ЭВОЛЮЦИЯ БУРЯТСКОГО КОСТЮМА: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭВОЛЮЦИЯ БУРЯТСКОГО КОСТЮМА: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Дармаева С.Б. 1
1
Доржипаланова Б.Д. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Актуальность Чем дальше вперёд уходит современное общество к новейшим технологиям и необычайным открытиям, тем порой острее появляется желание вернуться назад, к исконным традициям, окунуться в мир, в котором жили наши предки.

В настоящее время все ощутимее становится интерес к традиционной материальной культуре малых народов и, в немалой степени, к этнокультуре коренных народов Сибири. Яркий тому пример - возрождение бурятского костюма. Традиционный костюм вновь становится актуален в повседневной жизни. Характерной особенностью современного бурятского костюма является стремление художников-модельеров сохранить художественные и эстетические начала традиционного костюма - конструкцию, силуэт, композицию, декор, цвет.

Костюм- зеркало культуры, и на каждом этапе своего развития он отражает образ современного мира - основные идеи, предпочтения, и даже настроения, бытующие в народе. Сегодня надевают ее для красоты и оригинальности, в связи, с чем народный костюм утрачивает функции повседневной и приобретает функции праздничной. Тем не менее, изучение символики, традиционного кроя, выбор материала, цветовой гаммы актуализирует проблему воспитания человека культуры.

Традиционный костюм для сегодняшних художников-модельеров – это богатейшая кладовая идей и решений, из которой они черпают вдохновение, но распоряжается этим богатством каждый по-своему.

Данная работа посвящена видоизменению облика бурятского костюма с XVIII в. по настоящее время. Рассматриваются пути развития современного национального костюма (повседневный, эксклюзивный, реконструкция).Рассматривается изменение внешнего вида бурятского костюма на протяжении ХVШ-ХХ вв. в результате появления новых материалов (шелк, парча, бархат, сукно, ситец).

Автором данной работы созданы модели современной повседневной женской одежды, с использованием традиционных элементов национального костюма, как сохранение, развитие традиций в современных условиях, что, несомненно, имеет практическую значимость.

Объектисследования - декоративно-прикладное искусство бурят.

Предмет исследования - художественные традиции национального костюма бурят в творчестве современных художников-модельеров

Цель исследовательской работы — на основе изучения традиционного национального костюма бурят исследовать специфику преломления этих художественных традиций в творчестве современных художников-модельеров.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проанализировать и систематизировать данные искусствоведческих, этнографических и культурологических источников;

- выявить художественные традиции национального бурятского костюма, для этого необходимо:

• исследовать природные и культурные факторы, определяющие особенности развития традиционного бурятского костюма;

• изучить материалы и техники декорирования с целью выявления их влияния на художественно-образное решение традиционного костюма;

- проследить эволюцию бурятского костюма в XVIII - начале XXI веков;

- выявить основные принципы трактовки мотивов традиционного бурятского костюма в творчестве современных художников-модельеров.

Практическая значимость данного исследования определяется ценностями идеи - реконструкция национальных элементов в современной бурятской одежде как сохранение, развитие традиций в современных условиях.

Методы исследования: - теоретический анализ литературы;

- беседа.

Глава 1. Эволюция традиционного костюма в культуре бурятского народа.

Костюм – зеркало культуры, и на каждом этапе своего развития он отражает образ современного мира – основные идеи, предпочтения, и даже настроения, бытующие в народе. Костюм представляет собой комплекс одежд, включающий в себя совокупность элементов верхней и нижней одежды, обуви, прически, головного убора, украшений. Традиционный костюм обладает своим идейно-образным содержанием, которое обусловлено многообразием функций одежды, мировоззрением и мировосприятием народа.

