ВКЛАД СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. МУРМАНСКА В ПОБЕДУ НАД ФАШИЗМОМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВКЛАД СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. МУРМАНСКА В ПОБЕДУ НАД ФАШИЗМОМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Кондратова Е.М. 1
1
Головина О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Трагической и героической вехой в истории нашей страны стала Великая Отечественная война. В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой.

Весомый вклад в дело победы над врагом внесли коллективы судоремонтных предприятий: судоверфь Наркомата рыбной промышленности, судоремонтный завод Мурманского государственного военного морского пароходства СССР (далее СРЗ НК ВМФ), завод Главсевморпути (далее СРСЗ ГУСМП).

Объект исследования – роль судоремонтных предприятий г. Мурманска в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования - производственная деятельность СРЗ НК ВМФ, СРСЗ ГУСМП и Мурманской судоверфи в годы Великой Отечественной войны.

Выбор темы исследования обусловлен интересом автора к истории города Мурманска, теме «Мурманский тыл в годы Великой Отечественной войны». Работа является продолжением изучения архивных документов Государственного архива Мурманской области по деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска.

Гипотеза исследования - производственная деятельность судоремонтных предприятий г. Мурманска имела важное значение в достижении Победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Цель исследования – оценить производственную деятельность судоремонтных предприятий г. Мурманска и конкретизировать их вклад в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Изучить архивные документы Государственного архива Мурманской области по производственной деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска.

  2. Рассмотреть качественные и качественные показатели производственной деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска.

  3. Выявить критерии для оценки производственной деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска.

  4. Конкретизировать вклад судоремонтных предприятий г. Мурманска в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны

Источниками изучения деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска в годы войны стали архивные фонды государственного архива Мурманской области (Р.-286, Р.-684, Р.-364), сведения региональной периодической и книжной печати, ресурсы сети Интернет. Основными источниками, раскрывающими вклад судоремонтников в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны стали мобилизационные планы-календари заводов, производственные планы и приказы по заводам, заказы Мурманского морского пароходства на вооружение и переоборудование судов, приказы и предписания Наркомвоенморфлота СССР и начальника охраны войскового тыла XIV армии, директивные указания Главсевморпути, распоряжения по судоверфи, отчеты об итогах работы за 1941-1945 гг., акты и справки о материальном ущербе, списки работников заводов, убитых и раненых в результате налетов гитлеровской авиации. В региональных (И.Ф. Ушаков, А.А. Киселев) и российских (Савельева, С. Судоремонтные предприятия в системе национальной безопасности России) книжных изданиях представлена информация общего характера о трудовом подъеме судоремонтников Мурманской области в годы войны, а также о перечне выполняемых работ. В.П. Семёнов в книге «Мурманская судоверфь: годы, люди, события» показал историю становления и развития судоверфи, привел переписку начальника тыла Северного флота Н.П. Дубровина с директором Мурманской судоверфи П.В. Сапанадзе о деятельности завода в годы войны.

Анализ источников и литературы позволил выделить следующие критерии оценки производственной деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска: выполнение мобилизационного задания, виды производимых работ, награды предприятия и его работников. (Приложение, табл. 5).

Методы исследования: анализ архивных документов статистического и справочного характера; методы математической статистики: простой подсчет, вычисление среднего арифметического, перевод абсолютных показателей в относительные, составление пропорций; систематизация и обобщение полученных данных; формулирование выводов.

Новизна исследования состоит в том, что в данной работе на основе архивных документов Государственного архива Мурманской области представлена производственная деятельность судоремонтных предприятий г. Мурманска в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может быть использована в процессе подготовки к преподаванию истории родного края, а также при написании исследовательской работы по деятельности судоремонтных предприятий Мурманской области в 1941-1945 гг.

Историческая справка о судоремонтных предприятиях г. Мурманска, действовавших в годы Великой Отечественной войны

На начало Великой Отечественной войны в г. Мурманске действовали три судоремонтных завода: Мурманская судоверфь Главного управления судостроения и судоремонта (Главрыбосудостроя) Народного комиссариата рыбной промышленности СССР (1939-1946 гг.); Судоремонтный завод Народного комиссариата морского флота СССР, г. Мурманск (1940-1946 гг.); Судоремонтный завод Главного управления Северного морского пути, п. Роста.

Первым промышленным предприятием Мурманска является СРЗ НК ВМФ. Датой возникновения Мурманского судоремонтного завода считается 8 марта 1917 года, когда на базе одного из цехов лесопильного завода (существовавшего с января 1898 года) было организовано Мурманское судоремонтное промышленное предприятие, которое с 1924 года подчинялось Мурманскому торговому порту, как судоремонтные мастерские. В последующие годы судоремонтные мастерские были переименованы. В рассматриваемый период завод был в подчинении Народного комиссариата морского флота СССР и имел официальное название - Судоремонтный завод Народного комиссариата морского флота СССР, г.Мурманск (1940-1946 гг.).

Мурманская судоверфь с 1992 - предприятие для ремонта действующих рыбопромысловых и транспортных судов рыбной промышленности и производства оборудования для рыбалки и рыбообработки. Создана в Мурманске 01.12.1924 на базе плавмастерской «Ксения» и Александровской мастерской (взяты в аренду) для междурейсового ремонта судов. Первый руководитель - В. И. Башмаков. В 1926 губисполком принял решение о строительстве верфи деревянного судостроения. В 1926 построено первое судно — парусно-моторная ёла «Начало». С 1929 судоремонтные мастерские — самостоятельная производственная единица. В 1930 спроектированы и заложены первые 4 бота типа «Касатка». В 1933 мастерские преобразованы в судоремонтный завод (СРЗ). 23.07.1937 СРЗ объединен с судоверфью с названием Мурманская судостроительная и судоремонтная верфь.1

