Элементы статистики в окружающем мире

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Элементы статистики в окружающем мире

Ширшов Л.Д. 1
1МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска"
Сигута Н.Н. 1
1МАОУ Лицей №97 г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной для изучения темы обусловлена следующими особенностями. Во-первых, математика как способ познания мира играет большую роль в жизни человека. Она обеспечивает практическую жизнь человека комфортом: учит планированию, пространственному мышлению, пониманию предметного объема и т.д. Во-вторых, она способствует интеллектуальному развитию личности. В-третьих, математика лежит в основе всех наук. Большинство учащихся не понимают, зачем нужно учить математику в школе. Все ученые и даже просто взрослые утверждают, что с помощью знания основ математики можно решить любую проблему, даже бытовую. Я столкнулся с проблемой, почему в разных пачках M&Ms разное количество конфет определенных цветов.

В основе гипотезы лежит предположение о том, что с помощью прикладной математики я смогу найти закономерность распределения конфет M&Ms в упаковках.

В связи с этим в качестве объекта исследования я выбрал статистику как способ познания закономерностей окружающего мира, а в качестве предмета50 пачек шоколадных конфет M&Ms одного типа и весом 45 грамм каждая.

Исходя из проблемы изучаемой темы, я определил цель исследования: выявление закономерностей распределения конфет M&Ms в упаковках.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

изучить материалы по разделу математики – «статистика» в понятной для моих знаний форме;

сформировать основные знания о статистике;

провести анкетирование учащихся четвертого класса;

собрать и обработать полученные данные;

создать диаграммы для описания результатов;

сделать выводы на основе проведенных работ.

Для того чтобы решить поставленные задачи, нами использовались следующие методы исследования: определение инструментов; формирование необходимого математического аппарата; планирование сбора данных; обобщение данных; анализ обработанных данных.

Новизна: на уровне начальной школы применение базовых элементов статистики и математического аппарата, в силу большого возраста разработки, не является уникальным. Но это хороший старт в этот захватывающий раздел прикладной математики.

Глава 1. Основные понятия прикладной математики

Статистика

Статистика — это раздел прикладной математики, который включает в себя планирование, обобщение и интерпретацию неопределенных наблюдений. Теория вероятностей играет решающую роль в развитии статистической теории. Слово происходит от современного латинского словосочетания statisticum collegium (лекция о государственных делах), от которого произошло итальянское слово statista, что означает "государственный деятель" или "политик", и немецкое Statistik, первоначально обозначавшее анализ данных о государстве. И в начале девятнадцатого века приобрело значение сбора и классификации данных в целом.

Мы описываем наши знания математически и пытаемся узнать больше из того, что можем наблюдать. Это требует от нас: планировать наши наблюдения, чтобы контролировать их изменчивость; обобщать серию наблюдений, чтобы показать их общность, опуская детали (описательная статистика); сформировать мнение относительно того, что наблюдения говорят нам о мире, который мы наблюдаем (статистический вывод).

В некоторых формах описательной статистики, в частности в интеллектуальном анализе данных (data mining), второй и третий из этих шагов становятся настолько заметными, что первый шаг (планирование) становится менее важным. В этих областях данные часто собираются без участия человека, проводящего анализ, и результатом анализа может быть скорее операционная модель, чем согласованный отчет о мире.

Вероятность события часто определяется как число от единицы до нуля, а не как процент. Однако в реальном мире нет такого события, что имело бы вероятность 1 или 0. Можно было бы сказать, что солнце взойдет утром, но что, если крайне маловероятное космическое событие уничтожит солнце? Что, если начнется извержение вулкана и небо покроется пеплом и дымом?

Мы часто округляем вероятность таких событий в большую или меньшую сторону, потому что они настолько вероятны или маловероятны, что их легче распознать как вероятность, равную единице или нулю.

Однако это часто может привести к недоразумениям и опасному поведению, потому что люди не могут отличить, например, вероятность от вероятности , несмотря на очень практическую разницу между ними. Если человек рассчитывает пересечь дорогу примерно 105 или 106 раз в жизни, то снижая риск попасть под машину до совершая переход обезопасит его до конца жизни. В то же время риск в делает реальным шанс попасть под машину, совершая переход через дорогу, несмотря на интуитивное ощущение, что вероятность 0,01% (одна сотая) — это очень мало.

Некоторые науки настолько широко используют прикладную статистику, что у них есть специальная терминология. Например: биостатистика, бизнес-статистика, экономическая статистика, инженерная статистика, демографическая статистика.

