Боевые награды времён Великой Отечественной войны

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Боевые награды времён Великой Отечественной войны

Ерёмин А.И. 1Иванов А.М. 1Салуян М.В. 1
1МАОУ Гимназия №10
Солодухина А.Г. 1
1МАОУ Гимназия №10 г. Новосибирск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Ежегодно на классных часах и на уроках мы говорим о Великой Отечественной войне, ее роли в истории нашей страны, значении в жизни каждого россиянина. Мы узнаём у своих родных о воевавших родственниках, о тех, кто работал в тылу. Узнаём, как тяжело и страшно было в годы войны. Гордимся подвигами советских людей, не жалевших свои жизни в борьбе с врагом.

В этом году на классный час к нам пришла внучка ветерана, которая рассказывала о своем дедушке и показывала его боевые награды. В числе его наград были и ордена, и медали. Мы заметили, как мало одноклассники знают о наградах своих прадедушек и прабабушек. А ведь очень важно знать историю своей семьи, своей страны. Нас заинтересовало, чем же отличаются орден и медаль и за что именно их давали. Также мы решили выяснить, какая награда была самой высшей.

Цель исследования: изучение орденов и медалей, которыми награждали за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны для создания сборника боевых наград.

Задачи:

познакомиться с понятиями орден и медаль, узнать их отличия;

изучить литературу по данной теме (книги, интернет-источники);

составить список наград времён ВОв, располагая по значимости;

разработать общие критерии анализа наград времён ВОв для составления сборника «Боевые награды Великой Отечественной войны»;

разработать правила для обучающих игр на знания орденов и медалей ВОв для начальной школы.

Гипотеза: мы предполагаем, что наши сверстники мало знают о боевых наградах ВОв, отличия ордена и медали и виды наград. Также мы предполагаем, что ребятам мало известно об орденах и медалях своих воевавших родных.

Методы проекта:

- сбор информации по теме исследования, ее анализ и обобщение;

- анкетирование четвероклассников и анализ полученных результатов;

- опрос родственников о наградах воевавших родных.

Продукт проекта: сборник «Боевые награды Великой Отечественной войны»; серия обучающих игр, направленная на повышение знаний о наградах времён ВОв.

Практическая значимость: сборником «Боевые награды Великой Отечественной войны» могут воспользоваться ученики и учителя начальной школы и истории на классных часах и уроках, посвященных истории Великой Отечественной войны; обучающими играми могут пользоваться как ученики для знакомства с наградами времён ВОв и их историей, так и учителя для образовательных целей.

Орден и медаль. Определение понятий

Великая Отечественная война принесла много боли и горя нашей стране. Мирные жители не были готовы к войне, они не умели воевать. И тем не менее многие отправились на фронт в первые дни после объявления войны, потому что не могли оставаться в стороне от страшных событий. Наш народ мужественно и героически защищал свою землю от врага, считая это своим долгом. За подвиги и героизм многие воины были неоднократно награждены орденами и медалями.

Предлагаем разобраться в понятиях «орден» и «медаль», узнать в чём их отличия.

Орден - особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги перед государством.[2] Слово «орден» происходит от нем. Orden или лат. ordo — «ряд, порядок». Предшественниками современных орденов были рыцарские знаки. Эти ордена указывали на принадлежность рыцарей к одному клану с общими ценностями. Ордена периода Советского Союза состояли, как правило, из самого ордена, колодки (не всегда) и орденской книжки, в которой указывались все данные награжденного. Первым орденом Советской России был орден «Красного знамени», учреждённый в 1918 году и являвшийся высшим государственным орденом до 1930 года (в этом году был учреждён орден Ленина). Ордена могут иметь несколько степеней без названия или только одну.

Медаль - знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь или отливаемый в память о каком-нибудь событии.[2] Первоначально медали являлись памятными знаками. В России за ратную службу с XV века регулярно стали раздавать «золотые» (золотые и позолоченные серебряные монеты, которые нашивались на одежду, в т. ч. на рукава или шапку, носились также на шее на цепи). В 1917 году после Октябрьской революции медали были отменены. И только во второй половине 1930-х годов ими снова стали награждать. Первая советская медаль – юбилейная - «ХХ лет РККА» (1938г.). В этом же году была учреждена первая боевая медаль «За отвагу».

Отличия ордена и медали:

Внешний вид: медаль имеет правильную круглую форму, крепится на планке или колодке. Орден отличается более сложным дизайном: он может иметь форму звезды, креста, овала или круга с различными вставками. Может декорироваться лентами и драгоценными камнями.

