ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ

Скачкова О.А. 1
1
Лебедева Л.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

«Мы должны развивать в себе сознание

ответственности и приучаться возлагать,

как можно больше на самих себя

и на свою активность».

Н. БЕРДЯЕВ

I. Введение. 1. Актуальность проблемы

Здоровье – одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями [1, с. 3]. За последние годы у 30 – 35 % детей, поступающих в первый класс, уже имеются хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число больных детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата; в четыре раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в три раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта [2, с. 32]. Условия, в которых совершается учебный процесс или трудовая деятельность обучающихся являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 (7) лет до 17 (18) лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма. В нашем 7 «А» классе обучается 15 учеников и только 2 ученика (13%) имеют первую группу здоровья (здоровые), хотя в первом классе первую группу здоровья имели 9 (60%) учеников (Приложение №1).

Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы подробно изучить условия нашего обучения, так как мы проводим в школе большую часть времени суток, около 7-8 часов. Поэтому создание оптимальных условий обучения и труда, которые способствуют благоприятному процесс росту и развитию детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей и снижение заболеваемости на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить мой проект.

2. Цель работы:

Исследовать и оценить санитарно-гигиенические условия школьных кабинетов как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье учащихся.

Задачи:1) изучить литературу о проведении исследований по изучению экологического состояния школьных кабинетов, критерии и нормы оценок исследуемых объектов;2) провести и проанализировать опрос учащихся по оценке эмоционального и визуального восприятия школьных кабинетов;

3) исследовать санитарно-гигиенические условий обучения, учащихся в школьных кабинетах;

6) Определить запыленность воздуха школьных кабинетов;

7) проанализировать экологическое состояние школьных кабинетов;

8) разработать по результатам исследования предложения для улучшения условий обучения учащимся школы.

Гипотеза. Если число здоровых детей в нашем классе уменьшилось с 60 % до 13 % , то можно предположить, что экологическое состояние исследуемых кабинетов не является полностью оптимальным. 3) Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской сош. Объектом данного исследования являются учебные кабинеты, в которых учащиеся нашего класса проводят больше всего учебного времени:литературы, английского языка №1, истории, математики № 2, географии.

При работе над проектом были использованы следующие методики:

1) Теоретическая - изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) Инструментальная - измерение относительной влажности воздуха; определение показателей температуры; определение искусственной освещенности.

3) Санитарная - установление соответствия санитарного состояния исследуемых параметров школьных кабинетов принятым нормам;установление путей устранения обнаруженных недостатков.

4) Визуальная - определение запыленности воздуха в школьных помещениях (с использованием лупы); исследование озелененности школьных кабинетов.

5) Статистическая -анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся шестых и седьмых классов.

4. Практическая значимость исследования. Причинами снижения уровня здоровья может быть наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Но также нужно учитывать влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, так как школьные помещения это мощный фактор, воздействующий на ребенка и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Поэтому исследованиеи оценка экологического состояния школьных кабинетов поможетвыявить благоприятные и неблагоприятные факторы школьных кабинетов, как модели экосистемы и предложить оптимальные рекомендации по улучшению их экологической среды.

II. Основная часть. 1. Обзор литературы. Здоровье школьников и экологическое состояние школьных кабинетов. От экологического состояния среды в школьных кабинетах зависит самочувствие, работоспособность и состояние здоровья детей. Школьные кабинеты это одно из основных учебных помещений школы. В разных кабинетах мы проводим по 6 – 7 часов в день. Что же необходимо знать, чтобы провести экологическое исследование школьных кабинетов? Гигиена труда – раздел гигиены, изучающий трудовую деятельность человека и трудовую с точки зрения ее влияния на организм. На основе такого изучения разрабатываются нормативы и конкретные практические мероприятия, имеющие целью создание благоприятных условий труда человека, направленные на оздоровление условий труда, то есть снижения заболеваемости, смертности, увеличение продолжительности жизни, повышение работоспособности и предупреждения профессиональных заболеваний [3, с. 4-5]. Внедрением в жизнь гигиенических требований занимается санитария (от лат. sanitas – здоровье). Если гигиена является наукой, то санитария – это практическая часть гигиены, занимающаяся разработкой и проведением конкретных мероприятий. В настоящее время проектирование, строительство, реконструкция и деятельность общеобразовательных учреждений проводятся в соответствии с СанПиН 2.4.2. №-178-02 [4].

