Архитектура-главная летопись человечества

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Архитектура-главная летопись человечества

Микакова Д.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Афанасьева Валентина Георгиевна 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Сегодня в мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям. Архитектура имеет богатый и своеобразный язык, без знания основ которого невозможно ее понять. Поэтому изучение архитектуры начинается с постижения ее языка.

Изучая вопрос религии, знакомясь с памятниками культуры, убеждаешься в том, что, сколько ума, души и таланта вкладывали люди в эту сферу в своей жизни.

Пример тому храм Богоявления Господне. Храм Богоявления Господне - один из самых прекрасных памятников поселка, до сих пор поражающий не только своим видом, но и историями, связанными с ним. Именно этот памятник вызывает восторг, восхищение. Захотелось образ памятника запечатлеть так, чтобы он был рядом со мной, пример тому, что в нашем школьном музее есть макет Исаакиевского собора, подаренный выпускницей школы. А почему же не создать макет нашего храма из подручного материала. Родилась идея, а не совместить ли в одно целое два направления: архитектуру и экологию, а затем - была поставлена цель.

Цель: создание макета храма Богоявления Господне из бросового материала в процессе историко-культурного и экологического исследования.

Осуществление данной цели планируется путем объединения двух тем: архитектурное строительство и экологические проблемы в процессе исследования.

Задачи:

изучить историю храма Богоявления Господне и его создания;

проследить по архивным источникам изменения внешнего вида храма со дня открытия до сегодняшних дней;

познакомиться с понятиями темы «архитектура» и исследовать архитектурные черты собора;

соотнести размеры и масштаб храма для составления схемы макета;

исследовать /проследить/ использование бросового материала в результате вторичной переработки;

найти необходимый материал / потребительские отходы / для создания макета;

создать макет;

использовать макет как наглядный материал на уроках и внеурочных мероприятиях;

Методы работы: поиск, исследование, сопоставление, измерение, сравнение, анализ.

Формы работы:

изучение и работа с литературой в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинская централизованная библиотечная система»;

просмотр и работа над сайтами в Интернет-сети;

изучение и понятие смысла новых слов об архитектуре;

обобщение собранного материала;

рассказ о храме на уроках истории и внеклассном мероприятии;

В своей работе я опиралась на вопросы «Культура» в пособиях из двух частей «История русской культуры», авторов Рябцева Ю.С. и Козленко С.И. Пособия знакомят нас с искусством Руси, с секретами русских творцов архитектуры, скульптуры и живописи. Использовала цитаты великих людей, взятые на сайтах Интернет сети.

Данная тема является актуальной, не только, что многие верующие жители России - православные и всегда обращаются в храм, а также она актуальна на сегодняшний день в связи с экологическими проблемами в мире.

Новизна: использование созданного макета на уроках истории при изучении темы «Архитектура», как учебный наглядный экспонат. Объект- храм Богоявления Господне, продукт- макет здания.

Во время экскурсии по поселку, ученики-экскурсоводы сами смогут рассказать историю храма, описать его, используя архитектурные термины.

Планы на будущее: планирую связать свою жизнь с архитектурной деятельностью.

Я считаю, что велика значимость моего исследования, так как у человека обязательно должна быть вера во что-то и знать историю, во что он верит.

II. И церкви, как белые свечи…

1. Произведения архитектуры - живые свидетели

Появившиеся на свет, памятники искусства начинают жить своей жизнью. Многие из них сегодня хранятся в картинных галереях, музеях, частных собраниях. Другие в виде скульптурных монументов и архитектурных построек стоят на улицах и площадях городов и сел. Многим из них более тысяча лет, они претерпели время, но время берет свое, ничто не вечно, но они остаются такими же, красивыми. Уместно здесь сказать слова известного французского архитектора швейцарского происхождения Корбюзье /Шарль Эдуард Жаннере Гри/ «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах» [9,а].

В чем же секрет долголетия, красоты? Я нашла ответ в формуле Витрувия, римского зодчего, жившего во 2 тысячелетие до нашей эры: «Прочность. Польза. Красота»[2,с.14]. Он пришел к выводу, что эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры. Всякое архитектурное сооружение имеет свое назначение: дом строится для жилья, крепость - для защиты от врагов, храм - для молитвы.

Ранее храмы на Руси были деревянные, а с 10века начинают строить каменные здания. В нашем крае строительство деревянных храмов начинается намного позднее, это объясняется рядом причин, одна из них население мари были язычниками. В архивных документах «Ведомость Царевококшайского уезда села Морков Богоявленской церкви» за 1810год я обнаружила, что храм был построен в 1752году, подтверждение этому «…Богоявленская, в селе Морках, трехпрестольная, построенная в 1819году, в замен ветхой, деревянной, основанной в1752году»[8]. Заслуга в строительстве и открытии храма миссионеров Трофимовых- Смирновых, отца и сына.

