УЛУЧШЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ПОВЫШЕННЫХ УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УЛУЧШЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ПОВЫШЕННЫХ УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК.

Кукушкина В.А. 1Красий А.Н. 2
1МАОУ СОШ № 3, г. Шарыпово, Красноярский край
2МАОУ СОШ № 3. г.Шарыпово, Красноярский край
Смоль М.Г. 1
1МАОУ СОШ № 3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  

  1. ВВЕДЕНИЕ

Наверняка многим приходилось слышать о каком-либо человеке, что он очень темпераментная личность. Но что стоит за этими словами и какие характеристики позволили дать ему подобную оценку? Исследование типов темперамента помогло сделать психологам вывод, что психические процессы человека протекают в определенном ритме, чувства могут выражаться в разной степени и энергичность действий тоже бывает разной.

Кроме того, существуют разные хронотипы человека, и каждый из них характеризуется разной суточной активностью и работоспособностью.

Актуальность. Российские психологи во всем мире пришли к выводу, что уровень интеллектуального развития человека снижается, это связано с совершенствованием различного рода гаджетов.

Однако, если технические достижения, по каким - либо причинам, будут утрачены, для выживания человечества снова станут значимыми его собственные возможности.

Проблема. В современном обществе повышаются требования к знаниям, умениям и способностям человека. Усложняется школьная программа, увеличивается умственная нагрузка учащихся, особенно в период подготовки к экзаменам.

Актуальным становится вопрос о возможности улучшения восприятия и усвоения информации. Несмотря на современные технологии, человек не научился использовать все возможности своего мозга. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

Мы решили исследовать разные хронотипы, виды темперамента, успеваемость, типы восприятия, чтобы выяснить, какие ученики по данным типам более успешны и выдвинули гипотезы:

1.Если изучить виды восприятия, хронотипы и успеваемость учащихся, то можно предположить, что наиболее успешные в учебе аудиалы – голуби – сангвиники.

2.Если провести тренинг по корректировке типа восприятия, то можно повысить показатели кратковременной памяти если провести тренинг по корректировке типа восприятия, то можно повысить показатели кратковременной памяти.

Цель исследования: Повышение показателей кратковременной памяти.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1.Изучить разные источники информации о видах темпераментов, хронотипов и типов восприятия.

2.Провести анкетирование на определение темперамента, типы восприятия и хронотипа учащихся.

3.Изучить успеваемость учащихся 9-х и 10-го классов.

4.Выявить зависимость между хронотипом, типом восприятия, темпераментом и успеваемостью.

5.Провести стартовую диагностику показателей кратковременной памяти в экспериментальной группе.

6.Провести итоговую диагностику.

7.Обработать результаты анкетирования и диагностик.

8.Составить памятку рекомендаций для учащихся по эффективной подготовке к урокам и экзаменам.

Анкетирование проводилось среди учащихся 9-10-х классов, с целью определения хронотипа, темперамента и типа восприятия каждого ученика получения объективной картины об учащихся.

Методы проведенных исследований:

  1. Теоретические методы (работа с информационными источниками, анализ).

  2. Эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).

  3. Визуальные (диаграммы).

  4. Анкетирование (Опросник Г.Айзенка, хронотип, тип восприятия).

В основание работы положены известные знания:

  1. Типы хронотипа (http://sna-kantata.ru/lyudi-sovyi-i-zhavoronki-komu-legche-zhit/)

  2. Виды темперамента (http://www.psylive.ru/?act=printf&gl=7&id=15&mod= articles)

  3. Типы восприятия (http://euroeducation.com.ua/article/40-razlichnaya-topics/91-audial-visual-kinestetik-how-to-determine-the-dominant-type-of-perception.html)

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1.  
    1. Предмет.Объект исследования.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Существуют разные хронотипы человека, и каждый из них характеризуется разной суточной активностью и работоспособностью.

Предмет исследования: показатели кратковременной памяти

Объект исследования: учащиеся СОШ № 3 (9,10-х классов – 82 человека).

В результате анализа разных источников информации мы выяснили, что школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Существуют разные хронотипы человека, и каждый из них характеризуется разной суточной активностью и работоспособностью.

  1.  
    1. Результаты изучения и исследований по типу темперамента.

В начале мы изучили информацию о темпераментах и их видах. Темперамент - тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент тесно связан с врожденными особенностями высшей нервной деятельности человека. Однако стоит помнить, что убеждения, жизненные принципы и мировоззрение к темпераменту не имеют никакого отношения. Психологи разделили виды темперамента на 4 части, однако в чистом виде встречается очень редко. Итак, виды темперамента человека сегодня делятся на холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерик. Человеку с подобным темпераментом свойственно ярко переживать различные состояния и также быстро их забывать. Обычно это выражается во вспыльчивости и тут же следующей за ней быстрой отходчивости. Холерический темперамент характеризует своего обладателя, как очень подвижного и энергичного человека. В жизни холерики очень страстные натуры, чьи переживания всегда глубоки, чувства мгновенно сменяют друг друга, а движения резки и стремительны.[1,8,9].