Статистика также является инструментом в бизнесе и производстве. Она используется для понимания изменчивости измерительных систем и процессов управления, для обобщения данных и принятии решений, основанных на данных. В этих областях это ключевой инструмент и, возможно, единственно надежный. [1]

Например, инженерная статистика в производстве конфет будет использоваться в следующих областях:

определение последовательностей технологических операции – в качестве инструмента разработки стандартов и поиска оптимальных производственных процедур;

контроль качества и технологического процесса – в качестве инструмента для отслеживания правильных последовательностей операций производства конфет. [2]

Таким образом, мы выяснили, что статистика является инструментом, используемым в изучении наук, бизнесе и производстве.

1.2. Математический аппарат

Медиана (серединное значение набора чисел) – число, находящееся в середине множества, если его отсортировать. Половина элементов множества не меньше его, а другая не больше. [3] В данной работе количество элементов множества четное число, поэтому медиана находится, выполняя следующие операции:

формирование множества конфет по критерию;

сортировка;

нахождение половины от числа элементов множества ;

берутся элементы множества ;

медиана вычисляется по формуле ;

если получившаяся величина медианы не входит в ℕ, то производится округление.

Множество – одно из ключевых понятий математики. Представляет набор, совокупность каких-либо объектов – элементов этого множества.[4] В данной работе – совокупность конфет одного цвета в пачках, например желтые в 5 пачках или общего количество конфет, например конфет в 5 пачках .

Множество натуральных чисел – множество, состоящее из натуральных чисел, т.е. чисел, возникающих естественным образом при счете . В данной работе используется множество натуральных чисел, включающее ноль, стандарта ISO 80000-2 - ℕ = .[5]

Мода - величина в множестве, которое встречается наиболее часто. [6] В данной работе сначала находится частотное распределение, потом выбирается элемент с наибольшей частотой, который мы и считаем модой.

Ноль - математический знак, выражающий отсутствие значения данного разряда в записи числа в позиционной системе счисления.[7]

Округление – замена числа на его приближенное значение. В данной работе используется округление к ближайшему целому. [8]

Относительная частота(частотность) – отношение множества конфет по критерию к множества конфет .[9] [13] Так как получившаяся величина в диапазоне и не входит в ℕ, то в данной работе переводим в проценты.

Процент – доля множества конфет по критерию по отношению к множества конфет.[10] , если получившаяся величина не входит в ℕ, то производится округление.[16] [13]

Сортировка – упорядочивание элементов множества в соответствии с условием. [11] В данной работе используется упорядочивание конфет в порядке возрастания количества конфет в множестве. Например, , где и т.д.

Среднее арифметическое – разновидность среднего значения. Определяется как число, равное сумме всех чисел множества, деленных на их количество.[12] В данной работе , если получившаяся величина не входит в ℕ, то производится округление.

Частотное распределение – метод статистического описания данных.[14] В данной работе для его составления выполняются следующие операции[15]:

формирование множества конфет по критерию;

сортировка;

запись элементов множества в таблицу (таблица 1, Приложение II).

С помощью данных математических понятий мы смогли конкретизировать предстоящую практическую работу.

Глава 2. Закономерности комплектования M&Ms

2.1. Анализ результатов анкетирования

Нами было проведено анкетирование в 4 классах, количество участников – 27 человек. Цель анкетирования – выяснить насколько представления одноклассников о количестве и цвете конфет в каждой упаковке совпадает с реальностью.

Представим образец анкеты: 1) Любите ли вы конфеты M&Ms? 2) Знаете ли вы, сколько в упаковке конфет? 3) Можно ли определить, сколько в них конфет каждого цвета?

Результаты опроса показали, что 100% опрошеных любят M&Ms (рис.1)

7% знают, сколько в упаковке конфет (рис.2);

22% учеников ответили, что нельзя определить, сколько конфет каждого цвета в пачке, 78% ответили, что можно (рис.3).

Анкетирование показало, что учащиеся не смогли дать правильного ответа. Данное наблюдение показывает, что невозможно просчитать количество конфет в каждой упаковке без математического исследования.

2.2. План исследования

Этап №1 - сбор данных:

взять пакетик из коробки;

открыть пакетик и высыпать конфеты на поверхность;

посчитать общее количество конфет и записать;

разложить по цветам;

посчитать количество конфет каждого цвета и записать;

повторить шаги 1.1 – 1.6 для всех пакетиков.

Этап №2 – обобщение данных.