Храмы стремились всячески украсить, для чего нанимали лучших людей-зодчих, живописцев, кузнецов, ювелиров, а те давали слово строить «по пригожеству», «как мера и красота скажут». Для русских умельцев мера и красота были синонимами святости, что превращало возводимые ими храмы в радужный сплав архитектуры, живописи, музыки и света. Так совершалось чудо: дерево, камень, в коих вложили душу, в ответ - великолепие храмов. Мастера строили храмы там, где они могли скрыться в густой зелени, это северо-восточная часть района или гордо возвышающиеся над селом- в Морках и на юге моркинской земли. Но воздвигнутые они словно играли светом и тенью. Храмы строили на средства прихожан и купцов.

В основном церкви строили в стиле классицизма, в виде корабля. Таковым стал храм Богоявления Господне в Морках, об этом свидетельствует чертеж храма 19века /приложение 1/.

Храм был и есть главным украшением любого населенного пункта. Наш храм виден издалека при въезде в Морки. Тропинки к ней, как протянутые руки, тянутся со всех сторон. Он возвышается над поселком. Интересно, храм построен на природной возвышенности или это рукотворное чудо? Никто и не скажет об этом. Хотя в журнале «Известия Казанской Епархии, №4 за 1900год» написано «Село по занимаемому месту, делится на 2 части - нагорную и подгорную. На горе, обнесенной высокой каменной оградой, красуется Божий храм» [7]. Отсюда, можно предположить, что это природная возвышенность. Но точно знаю из документа «Клировая ведомость Богоявленской церкви села Морков Царевококшайского уезда Казанской Епархии за 1910год», что храм Богоявления был построен на самом высоком месте у деревни Пончоял.

Первоначальный его вид - деревянная церковь, возведенная на средства прихожан. Вся территория церкви была обнесена высоким забором. В 1819 году из-за ветхости деревянной церкви был построен каменный храм. Храм был в одной связи с каменной трехъярусной колокольней и напоминал корабль. Такое здание одно из типов русских храмов, храмы – «корабли». Это кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». «Это архитектурная метафора: храм-корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю»[5]. Первоначальное каменное здание храма в Морках, как мы уже знаем, было построено в стиле классицизма. Увидеть его изображение можно на старой фотографии /приложение 2/.

Очень благоприятно храм вписывается в окружающий, ее ландшафтно-архитектурный ансамбль: расположен в пятьсот метрах от первой марийской крепости «Кошары» и от храма исходят лучами улицы. Словно по архитектурному правилу: организующим началом являлся кремль, а доминантной формирующейся градостроительной композиции - храмы и монастыри.

Храм высотой 32метра и трехъярусная колокольня высотой 40 м, возвышающаяся над главным порталом. Полюбуйтесь им. Это очень красивый храм, со своим шармом, приобретенным за долгие годы. Всмотритесь в белизну его стен, серебро купола храма и шпиль колокольни с крестами. Из-за ее белизны во все времена года храм выглядит по -разному, но всегда красив и горд и всегда он манит к себе /приложение 3/.

Сохранившийся и реставрированный храм представляет собой памятник архитектуры классицизма. Строгий четверик, декорированный портиками с южной и северной сторон, возносит круглую ротонду, увенчанную сферическим куполом. Барабан несет круглую главку. Широкие окна ротонды решены в строго классическом стиле. Лопатки по всему периметру храма придают облику зданию монументальность и торжественность. Белоснежный цвет его стен также отвечает требованиям высокого классицизма [6].

Неверующий человек ради любопытства или в ходе экскурсии поразится красотой и притихнет строгостью внутреннего храма. Действительно это так, при входе в храм, что-то происходит в душе человека.

Уверенно можно сказать, что архитектура должна говорить о своем времени и месте.

2.Секрет художественного творчества

Архитектура -эта та рукотворная среда, в которой живет человек. Причем среда, которая радует его глаз красотой.

Вернемся к высказыванию Адольфа Лооса, теоретик архитектуры Австрии и Чехословакии: «Произведение искусства показывает людям новые направления и мысли о будущем» [9,а]. Как раз мои мысли: создать макет храма Богоявления Господне из бросового материала, из отходов.

