"ДЕКОРАТИВНЫЕ ДЕТАЛИ И СИМВОЛЫ НА НАЛИЧНИКАХ КРЕСТЬЯНСКИХ ИЗБ. " (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ПЧЕЛИНОВКА БОБРОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ДЕКОРАТИВНЫЕ ДЕТАЛИ И СИМВОЛЫ НА НАЛИЧНИКАХ КРЕСТЬЯНСКИХ ИЗБ. " (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ПЧЕЛИНОВКА БОБРОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Курапова В.О. 1
1МКОУ Пчелиновская СОШ
Артюшова В.А. 1
1МКОУ Пчелиновская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Любить и беречь можно только то,

что чувствуешь и понимаешь».

Б. Братов

Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом, имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему? Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы. Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. На протяжении многих лет краеведы занимались собиранием и описанием всевозможных сведений о родном крае. В области краеведения увлеченно работают миллионы любителей. Таким образом, общество само обращается к своему прошлому и настоящему.

При выборе темы мы опирались на местный материал и вытекающие из него краеведческие вопросы. Но главным вопросом, который нас волновал, был вопрос, а смогу ли я понять смысл тех знаков, который заложен в наличниках на окнах села Пчелиновка?Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью значений и символов резного узорочья наличников русских изб и их постепенное вытеснение современными пластиковыми окнами.

Итак, целью данной работы является изучение и описание значений и символов резного узорочья наличников русских изб села Пчелиновка Бобровского района, Воронежской области.

Изучение этих возможностей предполагает решение следующих задач:

  1. Познакомиться с историей возникновения окна;

  2. описать наличники села Пчелиновка и изучить их разновидность;

  3. объяснить роль декоративных деталей и символов на наличниках деревенских изб;

  4. описать методику сбора материала и подвести итоги исследования.

Данная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. В первой части работы рассматриваются вопросы истории возникновения окон. Вторая часть повествует о методике сбора материала и результатах исследования. В заключении даны основные теоретические выводы, представлены некоторые перспективы дальнейшего изучения темы «Декоративные детали и символы на наличниках крестьянских изб». При написании данной работы возникла необходимость в знаниях по истории Воронежского края, этнографии, краеведению и народной культуре, что и отражено в списке использованной литературы.

Часть 1. История возникновения окон.

1.1. Ангельские окна. Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так. Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно. Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.Привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни. А что же тогда прорубил ангел? Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.

1.2. Пётр I и топор.

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки. Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть древние магические знаки? Оказывается, на наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы? В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Почему? Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев. Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I. Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева. Но при Петре I встает иная задача - строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором. Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Часть 2. Декоративные детали и символы на наличниках крестьянских

(на примере села Пчелиновка, Бобровского района, Воронежской области.)

2.1. Декоративные элементы деревенских изб и их значение.

Русский деревянный дом – это много больше, чем просто дом. Это

своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России. Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

Дерево на Руси считалось символом красоты, величия и жизненных сил. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий труда и развития мифологических воззрений, дерево стало не только основным строительным материалом, но и приобрело множество религиозно-культовых значений – к нему стали относиться как к живому существу, дающему тепло, кров и богатство.

Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Индивидуальные черты деревянным домам придавали декоративные элементы, в части создания которых плотники уподоблялись скульпторам и живописцам. Резные украшения располагались в строго отведенных для них местах на фасаде и подразделялись на конструктивно-декоративные (кронштейны, потоки, шеломы, бруски-связи), декоративные (причелины, наличники окон, балконы) и функционально-декоративные (крыльца, ворота, галереи).

Очевидно, что выбор «наряда» дома и его конструкции диктовала природа края и местные культурные традиции. При этом каждая деталь имела под собой разумное обоснование, а в языческие времена еще и культовый смысл.

Следует говорить о языке орнамента как своеобразной системе письменности, в которой каждый знак несет определенный смысл. Наши предки выражали свои представления о мире с помощью языка изобразительных символов, используя точки и линии.

Традиционные образы в народном искусстве (мать-земля, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки) следует раскрывать как память народа. Взять, к примеру, образ коня. Образ коня в русской народной деревянной скульптуре был наиболее распространенным. Конь – первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость человека. В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового. С этим связана примета, что постройка нового дома обязательно влечет за собой смерть хозяина. И тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом. Не случайно по требованию старинного обряда первым входил всегда самый старший в семье. Желая отвести смерть от людей, наши древние предки, закладывая дом, приносили в жертву какое-нибудь домашнее животное, чаще всего коня.