Данные по 1 пакетику:

внести данные по количествам конфет (таблица 2, Приложение II);

визуализировать данные по количествам конфет путем построения графика типа гистограмма;

визуализировать данные по количествам конфет путем построения графика типа лепестковая;

визуализировать данные по количествам конфет путем построения графика типа круговая диаграмма;

рассчитать процент синих конфет в 1 пакетике.

Данные по 10 пакетикам:

внести данные по количествам конфет (таблица 3, Приложение II);

сформировать таблицу сортировка (таблица 4, Приложение II);

записать множество из таблицы «Количество конфет в пачках», столбец «желтых»;

выполнить сортировку;

внести в таблицу «Сортировка» в столбец «желтых»;

повторить пункты 2.2.2.1 – 2.2.2.3 для всех цветов и столбца «Всего»;

сформировать таблицу статистических данных (таблица 5, Приложение II);

найти среднее арифметическое () для желтых конфет используя данные таблицы «Количество конфет в пачках», столбец «желтых» и внести в таблицу 2.2.3;

найти моду для желтых конфет используя данные таблицы «Сортировка», столбец «желтых» и внести в таблицу 2.2.3;

найти медиану для желтых конфет используя данные таблицы «Сортировка», столбец «желтых» и внести в таблицу 2.2.3;

повторить пункты 2.2.3.1 – 2.2.3.3 для всех цветов и строки «Всего»;

визуализировать данные таблице 2.2.3 путем построения графика типа гистограмма;

визуализировать данные по таблице 2.2.3, столбцу «Среднее арифметическое» путем построения графика типа лепестковая;

визуализировать данные таблице 2.2.3, столбцу «Среднее арифметическое» путем построения графика типа круговая;

рассчитать процент синих для 10 пакетиков.

Данные по 50 пакетикам:

повторить пункты 2.2.1 – 2.2.7 для всего количества данных.

Этап №3 – сформулировать вывод:

проанализировать лепестковые графики по 1 пакетику, 10 пакетикам и 50 пакетикам;

проанализировать проценты синих конфет в 1 пакетике, 10 пакетиках и 50 пакетиках;

понять, достаточно ли этих данных, чтобы вытащить синюю из следующего пакетика конфет.

2.3. Инструменты

Вариант 1:

ручка

набор цветных карандашей

листки бумаги в клетку

линейка

транспортир

калькулятор

Вариант 2:

программа Microsoft Excel 2019, в качестве базы данных

инструменты построения графиков Excel

встроенные функции арифметики, статистики, сортировки Excel.

2.4. Результаты

Этап №1 – сбор данных.

Прошел согласно плану. Выполнены пункты 1.1 – 1.6 для всех 50 пакетиков.

Этап №2 – обобщение данных.

Для 1 и 10 пакетиков использовались ручки, цветные карандаши, листки бумаги в клетку, линейка, транспортир и калькулятор. Пункты 2.1 – 2.2 плана на листках бумаги приложены в файл (Приложение I). Но в процессе выяснилось, что даже работа с таким небольшим объемом данных приводит к ошибкам в написании, записи вычислений, сложности в построении графиков. Было принято решение перенести данные в Excel.

Для 1 пакетика выполнены пункты 2.1.1 – 2.1.5 плана. Сформирована таблица 6 (пункт 2.1.1 плана):

таблица 6

Количество конфет в пакетике

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

7

15

10

3

7

2

44

Построен график распределения конфет в пакетике (пункт 2.1.2 плана):

график 1 (гистограмма распределения конфет в пакетике)

Построен график распределения конфет в пакетике (пункт 2.1.3 плана):

график 2 (лепестковая диаграмма распределения конфет в пакетике)

Построен график распределения конфет в пакетике (пункт 2.1.4 плана):

график 3 (круговая диаграмма распределения конфет в пакетике)

Процент синих конфет рассчитан не для значений множеств синего и общего количества конфет в пакетике, т.к. множества в данном случае состоят из одного элемента, а для количества синих и общего количества конфет в 1 пакете из таблицы 2.1.1 (см. таблица 6). Процент синих конфет составил 16%.

