МЫ ВСЕ ЖИВЕМ, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ СЛЕД

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МЫ ВСЕ ЖИВЕМ, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ СЛЕД

Мухаметшина А.Ф. 1
1
Хабибуллина О.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

                     Введение.

Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта.

Дар творчества дается немногим избранным любимцам природы, и дается им не в равной степени. Только мало количество людей могут увидеть то прекрасное, что не видят другие. Они властвуют обстоятельствами и всегда сидят глубже и дальше черты, отчерченной им судьбой, и, под общими внешними формами, свойственными их веку и их народу, проявляют идеи, общие всем векам и всем народам. Творения гениев вечны, как природа, потому что основаны на законах творчества, которые вечны и незыблемы, как законы природы, и которых кодекс скрыт во глубине творческой души, потому что в них проявляется великая идея человека и человечества, всегда понятная, всегда доступная нашему человеческому чувству.

Имена поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина и многие другие - известны школьникам по программе литературного образования. Однако имена поэтов - земляков для многих учащихся остаются неизвестными. По проведенному мной тесту-анкетированию стало ясно, что 73% учащихся мало знают или же вообще не знают о творчестве писателей-земляков.

По данной причине, я захотела посвятить свою работу нашему земляку, молодому писателю, поэту и журналисту – Мухаметшину Рузалю Фаизовичу.

Цель моей исследовательской работы: расширение и углубление знаний о писателе-земляке Мухаметшине Рузале Фаизовиче.

Задачи исследовательской работы:

  • узнать о жизни и творчестве писателя;

  • исследовать историю его литературного творчества;

  • провести классный час, а также тест-анкетирование на данную тему;

Проблема:

  • незнание жизни и творчества молодых писателей и писателей-земляков;

Методы исследования: анализ источников, материалов сайтов сети Интернет, чтение и анализ периодических изданий, проведение классного часа и анкетирования на данную тему.

Гипотеза исследования:

В ходе исследовательской работы я хотела бы доказать, что нам нужно помнить не только об известных, но и о молодых писателях. Мы обязаны знать творчество наших писателей-земляков.

2. Основная часть

Глава I.Теоретическая

2.1.1 Жизнь и творчество Мухаметшина Рузаля Фаизовича

Мухаметшин Рузаль родился 25 мая 1989 года в деревне Татарская Тулба Кукморского района в семье Мухаметшиных. Отец его – Мухаметшин Фаиз Нурмухаметович, а мать – Мухаметшина Миляуша Альбертовна, имеет двух младших сестер – Разима и Алиса. Молодой писатель с детства увлекался жизнью и творчеством таких великих людей как Габдулла Тукай, Муса Джалиль, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий. Он и сам начал писать с детства. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего 8 лет. До сегодняшнего дня молодой писатель Мухаметшин Рузаль помнит свое первое стихотворение, оно называлось «Чишмә ачтым». После того, как он окончил начальную школу, в 2000 году продолжает свое обучение в русскоязычной средней общеобразовательной школе села Чарли. Уже тогда многие его произведения печатались не только в районных, но и республиканских газетах. В 2006 году после получения аттестата о среднем образовании поступает на факультет татарской филологии Набережно-Челнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. В 2008 году во время учебы становится лауреатом университетской стипендии имени Габдуллы Тукая, в том же году стал обладателем Гран-при VIII республиканского конкурса юных писателей «Иделем акчарлагы». В 2009, 2010 и 2012 годах становится стипендиатом литературной премии Сажиды Сулеймановой. В 2010 году выходит первый сборник стихов под названием «Каралама» («Черновик») (Приложение 5). В том же году получает гран-при I республиканского конкурса молодых писателей «Таян Аллага» и его выдвигают в члены Союза писателей Республики Татарстан. В 2011 году заканчивает Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет с красным дипломом, и становится лауреатом Специальной стипендии Президента Республики Татарстан «За выдающиеся способности в учебной и научной деятельности». С 2012 года является членом татарского Пен-клуба, переводит с русского языка на татарский две пьесы: «Принцесса Турандот» и «Ромео и Джульетта», авторами которых является Карло Гоцци и Уильям Шекспир, соответственно. В 2013 году получает – лауреата республиканской премии имени Мусы Джалиля и – пишет либретто к татарской народной сказке «Белый волк», работает с Александром Сладковским. Либретто было показано 15 июля, во время Универсиады в городе Казань. В этом ңе году на свет выходят две песни на татарском языке под названиями «Тепло души» и «Горькая рябина», тексты которых сочинил именно Рузаль (композитор Шамиль Шарипов). Эти песни можно услышать даже сейчас, ведь их поют очень талантливые певцы: Филюс Кахиров и Айгуль Сагынбаева соответственно. В 2014 году выходит второй сборник стихов под названием «Бүре мин» («Я волк»). В 2015 году молодой поэт становится победителем конкурса пьес PRO/ДВИЖЕНИЕ за свое произведение на татарском языке «Ярлыкагыл» («Помилуй»). 8 сентября 2012 года женился на уроженке Муслюмовского района, Талиповой Миляуше, а 17 мая 2013 году у них рождается сын по имени Идель. На сегодняшний день Рузаль обучается на последнем курсе в аспирантуре Казанского (Приволжского) федерального университета. Параллельно работает главным редактором отдела поэзии в двух республиканских журналах «Идель» и «Безнең мирас», проживает в городе Казань.

