СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЁ СЛУХ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЁ СЛУХ

Романова Е.Ю. 1
1МАОУ "СОШ №3"г.Нурлат РТ
Романова И.В. 1
1МАОУ "СОШ №3" г.Нурлат РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно. Однако молодежь в современном мире все чаще подвергается воздействию нежелательных, излишне громких и раздражающих звуков. Впоследствии уже в юношеском возрасте развивается глухота и тугоухость, которая в свою очередь приводит к различным заболеваниям и не полноценному восприятию окружающей среды.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина не является его залогом. Восприятие шума и тишины у каждого человека индивидуальное.

В наше время большинство людей стремятся к здоровому образу жизни , но на наш взгляд мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со слухом. Молодежь не расстается с мобильными телефонами, плеерами, слушая музыку, на недопустимой для слуха громкости, любит шумные компании, часто общается на повышенных тонах. Слушая громкую музыку или подвергаясь различным шумовым воздействиям, не каждый задумается над тем, что громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность, а различные шумы влияют на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту. [1]

Мною было выдвинуто предположение: “ Может ли воздействие на организм человека громких звуков, привести к ухудшению слуха и здоровья .

Цель работы: выяснить какое воздействие производит шум на человеческий организм и как под его воздействием изменяется общее состояние человека.

Задачи: 1.Провести анкетирование.

2.Определить остроту слуха у школьников

3.Выяснить влияние звуков на физиологическое состояние человека (на артериальное давление и пульс)

4.Определить шум в школе в разное врем

5.Изучить литературу

Методы исследования:

  • измерение,

  • наблюдение,

  • анкетирование,

  • обработка результатов,

  • построение диаграмм.

Оборудование:

  • литература,

  • линейка,

  • механические часы,

  • тонометр,

  • прибор для определения шума

2.Основная часть

2.1. Важное чувство – слух

Слух – важнейшее из человеческих чувств. Он необходим для восприятия звуковых колебаний в довольно широком диапазоне частот. В юношеском возрасте человек различает звуки в диапазоне от 16000 до 20000 Гц . Помимо создания объективной целостной картины об окружающем мире слух обеспечивает речевое общение людей.

  • Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки.

  • Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени раз меньше, чем аналогичная интенсивность света

  • Слух – самое совершенное чувство. Оно может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.

  • Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.

Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить. [2]

2.2 Строение уха

Орган слуха – ухо. У человека различают три его части: наружное, среднее и внутреннее (рис.1).

Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Длина слухового прохода -36 мм, диаметр достигает в широкой части-9 мм , в узкой-6мм. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой. Барабанная перепонка- тонкая полупрозрачная овальная пластинка, отделяющая наружный слуховой проход от барабанной полости. Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. За барабанной перепонкой лежит, заполненная воздухом полость среднего уха.

В среднем ухе расположены три маленькие косточки, последовательно связанные между собой: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, связанный с перепонкой, передает ее колебания на наковальню, затем на стремя. Слуховая труба, длинной около 4см и шириной около 2 см , состоит из хрящевой и костной частей. Она выстлана однослойным реснитчатым эпителием и служит для поступления воздуха из глотки в барабанную полость , с целью поддержания в ней давления , одинакового с внешним.

Внутреннее ухо состоит из улитки, системы трех полукружных каналов. В улитке помещаются слуховые рецепторы. Звуковые колебания преобразуются слуховыми рецепторами в нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры больших полушарий.Она расположена в височной части, здесь происходит восприятие звука, анализ его силы, характера и высоты. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость : звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо.

Рис.1 Рис.2

Любое тело, способное колебаться в нужном интервале частот может служить источником звука. Основными источниками звуков и шумов в школе являются разговоры учащихся, учителей, крики, звонок (на урок и с урока), прослушивание плееров, телевизоры. [3]

2.3. Острота слуха

Острота слуха- это показатель , характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука.

1.Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц.

