ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ КЛАССОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ КЛАССОВ

Дуплийчук А.Д. 1
1ГБОУ СОШ №639
Полякова М.В. 1
1Реки Оккервиль наб. д.10, лит.А
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном мире жизнь невозможна без участия компьютеров. Роль цифровых технологий и автоматизированных систем значительна не только в повседневной жизни, но и в промышленном производстве.

Развитие новых технологий в нашей стране связано не только с появлением новых реалий, но и вхождением новых понятий и слов, обозначающих данные понятия, в русский язык. Новые слова могут появляться в результате прямого заимствования, либо появления нового значения у уже имеющегося слова русского языка.

Поскольку данная область возникла относительно недавно, многие компьютерные термины еще не прижились в русском языке, и их значение может быть непонятно носителям языка, особенно детям. Данная работа направлена на изучение процесса осознания значений основных компьютерных терминов во время развития ребенка.

Объектом исследования являются дети разного возраста от 9 до 17 лет, учащиеся средней школы №639.

Предметом исследования является интерпретация основных компьютерных терминов данными учащимися.

Актуальность работы обусловлена необходимостью обеспечить понимание основных компьютерных терминов учащимися для их успешного обучения и последующего использования компьютерных технологий в работе, а также практической направленностью данной работы.

Цель настоящей работы заключается в исследовании становления системы понятий компьютерных терминов у детей.

В соответствии с поставленной целью в ходе проведения данного исследовании предполагается решить следующие задачи:

1. Получить определения компьютерных терминов у детей разного возраста;

2. Составить сводную таблицу определений компьютерных терминов для каждого класса;

3. Сравнить определения компьютерных терминов, данные детьми, с определениями, приведенными в компьютерных словарях, ориентированных на детей.

Работа выполнена на материале основныхкомпьютерных терминов, выделенных из словарей данных терминов, опубликованных в книгах по обучению детей компьютерной грамоте.

В работе использовались следующие методы исследования: метод опроса, метод количественного подсчета, сравнительный метод, метод анализа содержания.

Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в процессе обучения, чтобы контролировать степень понимания и усвоения материала.

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Определение понятия «термин»

В данной работе мы будем использовать понятие «термин» в противопоставлении другим лексическим единицам.

Термин – это слово или словосочетание, которое соотнесено с одним понятием или объектом в системе понятий определенной области науки или техники. Большинство заимствований из других языков составляет именно терминологическая лексика (Васильев, 1993).

Термины обладают определенными характеристиками, которые отличают их от других лексических единиц, а именно: 1. однозначность; 2. точность; 3. краткость; 4. продуктивность; 5. системность; 6. отсутствие синонимических вариантов; 7. стилистическая нейтральность; 8. произносимость, т.е. оформленность в соответствии с принятыми нормами произношения.

Исследователи по-разному оценивают процесс появления терминов. Согласно одной точке зрения, данный процесс незначительно отличается от заимствования слов литературного языка (Гринев, 1982). Другие исследователи полагают, что смысловое усвоение научно-технических терминов отличается от усвоения общеупотребительной лексики, т.к. термины «входят в язык почти как собственные имена», имеют строго ограниченное, твердо фиксированное содержание, независимое от контекста, лишены экспрессии и, как правило, однозначны. (Никитченко, 1983).

1.2. Описание исследования

Как было указано во Введении, в процессе исследования изучались интерпретации основных компьютерных терминов учащимися средней школы. Возраст учащихся варьировался от 9 лет (3 класс) до 17 лет (11 класс).

Во время предварительного исследования были проанализированы 3 словаря компьютерных терминов, опубликованных в самоучителях по компьютерным технологиям для детей. Всего было отобрано 20 терминов. Поскольку функционирование компьютеров обусловлено взаимодействием аппаратного и компьютерного обеспечения, 10 терминов относились к аппаратному обеспечению, а 10 терминов - к программному обеспечению. Каждому учащемуся было предложено написать определение каждого термина.

Были проанализированы следующие основные термины, относящиеся к аппаратному обеспечению: аппаратное обеспечение, системный блок, монитор, клавиатура, принтер, сканер, мышка, CD-RomDrive, флэш-диск, модем.

Были проанализированы следующие основные термины, относящиеся к программному обеспечению: программное обеспечение, рабочий стол, окно, буфер обмена, корзина, логин, FTP, E-mail, Интернет, пароль.

В опроснике вначале были расположены 10 терминов, описывающих аппаратное обеспечение в случайном порядке, затем 10 терминов, относящихся к программному обеспечению, также в случайном порядке. Бланк опросника приведен в Приложении 1.

В процессе исследования было опрошено 58 человек. (3кл-11 чел., 4 кл.-8 чел., 5 кл.-12 чел., 7 кл.-8чел., 10 кл.-10 чел., 11 кл.-9 чел.)

После сбора материала были составлены таблицы, в которых полученные определения для каждого термина были объединены по смыслу, и проводился подсчет человек, давших одинаковые определения. Таблицы были сгруппированы по классам. С данными таблицами можно ознакомиться в Приложении 2.

