Театр и актеры военных лет в городе Шахты

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр и актеры военных лет в городе Шахты

Мишин З.В. 1Мишин З.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Средняя общеобразовательная школа №21 г.Шахты"
Бондарева Т.А. 1
1МБОУ "СОШ №21 г.Шахты"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Актуальность исследования. Выбор темы данной работы связан с празднованием 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Огромную роль в обеспечении победы над фашисткой Германией сыграл боевой подвиг и трудовой героизм нашего народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. В годы суровых испытаний партией и правительством Советского Союза уделялось большое внимание сохранению боевого духа солдат и тружеников тыла. И в этом большая роль принадлежала творческой интеллигенции. В годы войны не прекращалась работа и Шахтинского драматического театра. Автор работы провел исследование и анализ деятельности театра и актеров в военный период.

Объект исследования: статьи газет, воспоминания о деятельности Шахтинского драматического театра в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является деятельность театра в военный период. Хронологические рамки исследования охватывают период 1941-1945 годы.

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить основные направления деятельности театра в военный период, с какими проблемами он сталкивался.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1.Изучить архивные материалы, по данному периоду. 2.Определить важнейшие события и достижения. Методы исследования: анализ архивных документов, описательный метод, включающий в себя классификацию и обобщение собранного материала. Практическая значимость: материалы исследовательской работы могут быть использованы для создания тематической виртуальной экскурсии для музейной комнаты школы, для проведения уроков истории и классных часов.

Обзор литературы. Тема исследовательской работы достаточно узкая. Поэтому обобщенной информации немного. В своей работе использовал статьи из газеты «Красный шахтер», которая хранится в ГКУ РО «ЦХАД» г.Шахты, архивные документы Шахтинского драмтеатра, информацию сборника «Город Шахты», а также Интернет-ресурсы.

II. Основная часть.

2.1. Театр города Шахты в предвоенный период.

Театр занимает особое место в культурной жизни любого города. Большую часть своей истории город Шахты прожил с театром, который был и остается неотъемлемой частью духовного мира современников. Первые драматические коллективы в городе возникли в шахтерском поселке Артем в 1923 году. Артистами были шахтеры и служащие. Постепенно драматические кружки приобретают профессиональное значение, несмотря на первоначальный недостаток образования, благодаря энтузиазму и титаническому труду со временем они вышли на профессиональный уровень, но своего здания у театра пока не было.1

Первая пятилетка стала значительной вехой в культурной жизни города. В 1929 г. в одном из просторных зданий на Советской улице открылся Рабочий театр.2 1929 год можно считать днем рождения профессионального городского театра. И в том же году театру было присвоено имя Томского. Это был самый настоящий храм искусства со сложными сценическими механизмами. Сразу же после открытия театр получил статус профессионального. В его репертуар обязательно включалось не менее двух произведений классической драматургии. К постановкам относились очень трепетно, привлекались лучшие творческие умы. Каждая премьера являлась грандиозным событием в культурной жизни города. Театр был построен для трудящихся шахт и считался рабочим.3

2.2. Шахтинский драматический театр в годы войны.

С началом Великой Отечественной войны деятельность Шахтинского драматического театра была продолжена. К сожалению, сведений об этом периоде осталось очень мало, так как в период оккупации города архивы театра были сожжены немцами. Особенно большое агитационное значение приобретает искусство, когда вся страна ведет ожесточённую борьбу с фашизмом. В каждом номере городской газеты «Красный шахтер» печатались афиши театра.

