ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

Бичевина К.В. 1
1
Бичевина А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В данной работе рассматривается качество почвы в условиях городской среды. Предлагаются дополнительные сведения из разнообразных источников. Проведены различные практические исследования выявляющие состояние плодородного слоя.

Тема: Влияние качества почвы в условиях городской среды на рост растений.

Аннотация.

Работа посвящена изучению современного экологического состояния почвы. Материалами для работы послужило проведение практических исследований, которые позволяют оценить плодородие почвы города и пришкольного участка .

Цель: определить качество почвы в условиях городской среды в пределах территории школы.

Методы: теоретические ( изучение литературы), эмпирический (описание экспериментов), практические ( лабораторные исследования, наблюдения), метод биотестов, статистический (анализ практических работ, расчётов). Данные методики определения исследований используются в сельском хозяйстве.

Задачи:

  1. Рассмотреть плодородие почвы на городских участках.

  2. Определить вид почвы, механический состав, количество перегноя, воздухопроницаемость и кислотность прилегающих к школе земельных участков.

  3. Подвести итоги и сделать выводы проделанной работы.

Таким образом, мы можем сказать, что качество городской почвы, прилегающей к территории школы, очень низкое, требует дополнительного удобрения, внесения перегноя и улучшение структуры почвы. А территория пришкольного участка соответствует нормам плодородия.

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………….стр.5

  2. Глава .Общая характеристика почв Забайкалья.

  1. Почвы Забайкалья……………………………………….…….стр.7

  2. Разнообразие почв Забайкалья………………………….……стр.8

III. Глава. Практическая часть.

1.Практическая работа №1 «Содержание в почве перегноя и воды».

2.Практическая работа №2 «Механический состав почвы»....стр.9

  1. Практическая работа №3 «Воздухопроницаемость почвы».стр.10

  2. Практическая работа №4 «Исследование кислотности почвы»………………………………………………………....стр.11

  3. Практическая работа №5 «Определение плодородие почвы по

продуктивности растений»………………………………….стр.12

  1. Вывод и предложения……………………………………..….стр.13

Список литературы…………….…………………………...………..….стр.14

Приложения …………………………………………………..……..…стр. 15

Введение

На сегодняшний день данная проблема стала актуальной. Мы поднимем очень важные экологические проблемы современности, проблемы охраны почв. Основной путь выхода из экологического кризиса – переориентация ценностей природы.

Проводя исследование в прошлой работе, по определению свинца в почве нас заинтересовало, как загрязнение почвы влияет на плодородие. В последние годы мы видим, что озеленение города происходит очень активно. Однако для посадки используется привозная почва. И возникает вопрос: «Каково плодородие городской почвы?», так как на газонах даже сорняковая трава растет не везде! Когда говорят о земле, из которой растения своими корнями извлекают питательные вещества и воду, то называют её почвой.

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Почва - верхний плодородный слой земли. Глубина почвенного слоя бывает различной. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см., зато в других его толщина достигает нескольких метров. Почва, как чехол, надевает сушу нашей планеты. Но чехол этот не сплошной: местами, где на поверхность выходят горные породы, его вообще нет. Впервые о происхождении почвы писал М.В. Ломоносов в трактате "о слоях Земли". Учение о почвах создал в 80-х годах хIх веке профессор Докучаев, который показал, что почва-это особая среда, образованная и населенная многочисленными организмами. Он выделил 5 почвообразующих факторов - климат, материнская порода, рельеф, живые организмы и время. Любой вид почв может быть охарактеризован по ряду экологических особенностей: сложение и структура почвы; почвенная среда; воздушный режим; солёность и кислотность почвенного раствора; наличие в почве кальция; почвенная микрофлора и фауна. В процессе почвообразования формируются отдельные слои, называемые почвенными горизонтами. Почвообразование идёт со скоростью 0,5 – 2 см за 100 лет. Для создания самого плодородного верхнего слоя почвы мощностью 18 см природе понадобится от 1400 до 7000 лет. Разрушение такого слоя может произойти от одного сильного дождя или пыльной бури. Почвенный слой можно увидеть на обрывистом берегу реки или крутом склоне оврага. Он отличается от нижележащей материнской породы по цвету, по количеству корней растений, по форме и величине комочков. Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей планеты. Но без этой "плёнки" не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека. Почему?

Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микроорганизмов превращаются в перегной. Потом из перегноя вновь образуются соли. Учёные говорят: "происходит круговорот веществ" Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота!