О высоком уровне эстетической культуры бурят можно судить по высказываниям путешественников и ученых, посетивших Агу и побывавших среди агинских бурят. Портняжное мастерство бурятских женщин - настоящее искусство, радовало глаз многих путешественников, а также изысканных русских и европейских модниц. О сказанном свидетельствует высказывание А. В. Потаниной, посетившей с. Агинское в 1899 году вместе с мужем, профессором Санкт- Петербургского университета Г.Н. Потаниным. В нем говорится: «По праздникам буряты одеваются очень нарядно. У каждого и каждой есть яркий шелковый халат, есть серебряные украшения, женщины под шапку одевают также бархатную повязку, украшенную кораллами и бусами, в ушах носят серебряные серьги, на шее – медальоны с изображение богов или с молитвами». Другой исследователь быта и хозяйства агинских бурят У.Ц.Онгодов еще в 1860-х годах писал: « Буряты любят щеголять, обыкновенно смотря по богатству: шьют шубы тэрлики из дорогих шелковых материй, сукон, драпов, бархатов, плисов и прочих материй; дорогие всегда окаймляются бобром или выдрой; шапки собольи, бобровые, мерлущатые, лисьи и рысьи».

Неслучайно творения лучших бурятских мастериц из Аги были экспонированы на международной выставке в американском городе Чикаго в конце 19 века. Были выставлены на суд жюри и общественности шелковые мужской и женский халат, плисовая шапка, шелковая женская безрукавка. На эту выставку были представлены экспонаты из 14 наименований. Удивлялся изысканности буряток, одетых в шелковые национальные костюмы с украшениями из кораллов, серебра и золота, генерал-губернатор Восточной Сибири М.М. Сперанский. Его запись об этом хранится в фондах крупнейшей в стране публичной библиотеки им. Салтыкова- Щедрина в г. Санкт-Петербург.

Традиционный костюм бурят отвечал всем требованиям их бытия: был прост в изготовлении, удобен в быту в условиях кочевья, способствовал выживанию в суровых условиях сибирского климата. Костюм отражал природные (климатические, территориальные) и культурные (родовые, социальные) особенности жизни народа. Костюм также был показателем имущественных различий, которые проявлялись в качестве и количестве украшений, а так же в материалах, из которых изготавливался костюм. Помимо родовых различий, в бурятском костюме присутствовали тендерные и возрастные отличия, которые в силу культурной традиции акцентировались при помощи цвета, кроя и украшений.

Буряты в XVII–XVIII вв. были кочевым народом, их костюм по форме и содержанию полностью соответствовал их образу жизни и мировоззрению. Он был удобен в быту, отвечал природно-климатическим условиям и отражал символику трехчастной картины мира. Расположение элементов одежды и украшений было строго определено, и утрата даже небольшой части костюма рассматривалась как угроза благополучию (см. приложение 1).

В конце XIX – начале XX вв. под воздействием русского культурного влияния, с появлением новых материалов, развитием и усовершенствованием производства и технологии бурятский костюм стал претерпевать значительные изменения. Буряты переняли у русских новые виды одежды и обуви: пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т.п. Одежду стало проще и дешевле купить, чем изготовить самостоятельно, однако традиционные формы одежды – меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женская безрукавка – сохранялись еще довольно долго [3, с. 27]. Семантические знаки и образы в костюме уходят на второй план, их роль становится декоративной, исчезает табу на нарушение полного комплекса костюма. В период переоценки ценностей и поисков возможностей сосуществования двух культур, бурятский костюм очень точно отражает мироощущение народа того времени (см.приложение 2).

Во времена Советского государства традиционный бурятский костюм практически прекратил свое существование. В этот период повсеместно широкое распространение получила одежда советского фабричного производства. Тем не менее, в 1930–1940-х гг. были предприняты первые попытки освоения художественного наследия малых народов, однако ни модные фасоны, ни пластические свойства материала не позволяли достаточно лаконично включать народные мотивы в костюм того времени. Композиционно одежда была бессмысленно «перегружена» копированием народных орнаментов и узоров [4, с. 269–276] (см. приложение 3).

В 60–70-х гг. ХХ в. в СССР вновь обострился интерес к национальным традициям, культурам не только близких, но и территориально отдаленных народов. Модные коллекции начали напоминать отчеты о путешествиях в дальние страны. Традиционные мотивы чрезвычайно обогатили и разнообразили современную моду, появились интересные ритмические сочетания форм, колористические решения. Популярными стали жилеты и безрукавки. Сформировался новый подход в использовании мотивов традиционного искусства – декор стал органично входить в форму, выявлять и подчеркивать ее характер.

