Новогодняя быль или приключения ёлки в России

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Новогодняя быль или приключения ёлки в России

Костенок А.А. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Маканова З.Ш. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В календаре всех стран и народов есть особенный день, когда каждый человек ждёт чуда обновления. Это Новый год. Важным атрибутом его стала ёлка. Приживалась она долго и трудно, её считали обычаем католического происхождения. В петровские времена её насаждали указом, в годы Первой мировой войны запрещали устройство в учебных заведениях, а в 20-е годы ёлку стремились превратить в новый советский ритуал, в 1935 году она стала символом счастливого детства. У меня возникла идея изучить путь ёлки в России, сейчас она – главный атрибут Нового года. Я поставила цель: изучение истории ёлки в России как главного атрибута новогодних праздников.

Для проведения исследования я выдвинула гипотезу: изменения, происходящие в обществе, не утратили значение главного атрибута Нового года - ёлки, влияют на оформление новогодних игрушек. В современное время ель – редкое дерево, поэтому срубать её крайне нежелательно. Объект исследования – новогодние праздники, предмет исследования – новогодняя ель.

Методы исследования: изучение литературы и материалов сети Интернет, включённое наблюдение, анализ и сравнение, фотосъёмка, изучение и анализ музейного фонда.

Социальная значимость: ёлка – главный атрибут Нового года, но, есть ещё и другая сторона, которая говорит об охране лесных красавиц. С каждым годом всё меньше и меньше становится этих лесных деревьев. Для того, чтобы вырастить ель, надо в среднем 10-15 лет. В прошлом году в нашем поселении был сильный пожар, сгорели большие площади лесных массивов, в том числе и сосны, которую мы наряжаем на Новый год. Наша задача, сохранять лес, чтобы люди использовали искусственные ели, а не вели сплошную её вырубку, как атрибута новогодних праздников. Практическая значимость заключается в доведении своего исследования до школьников, выступлении на конференции, участии в акции в посадке саженцев сосны на территории Джабык-Карагайского бора.

Глава 1. Начало зимы в русском календаре

Начало празднования Нового года

Зима в русском календаре начиналась днём введения Богородицы в Храм – 4 декабря. Праздник Введения установился еще на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в 9 веке [4]. К 4 декабря на землю ложился снег, становились санные пути, появлялись первые морозы. Зимой мужчины занимались заготовкой дров, ремеслом, женщины – прядением и ткачеством. Дети учились, пряли, вязали, шили и вышивали. Мальчики помогали взрослым, на улице катались на санях, салазках, соревновались в беге на лыжах и коньках. В течение года все заботы и дела прерывались праздничными днями, и все отдыхали.

Новый год - особенный день, когда каждый человек ждёт необыкновенного чуда. По рассказам жительницы нашего посёлка, Григорьевой Фаиной Константиновной (приложение № 1), празднование Нового года совпадало с Рождеством Христовым. Из поколения в поколение передавались игры, развлечения, календарные самоделки: Рождественская звезда и вертеп, сумки-лакомки, обрядовое печенье, куклы из соломы, дерева, лоскутов, мочала в играх, в украшении дома, в гуляниях на Святках, в празднике Солнцеворота.

С Рождества до Крещения праздновались Святки. К Рождеству вывешивали соломенное «Окно радости» с символом доброй вести, делали двуликую куклу «День-ночь», символизирующую свет и тьму. Каждый день утром и вечером её поворачивали то светлой, то тёмной стороной к дому со словами благодарности за благополучно прошедшие сутки [7].

«Святки начинались с колядования, у дома пели хозяевам величальные и благопожелательные песни, а в ответ они одаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем», - рассказывает моя бабушка Казённая Нина Васильевна (приложение № 2). Иногда брали с собой куклу Коляду, сделанную из новых тканей, в руки давали ей узелок с солью, украшали колосьями. Она символизировала приход предков, а одаривание её рассматривалось как приношение в надежде на помощь и защиту в настоящем году [5]. «Любимым развлечением на Святках было ряженье. Парни надевали маски или замазывали лица сажей и мукой, приделывали бороды. Одним из персонажей для перевоплощения была Коза – символ плодородной силы. Девушки наряжались и навещали только те дома, где жили парни – потенциальные женихи. Дети на святках в куклы не играли. Считали, что в это время, нечисть становится особенно опасной», - рассказывает Козлова Валентина Ивановна (приложение № 3).