Экология (от греч. оikos – дом, жилище и logos – учение) – наука, изучающая общие законы существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и со средой их обитания. Изучение общих закономерностей взаимоотношений природы и общества выделяют в особое направление – экология человека, рассматривающее взаимодействие человека с окружающей средой [3, с. 17]. Следовательно, в изучении факторов окружающей среды на здоровье человека гигиена и экология как науки имеют общие цели.

Наш организм приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Поэтому в настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения [5].

Для оценки экологического состояния наших школьных кабинетов мной были взяты следующие параметры:

А. Эмоциональное и визуальное восприятие учащимися школьных кабинетов.

Эмоциональное восприятия любого объекта и уровень экологической комфортности выражает эмоциональное сиюминутное отношение ребенка к этому объекту, возникшее в процессе знакомства с ним. Эмоциональное и физическое состояние ученика зависит от уровня комфортности зрительной среды кабинета, в котором он обучается. Цветовой дизайн школьных кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников [6], так комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения обучающихся. Поэтому грамотно организованная искусственная среда, то есть школьный кабинет должна приближаться к естественной. Цветовое решение интерьера предметного кабинета оказывает влияние на общий уровень освещенности, а, следовательно, и на работоспособность учащихся и учителя. Нужно правильно использовать цвет краски при его использовании, например такие цвета, как розовый, бежевый при окраски боковых стен кабинета создают ощущение тепла и зрительно сужают его пространство (Приложение № 2).

Б. Санитарно-гигиеническое состояние школьных кабинетов:

Воздушно-тепловой режим в школьных кабинетах.

Воздушно - тепловой режим школьного кабинета является одним из важных факторов школьной среды, оказывающей большое влияние на работоспособность и состояние здоровья обучающихся. Находясь в кабинете всего один урок (45 минут) воздух от пребывания учащихся загрязняется (антроповыбросы, химические вещества); повышается его бактериологическая обсемененность; увеличивается число положительно заряженных ионов, угнетающих нервную систему, повышается температура и влажность. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности воздуха и т.д. Высокая работоспособность и хорошее самочувствие учащихся сохраняются при относительной влажности воздуха в кабинете 40-60% и температуре не более +210 в холодных климатических условиях и не более + 180 в умеренных и теплых условиях [1, с. 10]. Необходимо контролировать тепловой комфорт для школьников, которые сидят в первом от окон ряду парт, где в связи с близостью радиаторов отопления, с одной стороны, и охлаждающим влиянием окон, с другой создается неблагоприятный воздушно температурный режим. Чтобы смягчить действие неблагоприятных факторов, следует строго выдерживать расстояние от окна до парт - не менее 0,5 м [6].

В зависимости от диапазона изменений воздушно-теплового режима выделяют: оптимальные параметры и допустимые пределы.

Соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений

Оптимальная вместимость в городских школах не должна превышать 1000 учащихся. При этом наполняемость каждого класса - не более 25 человек.

Площадь классных кабинетов должна быть не менее 60 кв. м, тогда на одного обучающегося будет приходиться около 2,5 кв. м площади при высоте помещения в 3,5 м. Снижение высоты учебных помещений требует увеличения площади на одного учащегося [6]. Поэтому в классных помещениях должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: а) при высоте 3, 5 м на одного учащегося требуется не менее 1,43 м2; б) при высоте 3 м на одного учащегося требуется не менее 1,7 м2; в) при высоте 2.5 м на одного учащегося требуется не менее 2,2 м2 [1, с 12].

Относительная влажность школьных кабинетов.

