Памятники и их судьбы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памятники и их судьбы

Каламбет Л.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени И.Ф. Вараввы Староминского района
Штомпель Г.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени И.Ф. Вараввы Староминского района.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. Бои Второй мировой войны давно отгремели, и события самых страшных и кровавых лет в истории человечества постепенно выветриваются из памяти людей, проходя путь от поколения к поколению. Поддерживать память должны многочисленные мемориалы, посвященные храбрости и несгибаемой воле воинов, боровшихся с нацизмом и ценой своей смерти давшие жизнь нам.

Но современные политики, в большинстве своем не видевших ужасов войны, ради сиюминутной выгоды и в рамках борьбы с другими странами нередко начинают крестовые походы против памяти, уничтожая или же перенося мемориалы советским воинам-освободителям. В этой работе я расскажу вам о наиболее резонансных случаях преступных действий властей близлежащих государств, покусившихся на памятники героям.

Цель работы: рассмотреть причины уничтожения памятников и сохранения.

Задачи работы: Собрать документальный материал; провести анализ полученных материалов и обобщить данные; обобщающий, связанный с оформлением самой работы.

Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся рассмотреть причины уничтожения памятников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации.

Исследование осуществлялось в период с сентября 2020 и включало 3 этапа: напервом подготовительном этапе определены цель и задачи исследования, происходило  изучение материалов. Навтором реализационном этапе - выполнение плана работы по сбору материалов. На третьем аналитическом этапе - обобщение результатов.

Предполагаемый результат:  собрать материал о памятниках культуры, уничтоженных в Европе.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив районного музея. Для написания своей работы я использовала документальную, монографическую, научно-популярную литературу, интервью.

Значение памятников культуры для общества и отдельной личности.

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эпох и государств, рост экстремистских и фашистских движений среди молодежи, роль воспитания молодых поколений только усиливается.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния памятников на современную культуру и молодежь. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы.

Результатом этого исследования является подтверждение факта, что привлечение таких краеведческих материалов, как историко-монументальные памятники, могут создать атмосферу причастности к истории, позволить получить новые знания относительно культуры и истории.

Выводами работы могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения памятников культуры. Памятники истории искусства нужны и важны для всех слоев населения, и этот вопрос не вызывает сомнения. Однако, некоторые краеведческие материалы родного края неоправданно забыты и потеряны для юношей и девушек нашей страны, хотя и обладают огромным потенциалом для воспитания и развития у них чувства Родины, гордости за свой народ, край и страну, патриотизма и оптимизма. Памятники культуры необычайно разнообразны.
Проблема патриотического воспитания и формирования бережного отношения к культуре своей страны и народа должна решаться ежедневно и постепенно, где не последнюю образовательную и гуманистическую роль играют памятники культуры и истории.
Среди многочисленных характеристик, которые даются памятникам архитектуры и памятникам культуры, не следует забывать самую главную, исконную, а именно ту, что данный объект есть предмет памяти. Это первая сторона общественной ценности древних зданий.

На рубеже XVIII и XIX вв. были открыты сказочные шедевры древнегреческой архитектуры. Публикации о них французских и английских исследователей произвели ошеломляющее впечатление на современников. Возрожденная в общественном сознании

Греция и ее античная культура были у всех на устах. Начало широко распространяться движение фил эллинизма (в Англии, Германии, США, Австрии, Франции). Собирались пожертвования на борьбу за освобождение порабощенной страны. Формировались многочисленные отряды добровольцев, отправлявшихся на поля сражений. Во главе одного из таких отрядов в 1823 г. прибыл в Грецию знаменитый Байрон, который здесь и погиб. Получив мощную поддержку в мировом общественном мнении, страна и народ были спасены. В 1830 г. Греция стала независимым государством. Не удивительно, что первым актом самостоятельного правительства Греции было символическое восстановление одной из упавших колонн Парфенона (см. приложение 1рис.1) [3].

Причины уничтожения памятников.

...Солнце палит так, что даже трава пожелтела. Тишина, слышно только птиц. На кладбище неподалёку от аэропорта Варшавы, куда не кинь взгляд, видны одинаковые столбики могил с полустёртыми красными звёздами. «Лев Крупников, 15 января 1945», «Виктор Кравченко, 4 октября 1944», «Иван Киселёв, 14 сентября 1944» — все фамилии написаны по-польски, на латинице.

Здесь лежит 21 468 советских солдат, погибших при освобождении столицы Польши во время Варшавско-Познанской операции. Ни одного человека вокруг. Ни единого венка не лежит у скульптур, изображающих раненых в бою красноармейцев...

