ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОФЬИНСКОЙ СОШ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОФЬИНСКОЙ СОШ

Турлак К.И. 1
1
Лебедева Л.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

«Стабильность - признак мастерства цикличность - свойство жизни»

  1. Введение. 1. Актуальность проблемы.

Почему одним школьникам учеба дается легко, а другие не могут учиться на «хорошо» и «отлично»? Как хорошо учиться в школе, а потом и в вузе? Оказывается, не все зависит только от способностей [1]. В наше время учащиеся очень сильно загружены новой информацией: занятия в школе, просмотр телевизионных передач, общение со сверстниками и, конечно же, интернет. Поэтому в течение дня мы испытываем на себе значительную нагрузку: психологическую, эмоциональную и физическую. У большинства учащихся на уроках наблюдается снижение внимания и уровня усвоения новых знаний, что сказывается на их успеваемости. Особенно это чувствуется, когда учащимся предстоит сдавать выпускные экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Чтобы исправить оценки или подготовиться к очередной контрольной работе, учащиеся приходится долго сидеть за уроками, причем за счет часов, которые им необходимы для полноценного ночного сна. Это и приводит к большой утомляемости подростков и снижает их мозговую активность и внимание. Чтобы организм не переутомлялся нужно правильно сочетать время бодрствования и сна. Для решения этой проблемы подростку необходимо правильно распределять время и силы в течение дня, то есть соблюдать режим дня. А чтобы правильно составить свой режим дня нужно знать свои биоритмы, которым подчиняется наш организм. Если мы будем знать свои биоритмы, то сможем грамотно использовать возможности и привычки своего организма. Нельзя заставить себя делать уроки, когда тело расположено к механической работе, или общаться с друзьями, если и вы, и окружающие замкнуты и недружелюбны. Пренебрежение своими биологическими часами оборачивается перерасходом энергии и досадными результатами. Высокая работоспособность возможно только в том случае, если жизненный ритм человека правильно согласуется со свойственными организму естественными ритмами. Чем точнее совпадает начало учебной деятельности с подъемом важных жизненных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.

Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что представляя себе общие принципы биоактивности, ученики получат примерный план действий, как повысить свою умственную работоспособность, стать более успешными и выражение «всему своё время» станет для них не общей фразой, а руководством к действию - успешному действию!

2) Цель работы:изучение влияние биологических ритмов на умственную работоспособность учащихся.

Задачи:

1) изучить литературу о влияниибиоритмов на работоспособность учащихся;

2) определить хронобиологические типы учащихся 9 и 11 класса;

3) изучить режим дня учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа;

4) проанализировать соответствие хронотипов учащихся с их режимом дня;

5) составить и ознакомить учащихся, педагогов и родителей с рекомендациями и советами о составлении и соблюдении режима дня подростками с учетом их хронотипа.

Гипотеза

Не все учащиеся 9-го и 11-го класса соблюдают режим дня с учетом своего хронотипа, что объясняет их быструю утомляемость и низкую умственную работоспособность.

3) Материал и методика

Объектом данного исследования является влияние биоритмов на умственную работоспособность подростков. Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской СОШ; исследование было проведено с учащимися 9-го и 11-го класса.

При работе над проектом были использованы следующие методики:

  • Теоретическая

- изучение специальной литературы по данной проблеме.

  • Статистическая

- анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся 9-го и 1-го 11 классов.

4) Практическая значимость:самочувствие и работоспособность человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.Поэтому сегодня очень важно, чтобы дети и подростки знали, как влияют индивидуальные биоритмы и режим дня на их умственную работоспособность.