Почва - это не только особое природное образование, но и среда обитания многих организмов. В почве обитают микроорганизмы, бактерии, грибы, водоросли, простейшие мелкие беспозвоночные (дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.). А также крупные позвоночные животные (кроты, слепыши и др.). В почве находятся живые подземные части растений - корни, корневища, клубни, а также споры, плоды и семена. В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов. Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества в почве и формируют плодородный слой почвы - гумус - особое вещество, содержащее химические элементы, необходимые для питания растений. Различают естественное и искусственное виды плодородия. Естественное (природное) плодородие то, которым почва обладает в природном состоянии, без вмешательство человека. Оно присуще целинным почвам и характеризуется продуктивностью произрастающих ценозов. Освоение почв вносит существенные изменения в естественное развитие почвенных процессов. Эти изменения обусловлены мелиорацией – внесением удобрений, осушением или обводнением и другой обработки почвы (известкование, гипсование и т.д.). Плодородие, которое приобретает почва в результате целенаправленного человеческого воздействия, называется искусственной.

  1. Почвы Забайкалья

Первыми исследователями почв Забайкалья являются И. Г. Гмелин и Ф. И. Рупрехт. Они определяли характер почв и грунтов в различных местах Забайкалья во время своих экспедиций в первой половине XVlll века. Тогда появились первые сведения о забайкальских чернозёмах, солончаках, а так же песчаных и каменистых почвах.

Используя материалы этих исследований, В. В. Докучаев в 1882 года в докладе на заседании вольно – экономического общества отметил, что в районе среднего и нижнего течения Аргуни, где впадают Урюмкан и Газимур, встречается очень жирный чернозём.

В начале XX века почвенные исследования были продолжены по заданию Переселенческого управления. Основная их цель – выявление земель, пригодных для заселения и использования.

Таким образом, природные условия Забайкалья характеризуются рядом своеобразных черт и особенностей, что нашло соответствующее отражение в характере почвенного покроя, который по своим признакам и свойствам отличается от одноименных почв европейской части России.

2.Разнообразие почв Забайкалья

В зависимости от состава почвы - наличия в ней органических и минеральных веществ, воды и воздуха - встречаются различные виды почв: чернозёмные, подзолистые, солончаковые, серые, лесные каштановые, краснозёмы. Больше всего гумуса содержат чернозёмы. Основное свойство почвы - её плодородие. В Забайкалье преобладают: горно-мерзлотно-таёжные. Являются господствующими. Формируются под покровом лиственничной тайги с примесью берёзы и осины. В с/х производстве почти не используются. Подзолистые и дерново-подзолистые. Встречаются в виде небольших пятен на рыхлых отложениях. Серные лесные. Занимают лесостепную природную зону. Формируются под редкими берёзовыми лесами с густым высокостойным лесным разнотравьем и редколесьем с травянистым покровом. Чернозёмные. Развиты в степях на юго-востоке, формируются под разнотравно-злаковой степной растительностью. Каштановые. Являются зональным типом сухих степей, формируются под злаково- нителистниковыми растительными ассоциациями. Аллювиальные. Характерны для всех зон в долинах рек, относятся к неполноразвитым. Распространены по долинам рек Шилки, Онона, Ингоды, Аргуни, Чикоя и их притокам. Формируются они на речных слоистых наносах. По механическому составу такие почвы чаще супесчаные. Используются под сенокосы и пастбища. Болотные и лугово-болотные. Являются наиболее плодородными, но нуждаются в предварительном окультуривании. Формируются в условиях достаточного увлажнения, под разнотравьем. Более распространены в Борзинском, Читинском, Улётовском, Оловянинском районах. Механический состав разнообразен.

«Определение качества почвы различными методами»

Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством перегноя и воды, необходимыми для растений.

Для того, чтобы определить плодородие участков, прилегающих к школе, исследовали следующие показатели: количество перегноя, количество воды, механический состав, водопроницаемость, воздухопроницаемость, кислотность почвы.

Для этого мы провели следующие практические работы.

Практическая работа №1

«Определение плодородия почвы по количеству перегноя»

С глубины 15 – 20 см взяли образец почвы весом 100 г, рассыпав тонким слоем на листе фанеры, оставили на 5 – 6 часов на солнце. После пересыхания взвесили, у нас получилось, что почва стала весить 94,5 грамм. Потом в фарфоровой чашке прокалили до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. У нас получилось, что почва стала весить 84,1 грамм.

Решение: 100-94,5=5,5 – грамм воды

94,5-84,1=10,4 – грамм перегноя

Вывод: таким образом, количество перегноя в 100 граммах почвы соответствует 10,4 граммам перегноя. (Приложение №1)

Практическая работа №2

«Исследование механического состава почвы»

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

Супесчаная

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень не прочных комочков

Сугли-нистая

Мажется, песчинки едва прощупываются

Скатывается в шарик и «колбаску», при сгибании в кольцо ломается

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

Во время определения механического состава почвы мы пользовались данной таблицей и провели исследование почвы на ощупь. Почва мазалась, и ощущались песчинки.

При скатывании влажной почвы в шарик она скатывалась плохо. При резании поверхность среза была шероховатая. И почва состояла из небольших комочков. (Приложение №2)

Вывод: при данных результатах исследования следует, что почва – супесчаная.

