Сказитель Павел Петрович Бажов в истории Свердловской области и пос.Верх-Нейвинского

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сказитель Павел Петрович Бажов в истории Свердловской области и пос.Верх-Нейвинского

Гайдунова А.А. 1Крылова К.А. 1
1МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова»
Абзалова Е.П. 1
1МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Имя этого писателя прочно связано с уральской землёй. Павел Петрович Бажов — один из главных писателей края, его творчество неотделимо от местного фольклора. Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек. С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды... Бажов не раз говорил своим близким: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!»

Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин. Василий Алексеевич Хмелинин стал прототипом героя бажовских сказов - деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко». Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых - подлинная жемчужина народной поэзии... 

При первом знакомстве с творчеством уральского сказителя мы увидели, что существуют разные мнения о появлении сказов, одни считают, что это чисто выдуманные, мистические истории. Другие придерживаются мнения, что за многими героями сказов стоят живые люди, рудознатцы и мастера уральских заводов. Мы решили разобраться в этом вопросе, изучив биографию и творчество П.П. Бажова.

Цель: провести исследование интересных фактов использования в творчестве П.П. Бажова заводского фольклора, рассказов горняков о чудесах уральских гор на территории Свердловской области.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией и творчеством Павла Петровича Бажова.

2. Найти интересные факты использования в творчестве П.П. Бажова заводского фольклора, рассказов горняков о чудесах уральских гор на территории Свердловской области.

3. Создать таблицу-хронологию сказов П.П.Бажова с привязкой к реальному географическому объекту и первоисточнику(рассказчику).

Стуктура данной работы: в первой главе приведены основные биографические вехи судьбы и творчества уральского сказителя. Во второй главе «По следам Бажова и его сказов» приведено краткое описание мест, которые вдохновили Павла Петровича на творчество. Проведен поиск первоисточника: рассказчика байки, сказки, предания. Сделана попытка установить прототип героя в настоящей жизни, и в некоторых случаях он найден: реально существующий мастер, исторический деятель. Все данные поиска кратко показаны в таблице «Хронология сказов П.П. Бажова с привязкой к географическому объекту Свердловской области и указанием первоисточника.

До сих пор приходится наблюдать изумление людей, которые узнают, что Бажов — советский писатель, свои сказы сочинял в 1930–1940-е годы. Народное сознание упорно относит его к XIX веку, причисляет к современникам Пушкина, Гоголя, Ершова. Невозможно представить Бажова, жившего в мире, где уже были телефоны, самолеты, фотоаппараты. Главная

заслуга писателя в том, что он «огранил», «отшлифовал» найденные им "камни", вложил их в чудесную словесную оправу. Настолько гармонично вписаны истории о Даниле-мастере и Серебряном копытце в представления об нашем горном крае, что приходится приложить усилия, чтобы поверить: все это – не народный эпос, а чистой воды художественный вымысел писателя. 

Глава 1. Судьба и творчество уральского сказителя.

Этот человек обладал величайшим талантом превращать быль в сказку. Он умел сохранять спокойствие и здравый рассудок в самые сумбурные времена. Любил детей и обожал свой край, реализовался как этнолог и фольклорист. Биография Бажова — переплетение ярких событий, череды счастливых случайностей и примеров силы духа.

Павел Петрович Бажов (1879–1950 гг.) – известный советский писатель, фольклорист. Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был награжден Сталинской премией 2-й степени. Был также талантливым преподавателем, организовывал школы и призывал повышать грамотность народа. Павел Бажов родился в поселке Сысертского завода, в семье рабочего горного мастера Петра Васильевича Бажёва. Отец писателя был хорошим профессионалом, но с плохим характером, и к тому же, страдал пагубной любовью к горькой, поэтому семья постоянно нуждалась. Где-то в этот период букву «ё» в фамилии заменили на «о». В периоды, когда Петр Бажёв был без работы, семья жила на те малые деньги, которые мама Павла Бажова выручала за рукоделье. (6, с.12)

Бажов Павел Петрович всегда с особым трепетом и теплотой вспоминал о своей матери Августе. Она происходила из польского крестьянского рода, была тихой и спокойной женщиной. Августа исправно вела сельское хозяйство, хранила тепло домашнего очага, на досуге по ночам плела ажурные чулки и платки, которые продавала за гроши. Этот вид рукоделия подорвал зрение молодой женщины.

Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Сейчас в доме, где жили Бажовы в Сысерти оборудован музей. (Приложение 1)

Учился Бажов сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом отдали в Пермское духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Но становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя русского языка. (7, с.10)

Ученицы духовного училища были в восторге от учителя: когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, такая была в то время в училище традиция, Павлу Бажову доставалось больше всего. Во время летних каникул Бажов путешествовал по уральским деревням.

Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу. (Приложение 2)

Настоящая любовь случилась у автора в зрелом 30-летнем возрасте. Тогда он повстречал свою избранницу и будущую жену — Валентину Александровну Иваницкую. Спустя два года влюбленные сыграли свадьбу. На тот момент Валентине было всего 19, а Павлу — 32 года. Пара смогла пережить вместе тяжелый период потери троих детей, которые умерли во младенчестве из-за патологий и болезней. Из семерых деток выжило четверо: Ольга, Елена, Алексей и Ариадна. (Приложение 3)

Павел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. В жизни писателя бывали как безоблачные, так и горестные дни. Бажову пришлось пережить страшное горе — смерть ребенка. Юный Алексей погиб из-за несчастного случая на заводе. Также известно, что Павел Петрович хоть и был занятым человеком, но всегда выделял время на разговоры с детьми. Примечательно, что с отпрысками отец общался как со взрослыми людьми, давал право голоса и выслушивал их мнения. «Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», — говорила в своих мемуарах Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери». (9)

Как ни странно, Павел Бажов был ярким революционером. До 1917 года он был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью.