Медалями награждали не только за личный подвиг, но и за активное содействие успешному выполнению боевых задач, за проявление храбрости, стойкости и мужества. Гражданское население, активно помогавшее воинам при защите населенных пунктов, также награждалось медалями. Их вручали не только за участие в боевых действиях, но и за трудовые успехи, достижения в области спорта, культуры, науки; по случаю юбилейных дат или каких-либо важных событий. Медали имеют только 1 степень. Исключением является медаль «Партизану ВОв» - имеет 2 степени.

Ордена вручались только за выдающиеся достижения. В военное время – за особые достижения на фронте: за успешные боевые действия воинских частей и соединений, за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни, за проявленную в боях храбрость, стойкость и мужество, за хорошо разработанную и проведённую фронтовую или армейскую операцию, принёсшую победу в сражении над врагом и т.д. Награждали военнослужащих, воинские подразделения, города. Орден может иметь I, II или III степени. Полный Кавалер ордена — титул награждённого всеми степенями ордена.

Таким образом, орден – высшая форма поощрения, которой удостаиваются немногие. Он вручается за выдающиеся заслуги. А медаль по значимости несколько уступает ордену, является более массовой наградой.

2.1 Боевые награды времён Великой Отечественной войны

Мы изучили боевые награды, которые вручали во время Великой Отечественной войны и составили список, расположив их по значимости. В нём есть ордена и медали (всего их 35), которые существовали еще до начала войны: медаль «Золотая звезда», орден «Боевого Красного знамени», орден Ленина, орден «Красной звезды», медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но начавшаяся война была настолько тяжёлой и кровопролитной, что для поднятия боевого духа и патриотизма нужно было вводить новые награды. Эти медали и ордена выдавались за конкретные свершения и подвиги. Их начали создавать по приказу И.В. Сталина с весны 1942 года.

Первыми стали группа орденов, выдававшиеся за конкретные подвиги. Например, орденом «Отечественной войны» I и II степени награждали за уничтожение определённого количества танков противника. Орденами Суворова, Кутузова и Александра Невского награждали офицеров за отличия в сражениях с фашистами и умелое руководство боем. Главным тут ставилось известное правило Суворова: «Врага бьют не числом, а умением».

Во второй половине 1942 года шли ожесточённые бои за советские города. Обороне этих городов посвящены медали: «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Севастополя». Они вручались не только участникам сражений, но и гражданскому населению, которое активно помогало солдатам. Медалью «За оборону Ленинграда» награждены 15 тысяч блокадных детей и подростков.

Медаль «Партизану Отечественной войны» уникальна тем, что она единственная среди медалей того периода была двух степеней.

Летом 1943 года фронт переместился западнее. Была уже прорвана блокада Ленинграда, освобождён Сталинград. Советская армия воевала на украинской территории: не только оборонялась, но и отвоёвывала захваченные ранее врагом земли. Тогда был учреждён новый орден, который носил имя украинского героя: орден Богдана Хмельницкого. Награду давали за успешную операцию, в результате которой был освобожден от врага город или район, а неприятелю было нанесено серьезное поражение. Орден разных степеней вручали как старшим офицерам, так и рядовым бойцам, проявившим личную отвагу.

После тяжёлой и очень важной победы советских войск на Курской дуге в 1943 году наступил переломный момент в войне: из оборонительной она стала наступательной. Позднее, в этом же 1943 году, были учреждены еще 2 важных ордена: «Победа» и орден «Славы» I, II и III степеней. Их внешний вид и сами названия предполагали скорую победу над фашизмом. Орден «Победа» является главным военным орденом, им награждали только самое высокое командование за успешное проведение боевых операций, в ходе которых в корне менялась обстановка в пользу Красной Армии. Он вручался всего 20 раз. Чёрно-оранжевая ленточка пришла в систему наград вместе с орденом «Славы»: это цвета самой почётной царской награды – ордена святого Георгия. Орденом Славы награждали за личный подвиг на поле боя: спасение командира или знамени полка, уничтожение самолета из личного оружия и аналогичные по значимости подвиги.

Награды, созданные специально для военно-морского флота: орден Ушакова, орден Нахимова (вручали офицерскому составу за успешную морскую операцию, за нанесение значительного урона противнику), медаль Ушакова, медаль Нахимова (вручали матросам).

В 1944 году были учреждены медали «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа». Их тоже могли получить не только солдаты, но и те, кто помогал отбить атаку врага, организовывать оборону.

Самая массовая медаль Великой Отечественной войны (около 15 000 000 награждений) – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Ею награждались все военнослужащие, принимавшие непосредственное участие в сражениях на фронтах, а также выбывшие по ранению и посмертно.

В таблице есть награды, которые были учреждены практически сразу после победы в Великой Отечественной войне: 09 июня 1945 года. Это медали за взятие европейских столиц: Берлина, Будапешта, Вены, Кенигсберга (город-крепость, не являющийся столицей) и освобождения Белграда, Варшавы, Праги.

