ИППОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВЛИЯНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИППОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВЛИЯНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Арсланов А.С. 1
1
Миннулина И.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Старый прадедушкин чердак… Инструменты, еще инструменты, какие-то запчасти и детали, непонятные мне, и вдруг… деревянная лошадка! В деревне у моего прадедушки Ивана Лукича на чердаке я нашёл лошадь – качалку. Почему из всех игрушек дед сохранил именно ее? Чем она ему памятна и может ли быть интересно нам, детям XXI века, то, что было дорого прадеду? Мы решили провести исследование на тему «Иппотерапия как метод влияния на состояние человека». Актуальность исследования заключается в том, что мы, жители XXI века, по-прежнему не можем обойтись без этих замечательных животных, но что в них так важно для человека – точно не знаем. Мы хотим осветить ряд вопросов, связанных с «отношениями» между людьми и лошадьми.

Цель исследования – выявить влияние общения людей с лошадьми на общефизическое и психическое состояние человека.

Задачи, которые предстоит решить для достижения цели:

  1. Изучить и систематизировать материал, представленный в научной и специальной литературе.

  2. Выяснить отношение «поколения Интернета» к живому общению с животными через анкетирование, беседы на классном часу.

  3. Эмпирическим методом выяснить, влияет ли общение с лошадьми на общефизическое и психическое состояние человека.

  4. Встретиться с людьми, чье общение с лошадьми повлияло на них.

Объект исследования – лошади.

Предмет исследования – влияние общения с лошадьми на общее состояние человека.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что общение с лошадьми положительно влияет на физическое и психическое состояние человека.

Теоретическую значимость исследования видим в накоплении и систематизации материала. Практическая значимость состоит в выводах по проведенному исследованию.

Основные этапы исследования – изучение теоретической и научной стороны вопроса, эмпирическое исследование (встречи, беседы, анкетирование, наблюдение, качественная и количественная обработка полученных результатов).

Базу исследования составили организации, специализирующиеся на разведении лошадей, на применении их в лечебных целях.

Глава I. Такие знакомые незнакомые лошади…

Много ли мы знаем о лошадях? Да, животное известное, встречающееся в нашем регионе. Знаем, как и для чего лошадь использовали в бытовых нуждах. Вот, пожалуй, и все. В теоретической части исследования постараемся пополнить багаж знаний.

I.1. Как лошадь стала домашней

Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных семейства лошадиных. Мы привыкли к тому, что лошадь – животное домашнее. Но все домашние животные когда-то были дикими. Каким же образом дикая лошадь стала домашней?

Лошадь — это, скорее всего, последнее животное из тех, которые были одомашнены. Возможно, причиной этого является нервность и агрессивность диких лошадей. Считается, что впервые лошади были одомашнены на Ближнем или Среднем Востоке и в Центральной Азии.

Одомашнивание лошади произошло примерно 5—6 тысяч лет назад. Однако в Евразии были найдены более ранние наскальные рисунки и вырезанные на камнях изображения лошадей в простейшей сбруе [2, с.112].

До того, как лошадь превратилась в упряжное животное, она была добычей охотников. Она служила для получения шкуры, молока, крови, шерсти и кости. Люди кочевали за стадами своих лошадей и других пастбищных животных. Со временем эти животные были наполовину одомашнены (одновременно с развитием оседлого сельского хозяйства). Возможно, именно тогда очень высоко стали цениться сила и скорость лошадей. Животных широко использовали (наряду с быками и оленями) для перевозки грузов — их запрягали в сани и телеги. Вероятно, в качестве «верховых» лошади впервые начали использоваться для перевозки больных, раненых или очень старых людей, которых поднимали на спину тягловых животных.

Предком домашней лошади считается дикая лошадь тарпан [4, с.19].

I.2. Лошадь – наш друг и помощник

Превратив лошадь в домашнее животное, человек в дальнейшем содержал и использовал ее по-разному, в зависимости, прежде всего, от условий, в которых он находился и вел свое хозяйство.

Так, на протяжении многих веков лошадь, как известно, активно использовали в военных целях. В самом деле, едва приручив это животное, человек запряг его в боевые колесницы, которые быстро стали одним из ведущих родов войск в древности.

