ПРОБЛЕМА ЗАСОРЕННОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА ЗАСОРЕННОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Климова Е.Д. 1
1
Толстоброва Н.В. 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как говорим? Или как говорят одноклассники, друзья? Оказывается, слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В нашей работе мы попытались разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.

Объект исследования: речь учащихся 6-х классов.

Цель исследования: анализ речи шестиклассников нашей школы с точки зрения использования ими слов-паразитов.

Задачи:

  • изучить понятие «слова-паразиты»;

  • провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных слов-паразитов;

  • понаблюдать за речью одноклассников на уроке во время ответа и на перемене;

  • сгруппировать слова, засоряющие речь, по их значению;

  • дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Гипотеза: слова-паразиты распространены в речи шестиклассников.

Приработе над проектомиспользовались следующие методы:

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,

  • наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке;

  • анкетирование;

  • анализ и обобщение.

Практическая значимость. Данный материал можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку, а также на классных часах.

Слова-паразиты в речи.

Слова-паразиты - это слова, которые не несут никакой информации, намертво вошедшие в разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает.

В литературе по лингвистике есть целый ряд терминов, определяющих понятие «слова-паразиты»: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О.Б.Сиротина), «вставные элементы» (Т.А. Ладыженская). Но чаще всего употребляется термин «слова-паразиты».

Самое распространённое определение слов-паразитов следующее: это слова и звуки, засоряющие устную речь.

Словарь-справочник лингвистических терминов Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой предлагает следующее толкование: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки, называются словами-паразитами».

Изучив случаи употребления слов, я пришла к выводу, что можно выделить еще и звуки-паразиты, которые тоже засоряют нашу речь.

Все слова-паразиты можно разделить на две группы. Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, короче, ну и др.

Другая группа слов отражает наши эмоции. Используя такие слова, мы можем выразить одним словом несколько эмоций сразу. Например, возмущение и огорчение одним словом блин.

Слова-паразиты употребляет человек с маленьким словарным запасом. Он часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово.

Практическая часть

Среди учащихся я провела анкетирование (приложение № 1). В опросе участвовали ученики 6-х классов. По результатам анкетирования выделила наиболее употребляемые шестиклассниками слова-паразиты и звуки (блин, это, короче, ну, э, как его там, так, как бы, вот, а).

Проанализировав анкеты, выявила, что слова-паразиты употребляют для связи слов. Также некоторым учащимся они помогают преодолеть недостаток словарного запаса и делают речь понятнее для друзей.

Многие отметили, что слова-паразиты не нужны.

В основном ребята стараются обойтись без них. Но, к сожалению, есть такие, которые не задумываются над тем, как они говорят, и не хотят поработать над своей речью.

Заключение.

В результате изучения теоретического материала и проведённых исследований я пришла к выводу, что слова-паразиты, существующие в речи человека, не несут никакой коммуникативной информации и во многом затрудняют понимание излагаемой мысли; они являются своеобразными словами-смазками и прочно закрепляются в лексиконе человека. Большинство учащихся 6-х классов знает о существовании слов-паразитов и активно использует их в своей речи. Наиболее употребляемые слова-паразиты в речи наших школьников следующие: блин, это, короче, ну.

Я считаю, что от слов-паразитов нужно избавляться. Предлагаю советы, которые помогут исключить данные слова из своей речи:

  • читать художественную литературу;

  • наблюдать за своей речью;

  • стараться чаще выступать перед слушателями.

В дальнейшем я планируюпродолжить изучение темы, исследовать речь взрослых людей.

Источники.

  1. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи. Вставные элементы в речевом потоке. – М., 1985.

  2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М., 1976.

  3. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1984.

  4. www.gramota.ru

  5. www.slovesnik.ru

  6. http://ru.wikipedia.

Приложение 1.

  1. Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?

Да Нет

  1. Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?

Из телевизора Из интернета

В школе Дома

Другие варианты ________________________________________

3.Часто ли вы употребляете слова – «паразиты»?

Да Нет

  1. Для чего вы их употребляете?

Нужны для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другие варианты ________________________________________

  1. Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи?

Да Нет Не думал(а) об этом.

  1. Стараетесь ли вы обойтись без них?

Да Нет Не думал(а) об этом

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Просмотров работы: 1130