ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА В РУССКОМ БУКВАРЕ (НА ПРИМЕРЕ БУКВАРЯ КАРИОНА ИСТОМИНА)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА В РУССКОМ БУКВАРЕ (НА ПРИМЕРЕ БУКВАРЯ КАРИОНА ИСТОМИНА)

Кузьмин К.С. 1
1
Билевич Н.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

«Что толку в книжке, - подумала Алиса, –

если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»( Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес»)

Книга для ребенка начинается с иллюстрации, она служит стимулом для освоения ᴨȇрвых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

В нашей работе речь пойдёт о первом иллюстрированном русском букваре и его авторе Карионе Истомине.

Актуальность темы: немногие из нас слышали о Карионе Истомине и знают о том, что именно он создал удивительный учебник с картинками, по образцу которого создаются и наши современные буквари и азбуки. Уникальный опыт этого педагога актуален и в наше время. Хотя его букварь был издан в 1694 году, но уже тогда Карион Истомин заложил в него всё то, что станет неотъемлемой частью книги и будет иметь влияние на последующие учебные издания: наглядность, занимательность, познавательность – всё, что помогает успешному усвоению материала.

Проблема: роль воспитательного потенциала, заключённого в букваре Кариона Истомина.

Гипотеза: если использовать иллюстративный материал, то это будет способствовать прочному усвоению знаний.

Цель работы: выявить воспитательные возможности иллюстративного материала в букваре Кариона Истомина.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность понятий «иллюстрация», «иллюстративный материал»;

- раскрыть функции воспитательных возможностей иллюстративного материала;

- изучить биографию Кариона Истомина и проанализировать особенности построения его букваря;

- рассказать сверстникам о Карионе Истомине и его букваре;

- систематизировать результаты анкетирования и наблюдений.

Методы исследования:

- поиск и изучение научной литературы по теме исследования;

- анализ базовых понятий;

- ознакомление с букварём Кариона Истомина;

-проведение анкетирования по теме исследования и обобщение результатов.

Объект исследования: иллюстрации в букваре Кариона Истомина.

Предмет исследования: воспитательный потенциал, заложенный в букваре Кариона Истомина.

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1.  
    1. Определение понятия

Что же такое иллюстрация? В Большом Энциклопедическом словаре: ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. «illustratio» – освещение, наглядное изображение); 1) объяснение с помощью наглядных примеров; 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунок, фотография, карта, схема и т.п.); 3) Область изобразительно искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. Первоначальные рукописи иллюстрировались миниатюрами; после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.

Иллюстрация (от латинского «illustratio» - освещение, наглядное изображение) – рисунок, фотография, гравюра или любое другое изображение, поясняющее текст. Данное определение нам даёт электронная энциклопедия «wikipedia».

Иллюстрация в учебнике – это изображение, объясняющее, истолковывающее или дополняющее текст с помощью наглядных образов. Это одно из самых распространённых средств применения наглядности в обучении.

Под иллюстративным материалом при этом понимается цветное или черно-белое изображение, которое реализует дидактические (т.е. поучающие) задачи, заложенные в учебнике. Иллюстративный – т. е. служащий иллюстрацией; наглядный материал. Такое понятие нам даёт толковый словарь Ушакова.

Иллюстрация и иллюстративный материал – это, по существу, синонимы.

Раскрывая сущность понятий, мы сделали вывод, что любая детская книга, в том числе и учебник, должна быть наполненной иллюстрациями. Они могут быть крупными или мелкими, цветными или чёрными, но понятными и выразительными должны быть обязательно.

  1.  
    1. Воспитательные возможности иллюстрации

Народная мудрость гласит: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В учебниках почти по всем предметам есть иллюстрации, они выполняют важные и разнообразные функции:

- обогащают чувственный опыт учеников образами, которые нужны для формирования необходимых представлений об окружающем мире и формирования понятий. Дополняя созданный на основе образа текст, иллюстрации уточняют, делают его более зримым, играют большую роль в развитии мышления;

- иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала, что способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала;

- помогают ученикам разобраться в неизвестных словах, обозначающих явления или предметы;

- способствуют более прочному запоминанию и усвоению знаний и т.д.

Подводя итог всему вышеизложенному, приходим к выводу, что благодаря использованию иллюстрационного материала активизируется внимание, память учащихся, развивается их интерес к учебному процессу, а значит, растёт и уровень качества обучения.