Сангвиник. Похож на холерика, но если у первого движения отличаются резкостью, то сангвиники совершают их легко и плавно. Людей, обладающих подобным темпераментом, можно назвать поверхностями. Эмоциональные состояния, так быстро сменяющие друг друга, не задерживаются в сознании сангвиника. Поэтому он быстро забывает обиды и привязанности. В целом это жизнерадостный человек, обладающий очень подвижной мимикой, который очень впечатлителен и легко отвлекается на внешние раздражители.[2,8,9,11].

Меланхолик. Такой темперамент можно встретить у людей, обладающих медленным движением психических процессов. Обычно меланхоликом можно назвать человека, у которого чаще всего грустное или мрачное настроение, его движения медлительные и неловкие, он сам нерешителен, замкнут и не общителен. Такие люди очень тяжело переживают жизненные трудности, держат свои чувства глубоко в душе и часто колеблются в принятии решений.[1,8,9,10].

Флегматик. Подобно меланхолику, такой человек прежде всего отличается медлительностью в делах и в собственной речи. Его почти невозможно вывести из себя благодаря ровному и невозмутимому характеру. Прежде чем совершить какое-либо действие, флегматик долго и тщательно его продумает. Поэтому подобные люди крепко держатся за свое рабочее место и сильно призываются к своей работе, с трудом переключаясь на другую.[2].

Далее мы провели анкетирование, используя опросник Г.Айзенка, среди учащихся 9а,б,в и 10с классов, с целью определения типа темперамента учащихся.

Итоги опроса показали, что среди опрошенных больше всего холериков - 48,8%, меньше всего флегматиков - 4,9%, меланхоликов – 19,5%, сангвиников – 26,8%.

  1.  
    1. Результаты изучения и исследований по хронотипам.

При изучении информации о хронотипах, мы выяснили, что 20% людей делятся на «жаворонков» и «сов», остальные же не зависят от таких строгих биоритмов.

Современное учение о хронотипах зародилось в Европе примерно в 1970-х годах. Основная характеристика, которую описывает хронотип, — это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее описанию время.

Жаворонки. Самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать.

Голуби. Промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи.

Совы. Сами пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, пики активности приходятся на вечернее-ночное время, ложатся спать поздно, нередко после полуночи.[1].

Далее, проводили диагностику А.А.Путилова для определения хронотипов среди учащихся 9-х и 10с классов. Ниже приведена итоговая диаграмма по результатам опроса, из них: Жаворонки – 14,5%; Голуби – 60,2%; Совы – 20,5%; Смешанные – 4,8%

9 «А» голуби – 87,5%, совы – 12,5%

9 «Б» жаворонки - 8,3%, голуби -83,4%, совы – 8,3%

9 «В» жаворонки – 41,2%, голуби -47,1%, совы – 11,7%

  1. С» жаворонки - 11,5% , голуби - 30,8% , совы - 42,3 , смешанные - 15,4

  1.  
    1. Результаты изучения и исследований по типам восприятия.

Затем изучалась информация о типах восприятия. По типам восприятия информации различают: аудиалы, кинестетики, дигиталы,

Визуалы: Для визуалов это прежде всего картинка, изображение. Если попросить визуала рассказать о прогулке по парку, то он прежде всего вспомнит цвет осенней листвы, голубизну неба и причудливые очертания старого дерева. Он расскажет, что он видел. А вот холодно было или тепло, пели птицы или нет – для визуала это не так важно.

Аудиалы: Аудиал, наоборот, обратит внимание прежде всего на звуки. Беседа с товарищем, шелест листвы, пение птиц – вот то, что он вспомнит, рассказывая о прогулке.

Кинестетик: Кинестетик воспринимает реальность как ощущение: теплые лучи солнца, мягкий мох, жесткие стебли травы.

Дигитал: Дигитал прежде всего воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений.[3].

На следующем этапе проводилось анкетирование с целью: типов восприятия среди учащихся 9-х и 10-х классов. Итоги в представленной диаграмме показывают, что больше всего из испытуемых это аудиалы – 56,1%, меньше всего визуалы – 7,3%, а , кинестетиков – 17,1% , дигиталов – 19,5%.

9 «А» аудиалы – 68,7% , визуалы – 6,3% , кинестетики – 12,5% , дигиталы – 12,5%

9 «Б» аудиалы – 62,5% , визуалы – 12,5% , кинестетики – 8,3% , дигиталы – 16,7%

9 «В» аудиалы – 47,1% , визуалы – 5,9% , кинестетики – 11,7%, дигиталы – 35,3%

10 «С» аудиалы – 48% , визуалы – 4% , кинестетики – 32% , дигиталы – 16%

  1.  
    1. Анализ успеваемости. Общие результаты по первой гипотезе.