Было изучено соответствие полученных определений определениям, приведенным в словарях. Таким образом, мы изучали правильность полученных ответов. Если ответ ученика совпадал со словарным определением, он считался правильным. Отдельно учитывалось отсутствие определений того или иного термина. Результаты данного анализа приводятся в Главе 2.

В отдельную группы были выделены определения, которые описывали компьютерные термины как термины, принадлежащие другим областям. Эти определения показывают, что учащиеся не понимают сути компьютерных терминов. Как видно из Таблицы 5 (Приложение 3), такого рода определения дают учащиеся 3-7 классов. Учащиеся 10-11 классов таких определений не дают.

Следует также отметить достаточно часто встречаемые орфографические и грамматические ошибки при написании определений среди учащихся 3-5 классов: прилажение, икран, понель управления, пичатание, ноотбук, програма, инфармация, ложут. При анализе определений, приведенных учащимися 7-11 классов, орфографические и грамматические ошибки не были выявлены.

В будущих работах возможно также рассмотреть структуру полученных определений. В ходе предварительного анализа было отмечено, что учащиеся в качестве определения приводили либо синоним, либо описание, либо объясняли компьютерный термин с точки зрения его принадлежности другим пластам лексики.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕРМИНОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СОВПАДЕНИЯ СО СЛОВАРНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

Для анализа полученных ответов с точки зрения их совпадения со словарными определениями все определения были объединены по следующим параметрам:

1 – отсутствие ответа

2 – правильность ответа

2.1. Отсутствие определения

При анализе сводных таблиц по классам, было отмечено, что в каждом классе имеются термины, на которые учащиеся затруднились дать ответ. Подобные случаи были выделены в отдельные таблицы: в первую таблицу вошли термины, относящиеся к аппаратному обеспечению, во вторую – термины, описывающие программное обеспечение. Для получения более ясного представления о соотношении количества ответов без определения с общим количеством ответов, полученных в каждом классе, для каждого класса было проанализировано процентное отношение ответов с отсутствием определения.

2.1.1. Отсутствие определений терминов, относящихся к аппаратному обеспечению

Как уже упоминалось в Главе 1, к аппаратному обеспечению были отнесены 10 терминов, которые охватывают наиболее часто используемые детали компьютеров: системный блок, монитор, клавиатура, принтер, сканер, мышка, CD-Rom Drive, флэш-диск, модем, а также сам термин аппаратное обеспечение. Данная группа будет считаться группой 1. Результаты данного анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Количество (в процентах) отсутствия ответов по определению понятий в группе 1 у учеников разных классов.

Термин

Класс (количество учеников), %

3 (11)

4 (8)

5 (12)

7 (8)

10 (10)

11 (9)

Аппаратное обеспечение

91

100

67

50

70

78

Системный блок

73

100

42

25

70

11

Монитор

18

13

0

0

0

0

Клавиатура

27

25

8

0

0

0

Принтер

9

13

0

0

0

0

Сканер

45

38

17

13

20

11

Мышка

18

13

17

13

20

0

CD-Rom Drive

91

63

17

38

40

0

Флэш-диск

55

63

25

13

20

11

Модем

64

50

42

25

30

0

Итого

49,1

47,5

23,3

17,5

27,0

11,1

Из данной таблицы следует, что в начальной школе затруднения при определении терминов возникают чаще, чем в средней и старшей школе. Иными словами, наблюдается четко выраженная тенденция к снижению количества отсутствия ответов. Различия между средней и старшей школой не так выражены. Тем не менее, тенденция к уменьшению количества отсутствия ответов сохраняется.

Необходимо выделить группу терминов, которую затруднились определить даже в 11 классе: аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, флэш-диск. Однако, в связи с небольшим процентом последних трех терминов в 11 классе, возникает вопрос, насколько представительны данные числа, и связано ли отсутствие определений данных понятий с истинным незнанием их значения. Данный аспект требует более детального изучения в последующих работах.

В процессе анализа таблицы в начальной школе была определена группа терминов, которая неизвестна 70% опрошенных: аппаратное обеспечение, системный блок, CD-Rom Drive, при этом термин CD-Rom Drive более известен в средней и старшей школе.

Среди ответов, полученных у учащихся начальной школы, была также выделена группа, в которой определения отсутствуют у 30-70% опрошенных учеников. В эту группу вошли такие термины, как сканер, флэш-диск, модем. В ответах учеников средней и старшей школы термины данной группы были определены в 70% случаях и более.

Выделяется также группа терминов, которая известна более 70% учащихся, начиная с начальной школы. Термины данной группы не смогли определить только 30% опрошенных: монитор, клавиатура, принтер, мышка. Определение терминов монитор и принтер не вызывает затруднений с 5-го класса. Термин клавиатура могут определить все опрошенные учащиеся 7-го класса. Следует отметить, что данные термины описывают предметы, с которыми ребенок сталкивается при начале взаимодействия с компьютером.

