Ветряная мельница «столбовка» Архангельской области

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ветряная мельница «столбовка» Архангельской области

Александрова Д.Д. 1Арефьева С.А. 1Попов М.А. 1Садыров Т.С. 1
1МАОУ Лингвистическая гимназия №27 Северодвинск
Горина С.С. 1
1учитель
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русский Север - край таёжный. Исстари крестьяне рубили здесь из сосны и лиственницы избы-великаны, баньки, амбары, колодцы, ветряные мельницы, возводили шатровые храмы. Познакомиться с историей и бытом наших предков нам помогает крупнейший в России музей под открытым небом «Малые Корелы».Он расположен в 25 километрах от Архангельска. Здесь мы весело и интересно проводим время с друзьями и семьёй. На экскурсии нам рассказали, что первым экспонатом музея в 1968 году стала деревянная ветряная мельница XVIII века: ее привезли из деревни Бор Холмогорского района Архангельской области. Другие собранные в музее мельницы, были перевезены сюда из Онежского, Каргопольского, Шенкурского и Мезенского районов нашей области. В настоящее время музей обладает самой большой в России коллекцией мельниц, среди которых водяная мельница, две шатровые мельницы, шесть столбовых мельниц различных конструкций. Одна из них полностью восстановлена и регулярно мелет муку.

Нас очень удивили и восхитили эти удивительные конструкции, и мы решили создать макет ветряной мельницы. Так зародилась идея проекта.

Гипотеза: строительство мельниц было необходимо для мукомольного производства.

Объект исследования: мельницы Русского Севера.

Предмет исследования: ветряная мельница «столбовка».

Цель: узнать, историю появления мельниц на Русском Севере и создать макет столбовой мельницы из музея деревянного зодчества «Малые Корелы».

Задачи:

изучить литературу и информационные источники по данной теме;

- посетить экскурсии в музее «Малые Корелы»;

- составить план работы над проектом и разработать технологическую карту;

- создать макет «Ветряная мельница» для информационной презентации.

Методы исследования:

Чтение научно-познавательной литературы.

Посещение музея.

Поиск информации в интернете.

Просмотр познавательных телепередач.

Вид проекта -групповой.

Время работы над проектом: сентябрь 2022 г.январь 2023г.

Практическая значимость проекта: данный проект будет полезен педагогам, родителям и детям с целью увеличения знаний о значении мельниц в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу; макет можно использовать на уроках, классных часах и различных школьных мероприятиях.

Мы благодарим наших родителей, которые помогли нам в покупке материалов и поиске нужной информации. Руководила проектной работой Горина С.С., классный руководитель 2Б класса.

Глава 1. Ветряные мельницы на Русском Севере

Северяне - народ свободолюбивый, мужественный, находчивый, пытливый и любознательный. Среди множества промыслов и ремесел земледелие было главным занятием у населения. Ведь не зря же говорили, что «Хлеб - всему голова». На полях выращивали рожь и ячмень. «Но северная рожь не могла успешно конкурировать с пшеницей из более южных районов из-за климатических условий Архангельской области. При этом на Севере России было очень большое количество ветряных мельниц. А всё объясняется тем, что хлеб в Архангельскую область привозили в виде зерна, а в городские лавки поступала уже мука. Помол этого зерна и осуществляли крестьяне с низовьев Северной Двины. Большое количество муки поморы вывозили также за границу - в Северную Норвегию. Помол небольшого количества зерна крестьяне обычно производили прямо в избе, на ручных жерновах, а для  помола большого количества зерна строили водяные и ветряные мельницы. Мельница – это сложный механизм, который был прекрасно продуман в мельчайших деталях и приспособлен к суровым условиям Русского Севера». [1]

Нам стало интересно, а знают ли наши одноклассники историю и виды мельниц. Среди одноклассников мы провели небольшое анкетирование «Мельницы в Архангельской области», его результаты представлены на диаграмме. Мы сделали вывод, что одноклассникам интересно тоже познакомится с историей и устройством мельниц (Приложение 1)

Глава 2.Познавательные экскурсии по изучению традиций земледелия и хлебопечения

2.1 Этнокультурный фестиваль «Борода»

Чтобы лучше познакомиться с традициями земледелия на Севере, мы посетили этнокультурный фестиваль «Борода». Он прошёл в музее 3 сентября.