В 1918-1920 годах он вел активную работу по становлению советской власти не только в России, но и в Казахстане, активно участвовал в Гражданской войне, вступив добровольцем в Красную армию. Организовывал подполье, бежал из тюрем, подавлял восстания… Когда Бажов вернулся на Урал, в Камышлов, он  поступил на работу в редакцию «Уральской областной крестьянской газеты». С тех пор он занимался журналисткой и писательской деятельностью. (7, с.23)

Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков — каменные квартиры в несколько этажей. В культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края.

Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко («Стаканчик») - сторож Василий Хмелинин- обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка. Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале».

Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников. Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, имели фольклорную основу. (10)

Все произведения Павла Бажова написаны в доме на углу улицЧапаева и Большакова (бывших Архиерейской и Болотной). До постройки этого дома Бажов жил с 1906 года в небольшом доме, который ныне не сохранился, на той же Болотной улице, недалеко от угла. Дом на улице Чапаева 11, писатель начал строить в 1911 году, а с 1914 года семья Бажовых жила в нем до отъезда в Камышлов. Сюда Павел Бажов вернулся в 1923 году и жил здесь до конца своей жизни. После смерти писателя в доме до 1968 года жила его жена Валентина Александровна. 3 февраля 1969 года здесь был открыт мемориальный дом-музей Бажова. (Приложение 4)

Всего Павлом Петровичем Бажовым было написано 56 сказов. В прижизненных изданиях Бажова сказы выходили под разными названиями: «горные сказки», «рассказы», «сказы». Первый сказ Павла Петровича Бажова «Девка Азовка» вышел в 1936 году. Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939 г.) во многом определила судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли. Логично дополняет произведения Бажова и его последующий сборник сказов, который назывался «Ключ-камень» (1942); уже в зрелом возрасте Бажов, годы жизни которого прошли ярко и неординарно, издал мемуары под названием «Дальнее — близкое», дневники и письма в сборнике «Отслоение дней». (11)

Герои сказов – горнорабочие Урала, которым присуща не только любовь к труду, но и крылатая творческая выдумка, и веселая «живинка в деле», что «впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Наряду с этими героями действуют и мифологические: Великий Полоз, Малахитница, Серебряное копытце, чудесные лебеди, дедко Филин, Лисичка-сваха, а также волшебные предметы: каменные губы, стеклянная пуговка, малахитовая шкатулка с украшениями, рудяные денежки – горняцкий вариант серебряного блюдечка с золотым яблочком и тому подобное. Чудесным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту герой сказа «Каменный цветок»,Степан несколько лет проработал в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее он научился искусству постигать «душу» камня. (Прилоржение 5)

Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Но есть и особенные сказы, прообразы героев которых, реально существующие люди. В следующей главе мы постараемся собрать такие факты.

Глава 2. По следам Бажова и его сказов.

Сам Павел Бажов назвал свои литературные произведения сказами: «…в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки».

Первоначально автором сказов Бажов называл Василия Хмелинина, но затем убрал его имя из всех черновых записей, но дед Слышко прочно поселился в сказах Бажова. В подтверждении теории, что прообразы многих сказов живые люди и подлинные события. Мы подробно изучили поездки Бажова по Уралу, рассмотрели, что в разных источниках пишут о рассказчиках заводского уральского фольклора, ставших идеей сказа. Все данные мы разместим в виде таблицы, где будет прослеживаться географическая привязка к месту сюжета сказа и прообраз героя. Мы надеемся выяснить, сколько сказов из известных 58, имеют в основе конкретное географическое место и реально существующего человека, прообраза героя сказа. (4, с.27)

Наше предположение о прообразах героев сказок во многом подтвердились, например, у Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила. Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы. Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери.

Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев, замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате. (3, с.43)

Вдохновением многих сказов стала Сысертская земля, там создан природный парк «Бажовские места». Если выйти на дамбу Верхнесысертского пруда где-то вдали, как путеводная звезда, будет маячить гора Карасья, где происходит действие сказа «Травяная заподенка». Знаменитый Марков камень стал основой одноименного сказа. Марков Камень с окружающими лесами является геоморфологическим, археологическим и историко-литературным памятником природы Свердловской области площадью 277 гектар. Как и большинство гор Урала, Марков Камень полностью покрыт хвойным лесом. На поляне у подножия горы был кордон Марков Камень, где в прошлом рабочие выжигали древесный уголь для заводов. В окрестностях Маркова Камня можно посетить другие достопримечательности природного парка: Мочаловские разрезы, озёра Асбест-КаменьБольшое и Малое Щучье, а также старинные каналы, прорытые в XIX веке для пополнения воды в Сысертских прудах.

Если прочитать сказы, то можно наблюдать, что действия в них происходят  в окрестностях Полевского. В этом городе жил Бажов во времена юности, с 11 до 14 лет. Отец работал литейщиком, а юный Павел «впитывал» рабочую атмосферу на месторождениях медных и железных руд. «Гумешки», Гумешевский рудник —  это место залежей медной руды, которые были обнаружены в начале 18 века в этих местах. В 1718 году началась разработка рудника. Этот год считается датой основания города Полевской. В этих краях был найден малахит, который вдохновил писателя на создание сказов о Хозяйке медной годы «Малахитнице»,  «Малахитовой шкатулки», «Горный мастер» и других. (Приложение 6)

Азов-гора упоминается в сказе «Дорогое имячко». Бажов соединил в этом произведении народное предание с новой историей. Он рассказывает о девке-Азовке и «старых людях», к которым она относилась. По сюжету Азовка оказывается запертой в пещере и не может оттуда выбраться. Спасти ее сможет некто, кто сможет назвать ее тайно имя…Сюжеты в сказах Бажова всегда мистические, как и места вблизи Полевского. (12)