2.1.2. Отсутствие определений терминов, относящихся к программному обеспечению

В группу терминов, описывающих программное обеспечение, были отнесены следующие термины: рабочий стол, окно, буфер обмена, корзина, логин, ftp, e-mail,Интернет, пароль и сам термин программное обеспечение. Полученные результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Количество (в процентах) отсутствия ответов по определению терминов, относящихся к программному обеспечению, у учеников разных классов.

Термин

Класс (количество учеников), %

3 (11)

4 (8)

5 (12)

7 (8)

10 (10)

11 (9)

Программное обеспечение

91

100

58

50

60

67

Рабочий стол

9

50

8

25

20

0

Окно

36

63

17

25

30

56

Буфер - обмена

91

100

58

63

60

44

Корзина

9

25

17

0

10

0

Логин

91

100

42

0

40

0

FTP

100

100

75

100

100

67

E-mail

82

38

17

0

20

11

Интернет

36

25

8

13

30

22

Пароль

45

25

25

0

20

0

Итого

59,1

62,5

32,5

27,5

39,0

26,7

Как и в предыдущем пункте, следует отметить общую тенденцию к сокращению количества отсутствия ответов при переходе от начальной школы к средней и старшей школе. Различия между количеством отсутствия ответов среди учащихся в средней и старшей школе незначительны. Необходимо также выделить термины, которые затруднились определить даже учащиеся 11 класса: программное обеспечение, окно, буфер обмена, ftp, e-mail, Интернет. Для определения того, насколько учащиеся старшей школы не владеют данными понятиями, следует провести более подробное исследование.

В начальной школе наибольшие затруднения при определении терминов, описывающих программное обеспечение, возникли при описании следующих четырех терминов: программное обеспечение, буфер обмена, логин и ftp. Причем, в четвертом классе ни один человек не дал определения данных терминов. Необходимо также отметить термин E-mail, который в третьем классе ученики определяли с трудом (более 80% опрошенных затруднились дать ответ), в то время, как в 4-ом классе количество человек, не написавших определение, значительно сократилось и составило 38%.

В средней и старшей школе учащиеся 7-го и 10-го классов не смогли написать определение термина ftp. В 5-м и 11-м классах определения дали только 75 и 67% опрошенных соответственно.

Проанализировав таблицу, можно отметить, что оставшиеся термины (рабочий стол, окно, корзина, Интернет, пароль) известны более, чем половине обучающихся в начальной школе и около 70 % ученикам в средней и старшей школах.

2.1.3. Сравнение количества человек, затруднившихся дать определения терминов, описывающих аппаратное обеспечение и программное обеспечение

Было проведено сравнение количества человек, затруднившихся определить термины, относящиеся к аппаратному обеспечению, и термины, относящиеся к программному обеспечению. Результаты данного сравнения представлены на Рисунке 1.

Рис 1. Процентное количество учащихся, не давших ответа. Бирюзовым цветом обозначено количество человек в процентах, не давших определения терминам, относящимся к аппаратному обеспечению, синим – к программному обеспечению. По горизонтали – процент учащихся, не давших ответ, по вертикали – классы, в которых проводился опрос

На рисунке видно, что наибольшие затруднения дать ответ возникают у учащихся начальной школы. Учащиеся средней и старшей школы более чем в половине случаев могут дать ответ. При этом термины, связанные с программным обеспечением, более понятны обучающимся, чем термины, описывающие аппаратное обеспечение, как в начальной, так и в средней и старшей школе.

2.2. Определения терминов, совпадающие со словарными определениями

Для сохранения места мы будем считать определения, совпадающие с определениями, приведенными в словарях в самоучителях, «правильными». Список определений компьютерных терминов, которые приводятся в компьютерных словарях, находится в приложении 1.

2.2.1. Правильные определения терминов, относящихся к аппаратному обеспечению

Вначале были проанализированы определения терминов, относящиеся к аппаратному обеспечению. Результаты данного анализа приведены в Таблице 3.

Таблица 3. Количество правильных ответов (в процентах) при определении терминов, относящихся к аппаратному обеспечению, у учеников разных классов.

Термин

Класс (количество учеников), %

3 (11)

4 (8)

5 (12)

7 (8)

10 (10)

11 (9)

Аппаратное обеспечение

0

0

0

0

20

22

Системный блок

0

0

0

0

10

22

Монитор

0

0

0

50

60

56

Клавиатура

0

0

0

100

100

100

Принтер

27

88

92

88

90

78

Сканер

0

0

0

13

10

22

Мышка

0

0

0

13

10

89

CD-Rom Drive

0

0

75

13

20

100

Флэш-диск

0

0

0

75

10

89

Модем

0

0

0

0

30

0

Итого

2,7

8,8

16,7

35,0

36,0

57,8

При анализе данной таблицы стоит отметить, что правильность ответов повышается при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, а также из средней школы в старшую.

В начальной школе только один термин был определен правильно: принтер. Определения остальных терминов неправильные. Неправильные определения приведены в Приложении.

Можно выделить два термина, которые смогли правильно определить более 70% учащихся средней и старшей школы: принтер и клавиатура. Необходимо также отметить термины, правильность определения которых сильно изменяется от класса к классу. Например, термин CD-Rom Drive в 5-м классе смогли правильно определить 75% учащихся, в 7-м – 13%, в 10-м – 20%, а в 11-м – 100%. Для объяснения данного факта, возможно, стоит учесть степень посещаемости занятий по информатике. Среди подобных терминов также стоит выделить термин флэш-диск.