С грустью вспоминается тот же Трептов-парк в Берлине (см. приложение 2 рис.1-2): там подножие каменной фигуры нашего солдата с девочкой на руках утопает среди цветов. Впрочем, есть вероятность, что и самих скульптур в Варшаве скоро не будет. Институт национальной памяти Польши ещё весной выступил с предложением: снести 500 памятников советским воинам, погибшим за освобождение страны от нацистов.  В 1939-1944 годах немецкие оккупанты уничтожили 6 миллионов поляков: не приди на помощь Советский Союз, мы через двадцать лет попросту исчезли бы как нация. Однако, происходящая в Польше вакханалия вокруг памятников павшим — извращённые игры сугубо политиков и правительства, а не обычных людей. В апреле 90 % жителей польского города Жешув выступили категорически против демонтажа мемориала солдатам Красной Армии: власти были вынуждены учесть их позицию. Отныне памятники русским начали снимать втихую, не устраивая опросов среди граждан. Такая вот у нас замечательная демократия, что мнение народа Польши чиновников не интересует

21 октября 2017 года в Польше вступил в силу обновленный закон о декоммунизации, который предусматривает снос памятников и мемориалов, отдающих "дань памяти лицам, организациям, событиям или датам, символизирующим коммунизм или другой тоталитарный строй. Его эксперты заявили, что к пропагандирующим коммунизм относятся около 230 памятников Красной армии в стране. Большинство из них уже снесены.

Власти Польши утверждают, что российско-польские соглашения в мемориальной области касаются только кладбищ и воинских захоронений, гарантируя, что установленные в таких местах мемориалы демонтироваться не будут. Памятники, находящиеся вне кладбищ, руководство страны называет символическими, напоминающими о коммунистическом периоде в истории республики. Согласно принятой в стране в последнее время трактовке, Красная армия принесла Польше не освобождение от фашизма, а новую оккупацию, поэтому памятники в честь погибших на территории страны красноармейцев следует устранить.

За прошедшие годы в Польше было ликвидировано свыше 420 советских памятников вне мест захоронений. Дипломат подчеркнул, что «возобновление диалога и взаимодействия с Варшавой по историческим вопросам невозможно», пока в стране официально отрицается освобождение страны Красной армией.

 Осенью 2014 года МИД Польши сообщил, что, по данным местных властей, таких памятников на то время оставалось около 290 (куда пропали остальные, объяснять не стали). Летом 2017 года польский Институт национальной памяти называл цифру около 230. Впоследствии официальных заявлений на эту тему с польской стороны не делалось. Летом-осенью 2018 года посольство и генконсульства России в Польше провели масштабную проверку сохранности советских мест памяти вне мест захоронений: на тот момент их было 134. Польские власти протесты российской стороны демонстративно игнорируют и не скрывают расчетов на то, что после завершения сноса памятников вопрос будет закрыт и тема постепенно сойдет на нет, — заявил посол.

Собеседники в дипломатических кругах Варшавы пояснили «Известиям», что она не согласна с обвинениями Москвы по этому вопросу. Польские власти исходят из того, что межправительственный договор от 1994 года, на который ссылается РФ, касается только защиты кладбищ и мест захоронений. В Москве, однако, утверждают, что действие вышеупомянутого соглашения распространяется как на захоронения, так и на места памяти военнослужащих и гражданских лиц, погибших, убитых или замученных в результате войн и репрессий.

При освобождении Польши в 1944–1945 годах на территории этой страны погибло около 600 тыс. советских солдат и офицеров (из 1 млн умерших при освобождении всех стран зарубежной Европы) [1]. 

3.Отношение к памятникам культуры в моей станице.

Сегодня станица – это небольшой скромный населенный пункт. В нем работает всего несколько предприятий, которые почти полностью обеспечивают необходимыми товарами местных жителей. Есть крупные фермерские хозяйства, ж/д станция. Работает пять школ, интернат. Есть свой Дворец Культуры. Функционируют музыкальная, художественная и спортивная школы. Работают кинотеатр, поликлиника и несколько банков. В моей станице также есть памятники культуры.

Отношение людей к памятникам культуры в станице действительно хорошее. Перед каждым праздником, я не раз замечала, как же люди стараются привести в порядок каждый памятник. Ведь это наша честь, слава, которой мы должны гордиться. Мемориал в парке 30-летия Победы, который находится в парке 30 - летия Победы выглядит очень достойно. Надо сказать, что, когда в 70-х годах все сооружали бетонные постаменты и штукатурили их, в Староминской установили монолитную гранитную стелу (см. приложение 3рис. 4). И не прогадали, несмотря на то что хлопот было очень много. Стела простояла 40 лет, ничего с ней за это время не случилось [4].

Плиты из белого мрамора с выбитыми золотыми фамилиями погибших в виде страниц раскрытой книги разместили сразу за ней (см. приложение 3 рис 2). Также на мемориальном комплексе бюсты четырех Героев Советского Союза, памятник неизвестному солдату (см. приложение 3 рис.1-2), постамент со священной землей из городов-героев — это действительно комплекс [5]. И конечно же, полный список погибших — его неотъемлемая часть. Именно здесь, у Книги Памяти, провожают в армию и проводят все патриотические мероприятия. — Работа по внесению фамилий всех погибших на мемориал началась по инициативе совета ветеранов еще в 2005 году, когда объявили о сборе средств. Здесь же в парке — памятные знаки воинам, погибшим в Афганистане и локальных войнах. Однако особенно выделяются необычной подачей именно каменные страницы книги [6].