Мы узнали, что словом «борода» на Русском Севере называли последний несжатый пучок на поле. Дарья и София молотили рожь. Определяли вид зерна.

Тимур и Максим мололи зерно в ступе,а потом везлиего на мельницу.

А ещё мы выбирали самый красивый каравай. Нам было приятно, что победу одержал каравай, который испекли на Северодвинском хлебокомбинате. "Ржаной-то хлебушко всем хлебам дедушко. Духмяный он, скус в ём, и сухарь рассыпной", так про хлеб говорили наши поморы.[3]

2.2Северодвинский хлебокомбинат

Нам очень захотелось узнать о хлебопекарном деле, об особенностях производства хлеба, поэтому запланировали экскурсию на хлебокомбинат нашего города. Провёл её для нас генеральный директор Вагиф Шейхов. Он рассказал нам о технологии хлебопечения, о составе хлеба и его пользе, познакомил с линиями по производству продукции. И, конечно же, всех угостил тёплым хлебом! 

Мы переходили из цеха в цех, и одни вкусные запахи сменялись другими, не менее вкусными. Мы увидели, как выпекаются хлебобулочные изделия в больших печах. Сотрудники хлебозавода показали нам, как в огромных чанах замешивается тесто, как из него формируются хлеб и батоны. Мы пришли к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

2.3«Как в деревне хлеб на стол приходил?»

С давних времен хлеб является постоянным продуктом питания на нашем столе. Его невозможно заменить каким – либо другим продуктом. Люди с большим уважением и любовью относились к тем, кто дарит нам чудо земли – ХЛЕБ!.[2] Один из них был мельник, для крестьян он считался особенным человеком. Чтобы узнать, о работе мельника и как устроена ветряная мельница, мы посетили экскурсию «В гостях у Дарьюшки» в музее «Малые Корелы».

Выделяют два типа ветряных мельниц: «столбовки» и «шатровки». Ветряные мельницы-столбовки появились на Севере на 200-300 лет раньше шатровых мельниц. Оба названия отражают принцип их устройства. Первые были любимы на Севере. В «столбовках» мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо стойки, либо бревенчатая клеть, рубленная «в реж», либо рама.

Суровый северный климат с частыми морозами, снегами и ветрами заставлял строить прочно, на многие годы. Основным строительным материалом была сосна и смолистая лиственница. Хозяин при выборе места постройки мельницы руководствовался правилом: и самому удобно, и соседям не мешаю, и вид деревни не порчу. Поэтому выбирали открытый ветрам высокий холм, опоясывающий деревню.

Для начала стройки собирались мужчины деревни и на лошадях вывозили бревна на гору.  Основой мельницы-столбовки является врытый в землю осевой вертикальный столб. Для такого столба была выбрана высокая, стройная лиственница длиной около 10 м и диаметром 60 см. Столб окружен мощным бревенчатым ряжем - срубом, сужающимся кверху. Каждый венец высокого ряжа состоит из четырех внешних и четырех внутренних бревен, зажимающих столб. Режевая рубка оставляла открытыми промежутки между бревнами. Это мешало быстрому гниению бревен и придавало дополнительную устойчивость всему сооружению. На подставе - ряже вращался мельничный амбар, рубленный в лапу из затесанных брусьев.  Мельничный амбар разворачивали за бревно- ворот так, чтобы крылья-махи были обращены к ветру. Сколоченные из широких тесин четыре крыла, каждое по 5 метров, вращались под напором ветра и вращали горизонтальный вал, подвижно закрепленный к задней стенке амбара. [4]

Внутри амбара находился механизм и каменные жернова, через привод связанные с ветряным валом. В середине жернова находилось отверстие, куда сыпалось зерно из деревянного короба с сужающимся дном. Для подъема и спуска мешков на крыльце мельницы было сделано специальное приспособление-ворот, как у колодцев.


Уникальных ветряных мельниц-столбовок в Архангельской области осталось всего 8: две в музее «Малые Корелы», две в Лешуконском районе - в Кесломе и в Малой Нисогоре, четыре в соседнем Мезенском районе- в Кимже и в Погорельце.