Облик той иллюстрированной детской книги, который существует сейчас, возник сто лет назад, в конце XIX века, но отсчёт стоит начать ещё на двести лет раньше. В России первые иллюстрации в учебниках появились в «Азбуке» Василия Бурцева и в «Букваре» Кариона Истомина.

Глава II. КАРИОН ИСТОМИН – СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО БУКВАРЯ

2.1. Биография Кариона Истомина

Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно считается Карион Истомин. Это яркий представитель русского просвещения, педагог и переводчик. Он был иеромонахом Московского Чудова монастыря, т.е. священником, вместе с тем известным поэтом, художником, книжных дел мастером. Его работы в разных областях сохранились и дошли до нашего времени, однако, информации о нём самом не так много.

Родился Карион Истомин в Курске – в 1640 году, умер предположительно в 1717 или 1725 году. Мирское его имя неизвестно.

Долгое время был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии. Карион Истомин по праву считался первым русским писателем для детей. Любимое детище автора – «Лицевой букварь».

2.2. История создания «Букваря в лицах»

Лицевой – это значит иллюстрированный, с картинками. Именно то, что в нём появляются иллюстрации, которые были вспомогательным средством в учебном процессе, и является отличительной особенностью данного учебного издания, он стал самым замечательным учебником XVII-XVIII вв., резко нарушившим предыдущие традиции.

Сначала Истомин изготовил букварь в двух рукописных экземплярах.

А в 1694 году тиражом 106 экземпляров Истомин выпускает печатную версию своего труда. «Лицевой букварь» имел 44 листа и открывался фронтисписом, на котором текст в фигурной рамке пояснял содержание и назначение книги. Ново и смело звучало обращение автора к ученикам. «Букварь» Кариона Истомина впервые был адресован не только мальчикам, но и девочкам. А ведь тогда считалось, что девочек обучать грамоте ни к чему. В период, когда о женском равноправии не могло идти речи, появление учебника для девочек в том числе, было прогрессивным явлением.

2.3. Особенности строения букваря Кариона Истомина

Как же был построен этот «Букварь»? Он отличался от предшествующих и по содержанию, и по структуре. Отсутствовало слогосочетание, из церковных текстов включены только молитвы.

Эта книга не походила ни на какие другие учебники. Всё в ней было наглядно, красиво, живо и увлекательно. Карион Истомин считал, что наглядность как метод обучения поможет гораздо быстрее «отрокам и отроковицам» научиться читать.

Каждой букве посвящалась особая страница, которая расширяла представление ребёнка об окружающем мире. Сам принцип построения иллюстраций букваря имеет следующую последовательность: на каждую букву алфавита первоначально идёт изображение в виде образа человека в доспехах, поза которого напоминает начертание буквы. Далее – следует изображение этой же буквы в формате печатного оттиска. Затем идут образцы написания буквы в разных стилях, а дальше следует соответствующая ей буква латинского, греческого и польского алфавита. Под различными вариантами написания одной и той же буквы следует несколько изображений, наименование которых начинается с данной буквы. Рисунки растений и животных, построек и предметов быта, «звездозаконника» со зрительной трубой, «историографа» с книгой и чернильницей в руках так гармонично сочетаются со следующими ниже стихами, включающими названия изображений, что оставляют яркое зрительное впечатление у детей и способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию.

Рассмотрим внимательно страницу, посвящённую букве «А». Как же хороши и затейливы заглавные и строчные буквы «А»! Они то с завитками, то с лихими росчерками, то совсем скромные. Буквы здесь из латиницы, из греческого, из польского языков. Зачем иностранные буквы здесь, в русском букваре? Это как бы подготовка к усвоению иностранных языков. Когда царский или княжеский отпрыск начнёт их постигать, буквы и некоторые слова уже будут ему знакомы.

Три ряда разных букв «А» существуют не врозь, не каждый сам по себе. Их объединяет фигура человека, полусказочного воина в латах, шлеме с пером, с копьём и трубой в руках. Кто это? Взрослому человеку такая фигура встречалась в древнерусских книгах. Но для ребёнка – настоящее открытие. Рассматривая, он найдёт в фигуре букву «А». Человек–буква. Буква–игра. Разнообразные мужские и женские фигуры – воинов, сокольника, кузнецов, «юнотки» (т.е. юной девушки), знатных особ в определённых, читаемых как буква позах встречают учеников на всех последующих страницах. Фигуры стоят то по одной, то по две или по три, как в букве «Ш» , например.