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП, «Главсевморпуть») - организация, созданная для прокладки арктического морского пути от Белого моря до Берингова пролива, оборудования и поддержания его в исправном состоянии, обеспечения безопасности плавания. Имелись территориальные управления в Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Были созданы ледокольный, транспортный флоты. В Мурманске построен судоремонтный завод Севморпути2, официальным днем рождения считается 11 октября 1938 года. С момента решения вопроса о строительстве и до передачи завода наркомату ВМФ СССР он именовался Мурманским судоремонтным заводом Главсевморпути. В мае 1943-го стал судоремонтным заводом Северного флота. Строительство завода продолжалось и в период военного времени. Согласно Приказу № Р-221 по Главному управлению Северного Морского Пути от 29 июля 1941 года (г. Москва), строительство мурманского завода было временно прикрашено, а подручная строительная контора «Севморпутьзаводстрой» ликвидирована до 15 августа.3 24 августа была начата постройка мастерской в жилом бараке для производства минометов, шло строительство 2-й мастерской для производства мин и гранат, которая вступила в действие с 20 сентября.4

Планирование и реализация мобилизационных заданий Народного комиссариата военного морского флота СССР на судоремонтных предприятиях г. Мурманска

В годы Великой Отечественной войны сложились различные направления помощи тыла действующей армии: сбор средств для обеспечения армии, создание истребительных батальонов (с 15 июля 1941 года на Мурманской судоверфи создан отряд истребителей5), народного ополчения, строительство оборонительных сооружений, транспортное обеспечение войск, забота о раненых и больных воинах и другие. Одним из важнейших направлений помощи фронту являлась военно-мобилизационная деятельность.

Планирование мобилизационной деятельности на Кольском Севере началось еще в 1930-х годах. На промышленных предприятиях г. Мурманска уже были разработаны Мобилизационные календари. Так, на СРЗ НК ВМФ уже 27 апреля 1941 года определены содержание и условия выполнения мобилизационного задания.

23 июня стал первым днем мобилизации. Область переведена на военное положение. 6 Все городские и районные комитеты ВКП (б) Мурманской области получили телеграмму о мобилизации сил на отпор врагу. Судоремонтные предприятия г. Мурманска обязаны были: получить приказы об объявлении всеобщей мобилизации и осуществить их расклейку на территории заводов и отведенном участке города; усилить охрану завода и осуществить перерегистрацию пропусков; составить список работников, вызываемых на завод по мобилизации (Приложение, табл.1.). На СРЗ НК МФ должно быть мобилизовано 82 человека, из них три руководящих работника, 73 человека квалифицированных рабочих, 5 – техники всех специальностей (кроме руководящего состава), 1 – младший обслуживающий персонал, что вело за собой недокомплект персонала. (Приложение, табл.2). Согласно Директивным указаниям Главсевморпути призыву в РККА и ВМФ с СРСЗ ГУСМП подлежали все работники призывного возраста, лица старших возрастов, ранее пользующиеся отсрочками, не служившие и незанесенные в запас. Руководители были обязаны обеспечить замену работникам и бесперебойную работу предприятий, и выполнение плана. Отсрочки не предоставлялись. (Приложение, табл.3). Всего военнообязанных насчитывалось 1180 человек, из которых 1021 -рабочие.7 Предвоенный личный состав Мурманской судоверфи насчитывал 2708 человек: ИТР– 282, производственных рабочих всех профессий – 1160, служащих – 190, обслуживающего персонала – 202, учеников – 374.С началом мобилизации необходимо было отмобилизовать в ряды армии и флота около 450 работающих, в эвакуацию свыше 300 женщин. 8

В первые же дни войны заводы лишилась почти половины своих кадровых работников. Решение кадровой проблемы (лишь на 35 %) руководство видело во внутренних резервах: за счет учеников школы фабрично-заводского ученичества, а также введения механизации, что позволяло сократить количество рабочих рук. 9

Мобилизационные планы так же содержали индивидуальные задания: СРЗ НК ВМФ - предоставить на приемно-сдаточный пункт (к 9 часам утра в первый день мобилизации, стадион ул. Челюскинцев) автомашину ЗИС – 5 с полным запасом горючего, запасными частями и инструментом, а также в сопровождении водителя из числа военнообязанных. СРСЗ ГУСМП- конский состав обоза и упряжки для частей РККА (1 лошадь, 13 обозов, 6 однотонных повозок, 10 упряжек). Лошади и обоз доставляются в сопровождении заведующим обозом и коноводов, на 2 лошади 1 коновод. Лошади д.б. обеспечены фуражом на 3-4 суток. За уклонение, опоздание, поставку негодных лошадей предусматривалась уголовная ответственность. Передача в распоряжение областного управления НКВД для обеспечения аэродромного строительства 2 грузовых автомобиля ЗИС-5, запасные части и по 2 шофера на каждую машину. Один малый автобус для оперативных.10 СРЗ НК ВМФ обязан накануне освободить причалы для принятия судов (пароход «Ястреб», теплоход «Кооперация») и мобилизационного оборудования (дрифтеры, мотто/боты); переоборудовать суда п/х «Товарищ Сталин», б/п «Мурман», п/х «Володарский», п/х «Ястреб»: доставить стеллажи для глубинных бомб, ящики для сигнальных флагов, подкрепления для полуавтомата, кранцы пулеметных выстрелов на 500 выстрелов. На т/х «Кооперация» установить подушки и барабаны для 4-х 45 мм орудий, расширить заделку барабанов для 76 мм орудий и др. Распоряжением Главного управления Северного морского пути от 7.3.1941 за №107сс, на Судоремонтно-Судостроительный завод Севморпути в случае войны возлагаются нижеследующие задачи: выполнение боевого ремонта кораблей Наркомвоенморфлота, ремонт и вооружение судов Ледокольного Арктического флота Главсевморпути11 (приложение, табл. 3.). Для выполнения мобилизационных работ по судам Главсевморпути Мурманская морская контора Севморпути обеспечила СРСЗ ГУСМП двумя буксирными пароходами, необходимых для производства перестановки судов, стоящих на ремонте у северного причала и подготовки этого же причала к стоянке предназначенных судов.