И в конце проверки первой гипотезы, изучалась успеваемость учащихся 9а,б,в и 10с классов по итогам четверти. Далее приводится итоговая диаграмма. Общие результаты: «5» - 6% , «4» - 20,2% , «3» - 73,8%.

9 «А» «4» - 43,7% , «3» - 56,3% 9 «Б» «5» - 12,5% , «4» - 16,7% , «3» - 70,8%

9 «В» «4» - 15,8% , «3» - 84,2% 10 «С» «5» - 8% , «4» - 12% , «3» - 80%

На следующем этапе составлялись общие диаграммы по типам восприятия и хронотипам, затем по темпераментам и успеваемости и сводные.

Результаты:(Приложение №1)Наиболее успешны в учёбе(обучение на «4»и «5»):

Хронотип – голуби(15 чел-18%),жаворонки(8чел-10%)

Темперамент-меланхолик(10чел-12%),сангвиник(4чел-5%)

Тип восприятия-дигитал и аудиал( по 11чел-13%),визуал(1чел-1%).

Выводы: Если изучить виды восприятия, хронотипы и успеваемость учащихся, то можно предположить, что наиболее успешные в учебе аудиалы – голуби – сангвиники, подтвердилась частично: по хронотипу и типу восприятия подтвердилась, а по темпераменту опровергнута. Результаты приведены в диаграммах:

  1.  
    1. Результаты работа с экспериментальной группой.

Экспериментальная часть: Для проверки второй гипотезы была создана экспериментальная группа (10 человек- сборная из трех 9-х классов).

Следующим экспериментальным этапом работы явилось выявление стартовых показателей кратковременной памяти участников эксперимента.

Объект исследования: учащиеся 9-го класса(10 человек).

Предмет исследования: показатели умственных способностей (кратковременной памяти) подростков в экспериментальной группе.

Для изучения показателей кратковременной памяти подростков использовались:

- успеваемость по предметам;

- психологическое тестирование памяти.

Результаты исследования показали, что у 75% обследованных подростков средний уровень развития познавательных процессов.

Средние показатели слуховой памяти - 57%, зрительной - 64%.

С экспериментальной группой были проведены следующие мероприятия:

- рекомендации в виде памятки (Приложение №2).

- обучающий семинар по формированию навыков выполнения упражнений и условий памятки;

- итоговая диагностика для выявления динамики развития интеллектуальной сферы участников эксперимента

Результаты: высокий и средний уровни развития слуховой памяти до начала эксперимента составили 57%, а к концу эксперимента – 64%; зрительной памяти с 64% до 77%. (Приложение №8).

Выводы: исследование показало, что динамика развития познавательных процессов у участников экспериментальной группы повысилась: слуховой памяти на 7%, зрительной памяти на 13%, по сравнению со стартовой диагностикой.

Результаты стартовой и итоговой диагностик.

Ф.И

 

Задание 1

(Зрительная память)

Задание 2

(Зрительная память)

Задание 3 (Память на слух 1),2) )

Задание 4

(зрительная память)

Задание 5 (Зрительная память)

   

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1.

Меланхолик-Голубь-Аудиал

89%

100%

75%

100%

93%,29%

79%,29%

25%

50%

15%

25%

2.

Флегматик-Голубь-Аудиал

22%

45%

88%

91%

79%,64%

84%,71%

15%

20%

10%

15%

3.

Холерик-Сова-Аудиал

89%

100%

88%

100%

57%,14%

64%,43%

35%

45%

20%

30%

4.

Сангвиник-Голубь-Аудиал

100%

100%

75%

90%

100%,43%

100%,50%

40%

43%

35%

45%

5.

Меланхолик-Голубь-Дигитал

100%

100%

88%

88%

71%,50%

71%,51%

30%

30%

10%

10%

6.

Холерик-Сова-Визуал

78%

82%

100%

100%

43%,14%

65%,29%

20%

27%

15%

25%

7.

Холерик-Голубь-Аудиал

89%

93%

88%

94%

100%,71%

100%,92%

20%

22%

10%

15%

8.

Меланхолик-Голубь-Дигитал

100%

100%

88%

100%

64%,14%

93%,86%

25%

35%

20%

30%

9.

Сангвиник-Жаворонок-Дигитал

89%

100%

63%

100%

93%,57%

86%,57%

10%

35%

15%

10%

10.

Холерик-Голубь-Дигитал

89%

100%

100%

100%

64%,36%

64%,50%

10%

35%

25%

25%

Общие выводы эксперимента: соблюдение специальных условий жизнедеятельности и выполнение специальных упражнений увеличивает динамику развития интеллектуальных способностей подростков, улучшает качество усвоения учебного материала.