II. Основная часть. 1. Обзор литературы. Биологические ритмы и здоровье человека.

У всего живого на Земля есть периоды подъема (активизация) и спада (сна, упадка сил). Они чередуются в строго определенном порядке и полностью согласуются с ритмами Космоса. Эти периоды называются биологическими ритмами [2, с. 228]. Наука, изучающая биоритмы человека называется биоритмология и считается одна из самых современных наук. Биоритмы происходят на различных уровнях живого – от молекулярного и клеточного, включая целостный организм, до популяции и даже экосистемы. В течение миллионов лет эволюции у всех живых организмах выработалась определенная способность жить в соответствии с ритмами окружающего мира. В организмах развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, так называемые биологические часы [3, с. 173]. У человека в отличие от жизнедеятельности животных деятельность организма обусловлена не только биоритмами, но и социальными условиями. Более 300 процессов, протекающих в наших организмах, подчинены суточному ритму. Суточный биоритм – это закономерная смена таких функциональных состояний человека, как бодрствование, умственная, физическая активность и покой, то есть все функции организма закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями. Биоритмы образуются не все сразу, однако ребенок рождается, уже имея околосуточные и годовые, а затем постепенно начинают формироваться и другие ритмы, например, недельные. Эти ритмы постепенно формируются под влиянием экологической среды (температура воздуха, освещенность, атмосферное давление), а также социальных факторов. Повышенная биологическая активность днем сменяется пониженной ночью. Рассмотрим, как изменяется функциональное состояние человека в суточном ритме по «биологическим часам», более подробно [5].

Ранним утром (4-5 часов) наш организм готовится к пробуждению и начинается снижение продукции мелатонина (Приложение № 1). Мелатонин («гормон ночи») - естественный хронобиотик (регулятор биологического ритма). Он вызывает ночное понижение температуры тела, регулирует продолжительность и смену фаз сна. Вырабатывается, по большей части, эпифизом - в тёмное время суток. Содержание мелотанина в крови - циклично. Ночью наблюдается повышение его содержания в крови, с пиками во время самого глубокого сна, с максимумом, примерно, в 2 часа, который в 30 раз больше, чем днём. Снижение мелатонина происходит во время магнитной бури. Зимой, когда световой день короткий - этого гормона вырабатывается больше, чем в летнее время[6]. Также ранним утром повышается температура тела, в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию: нарастает продукция «гормонов активности» - кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина, сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление (АД) и углубляется дыхание. Все эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума. Утром, к 7-8 часам у «сов» происходит выброс в кровь кортизола ( гормона надпочечников), а у «жаворонков» в 4-5 часов, у остальных хронотипов выброс этого гормона происходит около 5-6 часов утра. Благодаря этому уже в 9 часов утра у нас высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память. Поэтому с утра хорошо происходит усвоение новой информации. К 9 - 11 часам у организма повышается иммунитет и до 11 часов утра наш организм в отличной форме. Днем,начиная с 12 часов активность головного мозга снижается, кровь приливает к органам пищеварения. Начинает постепенно снижаться артериальное давление, пульс и мышечный тонус, но температура тела повышается дальше. Поэтому к 12 часам необходимо уменьшить физические нагрузки. С 15 часов хорошо работает долговременная память, поэтому в это время нужно вспоминать и запомнить необходимую информацию. Подъём работоспособности повышается у организма после 16 часов, а высокий уровень интеллектуальной активности наблюдается после 16 – 19 часов. Вечером, после 20 часов психическое состояние организма стабилизируется, улучшается память. После 21 часа повышается иммунитет, температура тела понижается, продолжается обновление клеток. С 20 до 21 часа для нашего здоровья полезна лёгкая физкультура, пешие прогулки на свежем воздухе . А после 21 часа наш организм начинает готовится к ночному отдыху, температура тела понижается. Поэтому в 22 часа мы должны ложится спать. Иммунитет усилен, чтобы охранять организм во время ночного отдыха. Ночью, а именно в первой половине ночи, когда преобладает медленный сон, выделяется максимальное количество соматотропного гормона, который стимулирует процессы клеточного размножения и роста. Поэтому говорят, что во сне мы растем. Происходит регенерация и очищение тканей тела. Если в 2 часа ночи мы еще не спим, то возможно в это время состояние депрессии.С 2 до 4 часов ночи у нас самый глубокий сон. При этом понижена температура тела, уровень кортизола, максимально содержание мелатонина в крови.

Среди общих биоритмов, наиболее интересными для рассмотрения являются те, которые составляют индивидуальный портрет ритмической активности человека, именуемые хронотипом. Хронотип – это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека [7]. Зная свой хронотип, человек может эффективно использовать свои внутренние ресурсы для продуктивной работы и отдыха. Определяют следующие хронотипы человека: «Жаворонки» – подъём с рассветом, а уже в 6–7 утра высокая активность; наиболее продуктивная работоспособность до полудня (6-часовой цикл активности), в 21–22 часа — глубокий и быстро наступающий сон. Пик минимальной активности (сонливость) – обеденное время и к концу дня. Два пика интеллектуальной активности: с 8–9 часов утра и до 12–13 часов дня и второй — более короткий приходится на послеобеденное время — с 16 до 18 часов вечера.