Я не неравнодушна к чистоте своей планеты. Сегодня промышленный и бытовой мусор, отходы – это глобальная экологическая проблема современности, которая несет угрозу для здоровья людей, а также загрязняет окружающую среду. Гниющие частицы отходов являются источником размножения микробов, вызывающих инфекции и болезни.

Ранее наличие отходов жизнедеятельности человека не было острой проблемой, поскольку мусор и различные вещества перерабатывались естественным путем в природных условиях. Но ныне человечество изобрело такие материалы, которые имеют огромный срок разложения и естественным путем перерабатываются несколько сотен лет. Уместно здесь высказывание швейцарского архитектора Марио Ботта «Архитектура-это постоянная борьба человека с природой» [9,б].

В последнее время люди нерационально используют пластик, картон и прочее сырье. Вместо того, чтобы дать мусору вторую жизнь, человек просто сгружает все на свалку. Подумав, что мусор-это отличный материал для создания ничто нового и красивого, решила использовать его в проектной работе для создания макета. Прежде всего, данный процесс был изучен и исследован.

Макет будет в два этапа. Первым делом, был исследован храм Богоявления Господне с внешней стороны /приложение / и дано описание храма /приложение 5/, составлена карта-схема, продуман необходимый бросовый материал, и в каком объеме. Для основания храма будет взят брусок пенопласта в форме параллелепипеда /коробка из-под телефона/, далее основной корпус из картона /приложение 6/, предварительно начертив окна и двери храма, свод /перекрытие, крыша/- палочки из под мороженного, а главный купол и крыша колокольни- из пластиковых бутылок разных объемов, кресты на храме и колокольне -деревянные зубочистки, есть еще вариант: жестяные баночки или крышки. Следующее – ступени на паперти будут сделаны из пенопласта, барабаны из пластмассовых коробочек для деревянных зубочисток. Апсида/алтарь/-восточная часть здания выпуклая /округленная/ - из прозрачных баночек, объем 0,5 л, разрезав пополам. На главном куполе и колокольне для яблоко будут использованы теннисные шарики. Пилястры /выступы на стенах храма/ и фронтон вырезаются из плотной бумаги и будут приклеены, вместо стекол на окнах- слюда. Ярусы колокольни будут состоять из двух картонных коробочек. Единственное, купленное в магазине -теннисные шарики для яблоко и сувенирные колокольчики для колокольни. Для покраски деталей здания и самого корпуса подыскивается краска.

Стоит отметить, что детали из картона будут соединены клеем ПВА, остальные -термоклеем.

Я бы не сказала, что макет получится похожим на оригинал, нет. В подтверждение можно обратиться к высказыванию влиятельного американского архитектора Хельмут Ян «Каждое здание является прототипом. Нет двух одинаковых» [9,б].

Но зато, будет показан пример применения отходов в решении экологической проблемы. Ведь люди изобретают всевозможные варианты использования переработанного сырья.

III. Заключение

Таким образом, архитектура - это искусство не только строить и украшать, это «дизайн пространства, которое содержит, возвышает, охватывает или стимулирует людей в этом пространстве»[9,б], как когда-то сказал американский архитектор Филипп Джонсон.

Архитектура имеет богатый и своеобразный язык, без знания основ которого невозможно ее понять. Поэтому для понятия архитектурных слов можно взглянуть в словарь /приложение 7/. Также можно познакомиться с архитектурными понятиями в словарях русского языка Ожегова [1], и Большой Энциклопедии [4], в учебных пособиях Рябцева [2,3], даны объяснения данных понятий.

На момент строительства храма, особенно реконструкции его в конце 20века требовалось более 600миллионов рублей, таких средств не было. Храм был восстановлен благодаря прихожанам, населению, организациям и предприятиям и неравнодушных людей в поселке и в районе. Реконструкция проходила под наблюдением Пенкина Юрия Александровича, архитектора Марийской епархии. К 1999году храм приобрел первоначальный вид. Сегодня храм по внешнему виду не отличается от храма 19века. Храм имеет современный и привлекательный вид, оберегая за свою двухсотлетнюю историю духовные потребности многих поколений жителей села.

В сравнении мой макет обойдется примерно в 500рублей, будет потрачено на то, что из отходов не нашелся материал на некоторые детали. Созданный макет уступит оригиналу по размеру в 80 раз.

Изучая и исследуя работу, я многое извлекла полезного для себя. Изучила подробно историю храма, пополнила знания об архитектурных стилях и понятиях. Поняла, что прежде чем создать проект, обязательно знать методы исследовательской работы, историю объекта, уметь составлять план, схему и смету, подобрать необходимый материал, владеть техникой рисунка, так как он- средство выражения и передачи мысли. Самое главное, поставить четкую цель: для чего и для кого. Считаю, что первый этап работы –исследование- завершен, собран необходимый материал для создания проекта /приложение 7/: макет храма Богоявления Господне, это уже второй этап работы.