2.1.2 Либретто к сказке «Белый Волк»

Вряд ли существует человек, который не слышал имени Рузаля Мухаметшина, ведь именно он написал либретто к всемирной татарской опере «Белый Волк». Данная опера-сказка была представлена людям во время Универсиады перед зданием Дворца Земледельцев в городе Казань. В одном из своих интервью молодой писатель рассказал: « Композитор данной оперы, Зульфия Раупова, сама обратилась ко мне. Оказывается, ей понравились мои стихи и переводы. Она также оценила мой перевод спектакля Карло Гоцци «Принцесса Турандот», которая была показана в прошлом году в театре имени Г. Камала. Хотя я и был счастлив предоставленной работе, я также понимал и всю ответственность, которая на мне лежала, ведь название произведения должно было оправдать себя. Ведь «Белый Волк» с давних лет считается хранителем татарского народа, еще наши деды признавали его покровительство над ними. До самого его представления я чувствовал ужасный груз на сердце, рассказывает Рузаль. Хотя я и знал, что до меня писали либретто многие другие, более опытные писатели, например, такие как Р.Р. Бохараев, но я даже не читал их. Я решил опираться на исторические романы Н. Фаттаха и фольклору, изучил их вдоль и поперек. Я полностью отдался данной работе и вложил в нее свою душу. «Белый Волк» - это современная опера, написанная по мотивам старых татарских сказок и преданий. В основе оперы лежит сюжет о том, что в любом случае добро побеждает зло (Приложение 3). В данной опере участвовали около 250 человек, а премьеру посетили 25 000 человек. История возникновения новой татарской оперы оказалась очень простой. По предложению Александра Сладковского композитор Зульфия Раупова должна была написать произведение на фестиваль « Осень Казани». После долгих поисков, композитор остановилась на образе Белого волка. Ради достижения своей цели она обратилась к молодому писателю. Рузаль Мухаметшин говорит: «Я тут же предупредил Зульфию, что никогда раньше не занимался подобной работой. Если вы уверены во мне, только в этом случае я возьмусь за эту работу. И, на удивление, она полностью доверилась мне. После того, как она сказала мне, что вместе мы справимся, я согласился» Тут же он добавил «Не могу сказать, что смог написать либретто за короткие сроки. Это оказалось дольше и труднее, чем я представлял себе. Я начал работу в конце лета 2012 года, а закончил только в марте-апреле 2013 года. Даже если основная часть была написана за полгода, поправки и изменения тоже заняли огромное количество времени. Кроме этого нужно было сочетать текст с мелодией».