«Голуби» — люди дневного типа. Их циклический ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период наилучшей умственной и физической активности у них отмечается с 10 до 18 часов. Голуби встают чуть позже жаворонков, весь день достаточно активно трудятся, и отходят ко сну около 23 часов.

«Жаворонки-голуби» – это смешанный тип, позволяющий его представителям при необходимости подстраиваться под утренний ритм жаворонков, что удлиняет в целом рабочий день. Однако такой ритм имеет свои временные спады активности. Обычно, это период после 16 часов в летнее время и 17-18 – вечернее.

«Совы» - это люди ночного типа. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им куда тяжелее вставать в ранние, утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. У большинства сов есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) — с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) — с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.

«Голуби-совы» в отличие от сов, не «ночные жители», но вполне могут сохранять трудовую активность допоздна (1-3 ночи), да и с утренним подъёмом у них всё гораздо проще. Правда, при таком режиме, им необходим непродолжительный дневной сон. Наиболее приспособленными к современным условиям жизни, с точки зрения биоритмов, являются «Голуби», «Жаворонки -голуби», «Голуби-совы».

Следовательно, зная свой хронотип, каждый может выбрать для себя наиболее продуктивное время для качественной работы и хорошего отдыха. Независимо от того, к какому типу суточной активности относится данный человек, необходимо помнить следующее: постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования, сна, то есть отсутствие режима дня, приводит к снижению трудоспособности, разбитости, сонливости днем, бессоннице ночью и другим неприятным явлениям и заболеваниям [3, с. 174]. Установлено, что для большинства людей имеются два пика максимальной работоспособности в течении суток: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов, когда при минимальной затрате сил можно выполнить наибольшую работу.

Правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни [4, с. 57]. Он определяется рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха, а также способствует длительному сохранению работоспособности в течение дня. В условиях возрастания темпа жизни ускоряются темпы «износа» знаний, «стареет» множество профессий. Быстрое развитие науки требует от нас систематического обучения в течение всей жизни, затрат времени и ресурсов здоровья на непрерывное образование. Поэтому современный стиль жизни предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью. При этом повышается риск биосоциальной аритмии, то есть рассогласованности биологических и социальных ритмов жизни человека, что является источником недомоганий и болезней. Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям от нормы его здоровья. Соблюдение правильно организованного режима дня с раннего возраста создает условия не только для формирования хорошего физического и психического здоровья ребенка, но и вырабатывается полезный поведенческий стереотип, то есть привычка соблюдать определенный режим труда и отдыха (Приложение №2) [4, с. 59]. Поэтому соблюдение режима дня, согласованное со своим биоритмом это важнейшее правило поведения, сберегающее нам здоровье.

Вместе с тем генетически запрограммированные биоритмы нашего организма в последние два столетия подвергаются значительной ломке. Социальная среда и социальные ритмы (ночные смены, просмотр ночных телепередач или игра за компьютером) вступают в конфликт с нашими естественными биоритмами, и это часто приводит к заболеваниям человека, а также авариям, связанным с человеческим фактором. При обследовании «сов» выяснилось, что главной причиной их низкой работоспособностью утром является то, что они не планируют свой учебный (рабочий) день и поэтому у них постоянно возникает дефицит времени и им приходится делать уроки поздним вечером и даже ночью. Если подобное повторяется, то подросток привыкает, у него формируется динамический стереотип, то есть цепь условных рефлексов к условиям работы в вечернее время. Когда не удается выспаться, на следующий день приходится «расплачиваться» плохим самочувствием и низкой работоспособностью. Вечерняя и ночная активность «сов» обеспечивается повышенным выбросом гормонов (в 1,5 раза больше, чем у «жаворонков»), что нарушает обмен веществ. Поэтому у «сов» часто могут отмечаться нервные заболевания, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония.

