ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ НА ПОДРОСТКОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ НА ПОДРОСТКОВ

Суворкова К.А. 1
1
Сидорова Н.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Манипулятивное общение является одним из видов общения людей. Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Согласно “Словарю иностранных слов” Манипуляция - 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи. 2) Демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто. 3) махинация, мошенническая проделка.

Манипулирование является социально значимым и широко распространенным явлением. Манипуляция как технология скрытого управления дает власть над людьми, поэтому эта тема очень актуальна в современном мире, как и для нашего проекта.

Цель: рассмотреть значение манипулятивного общения и его влияние на подростков

Задачи:

  1. Изучить информационные источники по данной теме

  2. Рассмотреть значимость проблемы манипуляции современного общества

  3. Рассмотреть модель манипулятивного воздействия

  4. Изучить способы избежанияманипулятивного воздействия

  5. Определить, ощущают ли мои ровесники манипулятивное воздействие в среде Интернет

Объект исследования: психология человека

Предмет исследования: манипулятивное общение

Гипотеза: на современных подростков оказывается сильное манипулятивное воздействие

Методы исследования: метод анализа литературы, изучения и обобщения сведений.

Глава 1. Понятие манипуляции

  1.  
    1. Манипуляция и макиавеллизм

Манипулирование – гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством

Близким по значению к термину «манипуляция» является применяющийся в политическом лексиконе термин «макиавеллизм».

Смысл современного понятия заключается в трех ключевых психологических составляющих:

  1. Поведение. Макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утончённые техники лести, обмана, подкупа, подлога.

  2. Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчуждённо. Собеседник такого человека – лишь инструмент достижения цели макиавеллиста.

  3. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.

Возникновение понятия макиавеллизма связано с именем Никколо Макиавелли.

Никколо́ Макиаве́лли– итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.[1]

В этом труде Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях - если позволительно дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым – невозможно. Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать помалу, что бы их распробовали как можно лучше».5

  1.  
    1. Манипуляция в терроризме

Все более актуальной становится проблема изучения терроризма. Без информационного обеспечения СМИ современный терроризм невозможен, поскольку ему необходимы каналы передачи информации, ведь одна из целей террористов – запугивание, которое должно вести к подчинению и установлению контроля, сегодня актуальным стал давно разработанный на Западе страх терроризма как эффективное средство манипуляции массовым сознанием.

Террор возник как средство устрашения общества и государства в политических целях. Он также возник как своего рода политический театр, зрители которого испытывают ужас. Главной целью его является не убийство конкретных личностей: а именно воздействие на чувства широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы». Таким образом, терроризм — средство психологического воздействия. Его главный объект — не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель — не убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы — инструмент, убийство — метод. Этим терроризм отличается от диверсионных действий, цель которых — разрушить объект (мост, электростанцию) или ликвидировать противника. Без телевидения террор в постиндустриальном медийном обществе вообще не имеет смысла. Телевидение — очень серьезный элемент войны нового типа, то это не просто весьма странно, это по-настоящему опасно.

Однако опасным элементом террора теперь является не только телевидение, но и Интернет. С помощью современной всемирной паутины террористы манипулируют обычными людьми, затуманивая их сознание, заставляя делать, то, что нужно террористам. В настоящее время нужно очень осторожно заходить на незнакомые подозрительные сайты, ведь возглавляют терроризм умные люди, в некотором роде психологи, которым ничего не стоит обмануть простого человека с помощью мощной манипуляции, которая может принести не только вред, а даже свою смерть и окружающих людей. При этом человек будет думать, что всё делает правильно, в соответствии с требованиями морали, совершенно не понимать, что на него воздействуют.6

1.3.Манипуляция в рекламе

Реклама воздействует на покупателя и способствует его действиям по приобретению рекламируемых товаров и услуг. При этом используется целый ряд различных методов и приемов, воздействующих на различные психические структуры человека, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Но, к сожалению, воздействие на потребителя в ряде случаев происходит с помощью манипулятивных приемов — намеренно искаженных посылов, различного вида трюков, умышленного подстрекательства и скрытого побуждения к совершению покупок.

Реклама – явление социально-психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека. Исследованиями психологов доказано, что восприятие и переработка рекламной информации осуществляются под воздействием множества различных факторов, но три из них присутствуют практически всегда: это когнитивный (познавательный), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (конативный) факторы. Рассмотрим их подробнее:

Когнитивные аспекты рекламного воздействия

Когнитивный аспект связан тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь, и др.

Ощущение. В рекламной деятельности чаще всего используются зрительные, слуховые, вкусовые, двигательные, обонятельные, осязательные и некоторые другие виды ощущений. Здесь становится актуальной проблема исследования ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламируемого продукта.