Атмосферный воздух, который является неотъемлемой частью жизни каждого человека, представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Наряду с температурой и давлением атмосферы воздуха для человека имеет значение и количество в ней водяных паров. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-25 С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50% [7, с.102]. Влажный воздух в классных кабинетах может создать условия для роста плесени и размножения, так называемых пылевых клещей, что может вызывать аллергию у учащихся, склонных к этим заболеваниям, а также стать причиной ревматизма и других болезней. Следовательно, влажность воздуха, существенно влияет на теплообмен организма с окружающей средой и поэтому необходимо соблюдать оптимальные параметры влажности в школьных кабинетах (Приложение № 3).

Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в классных помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др. [8].

Освещенность школьных кабинетов.

Естественная освещенность. Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зрения. В школах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности детей, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения. Естественное освещение определяется нормативами и косвенными показателями[1, с.13-15].

Искусственная освещенность (ИО) может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. Система искусственного освещения должна обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещения класса в соответствии с современными требованиями. Классная доска должна быть оборудована дополнительными светильниками [6].

Озелененность школьных кабинетов.

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. В условиях постоянного роста городов и промышленных центров, когда ребенок в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона, синтетических материалов и вредных химических веществ, загрязняющих окружающую среду, роль живых растений в интерьере школьных помещений особенно важна [9, с.6].

Наиболее важная функции растений - это санитарная и гигиеническая. Поэтому в школьных кабинетах должны быть комнатные растения и их нужно подобрать таким образом, чтобы обеспечить максимальный эстетический и санитарно-гигиенический эффект. Чтобы правильно провести озеленение, нужно правильно подобрать оптимальный видовой состав комнатных растений для определенной категории микроклимата и обеспечить квалифицированный уход за растениями [9, с. 14].

Запыленности воздуха школьных кабинетов Воздух внутри помещений практически всегда более пыльный, чем на улице. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли [10, с. 124]. Степень запыленности воздуха выражают в миллиграммах пыли на 1 м3воздуха. В чистом воздухе содержится меньше 1 мг пыли в 1 м3. При большой запыленности содержание пыли в воздухе достигает сотен и даже тысяч миллиграммов в 1 м3. Естественно, что с увеличением запыленности действие пыли на организм усиливается [11].

За 11 лет обучения в школе мы проводим в помещении приблизительно 88 месяцев, 2640 дней, 15840 часов [11]. Поэтому, для крепкого здоровья и хорошей работоспособности наших обучающихся, необходимо создавать им оптимальные условия при их обучении в образовательных учреждениях.

2. Оценка эмоционального и визуального восприятия школьных кабинетов. Для оценки эмоционального и визуального восприятия школьных кабинетов была составлена анкета (Приложение № 5) и опрошены ученики 6 «А», 6 «Б», 7 «А» и 7 «Б» классов. После обработки результатов получены данные занесла в таблицу № 1.

Таблица № 1.

Эмоциональная и визуальная оценка кабинетов

Название

кабинета

Общее

кол-во

ответов

Количественный анализ в баллах

Общее

кол-во

Рейтинг

привлека-

тельность

удобство

дизайн

озеленение

   

Математика

54

23

30

25

36

114

5

Литература

54

47

28

37

34

146

4

География

54

33

40

38

42

153

3

История

54

48

51

51

41

191

1

Анг. язык

54

47

49

47

41

184

2

Анализ полученных данных показывает, что учащиеся отмечают наибольшую привлекательность кабинетов литературы, английского языка №1,истории; по дизайну лучшими стали кабинеты - истории, английского языка№1. Бесспорным лидером визуальной оценки стал кабинет истории.

3. Санитарно-гигиеническая оценка школьных кабинетов.

А. Определение показателей температуры в школьных кабинетах.Измерения температуры проводились в центре школьных кабинетов на уровне роста детей. Замеры проводила в течении учебной недели и полученный средний результат занесла в таблицу (приложение № 6). Оценка полученных данных: температура воздуха в помещениях образовательных учреждениях оценивалась в соответствии требованиям СанПиНа 2.4.2.1178 – 02 (п. 2.5.6.) [4]. Также при оценке параметров температуры учитывалось время года и климатическая зона (приложение № 6). Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:

- в исследуемых кабинетах нет оптимальных параметров температуры; - исследуемые кабинеты имеют допустимые параметры температуры. Б. определение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных кабинетов.