Наконец, можно выделить группу терминов, которые учащиеся всех классов затруднились определить правильно: аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, модем.

2.2.2. Правильные определения терминов, относящихся к программному обеспечению

Затем были проанализированы определения терминов, описывающих программное обеспечение. Результаты данного анализа приводятся в Таблице 4.

Таблица 4. Количество правильных ответов (в процентах) при определении терминов, относящихся к программному обеспечению, у учеников разных классов.

Термин

Класс (количество учеников), %

3 (11)

4 (8)

5 (12)

7 (8)

10 (10)

11 (9)

Программное обеспечение

0

0

0

0

0

22

Рабочий стол

0

0

33

50

50

56

Окно

0

0

0

0

20

0

Буфер - обмена

0

0

17

38

40

56

Корзина

36

63

67

100

90

100

Логин

0

0

8

0

50

100

FTP

0

0

8

0

0

22

E-mail

18

63

58

88

50

67

Интернет

0

0

0

25

60

67

Пароль

0

0

0

63

30

44

Итого

5,5

12,5

19,2

36,3

39,0

53,3

При анализе полученных результатов видно, что сохраняется тенденция к увеличению количества правильных определений терминов, обозначающих программное обеспечение.

В 10 и 11-м классах только три термина вызвали затруднения: программное обеспечение, окно и ftp. Учащиеся начальной и средней школы также не смогли определить данные термины.

В начальной школе учащиеся смогли дать правильные определения только двум терминам: корзина и E-mail. Стоит отметить, что количество правильных определений термина корзина возрастает и в 7-ом класса уже 100% опрошенных смогли дать правильное определение.

Такие термины, как рабочий стол и пароль правильно определили менее 70% опрошенных учащихся 3-5 классов. С 7-го класса данные термины определялись правильно более, чем в 50% случаев. Термины буфер обмена и Интернет правильно определить смогли около 50% учащихся 10-го и 11-го класса. Правильное определение термину логин смогли дать только в старшей школе.

2.2.3. Сравнение количества правильных определений терминов, относящихся к аппаратному и программному обеспечению

Было также проведено сравнение количества учеников, давших правильные определения терминов, описывающих аппаратное обеспечение, и терминов, описывающих программное обеспечение. Результаты данного сравнения представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Процентное отношение правильных ответов в разных классах. В первой группе представлены термины, относящиеся к аппаратному обеспечению. Во второй группе - термины, относящиеся к программному обеспечению. По горизонтали – процент учащихся, давших правильный ответ, по вертикали – классы, в которых проводился опрос.

Из рисунка видно, что процент правильных ответов возрастает от 3 к 11 классу. Обращает на себя внимание тот факт, что процент правильных ответов возрастает незначительно от 7 класса к 11-ому и незначительно превышает 50%.

Также видно, что термины, описывающие программное обеспечение, как правило, чаще определяются правильно, чем термины, связанные с аппаратным обеспечением.

Выводы

  1. Ученики могут интерпретировать компьютерные термины как термины из других областей. В этом случае они дают определения, совершенно не связанные с компьютерной тематикой. Например, аппаратное обеспечение - не нуждаться в оружии (7 класс), сканер - машина, угадывающая правду (5 класс), корзина – используется для грибов/покупок (3 класс).

  2. Как при определении терминов, связанных с аппаратным обеспечением, так и терминов, связанных с программным обеспечением, выделяется случаи отсутствия какого-либо определения. Иными словами, некоторые учащиеся затруднились дать ответ даже в 11 классе. Среди таких терминов выделяются аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, флэш-диск, программное обеспечение, окно, буфер обмена, ftp, e-mail, Интернет.

  3. Наибольшие затруднения при определении терминов возникают у учащихся начальной школы. Учащиеся средней и старшей школы более чем в половине случаев могут определить тот или иной термин.

  4. Термины, связанные с программным обеспечением, более понятны обучающимся, чем термины, описывающие аппаратное обеспечение, как в начальной, так и в средней и старшей школе.

  5. Учащиеся всех классов затруднились определить правильно такие термины, как аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, модем, программное обеспечение, окно и ftp.

  6. В начальной школе учащиеся смогли дать правильные определения только трем терминам: принтер, корзина и E-mail. Определения остальных терминов неправильные.

  7. Правильность определения терминов повышается при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, а также из средней школы в старшую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была направлена на изучение интерпретации компьютерных терминов учащимися разного возраста.

Компьютеры и цифровые технологии играют большую роль в нашей повседневной жизни. При работе на компьютерах ребенок сталкивается с большим пластом терминов, описывающих различные части компьютера и программы, обеспечивающие его работу. Для продуктивной работы очень важно правильно понимать подобные термины.