Выдвинутая гипотеза о том, если провести тренинг по корректировке типа восприятия, то можно повысить показатели кратковременной памяти, полностью подтверждена.

Практическая значимость: Нами составлены, подобраны:

Рекомендации по разным хронотипам(Приложение №4)

Рекомендации по разным типам темперамента(Приложение №5)

Рекомендации по режиму дня(Приложение №6)

Рекомендации педагогам для более эффективного проведения учебных занятий в школе. (Приложение №7).

Комплекс тренинговых упражнений для разных типов восприятия(Приложение №8) выпускникам 9-11классов в период больших умственных нагрузок (выпускные экзамены, зачетные недели), а также желающим, повысить качество воспринимаемой и обрабатываемой головным мозгом информации.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были изучены разные источники информации, что позволило нам узнать о разных видах темперамента, хронотипах и типов восприятия.

Для определения типов темперамента, хронотипов и типов восприятия проводились диагностики среди учащихся 9-10 классов. Итоги опроса показали, что среди опрошенных больше всего холериков - 48,8%, меньше всего флегматиков - 4,9%, меланхоликов – 19,5%, сангвиников – 26,8%. Жаворонки – 14,5%; Голуби – 60,2%; Совы – 20,5%; Смешанные – 4,8% - хронотипы.

На следующем этапе проводилось анкетирование с целью: типов восприятия среди учащихся 9-х и 10-х классов. Итоги показывают, что больше всего из испытуемых это аудиалы – 56,1%, меньше всего визуалы – 7,3%, а кинестетиков – 17,1% , дигиталов – 19,5%.

Наиболее успешны в учёбе(обучение на «4»и «5»):

Хронотип – голуби(15 чел-18%),жаворонки(8чел-10%)

Темперамент-меланхолик(10чел-12%),сангвиник(4чел-5%)

Тип восприятия-дигитал и аудиал( по 11чел-13%),визуал(1чел-1%).

Выводы:

Гипотеза №1:Если изучить виды восприятия, хронотипы и успеваемость учащихся, то можно предположить, что наиболее успешные в учебе аудиалы – голуби – сангвиники, подтвердилась частично: по хронотипу и типу восприятия подтвердилась, а по темпераменту опровергнута.

Для проверки второй гипотезы была создана экспериментальная группа (10 человек- сборная из трех 9-х классов).

Результаты исследования показали, что у 75% обследованных подростков средний уровень развития познавательных процессов.

Результаты: высокий и средний уровни развития слуховой памяти до начала эксперимента составили 57%, а к концу эксперимента – 64%; зрительной памяти с 64% до 77%.

Выводы: исследование показало, что динамика развития познавательных процессов у участников экспериментальной группы повысилась: слуховой памяти на 7%, зрительной памяти на 13%, по сравнению со стартовой диагностикой.

Общие выводы эксперимента: соблюдение специальных условий жизнедеятельности и выполнение специальных упражнений увеличивает динамику развития интеллектуальных способностей подростков, улучшает качество усвоения учебного материала.

Выдвинутая гипотеза о том, если провести тренинг по корректировке типа восприятия, то можно повысить показатели кратковременной памяти, полностью подтверждена.

Желающим, повысить качество воспринимаемой и обрабатываемой головным мозгом информации нами составлен комплекс тренинговых упражнений для разных типов восприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Подробная информация о хронотипах (http://sna-kantata.ru/lyudi-sovyi-i-zhavoronki-komu-legche-zhit/ )

  2. А.А.Путилова. «Совы», «Жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер».

  3. Тесты на определение хронотипов (http://www.timesaver.ru/articles/a1673.php)

  4. Влияние биоритмов на трудоспособность человека (http://biofile.ru/bio/4169.html)

  5. Биоритмы и хронотипы человека Колеша Сергей Владимирович Психолог, Информотерапевт — г. Житомир (Украина), г. Киев (http://www.b17.ru/article/bioritmy-i-xronotipy-cheloveka/)

  6. «Совы», «жаворонки» и «голуби» Анкета Остберга (сокращенная) (http://www.e-reading.by/chapter.php/5674/4/Berezhkova_-_Kak_izbavit%27sya_ot_bessonnicy.html)

  7. «Совы»,»Жаворонки» и «Голуби»(http://o-psihologii.info/lichnoe/37-sovy-zhavoronki-i-golubi.html )

  8. Ритмы жизни. В какое время лучше, чем заниматься(http://www.alegri.ru/zapisnaja-knizhka/ritmy-zhizni-v-kakoe-vremja-luchshe-chem-zanimatsja.html )

  9. Биоритмы и хронотипы. Совы, жаворонки, голуби(http://snotvornoe.ru/sleep/biorhythms/about/%E2%80%8E)

