РЕКЛАМА – ДВИГАТЕЛЬ… БЕЗГРАМОТНОСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РЕКЛАМА – ДВИГАТЕЛЬ… БЕЗГРАМОТНОСТИ

Попова А.Р. 1
1
Шамсутдинова Е.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в нашем обществе растёт общая безграмотность. Главную роль в развитии культуры речи играют средства массовой информации, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь. Но мы видим часто обратное. Всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. Они затрудняют понимание текста и оказывают отрицательное воздействие на общую грамотность потребителей.

Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических), ошибок в рекламных объявлениях.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать орфографию, пунктуацию, стилистику, как науку;

  • проанализировать рекламные объявления и выделить основные виды орфографических, пунктуационных и речевых (стилистических) ошибок;

  • объяснить возможные причины появления распространенных ошибок в рекламных объявлениях.

Объект исследования: наружная реклама, вывески и баннеры, «непрофессиональные» объявления, объявления в СМИ.

Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые, (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях.

Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.

Основные методы и приемы: анкетирование, сбор информации (рекламные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

I. ИЗ ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ

Уже в древности использовались самые простые рекламы. Сначала реклама носила только устный характер. В древнем Риме по улицам ходили торговцы и разные ремесленники, либо нанятые ими глашатаи, наперебой расхваливавшие каждый свой товар, буквально кричащие о своих услугах, призывающие и привлекающие к себе толпу. Поэтому и само слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает – «выкрикивать, объявлять».

Реклама (от лат. Reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — оповещение различными способами для создания широкой известности,

привлечения потребителей, зрителей. [4] Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры, появляются такого вида реклама, как письменный текст. Первой письменной рекламой считается найденный египетский папирус, на котором был написан текст о том, что продаётся раб. В античном мире, точнее в древней Греции и Риме, рекламные сообщения и обращения наносились на доски, кости и даже гравировались на металле. Затем брали этот своеобразный готовый рекламный носитель и зачитывали всю информацию, содержащуюся на нём в местах большого скопления людей.

Римляне строили «альбумсы», так назывались специальные стены, которые забеливались извёсткой и делились на одинаковые прямоугольники, затем они заполнялись объявлениями и различными новостями, которые наносились углём и пурпурной краской. Позже Римское правительство издало указ, наложивший запрет на «писанину» на стенах, уж слишком недовольны были домовладельцы, фасады чьих зданий были подпорчены подобной рекламой.

А вот греки, например, делали свои рекламные сообщения на камнях, а также вырезали на различных деревянных столбиках.

И египтяне тоже не отставали в рекламном деле. В древнем Египте в городе Мемфис, точнее в его развалинах, нашли столбик, сделанный из камня, на котором была нанесена следующая надпись: «Тут живу я, Минос, с острова Кипр, по милости богов наделённый способностью толковать сны за весьма умеренную плату». [8]

Но это всё было в далёкой древности, а вот новым, по-настоящему большим переходом к новой эпохе рекламной деятельности стало событие 1450 года. Тогда был изобретён печатный станок немецкого типографа Иогана Гуттенберга. Первые его издания представляли собой совсем небольшие учебники и листовки, не слишком высокого качества, тогда ещё Иоган экспериментировал с набором текста и шрифтами.

В 16-17 веках появились почтовые службы, которые значительно ускоряли процессы обмена информацией. В конце 16 века во многих крупных городах Европы стали повсеместно появляться различные информационные и рекламные листовки, в которых сообщалось о проведении ярмарок, о прибытии товаров в порт и прочее. В объявлениях начинают появляться различные картинки, оформление, стили. Теперь рекламные тексты стали отличаться друг от друга. Одна из первых газет, которая специализировалась на рекламных объявлениях, была газета «Бостон Ньюс Леттер».

В 1839 году была изобретена фотография! Естественно, теперь рекламный текст начинают дополнять фотографиями.

Развитие рекламы на Руси начинается с X-XI вв.

Во времена Киевской Руси купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. При этом выделены такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные уговоры.

В 16 веке появляется книгопечатанье, а вместе с ним и распространение рукописных книг, листовок и лубочных картинок. В каждом доме имели место быть лубки (потешные картинки), они были очень распространены и несли в себе различную информацию, выраженную в ярких картинках.