В начальной школе только около 10% учащихся правильно интерпретируют компьютерные термины. Данные процент повышается при переходе в среднюю школу: примерно 25% учеников 5-го и 7-го класса приводят правильное значение данных терминов. В старшей школе процент правильных ответов составляет примерно 45%. При этом, термины, описывающие программное обеспечение, более понятны, чем термины, связанные с аппаратным обеспечением.

Помимо неверных определений, ученики могут либо отказаться давать определение, либо истолковать компьютерный термин как термин, принадлежащий к другой области.

В дальнейших исследованиях мы рассмотрим структуру полученных определений: определения могут быть даны как синоним, либо как описание, проанализируем более подробно случаи интерпретации компьютерных терминов как терминов из других областей.

Также в процессе исследования были получены данные об источнике происхождения анализируемых терминов с точки зрения учащихся. Опрошенные ученики должны были написать заимствован ли тот или иной термин из другого языка, либо сформирован на основе слова, уже существующего в русском языке. Анализ данной информации не вошел в рамки настоящего исследования, и станет предметом изучения в будущих работах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Васильев А.Д. Судьбы заимствований в русской лексике: учебное пособие для спецкурса / А.Д. Васильев. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 1993. – 90с.

  2. Гринев С.В. Терминологические заимствования (Краткий обзор современного состояния вопроса) // Дмитрий Семенович Лотте: Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. ‑ М.: Наука, 1982. – С108-135.

  3. Никитченко Н.С. Семантическая продуктивность терминов / Н.С. Никитченко // Новые слова и словари новых слов / отв. редактор. Н.З. Котелова. ‑ Л.: Наука, 1983. – С111-117.

Список самоучителей, использовавшихся в исследовании

  1. Андашев А., Соловьев С. Компьютер для начинающих. Нескучный самоучитель / А. Андашев, С. Соловьев. ‑ М.: Питер, 2006.

  2. Кондратьев Г. Работа на компьютере / Г. Кондратьев. ‑ М.: Питер, 2006.

  3. Майечак, Беате. Интернет для детей / Б. Майечак. – М.: Издательство «Интерэксперт», 2002. ‑ С319-331.

Приложения

Приложение 1. Бланк опросника

Класс _____

Возраст _____

  1. Объясните значение приведенных ниже слов,

  2. Напишите, заимствованно ли слово, либо образовано из слов русского языка. Если слово заимствовано, напишите, из какого языка, по Вашему мнению, оно пришло.

Аппаратное обеспечение _______________________________________________________

Системный блок ______________________________________________________________

Монитор ___________________________________________________________________

Клавиатура __________________________________________________________________

Принтер ___________________________________________________________________

Сканер ___________________________________________________________________

Мышка ___________________________________________________________________

CD-Rom Drive ________________________________________________________________

Флэш- диск ___________________________________________________________________

Модем ___________________________________________________________________

Программное обеспечение ___________________________________________________________________

Рабочий стол _________________________________________________________________

Окно ___________________________________________________________________

Буфер - обмена ________________________________________________________________

Корзина ___________________________________________________________________

Логин ___________________________________________________________________

FTP ___________________________________________________________________

Email_______________________________________________________________

Интернет ___________________________________________________________________

Пароль ___________________________________________________________________

Напишите, какие причины, по Вашему мнению, привели к заимствованию новых слов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие !

Приложение 2. Список компьютерных терминов и их определений, приведенных в словарях

1. Аппаратное обеспечение – все физические компоненты компьютера (монитор, системный блок, принтер и т.д.).

2. Системный блок – корпус, в котором находится блок питания, все электронные платы и микросхемы компьютера, а также большая часть устройств.

3. Монитор – аппарат, предназначенный для вывода графической, текстовой или звуковой информации.

4. Клавиатура – комплект расположенных в определенном порядке клавиш для управления каким-либо устройством или для ввода данных.

5. Принтер – устройство для печати данных, находящихся в памяти компьютера.

6. Сканер – устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.

7. Мышка – одно из устройств ввода информации в виде манипулятора с двумя (реже тремя) кнопками.

8. CD-RomDrive – устройство для считывания компакт-дисков.

9. Флэш-диск – запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флэш-память, и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству.

10. Модем – устройство для модуляции и демодуляции сигналов в системах автоматической передачи данных.

11. Программное обеспечение – совокупность программ и данных.

12. Рабочий стол – вид экрана при работе с Windows, на котором находятся электронные документы и инструменты для их обработки.

13. Окно – один из элементов пользовательского интерфейса.

14. Буфер обмена – область оперативной памяти, в которую временно помещаются копируемые данные.

15. Корзина – папка для хранения удаленных данных и программ.

16. Логин – имя (идентификатор) учетной записи пользователя в компьютерной системе.

17. FTP – протокол передачи файлов, стандартный протокол, предназначенный для передачи файлов по TCP-сетям (например, Интернет).

18. E-mail – электронная почта, представляющая собой технологию по пересылке и получению электронных сообщений по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.

19. Интернет – глобальная компьютерная сеть.

20.Пароль – условное слово или набор знаков, предназначенный для подтверждения личности или полномочий.