  10. Виды темперамента человека(http://womanadvice.ru/vidy-temperamenta-cheloveka)

  11. КИНЕСТЕТИКИ - ЭТО... ВИЗУАЛЫ, АУДИАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ: ХАРАКТЕРИСТИКА(http://www.syl.ru/article/181155/new_kinestetiki---eto-vizualyi-audialyi-kinestetiki-harakteristika)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

№ класса

Темперамент

Хронотип

Успеваемость

Тип восприятия

9 «Б»

       

1

1.Экстраверсия (значительная)

2.Эмоциональная устойчивость(высокая),(Холерик)

Голубь

4

Аудиал

2

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Голубь

4

Аудиал

3

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость(высокая),(Сангвиник)

Сова

3

Аудиал

4

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

5

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

6

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

7

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

3

Кинестетик

8

1.Экстраверсия(умеренная)

2.Эмоциональная устойчивость(высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

9

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Голубь

5

Аудиал

10

1.Интроверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Меланхолик)

Голубь

3

Кинестетик

11

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

12

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (очень высокая), (Меланхолик)

Голубь

3

Аудиал

13

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

14

1.Интроверсия(умеренная)

2.Эмоциональная неустойчивость(высокая),(Меланхолик)

Голубь

5

Дигитал

15

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

16

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (оченьвысокая),(Меланхолик)

Голубь

4

Дигитал

17

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

5

Аудиал

18

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость(высокая),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

19

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Визуал

20

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Флегматик)

Жаворонок

4

Дигитал

21

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Сова

3

Визуал

22

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость(высокая),(Холерик)

Жаворонок

3

Аудиал

23

1.Интроверсия(значительная)

2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Голубь

3

Визуал

24

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость(высокая),(Холерик)

Голубь

3

Дигитал

 

Темперамент

Хронотип

Успеваемость

Тип восприятия

9 «В»

       

25

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

3

Дигитал

26

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Жаворонок

3

Дигитал

27

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональнаяустойчивость(высокая),(Сангвиник)

Жаворонок

3

Дигитал

28

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

4

Дигитал

29

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Жаворонок

4

Аудиал

30

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

31

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Сова

3

Визуал

32

1.Экстраверсия(умеренная)

2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Кинестетик

33

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Холерик)

Жаворонок

3

Аудиал

34

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Жаворонок

3

Аудиал

35

1.Экстраверсия(значительная)

2.Эмоциональная неустойчивость(высокая),(Холерик)

Жаворонок

4

Дигитал

36

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

37

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Сова

3

Кинестетик

38

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

39

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость(очень высокая),(Меланхолик)

Голубь

3

Дигитал

40

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

41

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(сангвиник)

Жаворонок

3

Аудиал

 

Темперамент

Хронотип

Успеваемость

Тип восприятия

9 «А»

       

42

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

43

1.Интроверсия(значительная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Меланхолик)

Голубь

3

Аудиал

44

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Аудиал

45

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

4

Дигитал

46

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Сова

4

Аудиал

47

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

4

Аудиал

48

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Голубь

3

Кинестетик

49

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость(средняя),(Холерик)

Голубь

4

Аудиал

50

1Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Голубь

4

Аудиал

51

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Дигитал

52

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Голубь

3

Кинестетик

53

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Флегматик)

Голубь

3

Аудиал

54

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Сова

3

Аудиал

55

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

56

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Голубь

4

Визуал

57

1.Интроверсия(значительная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Меланхолик)

Голубь

4

Аудиал

58

1.Интроверсия(значительная),2.Эмоциональная устойсивость(высокая),(Флегматик)

Голубь

3

Аудиал

 

Темперамент

Хронотип

Успеваемость

Тип восприятия

10«С»

       

59

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Сова

3

Кинестетик

60

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

3

Кинестетик

61

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Сова

4

Аудиал

62

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Сова-голубь

3

Аудиал

63

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Меланхолик)

Сова

3

Аудиал

64

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

65

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Жаворонок

3

Кинестетик

66

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Голубь

3

Аудиал

67

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Сова-голубь

3

Визуал

68

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

69

1.Интроверсия (значительная),

2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Флегматик)

Жаворонок-голубь

3

Кинестетик

70

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Сова

3

Аудиал

71

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Сова

3

Дигитал

72

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Холерик)

Голубь

3

Аудиал

73

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Голубь

3

Дигитал

74

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Холерик)

Жаворонок

3

Дигитал

75

1.Экстраверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость(средняя),(Холерик)

Сова

3

Аудиал

76

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Сова

3

Кинестетик

77

1.Экстраверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (очень высокая),(Холерик)

Сова

3

Кинестетик

78

1.Интроверсия(умеренная),2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Жаворонок-голубь