Редкая изба в деревне и по сей день не украшена хотя бы простым коньком. Конек - верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрываетсявыдолбленным бревном – охлупнем. Охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. Наши предки считали их священными животными, добрыми божествами. Долгие века сделали форму этих древних идолов настолько совершенной и прекрасной, что, уже не помня охранительного смысла этих древних скульптур, люди ставили их не только как необходимую деталь сложной деревянной постройки, но и как обязательное украшение всего дома. Так что «коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не «для красоты» (см. приложение 1, рисунки 1-2).

Таким образом, деревянное резное узорочье крестьянских изб образует систему ценностей русского народа.

2.2. Детали окон, символы и их значение.

Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе.

И конечно, важнейшую роль при строительстве дома играл годовой солнечный цикл, к которому был тесно привязан сельскохозяйственный оборот и с ним последовательность календарных обрядов. Начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние или уж во всяком случае при растущей луне, а кончать – 22 июня, когда солнце входит в полную силу и не успело еще повернуть на осень.

Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Иными словами, у деревенской избы есть лицо, лобовые доски, окно – око. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр, и порой от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. Для этого рисовали и вырезали по дереву различные круги, розетки в виде солнца – так называемые обереги(см. приложение 2, рисунки 3,4). И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц, а также на домовой резьбе (см. приложение 2, рисунки 5,6)

Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?Одним из важных символов магических знаков наших предков – был голубь. Голубь на наличнике деревенского дома есть знак осенения кротостью. Вырезав этого голубя на своем доме, русский мужик значением его предупредил, что его сердце открыто для любого гостя и от последнего он ожидает того же. Как правило, голубь изображается с распростертыми крыльями (см. приложение 3, рисунок 7,8). Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою ногу на избяной земляной пол.

Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. Чаще всего на окнах села Пчелиновка встречается изображение солнца в виде солнечной розетки, пучков резных лучей-перьев, крестов, сложных геометрических фигур. Изображение звезды с четырьмя, пятью, шестью и большим количеством лучей восходит к глубокой древности и связано с поклонением людей Солнцу. Она считается так же символом плодовитости. Солярный знак в декоре окна, как правило, занимал центральное место, иногда давалась композиция из двух-трех солнц. Наиболее часто встречаемый в нашем селе солярный знак — это полукруг с пятью, шестью, семью и более лучами (см. приложение 3, рисунок 9,10).

Не менее важным символом в нашем селе являлось изображение кормилицы-земли. Она изображалась в виде ромба или квадрата, поставленного на угол и разделенного на четыре части. Этот знак сохранялся на Руси на протяжении тысячелетий, применялся не только в домовой резьбе, но и в вышивках и церковной росписи. Такая форма квадрата, ромба (или прямоугольника), в резьбе изображалась иногда и очерком, и силуэтом, и линией просверленных отверстий (см. приложение 3, рисунок 11,12). По истечении столетий значение этих символов забылось, но их форма, которая наиболее удачно соответствовала декоративному украшению и легко выполнялась в резьбе, сохранилась до наших дней.

Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле (см. приложение 3, рисунок 13,14).Таким образом, разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход деревенской жизни, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментальную систему символов на наличниках домов села Пчелиновка, где чудесным образом переплетаются духовные основы человеческой жизни и геометрические знаки.

2.3. Методика выявления наличия народных ценностей в сознании современного общества

Народная культура – это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Без сохранения традиций предков человек, как перекати-поле, не имеет точки опоры для собственной ориентации в мире. Такой человек опасен для себя самого и для окружающих.И именно трансляция и постоянная актуализация духовных основ жизни нашего народа способствует формированию системы культурных ценностей у подрастающего поколения.

Изучению свойств исконной культуры подрастающего поколения предшествовала специально организованная работа по сбору материала. Основным источником фиксации норм ориентированного поведения современного человека является такой прием сбора данных, как опрос. Этот метод сбора материала представляет собой способ, при котором используются заранее составленные вопросы, предлагаемые информаторам. Достоинством этого метода является естественность ситуации, возможность постановки дополнительных вопросов, что значительно обогащает и углубляет полученный материал. При сборе материала были использованы приемы ситуативного наблюдения (на улице, в школе и т.д.) и анкетирования.

Анкетирование – один из основных методов нашего исследования. Анкетирование проводилось среди учащихся 6-9 классов Пчелиновской школы, а также среди окончивших уже школу молодых людей, приезжающих в село на выходные. Анкетирование проводилось и среди жителей села разных возрастов. Была использована следующая анкета: «Знаете ли вы, что означает данный образ-символ оконной рамы на данной фотографии. Расскажите обо всех возможных декоративных деталях на наличниках деревенских изб вашего села, которые Вы знаете».