Приложение 3. Интерпретация анализируемых терминов в различных классах

Таблица 5 Интерпретация компьютерных терминов как терминов из других областей

 

3 класс

4 класс

5 класс

7 класс

10 класс

11 класс

Аппаратное обеспечение

   

Для заряжения компьютера

Не нуждаться в оружии

   

Системный блок

   

Куда втыкают зарядное устройство

     

Монитор

Камера для пленки

 

Стекло у компьютера

     

Клавиатура

Табличка с буквами

         

Принтер

   

Пишет на бумаге

     

Сканер

   

Машина, угадывающая правду

     

Мышка

Вещь, которая управляет стрелкой

Вещь, которая управляет стрелкой

Животное

     

CD-Rom Drive

Написано английскими буквами

         

Модем

   

Провод для передачи данных

Штука с вай-файем

     

Рабочий стол

Стол, на котором работают (мебель)

Стол в компьютере для работы

Чтобы был доступен Интернет

 

Стол, на котором работают (мебель)

     

Окно

Стекло для смотрения на улицу и проветривания

Прозрачная рамка

Если нажать два раза, оно откроется

Рабочий стол в компьютере

Как бы подфирма, состоит из четырех квадратов

     

Буфер – обмена

   

Заметки

     

Корзина

Для грибов/покупок

 

Вместилище всех окон

     

Логин

   

Краткое понятие о человеке

Ложное имя человека

     

Интернет

Есть ответы на все вопросы

 

Программа, которая обеспечивает

Это жизнь!

   

Таблица 6. Интерпретация анализируемых терминов в 3-м классе

Термин

Определение

Количество человек

Аппаратное обеспечение

Нет определения

10

Необходимо для работы компьютера

1

Системный блок

Нет определения

8

Необходимо для работы компьютера

1

Система управления

1

Блок на компьютере

1

Монитор

Экран

5

Нет определения

2

Для просмотра картинок и фильмов

2

Камера для пленки

1

У компьютера

1

Клавиатура

Прибор для письма в компьютере

6

Нет определения

3

Табличка с буквами

2

Принтер

Печатает бумагу и краски на листе

3

Прибор для распечатки

3

Для копирования

2

Для печати, сканирования, копирования

2

Нет определения

1

Сканер

Нет определения

5

Для сканирования

5

Просвечивает вещи насквозь

1

Мышка

Для поиска в компьютере

3

Для нажимания на приложение и открывания программ

2

Нет определения

2

Для управления компьютером

2

Компьютерная мышка

1

Вещь, которая управляет стрелкой

1

CD-Rom Drive

Нет определения

10

Написано английскими буквами

1

Флэш- диск

Нет определения

6

Флэшка

4

Диск, на котором что-то смотрят

1

Модем

Нет определения

7

Интернет

4

Программное обеспечение

Нет определения

10

Необходимо для работы компьютера

1

Рабочий стол

Стол, на котором работают (мебель)

3

Стол в компьютере для работы

3

Где хранятся файлы и программы

3

Нет определения

1

Чтобы был доступен Интернет

1

Окно

Нет определения

4

Стекло для смотрения на улицу и проветривания

4

Собраны все программы

2

Прозрачная рамка

1

Буфер – обмена

Нет определения

10

Для повтора

1

Корзина

Для грибов/покупок

4

Для удаления ненужных файлов

4

Для покупок на компьютере

2

Нет определения

1

Логин

Нет определения

10

 

Имя в игре или в компьютере

1

FTP

Нет определения

11

E-mail

Нет определения

9

Электронная почта

2

Интернет

Есть ответы на все вопросы

6

Нет определения

4

Яндекс

1

Пароль

Нет определения

5

Чтобы заблокировать компьютер

5

Чтобы зайти в компьютер

1

Таблица 7. Интерпретация анализируемых терминов в 4-м классе

Термин

Определение

Количество человек

Аппаратное обеспечение

Нет определения

8

Системный блок

Нет определения

8

Монитор

Экран

7

Нет определения

1

Клавиатура

Прибор для письма в компьютере

4

Нет определения

2

Табличка с буквами

1

Часть компьютера

1

Принтер

Прибор для распечатки

6

Нет определения

1

Сканер

Нет определения

3

Для копирования

3

Для сканирования

2

Мышка

Устройство, подключенное к компьютеру

3

Вещь, которая управляет стрелкой

2

Для нажимания на приложение и открывания программ

1

Для управления компьютером

1

Нет определения

1

CD-Rom Drive

Нет определения

5

Диск

3

Флэш- диск

Нет определения

5

Флэшка

2

Для сохранения

1

Модем

Нет определения

4

Связь устройств

3

Интернет

1

Программное обеспечение

Нет определения

8

Рабочий стол

Нет определения

4

Где хранятся файлы и программы

4

Окно

Нет определения

5

Если нажать два раза, оно откроется

2

Рабочий стол в компьютере

1

Буфер – обмена

Нет определения

8

Корзина

Для удаления ненужных файлов

5

Нет определения

2

Для покупок на компьютере

1

Логин

Нет определения

8

FTP

Нет определения

8

E-mail

Электронная почта

5

Нет определения

3

Интернет

Для поиска информации

4

Нет определения

2

Wi-fi

2

Пароль

Нет определения

2

Чтобы заблокировать (разблокировать)

