Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы

Леваков А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Булатовская средняя общеобразовательная школа
Чапурин В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Булатовская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: С первого класса изучаем мы свой родной русский язык. Не смотря на то, что мы общаемся на нём каждый день, он является одним из самых трудных предметов. Язык А. С. Пушкина, Л. Н. Толстова и Ф. М. Достоевского сегодня испытывает сильнейший натиск жаргона и иностранных слов. Особенно сильно влияет на язык молодёжный сленг. Эта тема актуальна, поскольку молодежь является самой активной частью общества, она использует современные речевые обороты и слова в Интернете, и они быстро становятся частью массовой культуры.

Проблема: К сожалению, молодёжный сленг обедняет и упрощает великий русский литературный язык. Молодёжь сейчас активно использует сленговые выражения и жаргон в общении. Учителя зачастую не понимают детей, не знают значение многих используемых ими слов. Для разрешения этой проблемы, я решил разработать данный исследовательский проект и создать на его основе словарь жаргона (молодёжного сленга).

Гипотеза: Реализация данного исследовательского проекта познакомит учителей и учеников с наиболее распространёнными сленговыми выражениями, которые используются учениками нашей школы. Учителя смогут лучше понять своих учеников и исправить их речь, понимая значение используемых слов, они могут предложить слова более благозвучные и правильные. Ученики, зная подлинное значение используемых ими слов, смогут отказаться от некоторых из них. В любом случае сленг нельзя запретить, для того, чтобы безболезненно от него отказаться, нужно знать альтернативное значение жаргонных слов и выражений.

Объект исследования: Молодёжный сленг как слой лексики, активно используемой в современном мире.

Предмет исследования: Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы и содержащийся в нём сленг.

Методы исследования: метод сбора информации; анкетирование; анализ информации; статистический метод (подсчёт и вычисление данных).

Цель: Создание исследовательской работы о лексиконе учащихся 5-11 классов моей школы и содержащемся в нём сленге. Создание словаря сленга используемого учениками нашей школы.

Задачи:

1. Собрать информацию о сленге из книг и статей в Интернете.

2. Составить анкету для опроса учащихся школы, для выявления их отношения к сленгу и выделения жаргонных слов которые наиболее часто ими используются.

3. Провести анкетирование учащихся, обработать полученные данные.

4. Составить словарь сленга, который содержится в лексиконе учащихся моей школы.

Реализация проекта

1. Этап. Сбор информации о сленге в сети Интернет.

Сленг (от англ. slang) – это терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных и иных групп). Д. Б. Гриноу и Д. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг – это язык-бродяга, который склоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». В отличие от просторечий и вульгаризмов, с которыми обычно его соотносят, сленг используется даже образованными людьми, которые принадлежат к определённым возрастным и профессиональным группам.1

Молодёжный сленг – это особые слова и выражения свойственные подросткам. Молодёжный сленг выполняет целый ряд функций. С его помощью юношество отделяет «своих» от «чужих»; противопоставляет себя старшему поколению и официальным институтам общества; самовыражается в юморе и творчестве; обозначает понятия, для которых нет адекватных слов в литературном языке.2

Изучив множество определений сленга в сети Интернет мной сделан вывод­ – молодёжный сленг является набором особых слов или сокращений, с помощью которых школьники общаются между собой, в школе и социальных сетях. Сленг школьников – это своеобразный тайный язык непонятный взрослым. Знание сленга, таким образом, поможет учителям лучше понимать учеников и влиять на их культуру речи.

2. Этап. Составление анкеты, для выявления отношения учеников моей школы к сленгу и выделения жаргонных слов наиболее часто ими употребляемых

Мной была составлена следующая анкета.

Вопросы

Поле для ответа

Класс

 

Вы знаете, что такое сленг?

 

Вы используете сленг?

 

Для чего вы используете сленг?

 

Откуда вы берете сленговые слова?

 

Вы будете употреблять сленг, когда вырастите?

 

Укажите сленговые слова, которые вы употребляете в повседневной жизни

 

Анкета позволяет определить. Знают ли ученики моей школы, что такое сленг? Как они относятся к сленгу? Будут ли его употреблять в дальнейшем? Какие сленговые слова они используют сейчас?

3. Этап. Анкетирование и обработка полученных данных

В анкетировании приняли участие 40 учеников моей школы.

5 класс (10 человек)

Знают что такое сленг: 7 из 10

Используют сленг: 10 из 10

Для чего используют: 3 для сокращения слов, 3 для общения, 4 просто так

Откуда берут сленговые слова: 1 придумывает сам, 5 узнают от сверстников и знакомых, 4 из Интернета

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 5 будут употреблять, 4 затруднились ответить, 1 не будет употреблять.

