Всем ли доступна жизнь без гаджетов?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Всем ли доступна жизнь без гаджетов?

Луканин Д.А. 1
1МАОУ "Гимназия №5" г. Перми
Пфлюг С.Л. 1
1МАОУ "Гимназия №5" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Цель – не место, а способность смотреть на мир по-другому»

Генри Миллер

Сколько времени в течении дня вы проводите в своем смартфоне? Сколько раз проверяете социальные сети? Трудные вопросы. Кажется, технологии должны облегчить нашу жизнь, разгрузить ее для творчества и общения. Но на деле получается, что они мешают нам спокойно жить.

Сегодня ПК есть в каждой семье, но большинство дополнительно приобретают планшет, смартфон и т.д. Можно сказать, что гаджеты захватили все человечество. Тем более трудно представить без гаджетов подростка.Происходит подмена живого общения виртуальным, причем как со сверстниками, так и с семьей.

Альтернативой гаджетам могут стать экскурсии. Они активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания. Но их стоимость зачастую очень высока и не каждая семья в классе может себе позволить оплатить несколько экскурсии.

Мне стало интересно узнать: могут ли экскурсии стать альтернативой виртуального общения и быть всем "по карману" - это и стало моей целью.

Задачи: изучить информацию о влиянии гаджетов; рассмотреть экскурсии, как альтернативу виртуальному общению; проанализировать и обобщить собранную информацию; провести анкетирование, чтобы узнать у ребят, где бы они хотели побывать; рассчитать стоимость туристического маршрута; сравнить стоимость туристического маршрута, рассчитанного самостоятельно со стоимостью, предлагаемой туристическим агентством; провести опрос и изучить мнение аудитории, сделать выводы.

Методы: теоретические (изучение литературы, работа с интернет – ресурсами, анализ), расчет, сравнение, организация экскурсии, опрос.

Объект: школьники (2-4 класс). Длительность исследования 3 года (2017-2020гг). Предмет: стоимость туристического маршрута, как доступного средства замены виртуального общения.

1. Гаджеты: вред, польза, альтернатива

1.1 Происхождение слова "гаджет"

Свою работу я решил начать с истории происхождения слова «гаджет».

Англичане считают, что они придумали этот термин. В начале 20 века гаджетами в английском флоте моряки называли все технические устройства, названия которых они не запомнили, не знали и т.п.  Французы уверены, что основой этого слова послужило французское слово, которое переводится как «небольшой аксессуар». Термин «Гаджет» имеет и другие значения. Гаджетом была названа в свое время первая атомная бомба. Любители мультфильмов могут вспомнить Инспектора Гаджета, сила которого заключается в наборе гаджетов.

Если разбирать точное значение слова гаджет в русском языке, то оказывается, что однозначного понятия не существует. Определение из словаря молодежного слэнга: техническое приспособление, чаще всего — новинка из области цифровой техники, обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями.[2] Это устройство обычно подключается через стандартные разъемы к более сложным устройствам и призвано расширять их функционал. Но в повседневной жизни, гаджеты имеют более широкое значение. Теперь к ним относят и мелкую цифровую технику, например, мобильные телефоны, планшеты, карманные компьютеры и т.д.

1.2 Польза гаджетов

Гаджеты могут быть не только средством развлечения, но и помощниками. Они позволяют быстро находить любую информацию и использовать её для своих целей.

Существует множество сайтов и учебных приложений, которые развивают мелкую моторику, реакцию, логику, память. Детям больше нравится учиться в игровой форме. Даже привить любовь к чтению проще, если иногда читать красочные интерактивные книги.

Ребенок школьного возраста может пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов.

Специальные приложения даже помогают заниматься спортом.

С помощью гаджетов и наличия интернета можно дистанционно записаться к врачу, решить какие-то проблемы с банком, заказать продукты. Также с помощью гаджетов можно работать удалённо из любой точки мира, не привязывая себя к офисной жизни.

1.3 Вред гаджетов

Однако, есть и обратная сторона полезных свойств гаджетов. В последнее время наметилась тенденция к их бесконтрольному использованию. Есть два основных, несомненно, отрицательных свойств гаджетов, а именно пагубное влияние на физическое и психоэмоциональное развитие.

Огромный поток информации и мир  игр незаметно крадет часы и дни  у детства. Здоровье неокрепшего организма заметно страдает:

Электромагнитное излучение. Наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Искривление позвоночника. Неправильная поза во время использования гаджета: развалившись, или напротив постоянно сутулясь и нагибаясь вперед, приводит к болям в спине, искривлению и развитию сколиоза.