2

Секретный код

2

Чтобы зайти в компьютер

1

Таблица 8. Интерпретация анализируемых терминов в 5-м классе

Термин

Определение

Количество человек

Аппаратное обеспечение

Нет определения

8

Система в аппарате, что-то обеспечивающая

2

Для заряжения компьютера

1

Необходимо для работы компьютера

1

Электр. ср-во для передачи данных

1

Системный блок

Нет определения

5

Блок на компьютере

3

Куда втыкают зарядное устройство

2

Система управления

1

Основа работы компьютера

1

Монитор

Экран

11

Стекло у компьютера

1

Клавиатура

Кнопки с буквами

5

Прибор для письма в компьютере

5

Нет определения

1

Принтер

Прибор для распечатки

11

Пишет на бумаге

1

Сканер

Для копирования

5

Для сканирования

4

Нет определения

2

Машина, угадывающая правду

1

Мышка

Для нажимания на приложение и открывания программ

3

Нет определения

2

Вещь, которая управляет стрелкой

2

Для управления компьютером

2

Для поиска в компьютере

1

Устройство, подключенное к компьютеру

1

Животное

1

CD-Rom Drive

Для считывания или вставления дисков

9

Нет определения

2

Диск

1

Флэш- диск

Диск для просмотра или сохранения

6

Нет определения

3

CD-диск

1

Устройство для установки флэшек

1

Флэшка

1

Модем

Нет определения

5

Для доступа к Интернету

2

Провод для передачи данных

1

Программа

1

Штука с вай-файем

1

Симка, где есть Интернет

1

Как флэшка

1

Программное обеспечение

Нет определения

7

Программа, которая обеспечивает программы

2

Файлы

1

FTP

1

Рабочий стол

Где хранятся файлы и программы

4

Начальный (главный) экран

4

Стол в компьютере для работы

1

Стол, на котором работают (мебель)

1

Папка

1

Нет определения

1

Окно

Место для работы с информацией

3

Нет определения

2

Вкладка

2

Открытая электронная страница

1

Как бы подфирма, состоит из четырех квадратов

1

Панель передач

1

Собраны все программы

1

Рабочий стол в компьютере

1

Буфер – обмена

Нет определения

7

Программа для обмена и копирования информации

2

Обмен разных программ

2

Заметки

1

Корзина

Для удаления ненужных файлов

8

Нет определения

2

Для покупок на компьютере

1

Вместилище всех окон

1

Логин

Нет определения

5

Краткое понятие о человеке

1

Ложное имя человека

1

Респондент написал свой логин

1

Почта, адрес

1

Для открывания программ

1

Похоже на пароль

1

Набирается перед паролем

1

FTP

Нет определения

9

Информационное обеспечение

1

Скорость загрузки

1

Что-то похожее на пароль

1

E-mail

Электронная почта

7

Нет определения

2

Сайт для передачи писем

1

Пароль в почту

1

Респондент написал адрес своей электронной почты

1

Интернет

Для поиска информации

9

Программа, которая обеспечивает

1

Сеть доступа к Интернету

1

Нет определения

1

Пароль

Чтобы зайти (не дать зайти) в компьютер

5

Нет определения

3

Чтобы заблокировать (разблокировать) компьютер

2

Респондент написал свой пароль

1

Подтверждает личность

1

Таблица 9. Интерпретация анализируемых терминов в 7-м классе

Термин

Определение

Количество человек

Аппаратное обеспечение

Нет определения

4

Не нуждаться в оружии

1

Наличие аппарата (компьютера, телефона)

1

Наличие монитора, клавиатуры, мыши

1

Список программ

1

Системный блок

Основа работы компьютера

4

Нет определения

2

Часть компьютера

1

Блок питания компьютера

1

Монитор

Экран

4

Устройство для воспроизведения изображения

4

Клавиатура

Средство ввода информации

8

Принтер

Прибор для распечатки

7

Устройство вывода информации

1

Сканер

Устройства для ввода информации

4

Для сканирования

2

Для копирования

1

Нет определения

1

Мышка

Курсор

3

Устройство для ввода информации

2

Для открывания программ

1

Нет определения

1

Для управления компьютером

1

CD-Rom Drive

Нет определения

3

Дисковод

1

Устройство для считывания или вставления дисков

2

Диск

1

Устройство для считывания информации с флэш-дисков

1

Флэш- диск

Устройство для хранения и переноса информации

6

Компакт-диск

1

Нет определения

1

Модем

Беспроводной Интернет (в виде флэшки)

3

Для доступа к Интернету

2

Нет определения

2

Программное обеспечение

Нет определения

4

Обеспечение нужной программой

2

Обновления ПК

1

Первоначальный список программ

1

Рабочий стол

Начальный (главный) экран

4

Страница для хранения данных

2

Нет определения

2

Окно

Нет определения

2

Открытый файл

2

Открытая программа

2

Место нахождения программы

1

Вкладка

1

Буфер – обмена

Нет определения

5

Программа для обмена информацией

3

Корзина

Для удаления ненужных файлов

8

Логин

Имя при регистрации

3

Название страницы в Интернете

1

Электронное имя в программах

1

Учетная запись

1

Для доступа к программам

1

Для блокировки компьютера

1

FTP

Нет определения

8

E-mail

Электронная почта

7

Название страницы в Интернете

1

Интернет

Для поиска информации

4

Всемирная паутина

2

Нет определения

1

Это жизнь!