Наиболее употребляемы сленговые слова: ДР (день рождения), СПС (спасибо), ЧД (что делаешь?), ПЖ (пожалуйста), КД (как дела?) и т.д. Ученики 5 класса наиболее часто используют сокращенные слова, это связано с тем, что переписка в социальных сетях приучает их сокращать слова для экономии времени.

6 класс (6 человек)

Знают что такое сленг: 4 знают, 2 затрудняются ответить

Используют сленг: 4 знают, 2 затрудняются ответить

Для чего используют: 3 для общения, 1 просто так

Откуда берут сленговые слова: от друзей (в процессе общения)

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 2 будут употреблять, 2 затруднились ответить, 2 не будут употреблять

Наиболее употребляемые сленговые слова: краш, кринж, читер, и всевозможные сокращения СПС,ЧД, КД, ДР и т.д. Ученики 6 класс наиболее часто используют слова сокращения из-за влияния социальных сетей, но в тоже время у них появляются новые выражения типа кринж, читер, краш, которые они явно заимствовали у старшеклассников, чтобы казаться крутыми.

7 класс (6 человек)

Знают что такое сленг: 5 из 6

Используют сленг: 6 из 6

Для чего используют: 1 для общения, 1 из-за моды, 1 для разнообразия словарного запаса, 1 для признания со стороны сверстников, 2 затруднились ответить

Откуда берут сленговые слова: 3 из Интернета (социальных сетей), 3 от сверстников

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 4 будут, 2 нет

Наиболее употребляемые сленговые слова: в натуре, чекать, забей, свалить, хата, фигня, варик, задонатить, вайб, падра, кэбэшник, байтить, магаз, кринж, пруф и тд. Ученики 7 класса уже не воспринимают слова сокращения как сленг, они используют сленговые выражения связанные с учёбой и повседневной жизнью распространённые среди более старших подростков, для того чтобы казаться более взрослыми и крутыми.

8 класс (7 человек)

Знают что такое сленг: 6 из 7

Используют сленг: 6 используют, 1 нет

Для чего используют: 6 используют для общения

Откуда берут сленговые слова: 3 от сверстников, 3 из Интернета (социальных сетей)

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 3 будут использовать, 3 затруднились ответить

Наиболее употребляемые сленговые слова: изи (легко), жиза (жизненно), балдёжь (удовольствие), лол (громко смеяться), рофл или рофлить (громко смеяться). Ученики 8 класса используют преимущественно слова, используемые во время общения в социальных сетях.

9 класс (6 человек)

Знают что такое сленг: 4 из 6

Используют сленг: 4 из 6

Для чего используют: используют для общения

Откуда берут сленговые слова: 4 берут из Интернета

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 2 затруднились ответить, 2 возможно буду, 2 нет

Наиболее употребляемые сленговые слова: лузер (неудачник), музон (музыка), комп (компьютер), клава (клавиатура), чилить (отдыхать), зашквар (позор), прикольно (забавно). Ученики 9 класса применяют жаргонные выражения используемые взрослыми людьми и молодёжные словечки, которые они знали и раньше, в целом они не уверенны, что будут употреблять жаргон во взрослой жизни.

10 класс (2 человека)

Знают что такое сленг: 2 из 2

Используют сленг: 2 из 2

Для чего используют: для общения со сверстниками и просто так;

Откуда берут сленговые слова: из Интернета

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 2 да, буду использовать

Наиболее употребляемые сленговые слова: юзать (от англ. Use-использовать), шелестеть (говорить), ламер (не разбирающийся в компьютере человек), думер (страдалец), тиммейт (от англ. Teammate-напарник, союзник по команде), крутыш (крутой, уважаемый человек), фемка (девушка или феминистка), саппорт (от англ. Support-поддержка), гамать (от англ. Game-играть в компьютерную игру), шарить (разбираться в чем-либо), руинить (портить), кекать (смеяться), хавать (употреблять в пищу), хилить (от англ. Healing-лечить), инвайтить (от англ.Invite- приглашение, приглашать), ГГ (от англ. GG-goodgame, хорошая игра), буллить (от англ. Bulling-задирство, травля). Ученики 10 класса хорошо знают сленговые выражения, используемые в молодёжной среде, они их применяют преимущественно для общения, как особый зашифрованный язык не понятный взрослым.

11 класс (3 человека)

Знают что такое сленг: 3 из 3

Используют сленг: 3 из 3

Для чего используют: для общения со сверстниками, из-за моды, для самоутверждения, придаче своей речи юмора и живости

Откуда берут сленговые слова: из Интернета и от друзей

Будут ли употреблять сленг в дальнейшем: 3 да, будем

Наиболее употребляемые сленговые слова: кипиш (скандал, разборка), крипово (от англ. Creepy-страшный, пугающий, крипово-страшно), дискач (дискотека), жесть (нечто неприятное, жестокое, так же употребляется в значении «ну ничего себе»), врубаться (понять, вникнуть в тему), кайф (удовольствие), треш (от англ. Trash-мусор), рили (от англ. Really-реально), ава (аватар, изображение профиля пользователя в социальных сетях). Ученики 11 класса хорошо знают молодёжный сленг и пользуются им.