Синдром сухого глаза. Длительное воздействие синего света приводит к переутомлению глаз,сухости, рези или ощущений песка в глазах, что при регулярном повторении может привести к ухудшению остроты зрения. 

Развитие близорукости. Изображения на экране гаджета постоянно мелькают и передвигаются. От этого глаз получает дополнительную нагрузку. А у детей глазное дно окончательно не сформировано и зрение «садится» очень быстро, а вот восстановлению поддается далеко не всегда.

Головные боли. Перенапряжение приводят к истощению организма. Ребенок плохо спит, становится агрессивным, озлобленным, нервным.

Нарушение сна. Экраны гаджетов испускают яркое свечение, которое влияет на мозг и нарушает структуру сна, увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам.

Синдром компьютерной мыши. Неправильное положение руки во время работы за компьютером приводит к сдавливанию запястного канала и пережиманию нервов. В результате появляются боль и онемение в кисти.

Малоподвижный образ жизни. Дети, которые постоянно играют в виртуальные игры, практически не двигаются, проводят мало времени на свежем воздухе, забывают вовремя поесть, выполнить обязанности по дому.

Второй большой пласт проблем, которые появляются у человека одержимого гаджетами, это проблемы в психоэмоциональном развитии:

Скудное развитие устной речи. Родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, в своей речи они пользуются малым, примитивным набором стандартных слов.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух.  Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать их смысл. Поэтому им просто неинтересно и скучно читать. А это ведет к следующей проблеме:

Резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность самостоятельно играть, креативно думать, да и просто мечтать! Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок. И, как следствие, им не интересно общаться друг с другом.

Подмена живого общения виртуальным. Ученые заметили, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить.

Повышение детской жестокости и агрессии.

Психологи подтверждают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать любимым компьютерным играм, отказываясь от других развлечений[2]. А лишившись любимого электронного устройства, не понимает, как вести себя в окружающем его мире, нарастает чувство не комфортности окружающей среды и желание скорее вернуться в привычный виртуальный мир.  Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, в условиях уставших и молчаливых родителей рядом, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями) он может обходится без гаджетов.

Все это, конечно, не означает, что надо исключить компьютер, планшет из жизни детей. Это невозможно и бессмысленно. Необходимо заинтересовать ребенка внешним, реальным, не виртуальным миром, показать ребенку, что жить может быть интересно не только в виртуальных играх. И одной из альтернатив могут быть старые, добрые экскурсии.

1.4 Альтернатива гаджетам

Никакая информатизация, никакое увлечение виртуальным миром, не может заменить путешествий по своему городу, краю, стране и миру.

Экску́рсия  — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом[5].

Экскурсии учат. Каждая экскурсия включает в себя большое количество полезной и важной информации. А получив ее, заинтересованный ученик с удовольствием продолжит самостоятельное изучение предмета или науки. Так например, посещение Музея пермской нефти помогло самостоятельно изучить тему "Влияние добычи нефти на окружающую среду".

Экскурсии развивают. Любая экскурсия - всегда выход в мир, иной мир, который не окружает тебя каждый день. Это маленькое исследование, расширение общего кругозора, и географического. Каждая экскурсия – это открытие, которое позволяет немного больше быть готовым к будущей взрослой жизни. Например, в Ростове Великом в гостях у Алеши Поповича мы узнали, что канат можно перетягивать тремя способами, научились стрелять из лука, примерили кольчугу и узнали сколько же она весит.

Экскурсии помогают творить, развивают творческие способности, открывают двери в разносторонний мир искусства. При посещении музея "Тюбетейки" в с. Барда мы узнали секреты ее изготовления и смастерили себе на память, а в г. Кунгур пекли печатные пряники.

Экскурсии делают самое главное - они воспитывают уважение к памятникам, к памяти, к нашим предкам. И этот патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм вырастающий из гордости за свою страну и свой народ, построивший такие дворцы, особняки, крепости, замки.

Есть множество классификаций экскурсионной деятельности в зависимости от целей экскурсии, от способа передвижения, места проведения, содержания, состава участников и т.д. Но, в условиях проведения школьных экскурсий, имеет смысл разделить все экскурсии на две категории: развлекательные и познавательные. Представляется логичным, ввести еще одну градацию по месту проведения: внутренние (внутри региона проживания) и выездные.

