ТЕМА: АЗБУКА ЮГРЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕМА: АЗБУКА ЮГРЫ

Шураева С.А. 1
1МАОУ "СОШ№9"
Рыкалина Л.И. 1
1МАОУ "СОШ №9"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     ВВЕДЕНИЕ
  1. Проблема проекта

В этом году я стала ученицей 1 класса! Радости не было предела. Радовало всё: и новая форма, и новый портфель, школьные принадлежности, и очень красивые школьные книги. А больше всего мне понравился букварь. Странно, но раньше, ещё до школы я видела много разных книг, похожие на мой школьный букварь. Некоторые из этих книг назывались Азбука.

Из словаря я узнала, что и азбука, и букварь служат для обучения детей чтению и письму. Я обратила внимание, что несмотря на то, что они похожи между собой, они всё-таки отличаются.

Мне стало интересно, и я решила создать свою азбуку, но так, чтобы она отличалась и была особенной, родной. Совсем недавно, наш округ праздновал своё 85-летие. И я подумала, что моя азбука будет о моём родном крае, о Югре. Через каждую букву рассказать об истории нашего края, о его коренных жителях, их традициях, верованиях, обрядах, о красоте родной природы, растительности и животном мире нашего края и о замечательных людях, которые делают нашу жизнь счастливой.

  1. Цели и задачи

Цель: создать азбуку Югры.

Задачи:

  • Познакомится с историей Югры

  • Подобрать на каждую букву русского алфавита слово и картинку на заданную тему.

  • Создать азбуку Югры

  1. Проектный продукт

Продукт проекта задуман в виде Азбуки Югры, которая будет предназначена для учеников начальной школы.

  1. План работы
  • Изучить материал по данной теме.

  • Создать Азбуку Югры

  • Подготовить письменную часть проекта.

  • Подготовить выступление и презентацию к выступлению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1. История Югры

Знаем ли мы уголок России, в котором живем? Землю, по которой бегаем босиком? А земля эта носит название ХМАО – Югра. Территория ХМАО больше по размерам, чем другие государства:Великобритания, Швеция, Германия, Испания.На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами. Для народов Севера природа не только место жительства, но и источник всех жизненных благ. Они получают от природы пищу, материал для изготовления одежды, посуды, украшения. Югорская земля – край богатый животным миром. И издавна народы Севера считались смелыми и ловкими охотниками и рыболовами. Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная - бор. Наиболее яркими представителями фауны нашего края являются:

  • звери: лось, северный олень, соболь, медведь, бобр, волк, заяц, лиса, белка

  • птицы: щур, снегирь, свиристель, клест, дрозд, дятел, тетерев, глухарь.

  • насекомые: муравьи, бабочки, пауки, кузнечики, жуки.

В округе есть своя красная книга, которая содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями. Один из них, Еремей Айпин является не только писателем, но и депутатом Ханты-Мансийского автономного округа. Другой, Юрий Вэлла, поэт и писатель, преподаватель одного из учебных заведений округа.

Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1. Создание азбуки

Познакомившись с моим родным краем, я начала отбирать слова для моей азбуки. Для этого мне понадобился русский алфавит. Я записала все буквы и начала подбирать слова. В детском саду мы немного изучали свой край, поэтому третью часть работы я сделала легко. Но когда остались буквы «Й», «Ы», «Ц», «Ж» и некоторые другие, пришлось покопаться.

Мне помогла Красная книга Югры. Я узнала о многих неизвестных мне ранее птицах, растениях и насекомых. Когда мы искали слово на «Й», пришлось окунуться в эпос народов ханты и манси. У них своеобразные сказки, интересные названия духов. Работа над азбукой продолжается.

Недавно состоялась встреча в детской библиотеке с нашей писательницей Лилией Порфирьевной Такташевой. Я принимала участие во встрече и добавила Лилию Порфирьевну в свою азбуку.