Новый пересмотр системы ценностей начался в России в связи с «Перестройкой». Наряду с новыми технологиями и обилием информации, проявились и многие социальные проблемы. На фоне общего духовного кризиса одной из попыток найти точку опоры в разрушающемся мире стало возвращение к национальным истокам. Возрождение культур малых народов Сибири стало ярким явлением в этом процессе. У бурят – одного из самых многочисленных народов Прибайкалья – этот процесс начался с возникновения небольших танцевальных коллективов, а к настоящему моменту затронул многие стороны общественно-культурной жизни Сибири. Воссоздавая свои национальные традиции по литературным, этнографическим и историческим источникам, буряты во многом опираются на период конца XVIII–XIX вв., и далеко не случайно символом этого явления становится возрождение традиционного костюма. Как и во времена кочевых племен, костюм сегодня продолжает формировать национальное самосознание. За два десятилетия существования современного бурятского костюма сформировались и получили развитие несколько направлений дизайна костюма. (см. приложение 4).

Таким образом, традиционный костюм бурят отражал природные, социальные и культурные особенности жизни народа, был показателем имущественных и сословных различий. Техники изготовления бурятского костюма напрямую зависели от доступных материалов и возможностей людей работать с ними. Современный костюм формируется в условиях иного общества, насыщен новыми идеями, и гораздо более динамичен в своем развитии, на нее оказывают влияние европейская мода и работы монгольских мастеров. Современный бурятский костюм проходит стадию нового формирования, сохраняя при этом духовную преемственность традиционной культуры.

Глава II. Развитие современного бурятского костюма

Традиционный костюм для сегодняшних художников-модельеров – это богатейшая кладовая идей и решений, из которой они черпают вдохновение, но распоряжается этим богатством каждый по-своему. Реконструкция – воссоздание исторического облика костюма по доступным музейным, литературным и научным источникам. Реконструкция широко применяется в музеях и центрах культуры, ее цель – сохранить наследие и донести его до последующих поколений. Многие музыкальные и танцевальные бурятские коллективы для своих выступлений также создают аналоги музейных костюмов, однако их нельзя в полной мере считать реконструкцией. Эти костюмы создаются для сцены, где главное требование – это знаковость и узнаваемость образа, поэтому ткани используются более ярких расцветок, а мелкие элементы, в частности, некоторые ювелирные украшения, сознательно опускаются, поскольку их сложно разглядеть из зрительного зала. К тому же, зачастую происходит замена дорогих материалов более дешевыми: серебро заменяется на простой металл, кораллы – на пластмассовые бусины, а шелк и бархат комбинируются с современными, более доступными тканями.

Эксклюзивный авторский костюм создается художником-модельером от эскиза до последней нитки. Несмотря на то, что основой такого костюма часто является костюм традиционный, он неизменно несет отпечаток личности художника. Существуют разные подходы создания образа современного авторского бурятского костюма. В одних случаях модельер-художник механически переносит элемент традиционной одежды, фасон, или орнамент в современный костюм, в других стремится сохранить образы традиционного костюма и воссоздать их при помощи современных материалов и техник. Так, например, в родовом обществе символом богатства и благополучия был скот, и в костюме присутствовали манжеты в форме копыт и мотив бараньего рога в орнаменте.

Театральная постановка и авторский костюм – это не единственная попытка синтеза искусств. В последнее время без костюмированного представления не обходится практически ни одно из событий бурятской культуры. Появление новых материалов дало возможность по-разному украшать костюм, менять гаммы цветовой композиции, изобретать иные элементы решения, заменяя их более эффектными. Благодаря появлению новых тканей внешний вид костюма стал более ярким, узорно насыщенным, праздничным, однако характер одежды, ее крой и основные приемы декорирования оставались неизменными.

Костюм формировался под влиянием многих факторов, однако в нём использовались те материалы, которые были доступны - мех, кожа, шерсть, кораллы, серебро и др. Техники изготовления напрямую зависели от материалов и возможностей людей работать с ними. С развитием торговли появились другие материалы и техники изготовления, что привело к расширению диапазона возможных вариантов развития костюма, однако выбор того или иного варианта диктовался сакральными представлениями и эстетическими предпочтениями бурятского народа. Использование в костюме разнофактурных материалов, применение цветных тканей позволило широко разнообразить цветовую палитру костюма, а в сочетании с мехом создало ощущение сложности и многодельности костюма, обилие серебряных украшений придавало костюму праздничность и монументальность.