Определение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений оценивалась в соответствии с

требованиями СанПиНа 2.4.2.1178 – 02 (п. 2.3.1., 2.3.11) [4]. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося [1, с. 12]. Для определения гигиенической нормы вместимости для одного класса определили высоту класса (м), например 3 м и площадь класса (м2), например 50 м2. Затем площадь класса разделили на значение необходимой площади на одного ученика, например: 50:1,7 = 30 человек и сравнили полученный результат со средней наполняемостью класса. Полученные результаты занесла в таблицу № 3.

Таблица № 3

Помещение

Площадь

помещения

2)

Высота

помещения

(м)

Гигиеническая норма

вместимости

помещения (человек)

Кабинет математики № 2

52,9

2,97

31

Кабинет литературы

52,1

2,97

31

Кабинет географии

53,5

2,97

31

Кабинет истории

52,6

2,97

31

Кабинет английского языка № 1

34,2

2,97

20

Полученные данные гигиенической нормы вместимости помещений школы сравнили с численностью учащихся нашего класса (16 человек) и получили следующие результаты:соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости кабинетов соблюдается во всех исследуемых кабинетах.

В. Определение относительной влажности школьных кабинетов.

Определили влажность воздуха с помощью психрометра Августа, который имеет два термометра: «сухой» и «влажный» [12, с. 73]. Измеренные психрометром значения температур перевели по таблице (приложение № 7), прилагаемой к прибору, в значение относительной влажности воздуха и определили, субъективные ощущения человека от параметров влажности воздуха (приложение № 8). Оценка полученных данных проводилась на основе СанПиНа 2.4.2.1178 – 02 (п. 2.5.8.) [4].

Таблица № 4

Помещение

школы

T воздуха

помещения 0С

Относительная

влажность

воздуха, %

Субъективное ощущение

Кабинет литературы

20

52

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет

английского языка № 1

20,7

55

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет истории

21,2

51

Наиболее приятное состояние

Кабинет математики № 2

19,5

55

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет географии

20

59

Хорошее, спокойное состояние

Следовательно, в исследуемых кабинетах нет оптимальных параметров относительной влажности воздуха. Исследуемые кабинеты имеют допустимые параметры относительной влажности воздуха.

Г. Определение искусственной освещенности школьных кабинетов.

Для определения гигиенической нормы искусственной освещенности школьного кабинета узнала удельную энергомощность лам и умножила ее на площадь кабинета [12, с. 68-69]. Полученный расчетный показатель сравнила с фактической искусственной освещённостью (ФИО). Для расчета ФИО подсчитала количество ламп в кабинетах и умножила на мощность лампы. Полученные данные занесла в таблицу № 5.

Таблица № 5

КАБИНЕТ

ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЛАМП В

КАБИНЕТЕ

МАТЕМАТИКА № 2

52.9

12

ЛИТЕРАТУРА

52.1

12

ГЕОГРАФИЯ

53.5

12

ИСТОРИЯ

52.6

12

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

47

12

 

КАБИНЕТ

ИО

( искусственная освещённость)

ГНО

( гигиеническая норма освещённости)

МАТЕМАТИКА 2

864

52.9×25=1322.5

ЛИТЕРАТУРА

864

52.1×25=1302.5

ГЕОГРАФИЯ

864

53.5×25=1337.5

ИСТОРИЯ

864

52.6×25=1315

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

864

47×25=1175

Следовательно, во всех кабинетах искусственная освещённость не соответствует норме. Рекомендуется увеличить мощность каждой лампы до 300Вт. В этом случае фактическая освещённость увеличится до нормативной (гигиенической) освещенности: 300×7 Вт=2100Вт.

Д. Изучение озелененности кабинетов.

В школьных кабинетах должен быть определенный подбор растений, чтобы они улучшали здоровье и работоспособность обучающихся. Поэтому я определяла наличие в школьных кабинетах определенные группы комнатных растений (приложение № 9).