4

Дигитал

79

1.Экстраверсия (умеренная)

2.Эмоциональная устойчивость (средняя),(Сангвиник)

Голубь

4

Аудиал

80

1.Интроверсия(значительная),2.Эмоциональная устойчивость (высокая),(Флегматик)

Сова

3

Аудиал

81

1.Экстраверсия (значительная)

2.Эмоционлаьная устойчивость (высокая),(Сангвиник)

Сова

3

Аудиал

82

1.Интроверсия (умеренная)

2.Эмоциональная неустойчивость (высокая),(Меланхолик)

Сова

5

Кинестетик

83

1.Экстраверсия (умеренная),

2.Эмоциональная устойчивость(средняя),(Сангвиник)

Голубь

5

Кинестетик

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Рекомендации по корректировке (для экспериментальной группы)

Визуалы – люди,воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы- те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дигиталы - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Очень редко встречается.

Визуалу необходимо хорошо представить знакомый предмет во всех красках; аудизировать , т.е. рассказывая вслух, менять при этом ритм и интонацию; кинестезировать – т.е. представляя предмет, ясно ощущать его вкус, запах, текстуру.

Кинестетику, лучше всего начать работу с будущим творением через написание или "воздушные скульптуры". Затем на визуаальный – нарисовать. Потом на аудиальный – рассказать вслух (с интонациями).

Аудиалу, вначале лучше "наговорить" знакомый образ, "напеть". Затем перевести в другие типы восприятия.

Конкретно для тренировки полушарий.Логическое полушарие – это аудиальное восприятие и наполовину визуальное. Артистическое полушарие – это кинестетическое восприятие и наполовину визуальное.

1. Для развития визуального восприятия.Необходимо научиться представлять различные предметы во всех подробностях, т.е. развить визуально-пространственное представление: форма, цвет, определяющие черты.

Используются упражнения:1. Задаются вопросы себе, включающие визуальную память:

  • Какого цвета волосы у Мальвины? Какого цвета ваша входная дверь? Как расположены полоски на теле у тигра?

  • Сколько этажей в доме, в котором вы живете? У кого из ваших друзей самые короткие волосы?

2. Предлагаются темы на визуализацию образов:

  • Как бы выглядела ваша комната с зелеными в цветочек обоями? Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.

  • Как бы вы произнесли по буквам свое имя, начиная с конца?

  • Если географическую карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток.

Упражнение «Впервые вижу».Нужно взять любой предмет (какую-нибудь ручку, тетрадку и т.д.) Главное, чтобы участник смотрел на предмет так, как будто видит его впервые. Нужно хорошо рассмотреть форму, цвет, особенности и детали. Потом, прикрыв предмет, рассказать о нем все, что запомнилось, привлекло внимание. После этого вновь посмотреть на предмет, проверяя и сравнивая свой рассказ с характеристикой реального предмета.

Упражнение «На улице». Упражняться в мгновенном фотографировании особенно хорошо на улице. Надо приглядеться к лицу незнакомого человека в транспорте, в очереди и т.д. Отвести взгляд и восстановить изображение в памяти. Так же надо "фотографировать" афиши, витрины, дома и т.д.

2. Для развития аудиального восприятия. Необходимо выполнять задания, улучшающие остроту и качество слуха.

Используются упражнения:

1. Задаются вопросы, включающие аудиальную память:- Какая получится сила звука, если десять человек крикнут одновременно? - Как будет звучать ваш голос под водой?- Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раза быстрее.- На что будет похож вопль гиены в сарае из железа? - Как будет звучать электропила в сарае из железа?

2. Задаются вопросы, включающие аудиальное воспоминание:- Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?- Можете ли вы услышать мелодию вашего мобильника? - Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя?- Какая дверь в вашем доме скрипит громче других? - Как звучит сирена "Скорой помощи"?

Упражнение «Я слышу».Вслушаться и запомнить звуки улицы, коридора. Потом рассказать услышанное всем участникам.

Упражнение «Самый-самый звук».Вслушаться в окружающие звуки и выделить самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий, самый приятный и самый неприятный.

3. Для развития кинестетического восприятия.Здесь типичны задания на определение тактильных ощущений, вкуса, запахов: мягко, твердо, сухо, сыро, кислый, сладкий, бензин, запах, щипы розы, с постепенным переходом на кинестетические образы, включая запах и вкус.

Используются упражнения:

1.Задаются вопросы себе, включающие кинестетическую память:- Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки? - На что это похоже – опускать свои ноги в холодную воду?- Какие ощущения испытаешь, натянув шерстяной свитер на голое тело? - Какая рука сейчас теплее: правая или левая?- Насколько приятно было бы вам устроиться в ванной с холодной водой?- Как вы себя чувствуете после вкусного обеда? - Вспомните запах вашего любимого парфюма.- Что вы чувствуете после того, как хлебнули ложку пересоленного супа?