Практическая работа №3

«Исследование почвы на воздухопроницаемость»

Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать её в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количества пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых подтверждений. (Приложение №3)

Вывод: Мы провели этот опыт. У нас получилось, что почва на воздухопроницаемость – слабая. Т. к. воздушных пузырьков было мало, в результате данной работы мы установили воздухопроницаемость почвы на пришкольном участке. Цифровых данных мы привести не можем, только визуальные.

Практическая работа №4

«Исследование кислотности почвы»

Кислотность почвы участка, прилегающего к школе, определяется следующим образом. (Приложение №4)

В пробирке к 3 – 4 граммам почвы приливали 4 – 5 см кубических хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течении 3 - 4 минут, затем отстаивали.

После того как раствор посветлел, брали пипеткой 1 см кубический этого раствора, помещали его в фарфоровое блюдце и приливали 1 – 2 капли индикатора – лакмуса.

Если раствор окрасится в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленый цвет, то щелочной.

Исследование мы провели на трёх участках:

  1. У дороги

  2. Около лесного насаждения

  3. На пришкольном участке

Вывод: В результате исследований, у нас получилось, что почва у дороги – щелочная, раствор окрасился в светло-зелёный цвет.

Около лесного насаждения – нейтральная.

На пришкольном участке – нейтральная.

Практическая работа №5

«Определение плодородие почвы по продуктивности растений (метод биотестов)»

Оборудования и материалы: пластмассовые стаканчики; стеклянные трубочки диаметром 0,8см; образцы почвы, взятые в разных местах, чистый промытый и прокаленный песок; семена овса. (Приложение №5)

Методика исследования:

  1. Образцы почвы с разным содержанием гумуса рассматривают при разном освещении, определяется их категория.

  2. Образцы почвы помещаются в пластмассовые стаканчики в трехкратной повторности. Контроль – чистый промытый и прокаленный песок. Объём почвенных образцов в каждом сосуде не менее 100 – 150 г. полив производится через стеклянную трубочку, которая вставляется перпендикулярно дну стаканчика.

  3. Прорастить семена при температуре 26 – 27гр. До размера основной массы проростков 5 – 6 мм.

  4. Отобранные одинаковые проростки высаживаются в стаканчики по 12 – 13 штук. Через несколько дней, после приживания проростков, оставляют их 10 штук в стаканчике. Почва поливается одинаково.

  5. Когда проростки вырастут до 8 – 12 см, они осторожно вытаскиваются из почвы, обмываются водой и высушиваются фильтровальной бумагой.

  6. Измеряется длина трубчатого листа и корневой системы отдельно, данные вносятся в таблицу.

  7. Взвесить на весах всю массу проростков, выросших на одном виде почвы.

  8. Плодородие почвы определяется по высоте и весу проростков (по отношению к контролю, который принимается за 100%). Для этого составляется шкала оценок. Почва по плодородию делится на 5 условных категорий:

  • Очень бедная, малоплодородная – песок (100%)

  • Почва бедная, мелогумусная, малоплодородная(125%)

  • Среднегумусная, среднеплодородная (150%)

  • Гумусная, плодородная (175%)

  • Очень плодородная, высокогумусный чернозём(200%)

Вывод: когда ростки взросли, мы измерили высоту ростков, в итоге у нас получилось:

  1. У дороги 0,8 см, следовательно, почва у дороги – малоплодородная.

  2. У лесного насаждения 1,8 см, следовательно, почва у лесного насаждения – среднеплодородная.

  3. На пришкольном участке 3,05, следовательно, почва на пришкольном участке – высокоплодородная.

Вывод проделанной работы:

Таким образом, мы можем сказать, что качество городской почвы прилегающей к территории школы очень низкая, требует дополнительного удобрения, внесения перегноя и улучшение структуры почвы. А территория пришкольного участка соответствует нормам плодородия.

Наши предложения:

  1. Привезти почву с территории с повышенным количеством плодородия.

  2. Орошение земельных территорий.

  3. Производить высадку деревьев и кустарников, цветов.

  4. Расширить озеленение территорий.

Используемая литература

  1. Багова В. З., Баринов А. О., Зайцева О.Н. – география Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Учебное пособие. – Чита: Поиск, 2001. – 328 с.

2. Дегтев А. В., Дианов В. Ф., Литвиненко Н. И. – география Читинской области. Учебное пособие для средних школ. – Чита: Издательство «Поиск», 1997. – 210 с.

3. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты. Сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208с.

4. Ресурсы Интернета: www.wikipedua. Ru

5. Стери П., Лэнгли Э. – Всё обо всём: Большая энциклопедия – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003. – 159с.

Приложение №1

Приложение №2

Исследование механического состава почвы

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Определение плодородие почвы по продуктивности растений

18

Просмотров работы: 899