Всем предприятиям предстояло в короткие сроки перестроить работу на военный лад, начать эвакуацию морем из Кеми и Кандалакши в Архангельск населения и промышленных предприятий Мурманской области и Карелии, оказавшихся под ударами врага. Возможности каждого завода были ограничены. 27.06.41. в адрес директора Судоверфи П.В. Сапанадзе направлена шифровка из Москвы: «Оставьте из мобзапаса на верфи по согласованию с Северным флотом только материал, необходимый военному судоремонту на 1-2 месяца. Остальные ценности, например, цветные металлы, качественный прокат, вывозите в Архангельск. Николаев».12 Мурманская судоверфь начала эвакуировать внутрь страны часть ценного оборудования, а оставшееся рассредоточивать, чтоб не оставить флот без ремонтной базы. Из переписки начальника тыла Северного флота Н.П. Дубровина и П.В. Сапанадзе: «В результате в Архангельск было отправлено 15 железнодорожных платформ с оборудованием общим весом 210 тонн морем, на РТ-52 отправили еще 35 тонн оборудования и материалов. Тогда же, в июле, отправили обратно в Горький заготовки на два корпуса подводных лодок, присланные оттуда в 1940 году. Субмарины предполагалось построить на Мурманской судоверфи, но оставить заготовки и чертежи в зоне боевых действий не решились. Сталь отправили в Горький, а чертежи – в Москву, в Главрыбосудострой.»13

Мобилизационные задания Народного комиссариата военного морского флота СССР на судоремонтных предприятиях г. Мурманска были одинаковыми, но различными в количественных показателях, в зависимости от материально-технической базы заводов.

Производственная деятельность заводов в годы Великой Отечественной войны

23 июня 1941 года на промышленных предприятиях Мурманска прошли митинги, после которых многие ушли на фронт. Служащие и инженерно-технические работники судоремонтного завода пароходства заявили, что в ответ на «подлый предательский налет бандитов … будут еще напряжнее работать по ремонту судов и выпускать их в наикратчайший срок с высоким качеством».14 Вся работа заводов выстраивалась под лозунгом «Помочь фронту сокрушить врага. Обеспечить Победу!». Коллектив судоремонтного завода НКМФ 1 августа 1941 принял решение: один день в месяц работать в фонд обороны страны15. Всего за годы войны СРЗ НКМФ перечислено четверть миллиона рублей.

С началом войны все заводы перешли на круглосуточный режим работы. Предприятия переключились на работу по военным заказам, перевооружение торгового и рыбного портов под различные классы боевых кораблей.

Согласно Приказа заместителя народного комиссара рыбной промышленности Союза ССР и заместителя народного комиссара ВМФ СССР о ремонте боевых кораблей и вспомогательных судов СФ (от 24.06.1941 г.), плановый, аварийный и межоперационный ремонт боевых и вспомогательных судов Северного флота, а также крупный и аварийный ремонт призванных по мобилизации судов Наркомрыбпрома Союза производился на Мурманской судоверфи Главрыбосудостроя; межоперационный навигационный ремонт остальных судов, призванных по мобилизации - в судоремонтных механических мастерских Главсеврыбпрома по нормативам, установленным для ремонта промыслового флота. Все виды ремонта кораблей и судов производились вне всякой очереди и в максимально короткие сроки.16

За 4 квартал 1941 года СРЗ НК ВМФ выполнены работы по вооружению, выпуску специальных изделий (лыж, треног, повозок), освоено производство 27 видов оборонной продукции: мины, гранаты, детали пулеметов и минометов, сани для противотанковых пушек, патронаши и другие виды вооружения. Смонтирован водородно-кислородный завод, обеспечивавший в полном объеме потребности обороны в водороде для аэростатов воздушного заграждения. (Приложение, Табл.4). Всего за время Великой Отечественной войны заводом отремонтировано 491 судно ВМФ и НК ВМФ. Из этого количества 8 судов были восстановлены вновь, 5 сухогрузных пароходов были переоборудованы под нефтехранилища, 86 судов были вооружены. Кроме того, отремонтировано 212 кораблей союзников с разным объемом ремонта, от мелких повреждений до восстановительных работ. Задания в основном выполнялись в срок, 27,5 % - досрочно, но были и опоздания (5,8%). С 27 декабря 1943 года по апрель 1944 года коллектив завода работал в порту на выгрузке судов караванов союзников.17 Силами завода было выгружено более 124 тысяч тонн грузов и задание было выполнено на 111,6% .

По заданию уполномоченного ГКО товарища Папанина СРЗ НК ВМФ СССР смонтировал на проходе «Кама» коллектор приема жидкого топлива, грузовое 30-тонное устройство для выгрузки танков и другого вооружения. Работы производились в условиях постоянных налетов вражеской авиации и 30-градусных морозов и, несмотря на это были выполнены точно в установленный срок, за что т. Папанин письмом выразил от имени ГКО благодарность коллективу завода. Для обеспечения приемки портом военных грузов заводом произведен монтаж 24 новых импортных кранов, 30 автомашин, текущий, средний и капитальный ремонт 17 кранов порта.