Запоминать слова помогала картинка. Середина каждой страницы отведена нарисованным предметам с подписями к ним. Вот Адам, первый человек, возносит молитву Богу. Адам как бы соединяет Небо и Землю. Над ним «Априлий-месяц». Сам месяц выглядывает из-за облаков, обратившись лицом к Адаму. Завязывается цельная композиция. Рядом с месяцем знаки небесных планет – Афродита (Венера) и Ареа планета, т.е. Марс.

А что же на Земле? «Земля есть в частях, в месяцах измена», - продолжает объяснять поэт. «Части» тоже названы – Азия, Африка, Америка (Австралия и Антарктида ещё не открыты). На Земле – «все вещи, страны, царства, грады». «А» - это сидящий на траве «Араната - коза» - орангутанг, почти человек, если бы не уши торчком и когти. Вот такие широкие сведения давал своим маленьким читателям Карион Истомин.

«Аспид» - мерзкое крылатое чудовище, дьявольщина, зло. «Агкура» - якорь. А на пригорке родное, домашнее – петух, а по-гречески – «алектор». Знаком был ученикам того времени и «Аналогий», «Аналой» - высокий наклонный столик для богослужебных книг и икон. Между Небом и Землёй разместили «Арифметику», мы видим раскрытую книгу учебника, а рядом – какой-то драгоценный камень (анфраз-камень). Вы видите, как насыщена сведениями страница, а их в букваре 44. И всё интересно ученику. «Дивная сотворённость» - так Истомин дал первое определение иллюстрации.

Так называемые «Педагогические стихи» занимают последнюю треть листа и объясняют изображённое, внушают добродетельные чувства и мысли, любовь к учению, к книге. «Книжное учение во вкусе есть сладко», - говорил Карион Истомин. Он защищает науки и искусства, соединяя науку и веру в бога. Вот пример таких поучительных стихов со страницы под буквой «К».

Како кто хощет видом си познати

В первых вещей сил будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суше,

Юный, отверзай в разум твоя души.

В колесницу сядь, копием борися,

Конём поезжай, ключом отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

Здесь изображены: кит, кипарис, колесница, копьё, конь, ключ, корабль, корова, кокошь (курица), колокол. Такая композиция иллюстрации способствует лучшему усвоению материала и запоминанию. С каждой буквой ассоциируется несколько образов.

Всего в «Букваре» более 400 иллюстраций. Все они помогали в обучении грамоте, в быстром усвоении материала, поскольку дело касалось тех предметов, которые встречались учащемуся каждый день. А, например, изображения животных, не встречавшиеся русскому человеку в родных краях, показывали всё разнообразие животного мира, что пробуждало в школьнике интерес к изучению нового, а яркий образ способствовал лучшему запоминанию букв.

Это была первая в России печатная книга для детей с картинками, да ещё цветными! Карион Истомин впервые на Руси провозгласил истину: малый ребёнок вначале смотрит, а потом читает. Спустя 200 лет поэт Александр Блок подтвердит это тонкое психологическое наблюдение: «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. У детей слово подчиняется рисунку».

Глава III. Букварь в цифрах и мнениях (опрос по теме исследования)

Мы решили узнать, а как оценивают роль иллюстрации ребята из моего 5 класса. С этой целью мы провели анкетирование, где предложили ответить на пять вопросов. В опросе принимали участие 25 человек.

На вопрос «Что такое иллюстрация?» все ребята из моего класса ответили правильно. Они знают, что это картинка или рисунок к тексту. А вот внимание на иллюстрацию в учебнике обращают 80% класса. Тогда мы спросили: «Как вы думаете, зачем нужна иллюстрация?» (Рис.1) Вот что нам ответили мои одноклассники: 76%, а это 19 человек, считают иллюстрацию важной и нужной, она помогает им лучше воспринимать информацию в тексте. Три человека, или 12%, наверное, это были девочки, ответили, что иллюстрация нужна для красоты. И это тоже правильно, ведь иллюстрация должна вызывать добрую улыбку и отличное настроение. То, что иллюстрация необходима для привлечения внимания, считают 8%, и лишь 4%, т.е. 1 человек, не знает, для чего же она нужна. Ответы на этот вопрос мы оформили в виде диаграммы.

Рисунок 1

Следующий наш вопрос звучал так: «Как вы считаете, помогают ли иллюстрации лучше усваивать учебный материал?» (Рис.2) Большинство опрошенных уверяют: «Да, конечно», это 84% класса, 21 ученик из 25. 12%, а это 3 человека, считают, что помогают, но иногда, и 4% отрицают роль иллюстрации как помощника.