2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. Острота слуха повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения остроты слуха пользуются специальным прибором – аудиометром. [5.2]

2.4 Влияние шума

Шум не смотря на свою, казалось бы, внешнюю без обидчивость, очень коварный и опасный возбудитель различных заболеваний. Статистика свидетельствует, тугоухость в России молодеет.Если раньше контингент больных составляли те, кому за 70, то сейчас средний возраст, страдающих заболеваниями ушей колеблется от 30 до 40 лет. По словам Владимира Владимировича, прослушивание музыки через наушники активно влияет на процесс «омолаживания» тугоухости, то есть не гипотетически, а уже реальный вред наушников налицо. Медики предрекают резкий рост заболеваний. Так было и есть в США, которые раньше нас столкнулись с проблемой наушниками. Американские специалисты уже пожинают последствия бума, диагностируя у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение оказывается необратимым и приводит к полной глухоте. [5.3]

Меры по борьбе с шумом начали предпринимать очень давно.

Например, королева Англии Елизавета I, правившая в XVI веке, заботясь о ночном покое своих подданных, запретила ночные схватки и громкие семейные ссоры после 10 часов вечера. В тоже время была придумана казнь «под колокол», звон которого медленно убивал человека.

В Париже борьба с шумом началась с 1954 года. Тогда были запрещены автомобильные гудки, водители грузовиков должны были укладывать груз так, чтобы он не гремел, а на колеса вагонов метро надевали резиновые шины. А всем известный композитор Людвиг Ван Бетховен начал терять свой слух уже в 28 лет. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха , при котором возникает звон в ушах.

С ростом и развитием человечества шумовое влияние возрастает , что конечно же отрицательно сказывается на здоровье людей. Громкость – уровень энергии в звуке измеряется в децибелах.

Порог слышимости - минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. У конкретного человека он зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния. У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что слуховые косточки утрачивают свою подвижность, и колебания не передаются во внутреннее ухо. Наибольшая острота слуха достигается у детей среднего и старшего школьного возраста. Низкие тона дети воспринимают лучше.

Чрезмерный шум ведет не только к потере слуха, но и вызывает психические нарушения. Реакция на шум может проявляться в сердечно – сосудистой системе.Сравнительно тихий , но при этом монотонный гул становиться причиной постоянного раздражения слухового нерва, через , который в свою очередь, сигналы доходят в головной мозг. Взаимодействуя с расположенным там центром сердечно- сосудистой системы , нервный импульс повышает тонус сосудов, а значит, и артериальное давление, что , в свою очередь, может привести к развитию гипертонии. Страдает дыхательная система , ведь под влиянием шумов различного характера происходит уменьшение частоты дыхания и глубину дыхания – и легкие начинают работать не в полную силу. Шум способен нанести вред и органам пищеварения: сигналы опасности, получаемые ЖКТ из мозга, могут привести к дисфункции желудка и печени, а также серьезно нарушить работу кишечника. А это, в свою очередь, спровоцировать язвенную болезнь ( профессиональный недуг эстрадных исполнителей , проводящих большую часть своей жизни под музыку.)

Под действием шума может измениться даже биохимический состав крови! Постепенно влияя на обменные процессы и иммунитет, раздражающее звуковое сопровождение способно снизить выработку жизненно необходимых антител. Шум коварен , его вредное воздействие совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически бессилен.

Известно и о лечебном действии звуков. Специально подобранная очень негромкая, мелодичная музыка используется для снятия напряжения, восстановления работоспособности. Это умиротворяющее свойство музыки используется многими в повседневной жизни.

Шум – один из важных факторов вредного влияния на окружающую среду, он опасен не менее чем загрязнение воздуха или воды. Шумовое загрязнения — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила шумовое загрязнение в число наиболее важных экологических проблем.

Шум - это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное ощущение. Шум также представляет собой волнообразно распространяющееся механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер. Существует естественный уровень шума для человека, который комфортен для него: 25-30 децибел (дБ). [4]

2.5 Интересные факты

1.Шум становиться причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительнось жизни людей в крупных городах на 8-12 лет .

2. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание . 3. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца

4.При обычногм разговоре человека шум составляет 40-50 дБ [5.6]

2.6 Наушники и их влияние

При прослушивании музыки через наушники практически все естественные механизмы человека по локализации звука в пространстве оказываются незадействованными.Наушники одеваются прямо на ушные раковины, поэтому ни голова, ни туловище человека не оказывают влияния на характеристики слышимого звука. Накладные наушники достаточно плотно прижимаются к ушной раковине, в свою очередь, прижимая ее к голове. Такое положение является неестественным для внешнего уха, и ушная раковина, представляющая собой, по сути, пространственное частотное декодирующее устройство, не может определить расположение звукового источника. Если рассмотреть наушники-вкладыши, или, тем более, затычки, то с ними ситуация еще сложнее, поскольку они работают непосредственно в слуховом канале и сложнейшая геометрия ушной раковины вообще не участвует в формировании звукового образа. Все эти обстоятельства приводят к тому, что звуковое поле, передаваемое головными телефонами, как бы заключается «внутрь головы слушателя», а не локализуется в пространстве перед ним, как должно быть в идеале.