Большой объем работ в годы войны выполнил судоремонтный завод Главсевморпути, который неоднократно выполнял досрочно годовой план.18 Здесь ремонтировались ледоколы «Ленин», «Ермак», «Красин», «Сталин», «Микоян», «Молотов», «Каганович», ледорез «Литке», ледокольные пароходы «Сталинград», «Седов», «Садко», «Дежнев», «Ветлуга» и многие другие, производились минометы, гранаты типа Ф1, ручные механические гранаты. Например на ледоколе «Ленин» в июле 1941 года произведены и полностью закончены следующие работы: изготовлены дубовые подушки и установлены артиллерийские системы: три 45-мм пушки и две пулеметных стойки; изготовлены и установлены три кранца для хранения боеприпасов; изготовлены пушки для глубинных бомб с о ковкою и установлены на место 2 штуки.19 В это же время шел ремонт дрифтер-бота «Ленинградсовет» , переданного в распоряжение Начальника Медико-Санитарного отдел Северного флота для спецзадания.20

Показателем производительности судоремонтных предприятий может служить выполнение плана изготовления предметов вооружения в сентябре 1941 г. (на 10 сентября 1941 года): на судоверфи Наркомрыбпрома: нарезано 200 стволов миномета, из коих просверлено 185 штук, обработано по внутреннему диаметру 66 и окончательно изготовлено – 13 штук;сделано заготовок казенной части 100 штук, из коих обработано и нарезана резьба под окончательную обработку по наружному диаметру 50 штук;обработано на станках и передано на слесарную сборку 20 секторов. Остальные работы по изготовлению минометов находятся в основном в стадии изготовления отдельных деталей.План изготовления гранат в сентябре – 5000 штук, за 10 дней отлито 150 штук. Из 700 штук мин, запланированных к изготовлению в сентябре, за 1 декаду просверлено и нарезано 300 штук, окончательно обработано 50 мин. Судоремонтный завод Севморпути: в первой декаде сентября пущены в обработку серии деталей на 50 минометов. За первые десять дней произведено – сдано токарных работ в объеме 700 станко-часов из 3500 станко-часов на обработку всех деталей на 500 минометов; за первую декаду сентября сделано 500 болванок для изготовления мин. Судоремонтный завод Наркомморфлота: по линии изготовления минометов за 10 дней сентября на заводе изготовлен и пущен в обработку на токарном станке один ствол миномета; в первую декаду на заводе отлито 2000 болванок для гранат, которые дальнейшей обработке не подвергались; заготовлено болванок для мин 800 штук, в том числе 700 штук обработано на токарном станке.21

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что все предприятия в условиях военного времени не всегда в полном объеме выполняли заказы. Невыполнение установленных работ в срок было вызвано рядом причин: крайняя недостаточная обеспеченность инструментами; нехватка рабочей силы. Значительную роль в реализации нужд армии и флота сыграла Мурманская Судоверфь. Уже 30 июня 1941 года был сдан к акту первый рыболовный траулер, ставший боевым кораблем. Темпы были таковы, что, например, РТ-59 был переоборудован в боевой корабль в течение 6 суток. 30 июля основной первоочередной заказ военного времени был с честью выполнен: Мурманская судоверфь сдала северному флоту последний из 27 мурманских рыболовных траулеров, переоборудованных первой очередью, ставших в основном тральщиками и сторожевыми кораблями. Им присваивались новые, боевые имена – «Шквал», «Пассат», «Туман», «Бриз» (Всего из судов тралфлота было мобилизовано 46 траулеров). Помимо этого, завод изготавливал макеты боевых кораблей для маскировки и обмана противника, участвовал в установке понтонный мост в устье р. Колы: судоверфь передала под плавучие опоры семь корпусов недостроенных «касаток», корпус которых предварительно был обшит железом, сделаны подкрепления палуб, оборудованы корпуса ледорезами, установлены кнехты, водоотливные помпы, лебедки для натяжения якорных цепей. 3 ноября 1941 по заказу Управления тыла 14 армии судоверфь начала изготавливать 500 штук лодок-волокуш. Также верфь обязывалась организовать выпуск инструмента и его восстановление для всех машиностроительных предприятий города на базе существующего инструментального цеха.

В это же время верфь освоила новый вид военной продукции – 82-мм батальонный миномет и мины к нему. Стволы миномета за отсутствием стандартного материала точили из осей железнодорожных колесных пар. На 1 декабря верфь выпустила около 300 минометов и только за ноябрь месяц дала армии 18 000 гранат типа Ф-1. О качестве изделий лучше всего говорят письма с фронта. Целые подразделения благодарят верфь за хорошее оружие. Бойцы прозвали их продукцию «снайперской». Сотни и тысячи фашистов были уничтожены оружием, сделанным руками рабочих верфи». П.В. Сапанадзе называет и другие виды работ, производимых верфью для армии: ремонт тракторов и грейдеров, изготовление походных бань, велодрезин, снеготасок, катков для укатки снежных полей, треугольников для очистки снега, волокуш, подков, санитарных и полевых котлов, пулеметных турелей, запчастей для автопарка, переносных печей, шпиронов для кораблей, противомагнитных устройств, строит и ремонтирует нефтехранилища.

Судоверфь, кроме перечисленного, тысячами изготовляла агитационные патроны для разбрасывания листовок, детали авиационных моторов и бомбометов, газогенераторы для автомашин и стационарные установки, пулеметные турели для бронепоездов, детали ракетных снарядов и прочее. Изготовлялось все это без чертежей, а по образцам. Иногда даже без образцов.

Особое достижение судоверфи: 5 декабря 1941 года здесь выплавили первую мурманскую сталь. 28 марта 1942 года верфь должна была приступить к изготовлению автоматов ППШ совместно с другими предприятиями. В апреле планировалось выпустить первую партию – 200 шт. однако ни чертежи, ни материалы для изготовления стволов пистолетов-пулеметов не поступили, да и сам заказ 6 апреля был переведен на СРСЗ ГУСМП.

В годы войны в изготовлении оружия боеприпасов для фронта среди судоремонтных предприятий наблюдается кооперация. Так судоверфь, например, нарезала и приварила стабилизаторы для мин, изготовляемых на построенном к тому времени СРЗ НК ВМФ.22

Социалистические соревнования на судоремонтных предприятиях г. Мурманска в годы Великой Отечественной войны

За время войны Военный совет фронта высоко оценил заслуги передовых людей тыла, наградив многих из них орденами и медалями. Среди награжденных много лучших стахановцев, изобретателей, инженеров, руководителей предприятий (директор судоверфи П.А. Сапанадзе, директор СРЗ НК ВМФ СССР А. П. Прокофьев).