Косой Брод упоминается в четырех сказах, в том числе в историях «Кошачьи уши», «Про великого Полоза». Туристам будет интересно прогуляться по Косому Броду по улице Бажова. Местные жители заботятся об убранстве своих домов, это делает улицу немножко сказочной. Косой Брод известен тем, что здесь был найден крупный золотой самородок, весивший 14 килограм. (8, с.36)

Соседний поселок Мраморское тоже примечательный. Сам Бажов заезжал в Мраморское 4 раза. Свои впечатления от поездки он использовал для написания произведений «Каменный цветок», «Змеиный след» и «Синюшкин колодец». Синюшка – это родная сестра Бабы-яги. А колодец ее – затопленная грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области. Герой сказа «Синюшкин колодец» встретил и полюбил мраморскую девушку: «С этой девчонкой Илюха и долю свою нашел. Только ненадолго. Она, вишь, из Мраморских была. То ее Илюха и не видел раньше. Ну, а про мраморских дело известное. Краше тамошних девок по нашему краю нет, а женись на такой — овдовеешь. С малых лет около камня бьются — чахотка у них». Так писал Бажов о селе, в котором была добыча мрамора, поэтому так описана тяжелая доля  «мраморских» девушек.

1735 год — Этот год вошел в историю как год начала крупных волнений башкир, из-за чего русские поселения оказались под угрозой разорения. Для защиты от набегов на заводы была построена еще одна крепость – Полдневская.

В эти же годы в окрестностях Полдневой были обнаружены залежи железной руды, рудобойные ямы до сих пор можно увидеть в лесном массиве села. Поэтому значительная часть населения занималась добычей руды и углежжением, перевозками. Другая часть полдневчан занималась обжигом известняка и приисковыми работами. Золото здесь обнаружили в 1803 году: самый знаменитый – Поскакушинский.

Бывал Бажов и на Северном Урале. Слушал легенды Денежкиной горы – сказ «Богатырева руковица». А вот почему одна из самых заметных и выдающихся вершин Урала высотой в 1 492 метра так называется, даёт ответ ясашная книга (слово «ясак» означало налог). Согласно этому источнику, рядом с рекой Сосьвой некогда жил один из представителей манси — Денга Ондрюшин, он же Андрей Денежкин. Сейчас это заповедник «Денежкин камень» в окрестностях города Североуральска.

Есть в сказах Бажова упоминание о Березовском заводе и деревни Сарапулка. На месте Березовского золотого прииска, возник современный город Березовский. Находится он в 13 верстах к северо-востоку от города Екатеринбурга, при речке Березовке. Золотопромывательный завод основан был здесь в 1753 г. и пущен в действие в 1754 г. Рабочие для добывания и промывания золота вначале взяты были из ближайших селений. Главное занятие жителей – работа на золотых приисках: летом работают на песках, а зимой – на жильном кварце. Об этом месте говорили так: «обычно при взгляде на самоцветные камни, на красивые топазы, аквамарины и аметисты возникают представления о горных, скалистых местностях, в которых они добываются, но эти представления совершенно неприменимы к старейшим копям деревень Южаково и Сарапулка».

Еще один интересный географический объект: деревня Байнова, она  находилось на правом берегу реки Исеть, в 5 верстах от Каменского завода. Первые упоминания о деревне Байнова  встречаются, начиная с 1709 года. История деревни Байновой непосредственно связана с Каменским заводом, который после своего возникновения дал толчок к заселению окрестных земель. В этом месте П.Бажов услышал рассказ старика-добровольца о картофельном бунте, так в сборник «Дореволюционный фольклор на Урале» вошел сказ «Про водолазов».

Не раз Павел Петрович был в Невьянске. Для местных жителей Павел Бажов не только близкий по духу писатель, часто бравший сюжеты из жизни невьянского завода, но и заступник. (2, с.5)

А вот это произведение доказывает, что сказы Павла Петровича были записаны и с Невьянских заводов: «Наше семейство из коренных невьянских будет. На этом самом заводе начало получило. Теперь, конечно, людей нашей фамилии по разным местам можно встретить, только вот эта усадьба, на которой мы с тобой разговариваем, наша початочная. До большого невьянского пожару тут, помню, избушечка стояла ... Наш Невьянский завод считается самым старым в здешнем краю. К двумстам пятидесяти подвигается, как тут выпущен был первый чугун, а мастера Семен Тумаков да Аверкий Петров проковали первое железо и за своими мастерскими клеймами отправили на воеводский двор в Верхотурье. Строитель завода Семен Куприяныч Вакулин – спасибо ему – не забыл об этом записать, а то мы бы и не знали, кто починал наше железко, коим весь край живет столько годов".

Бажов известен также заступничеством за наклонную башню и тем, что дебютировал в качестве учителя в окрестной деревне Шайдурихе.История со спасением наклонной башни не является местной легендой, она подтверждена многочисленными документами. В 1938 году горсовет Невьянска решил стереть с лица земли символ величия дворян Демидовых – башню с курантами на территории завода. Многие горожане понимали историческую ценность объекта. Их поддержал и тогдашний секретарь Свердловского областного отделения Союза советских писателей П.П Бажов. (Приложение 7)

В 1940 году П.П. Бажов посетил Кировград (в то время Кировград и Верх-Нейвинск входили в состав Невьянского района). В местном Доме культуры силами художественной самодеятельности был поставлен спектакль «Малахитовая шкатулка», и Бажов стал одним из его первых зрителей. Два года спустя, в мае 1942 года, Павел Петрович вновь посетил Кировград и близлежащие поселки в составе группы литераторов. В местной газете «Кировградский рабочий» упоминается о встрече с писателями 27 мая в клубе пос. Нейво-Рудянка, 28 мая — в клубе пос. Левиха, а 29 мая — в Доме культуры Кировграда. «Автор «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажов побеседует на тему «Наше прошлое и война» и выступит с новыми сказами», — писала газета. (7, с 41)

Сказ «Хрустальный лак» впервые появился в цикле военных сказов в годы Великой Отечественной войны. В этих сказах Бажов обнажает классовые корни ненависти рабочих к «немецким начальникам». (Приложение 8)

Читая сказ «Хрустальный лак» невольно думаешь, что это про нас Бажов рассказал. По истории ремесел в поселке известно, что жили когда-то здесь братья Деевы, изготавливали тайно (в бане) подносы железные, расписывали их и покрывали лаком. Прочные были изделия. Но секрет лака братья, ни кому не передали. С тех пор в поселке подносов никто не делал. Вот так я открываю для себя удивительного писателя П.П. Бажова.