Так, например, «лубоч­ная» реклама широко использовалась во времена Петра I (1672-1725) в широкомасштабной кампании по популяризации табака. На одном из лубков изображена группа людей, нюхающих табак. Вид людей выражает полное удовлетворение. На картинке надпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».

В течение 17 века издавалась газета «Куранты» сногсшибательным тиражом в два экземпляра. В 1703 году появилась газета «Ведомости», затем появились и «Санкт-петербургские ведомости», и «Московские ведомости», и другие газеты, в которых уже активно начали издаваться различные рекламные объявления.

До 19 века по Руси ходили так называемые юродивые и сказатели, из уст которых разносились былины и исторические сказания. Главным местом и средством движения товара являлись ярмарки, купцы здесь нанимали зазывал и даже целые балаганы, которые «от всей души рекламировали их товар». Также в качестве рекламы использовались гравюры, печатные тексты, различные шествия и даже фейерверки.

Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями.

В 1878 году один предприниматель, по фамилии Метцель, открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли». Со временем становится популярным размещение рекламы на круглых тумбах, раздача листовок на улицах, реклама на трамваях, открываются конторы, специализирующиеся на рекламе.

Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. При этом ее роль то возрастала, то резко снижалась. Эта роль уже давно не ограничивается рамками ни коммерческих коммуникаций, ни даже всей рыночной деятельности. Особенно велико значение рекламы в областях экономики и общественной жизни. Трудно переоценить также общественную роль рекламы. Ежедневное воздействие рекламы на миллиарды потенциальных потребителей способствует формированию не только покупательских предпочтений. Реклама становится частью социальной среды, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире.

Но не все рекламодатели ответственно относятся к своей работе - орфографические, пунктуационные и речевые (стилистические) ошибки стали нормой. Для создателей рекламы зачастую важнее креативность мышления разработчика, эксклюзивные идеи, влияющие на восприятие рекламы потенциальным покупателем, чем грамотность и «добротность». Необходимо научить население видеть ошибки, понимать причины их появления.

По месту и способу размещения существует несколько видов рекламоносителей: печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и т.д.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, баннеры, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др.

Нас интересует наружная реклама, «непрофессиональные» объявления, объявления в СМИ, которые позволяют судить о культурном уровне населения, рекламодателей и представителей фирм, занимающихся изготовлением рекламоносителей..

Актуальность нашей работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка.

Мы попытались проанализировать рекламные объявления и ситуацию, сложившуюся вокруг них. Для этого были проведены ряд анкет, опросов. По результатам анкетирования учащихся, учителей, общественности подведены следующие итоги:

Из 100% (82 чел.) респондентов - 73% обращают внимание на ошибки, допущенные в рекламных объявлениях (Рис.1)

13% (11 чел.) опрошенных положительно относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)

60% (49 чел.) опрошенных отрицательно относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)

27% (22 чел.) опрошенных нейтрально относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)

Рис.1

Рис.2

II. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма, орфографическая ошибка.

Орфография занимает важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека.

Орфография (от др.-греч. Orfos — «правильный» и graphi — «пишу») – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.[1]

Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой (греч. «орфо» - правильный, «грамма» - буква, знак) .[1]

Часто используют такие формулировки: «...орфограммой является буква... Орфограммой может быть также слитность (или раздельность) написаний, строчность (заглавность) буквы, место переноса, объём сокращения слова»[2]

Выделяют следующие четыре типа орфограмм: 1) обозначение звуков в слабых позициях; 2) распределение буквосочетаний с функционально осложнённым компонентом; 3) обозначение согласных разной длительности; 4) слитные, полуслитные и раздельные написания слов.

2.1.Виды орфографических ошибок

В русском письме встречаются случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание, можно только опираясь на правило. Но бывает, что пишущий не знает орфографических правил, и тогда он допускает орфографическую ошибку. Ошибки бывают нескольких типов:

  • ошибки в написании гласных и согласных букв;

  • ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова;

  • ошибки в написании строчных и прописных букв.

2.2. Орфографические ошибки в рекламных объявлениях

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв и т.д.