Отдельно хочется сказать о медали «За оборону Киева». Периодом обороны Киева считается июль - сентябрь 1941 года. К сожалению, советская армия была вынуждена оставить город фашистским войскам, понеся при этом огромные потери: более 620 000 человек, разгромлены 4 армии, несколько тысяч орудий. Немцам была открыта дорога вглубь страны: Харьков, Донбасс, Крым. Во время войны И.В. Сталин (Глава правительства СССР) отклонил предложение об учреждении данной медали. И только в 1961 году по приказу Н.С. Хрущёва (Генерального Секретаря СССР) данная медаль была учреждена. Ею награждали всех воинов, сражавшихся за столицу Украины, а также гражданских лиц трудившихся на возведении укреплений, фабриках и заводах для поддержания фронта.

К сожалению, не для всех война закончилась 9 мая 1945 года. Часть войск было переброшена на восток страны, где проходили бои с Японией. 2 сентября 1945 года Вторая мировая война была окончена, японская армия была разгромлена. Для награждения советских участников боёв была учреждена медаль «За победу над Японией» (от 30 сентября 1945 г.). Мы включили ее в данную таблицу, так как она учреждена в период 1941-1945 годов, но относится уже к наградам Второй Мировой войны.

См. Приложение 1 Таблица 1

Узнавая о наградах, мы посетили Новосибирскую Областную Юношескую библиотеку, где работали с литературой в читальном зале, а некоторые книги смогли изучить вместе дома. Также узнавали историю военных наград в своих семьях, общались с родственниками ветеранов.

2.2 Награды моей семьи

Почтенный возраст ветеранов и сложная эпидемиологическая обстановка помешали нам встретиться с самими участниками боевых сражений (им сейчас более 95 лет!). Мы решили узнать подробней о собственных прадедушках и прабабушках, которые воевали и были награждены в своих семьях.

Александр Ерёмин узнал, что о подвиге взвода, которым командовал его прадедушка Ерёмин А.В., под городом Могилёвом, было написано 20 июля 1941 года в газете «Известия» в статье «Горячий день», автором которой являлся Константин Михайлович Симонов, известный писатель и поэт (во время войны он был военным корреспондентом). Бои за Могилев и сражение на Буйничском поле, стали основой его романа «Живые и мертвые». К сожалению, Александр Васильевич не был представлен к награде за героизм во время сражения. Мы предполагаем, что это произошло потому, что после сражения он попал в плен и погиб там. См. Приложение 2

Мама Александра Иванова рассказала о наградах его прадедушки, Косова И.С., который прошёл всю войну и добрался до Берлина. Саша узнал, в каких сражениях и за что награждён его прадедушка. Но война оставила в памяти настолько тяжёлые воспоминания, что он никогда о ней не рассказывал своим родным. Награды прадеда бережно хранятся в Сашиной семье.

Мария и ее родители нашли архивные документы, касающиеся воевавших родственников. См. Приложение 3 Машин папа (внук ветерана) является историком – фалеристом. (Фалеристика – наука, занимающаяся изучением истории орденов, медалей, значков и т.п.) Он рассказал нам о Великой Отечественной войне, которая являлась частью II Мировой войны, об орденах и медалях, их истории и отличиях. Также из беседы мы узнали об очередности награждения орденами (о степенях), о разных наградах за боевые подвиги в море, на земле и в воздухе.

Сведения о воевавших родных мы собрали в таблицу.

См. Приложение 1 Таблица 2

Анкетирование

Работая над проектом, мы узнали много информации о своих родных – героях Великой Отечественной войны: об их боевых путях, ранениях, гибели, наградах. Мы решили провести анкетирование среди учеников 4-ых классов и узнать, что им известно о наградах того времени и наградах их родных, знают ли они, в чём отличия ордена и медали. В анкетировании приняли участие 84 ученика. См. Приложение 4

Вопросы анкеты были следующими:

Вопрос 1.

Есть ли в твоей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне?

А. да Кто?

Б. нет

В. не знаю

49% ребят смогли указать имена и редко фамилии своих воевавших прадедушек и прабабушек.

Вопрос 2.

Есть ли у них награды?

А. да Какие? За что получены?

Б. нет

В. не знаю

61% ребят ответили, что знают о наградах, но только 31% указали награды, и только 6% из них (5 человек) смогли указать, за что они были вручены.

Вопрос 3.

Знаешь ли ты, чем отличается орден от медали?