Но лошадей использовали не только на войне. Ни одно другое животное не заняло столь значительного места в развитии человеческой цивилизации, какое принадлежит лошади. Если бы 20 тысяч лет назад лошади вымерли не только в Северной Америке, но и в Евразии, заменить их и в хозяйственных работах, и на войне, в силу уникальных физических возможностей этого животного, было бы просто-напросто некем. Возможности лошади действительно уникальны. Эти животные представляют собой один из двух видов крупных копытных, обладающих способностью к долгому бегу. Ни лесные, ни саванные обитатели не имеют никакой ценности как рабочая сила, только степные животные обладают выносливостью, превосходящей человеческую [1, с.206].

Огромна роль лошади в истории сельского хозяйства. До начала всеобщей механизации обработка земли велась именно с помощью этих животных. Их запрягали в плуги и вспахивали поля, в телеги, на которых вывозили с поля пшеницу, а затем с мельницы муку и т. д.

В промышленном производстве, несмотря на появление на заводах и фабриках станков, лошади также продолжали играть важную роль. На них подвозили на производство сырье, подсобные материалы, воду и увозили готовую продукцию.

Кроме того, лошадей, правда в меньшей степени, чем, например, коров, отправляли на переработку, получая кожу и мясо. Кожи затем использовались в различных отраслях промышленности, мясо – для производства колбас и других продуктов питания. Широко известно, что некоторые народности продолжают употреблять в пищу конину, которая издавна является их национальным блюдом. Из молока лошадей готовят кумыс – очень полезное и питательное кушанье [3, с.87].

Можно долго перечислять все сферы человеческой жизни, в которых в прошлом использовались лошади. И сегодня, несмотря на всеобщую механизацию и применение новых технологий, лошади не забыты. Более того, статистика свидетельствует, что в последние несколько десятилетий увеличилось число фермерских хозяйств, имеющих лошадей. Использование этих животных и по сей день остается актуальным.

I.3. Что такое анималотерапия?

Изучая специальную литературу, нам пришлось столкнуться с термином «анималотерапия».

Анималотерапия - это такая система лечения, когда вместе с лекарствами больному предписано общение с животными. Медицине известны случаи, когда "дружба" с собакой, кошкой, птичкой или дельфином оказывается самым действенным средством!

Первым в истории начал практиковать анималотерапию, наверное, пещерный человек, сидевший у огня и поглаживавший недавно прирученную собаку. Слова "анималотерапия" он не знал, как не знают его и многие из нас. Однако это не мешает людям с огромным удовольствием и не меньшей пользой контактировать с животными. Говорят, это способствует усилению внимания, стимулирует вербальную активность, снимает стресс.

На сегодняшний день популярны такие виды анималотерапии как дельфинотерапия, иппотерапия, канистерапия (лечение с использованием собак), фелинотерапия (представляет собой терапевтическое воздействие кошек), апитерапия (лечение пчелиным ядом), гирудотерапия (лечение медицинскими пиявками) [1].

Мы решили исследовать влияние на здоровье человека иппотерапии. Почему? В Республике Башкортостан коневодство является традиционной отраслью. Многие века коневодство в жизни башкир как полукочевого народа играло огромную роль. Лошади обеспечивали почти все потребности народа, а конина составляла основу питания населения.

Использование лошадей в лечебных целях началось недавно. Общественная организация «Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов» зарегистрирована Главным управлением Минюста РФ по РБ 3 сентября 2003 г. Целью создания и деятельности центра иппотерапии является физическая, психосоциальная и личностная реабилитация, адаптация и интеграция детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями, детей «группы риска» посредством лечебной верховой езды или иппотерапии. На сегодня иппотерапия применяется в Центре развития конного туризма, открытого на территории ГУП Ипподром «Акбузат».

I.4. Лошади на страже здоровья

На протяжении тысячелетий лошадь была верным помощником и другом человеку, принимая непосредственное участие во многих аспектах его жизнедеятельности. В последние полтора века наука сделала сильный скачок вперед, и мы пересели на автомобили, у которых под капотом много лошадиных сил. Однако и в настоящее время лошадь все же продолжает помогать человеку, оказывая положительное влияние на его здоровье.

Положительное влияние лошади на здоровье человека было замечено еще в глубокой древности, во времена Гиппократа.

Термин «иппотерапия» как раз и происходит от греческого «hippos» – лошадь. Упоминания о лечебном воздействии лошади также можно найти в трудах Антилы и Парацельса. В 1791 году философ Дени Дидро отметил, что «среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней…». Но только в конце XIX столетия началось систематизированное научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях. Его родоначальником считается француз Ю.Лаллери.