Подносный промысел на Урале складывался и у Нижне-Тагильского завода. Подносы по своей форме и сюжету были разнообразны. Одни имели форму квадрата, другие форму круга, овала. Каждый поднос представлял собою произведение искусства. Их пропорции основаны на древнерусской системе, в которой модулем является квадрат. Символ нижнетагильского промысла, стала неведомая другим Уральская роза, цветок – сказка, цветок – фантазия. Декоративная роспись с букетами таких роз: золотисто-белых, голубо-синих, оранжево-красных, радует глаз и удивляет обилием вариантов. К концу 18 века наиболее значительные очаги горнозаводской росписи сложились в городах: в поселках: Верх–Нейвинский и Нижнесалдинск, в городах Нижний–Тагил и Невьянск. (1, с.460)

Еще одно подтверждение, что в основе сказа Бажова Верх-Нейвинские мастеровые подносного промысла, мы нашли в газете «Верх-Нейвинский Вестник» номер 8 от 4 октября 2019 года в рубрике: 140 лет со дня рождения Павла Бажова, в статье «Бывал ли Павел Петрович Бажов в Верх-Нейвинском?». В ней рассказывалось о том, что Вера Дмитриевна Белова вспоминала: ее мать Параскева Константиновна проживала в Верх-Нейвинском по улице Карла Маркса, в доме на горе. В 1940-м году начальник будущего завода Дмитрий Алексеевич Илларионов и главный инженер Черников пришли с просьбой дать 2 комнаты для гостиницы первого класса. Приезжали специалисты из Москвы, Ленинграда, Екатеринбурга. Вера Дмитриевна Белова, хозяйка гостиницы, общалась с гостями. В июле-августе 1941 года к дому подъехала машина. Из неё вышел неказистый человек невысокого роста в черной рубашке. Кто-то сказал: Бажов приехал. Бажов уходил с Черниковым, Когановичем, и Илларионовым на работу: смотрели место под строительство завода и города. Вечерами ходили в сад, там разговаривали. Позднее Вера Дмитриевна не раз встречала Павла Петровича в Екатеринбурге. (5)

Ещё одну версию пребывания Павла Бажова рассказал преподаватель уральской культуры, написавший начало очерков о Бажове, Николай Езовских. Его интересовала история о семье Деевых – староверов, живших в Верх-Нейвинском. Он высказал одну из версий, что сказ Павла Бажова «Хрустальный лак» мог быть написан на основе жизни верхнейвинских братьев Фадея и Самойло, которые изготовляли расписные подносы. Владели они секретом лака, который был очень прочен. В 1887 году Деевы представили на Сибирско-уральскую промышленную выставку лучшие экземпляры своих эмалированных изделий и получили награду. Тридцать лет работали братья в своей баньке, а затем в мастерской, варили свой хрустальный лак. Передали братья свою тайну его изготовления и своим сыновьям, строго накозав, никому не выдавать секрета. И канул секрет в лету. (2, с.11)

Когда я узнала, что в нашем поселке был Павел Петрович Бажов, узнав о мастеровых братьях, создал о них сказ, меня переполнило чувство гордости за историю поселка. Книги Бажова издавались на 33 языках народов нашей страны 208 раз огромными тиражами, их прочитали миллионы людей. Из сказа читатели узнали и о подносном ремесле нашего поселка, и о мастерах-староверах и про умного и хитрого Артюху, который немца проучил.

Мы систематизировали все найденные данные в таблице: год издания сказа, название сказа, географический объект Свердловской области, где проходит действие сказа и прообраз главного героя или рассказчика. Получилось очень интересно.

Заключение.

Бажов был настоящим мастером, что и было причиной его признания читателем. Сказы получили настоящее признание, в уральских городах нет-нет, да и встретишь скульптурное изображение Хозяйки медной горы, а по мотивам книг созданы и мультфильмы, и полнометражные фильмы. Всего Бажов написал около 60 сказов, ставших фундаментом уральского фольклора. Он до сих пор продолжает развиваться: по сути, уральская поэтическая и драматургическая школы, театр Николая Коляды, причудливая проза Ольги Славниковой, Евгения Касимова, Алексея Иванова, Анны Матвеевой, Алексея Сальникова и многих других растут из сказов Бажова, которого в 1930-е чуть было не объявили фальсификатором. Нет, он не фальсификатор — он великий мистификатор.  Бажов отразил куда более древние, глубинные представления уральцев об устройстве мира – поклонение могущественным силам природы, обожествление их. Но главная идея сказов – прославление мастера, его умелых и талантливых рук, его работы.

Цель данной работынайти подтверждение мнению, что за многими героями сказов стоят живые люди - достигнута. Действительно, герои не только вымышленные существа но и реально существующие люди: рабочие заводов, исторические личности, приезжие мастера, немецкие заводчики и др. Нам удалосьсобрать в таблицуданные о 50 сказах Павла Бажова. Больше всего сказов написано о жизни рабочих Полевского завода. Интересны и источники сюжетов: 9 сказов по рассказам Хмелинина, по рассказам стариков и рабочих 24 сказа. В сказах фигурируют исторические личности Петр 1, Никита Демидов, строитель завода Семен Куприяныч Вакулин и др., подробнее можно увидеть в таблице (Приложение 9)

Результаты данной работы будут полезны и интересны датой издания, местом, где происходило событие, рассказчиком. Данные таблицы могут быть использованы на уроке литературы и географии. На уроках истории России приведенные данные могут проиллюстрировать темы о реформах Петра I, о становление железоделательного дела на Урале, о преобразованиях советской власти и т.п. На обществознании исследование поможет в темах «История родного края». На основе данного материала можно провести классные часы о Бажове, о Демидове, о Сысерти и о заповедниках Урала: природный парк «Бажовские места», «Денежкин камень», «Марков камень» и т.д.

