштаны».

Да, героиня всем кажется слишком странной, чуднОй. Поэтому все над ней издеваются. Над ней издеваются, а она «мимикрикует», стараясь стать прозрачной и невидимой? Почему? Потому что она живёт в мире фантазий и ей пока не нужны люди.

Она ворует у бабушки блокноты и пишет в них свои первые стихи. Но поэту обязательно нужны слушатели. Почему же Женя не ищет их?

Она неуверенная в себе, одинокая, никому не доверяет, боится, что засмеют и раскритикуют её мечту стать поэтом, гением.

Повесть Юлии Линде «Литеродура» заставила нас размышлять и о том, откуда берутся поэты? Как, у кого и почему рождаются дети, способные «глаголом жечь сердца людей»? А.С.Пушкин «Пророк» // Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.316]

У героини книги, действительно, удивительные родители.

Её отец, Евгений Щетинин, учился на физфаке МГУ, мечтал стать астрономом и жить наедине с горами, планетами и звёздами…
«У него было обострённое чувство справедливости и острое желание изменить мир, перевернуть его с головы на ноги».[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.135]

Когда в 1991 году погиб его друг ( его убили омоновцы), Женя Щетинин бросил МГУ и ушел служить в ОМОН, чтобы изменить эту структуру.

«Мама – типичный сангвиник, с вечной радугой в глазах, любит весь мир, и мир отвечает ей взаимностью».».[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.22]

Мама Настя училась в библиотечном институте и слушала рок. Теперь мама –главный библиотекарь, и она «с упорством Дон Кихота выдумывает все новые и новые приманки, капканы и лассо для читателей…ведет блог «Червекнижник» и каждый день отбирает для своих пабликов в соцсетях цитаты и картинки, а недавно запустила и пропиарила новые мемы #booka и #литеродура».[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.21-22]

Омоновец и неформалка, рок-фанатка познакомились в милиции, когда юную Настю, будущую маму героини, задержал ОМОН вместе с другими участниками драки. Прямо в милиции мама стала петь песни любимых рок-групп, чем поразила всех. Что объединило этих таких разных людей? Дух противоречия. Именно об этом говорил Евгений Щетинин - отец героини: «На свете водится немало чокнутых романтиков и юродивых, но, как знать, может быть, именно на нас держится мир…»

[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.34]

ПАПА – ГЕРОЙ РОССИИ, погибший в Чечне, пожертвовавший собой ради товарищей.

МАМА – ТЕПЕРЬ БИБЛИОТЕКАРЬ, верящий, что люди обязательно будут читать книги и делающий всё для этого.

Конечно, у таких родителей мог родиться талантливый ребенок, гений. Мама, Анастасия Щетинина, воспитывает дочь через мир художественной литературы. «Аудиокниги ни в какое сравнение не идут с маминым чтением» [Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр. 17], – признаётся Женя. Второй человек, который помог девочке сделать книги частью жизни, – тетя Сима. Она учила героиню азбуке, и в этом деле «была волшебницей: к новой букве предлагала Жене подобрать слово в рифму и нарисовать результат. » [Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.. 13]Так у ребенка развилось воображение, которое помогало абстрагироваться от проблем в детском саду, а после – в школе. Художественные произведения укрепили в девочке желание выражать через рифмы свои чувства.

«Так вот, пушкинский слог на меня повлиял существенно, и знаменитое зимнее сочинение, положившее начало моей славе, я написала в подражание Александру Сергеевичу:

Зима ступила на порог,

У наших окон снег залёг,

Деревья в белом одеянье,

И речка в крепком замерзанье,

А подо хладным льдом в болоте

Лягушки почивают в гроте,

Печалью тихою полны.

О, спи, природа, до весны…»

. [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр. 53]

2.2.Поэт и толпа

Мама верит в будущее своей дочери, верит, что Жене предназначено стать поэтом. Она помогает героине преодолевать свои фобии - боязнь общения с незнакомыми людьми. И лечит Женю «автостопом до Питера». Так она пытается ей объяснить, что человек , а тем более поэт, не может быть один. Ему нужны люди, слушатели.