Весенний репертуар 1941 года в театре открывался премьерой драмы по произведению А.Н. Островского «Светит да не греет», художественный руководитель В.С. Бардин. В постановке задействованы актеры: Веприцкий А.Г., Копенкин А.С., Коновалова Е.Н., Кастров Н.И., Емельчанинов П.М., Котляровская Н.А., Кахановская О.Ч., Лерма Е.Ф., Маков Д.П., Шаванова В.А.. Одновременно на сцене театра даны три дневных спектакля для детей в период весенних каникул по уменьшенным ценам от 1 до 4 рублей. Это постановки: 23 марта 1941 года комедия по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума», 27 марта пьеса М. Горького «Мещане», 30 марта пьеса В. Дарасели «Большое сердце» (Приложение 1).4 Следует отметить, что жители города были не только большими знатоками и ценителями театрального искусства, но и критиками. В газете «Красный шахтер» публикуются статьи с критическими замечаниями к постановкам, игре актеров. Так, автор статьи под названием «Горе от ума», пожелал остаться неизвестным, оставив только инициалы Е.С., пишет о превосходной игре Е.Ф. Лермы. Актриса создала сатирический образ графини – бабушки. Но автор отмечает необходимость детальной доработки третьего акта спектакля, на сцене много беспорядочной суеты. Спектакль «Горе от ума» нельзя считать вполне завершенным, хочется верить в то, что он будет доработан и может войти в золотой фонд постановок шахтинского театра.5 Пьеса «Мещане» по произведению М. Горького, напротив, получила только положительные отзывы (Приложение 2). Автор статьи проводит детальный анализ произведения и игры актеров. Особо отмечена игра актеров Л.М. Кибирева (в роли Петра), И.С. Каменской (в роли Елены), Н.С. Бронич (в роли Акулины Ивановны).6 27, 28, 30 апреля на сцене драматического театра дана постановка водевиля (комедии) – явления, не совсем обычного и привычного для шахтинского зрителя. Спектакль «Взаимная любовь» по произведению Ильи Рубинштейна, режиссёр – постановщик А.С. Копенкин, получил не только восторженные отзывы, но и критические замечания. В своей статье гражданин Н. Вечеркин пишет: «Взаимная любовь страдает многими драматургическими погрешностями – много наивности, нагромождения ненужных деталей, чрезмерная растянутость отдельных сцен».7 Несмотря на критику постановки, отмечалась прекрасная игра актеров: Устюжанина, Игнатовой, Макова, Кибирева, Кахановской, Копенкина, Цветковой, и, особенно, запоминающейся зрителю стала игра исполнителей главных ролей Ботунова и Бронич, а также высокое качество оформительской работы художника Матусевича.

Советский театр являлся активным участником не только культурной, но и политической жизни города, местом проведения массовых мероприятий. 22 февраля 1941 в Шахтинском драмтеатре состоялось торжественное заседание, посвященное XXIII годовщине Рабоче-Крестьянской Армии и Военного - Морского Флота. В заключение коллективом драмтеатра был показан спектакль «Большое сердце», повествующий о героях гражданской войны.8 Несмотря на тревожные сводки о военных действиях в мире, в драматическом театре проходили заседания, совещания, лекции советов партии и профсоюзов. Так, 24 февраля в театре была прочитана лекция о международном положении.9 29 апреля 1941 года в городском драмтеатре состоялось торжественное заседание партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций трудящихся города, посвященное международному празднику – 1 Мая.10

Сцена драмтеатра была не только местом выступления актеров шахтинского театра. Здесь проходили гастрольные концерты коллективов из других городов Советского Союза. Газета «Красный шахтер» опубликовала статью о начале гастролей с 10 февраля 1941 года Ростовской областной филармонии лауреатов Всесоюзного конкурса артистов эстрады Аркадия Погодина и Елены Кетат. Они были известны как одаренные исполнители неаполитанских и лирических песен. (Приложение 3). Концерт проходил на сцене городского драмтеатра, о чем свидетельствует афиша в газете.11 15 апреля 1941 года в театре проходил концерт джаз - ансамбля Ростовской областной филармонии под управлением Якова Скоморового.12 26 июня в городе начинались гастроли Ворошиловградского Украинского музыкально – драматического тетра. 13 Узнав о подлом нападении врага, Ворошиловградский драмтеатр полностью перестроил свою работу, продолжая гастроли в г.Шахты. Театр переключился на выступления в мобилизационных пунктах, на шахтах, изменив свой репертуар.14