Мы рассказали о результатах исследования на Малых Новоуральских краеведческих чтениях и на Марковских краеведческих чтениях в своей школе. Наш рассказ вызвал неподдельный интерес. Мы думаем, что в нашей школе станет больше читателей сказов П. П. Бажова, ведь он часть нашей истории.

Список источников и литературы

Бажовская энциклопедия / редакторы-составители В.В. Блажес, М.А. Литовская. – Екатеринбург: Сократ, 2007

Езовских Н.А. Здравствуйте, Павел Петрович! – Невьянск: издательство Дома учителя, 2000

Батин М. Павел Бажов. – М.: Современник, 1976. – (Библиотека любителям российской словесности)

Батин М.А.Творчество П.П.Бажова – Свердловское книжное издательство, 1953

«Бывал ли Павел Петрович Бажов в Верх-Нейвинском?», ст., газета «Верх-Нейвинский Вестник» № 8 от 4.10. 2019

Карфидов А. Несколько эпизодов из жизни Бажова, ж Урал, №1, 2020

Хоринская Е. Наш Бажов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989

Черноскутов А. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Путешествие со сказами Бажова / А. Черноскутов, Ю. Шинкаренко. - Екатеринбург: Сократ, 2004

https://obrazovaka.ru/alpha/b/bazhov-pavel-bazhov-pavel

https://www.nur.kz/family/school/1876631-biografia-bazova-tvorcestvo-i-licnaa-zizn-pisatela/

https://24smi.org/celebrity/4782-pavel-bazhov.html

https://4stor.ru/strashno-interesno/28881-eh-velikiy-ural.html

Приложение 1

Музей Бажова в Сысерти.

Внутреннее убранство дома Бажовых в Сысерти

Приложение 2

Павел Петрович Бажов, преподаватель сельской школы

Приложение 3

Павел Бажов и Валентина Иваницкая

Приложение 4

Дом-музей Бажова в Екатеринбурге

Приложение 5

Иллюстрации к сказам П.П. Бажова

Приложение 6

Загадки Полевских лесов.

Бажовский зал Исторического Азов-гора Скульптура Данила - мастерамузея города Полевского

Окрестности города ПОЛЕВСКОГО. Места Бажовских сказов. Интересных легенд и преданий здесь множество. В одном из первых своих рассказов "Дорогое имечко" П.П. Бажов писал о Чуди или "старых людях" - высоком красивом народе, живущем в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор. Люди эти почти незаметны для других. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, "закрывая гору". В фольклоре, помимо народности Чуди, содержатся сведения и о гигантском змее Полозе и о загадочных подземных туннелях, в которых он обитает. Есть рассказы о появлении "дамы в белом", плутании людей в хорошо знакомых им местах и многое-многое другое. До сих пор энтузиасты ищут на Азов-горе спрятанный по преданиям клад. Иногда на Азов-горе видят непонятные огоньки - "свечки", которые гаснут при приближении к ним. В окрестностях Зюзелки изредка появляются таинственные синие туманы. А на Малом Азове слышат по ночам жуткие звуки неясного происхождения.

Приложение 7

Год Бажова на Невьянской земле

Алексей Карфидов — краевед, старший научный сотрудник Невьянского государственного историко-архитектурного музея. Постоянный автор статей ж. «Урал».

  «Живой встает он у меня перед глазами…»

Посвящается моему учителю литературы Фаине Федоровне Охотниковой

 С Невьянском, а точнее, с селом Шайдуриха Невьянского района связано начало преподавательской деятельности Павла Петровича Бажова. Было это в 1899 году.

Правда, первый опыт учительской работы продлился недолго. Павел Петрович в беседе с К. Рождественской так сказал об этом: «Поехал я учителем в земскую школу около Невьянска, но долго не продержался. Инспектор был дурак, потребовал, чтобы я преподавал и закон божий. Я ушел».

А вот и нет! «Инспектор был не дурак», — утверждает невьянский исследователь творчества Бажова, учитель литературы Н.А. Езовских (к сожалению, не так давно ушедший из жизни), в одноименном очерке1. Изучив журналы заседаний екатеринбургских уездных земских собраний, Николай Александрович восстановил биографию этого безымянного инспектора.

Владимир Евгеньевич Попов, статский советник, занимавший должность инспектора народных училищ на рубеже XIX и XX веков, оказался примечательной личностью. Окончив Пермскую семинарию и духовную академию, Попов начал свою трудовую деятельность учителем земской школы. Выпустил несколько брошюр по методике преподавания в народных школах. В 1880-е годы вернулся в Пермскую духовную семинарию преподавателем педагогики. Написал диссертацию на степень кандидата богословия. И вот венец карьеры — должность инспектора народных училищ Екатеринбургского уезда.

Надо отдать должное В.Е. Попову — в должности начальника он не сидел на месте. Ежегодно посещал земские школы — до сотни в год, во время одной из таких поездок заразившись и переболев брюшным тифом, хлопотал о повышении жалованья учителям, о квартирах для них. За организацию в 1900 году краткосрочных учительских курсов получил благодарственные письма от преподавателей. Например, учительница Невьянского женского училища П.Н. Доронина благодарила: «Глубокое спасибо вам, высокоуважаемый руководитель!.. Воспользуемся случаем выразить Вам, многоуважаемый руководитель и начальник, нашу искреннюю признательность за все Ваши труды и заботы о нас, за то теплое слово участия, которым вы всегда отмечали наш труд и поддерживали наши силы…»

Эти письма В.Е. Попов представил в училищный совет, потребовав от земства за организацию курсов особую, сверх жалованья, плату — 200 рублей. Члены совета отказали Попову в выплате денег: ведь это его служебные обязанности, но вынесли благодарность за труды.