За последние 40 лет лечебная верховая езда во многих странах мира получила стремительное развитие и оформилась как метод реабилитации при широком спектре заболеваний. В нынешнее время с помощью лечебной верховой езды лечат патологии опорно-двигательного аппарата, нарушения психо-эмоциональной сферы, умственного развития (задержка психического развития, олигофрения, синдром Дауна), психические заболевания (шизофрения, аутизм, поведенческие расстройства). Отмечено также положительное влияние катания на лошадях на терапевтические заболевания органов кровообращения, пищеварения, нервной, дыхательной и эндокринной систем.

Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот эффект иппотерапии не может быть достигнут при каких-то других способах лечения. К тому же занятия верховой ездой проходят на свежем воздухе, способствуют закаливанию организма и повышению сопротивляемости инфекциям.

Иппотерапия также способствует развитию когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления. Во время верховой езды укрепляются способности запоминать и планировать последовательность действий, активизируются психические процессы. Живой контакт человека с лошадью помогает при социализации, адаптации в новых условиях. Это особенно актуально для замкнутых и стеснительных детей. Верховая езда укрепляет веру в себя, в свои силы.

У человека, который просто находится рядом с лошадью, возникает много положительных эмоций, ощущений и переживаний. Поэтому общение с лошадью используется для снятия стресса или депрессий [2].

Выводы по главе I

Реализуя первую задачу исследования, мы пополнили собственные знания, а также пришли к выводам:

  • лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных семейства лошадиных;

  • предком домашней лошади считается дикая лошадь тарпан;

  • лошадь — это, скорее всего, последнее животное из тех, которые были одомашнены, одомашнивание лошади произошло примерно 5—6 тысяч лет назад;

  • на протяжении тысячелетий лошадь была верным помощником и другом человеку, принимая непосредственное участие во многих аспектах его жизнедеятельности;

  • иппотерапию (лечение лошадьми) как часть анималотерапии, применяют при лечении широкого спектра заболеваний, а также для повышения эмоционального тонуса;

  • на сегодня иппотерапия в РБ применяется в Центре развития конного туризма, открытого на территории ГУП Ипподром «Акбузат».

Глава II. Общаясь вживую

На втором этапе работы нам предстояло опытным путем подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

К сожалению, побеседовать с самим прадедом нам не удалось – его уже нет в живых, но из беседы с его сыном мы узнали, что лошади для деда имели огромное значение. Будучи старшим сыном в семье, мой прадед помогал своему отцу по хозяйству, и одним из любимых его занятий был уход за лошадьми. Среди его игрушек можно было встретить самодельных коней (Приложение 1), а когда он сам стал отцом, купил своему ребенку лошадь-качалку. Раскачиваясь на лошади и слушая истории про лошадей, расшалившиеся дети успокаивались. Так, сами того не ведая, в семье прадеда уже применяли иппотерапию.

II.1. В Уязы-Тамак…

Мы узнали, что ближайшим местом, где мы сможем вживую пообщаться с лошадьми – это конюшня в деревне Уязы-Тау.

Там мы познакомились с конюхом Ильдаром Маратовичем и его лошадьми. На конюшне живут 10 лошадей. Это небольшая конюшня, где все желающие которые увлекаются ездой на лошадях могут посетить эту ферму и покататься на лошадях. Кормят лошадей овсом, сеном. Один из них башкирский конь. Кличка его Бурка. Ему 3 года. На нем мы совершили прогулку верхом (Приложение 2).

По личным ощущениям можем утверждать, что после прогулки поднялось настроение, улучшился аппетит, появилось желание сделать что-то.

II.2. За сведениями в Уфу

Потом мы отправились в Уфу. Нашей целью было посетить ипподром «Акбузат» и Центр иппотерапии.

На момент нашего приезда на ипподроме «Акбузат» проходила подготовка к Международному Чемпионату наездников стран, входящих в ШОС и БРИКС, который состоялся 23 октября 2015года. Мы смогли понаблюдать за разминкой жокея (Приложение 3).

В республиканском центре иппотерапии нам удалось пообщаться с директором РЦИ Натальей Никитиной. В ходе беседы мы выяснили, что общественная организация «Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов» в городе Уфа была официально зарегистрирована в сентябре 2003 года. В этом центре 14 лошадей разных пород.

Разнообразие движений и ощущений, которые получает всадник в системе иппотерапевтической реабилитации, не может быть восполнено никаким другим известным способом. В этом случае лошадь выполняет незаменимую роль живого партнера. Преимущества иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключаются в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц.

На занятиях успешно применяются индивидуальные методы реабилитации, улучшаются, восстанавливаются и приобретаются утраченные навыки у больных детей. Каждому ребенку обеспечивается психологическое сопровождение.