В Крещение на реке или озере делали прорубь в форме Христа. К ней совершали крестный ход, служили молебны, брали освященную воду. Самые смелые купались, надеясь исцелиться святой водой или очиститься от греха. Крещением завершались новогодние праздники [12].

Новый год по установившейся традиции в русском календаре празднуется 1 января. Первый месяц года получил название от древнеримского бога всех начал и истоков, времени и перемен – двуликого Януса. Одно лицо его обращено в будущее, а другое – в прошлое. Уже у древних римлян в первый день нового года было принято дарить подарки и поздравлять друг друга. Древние славяне новолетие справляли 1 марта, с наступлением тепла и началом полевых работ. В XV веке начало нового года было официально перенесено на 1 сентября. Январский годовой круг был введён Петром I спустя 200 лет, в 1699 году. В 1700 году в Москве был оглашён новый указ царя «О праздновании Нового года», по которому вводилось новое начало года [9].

Появление ёлки на новогодних праздниках в России

Откуда пришла традиция ставить на Новый год украшенную елку? По материалам Государственного исторического музея Южного Урала, предполагается, что все началось с древних кельтов - их жрецов, которые поклонялись елке как пристанищу духов плодородия. Чтобы задобрить этих духов, в конце декабря развешивали на елках самые разные "дары". У разных народов были свои культы деревьев, т.к. считалось, что дерево обладает добрыми силами, что в них живут добрые духи. Особое предпочтение давалось вечнозелёным растениям. Стремясь получить от них поддержку, люди совершали обряды, в которых проявлялось поклонение и почитание дерева. Характерным было зажигание на них огней, и украшение их послужило основой возникновения рождественской ёлки.

В давние времена в Германии принято было использовать елку, как рождественский и новогодний атрибут. Жители считали, что посредниками между ними и духами являются хвойные деревья. И задобрить их было возможно, если поднести им особенные приношения, которыми украшали хвою. Сладости, продовольствие, красивые вещицы, игрушки, которые были сделаны своими руками, ленты красного цвета развешивались на ветвях сосен и елей в знак признательности божественной силе за плодородие и благосостояние в следующем году [8].

В России Новый год совпал с периодом рождественских торжеств и святочных веселий. Обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр I, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Он бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как царь взошел на престол, забавные елки появились в России. На улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев. Вечнозелёными ветвями и целыми деревьями царь повелел украшать ворота и фасады домов [1].

Но по-настоящему обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря, и было главным праздником, пришел в Россию при Николае I. Его супруга принесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Игрушки заказы вали в Европе, в основном из Германии. В этот период Россия увлеклась немецкими традициями, откуда взяла и эту. После всех этих процессов хвойное дерево осталось главным предшественником Нового Года. Но не во все года к рождественским праздникам наряжали елку. Со временем, когда Петра I не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя [14].

Глава 2. Ёлка – главный атрибут Нового года

2.1. Ёлка в господском доме

Долгое время Святки праздновались по старинке с соблюдением народных традиций и в крестьянских избах, и в помещичьих усадьбах, и в домах зажиточных горожан. В 1828 году императрицей Александрой Фёдоровной в петербургском дворце был устроен первый праздник «детской ёлки». Этому примеру следовала столичная знать, но только в 1840-е годы в городах вспыхнула настоящая мода на ёлку, и рождественское дерево стали украшать в состоятельных домах, а в 1852 году на Екатерингофском вокзале была проведена первая публичная ёлка [14].