Данный макет думала сделать для себя, сейчас – пусть это будет подарок для музея, для учеников, для учителей, воспитателей, руководителей кружков системы дополнительного образования. Это будет наглядный материал /приложение 8/, чтобы дети знали, что такую красоту можно сделать своими руками из отходного материала. Можно будет его использовать на уроках и внеклассных мероприятиях.

Меняется архитектура, меняется и жизнь. Уместны здесь слова Тойо Ито,современный зодчий с мировым именем из Кореи. «Мы должны основывать архитектуру на окружающей среде» [9,а]. Я бы дополнила его высказывание, чтобы окружающая среда была чистая, так как сегодня экологическая проблема достигла глобальных масштабов.

Однако специалисты находят пути их решения.

Можно перерабатывать отходы и вырабатывать вторсырье, пригодное для последующего использования.

Очень эффективно собирать использованную бумажную продукцию и сдавать макулатуру, как делается в нашей школе. Это позволит уменьшить количество вырубленных деревьев.

Удачное использование бумажного вторсырья.

Значительно улучшит состояние окружающей среды надлежащий сбор и перевозка отходов.

Промышленные отходы должны утилизироваться и удаляться в специальные места самими предприятиями.

Бытовые отходы собираются в камеры и ящики, а затем вывозятся мусоровозами за черту населенных пунктов в специально отведенные для отходов места.

Чтобы существенно улучшить ситуацию, каждый человек может собирать, сортировать мусор, и сдавать его в специальные пункты сбора. Еще не все потеряно, поэтому действовать нужно сегодня. К тому же мы можем найти новое применение старым вещам, и это будет лучшим решением данной проблемы. И архитектурные постройки на природном фоне будут еще краше.

Список литературы и источников

Ожегов С.И. Словарь русского языка; ок.57000слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18-еизд.,стереотип.-М.:Рус.яз,1986.-797с., стр.245.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры610-17вв.: 7кл.: пособие для уч-ся общеобразоват, учреждений. -М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-272с.:ил.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 18-19вв.: 8кл.: пособие для уч-ся общеобразоват, учреждений. -М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-320с.:ил.

Энциклопедический словарь. / Гл.ред. А.М.Прохоров-4-е изд.-М.: Сов.энциклопедия,1986.-1600с.,ил.

Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.-560стр.: ил.

Стариков С.В., Левенштейн О.Г.Православные храмы и монастыри Марийского края. Газетно-журнальное издательство «Периодика Марий Эл». 1996г. 160стр.

Ведомость Царевококшайского уезда Села Морков Богоявленской церкви за 1810год. Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 4, опись 42,д.6, лист 41.

Известия Казанской Епархии. Год 1900. 34 год издания. №4 5 февраля, с.40.Казань. Типография Императорского Университета.

Интернет-сети, сайты:

а/ http://www.stranamam.ru/post/337821.

Цитаты: Ле Корбюзье, Альваро Сиза,Фрэнк Ллойд Райт; Тойо Ито; Адольф Лоос;

б/ru.thpanorama.comarticles/otras-frases/las-100-…

Цитаты:КристоферРен,ФрэнкГери, ДэвидАлланКоу, ТомасКемпис;РобертсонДэвис;ЛоренцоБернини; ДенРайс; МариоБотта;ХельмутЯн;

Таблица «Применение отходного материала»;

Чертеж храма 19века;

Фотографии:

Фото 1: Храм Богоявления Господне в 19веке;

Фото 2: Храм Богоявления Господне в 21веке;

Фото 3: Микакова Диана исследует внешний вид храма;

Фото 4: Микакова Диана за работой создания макета;

Фото 5: Схема храма с указанием материала для создания макета;

Приложение

Приложение 1

Ч ертеж храма 19 века в селе Моркинского края

Копия чертежа была взята из архива храма Богоявления Господне

Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

копия хранится в музее истории школы

Приложение 2

Фото 1: храм Богоявление Господне в 19веке

Копия фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

Приложение 3

Фото 2: Храм Богоявления Господне в п.Морки

Фотография находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

Приложение 4

Фото 3. Микакова Диана исследует внешний вид храма

Фото было сделано папой Дианы

Микаковым Вячеславом Александровичем

21.11.22

Приложение 5

Описание внешнего вида храма Богоявления Господне в Морках

Церковь Богоявления - одноглавый храм увенчан железным позолоченным крестом. Крыша церкви и колокольни крыта железом.