Там же в библиотеке я узнала, что проходит конкурс по произведениям Анны Митрофановны Коньковой «Сказки бабушки Аннэ». Когда мы с бабушкой стали читать эти сказки, я узнала много слов на языке манси. Даже нашлось слово на букву «Ы»!

А

Айпин Еремей Данилович – писатель ханты

Акань - кукла

Б

БУРОВАЯ –там добывают нефть, главное богатство нашего края

В

ВАЖЕНКА-самка домашнего оленя, олениха

Велла Юрий – писатель ненцы

Г

ГОЛУБИКА - северная ягода

Д

ДОБЫЧА нефти

Е

ЕЛЬ - растет в тайге. Если главное дерево ель, то такой лес называется ельник.

Ё

ЁГАН – река. У нас в округе есть реки Кульёган и Тормъёган

Ж

ЖУЖЕЛИЦА ЕРМАКА – насекомое из Красной книги Югры. Ермак – покоритель Сибири.

З

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ – растение из Красной книги Югры. Очень полезное.

И

ИКИ – старик, мужчина

Й

ЙИНК – ИКИ – водяной царь

К

КИСЫ – обувь из оленьих шкур КОНЬКОВА АННА МИТРОФАНОВНА – писательница манси

Л

ЛАБАЗ – место для хранения еды и одежды

М

МАЛИЦА – меховая одежда для мужчин с капюшоном

Н

НЯНЬ – хлеб

О

ОБЛАС – лодка

П

ПАКИ – кукла

Р

РУЧЕЙНИК БАБОЧКОВИДНЫЙ – насекомое из Красной книги Югры

С

САКИ – женская одежда, расшитая бисером

Т

ТУТЧАНГ – сумочка для рукоделия ТАКТАШЕВА ЛИЛИЯ ПОРФИРЬЕВНА – наша поэтесса

У

УРАЛЬСКАЯ ОЛЯПКА – птица из красной книги Югры

Ф

ФИЛИН – птица из Красной книги Югры

Х

ХОР – вожак в оленьем стаде

Ц

ЦАПЛЯ

Ч

ЧУМ – дом. У ханты дом строит женщина.

Ш

ШАМАН – колдун, наделенный сверхъестественными силами посредник между людьми и божествами

Щ

ЩИТОВИДКА БОЛЬШАЯ – насекомое из Красной книги Югры

Ъ

 

Ы

ЫНЬТИП-РОГАТЫЙ - лось

Ь

 

Э

ЭМИТОР – озеро

Ю

ЮГРА – наша родина. В 2015 году нашему округу 85 лет.

Я

ЯГЕЛЬ –северный лишайник, основной олений корм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над проектом, япознакомилась с историей родного края, научилась подбирать слова на буквы русского алфавита,создала своюАзбуку Югры, которая никак не заканчивается, потому что каждый день приносит в неё новые слова.

В процессе работы было интересно знакомиться с эпосом ханты и манси, узнавать о жизни и быте этих народов в суровых условиях Севера.

Я считаю, что азбука получилась красочной, интересной и может быть полезна для учеников 1 класса. Держа в руках такую азбуку, любой взрослый может познакомить своего ребёнка с краем, в котором он живёт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
  1. Конькова А.М. «Сказки бабушки Аннэ», 2005

  2. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008

  3. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003

  4. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004

  5. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995

  6. Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002

  7. http://www.finugor.komiinform.ru/

  8. http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp

  9. http://skmuseum.ru/omusee/istorijamuzeja.html

  10. http://www.slovopedia.com/2/210/265831.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагменты страниц из Азбуки Югры

Акань - кукла

Айпин Еремей Данилович

писатель ханты

А

 

 

Б

 

 

БУРОВАЯ –там добывают нефть, главное богатство нашего края

 

 

Велла Юрий – писатель ненцы

В

 

 

ВАЖЕНКА-самка домашнего

оленя, олениха

 

Велла Юрий – писатель ненцы

Велла Юрий – писатель ненцы

Велла Юрий – писатель ненцы

 

Просмотров работы: 502