Восприятие. При восприятии рекламной информации исключительно важная роль принадлежит формированию образа, который оказывает (или не оказывает) самое существенное воздействия на поведение покупателя. Образы прямо адресованы чувствам человека.

Внимание – направленность восприятия. Человек видит и слышит лишь то, что ему нравится или, что его пугает, настораживает, или его внимание возрастает по мере того, как он все более вовлекается в процесс выбора.

Все виды памяти так или иначе вовлечены в процесс восприятия и переработки рекламной информации.

Мышление. Существует множество видов мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез и другие). Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации. 7

Глава 2. Манипуляторы

2.1. Мотивы манипуляторов

Возможные мотивы манипуляторов:

  • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,

  • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,

  • желание и потребность чувствовать себя диктатором,

  • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

  • чувство удовольствия.

  • привычка, после постоянных манипуляций над жертвами.

Применяя тот или иной способ манипуляции, следует учитывать тот факт, что жизнь человека многогранна: по уровню образования, по жизненному опыту, по множеству других факторов. Поэтому в некоторых случаях, для более эффективного воздействия, важным моментом в использовании различных способов манипуляции является подготовка к их применению.

Первым делом необходимо определиться с конкретным приемом, который применим в данном случае, а для этого следует выбрать мишень воздействия. Такими мишенями могут быть:

  1. Интересы человека, его потребности и склонности;

  2. Убеждения (политические, религиозные, нравственные), мировоззрение;

  3. Привычки, стиль поведения, способы мышления, привычки, особенности характера, профессиональные навыки;

  4. Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).

То есть для того, что бы тот или иной способ манипулирования возымел действие, хорошо бы узнать адресата этого воздействия как можно лучше, собрать о нем больше информации. Различные способы манипулятивного воздействия рассмотрены в приложении 1 (с.24). [1]

2.2. Модель манипулятивного воздействия

Согласно Джорджу Саймону (американский психолог, автор книги о манипуляторах «Кто в овечьей шкуре?»), успех психологической манипуляции, прежде всего, зависит от того, насколько манипулятор:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;

  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной;

  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости. [1]

В Интернете есть бесчисленное множество тактик и вариантов манипуляции отдельных людей и даже больших групп. Мне бы хотелось привести лишь некоторые из них

Эта классическая схема, объединяющая разные тактики манипуляции непосредственно в общении (рисунок 1).

Сбор информации об адресате. Производится с целью обнаружения приманок и мишеней воздействия, создания благоприятного для манипуляции фона и стимулов, побуждающих адресата принять решение, отвечающее целям манипулятора.

Вовлечение в контакт (приманка). Предъявление адресату информации в соответствии с интересами воздействия. Расшифровка «приманки» подчеркивает, что инициатор рассматривает адресата не как личность, а всего лишь как объект манипулирования и средство достижения своих целей. Приманки облегчают манипулятору достижение его цели, помогают привлечь внимание адресата к «выгодной» для него стороне дела и тем самым способствует выполнению необходимого условия манипуляции – непониманию адресатом того, что им управляют. Это может быть разговор о том, чем интересуется адресат, или о предмете его беспокойства, или о том, что он желал бы услышать.

Рис. 1. Манипуляции в общении

Использование фоновых факторов. Эксплуатация состояния сознания и функциональногосостояния адресата и присущих ему автоматизмов,привычных сценариев поведения; созданиеблагоприятного внешнего фона (доверия к инициатору,его высокий статус, симпатия к нему).

Мишени воздействия. Источники мотивации адресата. К ним относятся: интересы, желания, влечения, убеждения,идеалы, чувства, эмоции адресата.

Побуждение адресата к активности. Действия, которые от адресата ожидает манипулятор (принятие нужного решения, совершения действия). Побуждение может явиться результатом влияния приманок или стимулироваться специальными приемами – подталкиванием к включению нужного психологического механизма (внутреннее побуждение), а также прямой актуализацией мотива, распределением ролей (позиций), заданием сценариев, включением адресата в соответствующую деятельность.4

Глава 3. Как избежать манипуляции

3.1. Как вести себя с манипулятором и распознать его

Человек-манипулятор добивается желаемого тайно, то есть он никогда не раскрывает другому человеку истинного мотива своего общения с ним. Манипуляторы используют в общении с обычными людьми разные приёмы. Например, «присоединение» - правдивая фраза цепляется к другой, соответствующей действительности, в результате и третья фраза (уже сомнительного происхождения) автоматически воспринимается как истина. Клиент не осознает подвоха, согласно кивает головой, потому что трудно сказать «нет», если перед этим два раза сказал «да!». Происходит элементарная подмена понятий: второе действие (ощущение, чувство) никак не проистекает из первого, но человек этого до поры до времени не осознает.

Известны и другие манипуляции. С некоторыми из них мы сталкиваемся чуть ли не каждый день. Например, с использованием добрых чувств людей в чьих-то корыстных интересах. Как правило, давят на жалость, сострадание к детям, старикам, любовь к Родине.