Несмотря на тяжелые условия военного времени, на предприятиях разворачивались социалистические соревнования. К примеру, за октябрь 1941 года СРЗ НКВМФ выполнил план по выпуску валовой продукции на 103,1%, а 7 ноября (великий праздник, день 24-й годовщины) отработали в фонд обороны страны. Заработали 3256 рублей. В этот день показали образцы работы котельщики бригад Видяткина – 180%, Мартынова В. – 187%, Казакова В. – 202%, сверловщик Шамрай – 320%, токарь Шестаков, плотник Орлов и ряд других – 200%.23

Известно немало примеров трудового героизма. Работники СРЗ НК ВМФ систематически выполняли (по данным на 1942 год) норму выработки: от 180 до 235 % -модельщики тт. Сухляев П.Ф и Медведев Д.А.; от 150 до 200% - токари тт. Шаталов В.С., Крылов И.В., Медянова А.Д., трубопроводчик т. Дьяконов Я.И., слесари тт. Голайко Д.А., Синяков М.В.; от 200 до 255% нормы выполняет электросварщик т. Иванов А.И. 24 На СРСЗ ГУСМПуже сентябре 1941 года появились инициаторы движения двухсотников, систематически выполняющих нормы выработки от 250% до 300%: товарищ Антипов цех № 1 – электросварщик, т. Сарматин И. цех № 2 – разметчик, т. Очкурова цех № 1 – шлифовщица. 25

За высокие образцы труда за время войны СРЗ НК ВМФ 16 раз получал переходящее Красное знамя Наркомморфлота. Правительство высоко оценило работу коллектива, наградив орденами и медалями 422 человека. Из них:378 человек медалью «За оборону Советского Заполярья»), 40 человек награждены значком «Почетному работнику морского флота»; 6 человек – значком «Отличник Военно-морского флота»;51 человек получил благодарность приказом по Наркомморфлоту;17 человек получили благодарности и ценные подарки от командования Северного флота.26

В дни Великой Отечественной войны коллектив работников судоверфи Наркомрыбпрома проявил стахановское отношение к выполнению специальных заданий командования СФ. Например, бригада котельщиков т.Лотонина систематически выполняла нормы на 217%, бригада т.Тюкавина – на 185%, бригада слесарей т.Елисеева – на 203%, столяры т.Сенин – на 218%, Кузнецов – на 200%, фрезеровщик т.Комаров – на 219%. За честный труд, старание в выполнении оборонных работ объявлена благодарность –24 человека. Работники судоверфи, павшие во время Великой Отечественной войны (197 человек) удостоены наград: 11.10.1944 – геройски погиб бывший электрослесарь верфи Анатолий Бредов, которому 24.03. 1945 присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). К ордену Ленина: 2 человека. К ордену Трудового Красного Знамени: 5 человек. К ордену Красной Звезды: 5 человек. К ордену «Знак Почета»: 3 человека. К медали «За трудовую доблесть»: 3 человека. К медали «За трудовое отличие»: 1 человек.

Заключение

Проанализировав деятельность судоремонтных предприятий г. Мурманска за время Великой Отечественной войны, можно сделать следующие выводы:

  • под бомбежками и артобстрелами судоремонтники проводили восстановительный ремонт поврежденных кораблей, выполняли заказы Северного флота, 14–й Армии, Арктического флота, осваивали новые виды производства, часто без чертежей по образцам, а иногда даже без образцов;

  • работники проявили мужество и безмерный трудовой героизм;

  • несмотря на условия труда (авианалеты, недостаток оборудования, нехватка кадров, отсутствие одежды и обуви), рабочие и служащие завода принимали участие в социалистических соревнованиях между стахановцами и двухсотниками (на СРСЗ ГУСМП), перевыполняли планы по выпуску валовой продукции;

  • собственными силами решали вопросы нехватки квалифицированных кадров путем обучения на ФЗУ.

Таким образом, деятельность судоремонтников в тяжелейших условиях военного времени при предельном напряжении сил имела стратегическое значение. От их четкой, быстрой и качественной работы зависел успех в борьбе с фашистскими захватчиками.

Источники и литература

Неопубликованные документы:

  1. Акты и справки о материальном ущербе, списки работников завода, убитых и раненых в результате налетов гитлеровской авиации. Имеются сведения за июнь-декабрь 1941 года // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 8

  2. Акты и справки о человеческих жертвах и материальном ущербе, понесенном в результате налетов гитлеровской авиации. Сметы на проведение ремонтно-восстановительных работ // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп.1.Д. 5

  3. Генеральный договор с техническим отделом Северного флота на ремонт судов // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 11

  4. Главное управление Северного Морского пути. Судоремонтный завод, г. Мурманск, п. Роста 1935 г. // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364.

  5. Департамент морского транспорта Министерства транспорта РСФСР. Мурманский судоремонтный завод, г. Мурманск1940 г.* - 10 сентября 1992 г.*//ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684

  6. Директивные указания Главсевморпути // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.17

  7. Директивные указания Главсевморпути по мобилизационной работе //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.20

  8. Заказы Мурманского морского пароходства на вооружение и переоборудование судов // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 10

  9. Материалы по ремонту кораблей Арктического флота Севморпути (акты, исполнительные калькуляции)" //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.25

  10. Мобилизационный план завода// ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 3

  11. Мобилизационный план-календарь на 1941 год и ведомости работ по мобилизационному оборудованию // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области), Ф. Р364. Оп. 1. Д. 21

  12. Основные показатели работы завода и цехов за 1940-1955 гг. // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 4. Д. 1 «б»

  13. Переписка с Главсевморпути и обкомом ВКП(б) о новом судостроении //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.31

  14. Переписка с Главсевморпути и Райвоенкоматом о предоставлении отсрочек от призыва в армию работникам завода //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.32

  15. Переписка с Главсевморпути по ремонту боевых кораблей Северного флота //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.29

  16. Переписка с Ленинским райвоенкоматом и облвоенкоматом о бронировании работников завода //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.33

  17. Постановления Ленинского районного комитета ВКП(б) //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.18