Для 10 пакетиков выполнены пункты 2.2.1 -2.2.7. Сформирована таблица 7(пункт 2.2.1 плана):

таблица 7

Количество конфет в пакетиках

№ пачки

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

1

7

15

10

3

7

2

44

2

5

15

3

7

9

4

43

3

5

12

8

13

3

3

44

4

5

12

9

8

7

3

44

5

5

14

10

6

7

2

44

6

9

8

3

8

13

4

45

7

4

14

3

10

10

3

44

8

9

8

7

10

9

0

43

9

5

14

8

8

6

3

44

10

3

13

9

7

8

4

44

Всего

57

125

70

80

79

28

439

Сформирована таблица 8 (пункт 2.2.2 плана):

таблица 8

Сортировка по возрастанию множества

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

3

8

3

3

3

0

43

4

8

3

6

6

2

43

5

12

3

7

7

2

44

5

12

7

7

7

3

44

5

13

8

8

7

3

44

5

14

8

8

8

3

44

5

14

9

8

9

3

44

7

14

9

10

9

4

44

9

15

10

10

10

4

44

9

15

10

13

13

4

45

Сформирована таблица 9 (пункт 2.2.3 плана):

таблица 9 (статистические данные по конфетам в 10 пакетиках)

Цвет конфеты

Среднее арифметическое

Мода

Медиана

желтый

6

5

5

зеленый

13

14

14

оранжевый

7

3

8

коричневый

8

8

8

синий

8

7

8

красный

3

3

3

Всего

44

44

44

Построен график статистических данных по конфетам в 10 пакетиках (пункт 2.2.4 плана):

график 4 (гистограмма статистических данных по конфетам в 10 пакетиках)

Построен график распределения среднего арифметического количества конфет в 10 пакетиках (пункт 2.2.5 плана):

график 5 (лепестковая диаграмма распределения среднего арифметического количества конфет в 10 пакетиках)

Построен график распределения среднего арифметического количества конфет в 10 пакетиках (пункт 2.2.6 плана):

график 6 (круговая диаграмма распределения среднего арифметического количества конфет в 10 пакетиках)

Процент синих конфет составил 18%.

Для 50 пакетиков выполнены пункты 2.2.1 -2.2.7. Сформирована таблица 10 (пункт 2.2.1 плана):

таблица 10

Количество конфет в пакетиках

№ пачки

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

1

7

15

10

3

7

2

44

2

5

15

3

7

9

4

43

3

5

12

8

13

3

3

44

4

5

12

9

8

7

3

44

5

5

14

10

6

7

2

44

6

9

8

3

8

13

4

45

7

4

14

3

10

10

3

44

8

9

8

7

10

9

0

43

9

5

14

8

8

6

3

44

10

3

13

9

7

8

4

44

11

16

7

4

5

9

2

43

12

9

8

6

9

9

4

45

13

3

15

6

10

9

2

45

14

7

10

7

8

12

2

46

15

3

9

11

5

12

5

45

16

6

20

8

3

4

3

44

17

6

15

9

8

6

0

44

18

5

11

6

12

8

4

46

19

9

9

8

8

7

3

44

20

8

14

8

6

5

3

44

21

11

12

4

8

7

2

44

22

6

7

7

6

13

5

44

23

10

10

4

4

10

5

43

24

6

11

10

9

6

2

44

25

8

12

7

8

6

2

43

26

4

16

8

5

4

6

43

27

5

15

7

5

7

5

44

28

3

11

9

6

11

4

44

29

9

10

5

8

9

3

44

30

8

12

5

7

8

5

45

31

7

7

5

4

8

12

43

32

9

9

4

3

5

13

43

33

8

5

4

5

5

17

44

34

4

9

4

8

11

8

44

35

8

7

4

3

4

18

44

36

4

12

7

2

5

13

43

37

3

3

9

4

9

14

42

38

8

10

8

2

5

11

44

39

2

9

5

4

1

22

43

40

9

6

8

2

5

14

44

41

7

5

8

3

6

15

44

42

10

3

4

3

10

14

44

43

8

3

7

3

6

17

44

44

5

10

5

4

7

12

43

45

3

6

4

5

8

18

44

46

6

10

7

4

5

12

44

47

6

8

4

4

6

14

42

48

4

11

10

3

4

11

43

49

2

9

5

2

8

18

44

50

9

10

6

6

3

11

45

Всего

321

511

327

294

362

379

2194

Сформирована таблица 11 (пункт 2.2.2 плана):