2. Предлагаются вопросы, включающие конкретно тактильну память:- Какие ощущения у вас при соприкосновении с деревом? - Что можно ощутить под воздействием снега?- Возьмите на руки цыпленка. Что почувствовали? - В темной мастерской необходимо найти наждачную бумагу. Как?- "В лесу родилась елочка…", – ваши ощущения.3. Проводятся упражнения для развития осязательного воображения:- Опишите осязательные ощущения: покалывания, мягкой ваты, нежного пуха, шелка и т.д.- Представьте радугу. Рассказать и записать ощущения.Упражнение "Мои руки чувствуют".

  •  
    1. Определить ладонью, держа ее на расстоянии 10 сантиметров, где пустой коробок, а где – со спичками.2. Определить температуру в комнате.С завязанными глазами:1. Определить на ощупь достоинство денежной монеты. 2. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под салфеткой.

    2. Упражнения "Стимуляция чувств".

1.Сконцентрироваться на кончике носа и почувствовать запах. Например: кофе, бензин, сирень, чеснок.

2. Сконцентрироваться на кончике языка и ощутить вкус. Например: лимон, кофе, мед, лук.

Упражнение «Облако». Представить, что на ладони вытянутых рук село облако – нежное, ласковое, пушистое; его надо подбросить и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; а теперь погладить нежно его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться.

4. Общие задания:

"Завтрак вслепую".Надо завязать себе глаза перед едой. Во время еды необходимо описывать подробно каждое ощущение, пока независимый поток образов не захватит воображение полностью.

"Распознавание на расстоянии".Выбрать на кухне несколько видов специй с приятным ароматом. Открыть крышки и расставить баночки в ряд перед собой. Затем с закрытыми глазами переставить баночки и постараться найти одну определенно заданную при помощи обоняния.

"Поиск на ощупь".Метод заключается в том, чтобы просто завязать себе глаза и пройтись по дому, ощупывая различные предметы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Рекомендации по типу хронотипа:

Советы «жаворонкам»:• вы рано встаете, и поэтому, в середине дня могут возникать проблемы с сонливостью. Справиться с ней поможет контрастный душ или стакан чистой воды с капелькой лимона.• утром не злоупотребляйте тонизирующими напитками. Ведь и без тоников вы бодры и свежи по утрам.• все важные рабочие дела и повышенную умственную активность планируйте в первой половине дня. Так вы наиболее эффективно будете использовать свои природные данные.• спорт и тренировки также лучше перенести на утро. А вот на вечер лучше оставить спокойные беседы за чашечкой чая и непродолжительный ритуал отхода ко сну[10].

Советы «совам»:• если вам приходится работать по режиму жаворонков и просыпаться рано, то старайтесь использовать так называемые «мягкие» будильники. Это может быть мелодичная музыка из соседней комнаты. Приглушенный сигнал на смартфоне. А последним ноу-хау в этой области являются труды японских ученых, которые доказали, что эффективными «мягкими» будильниками служат запахи. Например, запах клубники или свежего кофе помогут проснуться и встать в запланированное время.• не залеживайтесь в постели «еще чуть-чуть…» Так вы только обманете себя и свой организм, а отнюдь не начальство. Лучше примите контрастный душ и выпейте чашечку ароматного кофе. Можно даже с любимой шоколадкой.• физическую активность лучше приберечь до второй половины дня. Совам хорошо подходят занятия в тренажерном зале или легкие пробежки по вечерам.• если у вас проблемы с засыпанием, старайтесь не занимать себя активностями после 22 часов. Лучше прогуляться на свежем воздухе, хорошо проветрить комнату, выпить стакан молока на ночь.

Советы «голубям»:

Если сравнить все три хронотипа, то можно прийти к выводу, что именно голубь – самый оптимальный вариант. На его долю приходится 40% населения. Таким людям легко влиться в любой график и работать как утром, так и вечером. По-другому такой хронотип называют «аритмики». Кажется, что это наиболее оптимальный хронотип для каждого человека, однако это не так: они больше всех подвержены неврозам и депрессиям. Всё это зависит от того, что любому организму нужно активно работать и пассивно после этого отдыхать, а у голубей всё происходит одинаково без спадов активности. Именно это и приводит к таким последствиям. Этому хронотипу следует уделять больше внимания отдыху[10].