Церковь имела два боковых, с юга и запада, выхода и выход через колокольню на паперть. На каждом выходе среди дверей имеется средней толщины проволоки двухстворчатая решетчатая дверь. На южной и западной стенах, включая апсиду, имеются восемь широких прямоугольных окон. Апсида - алтарный выступ в храме, трижды полукруглый в плане, и имевшее арочное не широкое окно, сегодня три окна. На всех окнах - железные решетки и по две рамы.

На колокольне имелось восемь колоколов весом в 245 пуда и три фунта. Церковные колокола звучали в дни торжеств и бед народных, отме­ряя времена, эпохи, смену поколений. Шпиль колокольни был обтянут белым матовым железом, на шпиле - выше главы - желтый позолоченный крест. Изнутри и снаружи колокольня побелена известью. Ранее к колокольне примыкала деревянная обшитая тесом пристройка, она же и паперть, и имела три окна. Пол и потолок пристройки были деревянные. Пристройка имела два деревянных крыльца, имеющие крышу, покрытую тесом. Сейчас у паперти два каменных крыльца, выходящие на юг и запад, и не имеют навеса. Ранее вход в храм был без крыши.

Сохранившееся первоначальное каменное здание, затем отреставрированное, представляет собой памятник архитектуры классицизма. Строгий четверик, декорированный портиками с южной и северной сторон, возносит круглую ротонду, увенчанную сферическим куполом. Глухой барабан несет круглую главку. Широкие арочные окна ротонды решены в строго классическом стиле. Лопатки, плоские вертикальные уступы в стене, по всему периметру храма придают облику здания монументальность и торжественность.

Храм снаружи побелен известью. Белоснежный цвет его стен также отвечает требованиям высокого классицизма.

Здание храма было обнесено оградой в виде деревянной решетки между каменными столбами, увенчанные стеклянными шарами, и на фундаменте. Были деревянные ворота, выходящие на восток, с живописью на столбах.

Описание было сделано Микаковой Дианой Вячеславовной,

обучающейся 11 класса

МОУ«Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл в ноябре 2022года

Приложение 6

Фото 4. Микакова Диана за работой создания макета

Фото было сделано папой Дианы

Микаковым Вячеславом Александровичем

01.11.22

Приложение 7

отходный материал

применение

обозначение

1

пластиковая банка 0,5л

Апсида

алтарь ю/в часть храма

2

баночки из- под деревянных зубочисток

Барабан/глухой и световой/

округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом

3

картон

Двери

 

4

сувенирный колокольчик

Колокол

 

5

картонные коробочки

Колокольня

сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов

6

жестяная банка из- под консервов или крышка

Крест

 

7

пластиковые бутылки

Купол

конструкция покрытий (или само покрытие зданий и сооружений), имеющая форму, близкую к полусфере

8

деревянные зубочистки

Лестница на колокольне

 

9

слюда

Окно

 

10

пенопласт

Основание

 

11

тонкий картон

Пилястра

плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба

12

пенопласт для ступенек

Паперть

 площадка перед внутренним притвором храма

13

деревянные палочки из под мороженного

Свод

пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности

14

картон тонкий

Фронтон

двухскатная крыша и карниз

15

коробка из картона

Четверик

четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре

16

теннисный мячик

Яблоко

декоративная деталь в виде шара, чаще всего позолоченного, завершающая шпиль здания, главку храма. На яблоке устанавливается крест, венчающий храмовое сооружение

Применение отходного материала в макете храма

Таблица была составлена Микаковой Дианой Вячеславовной,

обучающейся 11 класса

МОУ«Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл в ноябре 2022года

Приложение 8

Схема храма с указанием материала для макета

Яблоко- теннисный шарик

Глухой барабан - пластиковые бутылки

Купол - пластиковые бутылки

Световой барабан - пластиковые бутылки

Четверик - коробка из картона

Фронтон - тонкий картон

Пилястра - тонкий картон

Алтарь - пластиковая банка 0,5л /разрезана на половинки

Окно- слюда

Основание - пенопласт

Двери - картон

Крест - жестяная банка из- под консервов или крышка

Колокол - сувенирный колокольчик

Лестница на колокольне -деревянные зубочистки

Колокольня- картонные коробочки

Свод- /перекрытие, крыша/-деревянные палочки из-под мороженного

Паперть: ступени –пенопласт

Схема создана Микаковой Дианой Вячеславовной,

обучающейся 11 класса

МОУ«Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл

Просмотров работы: 63