Когда люди злоупотребляют наушниками и включают слишком громкие частоты звука, среднее ухо повреждается, и появляется риск лопнуть барабанной перепонке, в результате чего произойдет кровоизлияние. Вследствие таких громких прослушиваний музыки с помощью наушников можно не только потерять слух, но и испытывать чрезмерную раздражительность. Также нередко возникает необоснованная слабость и усталость. Звуки, превышающие 90 дБ, могут привести к нарушениям клеток, находящимся во внутреннем ухе и улитке, а также спровоцировать сенсоневральную тугоухость. Согласно заявлению специалистов компании Siemens, занимающейся ко всему прочему еще и производством слуховых аппаратов, после кратковременных воздействий шума высокого уровня волосковые внутриушные клетки регенерируются, причем слуховая острота снижается временно. При повторных и длительных воздействиях шума данные сенсорные клетки подвергаются нарушениям серьезнее, а их восстановление невозможно. По мнению врачей, возрастное изменение слуха начинается после тридцати лет, однако длительные воздействия громких звуков способны привести к более трагическому последствию еще в молодом возрасте. [ 5.1]

3.Экспериментальная часть

В своей работе я использовала и составила свои методы исследования.

  1. Сначала я составила и провела анкетирование старшеклассников и преподавателей школы по теме «Мой слух и музыка».

Всего было опрошено 210 человек, по следующим вопросам:

1.Как вы считаете, хороший ли у вас слух?

2.Часто ли вы посещаете дискотеки/ концерты?

3.Ощущаете ли вы шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки?

4.Часто ли вы слушаете музыку в наушниках?

5.Знаете ли вы, что прослушивание громкой музыки пагубно влияет на ваш слух?

6.Как вы делаете уроки, под музыку , телевизор , в тишине?

7.Какую музыку вы любите слушать?

8.Как долго вы слушаете музыку в наушниках?

9.Какое состояние, у вас, бывает после дискотеки (агрессия , напряжение, раздражение, радость , спокойствие)?

10.Часто ли, в, проверяете свой слух?

По результатам анкетирования составила диаграммы. (Приложение 1)

Вывод: Учащиеся очень долго слушают музыку в наушниках, любят разную музыку, почти треть учащихся делают уроки под музыку.

Среди учителей 8% слушают музыку в наушниках, все проверяют слух 1раз в год.

  1. Определение остроты слуха у школьников

Для определения остроты слуха к уху подносила механические часы с секундной стрелкой и линейку. Затем измеряла, на каком расстоянии от уха исследуемый слышит звук секундной стрелки. (Приложение 2)

Результаты исследования занесла в таблицу

Класс

Количество

Норма 10-15 см

10-5 см

5-0 см

Больше 15

8

25

7

9

-

8

7

2

2

-

-

-

10

15

5

6

4

-

Вывод: Лучше слух у учащихся 8классов

3.Влияние звуков на физиологическое состояние человека (на артериальное давление и пульс)

Чтобы проверить каким образом прослушивание музыки в наушниках влияет на физиологическое состояние организма, мною было проведено простое исследование. В нем приняли участие школьники 8-10 классов всего 42 человека. Сначала каждому участнику измеряла артериальное давление и пульс в спокойном состоянии, а затем после 5 минут прослушивания громкой музыки в наушниках. Составила сводную таблицу. (Приложение 3).