Результаты анкетирования показали, что 100% опрошенных от 12 лет и до 21 года не знают о значении символов и деталей на окнах родного села и никогда не задумывались об этом. Опрошенные люди от 22 до 40 лет знают о символах и деталях наличников, но всего лишь 34%. Жители села от 45 лет и до 83 лет знают о символах и их значении, но не все, всего -75%. Именно жители, входящие в эти 75%, и рассказали нам о значении символов.

Из анкетирования можно сделать вывод, что наше современное поколение не имеет представления о тайне этих удивительных элементов декоративного убранства избы, которые сохранились до сегодняшнего дня и транслируют этнические основы духовной жизни нашего народа .

В заключение данной части работы, следует подчеркнуть, что наша задача не только записать имеющиеся сведения, но и провести среди школьников пропагандистскую работу на уроках краеведения, классных часах.

Заключение

Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. Чувство красоты в нем развивалось неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая эстетические идеалы и духовную культуру человека. Так из века в век, вбирая все лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура, искусство русского народа. Народное искусство тем и прекрасно, что это детище всего народа. Его могучее течение вобрало в себя все источники прекрасного и пронесло через века живительные свежие воды неисчислимых родников народного творчества. Именно в народном искусстве наиболее ярко проявился национальный вкус. В нем народ отразил мечты о прекрасном, свои надежды на счастье. В творчестве, в неудержимом полете фантазии народные мастера переносились в чудесный мир красоты.

Уровень сформированности народной культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Национальный мир культуры – это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности.

Дальнейшая перспектива данной работы видится нам в масштабном исследовании деревянного узорочья деревенских домов села Пчелиновка.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Изображение образа-символа коня (конька) на крышах изб жителей

села Пчелиновка Бобровского района, Вронежской области

Рис. 1. Образ-символ коня (конька) на крыше дома Жильцовой Е. И.

Рис 2. Образ-символ коня (конька) на крыше дома З.Е.Плотниковой.

Приложение 2

Детали резьбы по дереву снаружи деревенского дома,

предназначенные для его защиты от нечистой силы

Рис. 3.Детали резьбы по дереву дома Е.П. Живицкой.

Рис.4.Детали резьбы по дереву дома Е.П.Живицкой.

Рис. 5. Изображение образа-символа мирового древа на деревянной резьбе дома Бирюкова И.Е.

Рис. 6. Изображение образа-символа мирового древа на деревянной резьбе дома Ушаковой Л.И.

Приложение 3

Орнаментальные символы на наличниках изб жителей

села Пчелиновка Бобровского района Воронежской области.

Рис. 7. Голуби на наличниках дома Г.П. Жильцовой.

Рис. 8.Голуби на наличниках дома Пырина И.И.

Рис. 9. Солярный знак с пятью лучами на наличниках дома Бородинова И.Н.

Рис. 10. Солнце семью лучами на наличниках дома Мещанкина В.П.

Рис. 11. Изображение кормилицы-земли на наличниках дома Дедиковой Т.И.

Рис. 12.Изображение кормилицы-земли на наличниках дома Голубовой М.А.

Рис. 13.Волнообразные узоры это все знаки воды на наличниках дома Живицкой Е.П.

Рис. 14. Знаки воды на наличниках дома Мамонтова В.Ф.

Список использованной литературы

  1. Бобров вчера и сегодня. – Бобров : [б. и., б. г.] – 23 с.

  2. Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е. А. Болховитинов. – Воронеж, 1800. – 228 с.

  3. Воронеж. Культура и искусство / под общ.ред. И. П. Чухнова. – Воронеж : Центр духов.возрождения Чернозём. края, 2006. – 646, [2] с. : ил

  4. Губанова Е. Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе : учеб.-метод. пособие / Е. Н. Губанова – Воронеж : Центр духов.возрождения Чернозём. края, 2003. – 120 с.: ил.

  5. Горяева Н.А. Древние образы в народном искусстве. – М.: М.: РИПОЛ - КЛАССИК, 2003. – 384 с.

  6. Есенин С. Ключи Марии. // Сочинения. Том 2. – М.: Вече, 2001. – 416 с.

  7. Загоровский В. П. Воронежская историческая энциклопедия / В. П. Загоровский. – Воронеж : Изд-во «Истоки» 1992. – 251 с.

  8. Иванова М.А. Энциклопедия народной жизни. - М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2006. – 345 с.

  9. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2003. – 432 с.

  10. Культурология в вопросах и ответах/ Под.ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2002. – 336 с.

  11. Русские обычаи и обряды. / Автор – сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005. – 320 с.

  12. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – 608 с.

Источники:

1. Воспоминания старожилов с. Пчелиновка

Интернет ресурсы:

  • www.shushara.ru

  • file:///H:/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%B0.%20%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.%20%C2%BB%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.mht

  • file:///H:/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%85%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B9.mht

Просмотров работы: 1546