Мы пришли к выводу, что зерновые продукты с давних пор у наших предков занимали особое место. Крестьяне несли зерно на мельницу для помола, но в особых случаях, когда было мало зерна и не было транспорта, использовали ручную мельницу. В переработке зерновых продуктов роль мельниц была очень важной, а мельники обладали большим уважением среди крестьян. Особенно, нас удивило то, что мельница из села Кожпосёлок Онежского района Архангельской области является уникальным памятником XIX века и до сих пор работает! Вот уж правду народ говорит: «Старая мельница, а не бездельница»! Наша гипотеза о том, что строительство мельниц было необходимо для мукомольного производства, подтвердилась.

Глава 3.Технологическая последовательность изготовления макета

Для изготовления макета мельницы мы выбрали дерево (Приложение 2)

В связи с отсутствием каких-либо схем или инструкций, по которым можно было бы воссоздать макет мельницы, мы опирались на фотографии настоящих мельниц-столбовок в Малых Карелах.

Итак, мы решили, что у нас будет бревенчатый макет, где длина нашего бревна будет 25 см., а диаметр 1,6 см. Т.е. у нас должен был получиться сруб 25х25 см. Высоту мы определили примерно в 14 бревен или по 7 бревен на этаж. Но расчет нас немного подвел, и у нас вышло такое количество материала:

Бревен:

91 шт. по 25 см

1 столб 20 см

1 вал 40 см.

12 шт. по 8 см

34 шт. по 5 см

2 шт. по 19см

2 шт. по 14 см

2 шт. по 9 см

2 шт. по 4 см

Брус квадратный 1х1 см:

8 шт. по 19 см

4 шт. по 25 см

12 шт. по 12 см

1 шт. по 24 см

4 шт. по 5 см

1 шт. по 8 см

2 шт. по 10 см

Доска шириной 2 см.:

20 шт. по 19 см

24 шт. по 17 см

Фанера 4 мм, фанера 10 мм

Итого на материалы ушло 3167 рублей

Клей ПВА- 300 руб.

Суперклей - 35 руб.

Подшипники 3 шт. - 371 руб.

Заключение

Наша гипотеза о том, что строительство мельниц было необходимо для мукомольного производства, подтвердилась. Изучив историю мельниц, их значение для человека, мы пришли к выводу, что зерновые продукты с давних пор у наших предков занимали особое место. Крестьяне несли зерно на мельницу для помола, но в особых случаях, когда было мало зерна и не было транспорта, использовали ручную мельницу. В переработке зерновых продуктов роль мельниц была очень важной, а мельники обладали большим уважением среди крестьян.

В ходе работы нам удалось:

1) найти и исследовать архивные источники;

2) посетить краеведческий музей и узнать подробное устройство мельницы;

3) составить схему работы ветряной мельницы и собрать её макет.

Наш макет может быть использован на уроках окружающего мира, истории, технологии, на классных часах.

Проводя данное исследование, мы ещё раз убедились, что надо знать историю своей страны, помнить и чтить дела наших предков! Сколько интересных и исторических событий нам предстоит изучить в будущем. А если мы не будем знать своего прошлого, мы не сможем построить счастливое будущее.

«Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой, корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый.

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

И не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле»

С. Погореловский

Библиографический список

1.Давыдов А.Н. Архангельский музей деревянного зодчества. Советская этнография, 1982. С. 95-96.;

2.Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – с. 80;

Источники интернета:

3. https://vk.com/video-82841519_456239597Репортаж Елены Юрьевой для выпуска передачи «Вести Поморья» на телеканале «Россия 1. Архангельск». Эфир от 05.09.2022.

4. https://vk.com/malyekorelymuseum Фильм «Устройство ветряной мельницы». Как устроена ветряная мельница, рассказывает сотрудник музея «Малые Корелы» Павел Васильевич Тучин.

Приложение 1 «Результаты анкетирования»

Приложение 2 «Этапы работы и сборки мельницы»

На первом этапе нам нужно было напилить бревна одинакового размера для основного сруба. Мы продумали, что одна сторона у нас будет открыта, чтобы можно было смотреть, что внутри. Поэтому, для нее мы напилили маленькие бревнышки длиной по 5 см. и специальные бревнышки по 8 см для того места, где дверь.