В основе учебной и трудовой деятельности детей лежит врожденная познавательная биологическая (ориентировочный рефлекс), а позже социальная потребность. Активная умственная работоспособность основывается на выраженной познавательной потребности ребенка и обеспечивается ритмической сменой физиологических функций, которая является врожденной. Динамика круглосуточных (циркадных), недельных и годовых ритмов обусловлена не только врожденными механизмами человека, но и выработанным в течение жизни суточным стереотипом [3, с. 174]. Цикличность свойственна всем живым организмам и объясняется это тем, что ни одни процессы не могут длиться бесконечно, обязательно должен следовать перерыв, во время которого происходит отдых, восстановление и накопление сил. Для каждого живого организма чередование периодов минимума и максимума гораздо эффективнее и экономнее, чем длительное поддержание функций на среднем уровне интенсивности. Это очень важный момент, поскольку высокая жизненная эффективность человека напрямую связана с его биоритмом. Физическая активность должна выпадать на периоды, максимально этому способствующие. Если мы станем напрягаться во время фазы спада активности, ничего хорошего из этого не выйдет. Равно как и попытка спать в период максимума активности. Поэтому врожденная ритмическая активность организма используется при организации режимов труда и отдыха, при составлении расписания учебных занятий.

2. Определение хронобиологического типа учащихся 9 и 11 класса.

Учащимся 9-го и 11-го классов был предложен тест Остберга в модификации С.И. Степановой (Приложение № 3), в котором они ответили на 23 вопроса (Приложение № 4), чтобы выявить к какому хронотипу относиться каждый [8]. Полученные данные занесла в таблицу № 1.

ТАБЛИЦА № 1.

Хронобиологический тип

«Жаворонки»

«Голуби»

«Жаворонки-голуби»

«Совы»

«Голуби-совы»

-

13чел.

(65%)

-

3 чел.

(15%)

4 чел.

(20%)

Анализ полученных данных показывает, что у учащихся выявлены три хронобиологического типа: «Голуби», «Совы» и «Голуби-совы». Среди опрошенных учащихся нет «Жаворонков» и «Жаворонков-голубей». Большинство учащихся (13 чел.) относятся к хронотипу «Голуби».

Считается, что люди именно аритмичного типа, « голуби», наиболее уравновешенны и приспособлены к постоянно меняющимся условиям жизни. Для них подходит общепринятый режим дня, к тому же они могут подстроиться к любому расписанию без вреда для здоровья.

Люди, относящиеся по хронотипу к «совам» являются оптимистами и менее подвержены стрессам, у них сильно выраженный вечерний тип. Но рабочее настроение у них приходит под вечер, а показатели здоровья у них гораздо хуже, чем у «жаворонков». Но ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, так как у них высокие адаптивные способности.

«Голуби-совы» это люди, у которых слабо выраженный вечерний тип, но они вполне могут сохранять свою трудовую активность допоздна (1-3 ночи), а работоспособность у них приходит ближе к 12 часам дня и до 19 часов вечера. Для них предпочтительнее или продуктивнее полуночный ритм. Правда, при таком режиме, им необходим непродолжительный дневной сон.

3. Определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.

Для выяснения умственной работоспособности учащихся была использована методика В. Некрасова [9]. Задачей учащихся было найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру (Приложение № 5). Время выполнения задания засекалось секундомером. Исследование проводилось в течение 3 дней: понедельник, среда и пятница, в начале первого и после последнего урока (Приложение № 6). Полученные средние результаты исследования занесла в таблицу № 2.

ТАБЛИЦА № 2.

Работоспособность/

Время

Хронобиологический тип

«Голуби»

«Совы»

«Голуби-совы»

08.25

15.05

08.25

15.05

08.25

15.05

Высокая

5 чел.

9 чел

2 чел.

3 чел.

-

3 чел.

Хорошая

3 чел.

4 чел.

1 чел.

1 чел.

-

-

Средняя

5 чел.

-

1 чел.

-

2 чел.

-

Пониженная

-

-

-

-

1 чел.

-

Очень низкая

-

-

-

-

-

 

Анализ полученных данных показывает, что у пяти учащихся с хронобиологическим типом «Голуби» (38,5%) уровень работоспособности с первого по седьмой уроки не изменился: как был высокий, так и остался. А у остальных 8 учащихся (61,5%) работоспособность изменялась на один - два уровня выше (Приложение № 7).

Следовательно,можно сделать вывод, что около 40% «Голубей» проявляют высокую работоспособность с начала дня, это доказывает то, что у них период наилучшей умственной активности отмечается с 10 до 18 часов.

У всех трех учащихся с хронобиологическим типом «Голуби-Совы» (100% ) уровень работоспособности с первого по седьмой уроки изменился: перед первым уроком был средний (67%) и пониженный уровень (33%), а после седьмого урока стал высокий (100%).