  1. Ошибки в написании удвоенной согласной в корне словарного слова:

а) «Работа с гипсокартонном»

б) «Продам котедж»

  1. Ошибка в написании прописных букв:

«Ф.И.О, лицевой счёт, Адрес,…»

«Дорогие Гусиноозерчане»

3. Ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением:

а) «Видётся видеонаблюдение»

б) «Требуется продовец»

  1. Ошибка в написании словарного слова иностранного происхождения:

«Срочно продам 2-х комнатную квартиру СМС, рядом с рынком (новые двери, окна, красивый шкаф-купэ, балкон застеклен)»

  1. Ошибка в правописании Ь в глаголах на - тся и -ться:

«Розыгрыш состоиться».

  1. Ошибки в правописании окончаний глаголов:

«Стелим ламинат».

  1. Ошибка в написании НЕ с наречиями:

«Не_дорого»

  1. Ошибка в написании сложных прилагательных:

«Двух_уровневые»

  1. Ошибки в употреблении (неупотреблении) дефиса:

«Восточный экспресс_банк»

2.3.Возможные причины появления орфографических ошибок в рекламе

Мы предполагаем, что причин появления орфографических ошибок может быть несколько.

Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции. В-третьих, трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложными, их не так-то легко установить.

Орфографическая ошибка указывает на

  • незнание орфографических правил;

  • отсутствие практических навыков.

  1. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Пунктуация (ср.-век. лат. Punctuatio — от лат. Punctum — точка) — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.[1]

Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его.

Система пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

В русском письме и других современных письменностях латинской и кириллической графики различаются знаки препинания:

  1. на границах крупных смысловых отрезков текста (абзац, красная строка);

  2. на границах предложений (. ? ! ...), указывающие на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности;

  3. указывающие внутри предложения на отношение его частей (, ; : -), в том числе двойные знаки: скобки, двойные запятые, двойные тире;

  4. знаки, указывающие на цитирование и эмоциональное отношение к словам и словосочетаниям (кавычки);

  5. знаки сокращений (точка, дефис, косая черта).

  1.  
    1. Виды пунктуационных ошибок

Существует несколько десятков правил русского языка, которые указывают, в каком случае требуется добавить запятую или иной знак препинания. Представляем основные виды пунктуационных ошибок:

  •  
    • ошибки в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

    • отсутствие запятой между неоднородными определениями, одно из которых является распространенным;

    • ошибки в постановке запятой при повторяющихся однородных членах, соединенных союзами;

    • обособленные дополнения;

    • ошибки в обособлении уточняющих обстоятельств времени и места;

    • ошибки в обособлении вводных слов и словосочетаний;

    • ошибки в сложносочиненном предложении;

    • ошибки в сложноподчиненном предложении;

    • ошибки в бессоюзном сложном предложении;

    • ошибки в постановке знаков в предложении с прямой речью.

3.2. Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях, в неполных предложениях, в употреблении кавычек в названиях предприятий, магазинов, фирм.

  1. Ошибки в употреблении кавычек в названиях предприятий, магазинов, фирм:

магазин Продукты №3; магазинЛасточка;магазинРомантика;магазинНабережныйи т.д.

  1. Ошибки в неполных простых предложениях, где на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире:

«Хорошим людям _ хорошая мебель. В честь нашего Дня рождения всем покупателям _ скидки до 20%».

3. Ошибки в сложноподчинённом предложении:

«Продадим ещё дешевле – если найдете дешевле!»

«Энергосбыт» уведомляет_что…»

4. Ошибки в предложениях с однородными членами, в том числе и с обобщающим словом:

а) «Оплата за воду и стоки ноябрь_ декабрь и январь»

б) если нет обобщающих слов перед однородными членами, двоеточие не нужно:

«Мир компьютеров и оргтехники предлагаем: компьютеры, ноутбуки, оргтехнику, телевизоры, программное обеспечение…»

«Всегда: Доставим_Поднимем_Установим»

«Всегда: Гарантия лучшей цены»

«Осуществляем: ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов,…»

«Проверяйте, не отходя от кассы: Ф.И.О., лицевой счёт,…»

5. Ошибка в выделении причастного оборота:

«Обувь_доступная всем»

6. Ошибка в постановке дефиса в приложениях

«Организации требуется специалист_землеустроитель»)

«Шкаф_купе»

7. Ошибки в выделении обращений:

«Уважаемые абоненты__Проверяйте…»

«Уважаемые потребители электроэнергии__«Энергосбыт» уведомляет…»

«Счастливого Нового Года__дорогие Гусиноозерчане!»