А. да Напиши, в чем отличия:

Б. нет

Почти половина (46%) ребят знали и смогли указать отличия ордена и медали. Они верно указали, что медаль по своей значимости уступает ордену (82% из этой половины), который выдавали за выдающиеся достижения: «Орден дается за более героический подвиг, а медаль за более низкий подвиг». Двое учеников указали неверные признаки: «Орден - это грамота», «Медали всегда на верёвке на шее».

Вопрос 4.

Знаешь ли ты, какая самая высшая награда ВОв?

А. Орден Славы

Б. Медаль за отвагу

В. Орден «Победа»

Вопрос 5.

Знаешь ли ты, какое количество орденов и медалей было выдано за период Великой Отечественной войны?

А. нет

Б. да Напиши количество (можно примерно):

от 1000000 до 4000000

от 4 000000 до 8000000

от 8 000 000

Вопрос 6.

Напиши названия орденов и медалей, которые ты знаешь.

38% ребят указали награды, которые упоминались в вопросе № 4. Мы предполагаем, что ученики списали оттуда названия: некоторые стрелками указали на ордена и медаль из данного вопроса. Ребята, которые смогли ответить на вопрос, указывали такие награды как: орден «Красная Звезда», медаль «За отвагу», орден «Красного Знамени», орден Ленина, орден «Победа», медаль «За Оборону Ленинграда», медаль «За Оборону Севастополя», медаль «За Оборону Сталинграда» и др., а также «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», медаль Жукова (учреждена в 1994г.), орден «Мужества» (учрежден в 1994г.).

Вопрос 7*.

Узнай дома подробней о наградах в твоей семье. Кратко запиши информацию: имя участника ВОв и награды. (дополнительный вопрос)

На вопрос только ответили 19 учеников (23%). Они указали имена участников войны и их награды.

Сборник наград и серия обучающих игр

На основе таблицы №1 мы создали сборник «Боевые награды Великой Отечественной войны», в котором подробно рассказали о каждом ордене и медали и прикрепили их фотографии. Статьи о наградах мы создавали с помощью текстового редактора «Microsoft Word». При создании сборника мы использовали такие источники как:

книги из Новосибирской областной юношеской библиотеки,

книги из школьной библиотеки,

беседа с историком-фалеристом,

интернет-источники. [6-14]

Мы разработали критерии для составления статей о наградах:

1. Название награды.

2. Дата учреждения.

3. Количество награждений за период 1941-1945г.г.

4. За что выдавалась и кому.

5. Правило ношения награды.

6. Интересный факт (перечисление рекордсменов по количеству награждений, описание подвига кратко или интересный факт по созданию награды и др.).

7. Фотография награды.

Этот сборник могут использовать как ученики, так и учителя.

(См. Приложение 5)

Также мы создали серию обучающих игр по теме проекта, которые помогут ребятам познакомиться подробней с наградами времён ВОв и запомнить их. А учителя смогут использовать их на уроках и классных часах, посвященных войне.

В комплект входят 34 пронумерованные карточки, на одной стороне которых расположена краткая информация о награде с ответом (материал взят из составленного нами ранее сборника), на второй – фотография самой награды; буклет «Боевые награды Великой Отечественной войны», в котором нумерация статей с описанием наград совпадает с номерами карточек; игровые поля для игры «Лото «Награды войны» 6 штук. Игры расположены по уровню сложности: от более простого к сложному. Но прежде чем начать любую игру, необходимо внимательно изучить буклет с описаниями наград. При необходимости можно обратиться к сборнику, в котором информация более полная.

Игра №1: «Лото «Награды войны» (собрать только 6 карточек, ориентируясь на описание награды, которое читает ведущий)

Игра №2: «Найди награду» (собрать как можно больше карточек, также ориентируясь только на описание)

Игра №3: «Угадай!» (игроку необходимо уметь самому задавать грамотные вопросы о награде, чтобы получить карточки)

Для каждой игры мы разработали правила, продумали ход игры. (См. Приложение 6)

Заключение:

Мы познакомились с понятиями «орден» и «медаль», узнали их сходства и отличия. Поняли, что орден является более значимой наградой, может иметь несколько степеней, а медаль – награда, которая вручалась не только за героические действия на фронте, но и за участие в сражениях, защите города и т.д. На основе полученной информации, мы составили таблицу, в которой разместили награды ВОв, расположив их по значимости.

Разговаривая с членами своих семей (родителями, бабушками и дедушками) о ветеранах, мы собрали сведения о воевавших родственниках и их наградах, узнали много интересных фактов.

Проанализировав ответы одноклассников, мы пришли к выводу, что многие ребята знают отличия ордена и медали, но с самими наградами знакомы не очень хорошо. Да и про награды в своих семьях смогли ответить очень мало учеников. Наша гипотеза подтвердилась.