Почему же инспектор захотел обязать П.П. Бажова вести закон божий? Как сообщает Н.А. Езовских, в Шайдурихе в то время не было законоучителя (в школах закон божий вели местные священнослужители, но священник шайдурихинской церкви был «малоквалифицированным», в священники он был положен из дьяконов). Да, тщеславный, любящий лесть, с большими амбициями и самомнением, но и великий труженик — так характеризовал бажовского инспектора невьянский биограф Бажова.

Второй раз в Шайдурихе Павел Петрович побывал в августе 1940 года. А.К. Шарц, сопровождавший писателя в поездке, так вспоминал об этом: «Работал я секретарем обкома партии, занимался промышленностью… Ездить приходилось много. Сказал Бажову, что завтра еду в Невьянск.

Павел Петрович заметно оживился: «Давно мне хочется побывать в Шайдурихе. Довезите меня, ведь это по пути…». Утром выехали рано… Время в разговоре прошло незаметно. Подъехали к Шайдурихинской школе. Павел Петрович вышел, поблагодарил. Я успел заметить, что Павла Петровича встретили двое почтенных людей. Они обнялись… Поздно вечером я возвращался из Невьянска. Павел Петрович сидел у школы в окружении жителей села. Видно было, что он устал, ждет машину. И все же очень доволен встречей с прошлым»2.

В этом же 1940 году П.П. Бажов посетил Кировград (в то время Невьянск и Кировград входили в состав одного района). В местном Доме культуры силами художественной самодеятельности был поставлен спектакль «Малахитовая шкатулка», и Бажов стал одним из его первых зрителей.

Два года спустя, в мае 1942 года, Павел Петрович вновь посетил Кировград в составе группы литераторов. В местной газете «Кировградский рабочий» упоминается о встрече с писателями 27 мая в клубе пос. Нейво-Рудянка, 28 мая — в клубе пос. Левиха, а 29 мая — в Доме культуры Кировграда. «Автор «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажов побеседует на тему «Наше прошлое и война» и выступит с новыми сказами», — писала газета. Через месяц Павел Петрович побывал и в соседнем Невьянске. Правда, информация об этом в местной газете «Звезда» отсутствует.

Тагильчанка Тамара Моисеевна Сырова, девчонкой побывавшая на встрече с писателем, прислала невьянскому биографу Бажова Н.А. Езовских письмо с выпиской из своего дневника от 22 июня 1942 года. Этот текст Николай Александрович воспроизвел в одном из своих очерков.

Приведу небольшой фрагмент: «Вчера я ходила с Люсей Волковой в сад на литературный вечер. Приезжали писатель Бажов и поэт Илья Садофьев. Я, собственно, и пошла из-за Бажова. Представляла его себе стариком здоровым и сильным. А на сцену вышел… невысокого роста… Сапоги, черные брюки, черная рубашка с большими карманами… Говорил просто и правильно. О том, что нужно собирать рассказы стариков. Говорил о фольклоре горнозаводских рабочих и его ценности… Затем прочитал сказ «Иванко-Крылатко». Читал так же просто, как и говорил…»

Бывал Павел Петрович в Невьянске и проездом. Например, в сентябре 1943 года, направляясь в Нижний Тагил в составе большой группы писателей с целью подготовки книги о Тагиле. Спутники Бажова — Е. Пермяк, Б. Рябинин, К. Мурзиди, М. Шагинян, профессор В. Данилевский. «18 и 19 сентября в 20 часов, — сообщала газета «Тагильский рабочий», — в помещении горпарткабинета (по ул. Уральской, 3) состоялась литературная конференция, посвященная созданию книги о Тагиле»3. Павел Петрович выступил с докладом «Народная история Урала», посвященном истории и природе Нижнего Тагила и его окрестностей, преданиям и легендам о Ермаке, Медведь-камне и горе Высокой, горнозаводскому фольклору4. 20, 22 и 24 сентября в редакции газеты «Тагильский рабочий» с 19 до 22 часов проходили литературные консультации писателей5

В январе 1944 года широко отмечалось 65-летие писателя. В Свердловске проходили праздничные мероприятия с участием юбиляра, от разных коллективов поступали торжественные поздравления.

Не осталась в стороне от этого события и невьянская газета «Звезда». В одном из ее номеров была напечатана краткая биография П.П. Бажова и помещена подборка воспоминаний невьянцев о своих встречах с писателем и впечатлениях о его творчестве. С тех пор этот текст не переиздавался, поэтому приведу его полностью (за исключением биографии).

М.Г. Митин — преподаватель-историк. «Я знаю Павла Петровича Бажова лично, работал с ним в Свердловском историческом музее, в краеведческой секции. Обаятельный человек. Войдет, бывало, сядет, руки положит на колени и внимательно слушает собеседника. Очень выдержанный, спокойный, немногословен. У Павла Петровича прекрасная память, он помнит и знает всех краеведов области, от которых черпает материал для своих замечательных сказов. Знает всех активных ребят — членов различных краеведческих кружков, ведет переписку и знает уральских сказителей. Многие его сказы я читал в рукописях. Все сказы Павла Петровича, по-моему, одинаково хороши, все они волнуют, будят мысли.»

А.В. Козлова — инструктор райкома ВКП(б). «В сказах Бажова мне нравится образность языка и их доходчивость. Когда читаешь какой-либо сказ, то ясно представляешь то, о чем в нем говорится. Особенно я люблю «Малахитовую шкатулку», а также «Сказы о немцах». Сильные, хорошие книги.»