Ожидание праздника и подготовка к нему были временем семейного сбора. Всей семьёй готовили ёлочные крашения, подарки, карнавальные костюмы. Накануне Рождества тайно от детей в дом доставляли ёлку, а вечером перед взором детей представала зелёная красавица, украшенная стеклянными шарами, золотыми орехами, пряниками, конфетами и яблоками. Детей старались порадовать подарками – куклами, оловянными солдатиками, книжками с картинками.

Начиная с 1860-х годов, традицией становится приглашение на ёлку крестьянских детей, общее веселье и раздача подарков. К концу 19 века ёлка прочно завоевала место в городе и в помещичьей усадьбе. Но русская деревня ёлку не признала. Для городской бедноты ёлка была желанной, но недоступной, то для крестьян эта «барская забава» не представляла никакого интереса. Крестьяне ездили в лес за ёлками для своих господ, для продажи модного товара, сами оставались к лесной красавице равнодушными [8].

2.2. Ёлка в период социальных потрясений в России

В 1910 -30-е годы ёлку то запрещали, то пытались превратить в объект

государственной важности. Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после Октябрьской революции. Новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге [6].

По изученным источникам, в первой половине ХХ века, в России большевицкой властью было запрещено празднование новогодних и рождественских торжеств. Обычай украшать елку временно также канул в лету. Несмотря на трудности, многие семьи продолжали ставить ёлки и в годы гражданской войны. Население бедствовало, покупали в основном маленькие «пролетарские» ёлочки, чтобы поставить на стол (приложение № 4). И подарки под ёлкой были не такие шикарные, как до революции. Корней Чуковский вспоминал, что на Рождество в 1920 году дети в его семье тайно копили засушенные кусочки хлеба, которые белых фунтиках с наклеенными картинками разложили под ёлкой как подарки для родителей [11].

В 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова, отмечался повсеместно под знаком борьбы с религией, о чём свидетельствуют и новогодние материалы челябинской газеты [3]. К середине 1920-х годов ёлка стала редкостью. Очередной запрет на использование наряженной елки пришелся на 1926 год. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. День Рождества стал обычным рабочим днём, вместе с ним и отменялась ёлка [15]. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако, к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. Появилась традиция встречать Новый год застольем под бой Кремлёвских курантов. В последние минуты уходящего года в каждом доме звучало приветствие и поздравление главы правительства, раздавался бой часов,

звучали в хрустальном звоне бокалы советского шампанского. В газете «Правда» появился призыв в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Уже 31 декабря на прилавках магазинов появились ёлочные украшения, а ёлка превратилась в новый праздник – «праздник радостного и счастливого детства в нашей стране» [16].

2.3. Ёлка во второй половине 20-го века

Лишь в середине ХХ века традиция вернулась в страну и успешно существует по сегодняшний день. Годы запрета на новогодний праздник не смогли уничтожить традицию. Ёлка превратилась в атрибут государственного праздника Нового года. 1 января 1947 года снова стало красным днём календаря [13]. Новогодние ёлки стали обязательными в школах, клубах, организациях, предприятиях и учреждениях.

В преддверии праздника школьники рисовали стенгазеты, изготавливали карнавальные костюмы, ёлочные украшения, разучивали стихи, готовились к спектаклю. По рассказам Казённой Нины Васильевны (приложение № 5), - «старый год провожали дома, встречали Новый год. Украшали дом самодельными игрушками из папье-маше, цепочками украшали стены, из ваты делали бусы и игрушки. Потом шли Новый год отмечать в школе, сказочные герои приходили в костюмах новогодних, рассказывали стихи, пели песни, водили хороводы, были представления новогодние. Мы сами участвовали в представлениях, но бал маскарад был отдельным праздником, туда пропускали только в карнавальных костюмах, получали призы, игрушки были на ёлку стеклянные, в основном были на прищепках, зверюшки из сказок, делали из пенопласта» (приложение № 6).

Главную Ёлку страны устраивали в Москве в Доме Союзов, а с 1954 года– в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. Ёлка стала атрибутом советской жизни, но не утратила значения семейного торжества.

Она пришла в каждый дом, в каждой семье наряжали ёлку [14].