Мы составили сборник «Боевые награды Великой Отечественной войны» и создали серию обучающих игр, играя в которые, наши одноклассники узнают и запомнят новую информацию о наградах войны. Мы смогли заинтересовать учеников начальной школы темой нашего проекта. Теперь они намного лучше ориентируются в данном материале: отличают орден от медали, знают, за что их вручали во время войны. Многие ребята расспросили в семьях о своих родных, их наградах. (см. график) А учителя поблагодарили нас за сборник, которым они начали пользоваться.

Мы достигли цели проекта и решили поставленные задачи.

Мы поняли, что для нас, живущих сегодня, очень важно ценить и уважать смелость, мужество и самоотверженность любого воевавшего в ту страшную войну - солдата и офицера. Для них была ценна любая награда - ведь она приближала к Победе. Мы должны знать это и помнить!

Источники:

Изотова М.А., Царева Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. Полная энциклопедия орденов и медалей России.- Ростов н/Д.: Владис, 2008

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: «Азбуковник», 1999

Смыслов О.С. Награды Великой Победы.-М.: Вече, 2010

Титулы, чины, награды, униформа Российской империи, СССР и современной России: иллюстрированный атлас/ сост. Сингаевский В.Н. – М.: АСТ, 2008

Я познаю мир. Детская энциклопедия: Награды/Авт.-сост. Яковлев А.А.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2004

http://onagradah.ru

https://ordenrf.ru

https://w.histrf.ru

https://topwar.ru

https://awards.wiki

http://9may-priz.ru/

https://w.histrf.ru/articles/article/show/miedali#:~:text=

https://w.histrf.ru/articles/article/show/miedali#:~:text=

https://gorod-plus.tv/article/50790

Приложение 1

Таблица 1

Награда

Год учреждения

Количество награждений в годы войны (примерно)

Медаль «Золотая звезда» знак отличия звания

«Герой Советского Союза»

1934 г.

11 600

Ордена

Победа

1943 г.

20

Ленина

1930 г.

более 36 000

Красного Знамени

1918 г.

238 000

Ушакова I степени

1944 г.

47

Ушакова II степени

1944 г.

194

Нахимова I степени

1944 г.

82

Нахимова II степени

1944 г.

469

Суворова I степени

1942 г.

391

Суворова II степени

1942 г.

2 863

Суворова III степени

1942 г.

4 012

Кутузова I степени

1942 г

675

Кутузова II степени

1942 г.

3326

Кутузова III степени

1943 г.

3328

Богдана Хмельницкого

I степени

1943 г.

323

Богдана Хмельницкого

II степени

1943 г.

2390

Богдана Хмельницкого

III степени

1943 г.

5738

Александра Невского

1942 г.

42 000

Отечественной войны I степени

1942 г.

324 903

Отечественной войны II степени

1942 г.

951 652

Красной Звезды

1930 г.

2 841 906

Славы I степени

1943 г.

2 200

Славы II степени

1943 г.

46 000

Славы III степени

1943 г.

около 1 000 000

Медали

За отвагу

1938 г.

более 4 000 000

За боевые заслуги

1938 г.

5 210 078

Партизану ВОв I степени

1943 г.

56883

Партизану ВОв II степени

1943 г.

70992

Ушакова

1944 г.

14 000

Нахимова

1944 г.

13 000

За оборону Ленинграда

1942 г.

1 470 000

За оборону Одессы

1942 г.

30 500

За оборону Севастополя

1942 г.

52 540

За оборону Сталинграда

1942 г.

760 000

За оборону Москвы

1944 г.

1 028 600

За оборону Киева*

21 июня 1961 г.

107 000

За оборону Советского Заполярья

1944 г.

353 000

За оборону Кавказа

1944 г.

870 000

За взятие Будапешта

9 июня 1945 г.

362 000

За взятие Берлина

9 июня 1945 г.

1 100 000

За взятие Кенигсберга

9 июня 1945 г.

760 000

За взятие Вены

9 июня 1945 г.

277 000

За освобождение Белграда

9 июня 1945 г.

70 000

За освобождение Варшавы

9 июня 1945 г.

701 700

За освобождение Праги

9 июня 1945 г.

400 000

За победу над Германией в ВОв 1941-1945гг.

9 мая 1945 г.

15 000 000

За победу над Японией*

30 сентября 1945 г.

1 831 000

Таблица 2

 

Родственники-ветераны

Награды

Александр Ерёмин

Ерёмин Александр Васильевич (лейтенант). Был командиром пулеметного взвода 388 стрелкового полка 172 стрелковой дивизии

Зиняков Алексей Анисимович

Погиб в плену в 1941 году.

История подвига:

см. Приложение 1

Орден «Отечественной войны» I степени,

Медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в ВОв 1941-1945гг.»