Гаджеты всегда по рукой. Если у учащегося возникает какой-то вопрос, он может найти подробную статью в интернете. Но увлечение гаджетами приводит к зависимости и подмене реального мира виртуальным. Чтобы это не произошло, ребенка необходимо заинтересовать новыми открытиями, исследованиями, и в этом могут помочь старые добрый экскурсии.

2. Расчет стоимости туристического маршрута и сравнение с ценой турагенств

2.1 Выбор туристического маршрута и изучение его цены у турагенств

По результатам анкетирования, в котором приняли участие 25 человек, выяснилось, что 72% ребят проводит более 2 часов в день за гаджетами, 48% хотели бы ездить на экскурсии, для реализации туристического маршрута был выбран города Екатеринбург "Парк сказов" - 60% (Приложение 1). Ребята очень хотели побывать в Пещере у Хозяйке Медной горы, узнать об уральском писателе. П. П. Бажове, о богатствах, быте и культуре Урала, как жили и отмечали праздники во времена, когда не было телефонов, интернета и даже телевизора. А еще в«Парке Сказов» живет родной брат Деда Мороза – Урал Мороз. Его помощники с удовольствием проводят экскурсию по его терему, показывают кабинет-почту, опочивальню, мастерскую , костюмерную.

В интернете удалось найти несколько предложений, которые включали: транспортное обслуживание (автобус); путевое сопровождение гидом; программа в «Парке сказов»; обед в кафе; один сопровождающий бесплатно.

«Бонус-тур», «РаСвет-тур» - цена 5 150 рублей за человека (Приложение 2). «Солнечное Танго», «Пять сезонов» - 4 400 рублей, но в стоимость включена короткая программа в «Парке сказов» и вместо обеда – завтрак туриста.

Цена 5 150 рублей за однодневное путешествие довольно высокая и не всем "по карману", принимая во внимание, что каждую четверть мы с классом посещаем музей, бываем на экскурсии, отправляемся в путешествие. Поэтому было принято решение самостоятельно рассчитать стоимость данного тура и сравнить результаты.

2.2 Расчет стоимости туристического маршрута

Работа осуществлялась в несколько этапов:

На официальном сайте «Парка сказов» были изучены программы и цены. Самая полная программа при группе 35 человек получилась 1 270 рублей на человека. Три сопровождающих - бесплатно.

Расстояние от Перми до г. Екатеринбурга составляет 362 км, а «Парк сказов» находится в с. Арамиль – это еще 28 км. от г. Екатеринбург. Общее время в пути составляет 8 часов. Усидеть на месте такое продолжительное время детям очень сложно, спать не удобно. А вот путешествие на поезде более комфортно, безопасно и всегда становится увлекательным путешествием. Поэтому было принято решение узнать расписание и стоимость проезда на поезде.

Сайт РЖД показал, что из г. Пермь до г. Екатеринбург ежедневно курсирует большое количество поездов, время в пути 6 часов. На детей действует скидка от 50 до 70 процентов. Нами были выбраны поезда, подходящие по времени и по цене, стоимость билетов на одного ребенка составила 860 рублей и это в оба конца.

Для переезда в п. Арамиль с железнодорожного вокзала г. Екатеринбург и обратно необходимо заказать автобус. Изучив предложения автотранспортных компаний г. Екатеринбурга, была выбрана фирма «Панавто». Стоимость автобуса на 35 мест составила за 1 час 1 200 рублей. Нам автобус нужен на 5,5 часов плюс фирма берет за 1 час «Время подачи », итого 6, 5 часов. Из расчета на одного человека получилось 230,00 рублей.

Для организации обеда была выбрана сеть ресторанов быстрого обслуживания «Вилка Ложка» с домашней кухней и демократичными ценами. Меню можно составить самим, используя официальный сайт ресторана, и выбрать то, что точно съедят все ребята. Один из ресторанов находится на железнодорожном вокзале, что очень удобно, позволило "отпустить" автобус и не переплачивать за ожидание, пока дети обедают.

Таким образом, стоимость поездки с тем же набором услуг, что и у туристических агентств составила 2 590,00 рублей на одного человека (приложение 3). Покупая тур в агентстве мы бы переплатили 98,8% процентов (2 560,00 рублей на человека) или 87 040,00 рублей с группы.

Нами было принято решение конечно же отправится в путешествие, но тур организовать самостоятельно.

В ходе изучения информации для организации путешествия мне попадались интересные экскурсионные объекты. Было принято решение изучить их более подробно и рассчитать стоимость поездки с учетом посещения наиболее увлекательных мест.