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Рекомендации по виду темперамента:

Рекомендации старшеклассникам холерического темперамента:

Скука – главный враг холерика, заставить себя учиться и работать через скуку холерик практически не способен. Потому важно так организовать свое обучение, чтобы материал был интересен. Сменяйте чтение учебника просмотром научно-популярного фильма по теме, посещением выставки, групповой дискуссией с одноклассниками, решением нестандартных задач по предмету. Для успешной учебы холерику важно усваивать материал, используя все каналы восприятия. Организуйте свою подготовку к экзаменам так, чтобы изучать материал отдельными смысловыми блоками, находите для себя в каждом блоке какую-то зацепку, которая поможет вспомнить остальной материал, старайтесь, чтобы материал по возможности зацепил вас эмоционально. Активно обсуждайте непонятные, сложные и неинтересные вам темы с людьми, заинтересованными в них, – и вы легко заразитесь их интересом.

Рекомендации старшеклассникам сангвинического темперамента:

Лучшим помощником в учебе сангвинику станет установленная система работы. Не отвлекаясь, сангвиник может изучать материал вполне эффективно. Потому важно распланировать свой день и четко соблюдать этот план, не разбрасываясь по мелочам. Системность полезна и в непосредственном изучении материала: когда содержимое учебника в голове сангвиника «разложено по полочкам», усвоение его идет значительно проще. Не пренебрегайте активными методами обучения. Групповая дискуссия, лабораторный эксперимент, составление конспектов по материалу – всё это позволяет сангвиникам изучать учебный материал более эффективно.

Рекомендации старшеклассникам меланхолического темперамента:

Меланхолику для эффективного обучения очень важен настрой. Чтобы успешно усваивать материал, уделяйте особое внимание организации своего времени и пространства. Важно, чтобы вам ничего не мешало: ни неудобный крой одежды, ни навязчивые мысли о какой-то волнующей ситуации. Если вы специально поработаете над своим настроем, то сможете достаточно долго и тщательно изучать необходимый материал. Важно выделять в нем главное, фокусировать свое внимание на наиболее важных моментах и разворачивать в уме логические цепочки; чем детальнее вы разберетесь в материале, тем лучше сможете запомнить его. При подготовке к экзаменам сознательно избегайте мыслей о будущем испытании, старайтесь не зацикливаться на возможных трудностях и неблагоприятных сценариях. Уверенность в себе – вот ваш главный помощник, не будет лишним и окружить себя поддержкой близких в этот трудный период.

Рекомендации старшеклассникам флегматического темперамента:

Самым трудным моментом в обучении для флегматика является включение в деятельность, ему трудно приступить к выполнению той или иной работы, к изучению какого-то материала. Может стать помехой и довольно низкий темп деятельности. Потому будет полезным заранее оставлять себе больше времени на «раскачку», чтобы не расстраиваться из-за того, что не получается успевать в едином темпе с другими людьми. Медленный темп деятельности вы можете довольно успешно компенсировать тщательностью. Во многих случаях можно в изучении материала сосредоточиться на главном, как следует разобраться в основных закономерностях и правилах, тогда и остальное будет даваться быстрее и проще. Вам полезнее будет разобрать детально одну сложную задачу по физике, чем решить десять простых.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Режим дня.

 

Элементы режима

Время для биологического профиля

Жаворонок

Голубь

Сова

1

Пробуждение

6.00

6.30

6.30-7.00

Вставать сразу

2

Завтрак, зарядка, душ

6.00-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

Душ обязательно, вдыхать масло сосны

3

Дорога в школу(прогулка)

7.30-8.10

7.30-8.10

7.30-8.10

4

Занятия в школе

8.15-13.10

(Урок физкультуры с 8.15-12.00)

8.15-13.10

8.15-13.10

(Урок физкультуры последний)

5

Дорога из школы домой(прогулка)

13.20-14.30

13.20-14.30

13.20-14.30

6

Обед

14.30-15.30

14.30-15.30

14.30-15.30

7

Послеобеденный отдых

обязателен

по желанию

по желанию

8

Приготовление домашнего задания

15.30-18.00

16.00-18.30

17.30-21.00

9

Ужин

18.00-19.00

18.30-19.30

19.00-20.00

10

Свободное время(в.т.ч. приготовление ко сну)

19.00-21.30

19.30-22.00

21.00-22.00

11

Отбой

21.30

22.00

22.30-23.00

12

Продолжительность сна(часов)

8.5

8.5

8-8.5

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Советы педагогам

Для обучения важно не только преобладание в восприятии, но и уровень её организации.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя.

Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче.

Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога.

Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате. С ним желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Нельзя заставлять:

•кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала;

•аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием;

•визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Можно требовать:

•от визуала быстрого решения задач;

•от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

•от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Замечания ученикам необходимо делать на их языке:

•визуалу – покачать головой, погрозить пальцем;

•кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему;

•аудиалу – сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы!

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Задания для стартовой и итоговой диагностик:

1). Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

2). За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле:

Количество правильно воспроизведенных слов . 100 = %

Количество предлагаемых слов

3).То же самое можно сделать с цифрами.

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 87 18. 61

4. 33 9. 96 14. 56 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

 

26

 

Просмотров работы: 973