На сегодняшний день традиционный костюм вновь становится актуален и в повседневной жизни– многие шьют на заказ зимние дэгэлы (шубы), головные уборы и халаты. На свадьбах родители жениха и невесты стараются быть в национальной одежде. Носить такую одежду становится модно и почетно, причем пожилые люди, как правило, предпочитают одежду традиционного фасона, а молодежь – сочетание современных фасонов с национальными мотивами. В настоящее время в Агинском бурятском округе есть немало мастериц по пошиву национальной одежды. Изделия, сшитые мастером по пошиву национальной одежды Цыбиковой Цыденжап, были представлены на международных выставках, фестивалях в городе Москва, Улан-Батор и высоко оценены дипломами лауреата. На международном фестивале «Алтаргана» Цыденжаб Цыбикова на суд строгого жюри представила серию "Золотая жила предков моих". Глядя на эти традиционные бурятские костюмы, можно было изучить историю бурят. Богатая доха из овечьей шкуры с зимними сапогами, нарядный дэгэл, возможно, нойона, аксессуар женского платья - меховая сумочка и многое другое (см.приложение 5 ).

Направления дизайна современного бурятского костюма тесно взаимосвязаны, и в ряде случаев та или иная коллекция костюмов может быть отнесена сразу к нескольким из них. Поиск нового облика бурятского костюма объединяет десятки современных художников-модельеров, и конкурсы традиционной и современной национальной одежды, которые проводятся в последние несколько лет на территории Восточной Сибири и Монголии, становятся катализаторами развития современного бурятского костюма, формируют его образный строй и идеологическую направленность. Показы традиционных и современных бурятских костюмов проводятся на различных мероприятиях: конкурсы красоты «Дангина» в рамках празднования Сагаалгана, на международных мероприятиях – «Алтаргана», «Торгон Зам», «Подиум Этно», «Содружество Прибайкалья». На таких мероприятиях происходит передача опыта новому поколению мастеров, авторы и зрители имеют возможность общаться и обмениваться идеями, и в итоге создается своеобразное художественное пространство, развивающееся как социальное явление. Самые удачные, жизнеспособные и актуальные идеи, образы и способы их выражения становятся общим достоянием и расширяют весь спектр творческих возможностей художников и модельеров. В Агинском округе на суд зрителей были представлены коллекции многих авторов. Модели Аягмы Дашицыреновой "Крылья весны". Это были вечерние наряды, сшитые из различного вида шифона, шелка в национальном стиле, как для женщин, так и для мужчин. "Лики Азии" - воплощение вдохновения Ларисы Аюровой, в котором нашли свое отражение идеи современной моды, можно видеть образы женщины-юрты. "Очей очарованье" и "Хун болохо багаhаа" - модные коллекции Саяны Гуруевой, первого организатора театра моды. В ее показе была выдержана линия, посвященная Году семьи. В показе участвовали "крохи" модели, которые смело делали свои первые шаги на сцене, держась за руки своих мам. Модельер Светлана Лхамацыренова, которая реализовала свою давнюю мечту, создав коллекцию по буддийским мотивам «Найман тахил», «Агын найман эсэгэ». В основном автор использовала парчу, шифон, шелк и органзу. А модельер Светлана Цыдыпова, возможно, продиктовала новое слово в мире традиционной бурятской моды - использование синтепона в национальной одежде. Во время показа всех коллекций зрительный зал сидел, затаив дыхание, боясь развеять всю магию и таинство, словно сказочных фей, моделей (см. приложение 6-7).

В нашей школе работает кружок «Мода и дизайн». На кружковых занятиях мы учимся выполнять элементы бурятской национальной одежды: изготовление тесьмы, пуговицы – сомпи, отделку мужской национальной одежды и т.д. Школьный Театр моды участвовал во многих мероприятиях, лауреат Всероссийского фестиваля «Театральные подмостки» в ВДЦ «Океан» (см. приложение 7).

На основе полученных знаний, автором созданы модели современной повседневной женской одежды, как сохранение, развитие традиций в современных условиях (см.приложение 8- 12).

Характерной особенностью современного бурятского костюма является стремление художников-модельеров сохранить художественные и эстетические начала традиционного костюма – конструкцию, силуэт, композицию, декор, цвет. Образы, создаваемые современными авторами, нередко берут начало в лоне традиционной культуры, и в тоже время отражают реалии современной жизни. Как и в давние времена, костюм продолжает отражать процессы, происходящие в обществе, мировоззрение современных людей, их эстетические и художественные идеалы, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что современный бурятский костюм – это не изолированное культурное явление, а один из элементов развивающейся бурятской национальной культуры.