На втором этапе мы решили подготовить все бревна к соединению друг с другом способом «охлоп», с помощью обычной дрели и шуруповерта, использовали специальную коронку.Бревнышки соединяли по два, обматывали бумажным скотчем, клали на это удерживающее устройство и зажимали специальным захватом

После этого шуруповертом, с помощью тонкого сверла делали наметку, просверливали отверстия. Каждое отверстие обрабатывалось шкуркой от различных шероховатостей.

На третьем этапе, мы решили собрать нижний ярус, от которого будет зависеть центрированное расположение столба, на котором должна будет вертеться мельница.

Н а четвертом этапе мы продумали размер и высоту ряжа. Используя транспортир, мы расчертили шестиугольник, на который будет ложиться наша мельница. Сборку шестиугольника мы решили сделать из квадратных брусков, как у настоящей мельницы.

Каждый брусок решили соединить способом «вполдерева» и скрепить для надежности специальными нагелями. Для этого мы попрано просверливали отверстия в заготовках. Рассчитав, где у нас будет центр, мы сделали перекрестное соединение, в которое спокойно вставал столб.

После этого соединили все детали друг с другом, проклеили и зашкурили.

Затем, мы подготовили основу - фанеру размером 35 на 35 см. В центре мы закрепили столб с помощью клея и шурупа снизу. Равномерно расположили и наклеили нашу ряжу. На пятом этапе решили подготовить пол для первого этажа нашей мельницы. Для этого мы использовали специальные доски шириной 2см. Напили их нужной длины и склеили снизу при помощи тех же квадратных брусков. В центре сделали отверстие под столб, на который должна встать мельница.

На шестом этапе мы начали сборку девяти ярусов первого этажа.

Так постепенно, используя для скрепления не только клей ПВА но и своеобразные нагели (деревянные гвозди, сделанные из тонких палочек), мы подошли ко второму этажу.

На седьмом этапе мы сделали пол из тех же досок, что и для первого этажа, разметили места под лестницу, место для подъема мешков с зерном, место для короба, по которому мука будет ссыпаться на первый этаж в сусек.

Также, мы придумали специальное стыковочное место, куда будет упираться столб, на котором стоит мельница. В это место мы вставили подшипник, который позволит легко крутиться нашей мельнице на столбе.

Здесь же мы стали выпиливать подставку под наши жернова и продумывать её расположение на втором этаже.

На восьмомэтапе, после подготовки пола второго этажа мы приступили к решению задачки по работе механизма передачи кручения лопастей на жернова.

Выпилили круг диаметром в 9 см, с помощью транспортира мы наметили через каждые 15 градусов место для зубьев основного колеса. Засверлили и вставили специальные крепкие столбики.

Для передачи движения жерновам мы сделали объемную шестерню, диметром 3 см. Прокрутив по большому колесу с зубьями, мы отметили места, через которые попадают зубья. В этих местах засверлили и вставили столбики. Так у нас получилось передаточное колесо.

Мы выпилили жернова, сделали специальные прорези, которые имитируют настоящие жернова, и специальным способом соединили с передаточным колесом. Чтобы оно никуда не смещалось, сделали специальное крепление из брусков, с упором-держателем.

На девятом этапе мы подняли стены второго этажа, с использованием угольников.

На десятом этапе сделали дверь и специальный держатель оси основного колеса, маскируя в него подшипник.

На одиннадцатом этапе стали делать крышу. Мы использовали доски, приклеивая их на специальные лаги.

Кроме того, используя остатки бревнышек, мы закрыли чердачную часть крыши.

На двенадцатом этапе сделали лопасти для мельницы. Длина 25 см, конец3см, который будет вставляться в ось. Ширина 2,5 - 3 см. Ось мельницы диаметром 16 мм, диаметр или толщина конца лопасти 6 мм.

Следующий этап - изготовление лестницы.

Декор поручили сделать девочкам: мешочки, бочонки и травка.

Наша мельница!

Просмотров работы: 85