Класс

Артериальное давление

Пульс

 

В спокойном состоянии

После прослушивания громкой музыки

В спокойном состоянии

После прослушивания громкой музыки

10

106/68

114/74

55

61

10

112/70

101/68

73

74

10

110/68

117/70

78

70

10

111/70

131/96

62

62

10

106/68

110/70

62

65

10

134/82

136/88

84

85

10

112/75

116/77

78

80

10

99/70

110/79

77

80

10

102/69

113/73

64

65

10

116/69

109/68

74

81

10

114/76

104/69

80

82

10

111/70

102/66

77

82

10

116/73

137/90

53

50

10

105/67

110/72

88

90

10

111/69

107/67

78

77

10

143/97

154/106

112

106

10

109/67

104/66

73

76

9

122/83

116/78

80

82

9

109/67

107/65

64

66

9

100/56

120/80

75

80

9

91/61

100/80

61

64

9

124/81

104/66

80

71

9

124/79

161/115

58

60

9

125/79

139/79

62

60

9

123/65

127/69

70

74

9

115/70

120/74

84

88

9

120/86

126/89

90

96

9

110/79

117/81

94

100

9

126/79

130/85

100

105

8

130/80

136/85

80

85

8

106/56

114/64

73

75

8

145/89

150/90

80

87

8

128/79

161/115

60

60

8

139/79

139/79

63

60

8

130/78

135/80

80

85

8

128/89

136/90

90

96

Вывод: Частота пульса поднялась у 55% участников эксперимента ( в среднем на 4 удара в минуту), у 45 % поднялся уровень артериального давления ( в среднем на 5-15 мм.рт. столба). Причем я заметила, что в эту группу вошли учащиеся 8класса.Как оказалось, они слушают музыку реже и на меньшей громкости.

3.Шумовое (акустическое) загрязнение

Для того чтобы измерить уровень акустического загрязнения в школе я использовала анализатор шума и вибрации «Ассистент». (Приложение 4).

Место замеров

Уровень звука max,дБ

Уровень звука средн.,дБ

Кабинет до урока

42.5

40.1

Кабинет после урока

38.1

32.8

Коридор в начальной школе на перемене

51.2

48.6

Коридор в старшей школе на перемене

40.5

38.1

Вывод: В результате данного измерения, высокий уровень загрязнения во время перемены в начальной школе.

5.Заключение и выводы.

Данная работа позволила мне изучить влияние громкой музыки на слух, физиологические состояние организма. Выявить, что проблема слуха молодежи очень актуальна в наше время. На основании полученных данных я увидела:

  • некоторые школьники уже имеют притупленный слух,

  • повышенное артериальное давление.

  • чем больше слух подвергается воздействию шума, тем сильнее изменяется состояние организма.

К сожалению, многие не осознают этой опасности, бездумно губя свой орган слуха. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо и незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. Необходимо проводить в школах и других учебных заведениях беседы о пагубном влиянии громких звуков и шумов, и в том числе и громкой музыки на слух. Разъяснять школьникам влияние шума на работоспособность, качество сна, физиологические особенности организма.

Ребятам хотим дать несколько советов:

  • Принимаясь за уроки, лучше не включать телевизор и магнитофон.

  • Ни в коем случае не делать уроки, слушая плейер.

  • Укладываясь спать, позаботьтесь, чтобы в комнате было тихо.

  • Не включайте одновременно несколько электроприборов. Звук более чем от од­ного шумящего прибора может оказаться опасным

  • Больше совершайте прогулок на свежем воздухе.

  • Больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы.

  • Щадите свой слух.

Список литературы

1.Энциклопедия красоты и хорошего самочувствия Э 68 вия/ Пер. с фран. М.А. Нелюбиной.- Краснодар: Кн . изд-во,1992.

2.ЕГЭ.Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ .Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ А.А .Каменский, Н.А.Соколова, А. С. Маклакова Н.Ю.Сарычева.- М .:Издательство « Экзамен» , 2015. Стр. 316-317.

3.Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.

4.Р.Тейлор «Шум» под ред. М .А. Исаковича- М. .Мир 1978

5.Источники из интернета:

1. http://www.zelitelniza.ru/

2. http://enc-dic.com/medicine/Ostrota-Sluha-19893.html

3. http://vmestesnami.com/

4. http://student.zoomru.ru/

5. https://ru.wikipedia.org/

6.http://festival.1september.ru/

Приложения

Приложение 1. Анкетирование: «Мой слух и музыка».

Данные учеников Данные учителей

Приложение 2. Острота слуха у школьников.

Приложение 3. Влияние звуков на физиологическое состояние человека (на артериальное давление и пульс).

Приложение 4.Шумовое (акустическое) загрязнение.

Просмотров работы: 1269