Александр Иванов

Косов Иван Семёнович (рядовой)

Орден «Отечественной войны» II степени,

Медали: «За отвагу»,

«За взятие Берлина»,

«За победу над Германией в ВОв 1941-1945гг.»,

«За освобождение Варшавы»,

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

Мария Салуян

Салуян Василий Филимонович (танкист, с 1942 г. после ранения - разведчик)

Костров Иван Илларионович

(командир роты связи)

Кострова Анна Власовна (радистка)

Ордена «Отечественной войны" II ст, «Славы» 3 ст., «Красной Звезды», медали "За отвагу", «За оборону Москвы», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в ВОв 1941-1945гг.», «За победу над Японией».

Орден " Красной Звезды", «Отечественной Войны» II ст, Медали: «За оборону Москвы», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Вов 194101945гг.».

Орден «Отечественной войны» II ст, «Красной Звезды», медаль «За боевые заслуги».

См. Приложение 2

Приложение 2

Лейтенант Ерёмин Александр Васильевич – прадедушка Саши Ерёмина, проходил службу в должности командира пулеметного взвода 388 стрелкового полка 172 стрелковой дивизии.

22 июня 1941 года, когда немецко-фашистские войска напали на Советский Союз и началась Великая Отечественная война, 388 стрелковый полк и 172 стрелковая дивизия дислоцировалась в Тульской области в г. Ефремове. Несмотря на предложение, как участнику Советско-Финской войны 1939-1940 гг. и имевшему боевой опыт остаться в тылу для обучения и подготовки нового пополнения для армии, Ерёмин А.В. принимает решение остаться в части и 26 июня 1941 года отправляется с ней на фронт.

Полк в составе дивизии в первых числах июля 1941 года прибывает в г. Могилев Белоруссии, где ей ставится боевая задача с другими подразделениями и частями 61 стрелкового корпуса по развертыванию обороны на подступах к г. Могилеву.

В начале июля 1941 года разворачивается одно из крупных оборонительных сражений Красной Армии - Смоленское сражение. Данное сражение продолжалось с 10 июля по 10 сентября. Сражение шло на огромной территории: 600 по линии фронта и 200 км в глубину.

Город Могилев на тот момент времени являлся крупным транспортным узлом и прикрывал подступы к Смоленску с южного направления.

Горожане и воины Красной Армии создали вокруг Могилева могучий оборонительный рубеж. Непосредственная оборона города возлагалась на 172-ю стрелковую дивизию (командир – генерал-майор М.Т. Романов), а также на народное ополчение. По замыслу советского командования днепровский рубеж должен был стать первым рубежом, где наступавший враг будет остановлен на пути к Москве. Дорогу на Могилев прикрывал 388-й стрелковый полк полковника С.Ф. Кутепова. Полк занял позиции на Буйничском поле к юго-востоку от Могилёва на Бобруйском шоссе, по которому как раз и проходил передний край советской обороны. Пехотинцев поддерживал 340-й легко-артиллерийский полк полковника И. С. Мазалова.

С 10 июля 1941 г. противник систематически подвергал позиции 388-го полка массированной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. В первой половине дня 11 июля немцы силами 3-ей танковой дивизии начали наступление и вышли к деревне Буйничи. Артиллеристы открыли заградительный огонь, перед обороной полка осталось 300 убитых немцев и 20 застывших танков.

12 июля немецкое командование кинуло на советскую армию 70 танков. Страшный бой шел 14 часов, за это время советские солдаты подбили и сожгли 39 танков, не считая бронетранспортеров и грузовиков.

Получив столь мощный отпор, немцы отвели 3-ую танковую дивизию с этого направления. Всего на Могилев наступали с разных сторон восемь пехотных и танковых дивизий врага.

14 июля 1941 года 24-ый и 46-ой танковые корпуса Вермахта обошли Могилев с севера и юга и как следствие 172-ая дивизия с другими частями Красной Армии была окружена, но продолжала сражаться в полном окружении.

Бойцы и командиры Красной армии стояли насмерть. Штурм могилевской твердыни перерастет в ожесточенное, кровопролитное сражение. «Солдаты противника дрались с невиданным упорством. Они держались до последнего. За каждую стрелковую ячейку, пулеметное или орудийное гнездо, за каждый дом нам приходилось вести тяжелые бои», – вспоминал капитан немецкой армии Хорст Циммер из 15-й пехотной дивизии. Командование вермахта, как в топку, одну за другой бросало в бой подходившие свежие дивизии, сгоравшие в огненном пекле. На могилевском рубеже наступление гитлеровцев будет задержано на 23 дня.