1- растения фитонциды летучие выделения, которых обладают обеззараживающим и повышающим защитные силы организма человека действием, подавляют рост и развитие микрофлоры в закрытых помещениях [13, с. 112-114]. № 2 - растения -очистители воздуха выделяют вещества, которые очищая воздух в помещениях, способствуют повышению работоспособности, преодолению стрессов [13, с. 114]. № 3 - растения, которые поддерживают оптимальную влажность воздуха (около 50 %) в закрытых помещениях [13, с. 111]. № 4 - газоустойчивые растения, которые поглощают многие химические соединения [13, с. 115]. № 5 - растения с ярко выраженными антимикробными, антисептическими и бактерицидными свойствами[13, с. 115]. № 6 -растения, ионизирующие воздух [13, с. 114].

7 - благотворно влияющие на центральную нервную систему [13, с. 116]. Результаты работы занесла в таблицу № 6.

Таблица № 6

Кабинет

ГРУППЫ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

Количество комнатных растений

Кабинет литературы

2 шт.

(№ 5)

2 шт.

(№ 4, № 8)

2 шт.

(№ 4, № 6)

-

2 шт.

(№ 5)

-

2 шт.

(№ 4)

Кабинет англ.

языка № 1

3 шт.

(№ 3, № 5, № 7)

4 шт. (№ 6 – 2 шт.,

№ 7,

№ 8)

3 шт.

(№ 2, № 6-

2 шт.)

1 шт.

(№ 3)

5 шт. (№ 2

№ 3

№ 4,

№ 5, № 6)

2 шт.

(№ 3,

№ 4)

3 шт.

(№ 4, № 2-

2 шт.)

Кабинет истории

1 шт. (№ 1)

-

3 шт.

(№ 6, № 7, № 8)

-

1 шт. (№ 1)

2 шт.

(№ 1, № 4)

1 шт. (№ 1)

Кабинет математики № 2

2 шт.

(№ 2, № 5)

-

4 шт. (№ 1 – 2 шт.,

№ 4,

№ 6)

2 шт.

(№ 1, № 4)

3 шт.

(№ 1, № 3, № 6)

2 шт.

(№ 2, № 4)

2 шт.

(№ 1, № 3)

Кабинет географии

5 шт. (№ 1 – 2 шт.,

№ 4,

№ 5, № 6)

3 шт.

(№ 1, № 3, № 5)

4 шт. (№ 3,

№ 5,

№ 6,

№ 7)

1 шт.

(№ 2)

2 шт.

(№ 1, № 5)

2 шт.

(№ 3, № 4)

2 шт.

(№ 1, № 4)

Следовательно, в школьных кабинетах имеются следующие группы комнатных растений: растения фитонциды содержатся во всех исследуемых кабинетах. Наиболее распространенным растением с фитонцидными свойствами стала фиалка Узамбарская (№ 5); растения, которые, очищают воздух (нет их в кабинете истории и математики). Больше всего этих растений в кабинете английского языка; растения которые поддерживают оптимальную влажность воздуха (содержатся во всех исследуемых кабинетах). Наиболее распространенным растением в исследуемых кабинетах, стал циссус (№ 6); газоустойчивыерастения (нет в кабинете истории и литературы);

растения, которые обладают антимикробными свойствами (есть во всех исследуемых кабинетах). Больше всего этих растений в кабинете английского языка; растения ионизирующие воздух (содержатся во всех исследуемых кабинетах, кроме кабинета литературы). Наиболее распространенным растением стал папоротник (№ 4); растения благотворно влияющие на центральную нервную систему (содержатся во всех исследуемых кабинетах).

Е. Определение запыленности воздуха школьных кабинетов.

