Педагог, учитель, наставник

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Педагог, учитель, наставник

Коваль А.В. 1
1ГБОУ СОШ №422
Шлендова М.А. 1
1ГБОУ СОШ №422
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 сентября 2014 года. Я пришел в школу, где уже семь лет обучался мой старший брат, который часто рассказывал мне истории из жизни школы, но особый интерес вызывали у меня его рассказы об очень необычном месте – школьном музее, где он был краеведом, а в будущем – стал президентом клуба «Патриот». К тому времени он подготовил свой первый проект о фортах Кронштадта. Его наставником была учитель истории Шлендова Майя Александровна. И, будучи в 5-ом классе, мне стало интересно самому узнать о родном городе и его истории. Придя впервые на экскурсию в музей, я понял, что это станет делом моей школьной жизни: экспонаты, имеющие захватывающую историю, поездки в другие города, конференции, общение с признанными историками города – всё это меня так поразило, что я тут же решил стать краеведом школьного музея.

Первой моей работой стала тема: «Солдаты Петра Первого». Мы вместе с Майей Александровной стали разрабатывать проект. Уже тогда она научила меня своему главному жизненному принципу: «Если взялся за дело, делай хорошо и доводи начатое до конца». Нельзя не сказать о том, что именно тогда вместе с ней я стал осваивать ораторское искусство, которое в будущем мне очень пригодилось. Её отличительной особенностью характера, безусловно, является обязательность – качество, редко встречающееся у нынешнего поколения. Несмотря на время, усталость и другие внешние факторы – Майя Александровна всегда посвящала всю себя абсолютно каждому делу. Это не могло не удивить меня, и уже с первым совместным проектом я понял, как мне повезло с таким наставником.

Продуктом первого проекта стал макет «Петровские солдаты готовятся к бою». Все ценные указания по форме одежды, оружию и месту стрельбища были взяты из личного архива Шлендовой М.А. Именно с этого момента пошла плодотворная совместная краеведческая работа.

Под грамотным руководством моего наставника я был одним из создателей школы экскурсоводов, которая действует и по сей день. Я узнал, что у Майи Александровны есть огромный историко-краеведческий архив, в котором хранятся её личные статьи, проекты, видеоматериалы детей, работавших в школьном музее. Используя опыт краеведов, изучавших наш город, мы с Майей Александровной задумали идею о создании грандиозного масштабного исследования забытых и заброшенных сооружений города. Целых два года мы потратили на сбор фото и видеоматериалов для создания проекта, и в итоге получилось несколько папок, в которых были собраны уникальные сведения, ставшие настоящим историческим открытием для общественности. Много испытаний пришлось пережить вместе с моим руководителем, когда занялись поиском исчезнувших сооружений города. Перед нами встал вопрос о доступности закрытых объектов для моего исследования. Мы добились встречи с главой администрации и получили официальное разрешение на исследование. С этого момента в моей работе появились редчайшие кадры, ставшие главным открытием и эксклюзивом. За эти два года я в полной мере убедился, что Майя Александровна – уникальный человек. За время работы она стала мне по-настоящему близким человеком, с которым ты можешь работать до глубокого вечера, просить помощи по школьной программе, вместе разрешать бытовые вопросы, да и попросту просить мудрого совета на каждый жизненный случай. По ходу работы над проектом мы часто отвлекались на увлекательные беседы о жизни самой Майи Александровны, а её рассказы о войне иногда вызывали неописуемые эмоции. Мы могли вместе откровенничать и доверять друг другу самые сокровенные тайны.

Признаться, я не стал бы называть наше исследование заброшенных исторических объектов города тяжелой непосильной работой. Это было захватывающее приключение, в ходе которого мой родной город открылся для меня с абсолютно неизведанной стороны. Мы с Майей Александровной поднимали архивы, повествующие о таких невероятно интересных событиях; я пробирался в здания и сооружения, которые многие годы были покрыты завесой тайн и загадок. А сколько я узнал судеб людей, родившихся в Кронштадте, чего только стоит история мичмана Панюшкина, которая отложилась в моём сознании навсегда. Всё это и есть настоящее исследование родного города.

Очень важным событием для нас стало начало сотрудничества с Государственным Музеем Победы, для которого мы стали надёжным партнёром. Команда краеведов под руководством Шлендовой М.А. представляла музей школы на многих международных телемостах, конкурсах и конференциях. Запомнился международный форум в городе Хабаровске, где осуждался геноцид населения японскими фашистами на Дальнем Востоке. При подготовке пришлось подстраиваться под временной пояс с разницей в 7 часов, поэтому на телемост команда прибыла в 3:30 ночи по Московскому времени со своим руководителем М.А. Шлендовой. Многие тогда задались вопросом: как она успевает готовить телемосты, команды учеников 5-х-10-х классов к городским конкурсам, писать статьи в научные журналы, помогать каждому краеведу с его личным проектом.

Но особых, по-настоящему больших успехов мы с Майей Александровной достигли, когда нашу работу признали победителем масштабного международного конкурса научно-исследовательских работ «Старт в науке». Очная защита была в городе Сочи на научно-образовательной площадке центра Сириус. Выступление готовили вместе с М.А. и, конечно, вместе радовались, что работа высоко оценена. Мне вручили диплом победителя заключительного очного этапа конкурса «Старт в науке» и диплом за лучший устный доклад. Вспоминаю свои опасения перед поездкой, ведь путь до солнечного Сочи предстоял нелёгким: ранний подъём, приезд до аэропорта, проход всех контролей и пятичасовой перелёт, заселение в отель. Я очень удивился, с какой необычайной лёгкостью эту нагрузку перенесла Майя Александровна. Бессонные ночи перед выступлением, бесконечные правки текста, споры в правильности подачи информации – всё это настолько «отточило» мою работу, что ей были довольны все, в том числе и жюри конкурса. Именно совместными силами мы одержали столь важную победу на таком признанном и большом мероприятии.

Стоит сказать и о нашей организаторской деятельности. Больше всего вспоминается Слёт городов воинской славы на базе нашей школы. Это было масштабное мероприятие, готовившееся несколько лет, участие в котором приняли десятки школ из Лен. области и СПБ. Всё прошло на высочайшем уровне, показателем чего могут служить благодарственные письма, адресованные Майе Александровне, как главному организатору и ведущему этого замечательного мероприятия.

За время работы в музее Майя Александровна стала для каждого краеведа как близкий, родной человек, готовый поддержать и прийти на помощь в любой самой трудной ситуации. Лично для меня Майя Александровна стала проводником в удивительный мир истории, благодаря ней я по-настоящему полюбил краеведение, без которого нельзя познать историю нашей огромной страны. После пяти лет работы в школьном музее я уже не представляю свою жизнь без творческой и исторической деятельности и планирую в будущем связать свою жизнь именно с этим. Всё это время я свидетельствовал необъятную любовь и доброту Майи Александровны к детям, полную отдачу любимому делу, преданность работе. Майя Александровна научила меня любить то, что ты делаешь, расставлять приоритеты, ничего не боятся и смотреть в будущее с высоко поднятой головой. Я и мой старший брат многим обязаны Майе Александровне за полученный опыт и навыки, приобретённые в ходе многочисленных исследований. Я горд, что имел дело с таким уникальным человеком как Майя Александровна Шлендова, ведь только она в ходе наших вечерних работ могла говорить о выходе на пенсию, как о чём-то далёком, будто человек, в самом расцвете сил, даже не думающий сдаваться не при каких условиях.

Просмотров работы: 112