24 июля 1941 г. в штаб командира дивизии Романова прибыли немецкие парламентеры с предложением почетной капитуляции, но им было отказано.

В ночь на 26 июля 1941 года, обескровленный 388 стрелковый полк с другими частями 172-ой стрелковой дивизии пошли на прорыв из окружения. 388-й стрелковый полк, не сделав ни шагу назад, прикрывал собой отход своей дивизии. Однако прорваться из окружения и соединится с основными силами Красной Армии смогли не все. Не смогли выйти из окружения командир 388 стрелкового полка и командир 172 стрелковой дивизии. При выходе из окружения 26 июля 1941 года Ерёмин Александр Васильевич попал в плен, из которого он не вернулся, погибнув в декабре 1941 года в лагере для военнопленных.

Проявленный героизм командиром 388 стрелкового полка полковником С.Ф. Кутеповым и его подчиненными был высоко оценен. Указом Верховного Совета СССР от 10 августа 1941 года за оборонительные бои под Могилевом мужественный офицер был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Оборона города во многом способствовала тому, что 30 июля 1941 года Гитлер издал приказ о переходе группы армий «Центр» к обороне. Было выиграно время для подготовки стратегических резервов и создания глубоко эшелонированной обороны на Московском направлении.

О подвиге бойцов и командиров 388 стрелкового полка было написано 20 июля 1941 года в газете «Известия» в статье «Горячий день», автором которой являлся К. Симонов, в последующим известный советский писатель и поэт.

Бои за Могилев вообще и сражение на Буйничском поле - в частности, стали основой его романа «Живые и мертвые». Писатель в ту войну побывает еще в осажденной Одессе, пройдет по землям Румынии, Болгарии, Польши и увидит бои за взятие Берлина. Но под впечатлением от подвига советских солдат он попросит его прах развеять именно на Буйничском поле, и воля его была выполнена в 1979 году.

Вот так К. Симонов писал о подвиге солдат и командиров 388 стрелкового полка: «В те дни я ничего не мог писать, пока не коснулся точки опоры - встретил часть, которая не отступала, а дралась. Тут я впервые увидел, что фашистов действительно бьют. Я увидел - есть люди, которые остановят врага…».

Приложение 3

Салуян Василий Филимонович

Ильичева (Кострова) Анна Власовна

Приложение 4

Анкета

Имя, фамилия, класс

1. Есть ли в твоей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне?

А. да Кто?

Б. нет

2. Есть ли у них награды?

А. нет

Б. да Какие? За что получены?

3. Знаешь ли ты, чем отличается орден от медали?

А. нет

Б. да Напиши, в чем отличия:

4. Знаешь ли ты, какая самая высшая награда ВОв?

А. Орден Славы

Б. Медаль за отвагу

В. Орден «Победа»

5. Знаешь ли ты, какое количество орденов и медалей было выдано за период Великой Отечественной войны?

А. нет

Б. да Напиши количество (можно примерно):

от 1000000 до 4000000 от 4000000 до 8000000 от 8000000

6. Напиши названия орденов и медалей, которые ты знаешь:

7*. Узнай дома подробней о наградах в твоей семье. Кратко запиши информацию: имя участника ВОв и награды.

Приложение 5

Страница сборника (пример)

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Высшая степень отличия СССР

Дата учреждения - 1 августа 1939 года

Общее число награждений за период 1941 – 1945гг – 11 144.

Медаль «Золотая Звезда» - знак отличия лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, высшего звания, которое присуждали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий.

Медаль из чистого золота 950-й пробы общим весом в 35 грамм полагается носить на левой стороне груди выше всех остальных наград.

За время Великой Отечественной войны трижды медали «Золотая Звезда» удостоились два лётчика — маршалы авиации Иван Никитович Кожедуб, совершивший 330 боевых вылетов и сбивший 62 самолета противника, и Александр Иванович Покрышкин, совершивший более 600 боевых вылетов и сбивший 59 вражеских самолетов.

Партизан Валя Котик заслужил звание Героя Советского Союза в 14 лет. Этот паренек совершил большое количество подвигов, как например, участвовал в операциях по подрыву шести немецких эшелонов и склада.

Приложение 6

Дорогие друзья!

Вы держите в руках уникальную серию игр «Награды Великой Отечественной войны».

Три варианта игры в одном наборе!

«Награды ВОв» - игры интересные и познавательные! Они безусловно расширяют кругозор, развивают внимательность, тренируют память. Игры не только поднимут настроение детям и взрослым, но и помогут узнать историю боевых наград ВОв, историю своей страны и своей семьи.

«Награды ВОв» - полезные игры с простыми правилами, которые отлично подойдут для индивидуальных и групповых занятий, а также для игр в компании, семейного досуга и в поездках.