22 июня 1941 года стало самой трагической страницей в истории Советского государства – началом Великой Отечественной войны. В этот день, наверное, мало кто осознавал масштабы надвигающейся катастрофы. В 1941 году творческий состав Шахтинского драматического театра насчитывал более пятидесяти человек. Многие работники театра ушли на фронт и не вернулись, а перед самой оккупацией города, оставшиеся актеры были эвакуированы. Но не все смогли уехать. В боевой обстановке было дано 46 концертов – спектаклей. В годы войны в коллективе был, как принято, было тогда величать, товарищ Бухаркин, по должности основной режиссер. Он-то и рискнул (в 41-м то!) перевести на театральный язык гениальный роман Льва Толстого. Война уже полыхала своим уничтожающим огнем, и потому вполне уместным в репертуаре выглядели «Гибель Эскадры» и «Ключи от Берлина». Но под аккомпанемент левитановского «от Советского информбюро…» шла и «Анна Каренина». На аншлагах. И ни у кого не поворачивался язык говорить о том, что светские рауты девятнадцатого века неуместны во время всенародной беды. И уходили на фронт, чуть ли не из театрального зала, и умирали на этой войне за мир, прошлый и будущий…15

«Как бы мы не были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных наших забот» - пишет газета «Правда» 24 марта 1942 года. Шахтинский городской драмтеатр после публикации сразу же включил в свой репертуар обслуживание маленьких граждан города. Силами молодых актеров подготовлена специальная программа утренника для детей дошкольного возраста. В программу вошла пьеса «Тетя Люба» и концерт из детских стихотворений и песен. 29 марта 1942 года состоялся первый утренник, который посетили более 500 детей трудящихся города. В газете «Шахтинские известия» отмечается хорошая игра молодых актеров: Раи Грисенко в роли юного пионера Бори (это ее первая роль), с которой актриса прекрасно справилась. Также успешной была игра Т. Орловской в роли Муси и В. Сушковой в роли Шуры. В пьесе было много песен, шуток, что делало ее интересной, даже взрослым. Концертная программа состояла полностью из детских стихотворений и песен. Однако не обошлось и без критики о том, почему в программе не использованы детские стихи С.Я. Маршака и других советских поэтов о любви к Родине и патриотизме.16

Несмотря на полыхающее пламя войны, Шахтинский театр продолжает свою деятельность. Художественный руководитель татар Бухаркин С.Н. рассказал о планах театра на лето 1942 года: «В мае заканчивается зимний сезон, с 29 мая по 7 июля 1942 года театр будет давать спектакли в Каменске, Красном Сулине, а в конце июля – августе в Новочеркасске. Пьесу К. Симонова «Русские люди» театр покажет в Каменске в годовщину начала Отечественной войны – 22 июня. (Приложение 4). В нашем городе летом будет работать театр миниатюр (режиссер А.С. Копенкин), Новочеркасский городской драмтеатр и концертные бригады Ростовской областной филармонии».17

17 мая 1942 года на сцене драмтеатра прошел премьерный показ исторической пьесы по произведению А. Островского «Василиса Мелентьева», режиссер – постановщик Маков Д.Н., он же исполнитель роли дворянина А. Колычева и Бухаркин Н.С. в роли Ивана Грозного.18 23 мая театр поставил для бойцов Красной Армии, находящихся проездом в г.Шахты, спектакли «Василиса Мелентьева», «Сентиментальный вальс». Бойцы выразили большую благодарность актерам и пожелали творческих успехов. 19

С 21 июля 1942 года по 12 февраля 1943 года продолжалась оккупация города Шахты немецко – фашистскими захватчиками.