Следовательно,можно сделать вывод, что все наши «Голуби-совы» проявляют высокую работоспособность не с раннего утра, это доказывает то, что у них период наилучшей умственной активности отмечается с 12 часов дня.

У всех четырех учащихся с хронобиологическим типом «Совы» был разный уровень работоспособности: высокий (50%), хороший (25%) и средний (25%). После седьмого урока он увеличился из среднего в высокий (67%) и в хороший (33%).

Следовательно, можно сделать вывод, что «Совы» к середине дня повысили свою умственную работоспособность, хотя первый пик (дневной) их активности наблюдается с 13.00 до 14.00 часов.

4. Изучение режима дня учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.

Для этого было проведено анкетирование учащихся «Опрос занятости учеников в будни/выходные» (Приложение № 8) и полученные средние показатели занесены в таблицу № 3.

ТАБЛИЦА № 3

Вопросы

Ответы

«Совы»

Будни

Выходные

1

Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные?

-

00:00-01:30

01:00-03:00

2

Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные?

-

07:00-08:00

11:00-14:00

3

Когда вы делаете домашнее задание?

16:00-17:00

-

-

4

Когда вам удобней всего делать уроки?

18:30-19:00

-

-

5

Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда?

Раз в неделю, в 18:30, в субботу

-

-

6

Спите ли вы днем/ вечером в будни?

3-4 раза в неделю после школы по 1-2 часу.

-

-

Вопросы

Ответы

«Голуби-совы»

Будни

Выходные

1

Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные?

-

01:00-02:00

23:30-00:00

2

Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные?

-

6:00-7:00

11:00-12:00

3

Когда вы делаете домашнее задание?

19:00-20:00

-

-

4

Когда вам удобней всего делать уроки?

19:00-20:00

-

-

5

Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда?

Иногда делают физические упражнения

-

-

6

Спите ли вы днем/ вечером в будни?

2-3 раза в будни с 17:00-19:00

-

-

Вопросы

Ответы

«Голуби»

Будни

Выходные

1

Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные?

-

22:00-00:00

22:00-23:30

2

Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные?

-

7:00

09:00-10:00

3

Когда вы делаете домашнее задание?

16:00

-

-

4

Когда вам удобней всего делать уроки?

16:00

-

-

5

Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда?

Редко

-

-

6

Спите ли вы днем/ вечером в будни?

Возможно, раз в неделю с 17:00-18:00

-

-

На основе данного опроса, я могу сделать вывод, что хронотипы нарушают свой индивидуальный режим дня из-за вечернего сна, пониженной двигательной активности. Также, я выяснила, что ученики, имеющие хронотипы «Совы» и «Голуби-совы» делают домашние задания в то время, которое не соответствует их хронотипу. Например, «Совы» начинают делать уроки в 16.00 – 17.00, а по их хронотипу лучше им делать уроки с 18.00. Возможно, что эти нарушения режима дня приведут к «сбою» биологический часов подростков и могут снизить их уровень умственной работоспособности.

III. Заключение.

1) Выводы по результатам проведенного исследования.

А. По результатам определения хронобиологического типа учащихся 9-го и 11-го классов я выявила, что больше всего учащихся относиться к хронотипу «Голуби» (65%), хронотип «Голуби-Совы» имеют четыре ученика (20%), а хронотип «Совы» только трое учащихся (15%). Б. При определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа я, получили результаты, которые не полностью соответствуют для их биоритмов. Например, не все « Голуби» проявляют высокую активность днем, а « Голуби-совы» повысили свой уровень работоспособности лишь к середине дня. «Совы» же имеют разный уровень умственной работоспособности в течение дня.

В. По результатам изучение режима дня учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа можно сделать вывод, что учащиеся нарушают свой индивидуальный режим дня из-за вечернего сна, пониженной двигательной активности и выполнения домашние задания в то время, которое не соответствует их хронотипу.

Следовательно, быстрая утомляемость и низкая умственная работоспособность учащихся 9-го и 11-го класса, возможно связана с не соблюдением большинством учащихся индивидуального режима дня с учетом своего хронотипа.

2. Предложения для повышения умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го классовс учетом их хронотипа.

А. Учащимся нужноизменить свой привычный распорядок дня в соответствии со своим хронотипом, чтобы повысить работоспособность на учебных занятиях и улучшить свое эмоциональное состояние. Нужно прислушиваться к своему организму и составлять собственный распорядок дня, а не по общепринятым стандартам. Ведь таким образом природа напоминает нам о том, что каждый из нас — индивидуален!