1. В с. Таволги Свердловской области можно познакомится с гончарным промыслом: увидеть музейные экспонаты; узнать историю гончарного дела на Урале и этапы обработки глины; слышать в живую, увидеть воочию и своими руками ощутить момент превращения бесформенного куска глины в изящную вазу. А еще изучить и увидеть все этапы рождения глиняных фигурок, а также самому слепить сувенир на память, да еще и его раскрасить.

Стоимость полноценной экскурсии при группе 35 человек составила 300 рублей на одного. Так же нас порадовало «вкусное» и доступное предложение - заказать плотный завтрак: жаркое в глиняных горшочках из русской печи, блинчики со сгущенкой и травяной чай в глиняных стаканчиках. Стоимость 180 рублей на человека.

В г. Екатеринбург можно посетить «Уральскую свечную фабрику» и узнать на экскурсии много нового и интересного о древнейшей истории свечей и о современном производстве. Оказывается, каждый народ имел свою технологию получения воска: индейцам – приходилось жечь масляную рыбу; в Китае фитиль, плетеный из полосок рисовой бумаги, обертывали смесью перемолотых масленичных злаков, чтобы он лучше держался, в него добавляли порошок из высушенных насекомых. Для изготовления резной свечи сегодня в первую очередь делается парафиновая основа. Далее 40 раз будущая свеча опускается поочередно в нагретый цветной парафин и в воду для закрепления каждого слоя, а затем делается нарезка рисунка. И на это у мастера всего 15 минут, пока свеча теплая.

Стоимость экскурсии с мастер-классом при группе 35 человек – 350 рублей на одного, два сопровождающих - бесплатно.

Добавив два мероприятия, мы продлили аренду автобуса на 6 часов (212,00 рублей на человека) и заказали ужин (207,00 рублей на человека).

Таким образом, в процессе работы получилось создать новый, познавательный и увлекательный туристический маршрут, который включает:

проезд на поезде Пермь-Екатеринбург-Пермь,

аренду автобуса Екатеринбург -п. Таволга-Арамиль-Екатеринбург,

посещение «Парка сказов»,

посещение гончаров в п. Таволга,

посещение «Уральской свечной фабрики»,

плотный поздний завтрак, обед, ужин.

На каждом объекте нас ждали в гости мастера своего дела: гончар, свечник, Хозяйка медной горы. Поэтому туристическому маршруту я дал название: «В гости к уральским мастерам».

Итоговая стоимость нового маршрута, составила 3 874,00 рубля на человека (приложение 4). Получается, покупая тур в агентстве, который включает только посещение «Парка сказов», проезд (на автобусе), сопровождение гидом и завтрак туриста, мы бы все равно переплатили 33 процента (1 276,00 рублей на человека) или 43 384,00 рублей с группы.

Проанализировав полученную информацию, нашим классом было принято решение выбрать для путешествия маршрут «В гости к уральским мастерам». Тем более затратив время на дорогу, надо стараться увидеть максимум интересных и познавательных объектов (приложение 5).

Важно, что классный руководитель отправился в путешествие бесплатно. Часть экскурсий включали бесплатное участие сопровождающего. Также в «Парке сказов», нам разрешили 3 сопровождающих бесплатно, а значит стоимость двух сэкономленных билетов (2 по 1 270 рублей) мы смогли потратить на приобретение жд. билетов и питания для классного руководителя.

После поездки уже все 100% ребята ответили, что хотели бы ездить в дальнейшем на экскурсии. Процесс выбора интересных мест для путешествия "не виртуальная жизнь нашего класса" занимательный и творческий. Начиная со второго класса, каждый ребенок вместе с родителями вносит свой вклад в создание нового маршрута и с нетерпением ждет его реализации.

Заключение

В результате проделанной работы я изучил влияние гаджетов на подростков; рассмотрел экскурсии, как альтернативу виртуальному общению; рассчитал стоимость туристического маршрута; сравнил его стоимость со стоимостью, предлагаемой туристическим агентством; разработал и реализовал новый увлекательный туристический маршрут.

Опираясь на полученный опыт и, понимая какую сумму мы переплачиваем приобретая тур в агентстве, все последующие экскурсии и путешествия с классом были организованы самостоятельно (приложение 6). Ребята, и даже взрослые всегда их очень ждут, чтобы зарядится положительными эмоциями, получить новые знания, услышать истории удивительных открытий и стать немножечко счастливее.

Гаджеты – очень важные, полезные и в современном мире необходимые устройства для повышения комфортности жизни. Однако, пользование этими устройствами не должно вредить реальной, не виртуальной жизни. И, приложив определенные усилия, работая в команде с ребята, родителями и учителем, можно с удовольствием открыть для себя новый не виртуальный мир, получить положительные эмоции от общения.