  18. Приказ и распоряжение директора завода по организационным вопросам // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 17

  19. Приказы и предписания Наркомвоенморфлота СССР и начальника охраны войскового тыла XIV армии // ГАМО (Гос. Арх.Мурманской области). Ф. Р364. Оп. 1.Д. 16

  20. Приказы по Главному управлению судостроение и судоремонтах Наркомрыбпрома СССР, касающиеся деятельности судоверфи // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р286 Оп.1. Д.81

  21. Приказы по Главному управлению судостроения и судоремонта Наркомрыбпрома СССР, касающиеся деятельности судоверфи // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р286 Оп.1. Д. 72

  22. Приказы по Главному управлению судостроения и судоремонта Наркомрыбпрома СССР, касающиеся деятельности судоверфи // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р286 Оп.1. Д.88

  23. Приказы по Главному управлению судостроения и судоремонта Наркомрыбпрома СССР, касающиеся деятельности судоверфи // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р286 Оп.1. Д.89

  24. Приказы по заводу, переписка с Главным Управлением Северного морского пути о ходе строительно-ремонтных работ. План завода //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.19

  25. Производственные планы завода на 1942 и 1943 гг. и отчеты за 1941 г. и январь - ноябрь 1942 г. // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 4

  26. Производственные планы завода на 1943 год и 1944 и отчеты за декабрь 1942 г. и январь-ноябрь 1943 г. // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 7

  27. Производственные планы завода на 1944 и 1945 гг. и отчеты за 1 полугодие и май-ноябрь 1944 г. // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 15

  28. Производственные планы завода на 1945 г. и отчеты за декабрь 1944 г. и январь-ноябрь 1945 г. Справка об итогах работы завода за 1941-1944 гг. // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 16

  29. Производственные планы завода на 1946 г. и отчеты за декабрь 1945 г. и январь-ноябрь 1946 года // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 18

  30. Протокол собрания партийно-хозяйственного актива, доклад, акты, справки о деятельности завода, об открытии филиала в Ваенге // ГА МО (Гос. Арх.Мурманской области) Ф. Р684. Оп. 1. Д. 9.

Литература:

  1. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны.1941-1945. (Документы и материалы. Авт.вступит.статьи А.А. Киселев и А.Н. Рябков). Мурманск. Кн.изд-во,1978.

  2. Семёнов В.П. Мурманское морское пароходство:1939-2009 гг./В.П. Семёнов. – Мурманск: Кн. Изд-во, 2009.

  3. Чесноков И.Н. От Арктики до Антарктики. Очерки истории флота ордена Трудового Красного Знамени Мурманского морского пароходства. Мурманск, Кн.изд-во, 1979.

Электронные ресурсы:

  1. Государственный архив Мурманской области. ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murmanarchiv.ru/index.php/contents-archive/archive-directory/218-13-#_Toc286671699. (13.07.2016 г.)

  2. ООО «Экономик Консультант» Сведения о банкротстве от 7 марта 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-cons.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2389&Itemid=27 (14.09.2015г.)

  3. Энциклопедический Лексикон «Кольский Север» [Электронный ресурс] // "ГЛАВСЕВМОРПУТЬ». Режим доступа: http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%22%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%A1%D0%95%D0%92%D0%9C%D0%9E%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%A2%D0%AC%22

(28.07.2016 г.)

  1. Энциклопедический Лексикон «Кольский Север» [Электронный ресурс] // "Судоверфь». Режим доступа: http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%9C%D0%A3%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A4%D0%AC( 28.07.2016 г.)

  2. Вячеслав ГЕНЕРАЛОВМурманский вестник [Электронный ресурс] // Мурманский тыл Севморпути. Режим доступа: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200809191945

(13.08.2016 г.)

  1. Вячеслав ГЕНЕРАЛОВМурманский вестник [Электронный ресурс] // Прогулки по Росте. Режим доступа: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200701112803(13.08.2016 г.)

  2. Кольский Север. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Семенов, В. П. Мурманская судоверфь: годы. Люди. События / В. Семенов; [ред. совет: В. Е. Храпов [и др.]. - Мурманск: Живая Арктика, 2004. - 382 с. : ил. Глава 8 «ВМЕСТЕ С ФРОНТОМ». Режим доступа:

http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Semyonov_VP/Semyonov_VP_Murmanskaya-sudoverfj_2004/index.html#115(16.08.2016 г.)

Приложение

Табл.1. Кадровый состав СРЗ НК МФ (по состоянию на 1 января 1941 года)

Группы профессий

Кол-во работающих в мирное время

Выбывает с объявлением мобилизации

Остается на военное время

план

факт

В порядке объявления всеобщей мобилизации

По специальным нарядам

Всего

 

Руков.сост.бер.орган.

22

22

3

-

3

19

Инж.всех специальн.

17

17

-

 

-

17

Техники всех специальностей (кроме руков.состава)

41

41

5

 

5

36

Команд.плавсостава

-

-

-

 

-

-

Команда судов

-

-

-

 

-

-

Адм.хоз. и счет.конторский персонал

39

39

-

 

-

39

Препод.персонал и научн.работники

-

-

-

 

-

-

Рабочие пограз.разг.участков занятые на механизации

-

-

-

 

-

-

Грузчики

-

-

-

 

-

-

Квалифицир.рабочие

401

453

73

 

73

380

Неквалифицир.рабочие

28

28

-

 

-

28

Младший обслуж.персонал.

43

43

1

 

1

42

ИТОГО

591

643

82

 

-

561

Табл.2. Кадровый состав Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути

(по состоянию на 1 апреля 1941 года)27

 

ВСЕГО

в/обязанных

Руководящий состав

22

19

Инженеры

13

10

Техники

21

16

Фельдшера

1

1

Администр.конторский, счетный и обслужив состав

321

113

ВСЕГО

Квалиф.

916

393

Неквалиф.

1156

1021

ВСЕГО

2459

1180

Женщин – 584 чел.

Подростков – 8 чел.

Невоеннообязанных мужчин – 448 чел.