Б. Учащимся нужно определить свои личные нормы сна, чтобы полностью восстанавливать работоспособность своего организма, утомленного во время периода бодрствования. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка[10, с. 123]. Также необходимо соблюдать гигиену сна:

- всегда проветривать комнату перед сном;

- принимать перед сном водные процедуры;

- вставать и просыпаться нужно в одно и то же время;

- перед сном нельзя употреблять тонизирующие напитки;

- любые физические нагрузки нужно совершать за 4 часа до сна;

- последний прием пище должен быть не позднее, чем за три часа до сна;

- окружающая обстановка должна быть уютной и спокойной. В. Такжеучащимся нужно определить свое личное время для успешного выполнения домашних заданий. Начинать выполнять домашние задания следует с не очень трудного предмета. Задания по наиболее сложным предметам надо делать позднее, а в конце работы переходить к самым легким предметам [11, с. 168]. При переходе от предмета к предмету полезно делать 5-10-минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными паузами, либо работой по дому. Г. Учащимся необходимо регулярно заниматься спортом и делать зарядку по утрам, так как польза от нее велика. После зарядки, организм проснется, и сонливость уйдет надолго. Д. В каждом индивидуальном случае, зная свой ритм труда и отдыха, который соответствует вашему хронотипу , вы можете без вреда для своего здоровья планировать свою деятельность. Е. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственным организму хронотипом. Чем точнее совпадает начало учебной деятельности с подъемом ваших жизненных функций, тем продуктивнее будет учебный труд.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности своих биоритмов и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно.

IV. Библиография

1. Дурасова А.А., Хлопкова А.В. Влияние биоритмов на работоспособность учащихся. http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-bioritmov-na-rabotosposobnost-uchaschihsya.

2. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебник для 7-9 кл. М.: Дом педагогики, 1999, 336 с.

3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: «Академия», 2007, 256 с.

4. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. М.: Вентана-Граф, 2006, 208 с.

5. Хронотипы человека, http://hematologiya.ru/test-na-opredelenie-khronotipa.html.

6. Терминология, http://www.kakras.ru/doc/bioritm-life-cycle.html#melatonin.

7. Биологические ритмы человека, http://www.kakras.ru/doc/bioritm-life-cycle.html. 8. Занько Н. Г. Физиология человека. Методы исследования функций организма: лабораторный практикум / Н. Г. Занько. СПб.: СПбГЛТА, 2003,36 с.

9. Исследовательские работы учащихся по школьной биологии. Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2013 /под редакцией Н.В. Иванова.

10. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М., Изд-во АН СССР, 1952, т. III, кн. I, с. 239.

11. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1994, 192 с.

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Графики циркадианных (время, часы, в течение дня) биоритмов человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Режимные составляющие

Время

5-8 классы

9-11 классы

Пробуждение

7 ч. 00 мин

7 ч. 00 мин

Физические упражнения

7 ч. 10 мин

7 ч. 10 мин

Утренний туалет

7 ч. 20 мин

7 ч. 20 мин

Завтрак

7 ч. 40 мин

7 ч. 40 мин

Занятия в школе

8 ч. 30 мин

8 ч. 30 мин

Обед

14 ч. 30 мин

15 ч. 00 мин

Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе

14 ч. 30 мин

15 ч. 00 мин

Домашние учебные занятия

16 ч. 00 мин

16 ч. 00 мин

Ужин

19 ч. 30 мин

20 ч. 00 мин

Свободное время – занятия по интересам

20 ч. 00 мин

20 ч. 30 мин

Подготовка ко сну

21 ч. 30 мин

22 ч. 00 мин

Сон

22 ч. 00 мин

22 ч. 30 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Определение типа суточного биоритма по тесту Остберга.

С помощь предлагаемого теста определите свой хронобиологический тип. При выполнении задания испытуемым следует придерживаться следующей инструкции:

- прежде чем ответить, добросовестно прочитать каждый вопрос.

- отвечать на все вопросы в заданной последовательности.

- на каждый вопрос отвечать независимо от другого вопроса.

- для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой, отмечайте только один ответ.

- результаты ответов заносите в бланк ответов. Подсчитайте общую сумму баллов за тест и определите свой хронобиологический тип.

Вопрос 1. Когда Вы предпочитает вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами?