В играх могут принимать участие от 3-х и более человек.

Комплект игр состоит из 34 карточек, каждой из которых присвоен индивидуальный номер. На одной стороне изображена награда, на другой её краткое описание с ответом. Также в комплекте Вы найдёте буклет с кратким описанием всех наград, изображенных на карточках, 6 игровых полей для лото «Награды войны».

Предлагаем Вам выбрать один из трёх вариантов игры. Игры расположены по уровню сложности: от более простого к сложному. Но прежде чем начать любую игру, мы советуем Вам внимательно изучить буклет с описаниями наград.

Знайте, Вы сами можете придумать свои варианты игр: менять правила, вносить что-то новое. Не забудьте предварительно договориться с участниками игры об изменениях в правилах.

Будем очень рады, если после игры Вы захотите всей семьёй вспомнить своих родных, которые, не жалея своей жизни, героически и самоотверженно сражались с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны во имя общей Победы! Ведь именно благодаря этим настоящим героям мы живём!

Игра №1: Лото «Награды войны»

Игра №2: «Найди награду»

Игра №3: «Угадай!»

С уважением, авторы серии игр «Награды Великой Отечественной войны», ученики 4 класса МАОУ гимназия №10 г. Новосибирска

Мария С., Александр И., Александр Е.

ЛОТО «Награды войны»

Правила игры:

Играть могут от 3 до 7 человек: один ведущий с карточками-описаниями, все остальные выбирают себе поле с фотографиями наград.

Перед началом игроки выбирают ведущего по жребию.

Цель игры:

Угадать и назвать правильно награду и как можно быстрее заполнить карточками игровое поле лото.

Ход игры:

Каждому игроку выдается поле с изображениями наград, которое необходимо заполнить карточками (2 карточки – с 5 наградами, 4 карточки – с 6 наградами).

Ведущий перемешивает карточки и вытаскивая по одной, читает информацию о награде, не показывая фотографию.

Игрок, угадавший наименование награды, забирает себе карточку.

Выигрывает тот участник, кто быстрее всех заполнит своё игровое поле.

«Найди награду!»

Правила игры:

В игре могут принимать участие от 3 человек. Перед началом игры участники выбирают ведущего по жребию. Карточки перемешивают и выкладывают в случайном порядке фотографиями наград вверх.

Цель игры:

Угадать и назвать правильно награду и собрать как можно больше карточек.

Ход игры:

Ведущий зачитывает находящийся в буклете описание награды, выбирая в случайном порядке. Как только игрок находит карточку с нужной наградой, он говорит: «Нашёл!», закрывает её рукой. Затем он должен назвать вслух полное название награды. Если игрок угадывает карточку, то забирает её себе, а в случае неправильного ответа, ход игры переходит к другим игрокам. Карточку забирает себе тот игрок, который даст верный ответ.

В игре можно задействовать либо все карточки, либо только ордена или медали.

Игра заканчивается тогда, когда на столе не останется ни одной карточки.

Выигрывает тот игрок, который соберёт наибольшее количество карточек.

«Угадай

Правила игры:

Перед игрой выбирается ведущий. Он берёт карточку из колоды, не показывая её другим игрокам, и про себя читает описание награды. Участники игры пытаются отгадать награду, задавая вопросы ведущему. Он может отвечать только «да» или «нет». Ведущий может меняться после каждого правильного угадывания награды на карточке или оставаться неизменным до конца игры. Участники должны договориться об этом до начала игры.

Игру начинает самый младший игрок или разыгрывается жребий, который определяет, кому достанется первый ход.

Цель игры:

Угадать и назвать правильно как можно больше наград и собрать с ними карточки.

Ход игры:

Игроки по очереди начинают задавать ведущему наводящие вопросы.

Ведущий может отвечать только «да» или «нет»!

Если игрок на свой вопрос услышал «да», то он имеет право задать следующий вопрос. Так продолжается до тех пор, пока игрок не ошибётся в своём предположении и не услышит от ведущего слово «нет». Ответ «нет» означает переход хода к другому игроку. Следующий игрок задаёт свои вопросы также до ответа «нет». К каждой карточке игроки имеют право задавать не более 10 вопросов. Если награда не угадана за 10 вопросов, то карточку себе забирает ведущий. Далее он из колоды берёт новую карточку, и игра продолжается.

Участник, который дал правильный ответ (т.е. указал полное название награды), забирает карточку себе. Далее происходит либо смена ведущего, либо игра продолжается с прежним.

Выигрывает тот игрок, у кого на руках к концу игры окажется наибольшее количество карточек. Играть можно до тех пор, пока есть карточки у ведущего или, набрав определённое число карточек (об этом надо договориться до начала игры).

Просмотров работы: 508