В каждом исследуемом школьном помещении было взято 3 пробы перед первыми уроками с помощью липкой прозрачной ленты, которой накрывали

лицевую сторону листьев комнатных растений: проба А – в начале помещения; проба Б – по середине помещения; проба В – в конце помещения [14, с. 56]. .После выполнения работы липкую ленту снимали с листьев и наклеивали на лист белой бумаги с обозначением места взятия пробы. Оценку степени запыленности сделали по 5-балльной шкале [14, с. 56], а результаты работы занесли в таблицу № 7 (приложение № 10). Малая степень запыленности присутствовала в следующих школьных кабинетах:английского языка №1 и географии.

Повышенная степень запыленности была обнаружена в следующих школьных кабинетах: литературы, истории и математики № 2. Незначительная и высокая степень запыленности не была обнаружена в школьных кабинетах.

Следовательно, хорошее качество воздуха имеют лишь 40 % кабинетов из числа исследуемых, а среднее качество воздуха – 60 % кабинетов из числа исследуемых.

III. Заключение. 1) Выводы по результатам проведенного исследования

- кабинеты имеют лишь допустимые параметры температуры (100%), а оптимальных нет;

- соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных кабинетов соблюдается во всех помещениях школы (100 %); - кабинеты имеют лишь допустимые параметры относительной влажности воздуха (100%), а оптимальных нет;

- во всех кабинетах искусственная освещённость не соответствует норме;

- во всех исследуемых кабинетах не правильно подобраны комнатные растения;

- кабинеты имеют малая степень запыленности и повышенную;

- учащиеся отмечают наибольшую привлекательность кабинетов литературы, английского языка №1 и истории; по дизайну лучшими стали кабинеты - истории, английского языка№1. Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что экологическое состояние кабинетов не по всем исследуемым параметрам является оптимальным и это может быть одной из причин снижения здоровья моих одноклассников.2) Предложения по улучшению экологического состояния кабинетов. I. Ознакомить с полученными результатами исследований: педагогический коллектив, сотрудников и рабочих школы; -учащихся и членов школьного кружка «ЭКО-десант». II. Соблюдать санитарно-гигиенические требования в школьных кабинетах.III. Улучшить воздушный режим в школьных помещениях, где в результате проведенных исследований нет оптимальных параметров: - установить выполнение режима проветривания школьных помещений и учет длительности проветривания (Приложение № 10); - контролировать влажную ежедневную и генеральную уборку 1 раз в две недели во всех школьных помещениях и, особенно в помещениях, где производится самообслуживание с помощью учащихся; - усилить контроль за сменной обувью учащихся, не допускать к занятиям без сменной обуви или в грязной сменной обуви. III. Должно быть пересмотрено озеленение школьных кабинетов: - нужно правильно подбирать комнатные растения, лучше всего использовать растения, которые сразу выполняют несколько санитарно-гигиенических или экологических функций.

IV. Ежегодно проводить смотр-конкурс кабинетов.

IV. Библиография

1. Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2002, 48 с. 2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М., 2000, 248 с.

3. Крымская И.Г., Рубан Э.Д. Гигиена и основы экологии человека. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007, 351 с.

4. СанПиН 2.4.2.1178 – 02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.11.02 г. № 44

5. Экологический паспорт школы, http://xreferat.com/112/3418-1ekologicheskiiy-pasport-shkoly-naznachenie-metodika-sostavleniya.html

6. Мониторинг школьных помещений, http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?1619

7. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1990, 192 с. 8. Температура и влажность в классе, http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/temperatura-i-vlazhnost-v-klasse.html

9. Капранова Н.Н. . Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 166. 10. М.В. Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология. 10 - 11 классы. Волгоград: Учитель, 2008, 158 с.

11. Анализ запыленности школьных помещений. https://infourok.ru/proektnoissledovatelskaya-rabota-analiz-zapilyonnosti-shkolnih-pomescheniy-pil-kakа-faktor-nezdorovya-754729.html

12. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Самара: Учебная литература, 2006, 144 с.

13. Джахангиров А.Д., Кузьмищев В.П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983, 329 с.

14. Аверчинкова О.Е. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. М.: Айрис Пресс, 2007, 118 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Состояние здоровья учащихся 7»А» класса МБОУ Софьинской СОШ

Класс

Группы здоровья

I

II

III

1 «А» класс

9 чел.

(60%)

4 чел.