таблица 11

Сортировка по возрастанию множества

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

2

3

3

2

1

0

42

2

3

3

2

3

0

42

3

3

3

2

3

2

43

3

5

4

2

4

2

43

3

5

4

3

4

2

43

3

6

4

3

4

2

43

3

6

4

3

4

2

43

3

7

4

3

5

2

43

4

7

4

3

5

2

43

4

7

4

3

5

2

43

4

7

4

3

5

3

43

4

8

4

3

5

3

43

4

8

4

4

5

3

43

5

8

5

4

5

3

43

5

8

5

4

6

3

44

5

9

5

4

6

3

44

5

9

5

4

6

3

44

5

9

5

4

6

3

44

5

9

5

4

6

4

44

5

9

6

5

6

4

44

5

9

6

5

6

4

44

6

10

6

5

7

4

44

6

10

6

5

7

4

44

6

10

7

5

7

4

44

6

10

7

5

7

5

44

6

10

7

6

7

5

44

6

10

7

6

7

5

44

7

10

7

6

7

5

44

7

11

7

6

8

5

44

7

11

7

6

8

6

44

7

11

7

7

8

8

44

8

11

8

7

8

11

44

8

12

8

7

8

11

44

8

12

8

8

8

11

44

8

12

8

8

9

12

44

8

12

8

8

9

12

44

8

12

8

8

9

12

44

8

12

8

8

9

13

44

9

13

8

8

9

13

44

9

14

8

8

9

14

44

9

14

9

8

9

14

44

9

14

9

8

10

14

44

9

14

9

8

10

14

45

9

15

9

9

10

15

45

9

15

9

9

11

17

45

9

15

10

10

11

17

45

10

15

10

10

12

18

45

10

15

10

10

12

18

45

11

16

10

12

13

18

46

16

20

11

13

13

22

46

Сформирована таблица 12 (пункт 2.2.3 плана):

таблица 12 (статистические данные по конфетам в 50 пакетиках)

Цвет конфеты

Среднее

арифметическое

Мода

Медиана

желтый

6

-1

6

зеленый

10

10

10

оранжевый

7

4

7

коричневый

6

8

6

синий

7

-1

7

красный

8

-1

5

Всего

44

44

44

Построен график статистических данных по конфетам в 50 пакетиках (пункт 2.2.4 плана):

график 7 (гистограмма статистических данных по конфетам в 50 пакетиках)

Построен график распределения среднего арифметического количества конфет в 50 пакетиках (пункт 2.2.5 плана):

график 8(лепестковая диаграмма распределения среднего арифметического количества конфет в 50 пакетиках)

Построен график распределения среднего арифметического количества конфет в 50 пакетиках (пункт 2.2.6 плана):

график 9 (круговая диаграмма распределения среднего арифметического количества конфет в 50 пакетиках)

Процент синих конфет составил 16%.

Этап №3 – формулирование вывода.

По графикам 2.1.3 (см. график 2), 2.2.5 (см. график 5) и 2.2.5 (см. график 8) видно, что в пакетике больше зеленых конфет, чем остальных. Графики 2.1.4 (см. график 3), 2.2.6 (см. график 6) и 2.2.6 (см. график 9) подкрепляют этот вывод. Проценты синих конфет 16% (в 1 пакетике), 18% (в 10 пакетиках) и 16% (в 50 пакетиках) приводят к заключению, что с увеличением количества данных шанс вынуть синюю уточняется, но все равно ниже, чем зеленую.

Заключение

Моя работа посвящена применению знаний математики в окружающем мире и повседневной жизни. Они способствуют интеллектуальному развитию личности и обеспечивают практическую жизнь человека комфортом: учат планированию, пространственному мышлению, пониманию предметного объема и т.д. Кроме того, с помощью знания основ математики можно решить любую проблему, даже бытовую.

Благодаря проведенному исследованию, мы выяснили, что статистика является инструментом, используемым в изучении наук, бизнесе и производстве. С помощью данных математических понятий мы смогли конкретизировать предстоящую практическую работу. Проведенное мною анкетирование показало, что невозможно просчитать количество конфет в каждой упаковке без математического исследования.

В результате, проанализировав график частотного распределения общего количества конфет (см. график 11, Приложение II), построенный на основе таблицы частотного распределения общего количества конфет в 50 пакетиках (см. таблица 14, Приложение II), которая создается на этапе 2.2.3.2, мне удалось понять, что производитель использует инженерную статистику в производстве конфет. Количество конфет в 50 пакетиках в среднем 44 (и эта величина преобладает), что при весе пакетика 45 граммов, говорит о том, что конфеты практически одинакового размера, веса и формы. Да, встречаются и дефектные (размер или форма отличаются от большинства). Но их процент в общем количестве конфет, можно сказать, близок к 0%. А также обратили внимание на то, что в таблице 2.2.3(см. таблица 12), в столбце «Мода» для желтых, синих, красных цветов конфет стоит величина – -1. Это значит, что для них мода не одно значение, а множество из нескольких мод – мультимодальное, и такие цвета не подчиняются нормальному распределению, т.е. специально вносится неопределенность в формирование количества этих цветов в пачке.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования - с помощью прикладной математики я смогу найти закономерность распределения конфет M&Ms в упаковках. Таким образом, поставленная мною цель – выявление закономерностей распределения конфет M&Ms в упаковках была достигнута.