Призывников – 239 чел.

Приписаны к в/ч – 362 чел.

Не оформлено отсрочек – 28 чел.

Военнообязанных от 46 до 50 лет – 48 чел.

Табл. 3. Задачи Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути в случае войны28

А. Выполнение боевого ремонта кораблей Наркомвоенморфлота

Классификация корабля

Тип корабля

Кол-во единиц

1

Подводная лодка

К

1

2

Подводная лодка

Ц

2

3

Подводная лодка

Д

2

4

Подводная лодка

щ

2

5

Сторожевой корабль

 

1

6

Тральщик

 

1

Б. Вооружение судов Арктического флота Главсевморпути

Тип судна

Название судна

1

Ледокол

И.Сталин

2

Ледорез

Ф.Литке

3

Ледовый пароход

Дежнев

Табл.4. Сводка о выполнении вооружения СРЗ НК ВМФ за IV квартал 1941 г.29

№ п/п

Наименование изделий

Выполнено

Итого за 4 квартал

октябрь

ноябрь

декабрь

 

1.

Ф-1 в таре шт.

6130

5140

5100

6370

2.

М-50 в таре шт.

-

1400

292

4312

3.

МЛ-37 с патронаш.компл

-

-

700 и 200 патр.

700 и 200 патронаш.

4.

МЛ-37 без стабилизаторов

-

2191

7256

9447

 

МЛ-37

-

45

-

45(пробные)

5.

Лыжи пар.

-

85

132

217

6.

Треноги шт

-

-

50

50

7.

Узел№7 и 3 для завода СМП (к линкорам)

38390-76

-

-

38390 руб. 76 коп.

Табл.5. Критерии оценки деятельности судоремонтных предприятий г. Мурманска в годы Великой Отечественной войны.

Критерии

Мурманская судоверфь Главного управления судостроения и судоремонта (Главрыбосудостроя) Народного комиссариата рыбной промышленности СССР

Судоремонтный завод Народного комиссариата морского флота СССР, г.Мурманск

Судоремонтный завод Главного управления Северного морского пути, п.Роста

Архивный фонд ГАМО

ф.Р‑286

ф.Р‑684

ф.Р‑364

Дата образования

1929 г.

1917 г.

1938 г.

Кол-во работников (на начало войны)

2708 человек

561 человек

2459 человек

Мобилизационные задания

Общие задания

  1. Оповестить население о мобилизации.

  2. Усилить охрану завода.

  3. Осуществить перерегистрацию пропусков.

  4. Составить список работников, вызываемых по мобилизации.

Отдельные задания

Эвакуировать часть ценного оборудования, цветные металлы, качественный прокат, внутрь страны, а оставшееся рассредоточить по территории Мурманска

Предоставить автомашину ЗИС-5 с полным запасом горючего в сопровождении водителя.

Освободить причалы для принятия судов

переоборудовать суда

-Предоставить конский состав обоза и упряжки.

-Предоставить 2 автомашины ЗИС-5, запасные части и по 2 шофера на каждую машину.

-Предоставить малый автобус для оперативных.

Заказчик

Главное управление судостроения и судоремонта Наркомрыбпрома СССР.

Уполномоченный ГКО И. Д. Папанин.

Ледокольный Арктический флот Севморпути

Директивные указания Главсевморпути.

Народный комиссариата военного морского флота СССР

Управление тыла 14–й Армии

Виды производимых работ

производство мин, гранат, торпедовзрывателей, фугасных и зажигательных бомб.

Переоборудование кораблей

рыболовных траулеров, ставших тральщиками и сторожевыми кораблями (н/р: «Шквал», «Пассат», «Туман», «Бриз»).

п/х «Товарищ Сталин», б/п «Мурман», п/х «Володарский», п/х «Ястреб», т/х «Кооперация». сухогрузные пароходы были переоборудованы под нефтехранилища

Ледокол «И. Сталин»,

ледорез «Ф. Литке»,

л/п «Дежнев».

  • создание макетов боевых кораблей для маскировки и обмана противника;

  • принимали участие в строительстве понтонного моста в устье р.Кола;

  • лодки-волокуши;

  • выпуск и ремонт инструментов для всех машиностроительных предприятий города;

  • освоила новый вид продукции - 82-мм батальонный миномет и мины к нему;

  • ремонт траулеров и грейдеров;

  • изготовление походных бань, велодрезин, снеготасок, катков для укатки снежных полей, треугольников для очистки снега, подковы санитарные и полевые котлы, пулеметные турели;

  • строительство и ремонт нефтехранилища;

  • выплавка первой мурманской стали;

  • агитационные патроны для разбрасывания листовок.

  • работы по вооружению, выпуску специальных изделий (лыж, треног, повозок, саней для противотанковых пушек, патронашей и др.;

  • ремонт иностранных судов;

  • смонтировал на проходе «Кама» коллектор приема жидкого топлива, грузовое 30-тонное устройство для выгрузки танков и другого вооружения;

  • произведен монтаж новых импортных кранов и автомашин в порту.

  • капитальный, средний и текущий ремонт судовых главных машин;

  • выполнение боевого ремонта кораблей Наркомвоенфлота (ПЛ типа «К», «Ц», «Д», «Щ», сторожевые корабли, тральщики; ледоколы «Ленин», «Ермак», «Красин», «Сталин», «Микоян», «Молотов», «Каганович», ледорез «Литке», ледокольные пароходы «Сталинград», «Седов», «Садко», «Дежнев», «Ветлуга» и др.)

  • ремонт кораблей Арктического флота Севморпути;

  • обработка серии деталей, болванок для изготовления мин;

  • постройка катеров (1941 г. – 5 шт.);

  • изготовление автоматов ППШ.