Тема нашего проекта не потеряет актуальности еще много лет. Технический прогресс не стоит на месте. И, чтобы человечеству не превратиться в бездушных роботов, необходимо с детства воспитывать в себе эмоциональную составляющую.

Список литературы

Белоусова М.В., А.М. Карпов, М.А. Уткузова. Научная статья "Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста".

 Боголюбов, В. С. Экономика туризма. Учебник / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - М.: Academia, 2018. - 192 c.

 Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2016. - 192 c.

Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1826–1830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96284.htm.

Официальный сайт турфирмы "Бонус-тур" https://bonus-tour-perm.ru

Официальный сайт турфирмы "РаСвет-Тур" https://rasvet-tur.ru

Официальный сайт "Парк сказов" https://parkskazov.ru

Официальный сайт сети ресторанов быстрого обслуживания "Вилка Ложка" https://vilka-lozhka.com

Официальный сайт "Гончар из Таволог: экскурсии, мастер-классы, детские..." https:// gonchar-iz-tavolog.ru

Приложение

Приложение 1

Анкетирование и анализ полученных результатов

Анкета

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько времени в сутки вы проводите с гаджетами?

не использую гаджеты

менее часа

от 1 до 2 часов

более 2 часов

2. Хотели бы Вы меньше времени уделять гаджетам?

да

нет

3. Хотели бы Вы ездить на экскурсии?

да

нет

4. Какой многодневный туристический маршрут вы бы выбрали?

Казань - Свияжск

Екатеринбург "Парк сказов"

Ростов Великий "В гостях у Алеши Поповича"

ваше предложение_______________________________________

Спасибо!

Анализ результатов

Приложение 2

Предложение турфирмы "Бонус-Тур" "В парк сказов"

Приложение 3

Расчет стоимости экскурсии в "Парк сказов" г. Екатеринбург

   

Мероприятие

Цена, руб

Программа в "Парке сказов"

1270,00

Билеты на поезд Пермь-Екатеринбур-Пермь

860,00

Автобус Екатеринбург - Арамиль-Екатеринбург

230,00

Обед в ресторане быстрого обслуживания "Вилка Ложка"

230,00

Итого

2590,00

Приложение 4

Расчет стоимости экскурсии "В гости к уральским мастерам" г. Екатеринбург

   

Мероприятие

Цена, руб

Программа в "Парке сказов"

1270,00

Билеты на поезд Пермь-Екатеринбур-Пермь

860,00

Автобус Екатеринбург - Арамиль-Екатеринбург

230,00

Обед в ресторане быстрого обслуживания "Вилка Ложка"

230,00

Программа в п. Таволга

300,00

Плотный завтрак в п. Таволга

180,00

Уральская свечная фабрика с мастер-классом

350,00

Автобус Екатеринбург - с. Таволга-Екатеринбург

247,00

Ужин в ресторане быстрого обслуживания "Вилка Ложка"

207,00

Итого

3874,00

Приложение 5

Путешествием с классом "В гости к уральским мастерам" в г. Екатеринбург

Приложение 6

Экскурсии и путешествия нашего класса за период 2018-2020 гг

С сентября 2018 года мы с классом посетили:

г. Киров (музей «Дымковской игрушки», фабрика «Весна», музей «Мороженого», побывали в гостях у Кикиморы Вятской)

г. Ростов – Великий (музей «Ростовская финифть», Ростовский Кремль, музей «Царевны лягушки», Музей «Ростовского лука», «Библиотеку варенья», побывали в гостях у Алеши Поповича)

Музей пермской нефти

Музей истории авиационного двигателестроения

Производство мягких игрушек

Краснокамскую фабрику деревянной игрушки

Музей ложки г. Нытва и конный клуб «Слобода» п. Сергино

«Кунгурская ледяная пещера» и этнографический музей «Ермака»

Агрофирма «Труд» (с. Троельга)

Производство «Вязовских пряников»

Музей «Бардымской тюбетейки» и краеведческий музей в с. Барда

Музей В. Каменского (п. Троица).

Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Кунгурский краеведческий музей

Музей-бункер в ЗАТО "Звездный"

Музей «Про детей»

Музей роботов трансформеров

Экскурсионную программу «Я аптекарь»

Экологическую тропу «Под липками»

Ботанический сад

Представления в ТЮЗе и «Театре кукол»

Исторический парк Россия - Моя история

Просмотров работы: 41