Рисунок 2

Как выяснилось из следующего вопроса, большинство моих сверстников, это 56% (14 человек) всё-таки учитывают наличие иллюстраций при выборе книги для чтения. Не всегда учитывают – 16% (4 человека) опрошенных, а для 28% (7 человек) иллюстрация не имеет значения.

В процессе исследования встретилось много слов, которых уже нет в русском языке, и они считаются архаизмами (устаревшими). Нам стало интересно, а знают ли эти слова мои одноклассники. Для эксперимента мы взяли из букваря Кариона Истомина 12 слов: ладья (лодка), шишак (шлем), длань (ладонь), пищаль (ружьё), черпало (ковшик), град (город), ложе (кровать), ящерка (ящерица), венец (корона), око (глаз), древо (дерево), перстень (кольцо) – и попросили их объяснить. Выяснилось, что большинство слов ребятам знакомы, но всё же были совершенно неожиданные ответы. Например, для многих слово «шишак», оказывается, означает большую шишку на голове, «ладья» – это и злая тётка, и девушка, и оладья. «Пищаль» для некоторых – маленькое пищащее существо. А слово «град» ребята спутали с осадками. Если мы посмотрим на рисунок 3, то увидим следующую картину: самым узнаваемым словом оказалось слово «око» - это глаз. Так ответили 96% класса – 24 человека из 25, а самым непонятным оказалось слово «пищаль», правильно истолковали только 28%. Хорошо знакомы сверстникам и такие слова, как перстень – 92%, ящерка – 88%, венец – 68%, а это большая часть класса.

Рисунок 3

Кроме того был проведён опрос и заданы такие вопросы: «Слышали ли вы о Карионе Истомине?» и «Почему букварь может называться лицевым?» Никто из ребят не ответил на эти вопросы. Тогда на ближайший классный час я принёс букварь Истомина, и мы стали его рассматривать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы выяснили, что между понятиями «иллюстрация» и «иллюстративный материал» нет резкой грани. «Букварь в лицах» - новаторская книга, такая, каких не было прежде. Мы провели анкетирование, опрос в классе по «Букварю» Кариона Истомина, сделали анализ собранного материала. Насколько богата наша история и сколько в ней людей, незаслуженно забытых! Карион Истомин – один из них. И мы постарались пробудить интерес моих сверстников к этому выдающемуся соотечественнику. А ещё мы с бабушкой изложили его труд стихами, и вот что у нас получилось:

Русь была безграмотною встарь,

Не хватало книг, чтобы учиться.

Истомин Карион создал «Букварь»,

Сначала преподнёс его царице.

Был «Букварь» тот назван «лицевым»

Буквы в нём изображались в лицах,

Автор много дней провёл над ним,

Написал чудесные страницы.

С помощью затейливых фигур

Каждая из букв изображалась,

Более четырехсот гравюр

На страницах книги помещалось.

Слово назови и напиши,

С чувством рассмотри изображение,

Сколько здесь работы для души,

Для ума и для воображенья!

Дети узнавали в «Букваре»

О предметах из другого мира:

В море кит, кентавр на горе,

Птица Феникс есть и птица Сирин,

Есть другие земли и моря,

Есть другие страны и народы,

Как прекрасна Божия земля,

Как богата тайнами природа!

320 лет с тех пор прошло.

Тот «Букварь» в архивах сохранился.

Я считаю: очень хорошо,

Что труд Истомина доныне не забылся!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII: Москва, Педагогика, 1985.-544 с.

  2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1993.

  3. В помощь учителю Букварь. Карион Истомин Методическое пособие М.:ООО Печатная слобода, 2014;

  4. Гетьман Н. Курские корни «Лицевого букваря» / Н.Гетьман// Гор. Известия. – 2004.-23окт. –с.5.

  5. История русской детской литературы: М.: Просвещение, 1990.-218с.

  6. Монтессори М.Дети – другие. Методика раннего развития: АСТ, 2015.-288 с.

  7. Российская педагогическая энциклопедия, том1, М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1993.

  8. Толковый словарь русского языка. Том I. Под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: ООО «Издателство Астрель», 2000.-848 с.

  9. Гордость земли курской М.Шехирев http://old-kursk.ru/book/zemlaki/istomin.html

  10. Карион Истомин. Букварь языка славенска, Печатный двор, 1696 http://www.raruss.ru/slavonic/1607-abc-karion-istomyn-2.html

  11. Праздник букваря http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38161.php

  12. Из истории букварей. С миру по нитке http://ocsumoron.ru/blog/iz_istorii_bukvarej/2013-10-20-120

15

Просмотров работы: 3131