Перечень заболеваний, при которых практикуется иппотерапия, достаточно широк. Легче назвать те болезни, при которых иппотерапия противопоказана, – говорит Наталья Никитина, директор центра. – В первую очередь, это врожденная хрупкость костей, гемофилия, любые заболевания в остром периоде. Мы не практикуем реабилитацию детей с заболеваниями почек, хотя во всем мире уже работают и с этими болезнями.

Помимо детей, больных ДЦП, у нас занимаются и аутисты, и дети с синдромом Дауна, с органическими поражениями головного мозга. Неврологии, шизофрения, различные фобии – это все наши пациенты.

Кроме того, на занятия приводят детей, у которых существуют какие-либо психологические проблемы – отказ от общения со сверстниками, проблемы с обучением в школе, а также ребятишек, переживших стрессовые ситуации – например, развод родителей, смерть близкого человека.

Инструктор центра нам объяснила, что перед тем как вывести лошадь на улицу, ее подготавливают - чистят и запрягают. Прогулка на лошади проходит с инструктором в течение 30 минут.

В это время приехала группа детей с различными видами заболеваний. На специальной платформе их усадили на лошадей и со специальными упражнениями и инструкторами катали. 3 раза в неделю они приезжают в этот центр и проходят курс иппотерапии. Есть дети, которые проходят курс каждый день. Это зависит от сложности заболевания (Приложение 4).

Итак, с иппотерапией в республике знакомы. Нуждающимся и заинтересовавшимся есть куда обратиться.

II.3. Опрос«Как много мы знаем о лошадях»

На следующем этапе мы подвели итоги проделанной работы. Выяснилось, что многого об этих удивительных животных мы не знали. Нам захотелось узнать, а насколько осведомлены в этом вопросе наши одноклассники. С этой целью мы провели опрос среди одноклассников.

Выяснилось, что лошадь вживую видели 23 моих одноклассников из 26 – это 88%, несмотря на то, что все мы живем в городе. Чувства, которые при встрече испытывали дети, распределились следующим образом: радость и удивление - 19 человек (73%), страх – 7 человек (27%).

Отвечая на третий вопрос, одноклассники написали, что общение с лошадьми делает людей добрее, отзывчивее, учит терпению, дисциплинирует, но 8 человек (31%) считают, что общение с лошадьми ничего дать человеку не может.

Все опрошенные нами ученики хотели бы, чтобы в городе было место, где можно было бы пообщаться с этими замечательными животными, чтобы на них можно было кататься. Все ребята хотели бы посещать такие места. А вот цель посещения в основном одна – покататься (19 человек - 73%). И никто не выразил желания ухаживать за лошадьми (Приложение 5).

Получается, что лошадей мы любим и хотим с ними общаться. Но цель общения, в основном – развлечение.

II.4. Знаешь сам, расскажи друзьям

Все что мы узнали, впечатлило нас настолько, что мы решили рассказать об этом и одноклассникам. Мы провели классный час, где поделились информацией с друзьями, а нашлись и такие ребята, которые собираются поговорить с родителями и повторить наш путь (Приложение 6).

В ходе исследования выяснилось, что есть в нашей школе семья Гимаевых, которая применяла сеансы иппотерапии. Сама Даша рассказала нам, что с детства увлечена лошадьми. В ее коллекции игрушек их насчитывается более 40. У Даши дома даже есть своя мини конюшня. Она рассказала нам, что игры с лошадьми её успокаивают, что после перенесенной болезни ей тоже была назначена иппотерапия. Она прошла курс лечения. Катавшись на лошадях со специальными упражнениями, Даша стала себя увереннее чувствовать и ее страхи остались позади.

А умение Даши рисовать лошадей вызывало наше восхищение (Приложение 7).

Выходит, людям интересна затронутая нами проблема.

Выводы по главе II

В ходе реализации практических задач исследования мы выяснили:

  • живое общение с лошадьми повлияло на наше самочувствие;

  • ипподром «Акбузат» предлагает увлеченным лошадьми людям свои программы: скачки, катания, общение с животными;

  • проблемы со здоровьем по показаниям специалистов можно решить в Республиканском центре иппотерапии;

  • есть семьи, где уже используют иппотерапию для лечения, а в целом информация заинтересовала наших одноклассников;

  • обработка ответов опросника дает возможность сделать вывод: лошадей мы любим и хотим с ними общаться. Но цель общения, в основном – развлечение.