Домашние праздники были по-прежнему любимы больше, чем общественные. Ёлка - символ Нового Года. Сегодня ее наряжают уже не конфетами и орехами, а красочными игрушками, серпантином, ленточками, мишурой, а на верхушку помещают звезду (приложение № 7). Вот такой нелегкий путь пришлось преодолеть «пышной Новогодней красавице». Сегодня уже нельзя представить Новый год без елки, ведь именно под ней Дед Мороз оставляет подарки, и именно она, своими яркими огнями и фонариками, создает атмосферу Новогодних праздников. Начиная с 1991 года, Рождество было объявлено государственным праздником. С тех пор, новогодние праздники продлены, а ёлку устанавливают на Новый год, и она продолжает украшать дома россиян на Рождество и Святки.

Глава 3. Ёлочные украшения, игрушки и открытки

3.1. Украшения для новогодней ёлки

В конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. А по-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. «Вифлеемская звезда» на макушке, яблоки олицетворяли библейский «запретный плод» (приложение № 8), горящие свечи, все ёлочные украшения имели связь с христианством. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К указанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и яичные скорлупки, серебряные звездочки, цветы, мишура, фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. [12].

В 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод, с

помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров [10].

Производство елочных игрушек в России было очень незначительным. Шары тогда были тяжелыми - тонкое стекло научились делать только к началу XX века. Первые стеклянные игрушки на территории России начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували

стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы [17].

В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона, она получалась двусторонней, как правило, покрывалась серебряной или цветной фольгой (приложение № 9). На елки вешали и красивых куколок с бумажными лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги [7]. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже - фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас (приложение № 10).

Но Новый год сделали советским праздником, соответственно, изменились и новогодние игрушки, конечно, фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей остались (приложение № 11). А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами и даже с портретами Ленина и Сталина! [17].

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы, сказок Пушкина (приложение № 12). С выходом фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников [7]. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки (приложение № 13). В годы Великой Отечественной Войны игрушки выпускались в ограниченном количестве.

Украшение елки к Новому году было обязательным. Этот обряднапоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодние открытки бил фашистов. На фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков [7].

После войны 1 января снова стал выходным днём – в 1949 году. А

игрушки снова стали мирными. В конце 50-х годов после выхода фильма «Карнавальная ночь» стала популярной игрушка - часы со стрелками, показывающими время: без 5 минут 12 (приложение № 14). В 1960-е годы на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». А еще в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику (приложение № 15). Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды (приложение № 16). В это же время появился поролон, его начинают использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки.

В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. В производстве игрушек начинает использоваться пластмасса. Фабрики ёлочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков» (приложение № 17). В музее хранится ёлочка со своими маленькими ёлочными игрушками (приложение № 18). Новогодняя игрушка - это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими в обществе, в ней отражались достижения человечества того времени.

3.2. Традиционные подарки на новогодние праздники

Дарить друг другу новогодние подарки начали во времена правления Екатерины II. Эту традицию императрица заимствовала у римлян, которые еще с древних времен дарили на Новый год друзьям и знакомым монеты, фрукты и ветви плодовых деревьев. Конечно, простые люди не могли преподносить друг другу подарки с царским размахом. Лучшей вещью, которой можно было вручить на Новый год, считались всевозможные сладости – конфеты, леденцы, пряники, яблоки в карамели, орешки в сахаре, пастилу. Их дарили в специальных красиво оформленных коробочках – бомбоньерках [2]. Дети в

придачу к угощению получали еще и игрушки. В более состоятельных, дворянских семьях детям дарили игрушки, пряничные домики и фигурки в виде ангелочков.

Чуть позже, в середине XIX столетия, в моду вошли подарки в стиле «hand made». Такие подарки преподносили только самым близким. В качестве подарка ручной работы могли вручить брошь, расписанную шкатулку, кошелек [18]. Очевидно, что на выбор подарка влияли мода и технический прогресс, образованность и вкус покупателя, возможности его кошелька и разнообразие товара. По всей России центром притяжения для состоятельных горожан становились знаменитые торговые улицы, где находились самые дорогие и престижные магазины.