В.С. Воложина — завуч Невьянской неполной средней школы № 3. «Бажов в своих сказах чудесно увязывает старину с современностью, особенно это выражено в «Сказах о немцах» и в последней его вещи, опубликованной на днях в «Уральском рабочем». Все его сказы доходят до читателя различного возраста и культурного уровня. В школе ребята часто приводят выдержки из сказов, берут примеры образности и особенностей уральского языка. Я слышала его выступление. Когда слушаешь Павла Петровича, переносишься в тот мир, о котором он рассказывает, настолько убедительна его речь».

Завершает публикацию поздравление с юбилеем от редакции газеты: «Павел Петрович Бажов полон сил и творческих замыслов. Пожелаем же нашему дорогому земляку, писателю русской земли, здравия и долголетия».

Приложение 8

Сказ Павла Бажова «Хрустальный лак»

«Поделка, видишь, из дешёвых, спрос на неё большой, а знающих ту хитрость мало. Семей, поди, с десяток по Тагилу да  столько же, может, по Невьянску. Они и кормились  от этого ремесла.   Дело по видимости простое. Нарисуют кому что любо на железном  подносе, либо того проще  вырежут с печатного картинку какую, наклеят  её и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймешь, как она туда попала...». 

Из сказа Павла Петровича Бажова («Хрустальный лак», 1943 год)

Приложение 9

Хронология сказов ПП Бажова с привязкой к географическому объекту Свердловской области и указанием первоисточника

« ..в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки»

Дата и место издания сказа

Название сказа

Георафический объект

Прообраз, рассказчик

1

1925 год

журнал “Товарищ - Терентий”№17-18

сказ-очерк

“На том же месте” («Сложный химический процесс»)

Гумёшки, медный рудник в окрестностях Полевского

Безымянный учитель, часто приезжающий в Полевской

2

1936 год

сборник “Дореволюционный фольклор на Урале”

“Про водолазов”

д. Байнова Каменского завода

Старик доброволец, рассказ «Из преданий о картофельном бунте”

3

1936 год журнал “Красная новь” № 11

“Медной горы хозяйка”

1 из Уральских сказов

Гумёшки, медный рудник в окр-тях Полевского Красная горка

Данила Мастер (камнерез Данила Зверев)

4

1936 год

сборник “Дореволюционный фольклор на Урале”

“Дорогое имячко”

Гумёшки, медный рудник в окр-тях Полевского,

Азов-гора

Рассказ В. А. Хмелинина

5

1936 год

сборник “Дореволюционный фольклор на Урале”

“Про великого полоза”

с.Косой Брод –золотоносный прииск у р.Большая Рябиновка

Рассказ В. А. Хмелинина

6

1936 год

журнал “Красная новь” № 11

“Приказчиковы подошвы”

8 из Уральских сказов

Медная гора- местное название Гумёшевского рудника.Полевской

Рассказ В. А. Хмелинина

7

1937 год “Литературный альманах” №3

“Марков камень”

Скала Марков камень, Сысерть

Рассказ В. А. Хмелинина

8

1937 год “Литературный альманах”

“Сочневы камешки”

14 из Уральских сказов

Рудник Красная горка, сейчас поселок. Полевской

Рассказ В. А. Хмелинина

9

1938 год

альманах “Уральский современник”

“Малахитовая шкатулка”

2 из Уральских сказов

Гумёшки, медный рудник в окр-тях Полевского.

Азов-гора

Рассказ В. А. Хмелинина

10

1938 год “Литературная газета” от 10.05

“Каменный цветок”

3 из Уральских сказов

Село Мраморское и пос. Полевой,

камнерезные мастера

11

1938 год

журнал “Уральский современник”

“Серебрянное копытце”

9 из Уральских сказов

дер.Полдневая, на юг от Полевского

рассказы стариков

12

1939 год

журнал “Октябрь” № 5,6

1943 год

«Сказы о немцах»

“Две ящерки”

7 из Уральских сказов

“Провальное место”

Сказы о немцах

Полевской завод

Рабочие Полевского завода

13

1939 год

журнал “Индустрия социализма”

“Кошачьи уши”

Полевской завод (Противоп. Сысертский и Полевской заводы)

Рассказ В. А. Хмелинина

14

1939 год

сборник “Малахитовая шкатулка”

“Змеиный след”

с. Косой Брод –золотоносный прииск у реки Большая Рябиновка

Рассказ В. А. Хмелинина

15

1939 год “Московский альманах”

“Синюшкин колодец”

12 из Уральских сказов

д. Зюзелка, Азов-гора, Полевской район

рассказы стариков

16

1939 год

газета “На смену” г. Свердловск, № 7-10, 12, 13

“Горный мастер”

4 из Уральских сказов

с. Мраморское, Полевской район

Рабочие Горнощитской мраморной фабрики

17

1940 год

журнал “Техника смене”№9-11

“Ермаковы лебеди”

р. Чусовая от Нижнечусовских городков до Усть-Серебрянки

В сказе говориться о Петре I (народное рассказ-предание)

18

1939 год

журнал “Индустрия социальзма” №1

“Тяжёлая витушка”

р. Бесштанка , приток р.Чусовой

1,5 км. от дороги в с.Косой Брод

Рассказ В. А. Хмелинина

19

1939 год

журнал “Индустрия социализма” №10

“Демидовский кафтан”

Р. Шайтанка, приток р.Чусовой, Васильевско-Шайтанский железоделательный завод

факт из истории строительства Васильевско - Шайтанекого завода, упомянут сын Никиты Демидова Василий

20

1940 год

Газета «На смену» № 56,59,60, 63, 64

“Травянная западёнка”

10 из Уральских сказов

гора Карасья, Сысертский район

Рабочие Сысертского завода

21

1940 год

газета “Всходы коммуны” №17-19

“Огневушка-поскакушка”

13 из Уральских сказов

дер.Полдневая, Поскакушенский прииск по пути в село Полдневое

рассказы стариков

22

1940 год

газета “Уральский рабочий”

“Хрупкая веточка”

5 из Уральских сказов

д.Полевая, Полевкой район

Рассказ В. А. Хмелинина о Даниле мастере

23

1940 год

газета “Уральский рабочий”

“Ключ земли”

(первоначально «Ключ –камень»)

«то ли под Мурзинкой, то ли в другом месте»

«…сказ от своих стариков перенял»

24

1941 год

газета “Уральский рабочий” от 30.03

“Про главного вора”

Сказы о немцах

д. Кунгурка, близ дороги, от Дегтярска к Полевскому

Сказ дегтярского горняка

25

1941 год

газета “Уральский рабочий” от 30.03.1941 г.