Заключение

В лошадях восхищает все — красота, грация, сила, скорость, обаяние, а главное — благородство и преданность. Человека всегда тянуло к этому необычайно благородному животному. Лошадь — не только хороший друг, помощник, но и доктор.

В этом и заключается ответ на возникший в начале исследования вопрос: Почему из всех игрушек дед сохранил именно деревянную лошадку? Чем она ему памятна и может ли быть интересно нам, детям XXI века, то, что было дорого прадеду?

Благодаря проделанной работе мы решили все поставленные задачи, а именно:

  • узнали, как лошадь стала домашней и почему ее считают другом человека;

  • выяснили, что анималотерапия – это лечение с помощью жиотных, а иппотерапия развивается в нашей республике; иппотерапию (лечение лошадьми) как часть анималотерапии, применяют при лечении широкого спектра заболеваний, а также для повышения эмоционального тонуса;

  • на сегодня иппотерапия в РБ применяется в Центре развития конного туризма, открытого на территории ГУП Ипподром «Акбузат»;

  • посетив конюшню в деревне Уязы-Тау, ипподром «Акбузат» и РЦИ, побеседовав со специалистами, мы на собственном опыте убедились, что даже кратковременное общение с этими животными дает улучшение самочувствия, придает бодрости, повышает тонус и поднимает настроение;

  • обработка ответов опросника дает возможность сделать вывод: лошадей мы любим и хотим с ними общаться. Но цель общения, в основном – развлечение;

  • беседа с семьей Гимаевых показала, что в иппотерапию верят и применяют для лечения конкретных заболеваний даже жители нашего города.

Приходим к выводу, что общение с лошадьми положительно влияет на физическое и психическое состояние человека. Это значит, гипотеза исследования подтверждена полностью. Можем утверждать, что цели исследования мы достигли.

В будущем планируем исследовать влияние на самочувствие других животных, которых можно встретить в нашем регионе.

Литература

  1. Клаттон-Брок Джульетта/Лошадь/ Издательство: Дорлинг Киндерсли, 1997. – 270с.

  2. Перри Вуд/Лошади. Большая энциклопедия/Издательство:АСТ, 2013. – 224с.

  3. Симонов Л., Мердер И./Лошади/Издательство: АСТ, 2010. – 224с.

  4. Стерри Пол/Лошади/ Издательство: Белфакс, 1994. – 164с.

Интернет-ресурс

  1. Сергеева А./Лошадь как лекарство: верховая езда и иппотерапия.- http://www.7ya.ru/article/Loshad-kak-lekarstvo-verhovaya-ezda-i-ippoterapiya/

  2. Резонтова Н.С./Общение с лошадью. - http://mir-loshadi.ru/obshhenie-s-loshadyu/

Тезаурус

  1. Агрессивность – это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве.

  2. Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

  3. Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.

  4. Действенный – дающий наилучший результат, эффективный.

  5. Непарнокопытные – отряд крупных и очень крупных наземных млекопитающих, для них характерно нечётное число пальцев, образующих копыта.

  6. Реабилитация – комплекс мер по восстановлению здоровья.

  7. Статистика – количественный учет массовых явлений.

  8. Стимулировать – побудительная причина, толчок к действию.

  9. Уникальный – редкий, редкостный, исключительный.

Приложение 1

У прадеда на чердаке

Приложение 2

Конная прогулка на конюшне в Уязы-Тау

Приложение 3

На ипподроме «Акбузат»

Приложение 4

В Республиканском центре иппотерапии

Директор РЦИ Наталья Никитина

В центре 14 лошадей разных пород.

Работа центра в преддверии Нового года

Приложение 5

Опрос «Как много мы знаем о лошадях»

  1. Видел ли ты лошадь вживую? (да/нет)

  2. Какие чувства ты при этом испытал?

(страх/удивление/радость/ничего или что-то другое, напиши)

__________________________________________________

  1. Как ты думаешь, что может дать человеку общение с животными? _______________________________________

С лошадью? _______________________________________

  1. Хотел ли бы ты, чтобы в городе было место, где можно увидеть лошадей, общаться с ними, чему-то учиться? (да/нет)

  2. Стал ли бы ты посещать это место? (да/нет)

  3. Если стал бы, то зачем?

_____________________________________________________

Приложение 5

 

73%

(19чел.)

7%

 

 

31%

69%

 

 

73%

7%

 

Приложение 6

Классный час «Расскажи друзьям»

Приложение 7

В гостях и Даши Гимаевой

28

Просмотров работы: 1574