4.Как защитить памятники?

Памятники являются жизненно важной частью любой страны, и их сохранение является долгом каждого гражданина страны. Поскольку они являются воспоминанием .
Чтобы защитить их в первую очередь, все мы нуждаемся в осознании их ценности. Кроме того, памятники являются наследием всей нации, поэтому защищать и сохранить их — это обязанность каждого гражданина, а не только правительства.

Чтобы не дать повод сносить памятники, их нужно строить с применением антивандальных технологий. Чтобы монумент был прочно закреплен, его нужно минимум на 1/3 погрузить внутрь постамента и залить сверху бетоном. В таком случае, чтобы сдвинуть памятник, вандалам придется сначала разрушать основание, а делать это очень непросто.

Что делать со старыми? Оскорбительные надписи краской и граффити с памятника будут "спадать" или стекать на землю, если гранит (бронзу, мрамор, камень) предварительно покрыть специально разработанным для этих целей гидрофобным покрытием. Его наносят на поверхность как обычную краску кистью, валиком или из краскопульта. После высыхания образуется прозрачная бесцветная пленка. Она не вредит внешнему облику скульптуры. И на открытом воздухе продержится два года.

Кстати, иногда памятники сами "не сдаются без боя". В том же Харькове во время сноса монумента Ленину произошел показательный инцидент. Националисты болгаркой подпилили Ильичу ноги, накинули тросы и попытались свалить с постамента. Ленин стоял как вкопанный, трос порвался и выбил глаз одному из вандалов [1].

5.Защита памятника от влаги.

Основным разрушающим фактором для гранита является влага. Так как структура этого камня пористая, вода имеет свойство просачиваться в гранит капиллярным способом. Под влиянием температурных расширений влага в порах разрушает гранит изнутри, в результате чего на его поверхности со временем образуются сколы и трещины.

При длительном воздействии влаги картинка смывается, гравировка теряет четкость и постепенно сливается с гранитной плитой. Чтобы защитить памятники от преждевременного разрушения, используются специальные средства, отталкивающие воду от поверхности камня (см. приложение 4 рис.1).

После нанесения специального покрытия, происходит создание нерастворимых кристаллов, которые закупоривают поры в структуре камня и не дают воде проникать. Благодаря этому:

памятники годами сохраняют первоначальный цвет и блеск;

изделия не темнеют / не светлеют под воздействием влаги и ультрафиолета;

сохраняется четкость рельефа надгробных надписей и портретов усопших;

Другой важный принцип ухода за памятниками – очищение поверхности от загрязняющих субстанций. Особенно вредны для гранита различные смолянистые вещества, которые содержатся в листве, цветах, иголках и семенах многих растений. Попадая на поверхность гранита, они образуют пятна, которые очень трудно смыть [2].

6.Правила очищения памятников из гранита.

При каждом визите на могилу возникает необходимость очистить памятник от различных загрязнений – пыли, грязи, птичьего помета, следов от листьев (см. приложение 4 рис.2). Гранит допускает использование воды и мыльных растворов, которые наносятся и удаляются мягкой тканью или губкой [2].

Внимание! Запрещается использовать для очистки гранита металлические щетки, шпатели и другие изделия из металла, а также абразивные порошки. Они делают царапины на гладкой поверхности гранита и лишают его блеска.

Заключение.

В заключение хочется отметить, что проблема исчезновения памятников истории и культуры весьма актуальна в наше время. Человек уничтожает старинные здания с неповторимой архитектурой, на месте которых появляются новые однотипные "многоэтажки", которые не несут никакой культурной ценности.

Сохранение памятников, как и их установка, по-прежнему остаётся делом народным. А отношение людей, государства к таким сооружениям показывает их духовный уровень и культуру. Мы должны остановить эту тенденцию. Ведь люди, которые забывают прошлое, не имеют будущего.

Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки мужества, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.

Список использованной литературы.

Уничтоженные памятники в Польше, Берлине и других. https://iz.ru/

Уход и защита памятников. https://tass.ru/

Общественное значение памятников. http://art-con.ru/

Материалы Староминского районного музея.

Материалы Староминского архива.

Мемориал «Книга памяти» https://amramor.ru/news/memorial-kniga-pamyati-v-starominskoy-i-v-kuschevskoy-10.html

Приложение

Приложение 1

Рис.1 Парфенон

Приложение 2

Рис.1-2 Трептов - парк

Приложение 3

Рис.1-4 Мемориал в станице Староминской

Приложение 4

Рис.1-2Реставрационные работы

Просмотров работы: 21