«Запомни: люди как зеркала, они отражают то, что им показывают», - такой совет даёт мама Жене. [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр. 75] Но этим советом героиня ещё долго не сможет воспользоваться. Хотя теперь она осознает: поэт не может быть в пустоте, ему нужны люди.

Чтобы развивать способности героини, мама и бабушка переводят Женю в элитную гимназию. Девочку принимают туда, оценив ее талант, ведь к этому времени она уже успела выиграть не один поэтический конкурс.

В гимназии учительница русского языка и литературы читает стихи Жени Щетининой: « Русичка выставила меня овцой на первом же уроке». Героиня не боялась критики, она была готова и к похвалам, и к тому, чтобы ее «закидали огрызками».

В стихотворениях «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова сказано, что поэт – это избранник неба, отмеченный особыми способностями «И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье». [А.С.Пушкин «Пророк» // Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.316] Сравнивая и сопоставляя текст повести и лирику поэтов 19 века, мы заметили сходство. Женя тоже наделена необычным даром видения мира. И теперь уже не кажется смешной игра шестилетней героини в Фею Листопаду, или в чудесную бабочку. Девочка видит, чувствует и думает по-другому: как поэт!

С одной стороны, героине близки строки любимого Пушкина : «Мы рождены для вдохновенья…»[А.С.Пушкин «Поэт и толпа» // Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.334] С другой стороны, она очень похожа на лермонтовского пророка: «Он горд был, не ужился с нами…» И так же, как у Пушкина, «народ непосвященный» в гимназии «бессмысленно внимает» [А.С.Пушкин «Поэт и толпа» // Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.334] юному поэту, и так же, как у Лермонтова, «как презирают все его!»

«Тупое молчание класса», безразличие детей пережить Жене трудно.

«Поэт служит Слову» – так считает Женина мама. Сама героиня пока не может понять, что должен делать поэт в современном мире. Она тоже «томится духовной жаждой», [А.С.Пушкин «Пророк» // Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.316] ей тоже хочется провозглашать«любви
И правды чистые ученья…»
[М.Ю.Лермонтов «Пророк»//Сочинения, том 1, М.Правда, 1988 стр.224]

В стихотворениях «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова сказано, что поэт – это избранник неба, отмеченный особыми способностями Женя тоже наделена необычным даром видения мира.

«Стихи – это специи…без них все блюда моей судьбы станут слишком пресными» [Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.12]

«Очень хочется верить, что ты гений...что жизнь не пролетает мимо, что у тебя есть миссия». ».[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.83]

И как Лермонтовский пророк, повзрослевшая Женя «в очах людей читает страницы злобы и порока». [М.Ю.Лермонтов «Пророк»//Сочинения, том 1, М.Правда, 1988 стр.224] Она презирает одноклассников. Считает их слишком заносчивыми. Зацикленными на успехе и социальном статусе.

.Поэзия коммерческий продукт и инфоповод?

Читая повесть «Литеродура», мы задались вопросом: Поэзия в наши дни – это коммерческий продукт и инфоповод? А как было в золотом веке поэзии, в19 веке?

В стихотворении А.С.Пушкина «Разговор книготорговца с поэтом» мы находим такие строки:

…………Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава?— Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

[А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом// Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.175]

Сравнивая современную повесть «Литеродура» и лирику 19 века, мы поняли, что поэты, жившие 200 лет назад, не устарели, что, несмотря на технический прогресс, люди остались прежними. Ведь слова Ники, дочери губернатора, одноклассницы Жени о том же: «Вначале надо набрать обороты, заработать себе имя, а потом пиши что вздумается! Свобода-иллюзия…Книга - коммерческий продукт» «Без денег и свободы нет». [Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр. 61]

Нике Женя нужна была вовсе не для дружбы, она, как и все, считала ее странной. Но узнав о таланте своей одноклассницы, она решила воспользоваться ситуацией и стать как бы «продюсером», «агентом» Жени. Она сразу берет юного поэта в оборот и начинает «помогать» с новыми идеями для стихотворений. Женя не понимает, для чего ей это, она пишет для себя, слава и популярность ей не нужны, а вот Нике известность не помешала бы.