Манипулятора распознать вполне возможно. Дело в том, что человек, объект манипуляций, интуитивно чувствует: он делает то, что ему, в принципе, не хотелось бы.

Победить манипулятора конечно можно: зеркально отражать в своем поведении психологические уловки противника. Самое главное — не сдаваться, верить в то, что вы поступаете абсолютно правильно, — со всех точек зрения. И тогда вас ждет сюрприз! Человек-манипулятор сбросит маску «хорошего человека» и предстанет перед вами «в образе зверя»: хищного, надменного и злого.2

Вот ещё несколько правил общения с манипулятором:

Помните о своих неотъемлемых правах. Вы имеете право на уважение со стороны других людей; выражать свои чувства, мнения и желания; устанавливать свои приоритеты; говорить «нет», не чувствуя себя виноватым; получить то, за что заплатили; выражать свои взгляды, отличающиеся от взглядов других людей; защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз; право строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.

Держите дистанцию. В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой — крайне агрессивен. Если вы заметили, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.

Не принимайте его слова на свой счёт. Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас. Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав.

Учитесь говорить «нет». Умение говорить «нет» — это вообще важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет вам твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения.

Помните, что вы имеете право устанавливать собственные приоритеты, право сказать «нет», не испытывая при этом чувства вины, и право выбирать свой путь к счастью

Дайте отпор обидчику. Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Самое важное, что здесь надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают «слабаками». Пока ты пассивен и уступчив — ты для них потенциальная жертва. При этом в душе многие из этих обидчиков трусливы. И как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе: в школе, в семье, на работе.

Как показывают исследования, многие обидчики сами являются жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, ни в коей мере не извиняет их поведение, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровней относиться к их нападкам. 3

3.2. Как не попасть в террористическую организацию

Как понять, что тебя вербуют в ИГИЛ? По последним данным, только в России за последнее время было завербовано более 2500 человек, включая женщин и подростков. Своих жертв представители запрещённой в России ИГИЛ ищут в Интернете: соцсетях и, конечно, на сайтах знакомств.

Если вы пользователь социальной сети:

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки ведётся выбор путём исследования страничек в соцсетях – это клазедь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей. Фотографии, записи на стенах, комменты, участие в группах дают представление об интересах человека, круге его общения, комплексах и проблемах. Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете с помощью соответствующих настроек!

Вербовщик вычисляет свою жертву путём анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвящённых восточной культуре, группах брошенных жён, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице.

Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам «стучится» новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!

В последнее время для вербовки также используются мессенджеры: WhatsApp, Telegram и Viber. Если вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!

Те, кто наиболее уязвимы для вербовки:Одинокие люди, ищущие вторую половину; люд, находящиесяв состоянии стресса или депрессии; имеющие серьёзные нерешённые проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Как противостоять технологиям вербовки?

Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, соблюдайте три правила:

  1. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Выработайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем вы это говорите?», «Для чего вам это нужно?»

  2. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.

  3. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь её достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идёте Вы для достижения намеченных планов.

Глава 4. Исследовательская часть

Чтобы проверить, насколько подростки нашей школы поддаются манипуляциям, мы провели тест среди учеников 7 «А» и 8 «А» классов (всего 47 человек). Тест состоит из 20 вопросов, на которые нужно отвечать либо «да», либо «нет»:

  1. Тебя легко смутить или привести в замешательство?

  2. Кажется порой, что посторонние люди (прохожие, пассажиры и т. п.) смотрят на тебя неодобрительно?

  3. Считаешь, что существуют вещие сны, предсказывающие будущее?

  4. Сделаешь все возможное, чтобы избежать конфликта?

  5. Тебе трудно засыпать после триллеров или ужастиков?

  6. Часто мечтаешь?

  7. Бывает, что ощущаешь беспричинную тревогу?

  8. Веришь прогнозам гороскопов?

  9. Плачешь на трогательных или трагических моментах фильма?

  10. Легко соглашаешься с чужим мнением?

  11. Легко сосредотачиваешься и переключаешься с одного вида деятельности на другой?

  12. Никогда не отводишь глаза, даже под самым пристальным взглядом?

  13. Понятие «бессонница» тебе незнакомо?

  14. Реклама раздражает?

  15. В спорах последнее слово остается за тобой?

  16. Не отступишь от начатого, даже если все против того, что ты делаешь?

  17. Спокойно переносишь вид крови?

  18. Умеешь настаивать на своем?

  19. Всегда говоришь то, что думаешь?

  20. Проигрывая, будешь настаивать на реванше?

В вопросах с 1 по 10: 1 балл за ответ «нет», 0 баллов за ответ «да».

В вопросах с 11 по 20: 1 балл за ответ «да», 0 баллов за ответ «нет».