В перспективе я хочу рассчитать вероятность вынуть синюю конфету второй (т.к. шанс вынуть первой зеленую очень высок) или третьей, или четвертой и т.д. Для этого математический аппарат нужно дополнить рациональными числами, Ǫ (множеством рациональных чисел), и изучить методы алгебры для работы с ними. Дальше, используя элементы теории вероятности, вычислить вероятность таких событий. После, взяв график частотного распределения синих конфет (см. график 10, Приложение II), построенный на основе таблицы частотного распределения синих конфет в 50 пакетиках (см. таблица 13, Приложение II), которая создается на этапе 2.2.3.2, проанализировать дисперсию (меру разброса величин). Исследование разброса величин, элемента множества синих конфет в 50 пакетиках требует расширения математического аппарата таким элементом статистики, как стандартное отклонение. Для расчета стандартного отклонения потребуется изучить такие методы алгебры как квадрат числа и квадратный корень из числа, что потребует пополнение математического аппарата иррациональными и вещественными числами, а также их множествами I и R, методами алгебры для работы с ними.

Список источников

Kids.Net.Au:Детская энциклопедия, статья «Статистика» - [Электронный ресурс] http://web.archive.org/web/20220301142818/http://encyclopedia.kids.net.au/page/st/Statistics (дата обращения 25.08.2022)

Детская энциклопедия, статья «Инженерная статистика» - [Электронный ресурс] http://web.archive.org/web/20220223205350/http://encyclopedia.kids.net.au/page/en/Engineering_statistics (дата обращения 25.08.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Медиана (статистика)» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиана_(статистика) (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Множество» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Множество (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Натуральное число» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Натуральное_число#Место_нуля (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Мода (статистика)» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Мода_(статистика) (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Ноль» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ноль#Цифра_«ноль»_в_математике (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Округление» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Округление#Округление_к_ближайшему_целому (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Относительная частота реализаций эксперимента» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Относительная_частота_реализаций_эксперимента (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Процент» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Процент (дата обращения 17.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Алгоритм сортировки» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Алгоритм_сортировки (дата обращения 18.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Среднее арифметическое» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Среднее_арифметическое (дата обращения 18.09.2022)

Математика – это весело, статья «Относительная частота» - [Электронный ресурс] https://www.mathsisfun.com/data/relative-frequency.html (дата обращения 10.09.2022)

Свободная энциклопедия «Wikipedia», статья «Частотное распределение» - [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Частотное_распределение (дата обращения 18.09.2022)

Математика – это весело, статья «Частотное распределение» - [Электронный ресурс] https://www.mathsisfun.com/data/frequency-distribution.html (дата обращения 10.09.2022)

Математика – это весело, статья «Вероятность» - [Электронный ресурс] https://www.mathsisfun.com/data/probability.html (дата обращения 10.09.2022)

Приложение I

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3

Приложение II

таблица 1 (частотное распределение количества конфет в пакетиках)

элемент

Кол-во вхождений в множество или частота

2

7

таблица 2

Количество конфет в пакетике

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

таблица 3

Количество конфет в пакетиках

№ пачки

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

таблица 4

Сортировка по возрастанию множества

желтых

зеленых

оранжевых

коричневых

синих

красных

Всего

таблица 5 (статистические данные по конфетам)

Цвет конфеты

Среднее арифметическое

Мода

Медиана

желтый

     

зеленый

     

оранжевый

     

коричневый

     

синий

     

красный

     

Всего

     

график 10 (частотное распределение количества синих конфет в 50 пакетиках)

таблица 13 (частотное распределение количества синих конфет в 50 пакетиках)

синих

элемент

частота

1

1

3

2

4

4

5

7

6

7

7

7

8

6

9

7

10

3

11

2

12

2

13

2

график 11(частотное распределение общего количества конфет в 50 пакетиках)

таблица 14 (частотное распределение общего количества конфет в 50 пакетиках)

Всего

Элемент

частота

42

2

43

12

44

28

45

6

46

2

Просмотров работы: 89