Таким образом, каждый из современных художников-модельеров, обращаясь в своем творчестве к мотивам традиционного бурятского костюма, интерпретирует его по-особому, сообразно конкретным задачам, которые диктуются назначением костюма и соответственно своему творческому замыслу. В зависимости от подхода современных художников-модельеров к авторской интерпретации традиционного костюма сформировались и получили развитие следующие направления в создании современного бурятского костюма: Максимальное приближение костюма к первоисточнику. Ближе всего к облику традиционного бурятского костюма находится реконструкция - это воссоздание исторического костюма по доступным музейным, литературным и научным источникам.

Заключение

В данной работе изучено видоизменение бурятского костюма с XVIII в. по настоящее время. Рассмотрены пути развития современного национального костюма в результате появления новых материалов, влияния моды, исторической эпохи. На основе полученных знаний, автором созданы модели современной повседневной женской одежды, как сохранение, развитие традиций в современных условиях.

Автором сделаны выводы, что развитие современного бурятского костюма привело к возникновению нескольких направлений в моделировании одежды, отличающихся разными подходами в трактовке традиционного бурятского костюма. Современные художники-модельеры, создающие коллекции на основе национального костюма, сохраняют глубинную связь с народными традициями, используя в своем творчестве традиционный способ кроя, шитья, декорирования, устойчивые цветовые сочетания, устоявшуюся композиционную структуру и образный строй бурятского костюма.

Автором данной работы созданы модели современной повседневной женской одежды, с использованием традиционных элементов национального костюма, как сохранение, развитие традиций в современных условиях, что, несомненно, имеет практическую значимость.

Список литературы:

[1] Алайон Л. Традиционные национальные элементы одежды [бурят] в современном костюме // Байкал. - 1972, № 6. - С. 154-157.

[2] Алайон Л. Мода: вспоминая прошлое // Байкал. - 1974, № 5. - С. 158-161. [3] Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. - 144 с. [4] Косарева Е. А. Мода. XX век. Развитие модных форм костюма - СПб.: Петербургский институт печати, 2006. - 465 с.

[5] Мода монголов мира. «Торгон зам» международный фестиваль. - Улан-Удэ: Электрон, 2005. (CD ROM)

[6] Открытый Мир Азия. Фестиваль Алтаргана. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.owasia. ruMtargana.htm1. (1.04.2010).

[7] Сибирское агентство новостей. Этнофестиваль модельеров и дизайнеров Прибайкалья. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://fed.sibnovosti.ru/artic1es/126597-etnofestiva1-mode1erov-i-dizaynerov-ргіЬаукаІуа (16.11.2010).

[8] Центр сохранения и развития бурятского этноса - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.bur-cu1ture.ru (7.02.2011).

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-oblika-buryatskogo-kostyuma-ot-traditsii-k-sovremennosti#ixzz3J7K5GPAk

Приложение I

Традиционный костюм бурят в17-18 вв.

Приложение II

Традиционный костюм бурят вконце XIX в.

Приложение III

Одежда бурят начала XX в.

Сценические костюмы во второй половине XX века.

Приложение IV

Возрождение традиционного бурятского костюма

Сагаалган

Приложение V

Работы современных дизайнеров

Коллекция традиционного костюма Цыденжап Цыбиковой

Коллекция Саяны Гуруевой

Приложение VI

Работы современных дизайнеров

Коллекция «Ага найман эсэгэ» театра моды Саяны Лхамацыреновой «Лотос» завоевала Гран-при восьмого международного фестиваля-конкурса детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» в г.Москве, обладатель серебряного диплома международного фестиваля «Алтаргана-2008» в Иркутске, вторая коллекция «Ага найман эсэгэ» завоевывает Гран-при «Алтарганы-2010» в г. Улан-Баторе.

Приложение VII

Театр моды МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №1»

Лауреат Всероссийского фестиваля «Театральные подмостки» в ВДЦ «Океан»

Приложение VIII

Автор за работой. Раскрой и пошив изделия

Приложение IX

Модели от автора

Стилизованная повседневная женская одежда

Просмотров работы: 2440