“Таюткино зеркальце”

11 из Уральских сказов

Гумёшевский медный рудник, Азов-гора, Полевской район

Рассказ горщиков о явлении ставшим предупреждением о беде

26

1942 год

Сборник «Говорит Урал»

“Железковы покрышки”

6 из Уральских сказов

Гумёшевский завод близ Полевского

Байка рабочего завода

27

1942 год

сборник «Ключ-камень»

“Жабреев ходок”

Косой Бродсело около города Полевской

Старатель Никита Евсеевич Жабрей

28

1943 год

сборник

«Сказы о немцах»

“Заграничная барыня”

Сказы о немцах

Верх-Исетский завод, Екатеринбург

Заводские старики

29

1943 год

газеты: «Красный боец» от 17.10.43 г .

“Живинка в деле”

Азов-гора, окрестности Полевского

Рассказы рабочих

30

1943 год

Журнал «Новый мир» №11

“Веселухин ложок”

Сказы о немцах

рудники Сысертского завода

Рассказы местных стариков

31

1943 год

Газета «Литературный Урал» от 12.06

“Хрустальный лак”

Нижний –Тагил

Верх-Нейвинск (Невьянск)

Мастера Федор и Вавила Худояровы

Мастера Фадей и Самойло Деевы

32

1943 год

Журнал «Мурзилка»

№ 9,10

“Круговой фонарь”

Цикл сказов-поучений

Верх-Исетский завод, Екатеринбург

Прокатчик Гриньша Рыбка

33

1944 год

газета «Уральский рабочий» от 21.01.44г.

“Богатырева руковица”

Ленинский цикл

Денежкин камень, гора на Северном Урале

места осваивал Походяшин Максим Михайлович

34

1945 год

Сборник «Золото»

Журнал «Новый мир» №8

“Золотые дайки”

К200-летию уральской золотопромышленности

Березовский завод

Старый березовский рабочий

Истор. личность Марков Ерофей Сидорович первооткрыватель рудного золота на Урале

35

1945 год

Журнал «Мурзилка» №9,10

“Голубая змейка”

Полевской завод

Рассказы стариков

36

1945 год газета «Уральский рабочий» от 18.02

“Алмазная спичка”

Сказы о немцах

Екатеринбург

Байки сторожа заводских рабочих

37

1946 год

Газета «Заря» Ачитский район от 2-5.09

“Медная доля”

Гора Лобаз, Сысертский район

Рассказ горняка (дед Мисилов)

38

1946 год

Журнал «Молодой колхозник»

“Васина гора”

Цикл сказов-поучений

Сибирский тракт

Бобыль Василий

39

1946 год

Газета «Уральский рабочий» от 07.11

“Далевое глядельце”

Цикл сказов-поучений

Мурзинская слобода, добыча талькового камня

Рассказы стариков

40

1947 год

Газета «Красная звезда»19.10.47г.

“Рудяной перевал” («Рудяные вихорьки»)

Цикл сказов-поучений

Рудяной перевал

( новые рудники в окрестностях Полевского)

Из рассказов старого забойщика Иваныча

41

1947 год сборник сб «Уральские сказы»

“Орлиное перо” Ленинский цикл

Д. Сарапулка, Адуйское месторождение аквамаринов и аметистов

Горщик Маркелыч

42

1947 год

Газета «Уральский рабочий» от 07.11

“Шелковая горка”

К 30-летию Великого Октября

Между Верхнетагильским и Шуралинским заводами добыча асбеста

Рассказчик Семен Куприянович Вакулин, старатель Невьянского завода

43

1947 год

Газета «Уральский рабочий» от 01.05

“Аметистовое дело”

Сказы о немцах

Небольшой уральский поселок, колхоз

Биография горщика Ивана Долгана

44

1947 год

Сборник «Уральские сказы»

« Загадочный Тулункин»

с. Глиняное Режевской р-н

Рассказ рабочего

45

1948 год

Журнал «Огонек»

№ 26

«Широкое плечо»

Цикл сказов-поучений

Сысертский завод

Рассказы стариков

46

1948 год

газета «Уральский рабочий» от 07.11.1948

"Ионычева

тропа"

Полевской завод

Климинский и талышмановский прииски

Из рассказов участника гражданской войны

47

1949 год «Литературная газета» 24.12

“Золотоцветень горы”

Цикл сказов-поучений

дер.Полдневая, на юг от Полевского

Климинский та

Сидор Васильевич Климин из «коренного фабричного рода»

48

1950 год

Журнал «Огонек» №29

“Не та цапля”

Цикл сказов-поучений

Уралмашзавод, Свердловск

Рассказ рабочего-пенсионера, бывшего слесаря Сысертского

завода Кузьмы Осипыча.

49

1950 год

Журнал «Советский союз» №6

“Живой огонек”

(«Советский мастер»)

Цикл сказов-поучений

Полевской трубный завод

Повествование сборщика Ивана Осиповича (Митьша Алексееич Заровняев)

50

19 61 год

Журнал «Урал»№1

“Теплая грань” (не закончен)

Продолжение истории семьи Данило-мастера и Катерины

Березовский завод

д. Полевая

Старожилы д. Полевой

Просмотров работы: 238