В период оккупации города в 1942 г. фашисты нанесли значительный ущерб городскому хозяйству. В списке многочисленных фактов разрушений – поджог здания театра. Сгорело все: декорации, костюмы, архивы. В фондах шахтинского музея хранятся воспоминания актёров о страшном времени оккупации. Например, актриса Лидия Загорулько пишет: «Каждый день мы репетировали пьесу «Мадемуазель Нитушь», и если бы кто-то отказался от репетиции, нас всех сослали бы в Германию на работу… Всё время хотелось есть, и для того чтобы добыть еду, мы ходили на базар, где продавали свои сценические костюмы и украшения…».20

А через два дня после освобождения города работники театра обслуживали части Красной Армии концертами и спектаклями. Частыми гостями были артисты в госпиталях. Раненые госпиталя №5782 с большой теплотой отзывались о спектакле «Не всё коту масленица» А. Островского. Шли концерты – спектакли и на сценах шахтерских клубов. Много было трудностей, негде было изготавливать декорации, шить костюмы. Но в такое трудное для страны время Ростовский облисполком нашел возможность выделить 50 тыс. на ремонт театра.После окончания войны здание театра решено было восстановить, надстроив 3-й этаж. Но спектакли здесь уже не играли. Позже в этом здании находилось общежитие железнодорожников. До недавнего времени там располагались Департамент труда и социального развития и шахтинский отдел Пенсионного фонда. 21 Даже в суровые военные годы театр получал финансирование, подтверждением являются Годовой бухгалтерский отчет за 1943 год22 и Годовые отчеты по основной деятельности и внебюджетным капиталовложениям за 1944-1945 годы, которые хранятся ГКУ РО «ЦХАД» г.Шахты. Анализ документов показал, что финансирование театральной деятельности осуществлялось на основе государственных дотаций и внебюджетных поступлений. Основными были затраты: на ремонтно - строительные материалы, амортизационные фонды, на новые постановки, реквизиты, а также заработную плату, доплаты за выслугу лет, за совмещение профессий, за переработку норм выступлений. Баланс средств указан по состоянию на 1 января. В 1943 он составил 144700 рублей, в 1944 году – 205720 рублей, 1945 – 288692 рубля. В отчете за 1944-1945 годы местоположением драмтеатра значится ул. Шевченко, 87, т.е. помещение нынешнего военкомата (Приложение 5). 23

2.3. Восстановление драмтеатра.

9 мая 1945 года Советский союз праздновал Победу в Великой Отечественной войне, которая унесла жизни более 27 миллионов. Страна лежала в руинах, предстояло построить новые дома, предприятия, дороги, школы. Но, даже в это непростое время, было принято решение о выделении средств на восстановление здания городского драмтеатра. Об этом свидетельствует телеграмма от 24 июня 1945 года председателю исполнительного комитета шахтинского городского совета депутатов трудящихся тов. Гончарову. В телеграмме говорится о том, что в марте 1945 года в город Шахты был командирован архитектор Медведев, для утверждения проекта восстановления, который был выполнен в соответствии с договором с Ростовским Областным Отделом Искусств. После обследования на месте разрушенного здания архитектор Медведев, несмотря на личное отрицательное отношение к восстановлению здания, телеграммой от 30 апреля дал свое согласие на проектирование и просил подтвердить заказ и указать ориентировочную сумму проекта(Приложение 6).24 Однако окончательным было решение не о восстановлении разрушенного здания театра, а о строительстве нового. ГКУ РО «ЦХАД» хранится личное письмо архитектора Медведева к Сергею Николаевичу (фамилия не указана, вероятно, Гончарову) (Приложение 7). Автор письма от 4 ноября 1945 года сообщает о готовности чертежей фундамента, цокольного этажа, утвержденных трудовым соглашением и ждет приглашения для разбивки здания. Также Медведев пишет о том, что будет встречаться в Москве с Наркомом угля, и планирует показать проект здания театра в городе Шахты (Приложение 8). Кроме того, архитектор говорит о неких соображениях в разговоре с Наркомом, которые должны повлиять на темпы и качество работ. Медведев отмечает, что было бы хорошо Сергею Николаевичу самому прибыть в Москву на несколько дней по вопросам проектирования, чему он мог бы посодействовать в Комитете. В завершении письма Медведев пишет об уместности распоряжения о переводе остальной суммы по трудовому соглашению25.