«Стихи у тебя норм, но популярности с ними не добиться, гораздо перспективнее выкладывать в соцсетях « пирожки» или «порошки» а то и запустить свой жанр»говорит Ника. [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.61]« Пирожки» или « порошки» это некий юмористический жанр стихотворений, который очень популярен в интернете.

Сравнивая и сопоставляя стихи Пушкина, Лермонтова с повестью Линде, мы задумались о нужности поэзии, да и литературы вообще.

Чем современные писатели и поэты отличаются от тех, кто жил раньше?

Как писать? Для кого писать? О чём писать? Это заставило нас задуматься и великой силе слова. И о предназначении поэта.

Поэты в литобществе «Синтагма», где занимается Женя, полагают, что «нужно шагать в ногу со временем, поднимать современные темы, искать свежие образы и формы, жизнь изучать».[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.113]

Вроде всё верно, но читатель вместе с Женей замечает, что «в стихах их какая-то удручающая безнадёга, точнее пустота, эстетика пустоты».

[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.115]

Рассуждая о поэзии в современном мире, героиня пытается сочинять так, как ей советуют. Но чувствует, что души в этих стихах нет. Она только наращивает своё ЧСВ (чувство собственной важности). «Но вместе с ЧСВ во мне прорастает пустота. Она незаметно спустилась ко мне на крошечном парашютике, как семечко одуванчика, и пустила крепкие разветвлённые корни живучий наглый соряк. Меня откусываю по кусочку, и однажды я стану дыркой». [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.64]

И эта метафора из современной книги заставляет нас вспомнить о разрушительной силе «сорной травы», способной уничтожить душу-планету, о которой рассказал в «Маленьком принце А. Сент-Экзюпери.

Внутренний конфликт героини, сомневающейся в нужности поэзии обществу, достигает пика в эпизоде, когда Женя слушает стихи модного поэта, пишущего о войне в Чечне. Во внутреннем монологе героиня возмущается циничными образами, которыми наполнено это стихотворение: «война-психушка», «грязно-жёлтые цветы-ордена», «герои хилые». [Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.117]

Женя испытывает «такую зубодробительную ярость», что не может дослушать до конца – «иначе меня разорвало бы, не знаю даже. Что сделала бы!». [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.118]

Именно после этого Женя принимает решение написать поэму о своем отце.

2.4. Служение Слову как основа жизни поэта

В чем назначение поэта и поэзии? Ответ на этот важный вопрос Жене помогают найти родители. Мама дает ей совет: «В любой непонятной ситуации не мимикрируй. Просто твоя душа сейчас растёт быстрее, чем мастерство. Читайчитайчитай, однажды ты сможешь высказать то, для чего сейчас не находишь слов, если сохранишь свою индивидуальность».[ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.124]Чтение на героиню влияет благотворно и помогает ей реализоваться личностно и избежать пубертатного бунта. В 24 главе мы видим, какие чувства испытывала героиня: «Я писала поэму.. Про малодушие про подвиг про честность про любовь про родину про осколки про цинковые гробы про то что нет смерти о прощании о прощении». [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.141-142]

Она пыталась передать все то, что испытывают люди на войне. Когда она читала свои стихи в «Синтагме», никто никак не среагировал, в то время как Женя из последнего сдерживала слезы, чтобы не заплакать. Её снова не оценили. Героиня чувствует, что внутри у неё что-то ломается. « Мерзкое чувство, будто внутри тебя что-то сдохло и вот оно распирает, доводит до тошноты…. Мне вообще никак… Это не я. Это моя туша еще ползет куда-то, а я вымерла вместе со своими стишками, как ихтиозавр. В хлам, в мусорку, на запчасти». [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.144]

И тогда юному поэту вспоминаются слова отца: «Если хочешь что-то изменить в мире, начни с себя» ». [ Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.135]

Главная героиня, воспитанная на стихах Пушкина и Лермонтова, верит, что поэт-пророк, «как колокол на башне вечевой…»[М.Ю.Лермонтов «Поэт»//Сочинения, том 1, М.Правда, 1988 стр.228]

Женя верна идеалам поэтов 19 века, ей нравится, когда в поэзии «когда есть смысл, свет и добро».[Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.115] «Мне кажется, людям интересно всё, что написано от сердца, и не важно, насколько популярна тема, – хоть про Куликово поле или дикарей каменного века сочиняй» ».[Ю.Линде «Литеродура»,М., Детская литература, 2019 стр.110-111]

Ведь именно об этом писал в «Памятнике» А.С.Пушкин Пушкина: И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я в людях пробуждал…»[А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг…»// Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990, стр.455]

Кульминационный эпизод повести – это драка «бессловесной, незаметной» Жени Щетининой с директорским сыном.