Итог анкетирования:

Большая часть опрошенных учеников знает, что такое сленг и использует его в общении. Сленговые слова берутся из Интернета и из общения со сверстниками. Ученики младших классов чаще используют сокращённые слова, так удобнее общаться в социальных сетях. Ученики старших классов используют множество молодёжных жаргонизмов, так как они, по их мнению, придают их речи юмор и живость и поднимают их самооценку. К моей радости ученики моей школы не используют опасные жаргонизмы, связанные с наркоманией, преступной деятельностью и терроризмом (тапа закладка, порошок, АУЕ). Для того чтобы сленг не вытеснил живой литературный язык, ученикам нужно больше читать классическую литературу, с возрастом их увлечение молодёжным сленгом пройдёт.

4. Этап. Составление словаря молодёжного сленга

Для словаря были отобраны слова используемые учениками нашей школы, к ним добавлены жаргонизмы, принятые в молодёжной среде современной России. Особо выделены слова «опасного» жаргона, употребление которых выдаёт преступную деятельность подростка. Учителя услышав подобные слова из уст своих воспитанников должны насторожиться и вместе с родителями принять меры.

Словарь молодёжного сленга

Сленговые слова сокращения

ДР – день рождения

ДЗ – домашнее задание

ПЖ – пожалуйста

КД – как дела?

ЛП – лучшая подруга

ЛД – лучший друг

СПС – спасибо

ЧД – что делаешь?

Сленг от иностранных слов

Агриться – злиться, раздражаться (от английского angry – злой, негодующий).

Байтить (от английского bite) Провоцировать.

Буллить (от английского bullying) задирать, травить.

Вайб (от английского vibe) Атмосфера.

Войсить — записывать голосовые сообщения (от англ. voice (голос), относится к любым аудиосообщениям в соц. сетях).

Вацок (аварский язык) Брат.

Го – идём, давай (от английского to go – идти).

Гамать (от английского game) играть в компьютерную игру.

ГГ (от английского GG-goodgame) хорошая игра.

Думер (от английского doom) Страдалец.

Задонатить — пожертвовать, от английского donate (пожертвование). Означает пополнение своего мобильного счёта, оплату подписки на какой-то сервис, покупку чего-либо в компьютерных играх. Иногда используется для обозначения любой покупки.

Изи (от английского easy) Легко.

Инвайтить (от английского Invite) приглашать.

Кринж (от английского cringe) Стыд.

Краш (от английского crush) Предмет обожания.

Криповый — пугающий, ужасный (от creepy — бросающий в дрожь, жуткий (англ.), используется для обозначения крайней степени ужаса).

Крипово (от английского creepy) страшно, жутко.

Кекать (от корейского KEKЕ, аналог ha-ha или ха-ха) смеяться.

Лол (от английского Laughoutloud) Громко смеяться.

Лузер (от английского lose) Неудачник.

Ламер (от английского lame) Не разбирающийся в компьютерах человек.

Нуб (от английского noob) не умеющий играть человек.

Пранк — розыгрыш, шутка, выходка; калька слова prank (англ.) Изначально так называли только телефонные розыгрыши, теперь слово переместилось в реальную жизнь, получило негативную окраску из-за поведения ютуберов, которые жёстко подшучивали над окружающими.

Пруф (от английского proof) Доказательство.

Рофл (от английскогоRollingonthefloorlaughing) Кататься по полу от смеха.

Рили (от английского really) реально.

Руинить (от английского ruin) портить.

Свайп — скользить пальцем по экрану (от английского toswype - проводить, не отрывая, скользить).

Стримить — передавать данные (видео, звук) в реальном времени (от английского streaming - потоковое вещание).

Саппорт (от английского support) поддержка.

Тиммейт (от английскогоteammate) напарник, союзник по команде.

Трэш (от английского trash) мусор.

Фемка (от английского female) девушка, (от английского feminist) феминистка.

Флексить (от английского flex) танцевать.

Хилить (от английского Healing) лечить.

Хайп - шумиха, ажиотаж (от английского hype – беззастенчивая реклама, надувательство).

Хейтер — недруг (от английского tohate – ненавидеть). В России хейтерами называют тех, кто ощущает ненависть к чему-то или кому-то и делится своей неприязнью в Интернете. Например, пишет злые комментарии под фотографиями в блогах звёзд. Или разражается собственными желчными постами в социальных сетях.

Читер (от английского cheat) Жулик, нечестный игрок.

Чекать (от английского check) Проверять.

Чилить (от английского chill) Отдыхать, расслабляться.