(27%)

2 чел.

(13%)

7 «А» класс

2 чел.

(13%)

9 чел.

(60%)

4 чел.

(27%)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Влияние цвета при его использовании

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Ориентация окон помещений школ

Помещения

Ориентация окон (для умеренной зоны)

оптимальная

допустимая

Классные комнаты

Юг, восток, юго-восток

Не > 25 % на юго-запад и запад

Кабинеты черчения

и рисования

Север, северо-восток,

северо-запад

Любая, кроме юго-востока и юго-запада

Кабинеты биологии

Юг

Юго-восток, юго-запад, восток, запад

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Анкета

эмоциональной и визуальной оценки кабинетов

Дорогой друг! Я и ребята из школьного экологического отряда «ЭКО-десант», убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне и понять, что результаты анкеты для нас ОЧЕНЬ важны!

Название

кабинета

привлекательность

удобство

дизайн

озеленение

Примечание

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

 

Математика №2

                 

Литература

                 

География

                 

История

                 

Английский язык № 1

                 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Полученные показателей температуры в школьных кабинетах

Помещение

школы

T воздуха

наружной

стены, 0С

T воздуха

внутренней

стены, 0С

Перепад

T воздуха

наружной

и внутренней

стен, 0С

T воздуха

посередине

помещения, 0С

Перепад

T воздуха,

0С

0,1 м

от

пола

1 м

от

пола

1,5 м

от

пола

0,1-1 м

1-1,5 м

                 
                 

Кабинет математики №2

22

18

4

22

21

21

1

0

Кабинет истории

27

26

1

29

29

30

0

1

Кабинет литературы

27

29

2

21

21

22

1

5

Кабинет английского языка

19

24

5

21

22

21

1

1

                 
                 
                 
                 

Кабинет географии

28

28

0

29

30

29

1

1

                 
                 
                 

Оптимальные параметры и допустимые пределы температуры для классных комнат в зависимости от времени года для умеренной климатической зоны

Время года

Оптимальные параметры t0С

Допустимые пределы t0С

Зима

18 - 20

17 - 22

Весна

18 - 22

17 - 23

Осень

16 - 22

15 - 22

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Психрометрическая таблица

Показания сухого термометра,

0С

Разность показаний сухого и влажного термометра, 0С

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0

100

81

63

45

28

11

-

-

-

-

-

2

100

84

68

51

35

20

-

-

-

-

-

4

100

85

70

56

42

28

14

-

-

-

-

6

100

86

73

60

47

35

23

10

-

-

-

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

-

-

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

-

12

100

89

78

68

57

48

38

29

20

11

-

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

16

100

90

81

71

62

54

46

37

30

22

15

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

22

100

92

83

76

68

61

54

47

40

34

28

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

30

100

93

86

79

73

67

61

55

50

14

39

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Зависимость субъективных ощущений человека от параметров рабочей среды

T воздуха

помещения 0С

Относительная

влажность воздуха, %

Субъективное ощущение

17 – 20,9

40

Наиболее приятное состояние

50

Хорошее, спокойное состояние

75

Отсутствие неприятных ощущений

85

Усталость подавленное состояние

21 – 23,9

40

Наиболее приятное состояние

75

Хорошее, спокойное состояние

85

Отсутствие неприятных ощущений

90

Усталость подавленное состояние

24 – 29,9

20

Отсутствие неприятных ощущений

65

Неприятные ощущения

80

Потребность в покое

100

Невозможность выполнения тяжелой работы

30

25

Отсутствие неприятных ощущений

 

50

Нормальная работоспособность

 

65

Невозможность выполнения тяжелой работы

 

80

Повышение температуры тела

 

90

Опасность для здоровья человека

Относительная влажность школьных кабинетов.