2.1.3 Путь к творчеству

На сегодняшний день Рузаль Мухаметшин работает главным редактором отдела поэзии в двух журналах «Идель» и «Безнең мирас». В каждом номере данных журналов печатаются его философские статьи. В них он предельно внятно, открыто показывает свое отношение к событиям татарского народа и страны. Кроме творчества, как писателя и журналиста Рузаль Мухаметшин участвует во многих широкомасштабных конкурсах. В рамках мероприятий Года Литературы «Центр. Первый» объявляет конкурс пьес по 4 направлениям: "Межнациональные контакты" "Татарский национальный фольклор" "Казань и Татарстан в произведениях литературы" "Детская драматургия". Экспертам поступило 57 пьес на русском и татарском языках от 42 авторов из городов России и ближнего зарубежья. В «длинный список» конкурса вошли 10 пьес 11 авторов, в «короткий список» - 8 пьес 9 авторов. Первое место эксперты единогласно присудили Рузалю Мухаметшину за пьесу «Ярлыкагыл» («Помилуй») (Приложение 4). Также, нам известно, что молодой писатель был одним из наставников в проекте «Театральная лаборатория «Классная драма». Он реализуется Фондом поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке Министерства культуры республики Татарстан. В его основу положен уникальный формат работы с подростками Class Act – изобретение эдинбургского театра Travers. Этот формат с 2004 года успешно используется в различных театральных инициативах в Тольятти, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Сочи. Главная сложность для авторов и их наставников в том, что на это было всего 10 дней. Хочу вам представить отрывки из интервью Рузаля Мухаметшина: «-В театральной лаборатории участвовали 17 ребят. У меня было три участника - они писали пьесы на татарском языке. Я удивлён, насколько неординарно, глубоко мыслят дети. Получил очень хорошую энергию от них, понял, что нашим ребятам стоит верить. Я поражён ими! Мне как поэту и как работнику редакции часто приходится бывать в школах, встречаться с детьми, выступать перед ними. В большинстве случаев ухожу с грустью. Я думал, что здесь будет приблизительно то же самое. Что ребятам ничего не интересно, кроме Интернета. Ведь собрались совершенно разные люди, разного статус. Но, как они тут объединились! И работали вместе, и развлекались. Очень радостно было наблюдать за ними. Но в тоже время они поднимали очень серьёзные проблемы. Разиль Самигуллин, например, написал пьесу про то, как мальчик - внук шахтёра-татарина, в 30-е годы уехавшего в Донецк, перебирается после событий на Украине, с мамой в Татарстан. Он полон радости, мечтаний, потому что наслышан от дедушки, очень скучавшего по родине, что есть такой прекрасный край. И вот парень возвращается, но его уже не принимают здесь. Считают фашистом, бандеровцем… На этом строится конфликт пьесы. Мне она представилась огромной трагедией. Вспомнилась «Зенгер шэл» (« Голубая шаль») Карима Тинчурина. Её герой Булат тоже шахтёр. Неужели его внука ждала такая судьба?» На вопрос «О чем бы написалипьесу вы?». Рузаль ответил: «Сейчас в Татарстане популярно совершать хаджи. Это уже превратилось в моду. Я написал пьесу об этом, она сейчас находится на рассмотрении в театре Г. Камала. Чтобы стать хаджи, необязательно совершать хадж, и наоборот, если ты совершил хадж, это ещё не означает, что ты стал хаджи. Я рос с дедушкой и бабушкой, которые были потомками мулл, помнили советские времена, читали намаз, держали пост. Я, конечно, перенял у них какие-то обычаи, но сам пока не стал религиозным человеком. И не хотел бы, чтобы церковь и мечеть выполняли, роль пропаганды. Лично меня это отталкивает. Считаю, для того чтобы верить в бога, необязательны посредники. Есть бог, есть я и есть путь, который я совершаю к нему, стараясь не нарушать те заповеди, о которых он говорит в каждой святой книге.»

Глава II. Практическая.

2.2.1 Тест анкетирование, классный час

В XXI веке люди все реже и реже читают книги, интересуются литературой и культурой. Дети не только не знают своих земляков-писателей, но даже многих других уже известных миру писателей. Для того, чтобы заинтересовать их и рассказать о писателе нашего края, особенно о Мухаметшине Рузале Фаизовиче, мы провели тест анкетирование на данную тему. (Приложения 1,2)

Актуальность выбранной темы подтверждает и анкетирование среди учащихся начальной и средней школы. Анкетирование среди учащихся нашей школы показало следующее:

73% учащихся не смогли назвать ни одного писателя-земляка;

24% учащихся не смогли назвать произведения Рузаля Мухаметшина;

13% учащихся смогли назвать произведения, а также немного рассказать биографию молодого писателя.

Надеюсь, что своей работой я смогурасширить кругозор о нашем земляке-писателе, об его произведениях.

3. Заключение

Рузаль Мухаметшин – мой земляк, которым я очень сильно горжусь. Это талантливый человек, который посвящает свою жизнь литературе. Сегодня его творчество привлекает все большее внимание. И, прежде всего, им интересуется именно молодежь, ведь его произведения не только легки в чтении, но в то же время понятны каждому.

В работе мы использовали различные литературные источники. Ознакомились с историческим материалом о жизни писателя. Прочитали и изучили его произведения.

Сделали выводы на основе полученных материалов:

1.Выяснили, что творческий путь Мухаметшин Рузаль начал как поэт. Первые его стихотворения были опубликованы в 2004 году. Литературная деятельность Рузаля многогранна.

2. Выяснили, что в переводе Мухаметшина Р. Ф. на тараском языке вышли многие прекрасные пьесы, как «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

Я очень хочу, чтобы все больше и больше людей интересовались творчеством молодых писателей, а особенно писателей-земляков. Ведь именно они являются нашей гордостью!

4. Список литературы

1. «Каралама» Р. Мухаметшин, 2010 год

2. «Буре мин» Р. Мухаметшин, 2014 год

Интернет ресурсы

1. www.kazan.aif.ru

2. http://history-kazan.ru

3. http://www.clubochek.ru

4. http://ramis-nazmiev.livejournal.com

5. http://mg-tatarstan.ru

6. http://matbugat.ru

7. http://kpfu.ru

8. http://www.kazan.aif.ru/culture/person/klassnaya_drama

5. Приложения

Приложение 1. Выставка произведений и статей Рузаля Мухаметшина

Приложение 2. Классный час, посвященный нашему поэту-земляку и проведение теста-анкетирования

Приложение 3. Опера-сказка «Белый волк»

Приложение 4. Читка пьесы «Ярлыкагыл» («Помилуй»)

Приложение 5. Книга Рузаля Мухаметшина «Каралама»

4

Просмотров работы: 581