Социалистические соревнования

Стахановское движение

Стахановское движение

Стахановское движение

Двухсотники

Награды предприятия

Переходящее Красное знамя ГКО (2 раза в 1943 г. поквартально)

Переходящее Красное знамя Наркомморфлота (16 раз);

Переходящее Красное знамя Военного совета Северного флота (6 раз)

Информация не установлена

Награды работников предприятия

-Орден Ленина-2 человека

-Орден Трудового Красного Знамени - 5;

-Орден Красной Звезды - 5;

- Орден «Знак почета»-3;

-медаль «За трудовую доблесть»-3;

-медаль «За трудовое отличие»- 1

Объявлена благодарность приказом по Наркомморфлоту –24 человека.

1 женщина (слесарь) получила благодарность от Военного совета 14-й Армии.

4 женщины получили благодарность Микояновского райисполкома за хорошую работу по организации подарков на фронт к 24-й годовщине Красной Армии и за работу в госпиталях.

378 человек – медаль «За оборону Советского Заполярья»

40 человек- значок «Почетному работнику морского флота»

6 человек – значок «Отличник Военно-морского флота»

51 человек - благодарность приказом по Наркомморфлоту;

17 человек получили благодарности и ценные подарки от командования Северного флота.

6 женщин (токарь – 3 человека, шлифовщица, электросварщица, бригадир станочников) получили благодарность от Военного совета 14-й Армии.

Сохранение исторической памяти

- 2 памятника Герою СС Анатолию Бредову;

(г. Мурманск)

- Памятник работниками судоверфи, павшим во время Великой Отечественной войны.

(г. Мурманск).

Музей МГТУ

Музей «Мурманского Морского Пароходства» (г.Мурманск).

Музей МГТУ

Информация не установлена

1Энциклопедический Лексикон «Кольский Север» [Электронный ресурс] // "Судоверфь». Режим доступа: http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%9C%D0%A3%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A4%D0%AC ( 28.07.2016 г.).

2Энциклопедический Лексикон «Кольский Север» [Электронный ресурс] // "ГЛАВСЕВМОРПУТЬ». Режим доступа: http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%22%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%A1%D0%95%D0%92%D0%9C%D0%9E%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%A2%D0%AC%22 ( 28.07.2016 г.)

3Приказы и предписания Наркомвоенморфлота СССР и начальника охраны войскового тыла XIV армии // ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.16. Л. 26.

4Ф. Р364 Оп.1. Д.16. Л.36.

5 Кольский Север. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Семенов, В. П. Мурманская судоверфь: годы. Люди. События / В. Семенов; [ред. совет: В. Е. Храпов [и др.]. - Мурманск: Живая Арктика, 2004. – С. 113. Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Semyonov_VP/Semyonov_VP_Murmanskaya-sudoverfj_2004/index.html#115( 16.08.2016 г.).

6Телеграмма из Москвы. 22 июня. 18:40. ГАМО ф. 364 оп.1 д.21 л.126.

7 Директивные указания Главсевморпути// ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.17. ЛЛ. 9-10.

8Кольский Север. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Семенов, В. П. Мурманская судоверфь: годы. Люди. События / В. Семенов; [ред. совет: В. Е. Храпов [и др.]. - Мурманск: Живая Арктика, 2004. – С. 110. Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Semyonov_VP/Semyonov_VP_Murmanskaya-sudoverfj_2004/index.html#115( 16.08.2016 г.).

9 «Мобилизационный план завода». ГАМО ф.684 оп.1 д.3.

10Переписка с областным и райвоенкоматами о поставках частям РККА автотранспорта и др. имущества //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.39. ЛЛ. 10, 15, 16, 22, 25.

11Мобилизационный план-календарь на 1941 год и ведомости работ по мобилизационному оборудованию //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.21. Л. 21.

12Кольский Север. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Семенов, В. П. Мурманская судоверфь: годы. Люди. События / В. Семенов; [ред. совет: В. Е. Храпов [и др.]. - Мурманск: Живая Арктика, 2004. –С. 110. Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Semyonov_VP/Semyonov_VP_Murmanskaya-sudoverfj_2004/index.html#115( 16.08.2016 г.).

13Там же С.112.

14Мурманская область в годы Великой Отечественной войны.1941-1945. (Документы и материалы. Авт.вступит.статьи А.А. Киселев и А.Н. Рябков). Мурманск. Кн.изд-во,1978.- С.36.

15Та же С.63.

16 Там же С.41.

17ГАМО ф.684 оп.1 д. 16 л.30.

18ГАМО ф.684 оп.1 д. 16 л.37.

19 ГАМО Ф. р 364 оп 1 д. 25 л.18.

20 ГАМО Ф. р 364 оп 1 д. 29 л. 53.

21Из справки секретаря обкома ВКП(б) о ходе выполнения постановления бюро обкома ВКП(б) от 28 августа 1941 г. об организации производства минометов, мин и гранат в области/Мурманская область в годы Великой Отечественной войны.1941-1945. (Документы и материалы. Авт.вступит.статьи А.А. Киселев и А.Н. Рябков). Мурманск. Кн.изд-во,1978.- С.75.

22Кольский Север. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Семенов, В. П. Мурманская судоверфь: годы. Люди. События / В. Семенов; [ред. совет: В. Е. Храпов [и др.]. - Мурманск: Живая Арктика, 2004. ил. Глава 8 «ВМЕСТЕ С ФРОНТОМ». С. 114-120. Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Semyonov_VP/Semyonov_VP_Murmanskaya-sudoverfj_2004/index.html#115( 16.08.2016 г.)

23 Там же с.100.

24Там же с.140.

25 Постановления Ленинского районного комитета ВКП(б) //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.18. Л.3.

26Там же С.279.

27Директивные указания Главсевморпути// ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.17. ЛЛ. 9-10.

28 Мобилизационный план-календарь на 1941 год и ведомости работ по мобилизационному оборудованию //ГА МО (Гос. Арх. Мурманской области). Ф. Р364 Оп.1. Д.21. Л. 21.

29Производственные планы завода на 1942 – 1943 гг. и отчеты за 1941 и январь – ноябрь 1942 гг. ГАМО ф.684 оп.1. д. 4 л.7.

Просмотров работы: 998