Помещение

школы

T воздуха

помещения 0С

Относительная

влажность

воздуха, %

Субъективное ощущение

Кабинет литературы

20

52

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет

английского языка № 1

20,7

55

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет истории

21,2

51

Наиболее приятное состояние

Кабинет математики № 2

19,5

55

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет географии

20

59

Хорошее, спокойное состояние

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

ГРУППЫ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Растения фитонциды. В исследуемых школьных помещениях определила растения, которые синтезируют фитонциды: алоэ (№ 1), гипоэстес (№ 2), диффенбахия (№ 3), мирт (№ 4), фиалка Узамбарская (№ 5), эуфорбия (№ 6), агава (№ 7).

растения -очистители воздуха . В исследуемых школьных помещениях определила растения, которые способствуют очищению воздуха:

каланхоэ (№ 1), пеларгония (№ 2), плющ (№ 3), традесканция (№ 4), фикус - каучуконосный и фикус Бенджамина (№ 5), филодендрон (№ 6), хлорофитум

(№ 7), шлюмбергера-«декабрист» (№ 8).

Растения, которые поддерживают оптимальную влажность воздуха. В исследуемых школьных помещениях определила растения, которые, оказывают влияние на влажность воздуха: повышают влажность воздуха: гипоэстес (№ 1), диффенбахия (№ 2), плющ (№ 3), традесканция (№4), хлорофитум (№ 5) , циссус (№ 6), шлюмбергера-«декабрист» (№ 7); понижают влажность воздуха: пеларгония (№ 8).

Газоустойчивые растения. В исследуемых школьных помещениях определила газоустойчивые растения: кливия (№ 1),сциндапсус (№ 2), плющ обыкновенный (№ 3), маранта (№ 4);

Растения с ярко выраженными антимикробными, антисептическими и бактерицидными свойствами. В исследуемых школьных помещениях определила следующие растения: бегония (№ 1), драцена (№ 2), хойя (№ 3),монстера (№ 4), герань (№ 5), спатифиллум (№ 6).

Растения, ионизирующие воздух. В исследуемых школьных помещениях определила следующие растения: толстянка (№ 1),гибискус (№ 2), сингониум (№ 3), папоротник (№ 4).

Благотворно влияющие на центральную нервную систему. В исследуемых школьных помещениях определила следующие растения: бегония (№ 1), монстера (№ 2), маранта (№ 3), герань (№ 4).

Такие комнатные растения, как сциндапсус, маранта, спатифиллум, бегония, монстера и герань сразу выполняют несколько санитарных функций.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Уровень запыленности помещения

Внешнее проявление запыленности

на прозрачной ленте

Степень запыленности

Балл

1

Едва заметное количество пыли

(лента почти прозрачная или прозрачная)

Незначительная

1

2

Заметное количество пыли

(заметны небольшие участки пыли, но не по всему объему ленты)

Малая

2

3

Хорошо заметные количества пыли,

не ухудшающие прозрачность ленты

(заметны участки пыли по всему объему ленты)

Средняя

3

4

Большое количество пыли, ухудшающее прозрачность ленты

Высокая

4

5

Очень большое количество пыли.

Лента непрозрачна

Очень высокая

5

ТАБЛИЦА № 7

Полученные показатели уровни запыленности кабинетов

Помещение

школы

Оценка, баллы

Степень

запыленности

Проба А

Проба Б

Проба В

Кабинет литературы

3

2

3

Средняя

Кабинет англ. языка № 1

3

2

3

Малая

Кабинет истории

3

2

3

Средняя

Кабинет математики № 2

3

3

3

Средняя

Кабинет географии

2

2

1

Малая

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Зависимость длительности проветривания школьных помещений

от температуры наружного воздуха

Температура наружного воздуха 0С

Время проветривания (мин)

в малые перемены

в большие перемены

от + 10 до + 6

4 - 10

25 - 35

от + 5 до 0

3 - 7

20 - 30

от 0 до – 5

2 - 5

15 - 25

от –5 до – 10

1 - 3

10 - 15

ниже – 10

1 – 1,5

5 - 10

До начала уроков и после их окончания нужно проводить сквозное проветривание учебных помещений (одновременно открыты фрамуги и дверь), которое в 5 – 10 раз эффективнее по сравнению с обычным. Сквозное проветривание проводиться только в отсутствие детей.

27

Просмотров работы: 3238