По одной из версий исследователей, считается, что традиция отправлять открытку началась с визитных карточек, на них изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В то время на них помещали не только личные данные владельца, но и рисунки.

В России открытки назывались «открытыми письмами». По почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией [19]. В конце века открытки стали самым популярным подарком на праздники. Их начали выпускать огромными тиражами, и люди стремились найти самые редкие экземпляры, чтобы удивить и порадовать родственника или друга. В нашем поселковом музее собрана коллекция открыток разных лет (приложения № 19-23).

После Октябрьской революции традиция обмена открытками временнопрекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. В то время поздравительные карточки были патриотичны: на них помещали фотографии героев, подписи, встречались даже изображения Деда Мороза с автоматом в руках [7]. Вместе с Дедом Морозом на рисунках изображали Снегурочку и лесных животных. Рождественская же тема вернулась на открытки лишь в начале 1990-х годов.

3.3. Кукла как один из традиционных рождественских подарков

Раз в год, в рождественские праздники, в дворянских семьях пополнялся запас игрушек. Смотрины подарков были особым ритуалом. Девочку под ёлкой обязательно ждала новая кукла – юная барышня или нарядная дама. В XIX – начале XX века таких кукол делали во Франции и Германии. Свои кукольные мастера были и в России [5].

Популярностью пользовались бумажные лепные куклы с головками в технике папье - маше, которых изготавливали не только в Германии, но и в России. Сергиево – Посадские кустари делали куклу-горожанку. Она была одета по моде своего времени и получившая за стройность фигуры название кукла–талия. Они воспроизводили облик дорогих французских кукол из фарфора, но изготавливались из дешёвых материалов и были доступны демократической публике [8]. Тело их набивалось соломой, изящные пальчики заменяли бумажные скрутки, изысканные башмачки склеивались из обыкновенной клеёнки. Дешёвую ярмарочную куклу – скелетку одевали со вкусом, хотя костюм для неё наклеивали прямо на деревянную точёную заготовку, которая гнулась в бёдрах [5].

Традиционными подарками были кукольная утварь, картонажные дома, приобретающие популярность принадлежности для рукоделия, и атрибуты светской жизни – веер, перчатки, духи, нарядные аксессуары, столь волнующие взрослеющих дворянских барышень. Кукол позапрошлого века ждала печальная участь. Особым решением Наркомпроса они специально уничтожались, как носители вредной буржуазной культуры, а на смену им пришли совсем другие игрушки для подарков.

Глава 4. Ель - природный дар, требующей охраны

Ель - вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых, которое каждый человек ассоциирует с волшебным праздником детства - Новым годом. Эта красавица не только является символом праздника, но и отличным декором для садов и парков. В нашем крае из семейства сосновых растут сосны, они-то и являются новогодней ёлкой, которая приносит радость всем детям в дни новогодних и рождественских праздников.

В преддверии новогодних праздников, массовый спрос порождает проблемы их незаконной вырубки, которая является преступлением. Но, люди продолжают беспорядочно срубать деревца для двухнедельного пребывания ёлки в доме (ставят ёлки накануне праздника и убирают после старого нового года), а после праздников выброшена она на помойку, оказываются в мусорных контейнерах. На это зрелище больно смотреть.

В нашем поселении в прошлом году был большой пожар, пострадал лесной массив Джабык-Карагайского бора общей площадью 14000 га на территории нашего района и соседнего Нагайбакского района. Пострадало много деревьев (приложение № 24). Для восстановления соснового бора проведены две акции, в которых выпускники 11-го класса 2022 года приняли активное участие (приложение № 25).