В 1953 году Шахтинский городской драмтеатр переехал в большое красивое здание на улице Шевченко,143, где располагается и в настоящее время. Театр за свою историю неоднократно менял свое название: с 1965 драмтеатр стал называться театром имени Николая Погодина, с 1992 по 2006 год Драматический театр «Пласт» города Шахты, а с 2006 года театр носит название Шахтинский Драматический Театр.

III. Заключение.

Изучив основные направления деятельности городского драматического театра в годы Великой Отечественной войны, можно сделать вывод: партия и правительство советского государства уделяли большое внимание вопросу культурной жизни, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Деятельность театра не прекращалась даже в самые тяжелые дни для нашего города и страны.

В настоящее время в театре работает замечательная творческая группа артистов, художников, музыкантов, которые вместе трудятся над созданием спектаклей. Творческие достижения наших актеров отмечены высокими званиями, дипломами фестивалей и конкурсов, а главное – любовью и признанием зрителей.26

IV. Литература и источники.

1. Архивные документы Шахтинского драмтеатра.

2. ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941.

3. ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1942.

4. Годовой бухгалтерский отчет, 1943 г.// ГКУ РО «ЦХАД». Ф. Р-1079. Ед. хр. 1. Л. 1-13.

5. Годовой бухгалтерский отчет, 1944-1945 г.// ГКУ РО «ЦХАД». Ф. Р-1080. Ед. хр. 1. Л. 1-20.

6. Сборник «Город Шахты» – Ростовское книжное издательство, 1974 г.

7. Интернет-ресурсыhttp://teatrplast.ru/about-theatre/history (режим доступа на 05.11.2020).

8. Интернет-ресурсыhttp://bloknot-shakhty.ru/news/do-voyny-shakhtinskiy-teatr-nazyvalsya-rabochim-i- (режим доступа на 05.03.2021).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Проект здания театра

Приложение 9.

Современный вид Шахтинского драмтеатра

1 http://teatrplast.ru/about-theatre/history

2 Сборник «Город Шахты» – Ростовское книжное издательство, 1974 г.

3 http://bloknot-shakhty.ru/news/do-voyny-shakhtinskiy-teatr-nazyvalsya-rabochim-i-

4 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 68. 22 марта. С.5

5 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 42. 20 февраля. С.4

6 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 52. 4 марта. С.4

7 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 104. 5 мая. С.4

8 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 45. 22 февраля. С.4

9 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 45. 22 февраля. С.5

10 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 94. 30 апреля. С.2

11 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 33. 9 февраля. С.4

12 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 73. 15 апреля. С.4

13 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 148. 25 июня. С.5

14 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1941. № 170. 20 июля. С.5

15 http://bloknot-shakhty.ru/news/do-voyny-shakhtinskiy-teatr-nazyvalsya-rabochim-i-

16 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1942. № 78. 3 апреля. С.1

17 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1942. № 113. 16 мая. С.4

18 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1942. № 118. 22 мая. С.5

19 ГКУ РО «ЦХАД». Газета «Красный шахтер» 1942. № 119. 23 мая. С.4

20 http://bloknot-shakhty.ru/news/do-voyny-shakhtinskiy-teatr-nazyvalsya-rabochim-i-

21Архивные документы Шахтинского драмтеатра.

22 Годовой бухгалтерский отчет, 1943 г.// ГКУ РО «ЦХАД». Ф. Р-1079. Ед. хр. 1. Л. 1-13.

23 Годовой бухгалтерский отчет, 1944-1945 г.// ГКУ РО «ЦХАД». Ф. Р-1080. Ед. хр. 1. Л. 1-10.

24 Годовой бухгалтерский отчет, 1944-1945 г.// ГКУ РО «ЦХАД». Ф. Р-1080. Ед. хр. 1. Л. 15

25 Годовой бухгалтерский отчет, 1944-1945 г.// ГКУ РО «ЦХАД». Ф. Р-1080. Ед. хр. 1. Л. 17-18

26 http://bloknot-shakhty.ru/news/do-voyny-shakhtinskiy-teatr-nazyvalsya-rabochim-i-

Просмотров работы: 28