Шеймить — пристыдить кого-либо. Как и большинство слов в подборке, пришло из английского языка и практически не изменилось — shame (позор, стыд). Шейм не такой агрессивный, как хейт и буллинг, это, скорее, цоканье языком, чем пощёчина. Теперь у вас есть целая градация схожих смыслов для вечернего семейного разноса.

Шипперить — представлять, воображать отношения между персонажами/кумирами/знакомыми, заниматься сводничеством. Слово пошло от части английских слов, обозначающих отношения, — friendship (дружба), relationship (отношения).

Юзать (от английского use) Использовать.

Сленг от русских слов

Балдеж – удовольствие, довольство.

Врубаться – понять, вникнуть в тему.

Варик – вариант

Падра – подруга

Велик – велосипед

В натуре – реально

Дискач – дискотека

Жесть – нечто неприятное, жестокое, так же употребляется в значении «ну ничего себе».

Жиза – жизненно

Зашквар – что-то позорное, немодное.

Забей – не думай об этом

Заткнись – замолчи

Инфа-сотка – определённо

Круто – великолепно

Катать – играть в компьютерную игру.

Катка – матч в компьютерной игре.

Комп – компьютер

Клава – клавиатура

Крутыш – уважаемый человек.

Кайф – удовольствие

Кипиш – скандал, разборка.

Магаз – магазин

Прикольно – забавно

Сига – сигарета.

Свалить – убежать

Фигня – что-то не требующее внимания.

Хата – дом

Шелестеть – говорить

Хавать – есть

Опасный сленг

Если вы услышите от своего ребёнка следующие слова (по телефону, в диалоге с друзьями, но не с вами), то есть серьёзные причины для беспокойства: ребёнок говорит о наркотиках. Сильнодействующий синтетический каннабиоид имеет множество названий, на которые стоит обратить внимание в речи подростка: Дживик, спайс, микс, трава, зелень, книга, журнал, бошки, головы, палыч, твёрдый, мягкий, сухой, химия, пластик, сено, липкий, вишня, шоколад, россыпь, рега, дым, зеленый флаг, ляпка, плюха — всё это кодовые названия препарата. Соль, микс, легалка, скорость, белый, ск, мука, рега, росс — опасный синтетический наркотик. Закладка, клад — место, где спрятан наркотик, который можно купить через Интернет.

АУЕ – арестантское уркаганское единство – это созданная в местах лишения свободы организация, привлекающая подростков к преступной деятельности, средства от которой идут на содержание преступных авторитетов.

Бонг, булька, бульбулятор, труба, ботл, батл, бульбик — приспособление для курения наркотика, обычно сделанное своими руками или же приобретённое в магазине. 

Куры, курицы, кураки — курьеры, делающие закладки. 

Разминировать — найти клад и употребить наркотик. 

Трип-репорт — описание на форуме или сайте, где продают наркотик, полученного эффекта после употребления наркотика. Обычно делается в качестве "благодарности" за бесплатную пробную дозу. 

Чайки — люди, ворующие клады до того, как они доходят до адресата. 

Словарь молодёжного сленга включает в себя самые распространённые слова и сокращения, используемые молодёжью. Чтобы понимать молодёжный сленг, мало освоить или выучить некоторые слова и выражения. Необходимо учитывать, что сленг постоянно обновляется и развивается, появляются новые слова, а некоторые устоявшиеся жаргонизмы устаревают и их больше не используют. Если вы вдруг услышите новое непонятное слово, не огорчайтесь. Интернет – это безграничный источник информации. Отправьте запрос и вы узнаете его значение. Пользуйтесь разными источниками информации (желательно не менее трёх).

Источники информации

1. Словари и энциклопедии на Академике. Сленг (электронный ресурс). Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5268

2. Молодёжный сленг – 2021: что такое краш, кринж, вписка и падра. Словарь (электронный ресурс). Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/anews.com/s/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021-chto-takoe-krash-krinzh-vpiska-i-padra-slovary.html

3. Тайный язык подростков: словарь для родителей (электронный ресурс). Режим доступа: https://life.ru/p/422651

4. Пиперски А. О сленге (электронный ресурс). Режим доступа: https://thecity.m24.ru/articles/1158

5. Сленг подростков для их родителей: учимся понимать своих детей (электронный ресурс). Режим доступа: https://media.mts.ru/technologies/197036-sleng-tinejdzherov/

6. Лябина А. Сленг (электронный ресурс). Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26761.3/3790678/

1 Словари и энциклопедии на Академике. Сленг (электронный ресурс). Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5268

2 Молодёжный сленг – 2021: что такое краш, кринж, вписка и падра. Словарь (электронный ресурс). Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/anews.com/s/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021-chto-takoe-krash-krinzh-vpiska-i-padra-slovary.html

Просмотров работы: 351