1

Пароль

Набор цифр или букв для защиты учетной записи

5

Для доступа в программу

2

Чтобы заблокировать (разблокировать) компьютер

1

Таблица 10. Интерпретация анализируемых терминов в 10-м классе

Термин

Определение

Количество человек

Аппаратное обеспечение

Нет определения

7

Все электронные и механические устройства компьютера

2

Составная часть компьютера

1

Системный блок

Нет определения

7

Корпус, в котором присутствуют определенные компоненты компьютера

1

Основа для аппаратного обеспечения компьютера

1

Основа работы компьютера

1

Монитор

Устройство для воспроизведения изображения

6

Экран

4

Клавиатура

Средство ввода информации

10

Принтер

Устройство для печати

9

Устройство вывода информации

1

Сканер

Устройства для ввода информации

4

Для копирования

3

Нет определения

2

Мышка

Устройство для ввода информации

3

Для управления компьютером

3

Нет определения

2

Курсор

1

Устройство для выполнения действий на мониторе

1

CD-Rom Drive

Нет определения

4

Для считывания или вставления дисков

2

Диск

1

Дисковод

1

Флэш- диск

Устройство для хранения и переноса информации

7

Нет определения

2

Диск для хранения информации

1

Модем

Нет определения

3

Для доступа к Интернету

3

Беспроводной Интернет (в виде флэшки)

2

Устройство, обеспечивающее передачу сигнала нескольким устройства

1

Аппарат, обеспечивающий Wi-Fi

1

Программное обеспечение

Нет определения

6

Набор команд для управления компьютером

2

Критерии возможности установить программы

1

Основополагающая программа для работы устройств

1

Рабочий стол

Начальный (главный) экран

5

Где хранятся файлы и программы

2

Нет определения

2

Список основных программ

1

Окно

Нет определения

3

Вкладка

3

Рабочее пространство, отображаемое на мониторе

2

Открытая программа или файл

2

Буфер – обмена

Нет определения

6

Программа для обмена и копирования информации

4

Корзина

Для хранения удаленных файлов

9

Нет определения

1

Логин

Имя для опознавания личности в сети

5

Нет определения

4

Для доступа к программам

1

FTP

Нет определения

10

E-mail

Электронная почта

5

Нет определения

2

Электронный адрес

2

Способ передачи информации

1

Интернет

Всемирная паутина, виртуальная сеть

6

Нет определения

3

Для поиска информации

1

Пароль

Для доступа в программу или сайт

3

Набор цифр или букв для защиты учетной записи и информации

3

Нет определения

2

Код безопасности

1

Необходим для сохранения информации

1

Таблица 11. Интерпретация анализируемых терминов в 11-м классе

Термин

Определение

Количество человек

Аппаратное обеспечение

Нет определения

7

Устройства компьютера

2

Системный блок

Блок, обеспечивающий работу компьютера

2

Корпус, в котором присутствуют определенные компоненты компьютера

2

Устройство для обработки информации

2

Нет определения

1

Блок включения компьютера

1

Основа работы компьютера

1

Монитор

Экран

5

Устройство для воспроизведения изображения

4

Клавиатура

Средство ввода информации

9

Принтер

Устройство для печати

7

Устройство вывода информации

2

Сканер

Устройства для ввода информации

5

Для сканирования

2

Для копирования

1

Нет определения

1

Мышка

Устройство для управления компьютером

8

Устройство для ввода информации

1

CD-Rom Drive

Для считывания или вставления дисков

9

Флэш- диск

Устройство для хранения и переноса информации

8

Нет определения

1

Модем

Для доступа к Интернету

6

Беспроводной Интернет (в виде флэшки)

3

Программное обеспечение

Нет определения

6

Совокупность программ на компьютере

2

Программа, позволяющая файлам взаимодействовать друг с другом

1

Рабочий стол

Начальный (главный) экран

5

Страница для хранения данных

2

Где хранятся основные файлы и программы

2

Окно

Нет определения

5

Открытая программа

3

Всплывающий экран с информацией

1

Буфер – обмена

Программа для сохранения копируемой информации

5

Нет определения

4

Корзина

Для хранения удаленных файлов

9

Логин

Имя пользователя для входа в систему

9

FTP

Нет определения

6

Технический прогресс

2

Интернет-протокол

1

E-mail

Электронная почта

6

Электронный адрес

2

Нет определения

1

Интернет

Всемирная паутина, виртуальная сеть

6

Нет определения

2

Средство связи

1

Пароль

Набор цифр или букв для защиты учетной записи и информации

4

Код безопасности

3

Код для доступа в программу или сайт

1

Символы

1

Просмотров работы: 553