Раньше героиня выражала своё несогласие с миром только во внутренних монологах. Теперь она смело может высказаться. Измениться главной героине помогла её поэзия – сочиненная поэма об отце.

Артём называет отца Жени «грузом 200», «пазлом», он считает, что воевать и защищать Родину глупо. Себя надо беречь для других целей. Женя взрывается. Она избивает одноклассника, не боясь никаких последствий. Теперь она не боится ничего. Она обрела уверенность в правильности выбора своего пути. Она отправляет на конкурс поэму об отце, о Родине, о служении, хотя в литобществе её творение раскритиковали.

Благодаря творчеству, благодаря работе над поэмой об отце, она избавляется от гордыни и комплекса неполноценности. И тогда действительно становится белой вороной.

Белые вороны потому и белые, что отличаются от всех других не тем, как они выглядят, а тем, как они видят окружающее. Для них удивительно, что все остальные черные, потому что и они, по идее, должны быть белыми.

Когда человек вмещает в себе вселенную, другие вселенные ему ни к чему, хотя он и может сосуществовать рядом с ними. Про таких людей говорят: он опережает свое время. Такой становится и Женя. В финале повести «белая ворона» расправляет крылья вдохновения, осознав своё предназначение

3.ВЫВОДЫ И ПРАКТЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Проанализировав художественные тексты А.С. Пушкина М.Ю.Лермонтова и Ю.Линде, справочные материалы  научно-популярных статей и Интернета, мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза не совсем верна.

Мы сделали следующие выводы:

В современном мире изменилось отношение к поэзии и литературе вообще, это правда. Люди стали меньше читать книг, практицизм и расчёт превалируют над интересом к поэзии как к виду искусства. Поэтому тех, кто хочет стать поэтом и ведет себя как альтруист, считают «белыми воронами».

В современном мире назначение поэта и поэзии не изменилось по сравнению с «золотым веком русской поэзии», с 19 веком, поэты всё также «глаголом жгут сердца людей» и «чувства добрые» пробуждают «лирой».

Дети и в современном мире читают и хотят читать, просто раньше заинтересовать книгой было намного проще. Для того чтобы подросток полюбил чтение, как Женя Щетинина, необходимы особые условия его формирования: заинтересованность в книгах у семьи; использование интерактивных методов в обучении; подбор правильной литературы.

Чтение книг и творчество, сочинение стихов спасает героев от временных трудностей, пубертатного бунта, помогает найти своё место в жизни, формирует культуру общения.

Практическое применение: материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы.

Список использованных источников и литературы

Антипова И. А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотека. 2004. № 1. С. 19-23.

Бобина Т. О. Книга и чтение в современной подростково-юношеской прозе // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. науч.-практ. работ. М.: МЦБС, 2013. С. 244-247.

Божкова Г. Н., Салахова Д. Р., Солунова Я. А. Влияние книги на формирование личности героев-подростков (на материале современной детско-подростковой прозы) //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Том 13. Выпуск 2 https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.2.1

Википедия http://www.litexplorer.ru/litexps-175-1.html

Лермонтов М.Ю. Сочинения, том 1 // М.Правда, 1988

Линде Ю. «Литеродура» //М., Детская литература, 2019

Пушкин А.С. Избранные сочинения//Библиотека учителя/М., Художественная литература, 1990

Феномен белой вороны /https://aminoapps.com/c/knigistikhi/page/item/fenomen-beloi-vorony/L22W_8M1uBIGZ0Y3WjW5oRw5nQrraRxk1dW

Просмотров работы: 181