- с 5.00 до 6.30 - 5 баллов

- с 7.00 до 7.30 - 4 балла

- с 8.00 до 9.00 - 3 балла

- с 9.30 до 10.30 - 2 балла

- с 11.00 до 11.30 - 1 балл

Вопрос 2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?

- с 20.00 до 21.00 - 5 баллов

- с 21.30 до 22.30 - 4 балла

- с 22.30 до 0.30 - 3 балла

- с 1.00 до 2.00 - 2 балла

- с 2.30 и далее - 1 балл

Вопрос 3. Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время?

- Совсем независим - 4 балла

- Иногда зависим - 3 балла

- В большой степени зависим - 2 балла

- Полностью зависим - 1 балл

Вопрос 4. Как легко Вы встаете утром при обычных условиях?

- Очень тяжело - 1 балл

- Относительно легко - 2 балла

- Сравнительно легко - 3 балла

- Очень легко - 4 балла

Вопрос 5. Что Вы ощущаете утром первые полчаса?

- Большая вялость - 1 балл

- Небольшая вялость - 2 балла

- Относительно деятелен - 3 балла

- Очень деятелен - 4 балла

Вопрос 6. Какой у Вас аппетит утром в первые полчаса?

- Совсем нет аппетита - 1 балл

- Слабый аппетит - 2 балла

- Сравнительно хороший аппетит - 3 балла

- Очень хороший аппетит - 4 балла

Вопрос 7. Как вы себя чувствуете утром в первые полчаса?

- Очень усталым - 1 балл

- Усталость в небольшой степени - 2 балла

- Относительно бодр - 3 балла

- Очень бодр - 4 балла

Вопрос 8. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?

- В обычное время - 4 балла

- Позднее обычного менее чем на 1 час - 3 балла

- На 1 - 2 часа позднее обычного - 2 балла

- Позднее обычного больше чем на 2 часа - 1 балл

Вопрос 9. Вы решили заниматься физкультурой. Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятно для Вас?

- Очень благоприятно - 4 балла

- Это время относительно приемлемо - 3 балла

- Мне будет относительно трудно - 2 балла

- Мне будет очень трудно - 1 балл

Вопрос 10. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать?

- с 20.00 до 21.00 - 5 баллов

- с 21.30 до 22.30 - 4 балла

- с 22.30 до 0.30 - 3 балла

- с 1.00 до 2.00 - 2 балла

- с 2.30 и далее - 1 балл

Вопрос 11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из четырех данных сроков. Вы выберите, если совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?

- с 8.00 до 10.00 - 6 баллов

- с 11.00 до 13.00 - 4 балла

- с 15.00 до 17.00 - 2 балла

- с 19.00 до 21.00 - 0 баллов

Вопрос 12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

- Очень усталый - 5 баллов

- Относительно усталый - 3 балла

- Слегка усталый - 2 балла

- Совсем не усталый - 0 баллов

Вопрос 13. Какие-то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное время. Какой из четырех указанных возможных вариантов будет соответствовать Вашему состоянию?- Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать - 4 балла

- Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать - 3 балла

- Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю - 2 балла

- Я просыпаюсь позднее чем обычно - 1 балл

Вопрос 14. Вам предстоит какая-либо работа ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у Вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?

- Сплю сразу после ночной работы - 1 балл

- Перед ночной работы дремлю, а после нею сплю - 2 балла

- Перед ночной работой сплю, а после нею дремлю - 3 балла

- Полностью высыпаюсь перед ночной работой - 4 балла

Вопрос 15. Вы должны в течение двух часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если в вас полностью свободный график дня и вы можете руководствоваться только личными чувствами?

- 8.00 - 10.00 - 4 балла

- 11.00 - 13.00 - 3 балла

- 15.00 - 17.00 - 2 балла

- 19.00 - 21.00 - 1 балл

Вопрос 16. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Устраивает Вас это время?

- Полностью устраивает. Буду в хорошей форме - 1 балл

- Буду в относительно хорошей форме - 2 балла

- Через некоторое время буду в плохой форме - 3 балла

- Нет, это время меня не устраивает - 4 балла

Вопрос 17. Представьте, что Вы сами можете выбирать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовлетворение?

- с 5.00 до 7.00 - 5 баллов

- с 8.00 до 9.00 - 4 балла

- с 10.00 до 14.00 - 3 балла

- с 15.00 до 17.00 - 2 балла

- с 18.00 до 23.00 или с 24.00 до 4.00 - 1 балл

Вопрос 18. В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»?