Необходимы действия, которые будут направлены на сохранение лесного массива от сплошной вырубки молодых деревцев, в частности сосен, используемых как новогодний атрибут на праздниках. Пожаров на территории страны очень много, а праздник с ёлочкой дети ждут ежегодно. Есть несколько способов сохранения леса:

1. Создание лесопитомников (у нас в Анненском заказники такие питомники есть). В питомниках можно вырастить саженцы хвойных деревьев, затем высаживать их, то они не принесут вреда. Если выращивать елки в специализированных питомниках, в контейнерах, то так удобнее перевозить растения, не повреждая корней. Перед праздником брать такую елочку "напрокат", а потом возвращать в питомник, где ее сохранят на многие годы.

2. Искусственные ёлочки сейчас всё больше пользуются популярностью, которые украшают дом не меньше лесных живых деревьев.

3. Декоративная ёлка в кадке или в какой-либо посуде становится всё больше актуальной. Её можно приобрести в магазине для проведения новогодних праздников, а затем высадить на садовом участке, прикопать снегом, с наступлением дачного сезона, высадить в открытый грунт. О крайней мере так, ёлочка не будет валяться как ненужный хлам.

4. Есть ещё один вариант, которая является отличной альтернативой лесным деревцам – ёлка араукария. Это тёмно-зелёная ёлочка с густой и не колючей хвоей. Она растёт медленно, но к пяти голам может достичь двухметровой высоты.

Если следовать этим рекомендациям, то лес сохранится и восстановится. Давайте беречь лесных красавиц!

Заключение

История еще раз доказывает, что за несколько столетий мало что изменилось: сейчас, как и много веков назад, ёлка остаётся главным атрибутом на Новый год, детям по-прежнему дарят игрушки и сладости, взрослым подарки посерьезней, часто сделанные своими руками. Конечно, в настоящее время у человека больше возможностей выбора, но главное, подарок должен быть сделан от души. Новый Год – это веселый и добрый праздник с главным украшением - ёлкой. Говорить об этом можно много и долго. Но главное то, что приходящий год дарит радость и вселяет надежду на лучшее будущее в каждого.

Работая над данной темой, я много нового узнала о зимних праздниках, Рождестве Христовом, Святках, празднование Нового года в России, виды ёлочных игрушек, подарков, рождественских новогодних открыток. Я изучила историю и судьбу праздничной ёлки, праздника, который является у большинства людей олицетворением зимы, домашнего уюта и чего-то волшебного. В ходе проведения исследования, поставленная цель была достигнута, гипотеза подтверждена. Всё – таки, почему ёлка стала праздничным атрибутом? Я думаю, на этот вопрос я ответила в ходе исследования. Работая над темой, я сделала выводы:

1. Достаточно различной информации по данной теме.

2. Процесс возрождения новогодних ёлок шёл достаточно долго - только в середине XIX века наряжать хвойные деревья в своих домах стали повсеместно.

3. История новогодней ёлки в разные времена претерпела многое, она была под запретом в начале 20-го века, только в 1935 году была возрождена.

4. Обычай украшать новогоднее дерево практически скопирован с немецкой модели.

5. Наряженная ёлка - традиция, которая за многие столетия стала неотъемлемой частью новогодних праздников.

6. Новогодняя игрушка - это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими в обществе, в ней отражались достижения человечества того времени.

7. Традиционные подарки и открытки в новогодние праздники были всегда, только изменялись в связи с наступившей эпохой.

В своей работе, я рассмотрела много разных аспектов, хотя изначально думала изучить только появление ёлки в России и как она стала атрибутом новогодних праздников. Но, при изучении данной темы нельзя не рассмотреть и игрушки, и ёлочные украшения, и подарки. И, конечно, о судьбе ёлки и других хвойных деревьев в настоящее время. С каждым годом хвойные деревья становятся редкостью. Радость ожидания Нового года омрачает сознание того, что очередная лесная "красавица" будет срублена под корень. Может быть, пора серьезно задуматься над тем, что необходимо сохранить лес, ведь надо много времени для восстановления.

Список используемых источников

Баженов И.В. Начало и празднование Нового года в России // Костромские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1890. № 2.