15–20 баллов. Ты твердо уверен в себе, в своем мнении и в своей правоте. Впрочем, даже если ты и догадываешься, что поступаешь неверно – все равно сделаешь по-своему.

10–15 баллов. Ты меняешь свое мнение только под напором неопровержимых доводов и аргументов. Умеешь слушать других, но решающим является собственное мнение.

5–10 баллов. Ты чаще, чем нужно, оглядываешься на других. Тебе проще согласиться, чем настаивать на своем.

0–5 баллов. Тебе можно «скормить» буквально все, что угодно. Именно для тебя пишутся все рекламные ролики. Ты без тени сомнения веришь всему, что тебе говорят.8.

Тест показал, что набравших 15-20 баллов 4 человека (9 %), 10-15 баллов 32 человека (68 %), 5-10 баллов 10 человек (21%), 0-5 баллов 1 человек (2%).

Исследование показало, что большинство испытуемых подростков могут стойко выдерживать манипуляции, однако 23% процента учащихся могут легко подвергнуться манипуляциям в рекламе, терроризме и со стороны знакомых и незнакомых людей. Это повод задуматься над опасностью, которой подвержены современные подростки, и предпринять соответствующие меры.

Заключение

По манере поведения ничто так не похоже

на чистую совесть, как полное ее отсутствие.Р. Рувен

Мы рассмотрели значение манипулятивного общения и его влияние на подростков и сделали следующие выводы:

  • Манипулирование – гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством, используется во многих сферах нашей жизни, в том числе в политике;

  • Манипулирование людьми, особенно подростками мощно развито в сети Интернет для привлечения в террористические организации;

  • В рекламе воздействие на потребителя в ряде случаев происходит с помощью манипулятивных приемов — различного вида трюков, умышленного подстрекательства и скрытого побуждения к совершению покупок;

  • Мы рассмотрели модель простейшего манипулятивного воздействия для того, чтобы определить мотивы манипуляторов и распознать само манипулятивное воздействие;

  • Тестирование среди подростков нашей школы показало - 23% процента учащихся могут легко подвергнуться манипуляциям в рекламе, терроризме и со стороны знакомых и незнакомых людей. Это подтверждает нашу гипотезу.

Источники информации

  1. www.wikipedia.ru

  2. http://www.7ya.ru

  3. www.adme.ru

  4. http://bookz.ru/

  5. http://www.bestreferat.ru/

  6. http://www.e-reading.by/

  7. http://www.newreferat.com/

  8. http://www.minobraz.ru

  9. www.aif.ru

Приложение 1.

Способы манипулирования в общении

Иногда мы можем сами не подозревать, что манипулируем кем-то, или что кто-то любит нами пользоваться.

1. Манипуляция чувством вины или обиды

Использование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипуляции близким человеком. Образ несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. Потому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказывается всегда на вершине пирамиды в семейной системе. Такой человек влияет на других с помощью их чувства вины. Со временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают прямо или полуосознанно понимать эту манипуляцию и реагировать на нее агрессией.

2. Манипуляции гневом

Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев.

3. Манипуляции молчанием

Люди прибегают к многозначительному молчанию, когда хотят показать, как они расстроены. Иначе, по их мнению, вы подумаете, что проблема неважна для них. Люди, часто прибегающие к молчанию по незначительным поводам, создают неприятную атмосферу, которая может испортить рабочие отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек.

4. Манипуляция любовью

«Если любишь, то...» Эта манипуляция рассчитана на близких людей, испытывающих к манипулятору положительное отношение. Страх быть отвергнутым и потерять любовь силен в людях с самого детства. Многие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговаривая «Если ты не будешь меня слушать/делать, что я скажу и т. п., то я перестану с тобой общаться/тебя любить/заботиться о тебе и т. д.».

5. Манипуляция надеждой

Блестящие посулы нередко скрывают за собой стремление к сиюминутной выгоде их автора. Сказочные обещания Кота Базилио и Лисы Алисы были продиктованы их желанием заполучить поскорее золотые, звеневшие в кармане у Буратино. Часто подобные «песни» приводят и более осведомленных граждан к закапыванию наличности «на Поле Чудес в Стране Дураков».

6. Манипуляция тщеславием

Маленькие крючочки, крепко цепляющие избыточно раздутое эго, могут выглядеть как невинный комментарий. Похвала, используемая в расчете добиться своих целей: «Вы прекрасно составляете отчеты! Наверняка и с тем, который я хочу вам предложить, никто не справится лучше вас!» Или, наоборот, вызов с намеком на некомпетентность: «А слабо?..», «Ты бы, наверное, не смог...»

7. Ирония или сарказм

Манипулятор выбирает изначально ироничный тон, критичные высказывания и замечания, приправленные шутками или провокационными комментариями.9

Просмотров работы: 5590