- с 5.00 до 7.00 - 5 баллов

- с 8.00 до 9.00 - 4 балла

- с 10.00 до 15.00 - 3 балла

- с 16.00 до 20.00 - 2 балла

- с 21.00 до 23.00 или с 24.00 до 4.00 - 1 балл

Вопрос 19. Иногда говорят «утренний человека» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?

- Четко к утреннему типу – «жаворонок» - 6 баллов

- Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему - 4 балла

- Индифферентный тип – «голубь» - 3 балла

- Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему - 2 балла

- Четко к вечернему типу – «сова» - 0 балла

На все вопросы ответили? Баллы подсчитали? А теперь определяем кто вы:

«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) - 69 баллов

«Жаворонок-голубь» (слабо выраженный утренний тип) - 59 - 68 баллов

«Голубь» (индифферентный тип) - 42 - 58 баллов

«Голубь-сова» (слабо выраженный вечерний тип) - 31 - 41 баллов

«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) - 31 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Результат определения хронобиологического типа учащихся 9 и 11 класса.

Хронотип

Кол-во

баллов

Хронотип

Кол-во

баллов

Хронотип

Кол-во

баллов

«Голуби»

(42-58)

«Голуби-совы»

(31-41)

«Совы»

(0-31)

Книжникова М.

42,5

Неробеева А.

38

Восканян М.

30

Грачева Е.

44

Зорькина К.

37

Голярная С.

29,5

Яцко К.

56

Заец Н.

35

Нефедов А.

25,5

Турлак К.

52,5

Степанов Д.

33,5

   

Орлова Д.

56,5

       

Павлова Е.

56

       

Чуваева Е.

42

       

Ляхова Т.

44

       

Дутов А.

54

       

Боброва Д.

58

       

Попович М.

49

       

Сагайда Е.

45

       

Филатова О.

47

       

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Тест «Определение работоспособности (по В.Н. Некрасову)».

Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер.

Каждому учащемуся предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру». Начало и окончание работы точно фиксируются экспериментатором.

Полученные результаты сравниваем с нормативными по таблице.

Таблица изменения результатов.

Время выполнения задания (с)

Характеристика работоспособности

Быстрее 20 сек

Высокая

21 - 25

Хорошая

26 - 35

Средняя

36 - 40

Пониженная

41 - 50

Очень низкая

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Результаты определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.

Ученик

Хронобиологический тип

«Голуби»

08.25

(перед первым уроком)

15.05

(после седьмого урока)

Книжникова М.

18,3 сек.

15,2 сек.

Грачева Е.

17,0 сек.

13,5 сек.

Яцко К.

29,8 сек.

13,2 сек.

Турлак К.

19,3 сек.

16,5 сек.

Орлова Д.

10,5 сек.

22,6 сек.

Павлова Е.

20,7 сек.

12,5 сек.

Чуваева Е.

17,1 сек.

15,8сек.

Ляхова Т.

26,4 сек.

14,2 сек.

Дутов А.

12,8 сек.

10,4 сек.

Боброва Д.

23,9 сек.

21,0 сек.

Попович М.

25,5 сек.

20,5 сек.

Сагайда Е.

27,1 сек.

23,6 сек.

Филатова О.

32,6 сек.

18,9 сек.

Ученик

Хронобиологический тип

«Голуби-совы»

08.25

(перед первым уроком)

15.05

(после седьмого урока)

Неробеева А.

17,7 сек.

9,6 сек.

Зорькина К.

21,6 сек.

16,5 сек.

Заец Н.

28,6 сек.

20,5 сек.

Степанов Д.

17,8 сек.

8,5 сек.

Ученик

Хронобиологический тип

«Голуби-совы»

08.25

(перед первым уроком)

15.05

(после седьмого урока)

Восканян М.

26,7 сек.

13,0 сек.

Голярная С.

27,5 сек.

16,3 сек.

Нефедов А.

36,5 сек.

19,6 сек.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

« Опрос занятости учеников в будни/выходные».

Анкета № 1

  1. Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные?

  2. Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные?

  3. Когда вы делаете домашнее задание?

  4. Когда вам удобней всего делать уроки?

  5. Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда?

  6. Спите ли вы днем/ вечером в будни?

32

Просмотров работы: 2878