Зайцев Л. Новогодняя открытка. 1977 год. - Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров

Уварова Ю.Н. Рождество и Новый год в России XVI - XX веков. Издательство: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", 2018 год

https://vk.com/@we_love_cards-4-dekabrya-prazdnuem-vvedenie-vo-hram-presvyatoi-bogorodicy

https://vk.com/@anastasia.vasilyeva83-kukla-kolyada-simvol-blagopoluchiya-i-obereg-doma-ot-zla

https://www.culture.ru/materials/158531/rozhdestvo-v-strane-sovetov

https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_istoriya_novogodnej_igrushki_1_4_klassy-8707

https://www.kp.ru/family/prazdniki/traditsii-novogo-goda/

https://spb.aif.ru/society/people/ot_sladostey_do_hand_made_chto_darili_na_novyy_god_v_carskoy_rossii

https://nikifilinione.ru/issledovatelskaya-rabota-pochemu-na-novyi-god-ukrashayut-lku-pochemu/

https://kancelar53.ru/blog/47-prazdnik-njviy-god.html

https://ug.ru/prazdnovanie-novogo-goda-v-rossii-ot-petra-i-i-do-nashih-dnej/

https://vk.com/@free4kids-istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda-v-rossii

https://tass.ru/info/1656189

https://rojdestvo.paskha.ru/Russia/yolka/

https://electro.nekrasovka.ru/books/6147104/pages/6

http://mokm51.ru/sobyitiya/novogodnie-zametki/dorevolyuczionnyie-elochnyie-igrushki

https://natlibraryrm.ru/internet-proekt-novogodnij-kalejdo-4/

https://expositions.nlr.ru/ve/RA5507/otkrytoe-pismo

Приложения

Приложение 1. Григорьева Фаина Константиновна, 1939 года рождения, уроженка Кизильского района, житель п. Новокаолиновый

Приложение № 2. Казённая Нина Васильевна, 1951 года рождения, уроженка республики Казахстан, житель п. Новокаолиновый

Приложение № 3. Козлова Валентина Ивановна, 1935 года рождения, уроженка Оренбургской области, житель п. Новокаолиновый

Приложение № 4. Настольная «пролетарская ёлочка», из экспозиции поселкового музея

Приложение № 5. Беседа с моей бабушкой Казённой Ниной Васильевной

Приложение № 6. Разные игрушки из ваты, на прищепках (школьные годы Казённой Н.В.)

Приложнние № 7. Ёлочная игрушка – пятиконечная звезда

Приложнние № 8. Яблоки - библейский «запретный плод»

Приложение № 9. «Дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона, она получалась двусторонней, как правило, покрывалась серебряной или цветной фольгой

Приложение № 10. Игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас изготавливали в первой половине 20-го века

Приложение № 11. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей

Приложение № 12. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы, сказок Пушкина

Приложение № 13. Конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке

Приложение № 14. В конце 50-х годов после выхода фильма «Карнавальная ночь» стала популярной игрушка - часы со стрелками, показывающими время: без 5 минут 12.

Приложение № 15. Ёлочная гирлянда, которая появилась после войны

Приложение № 16. Ёлочные игрушки из пенопласта, среди них игрушка – космонавт

(1960 – е годы)

Приложение № 17 .Ёлочные игрушки 1970 – х годов 20 – го века

Приложение № 18. Комплект ёлочных украшений середины 1970-х годов для украшения маленькой настольной ёлочки, переданный в музей Андреевой Еленой Ивановной,

Приложение № 19. Открытка 1960 года, переданная в музей Карташовой Людмилой Аркадьевной

Приложение № 20. Открытки 1962 года и 1964 года, находящиеся в коллекции поселкового музея

Приложение № 21. Открытки 1970-х годов

Приложение № 22. Открытки 1980-х годов

Приложение № 23. Открытки 1990 - х годов

Приложение № 24. Открытки 2000-х годов

Приложение № 25. Лес в Джабык-Карагайском бору после лесного пожара в июле 2021 года

Приложение № 26. Районная акция «Сохраним лес»

Просмотров работы: 59