3.3.Возможные причины появления пунктуационных ошибок в рекламе

Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях мы объясняем низкой грамотностью рекламодателей. Объективными (вытекающими из характера объема изучения пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска):

  • незнание пунктуационных норм;

  • коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики;

  • связь с достаточно сложной грамматикой;

  • наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции;

Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются следующие причины:

  • неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;

  • незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;

  • смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.

IV. РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Стилистика - раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.[8]

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.[6]

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

4.1.Разновидности речевых недочетов.

  • употребление слов в несвойственном значении;

  • нарушение лексической сочетаемости. Употребление лишнего слова (плеоназм);

  • употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология);

  • повтор одного и того же слова;

  • употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

  • неудачное употребление личных и указательных местоимений;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений;

  • нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • неудачный порядок слов

4.2. Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях

Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.

  1. Бедность и однообразие синтаксических конструкций:

Хорошим людям – хорошая мебель

«Продадим ещё дешевле, если найдёте дешевле

  1. Неудачный порядок слов:

«Отдел для беременных Кенгуру…»

Грамматические ошибки в рекламных объявлениях

а) «Осуществляем: ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установка и настройка программ…»

б) «Головные уборы в любую погоду для всей семьи»

в) «Проверяйте… сдачи»

г) «Заключаем договора…»

д) «Шубы с Пятигорска»

4.3. Возможные причины появления речевых (стилистических) ошибок в рекламе

Возможно, речевые (стилистические), грамматические ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребление слов в несвойственных им значениям. Иногда неоправданный, на наш взгляд, повтор слов, по мнению рекламщиков, является средством выразительности. А может быть, это обусловлено

  • незнанием лексического значения слов;

  • недостаточным владением синонимикой языка (тавтология);

  • неразличением значений слов;

  • незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, в СМИ, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и стилистических норм, - результат безграмотности «авторов».

Орфографические ошибки – распространенное явление в рекламных объявлениях. Среди них выявлены следующие ошибки:

  • написание словарных слов иностранного происхождения;

  • проверяемая безударная гласная в корне слова;

  • окончание глагола;

  • правописание неизменяемых приставок;

  • удвоенные согласные в корне слова.

Выявленные орфографические ошибки связаны с низкой грамотностью населения, с безответственным отношением рекламодателей к своей работе.

В рекламных объявлениях были найдены такие нарушения пунктуационных правил, как:

  • знаки препинания при однородных членах предложения;

  • знаки препинания при обобщающих словах;

  • обособление распространенных определений, выраженных причастными оборотами;

  • употребление кавычек в словах, обозначающих названия организаций, магазинов, салонов и т.д.;

  • в неполных предложениях;

  • в сложноподчинённых предложениях.

Рекламодатели часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания, т.е. не расставляют знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах предложения, в предложениях с обособленными членами предложения, предложениях с обращениями вследствие незнания пунктуационных норм, вероятно, нежелания «утяжелять» текст.

Речевые (стилистические) ошибки, в основном, допускаются из-за незнания правил русского литературного языка.

Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания русского языка, расширении сферы применения знаний.

Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».

В дальнейшем мы планируем продолжить работу и обратиться в городской Совет депутатов с просьбой выступить на заседании городской Думы с результатами нашего исследования, хотим предложить рекламодателям быть ответственными в оформлении рекламы своей продукции. Хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  
    1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.– 7-е изд., – М.:Просвещение, 1998.-287 с.

    2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст]/ В.Ф.Иванова. - М.,1966. – 313 с.

    3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений [Текст]/ Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.-960 с.

    4. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов [Текст]/Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М.: Русс. яз.,1988.- 400 с.

    5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст]/ Д.Э.Розенталь.- М.:Розельф, 1996.-368 с.

    6. http://www.librero.ru/article/meld/

    7. http://www.consultant.ru/ Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
    8. http://ru.wikipedia.org
Приложение

 

24

Просмотров работы: 905